Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

Диплом по теме:

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Москва 2013

Введение

Актуальность исследования. Богатая и развитая речь способствует полноценному общению людей друг с другом. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на жизни и развитии ребенка. В настоящее время постоянно возрастает количество детей с общим недоразвитием речи, которые имеют недостаточно сформированный словарный запас, что, в свою очередь, препятствует формированию связной речи, затрудняет развитие письменной речи, нарушая полноценную подготовку к обучению в школе.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач (Н.Д. Арутюнова, Ч.А. Измайлов, Д.М. Шмелев).

Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, 1983; А.В.Запорожец, 1980; А.Р.Лурия, 1956; Л.С. Цветкова, 1972 и др.).

Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексической стороны речи.

В научной литературе неоднократно исследовалась проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В.П. Глухов, Н.С. Жукова, И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

4 стр., 1813 слов

Обучение грамоте детей 5-6 лет в группе с ОНР

... дошкольников с ОНР. 2. Дать характеристику методике обучения грамоте детей 5-6 лет с нормальным развитием речи. 3. Описать методику обучения грамоте детей 5-6 лет с ОНР. 1. ... мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы. В научной литературе метод обучения грамоте детей дошкольного возраста с нормальным развитием речи разрабатывался такими учеными как К.Д. Ушинский (звуковой метод), И.Н. ...

В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории. Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи.

В монографии И.Ю. Кондратенко представлены основные направления и методика логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, И.Ю. Кондратенко).

Ученые утверждают, что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания детей с речевой патологией. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и др.).

Своевременная и систематическая логопедическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо знать особенности развития детей с общим недоразвитием речи и как эти особенности влияют на развитие речи детей, а так же важно определить методы коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи, в том числе и лексики, у таких детей. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска эффективных путей формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи. Исследование лексики является не менее актуальным в настоящее время, что обусловлено значимостью ее для речевого развития в целом, а также для процесса коммуникации и развития познавательной деятельности детей с ОНР.

Объект исследования: процесс формирования лексики у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: особенности формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.

На основе анализа изученной литературы была определена цель работы.

Цель: Разработать систему игр и занятий, способствующих формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза. Успешность коррекционно-логопедической работы по формированию лексики у детей с ОНР зависит от сформированности комплекса коррекционных мероприятий и предполагает формирование у детей умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях сложности дифференциации слов, звуков, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Формирование комплекса коррекционных мероприятий происходит под влиянием включения языковой способности в коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

изучение медико-психолого-педагогической документации детей;

проведение наблюдений, констатирующего экспериментов;

экспериментальное изучение материалов исследований и интерпретация его результатов с использованием методов количественного и качественного анализа.

разработка методических рекомендаций по формированию лексики в процессе логопедической работы.

30 стр., 14976 слов

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...

... недоразвитием речи; 4 Разработать и апробировать систему работы по использованию игр-драматизаций в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Методы исследования ... процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, ...

Теоретической основой исследования явились работы Р.И. Лалаевой, Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. по изучению детей с общим недоразвитием речи.

Методологической основой исследования послужили работы Е.А. Земской, В.Н. Немченко по развитию детской речи; З.Н. Репиной по изучению и исследованию детской речи; методические приемы, разработанные В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко, И.Ю. Кондратенко.

Организация исследования проводилась на базе на базе Кузяевского детского сада №44.

В эксперименте принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;

количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Теоретическая значимость.

Теоретически обоснована, разработана и апробирована дифференцированная методика формирования лексики у детей с ОНР (3 уровень) с учётом онтогенетического хода развития, структуры первичного дефекта и индивидуальных возможностей детей.

В исследовании дана характеристика состояния лексической стороны речи дошкольников с ОНР (3 уровень).

Доказана эффективность применения методической системы приёмов с использованием дополнительных визуальных опор, реализуемой в логопедической работе с детьми с ОНР (3 уровень) для усвоения правильных лексических процессов.

