Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 12
1.3. Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Методика исследования. 22
2.1. Характеристика детей экспериментальной группы 22
2.2. Анализ условий, созданных в ДОУ и в группе для формирования представлений у детей о здоровом образе жизни 24
2.3. Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 26
2.4. Опыт работы по формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни 31
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 46
Введение
Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция повышает нервно-психическое напряжение современных детей и вместе с тем понижает уровень двигательной активности не только в процессе учебно-воспитательной деятельности, но и в повседневной жизни.
Из-за недостаточной психофизической готовности современного ребенка к взаимодействию с резко изменившимися условиями окружающей среды наблюдается резкое снижение показателей физического развития, параметров физической работоспособности и ухудшение состояния здоровья детей (В. К. Бальсевич, Э. П. Вайнер, Н. К. Иванова, Э. М. Казин, Л.И. Лубышева, Н. К. Смирнов, В. И. Слабодчиков, Б.Н. Чумаков).
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Стратегия формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подрастающего поколения сегодня объявлена на государственном уровне одной из приоритетных. Данное направление требует межотраслевого исполнения и новых нестандартных решений, поиска оптимальных путей и технологий организации формирования ЗОЖ детей в системе образования. Такой поиск осуществляют различные исследователи во многих регионах России. Проблемы здоровья подрастающего поколения находят отражение в педагогической теории, в активизации научных междисциплинарных, комплексных исследований.
Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников ...
... - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается, ... отношения к своему организму, психике и половому статусу, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни. Для воспитания этих базисных черт личности необходима система ...
Именно поэтому на сегодняшний день проблема формирования здорового образа дошкольников является актуальной. И выход из сложившейся ситуации один: необходимо формировать у молодого поколения правильный здоровый образ жизни.
Объектом исследования является здоровый образ жизни дошкольников. Предмет исследования — процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования — изучение условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
2) дать характеристику возрастным особенностям старшего дошкольного возраста;
3) выявить условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни;
4) организовать и провести эмпирическое исследование формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
5) разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования представлений о здоровом образе жизни среди детей главным образом создается в дошкольном образовательном учреждении на занятиях физического воспитания и в процессе режимных моментов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), мпирические (психолого-педагогический эксперимент).
База исследования: МБДОУ № 117 «Рябинка» г. Петрозаводска; выборка — в исследовании принимали участие дошкольники подготовительной группы «Теремок». Общее количество испытуемых 24 человека.
Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана и применена программа эмпирического исследования о представлениях дошкольников о здоровом образе жизни; в ходе анализа литературы выявлены организационно-педагогические условия, которые позволяют сделать процесс формирования здорового образа жизни управляемым со стороны образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
— сформулирована, обоснована и разработана концепция здорового образа жизни дошкольников;
— результаты исследования позволят осуществить более эффективный подход к решению формирования здорового образа жизни дошкольников;
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений ...
... дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни». Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности. Гипотеза ...
— исследование способствует расширению теоретического представления об исследованиях, направленных на формирование здорового образа жизни.
Практическая значимость заключается в том, что программа эмпирического исследования с целью определения уровня представления о ЗОЖ у дошкольников, а также психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни могут применяться в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.
Проблемы определения сущности и компонентного состава здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в истолковании сущности понятия «здоровье», являющегося основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы.
Здоровье человека — это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
Здоровье — «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев).
Формированию адекватного отношения к здоровью препятствует целый ряд причин.
— Здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность.
— Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость , когда оно уже нарушено.
— В основе нездорового поведения лежит феномен «нереалистического оптимизма», который развивается из отсутствия личного опыта болезни, веры в то, что, если заболевания нет, то его и не будет в будущем, вера в возможность справиться с болезнью.
— Нездоровое поведение приносит сиюминутное удовольствие, а последствия этих поступков кажутся далекими и маловероятными.
— Если рекомендации по укреплению и сохранению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают с представлениями человека, то вероятность их выполнения будет невысокой.
Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще отмечается представителями среднего и особенно старшего возраста. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Если они уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
... образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников. Логопедические занятия с детьми I уровня развития ... направлений работы: · развитие понимания речи; · развитие активной подражательной речевой деятельности; · развитие внимания, памяти, мышления детей. Задачи и ...
Существует эффект задержанной обратной связи: результат от заботы о поддержании здоровья отсрочен во времени. Это одна из главных причин негигиенического поведения людей.
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни — способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность (Г.М.Соловьев).
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.
В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С.Боэций, И.Златоуст и др.).
Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время воспользовался английский философ Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле». Но, как отмечают и медики, и психологи, эта формула далеко не безупречна. В ней первое не следует само по себе из наличия второго. «Здоровье не есть признак духовности», говорится в «Учении живой этики». Другими словами можно быть физически крепким человеком, но при этом психически ущербным.
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славиняцкий попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.
В эпоху Возрождения в трудах педагогического характера вопросы гармоничного умственного и физического развития ставились наряду с организацией разумного образа жизни ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (Ф.Рабле).
