МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ
Диплом по теме:
Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Москва 2013
Введение
Актуальность исследования. Богатая и развитая речь способствует полноценному общению людей друг с другом. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на жизни и развитии ребенка. В настоящее время постоянно возрастает количество детей с общим недоразвитием речи, которые имеют недостаточно сформированный словарный запас, что, в свою очередь, препятствует формированию связной речи, затрудняет развитие письменной речи, нарушая полноценную подготовку к обучению в школе.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач (Н.Д. Арутюнова, Ч.А. Измайлов, Д.М. Шмелев).
Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, 1983; А.В.Запорожец, 1980; А.Р.Лурия, 1956; Л.С. Цветкова, 1972 и др.).
Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексической стороны речи.
В научной литературе неоднократно исследовалась проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В.П. Глухов, Н.С. Жукова, И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Обучение грамоте детей 5-6 лет в группе с ОНР
... дошкольников с ОНР. 2. Дать характеристику методике обучения грамоте детей 5-6 лет с нормальным развитием речи. 3. Описать методику обучения грамоте детей 5-6 лет с ОНР. 1. ... мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы. В научной литературе метод обучения грамоте детей дошкольного возраста с нормальным развитием речи разрабатывался такими учеными как К.Д. Ушинский (звуковой метод), И.Н. ...
В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории. Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи.
В монографии И.Ю. Кондратенко представлены основные направления и методика логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, И.Ю. Кондратенко).
Ученые утверждают, что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания детей с речевой патологией. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и др.).
Своевременная и систематическая логопедическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо знать особенности развития детей с общим недоразвитием речи и как эти особенности влияют на развитие речи детей, а так же важно определить методы коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи, в том числе и лексики, у таких детей. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска эффективных путей формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи. Исследование лексики является не менее актуальным в настоящее время, что обусловлено значимостью ее для речевого развития в целом, а также для процесса коммуникации и развития познавательной деятельности детей с ОНР.
Объект исследования: процесс формирования лексики у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: особенности формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.
На основе анализа изученной литературы была определена цель работы.
Цель: Разработать систему игр и занятий, способствующих формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза. Успешность коррекционно-логопедической работы по формированию лексики у детей с ОНР зависит от сформированности комплекса коррекционных мероприятий и предполагает формирование у детей умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях сложности дифференциации слов, звуков, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Формирование комплекса коррекционных мероприятий происходит под влиянием включения языковой способности в коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
изучение медико-психолого-педагогической документации детей;
проведение наблюдений, констатирующего экспериментов;
экспериментальное изучение материалов исследований и интерпретация его результатов с использованием методов количественного и качественного анализа.
разработка методических рекомендаций по формированию лексики в процессе логопедической работы.
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...
... недоразвитием речи; 4 Разработать и апробировать систему работы по использованию игр-драматизаций в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Методы исследования ... процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, ...
Теоретической основой исследования явились работы Р.И. Лалаевой, Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. по изучению детей с общим недоразвитием речи.
Методологической основой исследования послужили работы Е.А. Земской, В.Н. Немченко по развитию детской речи; З.Н. Репиной по изучению и исследованию детской речи; методические приемы, разработанные В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко, И.Ю. Кондратенко.
Организация исследования проводилась на базе на базе Кузяевского детского сада №44.
В эксперименте принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.
Теоретическая значимость.
Теоретически обоснована, разработана и апробирована дифференцированная методика формирования лексики у детей с ОНР (3 уровень) с учётом онтогенетического хода развития, структуры первичного дефекта и индивидуальных возможностей детей.
В исследовании дана характеристика состояния лексической стороны речи дошкольников с ОНР (3 уровень).
Доказана эффективность применения методической системы приёмов с использованием дополнительных визуальных опор, реализуемой в логопедической работе с детьми с ОНР (3 уровень) для усвоения правильных лексических процессов.
