ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАР-НЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКО-ЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оглавление

Введение …4

Глава I. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…8

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по заявленной проблеме…8

1.2 Условия формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста …15

1.3 Характеристика игр В.В. Воскобовича в формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста…22

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию развивающих игр в формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста…31

2.1 Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста …31

2.2 Описание работы по использованию развивающих игр в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста…43

2.3 Анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы …48

Заключение …59 Библиографический список…61

Введение

Современная ситуация развития российского общества уделяет пристальное внимание на использование педагогических и образовательных технологий для развития молодого поколения. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека…

Актуальность совершенствования дошкольного образования, сформированные ориентиры и требования на обновление содержания дошкольного образования предъявляют серьезные требования к организации процесса познавательного развития дошкольников, в том числе и его математического направления.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).

10 стр., 4997 слов

Работа детского сада с семьей по вопросам развития элементарных математических представлений у детей

... работы детского сада c семьей . Содержание работы дошкольного учреждения с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей Заключение Практическая часть Конспект родительского собрания Планирование ... родителей. К ним относятся вопросы, интересующие всех их, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К таким проблемам относятся: авторитет родителей ...

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Вопросы теории и практики развивающей игры разрабатывались многими исследователями — А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Б.И. Хачапуридзэ, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной и др. Научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Е.В. Сербина и др.) показывает, что для надежного обучения детей, важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Таким образом, актуальность выбранной темы определена значимостью учета проявления непосредственного интереса к математическим понятиям в дошкольном возрасте.

Объект исследования: формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игры В.В. Воскобовича, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем определить эффективность развивающих игр В.В. Воскобовича в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

... работы по исследованию процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста, создание экспериментальной ситуации, наблюдение, анкетирование; методы математической и статистической обработки данных. Новизна исследования: на ... результаты наблюдений, психолог (педагог), не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные ...

Для реализации цели были представлены следующие

задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Описать условия формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать игры В.В. Воскобовича, в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

4. Опытно-экспериментальным путем определить эффективность развивающих игр В.В. Воскобовича, в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование развивающих игр В. В. Воскобовича эффективны в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста при условиях, если педагог:

— организует предметно-развивающую среду в группе ДОУ;

— систематически включает игры В.В. Воскобовича в разные виды деятельности;

— организует работу совместно с родителями по ознакомлению детей с развивающими играми В.В. Воскобовича.

Методологическая основа исследования базируется на:

— концепции математического развития А. М. Леушина;

— исследованиях: А. В. Белошистая А. А. Столяра — о этапном формировании математических представлений у дошкольников;

— Е.И. Щербаковой — об основах формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

— исследованиях А.И. Сорокиной, Б.П. Никитина — влияние развивающей игры на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методических пособий по проблеме исследования;

Эмпирические: диагностика уровня элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Калинченко, Е.В. Колесникова, Л. С. Метлина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, А.Г. Петерсон), педагогический эксперимент.

11 стр., 5050 слов

Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений

... 1996. 11. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. - М., 1974 12. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост ... , в развитии своих интересов. Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в ...

Интерпретационные: качественная и количественная обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование позволит расширить и уточнить знания о влиянии авторских игр на математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений и студентами педагогического колледжа по теме математического развития детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Берёзка» с. Краснотуранска.

Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по заявленной проблеме

Обучению дошкольников основам математики уделяется большое значение в общей системе подготовки к школьному образованию. Это обусловлено тем, что современные дети с 6 лет начинают получать школьное образование, насыщенное большим количеством информационных потоков и использованием различных гаджетов, что требует определенного психического напряжения у детей.

По мнению Давыдова В.В. для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста необходимо делать акцент на математике, которая формирует логическое мышление.

Процесс развития интеллектуальной деятельности человека отражает сложную динамическую систему количественных и качественных изменений. Эти изменения, как считает Г. А.Корнеева, происходят в результате овладения человеком опыта, формирующегося в соответствующих общественно-исторических условиях.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

... г. 42. Носова Е.А. “Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений”. – Л .: 1990 г. 43. Носова ... соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей. Цель работы: рассмотреть программы обучения детей математике в детском саду, в начальной школе ...

