СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников
1.1 Здоровый образ жизни: сущность и характеристика
1.2 Средства обучения учащихся здоровому образу жизни
РАЗДЕЛ 2. Опыт работы по формированию
2.1 Вооружение учителя необходимым в школе знаний
2.2 Формирование умений ЗОЖ у школьников
2.3 Рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.
В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности.
В определенной степени здоровье ребенка, равно как и взрослого человека, генетически детерминировано, но условия жизни, экологические катаклизмы и ряд других мощных по своему воздействию факторов могут существенно изменить программу естественной реализации физических и психических качеств личности.
Ухудшение состояния здоровья школьников — серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.
Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников — будущего нации.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное.
Особенности формирования здорового образа жизни школьников в ...
... здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении. Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни 1.1 Сущность и элементы здорового образа жизни Существует более 300 определений понятия «здоровье». ... общества здорового образа жизни и наличием школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, требуют создания условий для формирования здоровой ...
Изучением вопросов формирования здорового образа жизни занимались следующие белорусские авторы: Касперович Е. В., Кузнецова Л.Ф., Секач А.С., Харевич Т.В., Глазько Т.А.
Цель исследования: изучение формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие здоровый образ жизни;
2) Изучить образа ‘Я’ у детей дошкольного возраста">формирование здорового образа жизни у младших школьников;
3) Проанализировать опыт СШ 108 г. Минска по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования: теоретические
Теоритическая и практическая значимость исследования
База исследования: СШ№108 г. Минска
РАЗДЕЛ 1. ТеоретическиЕ АСПЕКТЫ проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников
1.1 Здоровый образ жизни: сущность и характеристика
Касперович Е.В. считает, что образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения [5, с. 5].
Как известно понятие «образ жизни» включает важный фактор — медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:
Характер активности людей — интеллектуальная, физическая.
Сфера активности — трудовая, внетрудовая.
3. Виды (формы) активности — производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.
Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.
Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.
Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.
Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие: социологическая — каково качество вашей жизни; социально-экономическая — каков ваш уклад жизни; социально-психологическая — каков стиль вашей жизни.
Здоровый образ жизни 10
... работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики ). Эти ...
Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Кузнецова Л.В. замечает, что в нашей стране внедрение ЗОЖ идет медленно, и эффект минимальный. Из объективных причин, по ее мнению, можно выделить слабую экономическую базу развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие (у большинства населения) традиций ЗОЖ; среди необъективных — неорганизованность личности (пассивность, неумение организовать активный досуг, материально-бытовую неустроенность большинства семей), а также недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотиваций и потребностей в двигательной активности [6, с. 21].
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность — это обязательный фактор здорового образа жизни. Необходимое и правильное сочетание многообразных физических нагрузок в повседневной жизни младшего школьника обеспечивает улучшение адаптационных процессов в организме, повышение работоспособности, качественное и более быстрое восстановление после умственной и физической работы.
Без физического самовоспитания, включающего в себя самопознание, определение целей и задач, практическое осуществление индивидуальных планов и программ, невозможна реализация здорового образа жизни. Позитивное влияние здорового образа жизни на личность обусловлено, с одной стороны, умением младшего школьника занять действенную позицию в отношении своего здоровья, а с другой — соответствовать этой позиции, подчинить действия и поступки требованиям здорового образе жизни.
На протяжении многих десятилетий здоровье человека являлось объектом деятельности медицины. Под здоровьем понимали прежде всего отсутствие какого-либо заболевания, а здоровым человеке считался человек у которого нет признаков болезни.
В последнее время, когда все больше мы ощущаем на себе последствия нашего бездумного варварского отношения к природе, к ее богатствам, к экологии, когда из-за этого отношения под угрозой находится здоровье наших детей — будущее нации, возникает вопрос: что же такое здоровье и как его сохранить?
«Здоровье — это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам» — утверждал В. Шененберг. Постижение этой истины должно начаться с раннего детства. Выработка разумного поведения и высокой культуры отношения к своему организму в соответствии с условиями существования делает это существование полноценным. Даже при определенных отклонениях в состоянии здоровья ребенок плохо осознает это состояние и не видит своей роли в его изменении. Здоровый ребенок и вовсе не задумывается о своем здоровье.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
... анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили ... основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы ... материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что ...
Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных — здоровье человека, особенно маленького. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья белорусских детей с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 40-45 % школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого шестого ребенка отмечается анемичный синдром; до 20% учащихся начальных классов имеют хронические тонзилиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем — болезни органов пищеварения. Характерно и такое заболевание, как кариес зубов.
За годы обучения в начальной школе в четыре раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, в 1,6 — с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатков в организации школьного обучения, необоснованно завышенной учебной нагрузки, плохой организации питания, физического воспитания.
1.2 Средства обучения учащихся здоровому образу жизни
По мнению Кузнецовой Л.Ф., метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных образовательных целей. Под методами обучения следует понимать способы работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Каждый метод обучения включает обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитель, объясняя материал, стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, т. е. побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов [6, с. 34].
При организации факультативных занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» Кузнецова Л.В. рекомендует принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.
Сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учащихся и учителя: пассивный, активный и интерактивный методы. Пассивный метод — это такая форма взаимодействия, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учениками осуществляется посредством опросов, самостоятельных ра-5от, чтения, контрольных работ, тестов и т. д.
Формирование коллектива учащихся класса интегрированного обучения
... количественный анализ полученных данных. 1. Проблема формирования коллектива учащихся класса интегрированного обучения 1.1 Понятие интегрированного обучения Ключевое представление интеграции заключается в том, что ... стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особенности его сплочения, ...
С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала, пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это он имеет и некоторые плюсы. Это относительно простая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока
В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самый распространенный вид пассивного урока — лекция. Схема урока выглядит следующим образом:
Активный метод — это такая форма взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. В ходе урока учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Если на пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных. Схему урока можно представить в следующем виде:
Интерактивный метод (с лат. inter — взаимный, act —действовать) — это форма взаимодействия, при которой учитель и ученики находятся в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока, предлагая учащимся различные интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых изучается учебный материал. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей. Большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. На основе такого опыта формируется новое знание. Схема интерактивного урока представлена следующим образом
Между активными и интерактивными методами многие ставят знак равенства, однако несмотря на общность они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Исследования, проведенные в 1980-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала обучающимися. Результаты этого исследования показывают, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция — 5 %, чтение — 10 %), а наибольший — интерактивные (дискуссионные группы — 50 %, практика через действие — 75 %, обучение других или применение на практике — 90 %).
