Предпосылки возникновения

Нью Эйдж

Нью Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультногоэзотерического исинкретического характера[2]. В более узком смысле этот термин используется для описания идеологически и иногда организационно связанных религиозных движений, идеологи которых оперируют понятиями «Новая эра», «Эра Водолея» и «Новый век», а также иногда именуют себя таким образом. Эти движения зародились и сформировались в своих основных чертах в XX веке, но продолжают активно действовать и по сей день. В основании учения некоторых из движений в духе «Новой Эры» — теософские взгляды, однако к ним близки и объединения на другой идеологической основе, например, последователи Бруно Грёнинга. При этом члены одной организации могут одновременно сочувствовать идеологам родственных движений и участвовать в их работе, переходить из одной группы в другую. Именно из-за того, что речь часто идет об одних и тех же людях, некоторые исследователи предлагают использовать обобщающее название New Age для всех групп с близкой идеологией[5]. Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-е годы.

Всех сторонников движения объединяет то, что они возвещают «великое преобразование», наступление новой эпохи (New Age), которая должна прийти на смену современной культуре. Утверждается, что эта грядущая культура New Age гораздо более совершенна[6] и должна ознаменоваться грандиозным скачком в духовном, мыслительном и технологическом развитии человечества. Отдельные группы, увлекающиеся астрологией, называют эту эпоху «Эрой Водолея». Её начало относят к современности или ближайшему будущему (XX—XXII столетиям).

Нью Эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением (сектойобщинойтрадицией,школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультныхэзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

19 стр., 9498 слов

Деструктивные религиозные организации

... религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Деструктивный культ - это группа или движение, ... населения, независимо от их социального статуса. Иногда подобные организации носили ярко выраженный ... новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж - ...

Движение Нью Эйдж получило развитие также и в России, где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные[7].

Некоторые исследователи рассматривают группы движения Нью эйдж как разновидность деструктивных культов.

  • 1История
    • 1.1Предпосылки возникновения
    • 1.2После Второй мировой войны
      • 1.2.1Нью Эйдж в 1960—1970
      • 1.2.2Массовое развитие в 1980-е годы
  • 2Положения мировоззрения Нью Эйдж
    • 2.1Восприятие времени в Нью Эйдж
  • 3Нью Эйдж и религии
  • 4Нью Эйдж в России
  • 5Нью Эйдж и медицина
  • 6Нью Эйдж и культура
  • 7Критика
    • 7.1Наука
    • 7.2Религия

История

Понятие «Нью Эйдж» широко распространилось в западных средствах массовой информации и литературе в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке Нью Эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками Нью Эйдж были оккультные течения конца XIX — начала XX века[4], такие как спиритизмтеософия и антропософиямесмеризм, «новое мышление», астрологиямагиякаббалагерметизмсакральная геометрия и т. п.

Предпосылки возникновения

Нью Эйдж обрёл популярность в результате культурного и духовного кризиса, который назрел в западной культуре, а также проникновения в общественное сознание идей и концепций из других религиозных культур (индуизмбуддизмшаманизм и т. д.), распространения неоязычества на почве неформальных общественных объединений и маргинальных социальных групп. Многие люди утратили доверие к институту церкви. Школьное образование деградирует, утрачивают влияние традиционные социальные институты. Пустующую нишу заняли религиозные движения, которые часто объединяют под названием Нью Эйдж, ставшие заменой традиционным западным культурным и религиозным традициям.

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультногоэзотерического и синкретического характера, совокупность которых впоследствии получила название «Нью Эйдж» (англ. New Age).

Движение зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий (англ. UFO religion) 1950-х и духовного утопизма 1960—1970-х. К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран. Термин «Нью Эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли, позиционировавшей себя в качестве духовной наследницы Теософского общества, и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью Эйдж», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся, где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе.

5 стр., 2012 слов

Иррационализм западной философии и его течения конца 19 начала 20 века

... человека. Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием ... истину, философскую правду. Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как: · философия науки; · экзистенциализм; · ... бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на Я). · сверх - ...

Таким образом в Нью Эйдж был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям[6]. Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма, современный Нью Эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма, во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам. Для современного Нью Эйдж характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие.

Нью Эйдж в 1960—1970

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжныхсубкультур, таких как битники и хиппи, которые ставили под сомнение западные ценности и считали экзистенциальный и духовный поиск одним из важнейших аспектов жизни. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активную деятельность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Крупное международное сообщество Нью Эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием «Фонд Финдгорна» (Findhorn Foundation).