Тем самым, важность роли первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы подчеркивали и передовые педагоги прошлого (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.).

Они разрабатывали методики, направленные на ознакомление детей со счетом, величинами, измерениями, геометрическими формами, весом и т. д.

Исторический экскурс заявленной темы позволяет выделить следующие мнения исследователей. Так, педагог-методист Е.И.Тихеева (1920) обращала внимание на обязательность обучения математике в дошкольном возрасте, считая обучение счету и грамоте необходимыми элементами подготовки к школе. Сегодня это неоспоримый факт.

В своей работе «Математика в детском саду и в нулевой группе» (1934) Ф.Н. Блехер на основе идей Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и Ф. Фребеля о том, что счет является средством не только умственного, но и всестороннего развития ребенка четко сформулировала основные мысли о содержании и методах обучения.

Необходимость дошкольного математического образования обозначена A.M. Леушиной (1956), которая заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми.

Многочисленные исследования ряда педагогов (A.M. Леушиной, Н.А. Менчинской, Б.С. Костюк и др.) показывают, что возрастные возможности детей-дошкольников позволяют формировать у них элементарные математические знания как основу научных знаний.

Многие авторы (A.M. Леушина, А.А. Столяр и др.) в своих работах обосновывают необходимость обучения математике, так как это обеспечивает общее умственное развитие дошкольников, соответствующее возрасту и интересам детей под педагогическим руководством со стороны взрослого (воспитателя или родителей).

13 стр., 6064 слов

Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих детей и роль изобразительной деятельности и чтения в нем.

... к уровню нормальных детей- дошкольников. Все вышеизложенное дает представление о формировании средств общения и развития речи слепоглухих на первоначальном этапе обучения, на основе ... выражения чувств, наблюдений, событий, пережитых ребенком. Формирование коммуникативной деятельности у слепоглухих детей. Формирование изобразительной деятельности у слепоглухого соотносится с формированием у него ...

В этом случае дети приобретают элементарные знания о множестве математических категорий и действий.

Фидлер М. в своей работе под математическим развитием дошкольников понимает постепенно происходящие изменения в познавательной сфере личности ребенка, которые являются результатом формирования элементарных математических представлений .

Таким образом, обобщая выше сказанное, под математическим развитием дошкольников мы понимаем изменения в формах познавательной активности в результате формирования элементарных математических представлений и развитием логики.

В повседневной жизни (прежде всего, во взаимодействии детей и взрослых) у дошкольников математические представления формируются как непроизвольно (помочь маме сосчитать количество яблок, конфет), так и под руководством педагога на занятиях. Поэтому элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.

Основополагающей целью формирования у детей дошкольного возраста представлений о математической деятельности в процессе обучения является не только получение непосредственного практического результата (формирование навыков счета, выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и получение значительного развивающего эффекта. В связи с этим важно сформировать у детей предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: активизировать сенсорные процессы; наполнять словарь и связную речь; выстраивать систему элементарных математических представлений; прививать начальные формы учебной деятельности. Все это позволит обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания.

Педагоги на практике отмечают, что огромное внимание необходимо уделять методам формирования математических представлений у дошкольников. Это обусловлено, с одной стороны, перестройкой школьного обучения в свете современных требований к школьному образованию, с другой стороны, постоянным накоплением педагогических и психологических знаний об огромных познавательных возможностях дошкольного возраста, а также пониманием важности их использования. Главное в образовательном процессе заключается в том, чтобы подобрать такой учебный материал, который был бы простым, доступным для понимания и наиболее связанным с общими особенностями познавательной деятельности и психического развития ребенка дошкольного возраста. Это обеспечивает не только полноценность усвоения такого содержания ребенком, но и большую сензитивность по отношению к этому содержанию по сравнению с детьми школьного возраста.