Китайская пословица гласит: «Скажи мне — я забуду. Покажи мне — я могу запомнить. Позволь мне сделать это — и это станет моим навсегда»[4, с. 30]. При интерактивном обучении практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся процессе познания и освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит свой вклад, т. е. идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности, взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать разные точки зрения, умение участвовать в дискуссии и вырабатывать совместное решение.
Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе
... в школе. Возникает потребность в разработке методических рекомендаций учителю по организации оценки учебных достижений учащихся на уроках по ОБЖ в школе на основе рейтинговой системы. Анализ ... исследования. Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является личностно ориентированное обучение. В рамках этого направления задачей школы является создание таких условий, которые ...
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности, взаимопонимания.
Интерактивные методы требуют большой подготовки как учителя (информация, раздаточный материал, оборудование урока), так и учащихся, их готовности сотрудничать. В процессе учебной деятельности ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых понятий в образовательной и коммуникационной сферах.
Методы, которые помогут обеспечить активное участие и взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем [8, с. 15]:
работа в группах;
мозговой штурм;
дискуссия;
интерактивные презентации;
ролевые игры;
анализ историй и ситуаций;
выполнение проектов;
другие методы.
Обсуждение вопроса можно проводить со всем классом. Недостаток данной работы в том, что в классе много учащихся, а количество времени ограничено. Эффективнее данную работу проводить в группах. Групповое обсуждение максимально увеличивает активность и вклад каждого участника, стимулирует свободный обмен мыслями.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышают самооценку школьников, а главное — учат детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Преимущества группового обучения:
приобщение к важным жизненным навыкам (действенное общение, умение слушать, умение стать на место другого, умение принимать точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели);
улучшение успеваемости;
воспитание самоуважения;
укрепление дружеских отношений в классе, изменение отношения к школе.
Типы группового обучения:
обучение в парах;
группа, сидящая вместе;
маленькая команда.
При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.
Для создания групп можно предложить такие способы:
«Найди себе партнера, с кем бы тебе хотелось работать в течение следующих десяти минут»;
«Выбери того, с кем ты еще никогда не работал вместе»;
«Выбери того, кто родился в том же месяце, что и ты»;
«Выбери партнера примерно того же роста, как и ты» и др.
Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...
... формы, ступени. Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с ... обучение — разветвленная система разнообразных видов дифференциации учебного процесса, предоставляющая ребенку максимальные возможности для выбора и удовлетворения его интересов и развития способностей. 1.2 УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Жизнь ...
Мозговой штурм — метод, суть которого заключается в том, что принимается любой ответ, имеющий отношение к обсуждаемому вопросу. На первом этапе учащиеся активно выдвигают свои щей, в том числе и нереалистические, фантастические, главная задача — количество идей. На этом этапе оценивать выдвинутые идеи не нужно. Каждое предложение принимают и записывают на листе бумаги или доске. Участники знают, что от них не требуйся обоснования или пояснения их предложений, почему они так думают. Ни одна предложенная идея не критикуются. Время для выдвижения идей ограничено (3—5 мин).
Второй этап — оценивание, обсуждение идей, ранжирование их по значимости, разделение на группы.
Преимущество данного метода в том, что он дает возможность за короткое время собрать максимальное количестве разных предложений; помогает приобщить к работе тех, кто обычно бывает пассивным и стесняется принимать участие в дискуссиях; активизирует мышление и творческие возможности участников, освобождает их от инерции мышления и стереотипов; служит интересным началом для последующего обсуждения в группах.
Для организации мозгового штурма необходимо[9]:
сформировать вопросы, проблему или ситуацию и попросить участников высказать свои идеи и предложения
выбрать того, кто будет записывать поступающие 01 учащихся идеи;
сообщить участникам, что они могут высказывать любые идеи, которые приходят им на ум;
сообщить, что не следует обсуждать идеи сразу после того, как они предложены.
После того как названо 10—15 идей, необходимо подвести черту. Затем учащиеся совместно с учителем прорабатывают список идей: добавляют новые, исключают те, что не соответствуют теме, распределяют идеи по категориям, выбирают лучшие.
Дискуссия — это организованный процесс формирования и защиты своих позиций участниками по конкретной проблеме. Цель дискуссии — всесторонний анализ, обсуждение проблемы, которая не имеет простого решения. Для проведения дискуссии сначала необходимо сформулировать проблему или вопрос, например: «Компьютер: «за» и «против»». Учащимся предлагается найти определенную позицию в данной проблеме.
На протяжении отведенного времени они формулируют аргументы в защиту своей позиции и выбирают того, кто выступит от имени группы. Представители групп обмениваются речами, после чего каждой команде предоставляется возможность опровергнуть аргументы оппонентов.
Рекомендации по проведению дискуссии [6, с. 50]:
позволить участникам выбрать позицию на собственное усмотрение; если у одной позиции много сторонников, попросить желающих отстаивать противоположную точку зрения или стать судьями;
дать участникам время и возможность для изучения проблемы; подготовить для этого информационные материалы;
объяснить правила ведения дискуссии.
Во время дискуссии необходимо внимательно следить, чтобы ни один из участников не доминировал, стараясь выступить за счет другого, чтобы дискуссия не выходила за рамки заданной темы.
Участники групповой дискуссии должны:
слушать и слышать друг друга;
не перебивать;
не оценивать друг друга;
не обижаться и не обижать;
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. - Изучить профессионально-значимые качества личности учителя музыки. - Выявить характерологические особенности личности учащихся и учителя музыки в контексте музыкальной ... наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом ...
* закончить говорить по знаку;
*соблюдать регламент.
Участвовать в групповой дискуссии должны все. Роль учителя в организации групповой дискуссии:
обозначение проблемы;
побуждение к дискуссии всех участников;
сбор различных мнений и аргументов;
подведение итогов групповой работы;
сообщение объективной информации по теме дискуссии и комментирование.
Учитель также заботится о том, чтобы накал дискуссии не ослабевал.
В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
«Я критикую идеи, а не людей»;
«Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению»;
«Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен»;
«Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям»;
«Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему»;
«Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов».
