РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Таблица 1. УЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
СРАВНЕНИЕ | «МИР ИДЕЙ» | «МИР ВЕЩЕЙ» |
Состоит из… | «Эйдосов», т.е. «идей» как особых сущностей, существующих объективно, независимо от вещей | Конкретных единичных предметов |
Подлинность | Первичное бытие по отношению к «миру вещей» | Вторичная реальность, производная от «мира идей» |
Сущность | Сверхъестественная, «сверхприродная» реальность | Земной, материальный мир, «природное» инобытие |
Подлинное бытие | Не подлинное бытие или становление | |
«Идеи» нематериальны, бестелесны | Вещи материальны, телесны | |
«Идеи» неизменны, прекрасны и совершенны | Вещи изменчивы и несовершенны | |
«Идеи» – это идеальные образцы | Вещи – это подобия, тени «идей» | |
Вечность | Время | |
«Космос умопостигаемый» | «Космос зримый», чувственный | |
Категории | «Идеи» – это «общее» и «сущность» | Вещи – это «единичное» и «явление» |
Таблица 2. АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ИХ ТРУДЫ
ФИЛОСОФ | ГЛАВНЫЙ ТРУД | ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
Анаксимандр | «О природе» ( у Парменида это поэма) | Учение об «апейроне» и процессе возникновения мира |
Анаксимен | Учение о «воздухе» как первоначале и его состояниях | |
Парменид | Бытие есть «одно-и-все» или «едино-целое» | |
Демокрит | Атомистическая концепция мира, человека, познания | |
Гераклит | «О Вселенной, о государстве, о богословии» | Учение об «огне» как едином первоначале бытия, единстве и борьбе противоположностей, Логосе как космической закономерности и др. |
Протагор | «Об истине» | Концепция относительности истины, любых знаний |
«О богах» | Сомнение в существовании богов, их непознаваемость | |
Платон | «Тимей» | Онтологическое учение о «мире идей» и «мире вещей», Боге-демиурге (творце) и мировой душе |
«Менон» | Гносеологическая теория анамнезиса – «припоминания» | |
«Государство» | Модель идеального общественного устройства | |
Аристотель | «Метафизика» | Концепция «причин бытия» и Бога-Перводвигателя |
«Органон» | Учение о категориях, логика, методе дедукции | |
«Политика» | Учение о возникновении, природе, формах государства | |
Эпикур | «Главные мысли» | Атомистическая концепция, идея сенсуализма, этика |
Марк Аврелий | «К самому себе» | Концепция мироустройства и судьбы, идеал мудреца |
Лукреций Кар | «О природе вещей» | Атомистическая концепция в духе идей Демокрита |
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Таблица 3. ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ЭТАП | СТРУКТУРА | ПРЕДСТАВИТЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ |
Апологетика (2-4 вв.) | Иногда рассматривается как часть патристики | Ориген, Татиан, Тертуллиан | Защита христианства от язычества и рационализма античной философии, идея безусловного приоритета веры над разумом |
Патристика (5-10 вв.) | Западная, латинская ветвь | Боэций, Аврелий Августин | Создание целостного, христианского философского учения (монотеизм, креационизм, супранатурализм, теизм) с опорой на идеалистическую философию Платона |
Восточная, византийскаяветвь | Василий Великий, Григорий Богослов | ||
Схоластика (11-14 вв.) | Ранняя (10-11 в.) | Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр | Начинается спор об универсалиях; влияние августиновского платонизма на взгляды Ансельма |
Зрелая (12-13 в.) | Сигер Брабантский, Альберт Великий, Фома Аквинский | Платонизм вытесняется аристотелизмом, возникает томизм и теория гармонии веры и разума | |
Поздняя (13-14 в.) | Иоанн Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам | Теория двойственности истин философии и богословия, идея опытного познания природы; критический принцип «бритва Оккама» |
Таблица 4. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ИХ ТРУДЫ
ФИЛОСОФ | ГЛАВНЫЙ ТРУД | ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
Тертуллиан | «О свидетельстве души» | Душе человека прирожденны христианские истины. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами простой, необразованной души. Разум несовместим с верой и является ее антиподом |
Аврелий Августин | «Исповедь» | Проблема самосознания личности, ее внутренней динамики. В этой философской автобиографии Августин показал становление собственной личности. Необходима божественная благодать, поскольку только она может вывести личность из инерции греховного бытия и «спасти» |
«О граде Божьем» | Учение о «граде земном», государстве, основанном на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «граде Божьем» – духовной общности, основанной на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе» | |
Боэций | «Утешение философией» | Все происходящее, в том числе страдания, имеет высший смысл. Миром правит универсальное, божественное провидение, в подчинении которому – высшее благо для человека. Вера в Бога примиряет человека со своей участью |
Фома Аквинский | «Сумма теологии», «Сумма против язычников» | Завершение построения системы католической теологии, отработка вероучения в рамках здравого смысла: над «естественным» рассудком надстраиваются «сверхъестественные» догмы. Доктрина христианского аристотелизма |
Таблица 5. СПОР ОБ «УНИВЕРСАЛИЯХ» В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