Великие педагоги прошлого включали нормы здорового образа жизни в правила нравственного поведения детей и рассматривали их как важную характеристику индивидуального стиля жизни, поддерживающего здоровье (Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Г.Песталоцци).
В России над проблемами воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги: И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, Ф.И.Янкович. Так, Н.И.Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отмечает, что «…первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места…». А.Н.Радищев считал, что развитие и укрепление физических сил очень важно и для укрепления сил духовных.
В.Г.Белинский задачами физического воспитания определял охрану здоровья детей, развитие их физических сил путём установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и условие естественнонаучных знаний о человеке.
Страхи у детей с задержкой психического развития
... состояния детей с ЗПР рассмотреть понятия о детях с задержкой психического развития изучить страхи у детей с задержкой психического развития рассмотреть развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития Объектом ...
В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Выдающийся отечественный мыслитель конца XVI начала XVII в. Феофан Прокопович писал: «…состоит человек из души и тела, чтоб быть счастливому, надобно ему иметь в обоих хорошее состояние. А потому, во-первых, должен он быть и разумом превосходен и волею непорочен, и здравием одарен телесным, по именем которого расположение и красоту разуметь должно».
В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:
— гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П.Лисицын):
— процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П.Казначеев);
— как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (P.M.Баевский, П.Михайлов, М.Попов);
— целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологичес……..
Список литературы
1. Андреев, В.И. Здоровье сберегающее обучение и воспитание / В.И. Андреев. — Казань, 2008. — 326 с.
2. Бережков, Л.Ф. Итоги динамического изучения состояния здоровья детей и подростков школьного возраста / Л.Ф. Бережков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». — М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — С. 57-58
3. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев — М.: Владос, 2009. — 113 с.
4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. — Выпуск 5. — Ростов н/Д, 2009. — С. 420-429.
5. Воложин А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чикин — М.: ФАРМ-М, 2010. — 245 с.
6. Глушкова, Л.И. Показатели физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера / Л.И. Глушкова, Н.Р. Гордеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». — М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — С. 48-49
7. Гончарова Е. В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки. — 2007. — № 3 (25).
— С. 159-168.
8. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни / С.И. Горчак // Социально-философские и медико-биологические проблемы. — 2009. — С. 19-39.
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
... заданий к контрольным работам Вариант 1 1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность ... реанимации. Особенности питания и потребность в витаминах, макро- и микроэлементах детей и подростков. Вариант 12 Понятие о травматическом шоке. Стадии шока, первая ...
9. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров — М.: Академия, 2009. — 345 с.
10. Гурьев С. В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников: учеб.-метод. пособие / С. В. Гурьев, В. И. Прокопенко. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал.гос. пед.ун-т», 2008. — С. 105.
11. Дмитриевская, С.В. Некоторые вопросы деятельности по оптимизации организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях Мурманской области / С.В. Дмитриевская, О.В. Нагорная // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». — М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — С. 12-15.
12. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский — М.: Флинта, 2009. — 36 с.
13. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ Т.Н. Захарова и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 174с.
14. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века / Авт.-сост. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. — М.: АРКТИ, 2008 — 87 с.
15. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 76 с.
16. Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. — М.: Академия, 2008, — 435 с.
17. Касимов Р. А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни / Р. А. Касимов // Ярославский педагогический вестник. — 2010. № 2. — С. 23-24.
18. Клюева, Г.А. Диагностическое обеспечение здоровьесберегающего учебного занятия: Методические рекомендации / Г.А. Клюева, И.Г. Резвых — Пермь: ПОИПКРО, 2009. — 34 с.
19. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров — М.:ЛИНКА ПРЕСС, 2009 — 150 с.
20. Лядова, Н.В. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний: Учебно-методическое пособие / Н.В. Лядова, Ю.А. Аносова, В.И. Кожарская, В.Н. Ослон, С.С. Мицкевич — Пермь: ПОИПКРО, 2009. — 272 с.
21. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков — М.: Академия, 2009 — 245 с.
22. Мурзакаев, Ф.Г. Здоровый образ жизни — залог здоровья / Ф.Г. Мурзакаев. — Уфа: КИТАП, 2009. — 280 с.
23. Новикова, И. М. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития / И.М. Новикова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2012. — №2. — С.23-30.
24. Новикова, И.М. Изучение представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями / И.М. Новикова // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5(35).
— С. 26-29.
25. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» / под редакцией З. И. Бересневой. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — С. 32.
Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни ...
... по формированию здорового образа жизни дошкольника____ 1.1. Формирование здорового образа жизни дошкольника как социально-педагогический феномен___________________________________________ 1.2.Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста_____________________________________________ 1.3 Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного ...
26. Программа оздоровления детей в ДОУ «Оздоровление детей в условиях ДОУ» / под редакцией Л. В. Кочетковой, — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 435 с.
27. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С. Абольянина // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — С. 34
28. Сердюкова, Г.Н. Здоровье, развитие, личность / Г.Н. Сердюкова, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. — М.: Норма, 2009. — 360 с.
29. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. — 2008. — №2. — С.3-14.
30. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха и др. // Научно-практический сборник инновационного опыта. — М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2010. — 400с.