Практическая значимость работы состояла в получении данных, которые важны для разработки методов коррекционного воздействия при изучении особенностей лексики у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 1. Историко—теоретический обзор литературы по проблеме формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
.1 Краткий исторический обзор литературы
Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. Еще древними греками был поставлен вопрос, о том, что является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называющейся им вещью.
Первыми лингвистами, положившими в основу описания языка и языковых элементов понимание системных отношений, были Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович и Фердинанд де Соссюр.
Ф. де Соссюр (1857-1913) — швейца?рский <#»649158.files/image001.gif»>
Диаграмма 1 — Уровни сформированности импрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп
По результатам, обследования, наглядно видно, что у детей с с ОНР 3-го уровня пассивный словарь недостаточно развит. Тогда как у детей с ОНР 3-го уровня достаточно высок.
Исследование, проведенное по второму блоку заданий, связанных с определением уровня сформированности экспрессивной речи, показало, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит и активный словарь.
Проявляется это, например, в том, что дошкольники с ОНР 3-го уровня не знают таких слов, которые определяют названия ягод, разновидности рыб, виды цветов, породы диких животных, птиц. Также они затрудняются в определении слов, обозначающих части человеческого тела, части предметов одежды и средств передвижения (манжета, фара, кузов), различных рабочих инструментов и рабочих профессий
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)
... диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования _________________ Группа № _________ Зрительное восприятие Диагностические задания и вопросы Особенности выполнения ребенком заданий Уровень выполнения ...
Такие слова как: баран, олень, ворон, журавль, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер, в процессе их актуализации вызывали затруднения у многих детей с ОНР 3-го уровня.
Было отмечено также, что заметные различия между детьми с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и детьми с с ОНР 3-го уровня контрольной группы наблюдаются при актуализации, глаголов и прилагательных, т.е. предикативного словаря.
Выявились у дошкольников с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и трудности в назывании многих прилагательных, которые употребляются в речи детей с нормальным речевым развитием. Это такие определения как узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и т.п.
В словаре дошкольников с ОНР 3-го уровня, связанном с глаголоми наблюдалось преобладание слов, которые обозначают действия. С этими действиями ребенок ежедневно сталкивается, выполняет или наблюдает их. Это такие глагольные формы как спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.
В процессе обследования выяснилось, что труднее усваивались слова, которые имеют обощенное или отвлеченое значения, а также слова, которые обозначают состояние, оценку, качества или признаки предметов и явлений. Еще отмечена характерная особенность словаря детей с ОНР — неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Следует отметить, многообразие этих проявлений.
Все это отражено в диаграмме № 2.
Диаграмма 2 — Уровни сформированности экспрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп
По показаниям диаграммы видно, что расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из особенностей речи детей с ОНР 3-го уровня. Эти расхождения являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая его к норме. Тем не менее употребление слов, их актуализация в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения. На это стоит обратить особое внимание при организации коррекционной работы по формированию лексики у дошкольников с ОНР 3-го уровня.
Выводы по второй главе:
определенные для проведения экспериментальной части исследования у детей с ОНР 3-го уровня цели и и задачи предположили анализ методик;
проведенный анализ методик позволил определить направление исследовательской работы, используя комплексный подход;
экспериментальный этап исследовательской работы выявил большие затруднения в употреблении слов, имеющих обобщающее понятие, обозначающие признаки и качества предметов, их актуализацию в разговорной речи у детей с ОНР 3-го уровня;
коррекционную работу с детьми, имеющих ОНР 3-го уровня проводить исходя из отклонений, определенных на экспериментальном этапе исследования.
Глава 3. Коррекционная работа по формированию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи в дидактических играх
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...
... особенностей предикативного словаря у детей с нормальным речевым развитием, с общим недоразвитием речи и задержкой ... Цель, задачи исследования _____________________________________27 2.2. Методика констатирующего эксперимента _______________________ 27 2.3. Организация исследования ____________________________________ 31 ГЛАВА 3. Особенности предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи ...