3 стр., 1248 слов

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП

... изучить особенности формирования математических представлений у детей названной целевой группы. 4. Разработать рекомендации к составлению программы обучения элементарных основ математики дошкольников с ДЦП. Эксперимент ... на процесс обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. В экспериментальной части нашего исследования для выявления уровня сформированности математических представлений у детей с ДЦП ...

Таким образом, для формирования внутренней готовности перехода от мышления и деятельности дошкольника к собственно учебной деятельности младшего школьника необходимо тщательно выбирать задания, содержащие математические знания не только в строгом соответствии с предметом математики, но и с учетом возможных путей решения поставленной задачи.

В результате подбора различных видов деятельности, в которые включаются математические знания, объекты математических действий и операций, разрабатываются их формы для обучения детей дошкольного возраста, формулируются учебные задачи и предлагаются способы их решения.

Для того, чтобы обучить дошкольников простейшим способам решения задач, сформировать абстрактные математические представления на основе моделей и знаков, от педагога требуются психологические знания особенностей усвоения этого материала детьми указанного возраста.

По мнению Г. Корнеевой и Е. Родиной, определенным результатом обучения дошкольников математическим действиям является сформированность не только системы математических представлений, но и наглядно-схематическое мышление. Воспитатель в ходе занятий должен так планировать использование материала, чтобы развивать способности к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению. Авторы считают, что математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется включенностью в понимание внешнего мира таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий путем развития у них приемов математического мышления — сравнения, анализа, рассуждения, обобщения, умозаключения.

На протяжении развития всей педагогической науки мнение о том, что всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания не перестало быть актуальным и на сегодняшний день. Ведь умственное воспитание направлено не только на овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и на формирование определенных качеств личности ребенка. А, как доказано психологами, особая роль в развитии интеллекта принадлежит математике.

Главной задачей обучения дошкольников является не столько передача им определенных знаний и способов решения развивающих задач, сколько формирование таких психологических механизмов, которые в максимальной степени помогут детям быть успешными в обучении, проявлять самостоятельность в дальнейшей учебной деятельности и уметь применять на практике полученные знания. Для того, чтобы результат в ходе обучения дошкольников удовлетворял педагога, важно выявить, какие механизмы и дополнительные условия необходимо соблюсти в процессе обучения детей. Если подобные психологические предпосылки не сформированы в дошкольный период, то, по мнению ряда исследователей (В. В. Давыдов, А. М. Леушина, З.А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др.) сделать это в школе будет намного труднее.

В.В. Гербова и Т.С. Комарова констатируют, что благодаря систематическому обучению дошкольников основам математики формируются психические компоненты общих и специальных навыков. И тогда задатки индивида превратятся в конкретные способности.

В современной практике дошкольного воспитания находят широкое применение идеи развивающего обучения, которые нашли свое отражение в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Ф.А.Сохин, Н. Н. Поддьяков, О.М.Дьяченко и др.).

В области педагогической теории наибольшую известность получили исследования А. П. Усовой.

Со второй половины 80-х гг. XX в. и по сегодняшний день идеи развивающего обучения продолжают получать широкое распространение и реализуются в таких обучающих программах, как «Развитие», «Золотой ключик», «Детство». Отдельные элементы развивающего образования представлены в программе «Радуга».

В последнее время, когда обращается внимание общественности на качество школьных знаний, дошкольное образование привлекает внимание ученых, стремящихся подвести научную основу для развития будущего поколения России. оссииРррррррроррКонечно, вряд ли можно ставить вопрос о формировании в массовой практике детских садов системы научных понятий у дошкольников, отмечает Н.Н. Поддьякова. Однако создать предпосылки такого формирования, которые будут реализованы в школе, можно и у дошкольников.