Массовое развитие в 1980-е годы

Манифестом движения Нью Эйдж стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрилин Фергюсон  «Заговор Водолея».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... – Ты опять в школе для спящих. Школа для спящих – то место, которое посещает огромное число людей на определенной стадии глубокого ... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...

Идеи и мировоззрения Нью Эйдж нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Положения мировоззрения Нью Эйдж

К центральным мировоззренческим положениям Нью Эйдж относят «идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом».

Выделяют следующие положения мировоззрения Нью Эйдж:

  1. Безличный бог (сила)
  2. Вечная вселенная
  3. Иллюзорная природа материи
  4. Цикличная природа жизни
  5. Необходимость реинкарнации
  6. Эволюция человека в божество
  7. Продолжающиеся откровения от неземных существ
  8. Тождество человека с богом
  9. Необходимость медитации (или других способов изменения сознания)
  10. Оккультные практики (астрологиямедиумизм и т. д.)
  11. Вегетарианство и холистические взгляды на здоровье
  12. Пацифизм (антивоенная деятельность)
  13. Всемирный (глобальный) порядок
  14. Синкретизм (соединение различных религий).

Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения Нью Эйдж:

  • гимнастика йогицигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых восточными мастерами и их учениками;
  • бесконтактный массажрэйки, различные виды целительства;
  • методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
  • психоделические практики;
  • астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
  • бытовая магиязаговоры, заклинания, ритуалыгадания, использование кристалловмаятников и других магических предметов;
  • мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
  • новые религии и секты, неоязычествошаманизм.

Восприятие времени в Нью Эйдж

В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в Нью Эйдж, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса. В частности, цикличность времени выражена в календаре Майя, используемом в Нью Эйдж.

2 стр., 983 слов

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

... научным руководителем 8. Промежуточная аттестация Экзамен Содержание научно-исследовательской практики Научно-исследовательская практика студента-магистра проводится в форме выполнения научно - ... документами, регламентирующими деятельность организации или подразделения, в котором проходит практика, ознакомление с текущей деятельностью организации или подразделения Оставление перечня ...

Ряд течений и авторов (Экхарт ТоллеЛи Кэрролл, современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн, течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция, подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age.

По мнению авторов Нью Эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией. Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени.

Нью Эйдж и религии

Нью Эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий. Тем не менее, поскольку эти движения действуют в определенном религиозном и социокультурном контексте, они ориентируются на своего адресата, целевую аудиторию. Хотя в их основе лежит синкретическая смесь, они стараются привлечь сторонников из среды людей, изначально воспитанных на конкретной религиозной основе. Поэтому, например, в странах, где традиционно исповедуется христианство, идеологи New Age неизбежно обращаются к личности Христа и вступают в полемику с Библией.

Хотя индуизм привлекает авторов литературы Нью Эйдж, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под индуистской версией Нью Эйдж часто подразумеваются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированные преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из Нью Эйдж, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую известность приобрёл Ошо, разработавший систему динамических медитаций.
  • Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
  • Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
  • Получила распространение практика ченнелинга (передачи информации от ангелов и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт).

    13 стр., 6130 слов

    Анимация как метод и форма физического воспитания человека

    ... интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни. Предмет изучения валеологии  ... сложилось так, что медицина объектом изучения всегда делала уже больного человека. Здоровый человек не попадал в поле зрения врачей, что привело к процессу ...

    Некоторые из ченнелеров собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)

  • На постсоветском пространстве значительное распространение (146 филиалов) получил ДЭИР.

Обратное воздействие Нью Эйдж на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

  • Религия као дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и привлекла многие миллионы сторонников.
  • Религия бахаи возникла в Персии ещё в XIX веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей Нью Эйдж. Сейчас насчитывает миллионы сторонников.
  • Японское движение оомото-кё сочетает традицию с боевыми искусствами и положениями Нью Эйдж.
  • В Китае получило распространение движение фалуньгун.
  • Болгарское Белое братство.
  • Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмомхристианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.

Случается также, что под маской Нью Эйдж менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации их традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества.

Другой пример — последователь религии Нью Эйдж и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай», и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.

Нью Эйдж в России

На развитие Нью Эйдж в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время.

К Нью Эйдж в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К Нью Эйдж можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики.

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

... XX века. На развитие медицины в ХХ веке определяющее влияние оказали геополитические события: две мировые войны и их последствия, национально-освободительное движение, крах колониализма, образование ... Борьба с эпидемиями и болезнями в масштабах такой огромной страны, как Россия, требовала организационного единства системы здравоохранения и ликвидации ведомственной разобщенности, создания сети ...

