Формирование педагогической компетентности

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Факультет культурологии и искусств

Реферат

Предмет:

Тема: Формирование педагогической компетентности руководителя, педагога, методиста учреждения образования (культуры) 

Выполнила:

Студентка V курса

Пыж И.С.

Проверил:

кандидат педагогических

наук, доцент

Каминская Н. Д.

Санкт-Петербург

2013

Формирование профессиональной компетентности — процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определенного уровня стандарта.

Формирование профессиональной компетентности — управляемый процесс становления профессионализма, т.е. это образование и самообразование специалиста.

По мнению E.H. Огарева, компетентность — это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда; и предполагает:

) глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем;

) хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;

) умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени;

) чувство ответственности за достигнутые результаты;

) способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей .

Формула компетентности, разработанная М.А. Чошановым.

Компетентность = мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления. (http://www.forpsy.ru/view.aspx?id=521725 Формирование педагогической компетентности руководителя, педагога, методиста учреждения культуры)

5 стр., 2187 слов

Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная ...

... деятельностью (когнитивными процессами) обучающихся на уроке. Среди педагогов, в рамках этой проблемы, в январе-феврале, было проведено исследование актуальности данной компетентности их профессиональной деятельности. Из 106 ... и под его воздействием в сознании (из памяти) возникает представление (образ, картина) чего-то ранее познанного. Если человеком какой-то объект, предмет, процесс ранее не ...

Основные составляющие компетентности руководителей

Профессиональная компетентность — качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Основные составляющие компетентности педагогических работников

Профессиональная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Модель формирования педагогической компетенции методиста учреждения дополнительного образования детей

Специфика организации формирования педагогической компетентности методиста на основе разработанной в исследовании модели выражалась в наличии следующих качественных характеристик: целостность — обеспечение единства дидактической, деятельностной и развивающей компетенций; реалистичность -направленность обучения на достижение возможных реальных результатов, адекватных педагогической компетентности методиста; адаптированность -интерпретация процесса обучения с учетом особенностей базового образования и личностных качеств слушателя; осознанность — организация обучения на основе диагностики и самодиагностики обучающегося.

Деятельность Школы профессионального роста по экспериментальной программе «Успех» осуществлялась на основе совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих принципов: научности, социоориентированности, креативности, сотворчества, диагностичности, обеспечивающих целостность процесса формирования педагогической компетентности методиста учреждения дополнительного образования.

Формирующий эксперимент по реализации экспериментальной Программы был направлен на стимулирование позитивной профессионально-личностной мотивации; на становление самооценки методиста об уровне собственной профессиональной подготовленности к работе с педагогами дополнительного образования, к методическому обеспечению деятельности детских творческих объединений, к проектированию и реализации дополнительных образовательных программ, к продуктивному взаимодействию с коллегами и детьми; на содействие познавательной и творческой активности в обретении теоретических знаний и применении их в практической деятельности.

17 стр., 8300 слов

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проектной ...

... технологии при обучении младших школьников. Обучении младших школьников математике В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, ... как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая: а) предполагает возможност

В ходе реализации Программы с этой целью апробировались традиционные и инновационные формы обучения методистов: лекции, дискуссии, семинарские занятия, круглые столы, научно-практические конференции, практикумы, деловые игры, учебные экскурсии, выездные занятия, групповые и индивидуальные консультации. Оценка результатов обучения проводилась на основе разработанных критериев поэтапно, в процессе входной и итоговой диагностики и самооценки в форме тестирования, собеседований, защиты выпускных работ, творческой рефлексии.

В целях развития у методиста навыков взаимосвязанной диагностики и самодиагностики исследуемого феномена разработан и внедрен диагностический блок Программы.

В ходе мониторинга педагогической компетентности методистов на основе научно-обоснованных и диагностических методик изучены стартовые возможности методиста, уровень сформированности профессиональных знаний, умений, навыков, личностных и профессиональных качеств с использованием анкет «Изучение самооценки методологической культуры методиста», «Изучение мотивации деятельности методиста», теста «Оценка уровня творческого потенциала личности методиста»; деловой игры «Модель личности методиста»; индивидуального тестирования (психологический, педагогический блоки).

Формирующий эксперимент выявил, что произошли существенные изменения в содержательном наполнении компетенций, составляющих педагогическую компетентность методиста.

В процессе реализации экспериментальной Программы «Успех» дидактическая компетенция методиста дополнилась современными философско-культурологическими знаниями (выявились широкие познавательные мотивы, наблюдалось расширение профессиональных знаний (79,5%); увеличилось число участников активных форм занятий «участвуем, действуем, обсуждаем» (74,3%).

Изучение тем философско-культурологического блока программы расширило представления методистов о научной картине мира; о взаимодействии личности и общества; о роли культуры в социализации личности; о методологии и технологиях педагогической деятельности.

Динамика развивающей компетенции отразилась в повышении мотивации к самосовершенствованию (56,7%), в расширении социально-культурного кругозора (43,6%), в осознанности необходимости гуманного взаимодействия с педагогами и детьми (64,8%), в освоении теоретических и практических знаний и умений по проведению психолого-педагогической диагностики и коррекции развития детского коллектива и личности воспитанника (75,3 %).

Деятельностная компетенция методиста проявилась в овладении личностно-ориентироваными технологиями: игровыми, суггестивными; технологиями разработки и организации индивидуальных образовательных маршрутов; формирования познавательных интересов; развития творческого воображения; коллективной творческой деятельности; проблемного обучения; поэтапного формирования умственных действий; развивающего обучения. Активизировалось профессиональное общение с целью обмена опытом (65,9%), проявилась ориентация на повышение профессионального мастерства (72,7%).

13 стр., 6427 слов

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста ...

... изучение и внедрение в практику работы Учреждения новых форм диагностики, обучения, лечения, а так же опыта работы других учреждений; организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической ... и интеллектуального развития детей дошкольного возраста; Предметами и видами деятельности Учреждения являются: приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей ...

Если в начале эксперимента большинство методистов считало полезным для себя «получить конкретные методики, приемы и способы работы», то по окончании опытно-экспериментальной работы предпочтена значимость аналитического

осмысления практических проблем педагога (81,4%).

Более адекватной стала самооценка сформированное™ педагогической компетентности методистов (58,2%).

При сопоставлении результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы, мы отметили динамику уровней педагогической компетентности методисга учреждения дополнительного образования, подтверждающую эффективность заявленных педагогических условий формирования педагогической компетенции методиста учреждения дополнительного образования. (http://nauka-pedagogika.com/)

Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

12 стр., 5782 слов

Использование инновационных образовательных технологий в процессе ...

... технологий. В работе использованы практические статьи из журналов: «Инновационные образовательные технологии», «Высшее образование в России» и др. 1. Теоретические основы преподавания психологии 1.1. Методика преподавания психологии в системе наук. Методы ...

Педагог-организатор

Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой; порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями лицами их замещающими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Методист

Осуществляет методическую работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах) (далее — учреждениях).

Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания; принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; систему организации образовательного процесса в образовательном учреждении; принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации; методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы; принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений; основы работы с издательствами; принципы систематизации методических и информационных материалов; основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката; содержание фонда учебных пособий; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. (http://www.garant.ru/ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.)

11 стр., 5175 слов

Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных ...

... на основе информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Научные, педагогические и психологические методы ... работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка. Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ... направленную на решение задач оптимизации учебного процесса, то и задачи ...