51. Драматургия 1960-1980-х гг проблемы, герои, жанровые особенности

51. Драматургия 1960-1980-х гг: проблемы, герои, жанровые особенности.

Психологическая драма (традиц. Островского – Чехова – Горького: А. Арбузов и В. Розов, А. Вампилова.

-Поствампиловская драматургия /“новой волны” 1970–1980-х (Л. Петрушевская, это В. Арро, В. Славкин, А. Галин, С. Злотников, Л. Разумовская, Н. Коляда и др).

Художественные средства:

1)Подчеркнутость быта- герои проходят проверку Бытом (описание бытовых мелочей, диалоги- решения бытовых проблем, предметы быта становятся образами-символами. “быт сконцентрирован, сгущен так, что, кажется, исключает существование всякой иной реальности.»

2)Традиции А.П. Чехова, -расширяют сценическое пространство. Внесценическихе персонажи, присутствие Истории и ее влияние -сценическое пространство расширяется до пределов картины жизни.

3) Процесс эпизации драмы. Элементы эпоса – притчи, сны героев, в расширенных ремарках ярко заявлен образ автора

Розов Виктор Сергеевич [р. 8(21).8.1913, Ярославль] работал в жанре социально-психологической драмы.

В критике тех лет быстро закрепилось обозначение молодых героев популярного драматурга — “розовские мальчики” — юные мечтатели, максималисты, видевшие жизнь в “розовом” свете и преподносивших взрослым уроки независимости и доброты. Главный герой следующей пьесы Розова “В поисках радости” (1956) Олег Савин пишет стихи.

Эти неумелые, наивные строки, которые Олег читал в финале пьесы, проникнуты антимещанским пафосом, составляющим атмосферу всего произведения. Противостояние романтического бескорыстия и потребительского “вещизма” выражено в нем со всей недвусмысленностью противопоставлением юного Олега и жены его старшего брата Леночки. Именно из-за нее, считает молодой герой, брат, талантливый ученый, оставил науку и занялся зарабатыванием денег для приобретения всех тех материальных благ, о которых она мечтает. Ближайшая цель и смысл Леночкиной жизни — покупка современной полированной мебели. Юный романтик Олег, у которого отец погиб на фронте, а мать Клавдия Васильевна одна поставила на ноги четверых детей, не может понять и разделить Леночкиного “мещанского” восторга, когда она нежно гладит только что купленный сервант, приговаривая: “Красавчик ты мой! Прелесть ты моя!”

Хрестоматийной стала кульминационная сцена пьесы “В поисках радости”. Олег случайно пролил чернила на новый Леночкин стол, и та в отместку выбрасывает в окно его аквариум.

5 стр., 2011 слов

В поисках радости

... команду определенным генам, а те -- клеткам: синтезировать пептиды радости. В считанные доли секунды пептиды появляются, устремляются к рецепторам ... тот? Оказывается, не только к невзгодам, но и к радости организм привыкает. Положительная эмоция рождается, но все слабеет, как ... себя в постельных экспериментах? Не проще ли принимать пептиды радости в виде капель? Как бы могла разом перемениться жизнь ...

Леночка. Чтоб сдохли твои проклятые рыбы! Чтобы они сдохли!.. К черту их! (С размаху швыряет банку в окно.) Олег (кричит).

Они же живые! (Бросается во двор.) …Ты моих рыб! Ты!!! Из-за этого барахла!.. Ты… (Вдруг начинает срывать покрывала с мебели, бьет вещи кулаками, царапает ногтями, плюет.)

Леночка. Оставь! Что ты! Оставь!

Олег. Нет!!! (Вдруг вскакивает на диван, хватает саблю, вытаскивает ее из ножен и начинает рубить вещи.)

Леночка (кричит).

А-а-а!.. А-а-а!”

Обилие восклицательных предложений, бурных эмоций в этом эпизоде уже в те годы вызывало иронию у многих критиков, писавших о неадекватных реакциях розовских “героев в коротких штанишках”. Однако эти герои и в те годы, и много позже автором неизменно оправдывались. Их помыслы были чисты, их стремление бороться со злом во всех его проявлениях не подлежало сомнению.

Вспомним, как шокировало Олега, когда он увидел, как Гена берет из кармана отца 100 рублей. И как из-за этого не хотел принимать от него новый аквариум. – нравственная чистота.

Максимализм героев проявляется ярко в подобных сценах пьес Розова («В добрый час!», «В поисках радости» и др.).

Стоит отметить мотив, повторяющийся на протяжении всего произведения «Опять слышен стук топора». Этот стук словно предостерегает героев о потере их нравственных качеств, о грядущем «овеществлении» их жизни.