Практическая значимость работы состояла в получении данных, которые важны для разработки методов коррекционного воздействия при изучении особенностей лексики у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Глава 1. Историкотеоретический обзор литературы по проблеме формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

.1 Краткий исторический обзор литературы

Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. Еще древними греками был поставлен вопрос, о том, что является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называющейся им вещью.

Первыми лингвистами, положившими в основу описания языка и языковых элементов понимание системных отношений, были Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович и Фердинанд де Соссюр.

Ф. де Соссюр (1857-1913) — швейца?рский <#»649158.files/image001.gif»>

Диаграмма 1 — Уровни сформированности импрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп

По результатам, обследования, наглядно видно, что у детей с с ОНР 3-го уровня пассивный словарь недостаточно развит. Тогда как у детей с ОНР 3-го уровня достаточно высок.

Исследование, проведенное по второму блоку заданий, связанных с определением уровня сформированности экспрессивной речи, показало, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит и активный словарь.

Проявляется это, например, в том, что дошкольники с ОНР 3-го уровня не знают таких слов, которые определяют названия ягод, разновидности рыб, виды цветов, породы диких животных, птиц. Также они затрудняются в определении слов, обозначающих части человеческого тела, части предметов одежды и средств передвижения (манжета, фара, кузов), различных рабочих инструментов и рабочих профессий

11 стр., 5045 слов

Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)

... диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования _________________ Группа № _________ Зрительное восприятие Диагностические задания и вопросы Особенности выполнения ребенком заданий Уровень выполнения ...

Такие слова как: баран, олень, ворон, журавль, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер, в процессе их актуализации вызывали затруднения у многих детей с ОНР 3-го уровня.

Было отмечено также, что заметные различия между детьми с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и детьми с с ОНР 3-го уровня контрольной группы наблюдаются при актуализации, глаголов и прилагательных, т.е. предикативного словаря.

Выявились у дошкольников с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и трудности в назывании многих прилагательных, которые употребляются в речи детей с нормальным речевым развитием. Это такие определения как узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и т.п.

В словаре дошкольников с ОНР 3-го уровня, связанном с глаголоми наблюдалось преобладание слов, которые обозначают действия. С этими действиями ребенок ежедневно сталкивается, выполняет или наблюдает их. Это такие глагольные формы как спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.

В процессе обследования выяснилось, что труднее усваивались слова, которые имеют обощенное или отвлеченое значения, а также слова, которые обозначают состояние, оценку, качества или признаки предметов и явлений. Еще отмечена характерная особенность словаря детей с ОНР — неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Следует отметить, многообразие этих проявлений.

Все это отражено в диаграмме № 2.

Диаграмма 2 — Уровни сформированности экспрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп

По показаниям диаграммы видно, что расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из особенностей речи детей с ОНР 3-го уровня. Эти расхождения являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая его к норме. Тем не менее употребление слов, их актуализация в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения. На это стоит обратить особое внимание при организации коррекционной работы по формированию лексики у дошкольников с ОНР 3-го уровня.

Выводы по второй главе:

определенные для проведения экспериментальной части исследования у детей с ОНР 3-го уровня цели и и задачи предположили анализ методик;

проведенный анализ методик позволил определить направление исследовательской работы, используя комплексный подход;

экспериментальный этап исследовательской работы выявил большие затруднения в употреблении слов, имеющих обобщающее понятие, обозначающие признаки и качества предметов, их актуализацию в разговорной речи у детей с ОНР 3-го уровня;

коррекционную работу с детьми, имеющих ОНР 3-го уровня проводить исходя из отклонений, определенных на экспериментальном этапе исследования.

Глава 3. Коррекционная работа по формированию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи в дидактических играх

3 стр., 1147 слов

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...

... особенностей предикативного словаря у детей с нормальным речевым развитием, с общим недоразвитием речи и задержкой ... Цель, задачи исследования _____________________________________27 2.2. Методика констатирующего эксперимента _______________________ 27 2.3. Организация исследования ____________________________________ 31 ГЛАВА 3. Особенности предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи ...

3.1 Развитие словаря в игровой деятельности

Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:

этап — диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР.

этап — коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.

этап — итоговый-оценочный (будет представлен в разделе 3.2).

Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.

этап — диагностический.

Программа диагностического исследования состояла из четырех блоков.

Блок: направлен на выявление у детей знания глагольного словаря.

Блок: направлен на выявление у детей знаний о признаках предметов.

Блок: направлен на выявление у детей умения подбирать антонимы к словам, умения использовать их в речи.

Задание № 1. Упражнение «Классификация предметов по картинкам».

) Цель методики: определение уровня развития предметного пассивного словаря. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования.

Задание № 2: Игра «Четвертый лишний»

) Цель методики: определение уровня развития умственных операций анализа и обобщения у ребенка.

Задание № 3. Игра «Назови лишнее слово».

) Цель методики: определение уровня сформированности операции обобщения, умения выделять существенные признаки.

Критерии оценки заданий 1 блока:

балл — задание выполнено неправильно, и при этом была помощь экспериментатора;

балла — задание выполнено самостоятельно, но неправильно;

балла — задание выполнено правильно, но с помощью экспериментатора;

балла — задание выполнено самостоятельно и правильно.

Блок:

Задание № 1.Упражнение «Покажи, кто что делает».

Цель методики: исследование пассивного словаря. Диагностика уровня понимания глаголов.

Критерии оценки:

балл — не выполнено;

балла — выполнено с ошибками;

балла — выполнено правильно.

Задание № 2 Игра «Кто как голос подает?»

Цель методики: исследование состояния глагольного (предикативного) словаря.

Задание № 3 Упражнение «Кто что делает?»

Цель методики: исследование состояния глагольного (предикативного) словаря.

Критерии оценки:

балл — ответ не дан;

балла — ответ дан, но не правильный;

балла — ответ правильный.

Блок:

Задание № 1. Упражнение «Подбери картинки».

) Цель методики: исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания признаков.

Задание № 2. Упражнение «Отгадай».

Цель методики: Диагностика уровня понимания признаков.

Критерии оценки:

балл — задание выполнено неправильно;

балла — задание выполнено правильно, но с помощью взрослого;

балла — задание выполнено самостоятельно и правильно.

Блок:

Задание №1. Упражнение «Какая? Какой? Какое?»

4 стр., 1965 слов

Словарь терминов к теме «Закономерности и динамика психического ...

... и формирование личности младшего школьника». Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: Адаптация ... ближайшего развития. ближайшего развития уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия ... образов, внимание , память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение ... П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий ...

Цель методики: исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания слов с противоположным значением.

Задание № 2.Упражнение «Выбери слова — неприятели».

) Цель методики: исследование уровня понимания слов с противоположным значением.

Задание № 3. Упражнение «Закончи предложение»

) Цель методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.

Задание № 4. Упражнение «Скажи наоборот».

) Цель методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.

Критерии оценки:

балл — ответ не дан;

балла — ответ дан, но не правильный;

балла — ответ правильный.

Максимальное количество баллов при выполнении всех серий заданий составило: 295 баллов. Из них за 1 блок — 76 баллов, за 2 блок — 57 баллов, за 3 блок — 36 баллов, за 4 блок -126 баллов.

Анализ полученных данных по четырем блокам диагностической программы (за 3 года) можно выделить следующие количественные характеристики уровня развития у детей с ОНР 3-го уровня.

— 295 балла — высокий уровень (83 — 100% правильно выполненных заданий)

— 245 баллов — средний уровень (58 — 83%)

Менее 170 баллов — низкий уровень (менее 58 %)

Высокий уровень — задания выполнены самостоятельно и правильно.

Средний уровень — задания выполнены самостоятельно, но были ошибки; задание выполнено правильно, но с помощью экспериментатора (наводящие вопросы, примеры и т.д.);

Низкий уровень — большинство заданий не выполнено (нет ответа, либо дан неправильный ответ, даже при дополнительной помощи экспериментатора)

Большинство из диагностируемых детей (83 %) показали средний уровень развития лексической стороны речи, а 17 % детей показали низкий уровень. Детей с высоким уровнем развития словарного запаса не оказалось.

Детей из группы со средним уровнем сформированности словарного запаса мы охарактеризовали так: дети используют развернутые речевые средства, но недоразвитие речи выражено еще очень резко. В их речи имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов), иногда появляются прилагательные. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов).

Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты, а в процессе поиска слова — словосочетания.

Данная группа детей характеризуется, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, несформированностью семантических полей, трудностями в актуализации словаря, особенно предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

Для низкого уровня развития лексической стороны речи характерно резко выраженное недоразвитие речи. В речи присутствуют в основном существительные, глагольный словарь и словарь прилагательных недостаточен. Характерно неточное употребление слов, частые вербальные парафазии.

4 стр., 1771 слов

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного ...

... речи третьего уровня. Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-логопедического обучения, направленного на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. ... коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие лексико-грамматической стороны речи. ...

Следующий этап — коррекционно-обучающий.

Предложенная мной методика коррекционного обучения состоит из дидактических игр, разделенных на четыре серии (в соответствии с блоками выделенными в нашей диагностической программе).

СЕРИЯ ИГР

Первая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами существительными и их активизацию в речи.

Новоселье куклы

Цели:

. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, oдeждa, обувь, посуда, игрушки;

Кто скорее соберет

Цели:

. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;

. Учить детей группировать овощи и фрукты;

. Воспитывать быстроту реакции на слово логопеда, выдержку и дисциплинированность.

Охотник и пастух

Цели:

. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных;

. Учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные;

. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Назови три предмета

Цели:

. Активизировать словарь детей;

. Упражнять детей в классификации предметов.

СЕРИЯ ИГР

Вторая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР глаголами и их активизацию в речи.

Кто больше!

Цели:

. Пополнять предикативный словарь.

. Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.

. Совершенствовать навыки образования глагола от существительного.

. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Кто в домике живет?

Цели:

. Расширять и закреплять предикативный словарь.

. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным действиям.

. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Едем, плаваем, летаем.

Цели:

. Развивать предикативный словарь.

. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет действие»

. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

. Развивать зрительное внимание.

Кем ты хочешь стать?

Цели:

. Расширять предикативный словарь.

. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего времени.

. Закреплять знания о профессиях людей.

СЕРИЯ ИГР

Третья серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами — признаками и их активизацию в речи.

Когда это бывает?

Цели:

Закреплять знания детей о временах года и их признаках.

Какой предмет?

Цели:

. Закреплять представления детей о величине предметов;

. Учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма);

. Развивать быстроту мышления.

Из чего сделано?

Цели:

. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса);

. Активизировать словарь признаков.

13 стр., 6253 слов

Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

... речи младших дошкольников. Гипотеза - уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения грамматической стороны речи, содержательностью работы ... особенности усвоения грамматического строя речи детьми 4-го года жизни. Цель исследования - изучить процесс формирования грамматического строя речи детей 5-го года ...

СЕРИЯ ИГР

Четвертая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР антонимами и синонимами и их активизацию в речи.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Скажи иначе

Цели:

. Расширять глагольный словарь.

. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов).

Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

Унылый и веселый

Цели:

. Пополнять предикативный словарь,

. Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике,

. Развивать зрительное внимание, наблюдательность,

. Знакомить детей с синонимами и антонимами.

Наоборот

Цели:

. Учить сравнивать значения слов;

. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

3.2 Результаты обучающего эксперимента

Анализируя качество выполнения всех четырех серий заданий дошкольниками с ОНР до и после проведения коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и четвертого блока заданий.

И после коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты первого и второго блока.

Трудности в выполнении заданий, даже после проведенной коррекционной работы, были вызваны незавершенностью процесса развития речи, потому что у детей пяти лет только начинают организовываться семантические поля, дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована и необходимо еще время для совершенствования процессов поиска слов, перевода их из пассивного в активный словарь.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр.

Дети экспериментальной группы показали следующие результаты: 6 детей набрали 24-30 баллов — высокий уровень, 3-е детей набрали по16-23 балла — средний уровень, 1 ребенок набрал меньше 15 баллов — низкий уровень.

Дети контрольной группы показали следующие результаты: 4 детей) набрали 24-30 баллов — высокий уровень, 3 детей набрали по 16 — 23 балла — средний уровень, 3-е детей набрали меньше 15 баллов — низкий уровень.

Диаграмма 3 — Сравнительная характеристика состояния словарного запаса речи экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр.

Заключение

Из работы видно, что вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика

Материал работы показывает, что как правило, ОНР выступает, одним из проявлений нарушений физического и нервно-психического развития ребенка, вследствие употребления алкоголя, никотина и наркотических средств матерью во время беременности.

14 стр., 6837 слов

Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего ...

... речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования метода моделирования. Задачи исследования : Раскрыть метод моделирования как средства развития связной речи у старших дошкольников. Охарактеризовать особенности речи у детей ... знаний о другом объекте (оригинале). Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций использования моделей для изучения тех ...

В качестве основных причин возникновения как показывает материал работы ОНР Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют неблагоприятное воздействие речевой среды, неблагоприятные условия воспитания, а так же дефицит общения — так называемые постнатальные факторы.

Часто при условии неблагоприятного влияния окружающих факторов, в сочетании с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи

В 2001 году Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень общего недоразвития речи, к которому относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи

Из второго раздела видно, что расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из особенностей речи детей с ОНР. Эти расхождения являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая его к норме.

Материал 3 раздела показывает вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:

этап — диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР 3-го уровня.

этап — коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.

этап — итоговый-оценочный. Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.

Анализируя качество выполнения всех четырех серий заданий дошкольниками с ОНР 3-го уровня до и после проведения коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР 3-го уровня до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и четвертого блока заданий. И после коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты первого и второго блока.

Материл 3 раздела, также показал, что обучающий эксперимент подтвердил эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию словаря через дидактические игры.

Список литературы

1.     Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. — М.; 2011 — 289 с.

2.      Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. — М., 2002. — 120 с.

.        Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос — 2012.

.        Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2011.

.        Дефектология. Научно — методический журнал. № 4 — 2011.

.        Дефектология. Научно — методический журнал. № 5 -2004.

.        Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.

.        Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Изд. — во «СОЮЗ», 2010. — 224 с.

.        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 2008.

.        Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011. — 191 с.

.        Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М., 2007.

.        Панова Е.А. Русский язык: Учебное справочное пособие / Е.А. Панова, А.А. Позднякова. — М.: ООО «Изд. — во Астрель»,2012. — 462 с.

.        Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи, — СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,БИНОМ,2012. — 208 с.

.        Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — СПб.: Лениздат; Издательство « Союз», 2011. — 240 с.

.        Панова Е.А., Позднякова А.А. Русский язык: Учеб.- справ. пособие. — М.: ООО «Изд. — во АСТ», 2012. — 462 с.

.        Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. Под ред. Дружинина В.Н. М. 2000 г.

.        Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. — М., 2012.

.        Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантический полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием. СПб.;1995.

.        Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев: 1981.

.        Справочник школьника. 1 — 4: Русский язык. / под ред. Соболевой. М.:АСТ — ПРЕСС, 2011. — 576 с.

.        Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство — пресс.2011.

.        Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. -1970, №6 — с.8 -11.

.        Ушакова Т. Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии. — 1969, № 1.

.        Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. — М.: Гном и Д.2010.

.        Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. — М.: Просвещение, 1992.

.        Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2010. — 240 с.

.        Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.

.        Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. — М., 2009.

.        Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи. — М., 1990.

.        Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками М., 2013.

.        Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 1999.

.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1991.

.        Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.

.        Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1994.

.        Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.