Правильно организованная дискуссия дает возможность не только всесторонне рассмотреть проблему, познакомиться с аргументами ее сторонников и противников, но и научиться вести дискуссию с уважением к оппоненту.
Дискуссии развивают жизненные навыки самоконтроля, критического мышления, толерантности, уверенного отстаивания своей позиции.
Интерактивные презентации в последнее время стали формой работы, которую успешно используют учителя при организации образовательного процесса.
Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы учащиеся были увлечены происходящим. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций. При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими рекомендациями:
презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;
продолжительность презентации должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям;
в презентации не должно быть ничего лишнего;
слайды не должны быть перегружены лишними деталями; иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых;
дополнительные эффекты не должны превращаться в самодель; их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения внимания зрителя к ключевым моментам демонстрации;
звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.
Главное — вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.
Мультимедийные презентации используются:
при изучении нового материала;
при закреплении новой темы;
Психологические аспекты здоровье сбережения детей дошкольного возраста
... и целью данной работы были определены следующие задачи исследования: - раскрыть теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста; - рассмотреть психологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста; - ... среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения ...
при совершенствовании знаний;
при проверке знаний;
при решении задач обучающего характера;
как средство изготовления дидактического материала
Ролевая игра — практический метод обучения. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Она может быть использована для организации дискуссии, создания ситуации, необходимой для обучения определенным навыкам.
Чтобы игры проходили успешно, необходимо продумывать их проведение, тщательно готовить сценарии. Они могут быть регламентированными и полурегламентированными. В первом случае ученикам даются детальные инструкции, где сообщаются факты о персонажах, которых они будут изображать, и то, как следует себя вести во время игры. Во втором — дается общая информация о ситуации характеризуются персонажи, но не сообщается, каким дол жен быть выход из создавшегося положения. Проводятся игры и по заранее подготовленным сценариям. Ролевая игра дает возможность учащимся находить решения в реальных жизненных ситуациях.
Игра может быть:
· одновременная — учащиеся делятся на группы в зависимости от количества персонажей и одновременно разыгрывают свои роли;
· «вертушка» — учащиеся исполняют роли по очереди на публику — один или несколько учащихся разыгрывают сцену, остальные выступают в роли зрителей, рецензентов;
· на лучшего актера — выбирается несколько актеров для обыгрывания одной и той же ситуации, что дает возможность проанализировать ее с разных точек зрения, править стили поведения исполнителей;
· с поворотом — ролевая игра с одним и тем же сюжетом может разыгрываться несколько раз.
Анализ историй и ситуаций — это детальный разбор реальной или придуманной истории, в которой описано, что случилось в жизни конкретного человека, группы людей. Учащиеся получают возможность обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Дети анализируют поведение персонажей, прогнозируют, оценивают последствия разных вариантов их поведения. Можно предложить незавершенную историю. В этом случае учащиеся сами решают, какие последствия могут иметь место и как надо действовать, чтобы история закончилась для всех благополучно.
Ценность данного метода в том, что учащиеся самостоятельно могут обговорить разные варианты поведения в опасных ситуациях, спрогнозировать варианты последствий.
Преимущества метода анализа историй и ситуаций:
вырабатываются навыки комплексного анализа проблем и ситуаций с учетом многих факторов, которые действуют одновременно;
вырабатывается творческое и критическое мышление;
вырабатывается способность принимать решения в реальных жизненных ситуациях.
Выполнение проектов
Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:
замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;
планирование проектной деятельности, выделение отельных ее этапов и распределение во времени;
выполнение проекта, которое происходит, как правило, bj рамок класса и урока и определяется содержанием проект,
презентация результатов проекта — важнейший этап проектирования, который организуется в различных форма: на специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях и т. д.
Выполнение проектной деятельности осуществляется как на факультативных занятиях, так и вне их. На занятиях обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта. Во внеурочное время выполняется вся исследовательская работа, проводятся консультации с учителями, работа в проектных группах, оформляются результаты. Важная организационная задача проекта — выбор формы продукта проектной деятельности. От решения этой задачи зависит, будет ли выполнение проекта увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для выбранной социально значимой проблемы.
Умение пользоваться данным методом — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.
Создание «портфолио» (альбомов, творческих работ учащихся), конкурсы рисунков, выставки, концерты агитбригад, способствуют развитию творческих способностей учащихся и навыков работы в команде. Для учителя они являются показателем для оценивания результативности формирования жизненных навыков учащихся.
Каждый из предложенных методов обучения имеет свои «плюсы» и «минусы». Выбор остается за учителем.
обучение здоровый жизнь школьник
РАЗДЕЛ 2. ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО формированию ЗОЖ
2.1 Вооружение учителя необходимым в школе знаний
Одним из главных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классах школы являются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.
Известно, что при словесных формах обучения учащиеся усваивают 10-20% информации. Вот почему учителя используют на уроках активные формы обучения. Один из самых эффективных способов, с помощью которого можно привлечь внимание детей к обучению и заставить их изменить свое поведение, — выступление в роли учителя.
В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.
В школах для координации работы по формированию у учащихся здорового образа жизни создана программа «Здоровье», включающая деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время работу с родителями и социумом и т.д. Цель программы: улучшение здоровья учащихся посредством совершенствования их знаний и знаний их родителей, формирование у детей умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
Осознание учащимися ценности здоровья, как в личном, так и в общественном плане.
Формирование умения принимать самостоятельные решения.
Воспитание у учащихся потребности поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни.
Координация действий воспитательной деятельности школы и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни учащихся.
Режим учебного дня, насыщенный всеми формами физкультурно-оздоровительных мероприятий, является определяющим фактором укрепления здоровья учащихся. С этой целью до начала учебных занятий учителя проводят с учащимися подготовительных, 1-3 классов гимнастику, решая при этом следующие задачи:
ускорить вхождение организма в активную учебную деятельность;
достичь оздоровительно-закаливающего эффекта;
выработать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма;
сформировать привычку регулярно заниматься физическими упражнениями, умение правильно выполнять движения.
Кроме обязательной гимнастики, учителя начальных классов проводят физминутки как необходимый кратковременный отдых для предупреждения перегрузки учащихся.