Проблема мещанства быта и мещанства духа поднимается и в психологической драме В. С. Розова «Гнездо глухаря» (1978). В ней раскрываются нравственные болезни периода застоя, когда представления о нравственных и духовных ценностях заняло уродливо мещанское понимание «престижности».

Главный герой пьесы «Гнездо глухаря» Степан Судаков в прошлом был активным комсомольцем, добрым человеком с прекрасной улыбкой, фронтовиком. Ныне это владелец респектабельного жилья — «гнезда», не выдержавший «испытания сытостью». Судаков недоумевает, почему его домочадцы несчастливы в огромной шестикомнатной квартире со всеми атрибутами, символизирующими престиж: коллекцией икон, Босх, томики с Цветаевой и Пастернаком на книжных полках и экзотическими вещами из разных стран. По пути к «вершине» Судаков потерял нравственный ориентир, его «душа его обросла телом» настолько, что стала глуха даже к боли самых близких людей. Принцип его нынешнего существования выражен во фразе: «Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю». Эти «мелочи» — трагедия дочери, драма подруги юности (Валентины), проблемы младшего сына Прова, бунт жены, превратившейся стараниями «глухаря»-Судакова в «домашнюю курицу». Ради идеи Судаков готов пренебречь самым дорогим, что впрочем для него уже потеряло свою значимость.

Автор задает вопрос: что же сделало Степана Судакова «глухарем»? Подобное предложение к размышлению звучит в словах Судакова-младшего, девятиклассника Прова: «Вот, говорят, если срезать дерево, то по кольцам его можно определить, какой год был активного солнца, какой пассивного. Вот бы тебя исследовать. Просто наглядное пособие по истории… До чего же ты, отец, интересно сформировался…»

«Титаническое самоуважение» и в то же время угодническое «метание бисера» Степана Судакова перед иностранцами смешны, а вера в собственную непогрешимость и крепость своего «гнезда» — зыбкое ограждение от парадоксов жизни. Подтверждение тому находится в финале пьесы, когда происходит крушение Глухаря – Егор, тот на которого он возлагал большие надежды, предает его(работа) и его семью (Искра).

12 стр., 5655 слов

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы «Вишневый сад»)

... постановщика, нужно знать, в чем специфичность построения композиции и образа героев автора. Объектом исследования является пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Предмет исследования - авторские ремарки в ... тексте. Основные понятия работы - ремарка, образ героя, психологизм. Основной метод работы ...

Страшнее то, что с благословения таких «глухарей» процветают явления и люди куда более опасные. И Розов и Вампилов представили крупным планом легко узнаваемый тип удачливого, достигшего прочного социального положения человека, внешне очень «правильного», но по сути холодного, расчетливого, жестокого. В «Гнезде глухаря» таким является зять Судакова Егор Ясюнин («сильная натура», «человек без нервов»), ему же родственен официант Дима в «Утиной охоте». Этим людям незнакомы терзания, раздвоенность, рефлексия от угрызений совести. Они пойдут по головам несмотря ни на что.

Заповедь Степана Судакова «живи весело и ничего не чувствуй» органично перекликается с жизненными установками Егора Ясюнина. Он учит Прова отказывать людям в просьбах. «Неприятно попервой, потом тебя ж больше уважать будут». Итак, главное в жизни, по теории «глухарей», — не волноваться! Заметив, как волнуют супругу чужие письма, присланные в газету, он говорит: «В своем единоличном хозяйстве каждый должен управляться сам. Приучили просить милостыню». Новая жертва Егора — юная Ариадна, дочь более высокого начальника. «Вы не боитесь Егора, Ариадна?» — спрашивает ее Искра и предостерегает: «Вы не будете любить цветы, вы перестанете слушать музыку, у вас не будет детей никогда. Он растопчет вас, вытрет о вас ноги и перешагнет».

Т.О. смысл названия пьесы в нравственной глухоте отца. Он утратил все чувства, нравственные идеалы, иконы заменил на африканские маски.

Важна также в пьеса закадровая трагедия – гибель подростка Коли. Она словно показывает нам, куда может привести эта глухота. Здесь заучит и мотив камня – подросток мечтает ничего не чувствовать, быть камнем, и это в 15 лет! И тут звучит идея ухода из жизни человека, которых по сути еще не вступил в жизнь. Позже этот мотив неприятия жизни проявится в Арбузова. Этот мотив только усиливает трагичность. Именно поэтому мы называем драмы Розова социально-психологическими.

В них такжеможно заметить опосредованное влияние шекспировский натуральных характеров и социально-психологических пьес Островского.

Алексей Николаевич Арбузов (1908—1986).

Один из постоянных образов – поэтическая женщина. Она странная, женщина-праздник.

Затем ей на смену приходит деловая женщина.

Герои Арбузова — это люди, в которых романтика юности, ее мечтательность, ее порывы, ее ищущий дух сочетаются с той романтикой, какая свойственна созиданию новых, еще незнакомых человечеству форм жизни.

Чеховские традиции – музыкальность, мотивность, подтекст.

Важен темпоритм.

«Жестокие игры» 1978

Эксперимент.

Характеристика героев: инфантилизм и ущербность от одиночества. Тема одиночества! Квартира Кая – ночлежка для одиноких сердец. Свинцовые капли дождя в картинах Кая (пробивают кожу человека)– мотив самоубийства. Образ Кая, как наблюдателя, который время ощущает болезненно. Герои больше всего скучают по детству. Образ новогодний елки – время гармонии.

26 стр., 12514 слов

Аномалии психологических состояний и манипуляторские отношения ...

... В. Эфроимсона Генетика этики и эстетики, в которой исследуются обстоятельства жизни и наследственные признаки, формирующие в характере вспыльчивость, брутальность, напористость, конфликтность, ... признаки. Здесь я попыталась выстроить систему манипуляционных техник, которыми пользуются герои Достоевского Раскольников, Лужин, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Ганя Иволгин, Настасья Филипповна ...

Это пьеса о непреходящих проблемах становления личности, об испытании молодостью.

Три молодых человека, три друга, живут без любви, внимания и понимания. Родители Кая развелись, а он остался жить с чувством вины; Терентию пришлось рано повзрослеть – его отец-алкоголик; Никита успешен и нужен всем, но никем не любим. У них появляется Нели – бесшабашная, добрая, но тоже со своей болью. Однако она круто меняет их жизнь, так как вместе с ней приходит любовь. Дружба и то, что заложено в нас детством, помогает войти во взрослый мир и не сломаться.

Проблема — воспитание и рост молодежи в условиях коммунистического строительства. Арбузов хочет раскрыть душу молодого человека нашей эпохи, показать, как формируют его сознание новый труд и новый быт, изобразить взаимоотношения, складывающиеся в среде молодежи, — товарищество, вражду, любовь, соперничество, рассказать о ее жизненных стремлениях и духовных интересах. В этой связи Арбузова особенно занимает один вопрос. Это — сущность подлинной и ложной романтики. Все основные герои Арбузова находятся в плену ложной романтики. И конфликты, переживаемые ими, обусловлены преодолением этой мнимой, иллюзорной романтики и достижением романтики подлинной.

Обозначена проблема отцов и детей (пьющий отец Терентия, благополучный отчим Кая, забитая мать Нели).

Вампилов

Профессиональный филолог. С 66г- один из самых известных драматургов. Тяготеет к сужению, локализму событий, концентрации (напряженность нравственной ситуации- судьбоносный выбор).

Чеховское- ориентация на подтекст«Прощание в июне»- интересно пространство (разнообр)- город, кладбище. Разрывы во времени. Проблемы нравственности- пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия — вот основные мотивы его пьес.

Тип героя времени – чудаки, странные люди, странные женщины, несущие праздник (философия Соловьева).

Закадровые звуки (вой ветра, шаги)как у Чехова Мелодико-ассоциативный звуковой ряд (струна, ветер в Чайке).

Важен случай анекдот (катализатор сущностного)–является испытанием для героев,прояв личн. Но сюжет самосознания героя важнее, чем анекдотич набор. Прежде всего- нравственно-филоское.

Достоинства:

-синтетическое воплощение разнонаправленных жанровых характеристик

“Прощание в июне” 1966. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах…Талантливый студент — любимец курса, дерзкий и находчивый с девушками,

Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо,  но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы, не перебиваемый хотя бы ради сценического правдоподобия репликами собеседника вроде: Монолог этот — о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека.

жизненный выбор: институт или любовь?

Превращение Колесова – колесо, предает девушку ради диплома, научной работы. Может покатиться и туда и туда. Но легкость превращается в эгоизм. Положительные черты колесова – обаяние, свобода. Зилов в «Утиной охоте» — грузовик Зил, идет по судьбам. Между этими героями 20 лет, победитель студент стал эгоистом и негодяем- горькая ирония. 3 сюжета в «прощании в июне» — колесов и таня, студенческая свадьба и монодрама – человек, который все меряет за деньги.

12 стр., 5670 слов

Становление романного героя в прозе М.Ю. Лермонтова

... прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC% D0%B0%D0%BD ". Название ... (М.Ю. Лермонтов, "Герой нашего времени") является ярким представителем типа героя, соединившего в себе романтическое и реалистическое начало. Таким образом, следует ...

Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «»Утиная охота» – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова» . Драматургия последних десятилетий XX века стремилась «преодолеть устоявшиеся штампы и обратить внимание на тревожные процессы в нравственной атмосфере общества, что прежде всего связывалось с изменением человеческой психологии в сторону вещизма и бездуховности, с переосмыслением ценностных ориентиров» . Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства». «Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , — утверждал Вампилов. «Утиная охота» — лично пережитое, прочувствованное, вымолченное. Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова.

Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой. Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы. Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» — характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. Фраза – «желания не имею» — олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Исследователи отмечают, что «… за плечами Зилова <…> несомненное разочарование, душевный слом, вследствие которого он готов перестать верить в добро, порядочность, призвание, труд, любовь, совесть» . Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Сам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира» : «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Только там и чувствуешь себя человеком – говорит Зилов. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка.

«Утиная охота» — трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» . И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» — настоящее действие, начало новой жизни. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» . Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность.

16 стр., 7866 слов

Стилевые особенности, раскрывающие мир героев А. А. Лиханова

... от примата обосновывается наличием предков, которые вели преимущественно водный образ жизни. Окружающие люди для главного героя казались неживыми, словно «одинаковые поношенные куклы <…> а ... птицами, насекомыми наиболее по­нятны. В романе «Никто» используются многочисленные сравнения героев с животными, раскрывающие их психологические особенности. Зооморфный код романа прежде сего представлен ...

Непонятно смеется Зилов или плачет…

Александр Галин «Крыша» 1976г.

«Новая волна» в драматургии. Ставит диагноз нравственному состояние общества, создает портрет «промежуточного поколения»- «людей не очень добрых, но и не очень злых, все знающих про принципы, но далеко не все принципы соблюдающих, не подлинно умных, читающих, но не начитанных, работу выполняющих, но не любящих, ни во что не верящих, но суеверных, мечтающих, чтобы общего стало меньше, а своего побольше»- Любимова. По сути все это о героях «Крыши», студентах- «молодые инвалиды 20 столетия», рассуждающих о жизни, человечестве, вечных ценностях, но не видящих «человека» друг в друге. Слова Ивана Чмутина: « О людях, о человеке любите поговорить, а простой человек вам не интересен». Проблема истинных и ложных ценностей и истинной и ложной жизни- знание не значит делание. Лишь такие как Чмутин-«поддерживают тепло в очаге жизни».

Тема смерти и бессмертия, веры-безверия, жизни-смерти: с начала пьесы мы в гуще философского разговора (о том, что чел-к мечтает прожить несколько жизней).

Нарочито игровой характер- изощренная натурность речи героев( Йорика и Могильщика) -расчет именно на игру у Галина, а не на прочтение. Вообще Галин мыслит сценой, а не словами на бумаге. Владеет интригой.

Хронотоп времени и пространства:пространство ограниченное- комната ( бытописание, детали) + выход из пространства- дверь, окно (мотив закрывания-открывания двери, окна, преодоление пространства).

Противостояние внешнего и внутреннего, свободы и замкнутости, верха и низа- уже философское звучание, символы («Могильщика потащила земля»), аллюзии к Гамлету- Йорик, Могильщик, религиозные образы и темы: Могильщик- Христос+ «та» женщина, «апостольская плешь»,»холод истины», «чаша жизни», «проповедь на крыше»- возможно соотнос с нагорной проповедью ?! + сама крыша- символ какого-то предела, «другой мир». Вообще тема другого мира, потустороннего- недаром в герое Могильщике видятся черты «проводника в другой мир» или сам он одной ногой «там» («под ногтями земля», «на скелета похож», «меня кто-то зовет снизу»- чуть ли не фольклорный образ мертвеца) , поэтому так стремится на крышу- хочется вверх, а притягивает в итоге земля. Мотив сумасшествия, реальности-ирреальности (присутствие в комнате потустороннего).

Через речь, детали автору передается передать атмосферу+ явное присутствие автора в пьесе- сам обращается к читателю, объясняет, зачем написал пьесу.

Идея- беда героев в их безверии. Нельзя начать жить заново, ничто не проходит бесследно. Утверждается христианская заповедь любви и веры.

Иван чмутин. Инна. Ляля-могильщик. Света – йорик (юра).

11 стр., 5390 слов

Смысл жизни как философская проблема

... дел значит без любви, а такая вера есть вера недействующая, вера мертвая»6. Итак, для спасения людей необходимо правильная вера и жизнь по этой вере (добрые дела). Истинное учение о том, ... если человек живет без веры в Бога, не по заповедям Божиим, не для будущей вечной жизни, то и существование такого человека на земле становится бессмысленным. Для людей, ...

Женская общага. Могильщик залез на крышу. Иван замерз на крыше. Могильщика потянула земля.