3.1 Развитие словаря в игровой деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:
этап — диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР.
этап — коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.
этап — итоговый-оценочный (будет представлен в разделе 3.2).
Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.
этап — диагностический.
Программа диагностического исследования состояла из четырех блоков.
Блок: направлен на выявление у детей знания глагольного словаря.
Блок: направлен на выявление у детей знаний о признаках предметов.
Блок: направлен на выявление у детей умения подбирать антонимы к словам, умения использовать их в речи.
Задание № 1. Упражнение «Классификация предметов по картинкам».
) Цель методики: определение уровня развития предметного пассивного словаря. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования.
Задание № 2: Игра «Четвертый лишний»
) Цель методики: определение уровня развития умственных операций анализа и обобщения у ребенка.
Задание № 3. Игра «Назови лишнее слово».
) Цель методики: определение уровня сформированности операции обобщения, умения выделять существенные признаки.
Критерии оценки заданий 1 блока:
балл — задание выполнено неправильно, и при этом была помощь экспериментатора;
балла — задание выполнено самостоятельно, но неправильно;
балла — задание выполнено правильно, но с помощью экспериментатора;
балла — задание выполнено самостоятельно и правильно.
Блок:
Задание № 1.Упражнение «Покажи, кто что делает».
Цель методики: исследование пассивного словаря. Диагностика уровня понимания глаголов.
Критерии оценки:
балл — не выполнено;
балла — выполнено с ошибками;
балла — выполнено правильно.
Задание № 2 Игра «Кто как голос подает?»
Цель методики: исследование состояния глагольного (предикативного) словаря.
Задание № 3 Упражнение «Кто что делает?»
Цель методики: исследование состояния глагольного (предикативного) словаря.
Критерии оценки:
балл — ответ не дан;
балла — ответ дан, но не правильный;
балла — ответ правильный.
Блок:
Задание № 1. Упражнение «Подбери картинки».
) Цель методики: исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания признаков.
Задание № 2. Упражнение «Отгадай».
Цель методики: Диагностика уровня понимания признаков.
Критерии оценки:
балл — задание выполнено неправильно;
балла — задание выполнено правильно, но с помощью взрослого;
балла — задание выполнено самостоятельно и правильно.
Блок:
Задание №1. Упражнение «Какая? Какой? Какое?»
Словарь терминов к теме «Закономерности и динамика психического ...
... и формирование личности младшего школьника». Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: Адаптация ... ближайшего развития. ближайшего развития уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия ... образов, внимание , память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение ... П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий ...
Цель методики: исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания слов с противоположным значением.
Задание № 2.Упражнение «Выбери слова — неприятели».
) Цель методики: исследование уровня понимания слов с противоположным значением.
Задание № 3. Упражнение «Закончи предложение»
) Цель методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.
Задание № 4. Упражнение «Скажи наоборот».
) Цель методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.
Критерии оценки:
балл — ответ не дан;
балла — ответ дан, но не правильный;
балла — ответ правильный.
Максимальное количество баллов при выполнении всех серий заданий составило: 295 баллов. Из них за 1 блок — 76 баллов, за 2 блок — 57 баллов, за 3 блок — 36 баллов, за 4 блок -126 баллов.
Анализ полученных данных по четырем блокам диагностической программы (за 3 года) можно выделить следующие количественные характеристики уровня развития у детей с ОНР 3-го уровня.
— 295 балла — высокий уровень (83 — 100% правильно выполненных заданий)
— 245 баллов — средний уровень (58 — 83%)
Менее 170 баллов — низкий уровень (менее 58 %)
Высокий уровень — задания выполнены самостоятельно и правильно.
Средний уровень — задания выполнены самостоятельно, но были ошибки; задание выполнено правильно, но с помощью экспериментатора (наводящие вопросы, примеры и т.д.);
Низкий уровень — большинство заданий не выполнено (нет ответа, либо дан неправильный ответ, даже при дополнительной помощи экспериментатора)
Большинство из диагностируемых детей (83 %) показали средний уровень развития лексической стороны речи, а 17 % детей показали низкий уровень. Детей с высоким уровнем развития словарного запаса не оказалось.
Детей из группы со средним уровнем сформированности словарного запаса мы охарактеризовали так: дети используют развернутые речевые средства, но недоразвитие речи выражено еще очень резко. В их речи имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов), иногда появляются прилагательные. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов).
Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты, а в процессе поиска слова — словосочетания.
Данная группа детей характеризуется, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, несформированностью семантических полей, трудностями в актуализации словаря, особенно предикативного словаря (глаголов, прилагательных).
Для низкого уровня развития лексической стороны речи характерно резко выраженное недоразвитие речи. В речи присутствуют в основном существительные, глагольный словарь и словарь прилагательных недостаточен. Характерно неточное употребление слов, частые вербальные парафазии.
Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного ...
... речи третьего уровня. Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-логопедического обучения, направленного на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. ... коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие лексико-грамматической стороны речи. ...
Следующий этап — коррекционно-обучающий.
Предложенная мной методика коррекционного обучения состоит из дидактических игр, разделенных на четыре серии (в соответствии с блоками выделенными в нашей диагностической программе).
СЕРИЯ ИГР
Первая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами существительными и их активизацию в речи.
Новоселье куклы
Цели:
. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, oдeждa, обувь, посуда, игрушки;
Кто скорее соберет
Цели:
. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;
. Учить детей группировать овощи и фрукты;
. Воспитывать быстроту реакции на слово логопеда, выдержку и дисциплинированность.
Охотник и пастух
Цели:
. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных;
. Учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные;
. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Назови три предмета
Цели:
. Активизировать словарь детей;
. Упражнять детей в классификации предметов.
СЕРИЯ ИГР
Вторая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР глаголами и их активизацию в речи.
Кто больше!
Цели:
. Пополнять предикативный словарь.
. Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.
. Совершенствовать навыки образования глагола от существительного.
. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Кто в домике живет?
Цели:
. Расширять и закреплять предикативный словарь.
. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным действиям.
. Совершенствовать навыки работы с символами действий.
. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.
Едем, плаваем, летаем.
Цели:
. Развивать предикативный словарь.
. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.
. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет действие»
. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.
. Развивать зрительное внимание.
Кем ты хочешь стать?
Цели:
. Расширять предикативный словарь.
. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего времени.
. Закреплять знания о профессиях людей.
СЕРИЯ ИГР
Третья серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами — признаками и их активизацию в речи.
Когда это бывает?
Цели:
Закреплять знания детей о временах года и их признаках.
Какой предмет?
Цели:
. Закреплять представления детей о величине предметов;
. Учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма);
. Развивать быстроту мышления.
Из чего сделано?
Цели:
. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса);
. Активизировать словарь признаков.
Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет
... речи младших дошкольников. Гипотеза - уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения грамматической стороны речи, содержательностью работы ... особенности усвоения грамматического строя речи детьми 4-го года жизни. Цель исследования - изучить процесс формирования грамматического строя речи детей 5-го года ...
СЕРИЯ ИГР
Четвертая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР антонимами и синонимами и их активизацию в речи.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Скажи иначе
Цели:
. Расширять глагольный словарь.
. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов).
Развивать зрительное внимание, наблюдательность.
Унылый и веселый
Цели:
. Пополнять предикативный словарь,
. Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике,
. Развивать зрительное внимание, наблюдательность,
. Знакомить детей с синонимами и антонимами.
Наоборот
Цели:
. Учить сравнивать значения слов;
. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
3.2 Результаты обучающего эксперимента
Анализируя качество выполнения всех четырех серий заданий дошкольниками с ОНР до и после проведения коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и четвертого блока заданий.
И после коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты первого и второго блока.
Трудности в выполнении заданий, даже после проведенной коррекционной работы, были вызваны незавершенностью процесса развития речи, потому что у детей пяти лет только начинают организовываться семантические поля, дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована и необходимо еще время для совершенствования процессов поиска слов, перевода их из пассивного в активный словарь.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр.
Дети экспериментальной группы показали следующие результаты: 6 детей набрали 24-30 баллов — высокий уровень, 3-е детей набрали по16-23 балла — средний уровень, 1 ребенок набрал меньше 15 баллов — низкий уровень.
Дети контрольной группы показали следующие результаты: 4 детей) набрали 24-30 баллов — высокий уровень, 3 детей набрали по 16 — 23 балла — средний уровень, 3-е детей набрали меньше 15 баллов — низкий уровень.
Диаграмма 3 — Сравнительная характеристика состояния словарного запаса речи экспериментальной и контрольной групп
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр.
Заключение
Из работы видно, что вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика
Материал работы показывает, что как правило, ОНР выступает, одним из проявлений нарушений физического и нервно-психического развития ребенка, вследствие употребления алкоголя, никотина и наркотических средств матерью во время беременности.
Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего ...
... речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования метода моделирования. Задачи исследования : Раскрыть метод моделирования как средства развития связной речи у старших дошкольников. Охарактеризовать особенности речи у детей ... знаний о другом объекте (оригинале). Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций использования моделей для изучения тех ...
В качестве основных причин возникновения как показывает материал работы ОНР Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют неблагоприятное воздействие речевой среды, неблагоприятные условия воспитания, а так же дефицит общения — так называемые постнатальные факторы.
Часто при условии неблагоприятного влияния окружающих факторов, в сочетании с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи
В 2001 году Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень общего недоразвития речи, к которому относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи
Из второго раздела видно, что расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из особенностей речи детей с ОНР. Эти расхождения являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая его к норме.
Материал 3 раздела показывает вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:
этап — диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР 3-го уровня.
этап — коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.
этап — итоговый-оценочный. Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.
Анализируя качество выполнения всех четырех серий заданий дошкольниками с ОНР 3-го уровня до и после проведения коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР 3-го уровня до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и четвертого блока заданий. И после коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты первого и второго блока.
Материл 3 раздела, также показал, что обучающий эксперимент подтвердил эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию словаря через дидактические игры.
Список литературы
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. — М.; 2011 — 289 с.
2. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. — М., 2002. — 120 с.
. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос — 2012.
. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2011.
. Дефектология. Научно — методический журнал. № 4 — 2011.
. Дефектология. Научно — методический журнал. № 5 -2004.
. Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.
. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Изд. — во «СОЮЗ», 2010. — 224 с.
. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 2008.
. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011. — 191 с.
. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М., 2007.
. Панова Е.А. Русский язык: Учебное справочное пособие / Е.А. Панова, А.А. Позднякова. — М.: ООО «Изд. — во Астрель»,2012. — 462 с.
. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи, — СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,БИНОМ,2012. — 208 с.
. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — СПб.: Лениздат; Издательство « Союз», 2011. — 240 с.
. Панова Е.А., Позднякова А.А. Русский язык: Учеб.- справ. пособие. — М.: ООО «Изд. — во АСТ», 2012. — 462 с.
. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. Под ред. Дружинина В.Н. М. 2000 г.
. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. — М., 2012.
. Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантический полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием. СПб.;1995.
. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев: 1981.
. Справочник школьника. 1 — 4: Русский язык. / под ред. Соболевой. М.:АСТ — ПРЕСС, 2011. — 576 с.
. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство — пресс.2011.
. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. -1970, №6 — с.8 -11.
. Ушакова Т. Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии. — 1969, № 1.
. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. — М.: Гном и Д.2010.
. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. — М.: Просвещение, 1992.
. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2010. — 240 с.
. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.
. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. — М., 2009.
. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи. — М., 1990.
. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками М., 2013.
. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 1999.
. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1991.
. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.
. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1994.
. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.