Для проведения динамической перемены в подготовительных классах используются подвижные игры и упражнения с оздоровительной направленностью. Например, игра «Исправь осанку», упражнение «Фиксированная позиция», упражнения на мышечное расслабление и др.
В школе проводятся уроки здоровья по темам:
Понятие о здоровье.
Движение и здоровье.
Осанка и здоровье.
Закаливание воздухом, водой.
Особенности ухода за кожей, полостью рта, носа при занятиях физической культурой.
Профилактика травматизма.
Через предмет «Человек и мир» учителя СШ №108 формируют основы здорового образа жизни, обучают детей самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Одним из главных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классах являются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.
В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.
При изучении темы «Режим питания» в 1 классе, учитель использует групповые формы работы. Например:
I группа — подготовить ответы на вопросы: -Кто что ест?
-Назовите животную, питательную растительную пищу. II группа — провести игру «Выбери полезную пищу». III группа — организовать игру «Угадай, где я живу», «Витамины». IV группа — провести игру «Этикет. Как вести себя во время еды?» (выбрать сказочного героя, разыграть сценку о правилах поведения за столом).
Изучая тему: «Простудные заболевания», учитель использует тестовые задания.
I группа — Признаки простудных заболеваний. Ответить на вопросы:
Как возбудители болезни попадают в организм?
Чем могут заболеть дети, изображенные на картинке? Направь пациента к нужным врачам.
II группа — Отчего болит голова, живот? (проинсценировать, ответить на вопросы по тексту).
III группа — Как помочь больному до прихода врача? (практическая работа).
IV группа — Лекарственные растения (отгадать загадки, рассказать о пользе названных растений).
V группа — Правила приема лекарств (работа по памятке).
Закрепление. Выбрать правильный ответ на тестовые задания, показать номер ответа.
Какая из болезней является инфекционной?
Грипп.
Аппендицит.
3. Кариес. Какие признаки гриппа?
Высокая температура.
Сыпь.
Головная боль.
Чтобы вылечиться от гриппа, надо:
Пить холодную воду.
Принимать лекарства.
Лежать в постели.
Если болеет много людей, что это:
Карантин.
Грипп.
Дифтерия.
От чего может болеть голова?
Переедания.
Ветра.
Переутомления.
Отчего может болеть живот?
Холода.
Шума.
Переедания.
Младшие школьники любят работать в группах. Учителя формируют группы по-разному. Например, дети рассчитываются по порядку номеров до пяти, первые номера входят в одну группу, вторые — во вторую и т.д. Возможно формирование групп по карточкам разного цвета, разной формы, с разными номерами (номера готовятся заранее по количеству учащихся в классе).
Педагоги считают, что группы лучше формировать не каждый урок, а по темам или основным разделам программы, т.к. в таком случае работа в группах будет более эффективной.
На уроках в подготовительных классах обсуждение в группах учителя организовывают по следующим темам:
Режим дня. Вторая половина дня. Органы чувств.
Как оберегать органы зрения и слуха. Правила безопасности при пользовании лекарствами. Причины пожаров.
В 1 классе учитель при изучении темы «Режим дня» предлагает для обсуждения вопрос «Что случилось бы с тобой, если бы исчезли все часы». Кроме этого первоклассники обсуждают в группах ответы на вопросы о том, как избежать бытовых травм (на кухне, в ванной, на улице, в комнате), коллективно составляют правила поведения на воде, на улице и т.д.
Во 2 классе учителя применяют метод «Мозгового штурма» при изучении таких сложных тем, как «Гигиена умственного труда», «Как увеличить силу сердца», «Гигиена воздуха», «О вреде курения», «Отравления», «О вреде алкоголя», «Предупреждение несчастных случаев», «Как предупредить инфекционные заболевания», «Предупреждение вредных привычек» и др.
Хороший результат при формировании умений и навыков по здоровому образу жизни дает практическая деятельность учащихся. Ряд таких действий предусмотрен учебным пособием «Человек и его здоровье». В классах проводятся практические занятия по обучению проведения утренней зарядки, мытью рук, правилам уличного движения и другие. Во вторых-третьих классах хорошие результаты дают занятия по ознакомлению с индивидуальными средствами защиты, с пожарным инвентарем, занятия по оказанию первой помощи при несчастных случаях, опыты, наблюдения, дискуссии, которые проводятся в парах и группах. Практическую направленность имеет на каждом уроке работа с учебником. С учетом важности проблемы оздоровления детей в школе введен курс. «Здоровый образ жизни».
Главная цель — формирование у ребенка ответственности за свое здоровье, самооценки возможностей, развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни, осуществление рефлексии собственного образа жизни. Этот курс состоит из следующих разделов: «Природа и здоровье» (подготовительный класс), «Питание и здоровье» (1 класс), «Помоги себе сам» (2 класс), «Все о конфликтах и стрессах» и «Здоровое сердце» (3 класс).
Преподавание построено с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с имеющимися у них знаниями, навыками и умениями, а также на основе прогноза в формировании определенных основ здорового образа жизни.
2.2 Формирование умений ЗОЖ у школьников
При организации учебно-воспитательного процесса учителя стараются организовать работу с учащимися так, чтобы учебная деятельность способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы направлены на развитие мышления (сравнить, исследовать, наблюдать, анализировать, обобщить и т.д.), на развитие воображения, фантазии, творчества, внимания, памяти.
Учительница во втором классе проводит уроки — путешествия в Страну Здоровья. На одном из уроков ребята побывали в городе Трех дорог — Красной, Желтой и Зеленой. Путешествуя по Зеленой дороге, дети много интересного узнали о полезных продуктах, по Желтой — не очень полезных, по Красной — о тех продуктах, употребление которых необходимо ограничить. На Площади Развлечений дети отдыхали, а на Бульваре Сладкоежки рассуждали о сладостях. В гости к детям приходили и персонажи из американских учебников, а также Вася Неумыткин и Эдик Ангинкин, Мойдодыр и другие.
Во втором классе интересно проводит кулинарные уроки, где учащиеся с помощью родителей обучаются простейшим приемам приготовления пищи, украшения блюд, а также правилам этикета и сервировке стола.
Для того, чтобы заботиться о здоровье, необходимо знать свой организм. Частые гости на уроках у ребят врачи. Наверное, ни об одном органе человеческого организма не говорится столько, как о сердце.
В четвертом классе на уроке по теме «Здоровый образ жизни — здоровое сердце» учащиеся не боятся проявить себя, потому что уверены: их не высмеют, над их мыслями задумаются, им подскажут, им помогут, их поддержат. Ученики стремятся проявить в себе лучшие качества человеческого характера: быть добрыми, чуткими, внимательными.
Учительница на уроках проводит игры «Поле чудес», «Аукцион цветов». В ее классе работает «Городок юных мастеров», где дети выполняют панно, аппликации по мотивам сказок о здоровье: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Айболит», и др., инсценируют сказки. Ученики вместе с родителями и учительницей составили специальную кулинарную книгу, которая пополняется рецептами тех блюд, приготовление которых освоили сами дети.
На уроках учителя учат детей жить, следить за собой и своим здоровьем. Ребята анализируют поступки сказочных героев, рисуют «Страну здоровья», поют песни о ЗОЖ, а главное — ведут дневники своего здоровья. Эти дневники представляют собой рисунки, где дети ежедневно клетками различного цвета обозначают, как они себя чувствуют. Если в дневнике несколько дней характеризуются параметрами «неудовлетворительно», — это повод для разговора с психологом.
Работа по формированию у школьников навыков ЗОЖ проводится в системе и закрепляется на других уроках, внеклассных мероприятиях. В школе проводятся дни, недели, декады здоровья, олимпиады по вопросам здоровья, встречи с музыкальными работниками, уроки экологии, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, санбюллетеней, организовывается просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по проблемам здоровья.
Работают кружки «Если хочешь быть здоров», «Мой друг — игра» .
Любят ребята спортивные праздники с участием родителей. Это: «Веселый марафон» в 3-4 классах, праздник «Мама, папа и я — спортивная семья» — в первых классах, «Спортландия» — во вторых классах.
В начальных классах введены уроки ритмики и танца, работает танцевальная студия.
В школе один раз в четверть проводится день режимного контроля по проблеме «Здоровье учеников в режиме дня школы» с целью определения самочувствия детей, оценки и выявления положительных и отрицательных тенденций, подбора управленческих решений по коррекции условий, влияющих на здоровье учеников. Разнообразны методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.
Очень важен учет сформированности навыков ЗОЖ при оценке знаний детей. Полученные знания и умения изменяют в лучшую сторону существующую схему поведения школьников, становятся прочными элементами их повседневной жизни. Состояние здоровья во многом зависит от поведения ребенка. Ни один навык здорового образа жизни не сможет полностью сформировать учитель без активной поддержки семьи. Учитывая факторы риска в семье, недостаток контроля со стороны родителей, неспособность родителей точно определить свое поведение, семейные конфликты, употребление родителями алкоголя, курение, работа с семьей организуется по трем направлениям: просвещение родителей, их практическое участие в формировании у детей ЗОЖ, использование опыта семейного воспитания.
В начале учебного года родители знакомятся с содержанием учебных программ курсов «Человек и мир», «Здоровый образ жизни», с учебниками, а также направлениями формирования навыков здорового образа жизни детей. В течение учебного года перед изучением каждой большой темы проводятся беседы, ставятся следующие задачи перед семьей: каких конкретных результатов можно добиться совместными усилиями, какой помощи ждет школа от семьи, как формировать в семье те или иные навыки, как их контролировать, оценивать, как поощрять детей, какие должны быть результаты.
В подготовительных классах практикуются письма для родителей. Это своеобразные домашние задания для семьи. Структура писем следующая: кратко разъясняется, какие навыки формирует школа по определенной теме, какую помощь ждет школа от семьи. Каждое письмо имеет отрывную анкету для обратной связи, для информации о результатах работы.
В школе работает родительский лекторий «Здоровье», определена тематика консультаций и бесед с родителями, проводятся родительские конференции, совместные оздоровительные походы и экскурсии, спортивные соревнования.
В кабинете ЗОЖ создана библиотечка «Здоровье», рекомендуются книги для семейного чтения. Для более конкретной работы с семьей в начале и в конце учебного года проводится анкетирование родителей и детей.
Анкетирование учащихся первых и вторых классов в конце учебного года показало, что ребята хорошо усвоили программный материал, овладели основными навыками ЗОЖ, научились сами заботиться о своем здоровье. Ребята хорошо усвоили правило: чтобы быть здоровым, нужно быть добрым, потому что злоба и зависть разрушают организм.
Все они хотят быть здоровыми и стараются сделать мир вокруг себя добрее.
Поиск новых форм работы по укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни — первостепенная задача педагогического коллектива школы — решается через программу «Здоровье».
Представляем план деятельности школы №108 по организации работы по здоровому образу жизни.
1. Управление развитием школы в результате экспериментальной работы:
создание общешкольной программы «Здоровье», плана мероприятий по выполнению программы «Здоровье», годового плана работы экспериментальной площадки;
определение функций администрации школы в руководстве работой экспериментальной площадки;
организация семинаров, «круглых столов», МО учителей;
Выставка методических наработок учителей. Создание модели оздоровления детей. Компоненты модели:
курс «Здоровый образ жизни»;
«Уроки здоровья»;
внеклассные мероприятия;
лечебная физкультура,
витаминотерапия.
2.Комплекс мер психолого-медико-педагогической защиты:
комплексная оценка состояния здоровья учащихся на основании диспансерного обследования детей с привлечением врачей узких специальностей;
ежегодный анализ изменений в состоянии здоровья с учетом возраста и пола учащихся, сравнительная оценка показателей здоровья учащихся за 2 года общей заболеваемости и хронической патологии, определение группы здоровья;
освоение и использование в работе активных методов обучения: «мозаика», «уроки со сверстниками», «ледокол», решение ситуативных задач, ролевые и дидактические игры, опыты, наблюдения, дискуссий и др.,
освоение и использование комплекса упражнений для гимнастики, физминутки: гимнастика для глаз;
памятка для учащихся начальных классов по профилактике зрительного утомления и близорукости по методу Э.С. Аветисова; комплексы для динамической перемены; подвижные игры на перемене (разработаны кандидатом пед. наук, доцентом М.И. Бурмистровой, Коломенский пединститут, 1996г.);
освоение и использование на уроках (математика, русский язык, ИЗО, музыка, технология) материала о здоровье (составлен доцентом кафедры медико-биологических дисциплин С.С. Тверской, Коломенский пединститут, 1996г.), подбор аналогичного материала учителями при подготовке к урокам;
создание для детей с функциональными нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата специальных групп лечебной физкультуры;
организация санации полости рта у детей.
3.Основные результаты:
создание банка данных состояния здоровья учащихся с ежегодным анализом изменений в состоянии здоровья, внесение соответствующих корректив в имеющийся банк данных;
-теоретическое и практическое формирование культуры здоровья учителей:
Теоретические (циклы лекций, разработка дидактических и методических пособий).
Практические (формирование собственного здоровья, создание кабинета здорового образа жизни; оформление классных уголков «Помоги себе сам», «Уроки Мойдодыра» и др.; проведение рейдов «Внешний вид»;
введение уроков ритмики и танца; проведение олимпиад по вопросам здоровья; регулярное проведение витаминизации блюд в школьной столовой;
создание в школе условий для обучения без вреда здоровью учащихся:
1.оздоровительная направленность обучения;
работа консультативного центра по проблемам разрешения конфликтов;
учет адекватности учебных нагрузок для детей;
использование здания и участка школы по назначению, в соответствии с планировкой, анализ санитарно-гигиенического состояния школы: спортивного зала, столовой, классных комнат, рекреаций;
5. реализация межпредметных связей по вертикали и горизонтали.
Приоритетная задача работы экспериментальной площадки — пропаганда передовых технологий, активных форм и методов работы с учащимися:
обучение в группах;
применение дискуссионных форм обучения;
ролевые игры и тренинги.
В процессе работы учащиеся учатся находить выход из создавшихся ситуаций, делать правильный осознанный выбор, придерживаться определённых норм поведения, устанавливать нормальные отношения со сверстниками и старшими. На уроках создаются условия для самовыражения личности, проигрывания жизненных ситуаций, уважительного отношения к чужому мнению.
Оздоровительная работа во внеурочное время:
разработка памяток, инструкций, пособий для детей в целях формирования навыков здорового образа жизни;
беседы врача с учащимися;
подготовка учащихся для работы в школьных санитарных постах;
просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по вопросам здоровья;
подготовка юных учителей здоровья;
подготовка и проведение дней, недель, праздников здоровья, розничных внеклассных мероприятий по вопросам здорового образа жизни;
спортивные состязания, праздники, спортландии, кружок «Мой друг — игра»;
*экскурсии в природу, туристические походы.
Работа с родителями по вопросам здоровья детей:
информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных родительских собраниях, подготовка рекомендаций по укреплению здоровья школьников;
индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультуры для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Всей семьёй — на старт!» и др.
лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны.):
Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
Формирование у детей навыков личной, общественной и радиационной гигиены.
Физическое воспитание детей в семье.
Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
Основы здорового питания младших школьников.
Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
Рассмотрим более подробно примеры занятий с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни. Формула здорового образа жизни.
Занятие по данной теме проводилось для учеников 2-ых классов.
Цель: познакомить учащихся с современным представлением о здоровом образе жизни, жизненных навыках.
2.3 Рекомендации педагогу по по формированию ЗОЖ учащихся
Предложите детям продолжить фразу: «Здоровый образ (ЗОЖ — это …». Работа в группах.
Объединить учащихся в четыре группы (например: красные, синие, желтые, зеленые).
Раздать листы бумаги, предложить нарисовать цветок с пятью лепестками и вырезать его.
Используя материал учебника, предложить нарисовать на лепестках цветка то, что характеризует духовный, физический, социальный, интеллектуальный и эмоциональный аспекты благополучия человека. (Учитель подсказывает, как изобразить духовное благополучие — солнышко, сердце, улыбка и др.).
Создайте из «цветков» «цветник».
Мозговой штурм.
Обсуждаемый вопрос: «Что необходимо, чтобы цветы хорошо росли?»
Записать ответы учащихся на доске. Добавить или подчеркнуть следующее:
1)ухаживать за цветами, сохранять их, пропалывать от сорняков;
поливать, подкармливать цветы, чтобы они хорошо развивались;
лечить их от вредителей и болезней.
Подведение итогов: Так и наше здоровье требует, чтобы его сохраняли (что мы для этого делаем?); развивали, укрепляли (что мы для этого делаем?); а в случае необходимости восстанавливали (что это значит?).
Записать на доске формулу здорового образа жизни: «Сохранять, развивать, восстанавливать».
Работа с пособием.
Прочитать «Навыки, необходимые для здоровья»:
беречь самого себя и других;
уважать нормы и правила общественного поведения
уметь учиться;
принимать важные решения;
понимать и правильно излагать свои чувства;
уважать чувства и потребности других людей;
слушать и говорить;
отстаивать свои права, уважая права других;
оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Предложить учащимся высказаться, обосновав одну и позиций.
Работа в группах.
Объединить учащихся в четыре группы. Подготовить пантомиму по четырем ситуациям, описанным в пособии.
Обратная связь.
Продолжить фразу: «На этом занятии я …».
Итог занятия.
Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и хором произносят: «Будем все здоровы!»
Занятие на тему «Гигиена сна» проводится для учащихся 3-их классов.
Цель: познакомить со значением сна в жизни человека, с факторами, способствующими здоровому сну; сформировать понятие об индивидуальных биоритмах человека; воспитывать правильный режим труда и отдыха.
Организационный этап. Упражнение «Горячие ладони».
Цель: избавиться от сонливости.
Энергично, с силой потереть ладони друг о друга (5 секунд).
Затем сильно хлопнуть в ладоши 5 раз.
Учитель: Почему именно с этого упражнения мы начали урок? (Чтобы избавиться от сонливости.)
Вступительная беседа.
Звучит музыка со звуками природы для релаксации, идет показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи.
После небольшой паузы учитель интересуется, какие чувства учащиеся испытывали, слушая музыку и просматривая слайды.
Учитель предлагает подумать, почему именно эта музыка сопровождала слайды. Учитель: Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (Без воды, пищи и сна.) Назовите тему урока. (1-й слайд.)
Сон нужен всем животным. Как спят животные? (2-й слайд.)
Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму. А летучие мыши спят днем. И спят они так, как никто не спит: вниз головой, зацепившись лапками за какой-нибудь выступ в дупле, на чердаке, в пещере.
А как спят лошади, волки, акулы? И почему они так спят? (3-й слайд.)
Лошади спят стоя. Они никогда не падают во сне. Это связано с их способностью «запирать» суставы ног.
Волк спит, свернувшись клубком, как собака.
Известно, что акулы никогда не спят: устройство их жабр позволяет им дышать только в движении, пока через жабры течет струя набегающей воды.
А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? Расскажите.
Сон необходим и человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека — самое главное. Он управляет всем организмом.
А как спит человек? (4-й слайд.) Приучайтесь спать лежа на спине, на жесткой постели.
Вспомните: что вы чувствуете, если плохо спали ночью?
— Кому сколько надо спать? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение С. Михалкова «Не спать».
Анализ стихотворения.
(Учитель читает стихотворение.)
Я ненавижу слово «спать»!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Нет, я не спорю, я не злюсь —
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь.
Когда напьюсь — тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду…
Я раздеваюсь полчаса,
И где-то в полусне
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов.
И папа маме говорит:
«Смотри, смотри, он сидя спит!»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!
Учитель: Ответьте на вопросы:
Кто из вас укладывается спать, как герой этого стихотворения?
Почему мальчик заснул сидя?
Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?
Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный.)
Потребность во сне у людей различная в разном возрасте. Но главное — самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек в течение жизни спит около 25 лет, то есть треть жизни.
Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.
Слайд 1. Правило первое. Обязательно укладываться спать и вставать в одно и то же время. Высчитаем, сколько времени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Ученые и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 11 лет — не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
Слайд 2. Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа — умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
Слайд 3. Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.
Слайд 4. Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за 1—2 часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно.
Слайд 5. Правило пятое. Спать в темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
Слайд 6. Правило шестое. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне — 20 °С.
Слайд 7. Правило седьмое. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
Слайд 8. Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
Учитель: Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям, братьям, сестрам, когда идете спать? (Спокойной ночи!) А что слышите в ответ? (Доброго сна!) Что означают эти слова?
Когда вы были маленькими, мамы и бабушки пели вам колыбельные. Как их пели? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно.) Почему?
Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки. (Учащиеся читают пословицы и поговорки, записанные на карточках, объясняют их смысл.)
Сон — лучшее лекарство.
Выспишься — помолодеешь.
Нет такого силача, которого сон не поборет.
Силен слон, да посильнее его сон.
После обеда полежи, после ужина походи.
Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Подведение итогов.
(Учащиеся делают самостоятельные выводы о пользе и необходимости сна.)
Приведенное ниже занятие на тему «Агрессия и насилие» проводится для учеников 4-ых классов.
Цель: сформировать у учащихся элементарные представления о том, как избежать конфликтов, ситуаций, опасных для здоровья и жизни.
В ходе занятия у учащихся должно быть продолжено формирование негативного отношения к насилию, агрессии; развитие терпимости, доброты, милосердия, сочувствия, сострадания, толерантное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Форма проведения: час общения.
Оформление: на доске написаны предложения:
«Те, кто не может сварить суп, заваривают кашу»;
«Причиной конфликта было то, что…».
Слово учителя.
Сегодня мы поговорим о том, что же разрушает нас, что заставляет некоторых людей быть грубыми, нетерпимыми, агрессивными, что провоцирует непонимание между ними. Есть такое выражение: «Заварил кашу». Приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Напутал что-то, перессорился со всеми, попал в трудную ситуацию.) А есть другая поговорка: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (О таком человеке, с которым невозможно договориться.) Прочитайте написанное на доске первое предложение. Объясните его значение. (Те, кто не способен к общению, пониманию, попадают в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других. Если в коллективе не могут жить дружно, то там любое дело превращается в кашу.)
Учитель: Если коллектив не может жить дружно, в нем постоянно выясняют отношения, копят обиды. Как же избежать столкновений? Как «расхлебывать кашу», которую «заварили» во время таких столкновений? Некоторым из вас приходилось участвовать в конфликтной ситуации. Давайте вспомним, отчего она возникла. Что было причиной конфликта? Закончите предложение 2. (…мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании; …у нас совершенно разные характеры; …мне не понравилось его поведение; …мы стали болеть за разные футбольные команды и др.)
Учитель: Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
А что такое конфликт? Это столкновение, противоречие. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространенный — неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: «Вот, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до оскорблений.
Другой вид конфликта — холодная напряженность (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей, стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех, например, показывая удостоверение социального работника. Люди молчат, но внутри у всех все кипит. Но вот кто-то не выдерживает и возмущается, очередь его поддерживает, и разгорается скандал.
Третья разновидность конфликта — избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чем же вред таких конфликтов?
От конфликтов страдает достоинство человека.
На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук.
Страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сосуды, сердце.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Одна из проблем, которая провоцирует конфликт, — неумение следить за своей речью. Ведь словом можно как успокоить, поддержать, так и обидеть.
Прежде всего, нельзя употреблять запрещенные приемы — это фразы типа: «Что ты понимаешь!», «Да брось ты!», «Ты говоришь чепуху!».
Для предотвращения конфликта просто волшебное действие оказывают слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься». Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Как и болезни, конфликты легче предупредить, чем лечить. Рассмотрим два самых распространенных способа.
Мягкое противостояние. Это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека.
Конструктивное предложение. Это попытка найти компромисс, выход, который мог бы удовлетворить всех.
Ситуация.
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Мягкое противостояние: Саша, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники и мне одному удобнее пользоваться ими.
Конструктивное предложение: Саша, мне кажется несправедливым, что я один ношу учебники в школу, давай это будем делать по очереди. Мягкое противостояние и конструктивное предложение — это способы поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Учитель: Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью. Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.
— Что такое агрессия?
Слово «агрессия» заимствовано из французского языка. Означает оно «нападаю», «наступаю». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия — это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям».
Различают прямую и косвенную агрессию.
Прямая агрессия |
Косвенная агрессия |
|
Вербальная (словесная), когда насмешничают, иронизируют, обзываются, сквернословят и т. д. |
Частичное игнорирование — непринятие в игры, разговоры и т. д. |
|
Физическая, когда дерутся, толкаются, дергают за волосы и т. д. |
Полное игнорирование — бойкот |
|
Материальная, когда вымогают деньги или другие вещи, портят личное имущество, воруют и т. д. |
Другие виды психологического давления, когда заставляют выполнять домашние задания за кого-то, давать списывать, принуждают к каким-либо действиям и т. д. |
|
Психологи разработали показатели агрессивности у подростков:
Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Ф Часто отказывается выполнять правила. Часто завистлив, мстителен.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Настойчивость — «несмотря ни на что, активно отстаиваю собственную позицию». Тот, кто придерживается подобной стратегии в конфликте, не интересуется мнениями остальных и старается настоять на своем во что бы то ни стало. Внешне такое поведение часто выглядит агрессивным. Следствием подобного поведения будет ухудшение взаимоотношений.