Как ранее уже говорилось, всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством основных видов воспитания, где умственное воспитание направлено не только на овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и на формирование определенных качеств личности ребенка. И именно математике принадлежит особая роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Рубинштейн С.Л. в своих работах рассуждал о сущности умственного воспитания, считая, что это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и потребности в умственной деятельности. Тем самым он считал, что основная цель умственного воспитания заключается в повышении общего уровня развития дошкольников.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент новых знаний в виде представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований, проведенных А.В. Запорожцем в 1963 г., Л.А. Венгером, В.С. Мухиной в 1973 г. было установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.

Таким образом, уровень умственного развития ребенка во многом определяется математическим развитием, так как именно оно способствует развитию теоретического мышления, влияющего на формирование когнитивных процессов, которые формируют умения логического мышления.

Математическое развитие детей предполагает приобщения их к познавательной деятельности, которой руководит взрослый (воспитатель, родители).

Обучение и формирование первоначальных математических представлений, по мнению отечественных педагогов и психологов А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других, способствует прогрессирующему изменению личности, ее взглядов, чувств, способностей, что расширяет возможности дальнейшего усвоения нового, более сложного материала, создавая новые резервы обучения.

1.2. Условия формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В теории обучения (дидактике) особое место отводится изучению педагогических условий формирования знаний, умений и навыков и то, какое влияние они оказывают на результат этого про­цесса. Создание необходимых условий определяет успешность обучения математике, в частности, развития элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, что во многом будет зависеть от организации учебного процесса. Многие исследователи (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Коро­лев, Г. С. Косюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др.) одним из таких условий рассматривают организацию в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-развивающей среды. Такая среда позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и предметные игры, создать благоприятную обстановку для знакомства с различными математическими фактами и зависимостями на специальных занятиях путем организации активной самостоятельной поисковой деятельности каждого ребенка в повседневной жизни.

При таком деятельностном подходе к обучению, как отмечает И.В. Тарунтаева, содержание про­граммы по элементарной математике для дошкольников помогает связать развитие умственных способностей с развитием других сторон личности ребенка.

Для формирования математических представлений воспитателю необходимо создать в детском коллективе атмосферу игры, которая вызывает у детей положительные эмоции, мотивирует их на размышления, выражение своих мыслей, на решение интересной и значимой задачи. На занятиях познавательная задача должна быть сформулирована четко, понятна детям. Четко поставленная задача позволит, опираясь на воображение ясно представить, что дети узнают при ее решении, чему научатся. Учитывая психологические особенности старшего дошкольника, важно чтобы воспитатель показал примеры, которые могут помощь детям найти способы решения задачи: как делать, что учитывать, почему нужно делать так, а не иначе. Для расширения границ поисковой активности педагог побуждает детей искать и другие способы решения заявленной задачи. Благодаря осознанности совершаемых ребенком практических и умственных действий активизируется его умственная деятель­ность, что делает ее более целеустремленной, контролируемой воспитателем и самим ребенком.

Для развития когнитивных процессов и математических представлений особая роль отводит­ся использованию педагогом дидактических игр и наглядных пособий, которые активизируют поисковую деятельность и логические приемы работы с информацией. К таким играм относятся конструкторы серии «Лего», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, картинки-головоломки и многое другое.

По мнению ряда авторов, для того, чтобы показать детям разные понятия, связанные с множе­ствами предметов, нередко используются универсаль­ные множества. Подобные множества-блоки в свое время были предложены Л.С. Выготским и венгерским психоло­гом-математиком З.П. Дьенешем. Позднее этот материал в виде логических упражнений разработал А.А. Столяр. Ребенку предлагаются дидактический материал в виде блоков, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

При подготовке к описываемым занятиям педагогу важно обеспечить смену различных видов деятельности. Для чего в игровой комнате должны быть расположены разнообразные наборы мелких однородных и неоднородных предметов, игрушек, а также различный при­родный и бытовой (бросовый) материалы (этикетки, фантики, камешки и др.).

Эти предметы могут успешно использоваться для счета, сравнения количественных групп, установления взаимно-однозначного соответствия и т. д.

Наряду с перечисленным выше необходимо использовать раздаточные картинки, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, различные наборы лент, дощечек одинако…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector