5
Метод фокус-группы
Фокус-группа является одним из самых интересных и творческих методов сбора первичной маркетинговой информации. Она позволяет получать не столько количественную, сколько преимущественно качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборочного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа потребителей.
Метод фокус-группы — тщательно спланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений по определенной тематике в непринужденной обстановке.
Цели:
- генерации идей (например, для обоснования направлений совершенствования поставляемых на рынок товаров);
- изучения «разговорного словаря» потребителей, что может быть чрезвычайно полезным при проведении рекламных мероприятий, осуществлении личной продажи и т.п.;
- ознакомления с запросами потребителей, с их восприятием товаров и отношением к последним (к характеристикам, методам сбыта и коммуникаций), что является чрезвычайно важным для повышения эффективности маркетинговой деятельности;
- изучения эмоциональной и поведенческой реакции потребителей на определенные виды и средства распространения рекламы;
- сбора информации, которая может оказаться полезной при разработке анкет.
Вспомогательные средства:
аудио- и видеотехнических средства.
Её результаты служат основанием для проведения массовых опросов потребителей.
Оптимальный размер фокус-групп:
8 — 12 человек.
> 8 — отсутствие условий для продуктивной, динамичной работы.
< 12 — группа может разделиться на подгруппы, а в самой дискуссии будет принимать участие ограниченное количество участников.
Критерии формирования членов в фокус-группы:
- гомогенность (по возрасту, виду профессиональной деятельности, семейному положению и т.п.).
- цель исследования например генерация идей о совершенствовании товара предполагает приглашения в фокус группу потребителей, которые им пользовались.
- исключение ранее участвовавших в таких исследованиях они часто начинают вести себя как «эксперты» и не позволяют другим активно и творчески участвовать в обсуждении и чувствовать себя непринужденно.
- избегать одновременного участия родственников/друзей. Они предпочитают вести дискуссию друг с другом, а не со всеми участниками, что также снижает эффективность исследования.
Методы проведения фокус-групп:
Исследование на тему «Психология потребителя»
... на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; 3) фокус-группы. Проективные ... написать о воздействии товара некролог. Яркий пример – реклама средств от комаров, от тараканов и другие. 5.Успешные инновации Большинство ...
Проективный метод — создание ситуации, допускающей возможность множества ее интерпретаций респондентами.
Дискуссия в фокус-группе обеспечивает возможность раскрытия субъективных причин поведения человека. За каждой такой интерпретацией вырисовывается система личностных характеристик и особенностей человека.
Применение проективного метода позволяет приобрести информацию, которую сложно получить с помощью прямых вопросов, — в случаях, когда реальное положение вещей не осознается человеком ввиду включения механизма психологической защиты.
Механизм психологической защиты — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с негативными, травмирующими человека переживаниями.
Исследовательский опыт свидетельствует, что действие психологической защиты чаще всего проявляется так:
- потребители стесняются отрицательно отзываться о товарах (предприятии), так как подсознательно не хотят обидеть ведущего;
- отрицательное отношение респондента к товару может быть обусловлено неспособностью приобрести его по материальным причинам;
- в некоторых случаях респонденты не могут вербализовать мотивы собственного поведения, так как не осознают их;
- опрашиваемые часто стесняются обсуждать интимные проблемы, связанных со здоровьем, семейной жизнью и т.п.
Проективные методики позволяют в определенном смысле «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. Таким образом появляется возможность узнать:
- почему потребителям нравятся или не нравятся те или иные товары;
- что влияет на их решение о выборе того или иного товара;
- какой имидж товара и (или) предприятия сложился в сознании потребителей;
- какие моменты в рекламных обращениях могли бы побудить потребителей приобрести товар;
- какие герои (персонажи) могут быть использованы в рекламе и т.д.
Еще одним положительным аспектом использования проективных методик является их развлекательность. Оригинальность и неожиданность стимулов или заданий вносит в групповую дискуссию элемент игры, в которую респонденты с удовольствием включаются.
По классификации, принятой в маркетинговой практике, проективные методики делятся на пять групп: ассоциативные, завершение задания, конструирующие, экспрессивные, ранжирование.
Ассоциативные методики — респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенного то, что у них ассоциируется с исследуемым предметом. Существуют различные варианты ассоциативных методик:
- словесные ассоциации (как устные, так и письменные), которые могут применяться для выявления отношения респондентов к определенному товару, рекламному обращению и т.д.;
- персонификация — вербальная и невербальная (с использованием портретов), применяемая для выяснения типажа постоянного потребителя исследуемого товара (при подборе актеров для рекламы), а также для выяснения особенностей его имиджа;
- картинки и слова (ассоциации на визуальные стимулы).
Методики, предполагающие завершение задания — респондентов просят закончить незавершенные предложения, рисунки и т.д.
Лекция 3 Удовлетворенность потребителя
... отношений. Образ жизни —это то, как человек живет. Сюда входят товары и услуги, которые потребитель покупает, а также то, как он их оценивает и как он ... разные услуги для того, чтобы выполнять различные потребности людей в каждой группе. Например, банки разным клиентам предлагают разные уровни обслуживания, зависящие от благосостояния клиента. Группа ...
Конструирующие методики — предложение респондентам создать (вербально или невербально) что-либо (например, какую-нибудь ситуацию).
К методикам данной группы относятся:
- модифицированный тематический апперцепционный тест — изучение глубинных мотивов поведения потребителей в той или иной ситуации, а также для исследования имиджа марки или товара, сложившегося в глазах потребителя.
Респондентам показывают картинки, на которых изображена какая-либо ситуация (например, ситуация покупки), и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также что случилось с ними до/после ситуации, изображенной на картинке;
- коллаж, помогающий исследователю выяснить особенности восприятия товаров потребителями, а также позволяющий осуществить целенаправленный подбор визуальных символов при создании рекламы;
- проективные вопросы, позволяющие респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение.
Вопрос начинается с некоторого утверждения, якобы высказанного другими респондентами. Далее участников фокус-группы просят объяснить причины, побудившие лжереспондента к данному утверждению, а также высказать свою точку зрения.
Экспрессивные методики ориентированы на определение эмоционального восприятия потребителями исследуемого товара. Они позволяют выявить не только отношение потребителей к последнему, но и образы, возникающие в их сознании в связи с тем или иным товаром. К экспрессивным методикам относятся:
- психорисунки — респондентов просят нарисовать какой-либо товар так, чтобы отобразить графические элементы, которые ассоциируются с ним;
- ролевые игры — позволяющие, к примеру, выявить не только то, что потребители говорят о том или ином товаре, но и как именно они это делают.
При применении методики респондентов просят от имени какого-либо товара (предприятия) обратиться к потребителям в той манере (голос, тон, язык), которую мог бы использовать этот товар (предприятие).
Ранжирование предлагает использование более структурированных стимулов. Методика имеет множество модификаций.
Например, респондентов просят выбрать наиболее соответствующие характеристики из предложенных для конкретного товара или рекламного обращения. В другом случае респондентам предлагается проранжировать характеристики по тому или иному признаку (например, по степени важности).
Факторы, обуславливающие эффективность проведения фокус-группы:
1. обстановка.
Должна стимулировать свободное выражение мнений и оценок, а также творческое мышление участников. Предпочтение отдается приспособленной для таких обсуждений комнате (желательно располагать респондентов за круглым столом).
2. стимулирование.
Для чего могут использоваться как денежная форма оплаты их труда, так и натуральная (бесплатное предоставление товаров, скидки при последующих покупках, вручение сувениров и подарков и т.п.).
3. работа модератора.
Модератора, который на основе глубокого понимания целей и задач дискуссии, без прямого вмешательства в ее ход, должен управлять проведением данного мероприятия. Ведущему необходимо организовать обсуждение так, чтобы затронуть все объекты и задачи исследования. При этом взаимодействие между членами группы должно стимулироваться и поощряться. Одним из показателей успеха работы фокус-группы является основательность рассмотрения поставленной проблемы в беседах ее участников друг с другом, а не только с ведущим.
Принципы интерпретация результатов работы фокус-группы:
- Корректный, адекватный «перевод» высказываний и ответов участников дискуссии на язык категорий и понятий обсуждаемой проблемы.
- Определение степени согласованности мнений участников.
- Определение степени схожести мнений, суждений и характеристик участников фокус-группы с потребителями целевого рынка.
« + » |
« – » |
|
|
Тезаурус.
- Метод фокус-группы — тщательно спланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений по определенной тематике в непринужденной обстановке.
- Проективный метод — создание ситуации, допускающей возможность множества ее интерпретаций респондентами.
- Механизм психологической защиты — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с негативными, травмирующими человека переживаниями.
- Ассоциативные методики — респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенного то, что у них ассоциируется с исследуемым предметом. Существуют различные варианты ассоциативных методик:
- Конструирующие методики — предложение респондентам создать (вербально или невербально) что-либо (например, какую-нибудь ситуацию).
- Экспрессивные методики — определение эмоционального восприятия потребителями исследуемого товара.
- Ранжирование — использование четко структурированных стимулов. Методика имеет множество модификаций.