Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и цели государственной помощи
.1 История социальной помощи
.2 Понятие государственной социальной помощи
1.3 Цели государственной социальной помощи
Глава 2.Особенности предоставления государственной социальной помощи
.1 Получатели государственной социальной помощи
.2 Порядок назначения государственной социальной помощи
2.3 Отказ в назначении государственной социальной помощи
Глава 3. Характеристика видов и размер государственной социальной помощи
.1 Государственная политика в отношении инвалидов, нетрудоспособных граждан и других категорий
.2 Государственная социальная политика с акцентом на социальную защиту семьи
3.3 Особенности социальной политики в различных сферах жизнедеятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления.
Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.
Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Социальная помощь
... структурно-функциональный и др. Глава 1. Теоретико-правовые аспекты организации срочной социальной помощи 1.1 Понятие государственной социальной помощи и сущность срочной социальной помощи В процессе жизнедеятельности никто ... полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода "страховочный пояс", который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. ...
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства — неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.
В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 года в ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.09.2013.
Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время -малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.
Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена. Кроме того нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам.
Сказанным и определяются актуальность, научная и практическая значимость избранной темы исследования.
Объект исследования: категории граждан, нуждающихся в социальной помощи государства.
Предмет исследования: процедура предоставления государственной социальной помощи.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие государственной социальной помощи.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие и цели государственной помощи.
2.Изучить особенности предоставления государственной социальной помощи.
детское телевидение как государственное социальное обязательное перед обществом
... и телепередачи. Цель данной работы - рассмотреть процесс создания детского телевидениякак государственное социальное обязательство перед обществом. Задачи, которые необходимо решить в рамках достижения ... daily. - 2014, 10 октября. - URL: < 2011/07/12/media/562949980620091> 10. Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития. Отраслевой доклад ФАПМК. - М., 2013. - С. ...
.Определить характеристику видов и размер государственной социальной помощи.
Глава 1. Понятие и цели государственной помощи
.1 История социальной помощи
Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.
Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» (1701 г.) и «Об учреждении во всех Губерниях госпиталей» (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».
Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.
Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России — Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения «для всех гражданских сословий». На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.
В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.
Мини-реферат на тему: История становления социальной психологии в России
... самих себе, делает нас более чуткими к социальным влияниям. 1. Зарождение социальной психологии как науки в России В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины просто не ... духа, проявляющегося в деятельности и переживаниях групп людей и коллективов. В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Н.К. Михайловский (1842 ...
Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой — обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.).
Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей — безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.
До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.
Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 «призреваемыми». В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.
Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского).
Также при Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета «Русский инвалид», уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствии многие из них перешли к Обществу Красного Креста.
В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал «Слепец».
Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления
... социальной помощи. 3.Определить характеристику видов и размер государственной социальной помощи. Объект исследования: категории граждан, нуждающихся в социальной помощи государства. Предмет исследования: процедура предоставления государственной социальной помощи. Глава 1. Общая характеристика понятия социальная помощь 1.1 Понятие социальная помощь гражданам в РФ Государственную социальную помощь ...
1.2 Понятие государственной социальной помощи
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе О государственной социальной помощи. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе О государственной социальной помощи. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат).
Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия материальное положение практически не используется, обычно речь идёт об оценке уровня доходов или уровня потребления. Для нас предпочтительнее термин материальное положение, поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи (государственные системы социальной помощи), так и ... с ограничением жизнедеятельности вследствие физических или умственных недостатков нуждаются в социальной помощи и защите. Инвалиды пожилого возраста из общего числа инвалидов составляют ...
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь — создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
В настоящее время согласно Федеральному закону от 17.07.99 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.09.2013) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ» <#»justify»>Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным.
Чертой государственной социальной помощи является то, что она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций. Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Под субсидией понимается целевое назначение оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Под компенсацией возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Кроме денежных выплат Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме. Как указывает Долотин Б. «Закон «О государственной социальной помощи» даёт органам исполнительной власти самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат, так и в натуральной форме. Данное положение позволяет утверждать, что при недостатке денежных средств местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.