Одними из центров распространения Нью Эйдж в России являются магазины (иногда называющие себя «холистическими центрами») сетей «Путь к себе», «Белые облака», «Роза Мира», «Логос» и т. д.

Нью Эйдж и медицина

Под влиянием Нью Эйдж возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме.

Помимо традиционных восточных школ (акупунктурааюрведацигун), популярны течения:

  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.
  • рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии (пранеци), питающей органы и жизненные силы человека;
  • выделение особых узловых точек и зон организма (чакрыданьтяни);
  • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины, а также пришедшее из китайских учений положение о гармонии начал инь и ян.

Основанные на положениях Нью Эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья.

Нью Эйдж и культура

Исследование Новой Эры невозможно без понимания её не только как религиозного движения, но также как социокультурного феномена, отражающего трансформацию культуры, сформировавшейся на основе христианских духовных ценностей и нравственных норм, в неоязыческую, наполненную новыми символами, смыслами, ценностными установками. Можно обнаружить много признаков распространения влияния New Age на различных уровнях культуры. В духовной сфере это — широкое бытование веры в астрологию, реинкарнацию, отказ от понятия греха, стремление к оздоровлению с использованием нетрадиционных методик . Ярко проявляются черты New Age и в материальной культуре: наполнение пространства человека оккультными предметами (амулеты, «денежные» лягушки и проч.), обстановка помещений согласно правилам фэн-шуй. Новое религиозное мышление отражается в поведении и образе жизни части населения. Так, во многих крупных городах привычным для многих людей становится посещение занятий йоги, консультаций колдуна или экстрасенсая Очень характерны для эпохи New Age обостренные эсхатологические ожидания. Вольные и невольные адепты учения вовлечены в циклы ожидания необычных «событий вселенского масштаба», которые назначаются на определенные даты. «Конец Света» назначается лидерами New Age уже не в первый раз.

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... «дикой». Арьес хочет лишь подчеркнуть, что люди Раннего Средневековья относились к смерти как к обыденному явлению, которое ... катастрофы, когда бесчеловечность и шовинистическая агрессивность ежедневно ставят человека перед лицом смерти. Трудно согласиться с позицией ... не внушало им особых страхов». [Гуревич «Предисловие к книге П. Арьеса «Человек ...

Быстрое распространение идей и предметов в духе «Новой эры» происходит посредством самых современных средств связи и маркетинговых технологий . Много объявлений об открытии новых клубов для «духовного развития», «улучшения кармы» и проч. можно обнаружить во многих популярных газетах и на интернет-сайтах. В новостных телепрограммах наряду с прогнозом погоды нередко объявляют и астрологический прогноз. В широких массах населения прочно укореняется специфический для New Age лексикон, включающий, например, такие выражения, как «энергетический вампиризм», «аура», «энергетика» и т. п.  Одна из форм проявления идеологии New Age в массовой культуре — широкое использование символов восточных религий, ассоциация календарного года с образами определённых животных (как в китайском календаре), что порой получает поддержку со стороны государственных учреждений.

Критика

Нью Эйдж подвергается критике с различных позиций. Причисление к Нью Эйдж того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда оттенок обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения Нью Эйдж носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.

Наука

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений Нью Эйдж, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.

Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то вроде нимба).

Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных поляхпарапсихологияастрология и элементы различных религиозных культов.

— Е. Б. Александров

.

Религия

Представители некоторых школ буддизма (иногда относимых к необуддизму), например, Оле НидалСогьял РимпочеТит Нат Хан относятся к Нью Эйджу с сочувствием и используют инфраструктуру центров Нью Эйджа для проведения лекций, встреч и других мероприятий по распространению своего учения. В то же время более консервативные школы буддизма относятся к Нью Эйджу настороженно.

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...

... осваивать правила, принятые в обществе взрослых.   К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят ... или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.   Если на начальном этапе ...

Некоторые традиционные религии, в частности, основные ветви христианства и ислам относятся к Нью Эйджу резко негативно и считают, что его адепты подвергают себя большой опасности духовного самообмана. Суфийские течения ислама отрицательно относятся к утверждениям последователей Нью Эйджа о том, что популярные в этом течении Г. И. ГурджиевП. Д. Успенский и Идрис Шах будто бы являлись суфиями.

Значительная часть направлений Нью Эйджа критикуется представителем РПЦ, известным деятелем российского антикультового движения А. Л. Дворкиным. Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения и причисляются к деструктивным сектам. Активно критикует различные направления Нью Эйджа известный православный публицист и проповедникАндрей Кураев.