НАПРАВЛЕНИЕ | ТЕЧЕНИЕ | ГЛАВНАЯ ИДЕЯ | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Реализм | Крайний | Общие понятия представляют собой идеальные сущности и существуют «до» и независимо от единичных вещей и образуют особый идеальный мир | Иоанн Скот Эриугена |
Умеренный | Общие понятия существуют «до вещей» в уме Бога, «в вещах» в качестве их сущности и «после вещей» в мышлении человека | Фома Аквинский | |
Номинализм | Умеренный (концептуализм) | Общие понятия существуют в качестве общего сначала «в» единичных вещах, а затем и «после» вещей в результате абстрагирующей деятельности ума | Пьер Абеляр |
Крайний | Общие понятия присутствуют только «после» вещей в мышлении человека лишь как имена, данные объективно существующим единичным вещам, и не образуют особого идеального мира | Иоанн Росцелин |
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Таблица 6. ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
СРАВНЕНИЕ | ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ | ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ |
Образ человека | Человек сотворен по образу и подобию Бога | Человек сам творит себя как личность |
Бог и человек | Человек – раб Бога | Человек – «сотворец» Бога |
Степень совершенства | Человек несет на себе печать первородного греха и несовершенен | Человек прекрасен и совершенен и телесно, и духовно |
Природа человека | Человек – прежде всего, духовное существо | Человек – существо в единстве телесного и духовного |
Судьба человека | Судьба человеческого рода предопределена Богом | Человек является хозяином своей судьбы и жизни |
Человек в мире | Место человека в иерархии бытия определено Богом и неизменно | Человек – космически не закреплен, и сам определяет свое место в мире |
Счастье | Достижимо только в загробном мире | Человек достоин счастья в земной жизни |
Смысл и образ жизни | Спасение души, смирение и покорность | Творческая самореализация, деятельность, успех |
Этика | Религиозная, аскетическая мораль | Гедонистическая светская мораль |
Свобода | Свобода человека ограничена | Человек – свободное существо |
Роль разума | Разум человека подчинен авторитету догмата, вторичен по отношению к вере и откровению | Разум обладает большими возможностями и может рассматриваться в его самостоятельном значении |
Образование | Должно носить религиозный характер и предполагать усвоение Божественных истин Библии | Для всестороннего развития необходимо светское, гуманитарное образование с опорой на культуру античности |
Таблица 7. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
СРАВНЕНИЕ | ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ | ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ |
Модель мира | Геоцентрическая | Гелиоцентрическая |
Бог и мир | Доминирование теизма | Доминирование пантеизма |
Бытие | Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной мир) | Бытие едино, целостно и подчинено универсальным закономерностям |
Возникновение мира | Сотворение мира сверхприродным Богом из ничего | Принцип эманации, развертывания мира из Бога |
Свойства мира | Мир конечен в пространстве и времени | Мир бесконечен в пространстве и времени |
Таблица 8. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ИХ ТРУДЫ
ФИЛОСОФ | ГЛАВНЫЙ ТРУД | ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
П.делла Мирандола | «Речь о достоинстве человека» | Обоснование гуманистического антропоцентризма, идея неограниченных творческих возможностей человека, его свободы |
Н.Кузанский | «Об ученом незнании» | Пантеистическая трактовка бытия (в ее мистической версии), идея непознаваемости Бога, но познаваемости его творений, трактовка познания как потенциально бесконечного процесса |
Н.Коперник | «О вращениях небесных сфер» | Обоснование гелиоцентрической модели мира (возрождение идеи древнегреческого астронома Аристарха Самосского, 3 в. до н.э) |
Д.Бруно | «О бесконечности, Вселенной и мирах» | Пантеистическая трактовка бытия (в ее натуралистической версии), идея актуальной бесконечности Вселенной, множественности разумных миров в ней |
«О причине, начале и едином» | Существование единой бесконечной субстанции, из которой возникает все множество вещей, идея внутреннего родства и совпадения противоположностей | |
Э.Роттердамский | «Оружие христианского воина» | Идея возвращения к ценностям и идеалам раннего христианства апостольских времен, не извращенного католической церковью |
«Похвала глупости» | Учение о глупости в ее многообразных проявлениях, критика средневекового схоластического догматизма | |
М.Монтень | «Опыты» | Обоснование права человека на разумное сомнение, учение скептицизма, критика средневекового схоластического догматизма за оторванность от жизни |
Н.Макиавелли | «Рассуждения о I декаде Тита Ливия» | Обоснование теории исторического круговорота применительно к смене форм правления; Римская республика как образец политического устройства |
«Государь» | Искусство управления государством, учение о подчинении морали политическим целям | |
Т.Мор | «Утопия» | Модель идеального общества во имя счастья всех людей, их всестороннего, гармоничного развития |
Т.Кампанелла | «Город Солнца» |
ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Сравнение | СРЕДНИЕ ВЕКА | ВОЗРОЖДЕНИЕ | НОВОЕ ВРЕМЯ |
Онтология | Теоцентризм (Бог – главное звено бытия);креационизм (сотворение мира Богом).
Супранатурализм (Бог сверхприроден); теизм (Бог постоянно управляет миром); геоцентризм (Земля – центр мира) |
Антропоцентризм (человек – центр мира); пантеизм (Бог и природа едины).
Гелиоцентризм (Солнце – центр мира); гилозоизм, панпсихизм и органицизм (Вселенная – это живой и одушевленный организм) |
Природа противостоит человеку; укрепление позицийматериализма; деизм (Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие по его собственным законам); атеизм; механицизм (универсальность законов механики) |
Антропо-логия | Человек сотворен по образу и подобию Бога; учение о первородном грехе. Сотериология (спасение души); трехсоставная сущность человека – тело, душа, дух. Дуализм тела и души, бессмертие души; свобода воли человека (выбирает и добро, и зло) | Гуманизм; свобода, разум и творчество как сущность человека; реабилитация телесного начала. Подобие микрокосмоса (человека) макрокосмосу (Вселенной); титанизм (культ творческой, всесторонне развитой личности); ценность земной жизни человека | Человек – разумное существо, преобразователь природы и общества; идея господства человека над природой на основе познания ее законов; механицизм в трактовке человека; соматизм (природа человека телесна); натурализм (сущность человека предзадана природой) |
Гносеология | «Философия – служанка богословия»;приматверы над разумом; догматы веры сверхразумны;откровение – путь познания; экзегетика – толкование Библии; познание Бога – через самопознание человека | Укрепление позиций разума, развитие научных методов; свободомыслие и скептицизм; роль эксперимента и математики в познании природы; познание бесконечно; познание Бога – в познании природы | Природа познаваема (гносеологический оптимизм); роль науки в раскрытии законов природы; противостояние эмпиризма и сенсуализма с рационализмом; обоснование в их рамках методов индукции и дедукции |
Этика | Религиозный характер морали, приоритет христианских ценностей; заповеди Бога – основа поступков человека; аскетизм – ограничение материальных и телесных потребностей в пользу духовных | Секуляризация морали; гражданский гуманизм (служение общему благу); трудкак фактор развития человека; гедонизм (удовольствия); благородство по личным качествам и заслугам; идея Фортуны | Рационализм в понимании мотивов поступков человека; индивидуализм (идея автономии личности); утилитаризм (принцип полезности); гедонизм. Доктрина неотъемлемых (естественных) прав человека |
Социальная философия | Приоритет богоустановленных законов над людскими; социальная иерархия должна отражать небесную; теократия (превосходство церкви над государством) | Критика идеи теократии, идея возвышения светской власти, государства, концепция автономии сферы политики от религиозной санкции; модели идеального общества | Критика клерикализма, феодальных порядков, деспотизма; теория общественного договора, идея разделения властей; механицизм; революционная идеологияпреобразования общества |
Философия истории | Телеологизм (идея цели исторического процесса); провиденциализм (ход истории определяется Богом); эсхатология (конец света и Страшный суд); идея исторического прогресса, линейная модель исторического времени | Идея объективных законов истории; рациональный поиск причинно-следственных связей, объяснения событий; теория исторического круговорота, циклическая модель времени; роль великой личности в истории | Теория общественного прогресса и этапов развития общества; телеологизм (идея существования цели исторического развития); линейно-стадиальная модель исторического времени; концепция объективных законов исторического процесса |
ТАБЛИЦА 12. «КРИТИЧЕСКИЙ» ЭТАП ФИЛОСОФИИ И.КАНТА
СРАВНЕНИЕ | ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОГО ЭТАПА | ||
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» | «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» | «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» | |
Способность души | Познание | Моральное сознание, нравственность | Чувство удовольствия |
Вопрос | Что я могу знать? | Что я должен делать? | На что я могу надеяться? |
Чему посвящен | Гносеология | Этика | Эстетика |
Проблема | Вопрос об источниках и границах познания: как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии? | Учение о воле и ее автономии от природы и Бога.«Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон | Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета |
ТАБЛИЦА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ И.КАНТА
СРАВНЕНИЕ | МАТЕМАТИКА | ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ | ФИЛОСОФИЯ |
Способность | Чувственность | Рассудок | Разум |
Основа познания | Ощущения поступают в сознание при воздействии материального мира на органы чувств | Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного | Порождает абстрактные умопостигаемые идеи о мире как целом, Боге, душе и свободе |
Процесс познания | Априорные формы – пространство и время – упорядочивают, систематизируют ощущения | Рассудокподводитупорядоченные ощущения под определенную априорную категорию | Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы |
Характер знания | Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира | Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает объективные законы природы, а сам устанавливает их: «Рассудок законодательствует в природе» | Рассудок ограничен пределами опыта, а высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за его антиномий. Поэтому философия не может быть наукой о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а только наукой о границах познания |
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем лишь мир как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема |
ТАБЛИЦА 14. И.КАНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
СРАВНЕНИЕ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ | ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ |
Предмет | Природа | Нравственность |
Основа | Мышление | Воля |
Взгляд на человека | Вводит человека в феноменальный мир природы: человек как природное существо подчинен необходимости | Вводит человека в умопостигаемый мир свободы: человек как нравственное существо свободен и способен к выбору |
Таблица 15. Г-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА | ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА |
«Логика» | Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи | «Учение о бытии». Саморазвитие начинается с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между этих полюсов. «Учение о сущности». Противоречие – это движущая сила всего. Оно выражается в противоположных парных категориях, например, сущность – явление, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность и других. «Учение о понятии». Понятие является не просто одной из форм мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все существующее. |
«Природа» | Развитие Идеи в форме «инобытия»: природа – это проявление саморазвивающихся категорий ее мышления. Идея нематериальна, но, воплощаясь в материальной природе, она утрачивает свою идеальную сущность | «Механика». Здесь рассматриваются категории материи, движения, пространства и времени и другие. «Физика». Речь идет об общих и частных свойствах материи, их соединении, различных «стихиях» природы, исследуются понятия света, физического тела, удельного веса, звука, теплоты и другие. «Органическая физика». Содержит три восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. |
«Дух» | Абсолютная Идея возвращается к себе самой (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности | «Субъективный дух». Учение о нем состоит из антропологии (ее предмет – душа), феноменологии (ее предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психологии (ее предмет – личность).
«Объективный дух». Это социально-историческая жизнь человечества. Ключевыми здесь являются понятия права, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Исторический процесс понимается как «прогресс духа в сознании свободы». «Абсолютный дух». Он раскрывается в трех формах общественного сознания – в искусстве в форме созерцания, в религии в форме представления и в философии в форме понятия как «мыслящего рассмотрения». Философия – это «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается. |
Таблица 16. Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
ЗАКОН | КАТЕГОРИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА |
Единства и борьбы противоположностей | Тождество Различие Противоположность Противоречие | Закон раскрывает источник саморазвития на основе разрешения противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, но при этом не существуют друг без друга, а также переходят друг в друга. Результатом разрешения противоречия является появление качественно нового состояния объекта, т.е. развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д. |
Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот | Количество Качество Мера Скачок | Закон раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в определенный момент достигает границы меры и переходит ее; в результате путем скачка возникает новое качество (превращение воды в пар или лед при количественном изменении температуры) |
Отрицания отрицания | Отрицание Снятие | Характеризует направление развития: старое относительно повторяется на новом уровне развития в новом качестве в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». Пример: зерно – стебель – колос. Звено «зерно – стебель» – это первое отрицание (появление стебля означает исчезновение зерна).
Звено «стебель – колос» – это второе отрицание (появление колоса означает исчезновение стебля в его прежнем виде). При этом синтезис (колос) в снятом виде вбирает в себя и тезис (зерно), и антитезис (стебель). Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка |
Таблица 17. ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ И Л.ФЕЙЕРБАХА
СРАВНЕНИЕ | ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ | ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА |
Система | Объективный идеализм | Материализм (натурализм) |
Принцип | Тождество мышления и бытия | Мышление – это образ, отражение бытия |
Метод | Диалектика | Метафизика |
Познание | Рационализм | Материалистический сенсуализм |
Человек | Духовное существо | Природное существо |
Религия | Это одна из высших форм духа | Это разрушение, «свертывание» духа |
Таблица 18. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Л.ФЕЙЕРБАХА И К.МАРКСА
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
СУБСТАНЦИЯ – МАТЕРИЯ – ДЕТЕРМИНИЗМ
Таблица 1. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ
УЧЕНИЕ | ИДЕЯ | РАЗНОВИДНОСТИ | ИДЕЯ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
Монизм | Существует только одна субстанция, образующая основу бытия мира | Материалистический | Эта субстанция есть материя | Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Т.Гоббс, Б.Спиноза,Ф.Энгельс |
Идеалистический | Эта субстанция есть сознание, дух | Августин, Фома Аквинский, Г.Гегель | ||
Диалектический | Эта субстанция находится в движении, изменении, развитии | Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс | ||
Метафизический | Эта субстанция неподвижна и неизменна | Б.Спиноза, Л.Фейербах | ||
Дуализм | Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух | Онтологический | Исходит из противопоставления этих двух субстанций | Р.Декарт |
Гносеологический | Исходит их противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту | Д.Юм, И.Кант | ||
Плюрализм | Существует множествонезависимых друг от другасубстанций, образующих основу бытия мира | Материалистический | Эти субстанции являются материальными | Эмпедокл |
Идеалистический | Эти субстанции являются духовными | Г.Лейбниц |
Таблица 2. ПЕРЕХОД ОТ ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНОГО ПОНИМАНИЯ МАТЕРИИ
К ФИЛОСОФСКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ
СРАВНЕНИЕ | МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА | НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ |
Физические свойства материи | Материя есть вещество | Открыто поле как невещественная форма материи |
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы | Открытие микромира и обнаружение частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра | |
Атомы неизменны | Атомы изменяются (открытие явления радиоактивности) | |
Материя непроницаема | Материя проницаема (открытие рентгеновского излучения) | |
Масса тела – величина постоянная | Масса тела – это величина переменная и зависит от скорости его движения (идея теории относительности) | |
Взгляд на мир | Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания | Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира |
Абсолютность пространства и времени | Относительность пространства и времени | |
Механистический детерминизм | Вероятностный детерминизм | |
Материя исчерпаема и сводится к конкретным состояниям и формам | Материя неисчерпаема и не сводится к конкретным состояниям и формам |
Таблица 3. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
СРАВНЕНИЕ | СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ | РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ |
Отношение пространства и времени | Пространство и время не связаны между собой и существуют отдельно друг от друга | Пространство и время связаны между собой и образуют единый континуум «пространство-время» |
Отношение пространства и времени к материи | Пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе наряду с ней как самостоятельные субстанции; если материя вдруг исчезнет, то пространство и время продолжат существовать | Пространство и время неразрывно связаны с материей и не могут существовать независимо от нее, зависят от динамики материальных систем; если материя вдруг исчезнет, то и пространство-время прекратит свое существование |
Сторонники среди философов | Демокрит, Эпикур | Аристотель, Г.Лейбниц |
Сторонники среди ученых | И.Ньютон обосновал понятия абсолютного пространства как бесконечной протяженности, вмещающей в себя материю и не зависящей от процессов в ней, и абсолютного времени как текущей равномерной длительности безотносительно к изменениям материальных систем | А.Эйнштейн отверг понятия абсолютного пространства и абсолютного времени и показал в рамках теории относительности, что они представляют собой не самостоятельные сущности, а особые отношения, связанные с динамикой материальных систем |
Таблица 4. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ И ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
СРАВНЕНИЕ | МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ | ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ |
Характер детерминации | Детерминизм отождествляется с отношением причинности | Признает наличие соотношений, не имеющих прямого причинного характера |
Степень однозначности причинения | Зная состояние объекта в данный момент, можно определить любое его состояние в прошлом и будущем | Состояния объекта имеют вероятностный характер и поэтому однозначно их предсказать невозможно |
Отношение к случайности | Преувеличение роли необходимости, отрицание случайности в природе | Признает большую роль случайности в природных процессах |
Законы | Динамические: имеют характер однозначной детерминации и абстрагированы от учета случайных факторов | Статистические: имеют характер вероятностной детерминации и учитывают действие случайных факторов |
ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ
Таблица 5. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА | ТИП ОТРАЖЕНИЯ | НОСИТЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ | ПРИМЕРЫ |
Неживая природа | По форме движения: Механическое | Любой объект | Снег и ботинок Ручка и лист бумаги |
Физическое | Атом | Испускание ядром атома частиц | |
Химическое | Молекула | Окрашивание ткани | |
По характеру отражения: Контактное – непосредственное взаимодействие | Любой объект | Отскок мяча от стены | |
Дистантное – опосредованное взаимодействие | Любой объект | Соударения трех бильярдных шаров | |
Живая природа | Раздражимость | Растения | Реакция на свет |
Простейшие | Огибание препятствия | ||
Элементарная чувствительность нервной ткани | Насекомые, черви, моллюски и др. | Организм реагирует на изменение параметров окружающей среды | |
Психика животных | Животные, в особенности, высшие | Зачатки интеллекта, способность к научению и решению простых логических задач | |
Общество | Сознание | Человек | Чувственные и абстрактные идеальные образы и т.д. |
ПОЗНАНИЕ
Таблица 6. НАУКА И РЕЛИГИЯ
СРАВНЕНИЕ | НАУКА | РЕЛИГИЯ |
Цель | Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, причинно-следственных связей и объективных закономерностей | Постижение смысла бытия мира, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентируется на осмысление внутреннего духовно-нравственного опыта личности |
Возникновение мира | Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию | Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо |
Основание | В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий | Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию |
Что отражает | Реальное, естественное | Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним |
Разум и вера | Опирается на разум, логику и доказательство | Опирается на веру в сверхъестественное, его неограниченные возможности |
Ценность | Объективное знание о мире | Духовный опыт личности |
Познание | Процесс получения объективного знания о мире, содержит истины относительные и абсолютные | Опирается на получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной |
Динамика | Находится в постоянном развитии, принципиально не завершена, происходит смена картин мира | Остается незыблемой в своих догматах, которые не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума |
Взгляд на человека | Человек – это объект среди других объектов | Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия |
Регуляция поведения | Знание объективных законов природы не требует от человека придерживаться определенной модели поведения | Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека |
Характер | Принципы научного познания универсальны для всех ученых | Пронизана культурными традициями различных народов |
Проверка | Научные знания проверяемы | Религиозные убеждения не проверяемы |
Доступность | Наука как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим | Имеет массовый характер и поэтому доступна всем |
Таблица 7. НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
СРАВНЕНИЕ | НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ |
Основа | Понятия | Художественные образы |
Абстрактность | Научные понятия абстрактны и обобщенны | Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными |
Характер | Вырабатывает объективное знание о действительности | Творец отражает объективный мир, но через призму субъективного восприятия |
Рациональность | Опирается только на обоснованные разумом принципы и методы, имеет логический характер | Является в значительной степени алогичным и иррациональным |
Таблица 8. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
ТИП ПОЗНАНИЯ | ЕГО ФОРМЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Чувственное познание | Ощущение | Конкретно-чувственный образ, отражающий какое-либо одно свойство предмета, является составной частью восприятия как более сложного образа |
Восприятие | Конкретно-чувственный образ, отражающий сумму свойств предмета, является синтезом ощущений и без них не существует | |
Представление | Чувственный образ, возникающий на основе памяти и воображения без непосредственного взаимодействия субъекта с предметом в данный момент | |
Рациональное познание | Понятие | Форма абстрактного мышления, являющаяся результатом обобщения, выделения совокупности общих признаков класса объектов |
Суждение | Форма абстрактного мышления, когда с помощью связи понятий что-то утверждается или отрицается; не ведет к получению нового знания | |
Умозаключение | Форма абстрактного мышления, в которой в ходе рассуждения логически выводится новое суждение; ведет к получению нового знания |
Таблица 9. КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ
КОНЦЕПЦИЯ | ТРАКТОВКА ИСТИНЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Классическая (корреспондентская) | Соответствие знаний объективной действительности | Аристотель |
Метафизическая | Вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов | Платон, Августин |
Субъективистская | То, что каждый человек считает истинным для себя | Софисты |
Конвенционалистская | Результат договора, соглашения между людьми | А.Пуанкаре |
Субъективно-идеалистическая | Это соответствие мышления ощущениям субъекта; наиболее простая взаимосогласованность ощущений | Д.Юм, Б.Рассел; Э.Мах, Р.Авенариус |
Когерентная | Согласие мышления с самим собой, взаимное соответствие идей друг другу | Р.Декарт |
Марксистская | Объективное и достоверное знание, обусловленное уровнем развития практики | К.Маркс, Ф.Энгельс |
Прагматистская | То, что полезно и позволяет добиться успеха в конкретной ситуации | Ч.Пирс и др. |
Неопозитивистская | Согласованность положений науки с чувственным опытом | М.Шлик и др. |
Экзистенциалистская | Особая форма психологического состояния личности | Ж.-П.Сартр |
Таблица 10. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СРАВНЕНИЕ | ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
Цель | Сбор фактов, в которых фиксируются количественные и качественные характеристики объектов | Абстрактно-теоретическое объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов |
Способ получения знания | Опыт (эксперимент) | Абстрактное мышление |
Связь с действительностью | Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта | Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта |
Глубина познания | Ограничен сферой явлений – видимого, кажущегося | Ориентирован на движение от явления к сущности изучаемого |
Степень абстракции | Имеет дело с конкретным чувственным материалом | Создаются гипотезы, абстрактные, идеализированные модели, теории |
Законы | Устанавливаются эмпирические законы, фиксирующие устойчивую повторяемость явлений в опыте | Формулируются теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются |
Методы познания | Существуют методы, применяемые только на эмпирическом уровне | Существуют методы, применяемые только на теоретическом уровне |
ЧЕЛОВЕК – ЦЕННОСТИ – ОБЩЕСТВО
Таблица 11. ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
СРАВНЕНИЕ | ЖИВОТНОЕ | ЧЕЛОВЕК |
Форма отражения | Психика | Сознание |
Мышление | У высших животных имеются зачатки интеллекта | Абстрактное мышление |
Производство | Ничего не производит | Производит в труде материальные и духовные блага |
Способность к творчеству | Не способно к созданию нового | Способен к созданию принципиально нового, не бывшего ранее |
Характер активности | Активность как способность совершать определенные действия | Деятельность как целенаправленная активность |
Коммуникация | Язык тела, нет речи | Язык в речевой форме |
Ценности | Нет оценочного отношения к миру и другим особям | Вырабатывает систему ценностей, оценивает мир, себя, других людей |
Регуляция поведения | Инстинкты | Ценности и нормы культуры |
Отношение к среде | Приспособление, отношение к действительности обусловлено биологически, телесной организацией, которую животному не преодолеть | Преобразование, отношение к действительности обусловлено знаниями и умениями, преодолевающими биологическую ограниченность |
Самосознание | Не обладает самосознанием, не выделяет себя из окружающей среды | Обладает самосознанием, выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя ему (отношение субъект – объект) |
Таблица 12. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ
МОДЕЛЬ | СТОРОННИКИ | ГЛАВНАЯ ИДЕЯ |
Гуманитарная | Сократ, Конфуций и др. | Культура – это способ совершенствования человека как духовно-нравственного существа |
Натуралистическая | Французские Просветители XVIII века | Культура – это человеческое продолжение природы, этап ее эволюции; благодаря культуре человек как природное существо не исключается из природы, а образует высшее звено ее развития. Культура – это степень развитости разумного начала |
Классическая (деятельностная) | Идеалистический вариант: И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер | Творец культуры – человек как духовное существо, культура – это прогресс морального (И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер), философского сознания (Г.Гегель).
Культура противоположна природе (И.Кант), есть форма саморазвития духа (Г.Гегель) |
Материалистический вариант: К.Маркс, Ф.Энгельс | Творцом культуры является человек как существо, удовлетворяющее, прежде всего, материальные потребности; культура – явление социальное, предполагает всестороннее развитие человека; культура – это и сам процесс деятельности, и ее результаты | |
Аксиологическая | В.Виндельбанд, Г.Риккерт | Культура – это мир ценностей, идеалов и смыслов, способ реализации идеально-ценностных целей |
Семиотическая | Э.Кассирер, К.Г.Юнг, Ю.Лотман | Культура – это небиологический, знаковый механизм передачи социального опыта, знак – это средство реализации ценностей и смыслов, обеспечивающий символическую коммуникацию |
Социологическая | М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон | Культура – это социальный институт, придающий обществу системное единство, определяющий степень его упорядоченности и управляемости |
Структуралистская | Б.Малиновский, К.Леви-Строс | Культура – это совокупность определенным образом связанных элементов – носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность людей, их отношение к миру и отношения между собой |
Технологическая | А.Тоффлер | Культура – это технология адаптации человека к развитию общества и одновременно – сфера создания технологий как рациональных способов оптимизации деятельности людей |
Релятивистская | Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби | Имеет место многообразие культурно-исторических типов (Н.Данилевский), локальных культур (О.Шпенглер), локальных цивилизаций (А.Тойнби), не имеющих под собой единой ценностной основы |
Универсалистская | Э.Гуссерль, К.Г.Юнг, К.Ясперс | В любой частной культуре скрыто универсальное содержание по причине универсальности структур сознания (Э.Гуссерль), «архетипического» единства человечества (К.Г.Юнг), «осевой изначальности» культуры человечества (К.Ясперс) |
Иррационалистическая (неклассическая) | Иррационалисты XIX-XX вв. | В основе культуры лежит не разум, а нечто иррациональное – интуиция (А.Бергсон), переживание (экзистенциализм) и т.д. Реальность хаотична, ее невозможно упорядочить, привести в «разумное состояние», и в культуре нет ни субъекта, ни порядка, ни единой основы (постмодернисты) |
Таблица 13. КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ
КОНЦЕПЦИЯ | СТОРОННИКИ | ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ | ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ |
Натуралистический психологизм | Д.Дьюи | Биологические и психологические потребности человека | Ценности – это специфические факты наблюдаемой предметной реальности, позволяющие удовлетворить имеющиеся потребности людей (предметное понимание ценностей) |
Аксиологический трансцендентализм | В.Виндельбанд, Г.Риккерт | Духовные потребности человека | Ценности – это не предметная эмпирическая реальность, а идеальное бытие, образованное идеальными сущностями, нормами, соотносимыми с «чистым нормативным сознанием» |
Персоналистический онтологизм | М.Шелер | Бог как абсолютный идеал | Ценности – это абсолютный онтологический фундамент личности, гарантированный Богом. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей |
Социологизм | М.Вебер | Социальная деятельность человека | Ценности – это нормы, способом бытия которых является их значимость для субъекта, регулирующие социальные действия и придающие обществу единство |
Марксизм | К.Маркс, Ф.Энгельс | Материальные потребности людей | Ценности – это нормы, имеющие социально-историческую, экономическую и классовую обусловленность, без которых невозможна социально-преобразующая деятельность людей |
Культурно-исторический релятивизм | В.Дильтей, Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин | Вырабатываются на разной основе в рамках различных социокультурных образований | Ценности – это совокупности множественных идеалов и норм, познаваемых с помощью исторического метода (В.Дильтей).