Отличительной чертой государственной социальной помощи, по моему мнению, является её временный характер. В соответствии со ст.6 Закона О государственной социальной помощи она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального ...
... программы учебной дисциплины соответствует о новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Социология» рассчитана на 60 часов и ... и другими общественными науками. Основные понятия социологии: "социальные отношения", «социальный факт», «социальный фактор», «социальная закономерность» и др. Возникновение и развитие представлений об ...
Таким образом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что определение государственной социальной помощи, закреплённое на законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав. В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие закона о государственной помощи, который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.
1.3 Цели государственной социальной помощи
государственный социальный помощь политика
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются:
достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;
существенное улучшение социальной инфраструктуры.
восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников; обеспечить справедливое распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;
Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический ...
... вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.Программы ранней помощи. В России имеется ряд ... теоретические проблемы специальной психологии и специальной педагогики. Медико-социально-педагогический патронаж.Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных ...
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи;
Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью социальной справедливости, а напротив, сопряжён с неоправданной дифференциацией доходов, которые не всегда зависят от вложенного труда и капитала. В этих случаях государство должно применять прогрессивное налогообложение для перераспределения доходов.
Т.о. Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
— адресного использования бюджетных средств; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ <#»justify»>.1 Получатели государственной социальной помощи
В соответствии с законом (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ <#»justify»>2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ <#»justify»>В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.
Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы
... специальности «социальная работа». 3. Охарактеризовать структуру социального образования. 4. Рассмотреть проблемы содержания социального образования. 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Принципиальной особенностью социальной работы ... СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ...
Свои особенности имеет социальная работа в системе социального обслуживания, являющегося важнейшей организационно-правовой формой социальной защиты. Социальная работа осуществляется специалистами, работающими в учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социального обслуживания, Центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты); геронтологические центры и иные учреждения представляют разносторонние услуги нуждающимся.
Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:
а) оказание социальной помощи:
выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;
создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности;
предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);
содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);
организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;
б) консультирование:
консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);
участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
родительский медико-психологический всеобуч;
в) социальное корректирование и реабилитация:
социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;
г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:
предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;
д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.
Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.
Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.
Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».;
«…В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом…» (п. 5);
«…Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ…» (п. 6).
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 кл.); среднего (полного) общего образования (10-11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.
Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением («образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников»); какими могут быть формы учреждений («образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)»; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства («действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности»).
Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12).
Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации» при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека — биологическое и социальное — находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.
Биологические факторы характеризуются определенными анатомо-физиологическими особенностями функциональных систем организма, обеспечивающих устойчивость биологической системы в целом, ее уровень адаптационных ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, а также наследственную предрасположенность биологических признаков и функциональных особенностей организма. В то же время в совокупности социальные условия создают определенную социальную среду, в которой проявляются биологические факторы.
Вместе с тем врожденные наследственные заболевания, дефекты физического и психического развития, наследственная предрасположенность к ряду заболеваний как изменения биологической системы организма, в свою очередь, оказывают воздействие на социальную среду.
Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний. При этом используются различные методы для более полного восстановления организма, нормализации его физиологических процессов.
К задачам социальной работы относятся выявление ведущих социальных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания или состояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые могут оказать влияние на здоровье будущего поколения. Организационной основой для решения этой проблемы являются:
создание в учреждениях здравоохранения кабинетов медико-генетической консультации;
проведение санитарно-просветительной работы с будущими родителями посредством издания соответствующей научно-публицистической литературы, обучение в школе матери и ребенка на базе женских консультаций и т.п.;
проведение комплекса мероприятий по воспитанию у населения здорового образа жизни;
профилактическое углубленное обследование населения с целью формирования «групп риска», лиц, у которых развиваются патологические состояния, а также больных с целью предупреждения развития и прогрессирования у них осложнений.
Однако профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние общества и семьи в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографических показателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводство населения; недостаточно учитываются экономическая обстановка местности проживания и ее влияние на здоровье человека.
По определению ВОЗ, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности — социальной работы. Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне — на уровне медико-социальной работы.
Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.
В этой связи становится понятным, что комплексное изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье человека, имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или социальных аспектов в проведении профилактической работы.
Основные направления медико-социальной работы
Существуют два типа медико-социальной работы — патогенетический и профилактический.
Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.
Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Профилактическая медико-социальная работа подразделяется на два вида:
первичная профилактика;
вторичная профилактика.
Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеографическая обстановка местности проживания и т.п.) на здоровье человека. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральная поддержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д.
Основу медико-социальной работы должны составлять возрастно-половые данные пациентов, учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов, состояние медико-социальной среды.
В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности. Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.
К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.
Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.
Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.
Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны.
Так же, как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социальная работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества. Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).
В российской системе организации здравоохранения в России социальная работа частично осуществляется медицинским персоналом, работающим по участковому принципу семейной медицины и осуществляющим социальный патронаж тяжелобольных, престарелых и одиноких людей, инвалидов. Важнейшую роль играют выделяемые в лечебных учреждениях так называемые социальные койки. В последние годы стали создаваться хосписы, которые, к сожалению, из-за дороговизны остаются недоступными для большинства людей, нуждающихся только в социальном уходе по состоянию здоровья. Конечно, социальная работа на врачебном участке была бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющего необходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека.
Социальная работа играет основную роль на этапе трудовой реабилитации больных, определения его трудоспособности и работоспособности, трудового прогноза, профессиональной переориентации, создания определенных производственных условий для поддержания социальной активности индивидуума.
Важными направлениями медико-социальной работы становятся: планирование семьи, охрана материнства и детства; психотерапия; наркология; онкология и др.
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.
Закон регулирующий правоотношения в социальной сфере — Федеральный закон О государственной социальной помощи. Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.
Принятие этого закона свидетельствует о том, что социальная политика в России находится в развитии, большое внимание уделяя проблеме бедности тем группам населения, которые до настоящего времени не были защищены государством.
Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Под ней понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий и компенсаций, жизненно необходимых товаров.
Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.
В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 17 июля 1999г. О государственной социальной помощи (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.09.2013) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ» //Российская газета, 2013, №43, 21 июля.
.Бульянова М. О. Право социального обеспечения:Учебник. М., 1999.
.Бурджалова Ф.Э. Современная социальная политика: Учебное пособие.-М., 1996.
.Голенко Е.Н., Ковалёва В.И. Право социального обеспечения: Учебник.-М., 1999.
.Смирнова Н.Л. Право социального обеспечения: Учебное пособие.-Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998.
.Сулейманова В.И. Социальное обеспечение и социальное страхование.-М., 1997.
7.Социальная защита населения: опыт организационно — административной работы/ Под ред. В.В. Кукушина. — Изд. 4 — е, перераб. и доп. — Москва: ИКЦ «Март», Ростов — на — дону: Издательский центр «Март», 2004 — 400 с.
.Право социального обеспечения: Учебное пособие 2-е издание.-М., 1999.
.Проблемы семьи и семейной политики. Вьш.3 (Сб.научных работ).- М.,1993.
.Право социального обеспечения : Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. — М., 1997.
.Право социального обеспечения в схемах.-М., 1999.
12.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения — М., 2009.
.Бабков В,Н. Адресная социальная поддержка малоимущих семей: научное сопровождение пилотной программы // Семья в России, 2013, №3-4.
.Братчикова Н.В. Материальная помощь: отчисления во внебюджетные фонды //Юрист, 2013, №6.
.Васильев В. Малоимущим руку помощи //Человек и труд, 2013, №7.
.Долотин. Б. Пути реформирования //Социальное обеспечение, 2013, №11.