Приспособление — «я всегда стараюсь идти навстречу другому». Такой человек готов отказаться от собственных интересов, принеся их в жертву другому.
Компромисс — «я стараюсь искать решение, основанное на взаимных уступках». Такой человек готов принять точку зрения другого, но лишь до определенной степени. Подобная стратегия поведения в конфликте обычно высоко ценится окружающими, так как уменьшает враждебность и агрессию конфликтующих, а также позволяет довольно быстро найти решение.
Избегание— «я стараюсь уклониться от участия в конфликте». Человек, придерживающийся этой позиции, делает вид, что конфликта для него не существует.
Сотрудничество — «я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы всех». Иными словами, эту стратегию поведения можно назвать «стратегией решения проблем». Этот стиль основан на убеждении в том, что расхождение во взглядах — неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При таком поведении человек не старается добиться своей цели за счет других, а пытается проанализировать причины разногласий и найти выход. Кратко выразить эту позицию можно было бы так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Учитель: Люди живут, руководствуясь определенными правилами. Поэтому я предлагаю поработать над созданием памятки бесконфликтного поведения, т. е. сформулировать перечень правил, которые сделают человека не агрессивным, а приветливым, а общение с ним — приятным.
Работа в группах. Каждая группа получает листок с начатыми предложениями, которые им предстоит закончить:
Нельзя…
Не говори о вещах, которые…
Не давай обещаний, если…
Не обсуждай…
Не прерывай…
Мальчики должны вести себя, как…
Девочки должны быть…
После обсуждения представители группы зачитывают листки-памятки. Учитель может предложить и свой вариант:
Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.
Не говори о вещах, которые неприятны окружающим или могут их обидеть.
Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.
Не обсуждай отсутствующих.
Не прерывай речь собеседника.
Мальчики должны вести себя, как настоящие мужчины: помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать, защищать.
Девочки должны быть опрятными, женственными.
Игра «Камушек в ботинке».
Бывало ли с вами такое, что в ботинок попадал камушек? Сначала он не очень мешает, мы пытаемся его как-то отодвинуть пальцами, найти удобное положение для ноги. Но постепенно неудобство нарастает и может появиться ранка или мозоль. И тогда нам приходится снять ботинок, вытряхнуть камушек. Этот камушек, как правило, оказывается маленьким. Иногда мы даже удивляемся, как он мог причинить столько неудобства.
—Скажите, а бывало ли, что вы приходили домой и камушек оставляли в ботинке? А наутро, сунув ногу в тот же ботинок, вы внезапно ощущали боль? Какие чувства вы при этом испытывали? (Злость, обида, отчаяние.)
Учитель: Я не случайно рассказала вам историю про камушек. Когда мы сердимся или чем-то озабочены, то это воспринимается нами как тот самый камушек в ботинке. Если мы этот камушек сразу вытащим, т. е. будем искать причины возможной проблемы, то все будет в норме. А если оставим, т. е. не будем пытаться решить проблему, то она так и останется нерешенной. А в дальнейшем ситуация может усугубиться. Поэтому следует говорить о своих проблемах сразу, как только они возникли.
—Что интересного вы узнали для себя?
Итог занятия.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся избегать конфликтов.
Игра «Интонация».
Учитель: Иногда от того, с какой интонацией вы сказали или ответили человеку, зависит настроение. Вы можете улучшить себе и своему собеседнику настроение или испортить его.
Повторите с разными интонациями (радостно, зло, задумчиво, с обидой) предложение: «Хорошее настроение не покинет больше нас».
— От чего же зависит ваше настроение?
Игра «Закончи рассказ».
Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро!» — крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось…
Подошел автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…
Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ветер. Настроение…
Друг поделился с вами радостью. Вы…
Учитель: Настроение можно создавать, изменять. Существуют приемы поднятия настроения, и вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые из них:
· вспомните о хорошем;
отвлекитесь — почитайте, послушайте музыку;
посмотрите хороший фильм;
совершите прогулку;
сделайте физические упражнения;
имейте также в виду, что на настроение влияет цвет.
Итог работы.
Учитель: Чтобы у нас все получалось, было хорошо, интересно и не скучно жить, мы должны всегда быть в … (хорошем настроении)! Почему?
(Учитель желает ребятам хорошего настроения и здоровья, а также советует следить за своей речью, не говорить плохих слов, любить своих близких, учиться прощать обиды.)
Выводы
Здоровый образ жизни — это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся и студенческой молодежи осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. И по мере роста уровня развития личности, совершенствования всех категорий человеческого бытия ценность здоровья будет возрастать.
При организации занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» рекомендуется принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.
В СШ №108 г. Минска для координации работы по формированию у учащихся здорового образа жизни создана программа «Здоровье», включающая деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время работу с родителями и социумом и т.д. Цель программы: улучшение здоровья учащихся посредством совершенствования их знаний и знаний их родителей, формирование у детей умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Список литературы
1. Быкова, Л.К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Мн. : БГУ, 2005. — С. 30.
2. Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. — Мн.: МГЛУ, 2006. — 38 с.
3. Здоровый образ жизни. — Гродно: Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. — 92 c.
4. Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2011. — 208 с.
5. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Мн. : БГУ, 2005. — С. 5-6
6. Кузнецова, Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки: пособие для педагогов к факультат. занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 144 с.
7. Рымкевич, В. В. Лицеистам — здоровый образ жизни / В.В. Рымкевич // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Мн. : БГУ, 2005. — С. 42-43.
8. Соловьев, Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 9 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Минск : БГУ, 2011. — С. 15-20
9. Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни!. / А.С. Секач, И.М. Егорова. — Мн.: 2006. — 22 с.
10. Харевич, Т.В. Здоровый образ жизни: экспесс-оценка: Пособие к практ. Занятиям / Т.В. Харевич; Респ. Ин-т проф. Образования. — Мн.: РИПО, 2003. — 48 с.
Размещено на