Они свойственны определенным культурно-историческим типам (Н.Данилевский), локальным культурам (О.Шпенглер), локальным цивилизациям (А.Тойнби), культурным суперсистемам (П.Сорокин). Ценности каждого их этих образований уникальны, неповторимы и относительны |
Таблица 14. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА
СРАВНЕНИЕ | «БИОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕРХОРГАНИЗМ» | ОБЩЕСТВО |
Регуляция отношений | Отношения между особями регулируются генетически заданными правилами, которые, как правило, не нарушаются | Поведение людей регулируется системой ценностей и социальными нормами, которые передаются не генетически, а в рамках культуры как социальной, а не генетической памяти |
Спектр отношений | Отношения между особями являются чисто биологическими | Формируется слой надбиологических, общественных отношений, которые связаны с удовлетворением не только биологических потребностей людей (например, отношения собственности); отношения в обществе богаче и шире |
Коммуникация | Особь с особью непосредственно не связана, имеет место отношение доминирования: лидер определяет поведение особей, их иерархию, а само лидерство зависит от биологических факторов | Люди связаны между собой непосредственно через взаимное общение, поэтому огромную роль играют в обществе коммуникативные системы и, прежде всего, язык как речь; в обществе тоже существует отношение лидерства, но оно определяется не биологическими, а социальными качествами личности |
Характер действий | Животное активно и способно совершать определенные действия, но эта активность зависит от генетических, биологических факторов | Люди способны к деятельности как целенаправленной активности, что невозможно без сознания как высшей формы психического отражения; в обществе существует общественное сознание как источник коллективных целей |
Образ жизни | У животных он изменяется в жесткой зависимости от биологической эволюции: животное вынуждено существовать в имеющейся среде и выйти за ее рамки оно не может | У людей он изменяется вне зависимости от биологической эволюции: люди благодаря труду и творческим способностям могут создавать принципиально новое, чего нет в природе, создавать для себя благоприятные условия существования в окружающей среде |
Таблица 15. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
СРАВНЕНИЕ | ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО | ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО | ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО |
Символ | Соха | Заводская труба | Компьютер |
Базовая сфера экономики | «Первичная»: сельское хозяйство | «Вторичная»: промышленность | «Третичная»: сфера услуг, наукоемкие отрасли |
Движущая сила развития | Технологии ручного труда | Машинная индустрия | Наука, знания, интеллект |
Главный ресурс развития | Земля и власть | Собственность и капитал | Информация и управление |
Структура общества | Сословное деление | Классовое деление | Профессиональное деление |
Базовые формы социальной организации | Церковь и армия | Фирма и корпорация | Университеты и научно-исследовательские организации |
Базовые социальные группы | Священники и феодалы | Бизнесмены | Ученые и другие профессиональные специалисты |
Социальный конфликт | Строится вокруг личной зависимости человека от человека; линия борьбы – личная свобода | Возникает между трудом и капиталом, наемным работником и собственником; линия борьбы – обладание собственностью | Возникает между «классом интеллектуалов» и интеллектуально «низшим классом»; линия борьбы – доступ к знанию и контроль над ним |
Социальные связи | Личные, патерналистские отношения | Централизованные, иерархические организации | Гибкие сетевые структуры |
Тип семьи | Патриархальная | Нуклеарная | Многообразие форм |
Технологии коммуникации | Устная речь и письменность | Массовое книгопечатание, возникновение печатных, а затем и электрических СМИ – телеграфа, радио, телефона | Возникновение электронных СМИ – телевидения, новых средств связи, сети Интернет; формирование глобальной информационной среды |
Тип власти и ее ориентация | «Заслуженная власть» по происхождению с ориентацией на личность и наказание | «Компенсирующая власть» с ориентацией на собственность и вознаграждение | «Регулирующая власть» с ориентацией на согласование интересов различных социальных групп путем убеждения |
Тип мышления | Иррациональный с ориентацией на религию | Рациональный, с ориентацией на теоретико-идеологические доктрины | Свободный и гибкий, с признанием права человека на самостоятельный выбор системы ценностей |
Базовые ценности | Коллективизм, традиционализм, авторитаризм | Приоритет материальных ценностей, индивидуализм, рационализм, утилитаризм | Приоритет духовных ценностей, ценность человеческой свободы и выбора, гуманизм, экологические ценности |
Отношение к природе | Слияние человека с природой | Преобразование природы в интересах общества | Коэволюция общества и природы, достижение новой гармонии человека с природой |