ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Таблица 1. УЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА

 

СРАВНЕНИЕ «МИР ИДЕЙ» «МИР ВЕЩЕЙ»
  Состоит из… «Эйдосов», т.е. «идей» как особых сущностей, существующих объективно, независимо от вещей   Конкретных единичных предметов
Подлинность Первичное бытие по отношению к «миру вещей» Вторичная реальность, производная от «мира идей»
Сущность Сверхъестественная, «сверхприродная» реальность Земной, материальный мир, «природное» инобытие
Подлинное бытие Не подлинное бытие или становление
«Идеи» нематериальны, бестелесны Вещи материальны, телесны
«Идеи» неизменны, прекрасны и совершенны Вещи изменчивы и несовершенны
«Идеи» – это идеальные образцы Вещи – это подобия, тени «идей»
Вечность Время
«Космос умопостигаемый» «Космос зримый», чувственный
Категории «Идеи» – это «общее» и «сущность» Вещи – это «единичное» и «явление»

 

 

Таблица 2. АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ИХ ТРУДЫ

 

ФИЛОСОФ ГЛАВНЫЙ ТРУД ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД
Анаксимандр «О природе» ( у Парменида это поэма) Учение об «апейроне» и процессе возникновения мира
Анаксимен Учение о «воздухе» как первоначале и его состояниях
Парменид Бытие есть «одно-и-все» или «едино-целое»
Демокрит Атомистическая концепция мира, человека, познания
  Гераклит «О Вселенной, о государстве, о богословии» Учение об «огне» как едином первоначале бытия, единстве и борьбе противоположностей, Логосе как космической закономерности и др.
Протагор «Об истине» Концепция относительности истины, любых знаний
«О богах» Сомнение в существовании богов, их непознаваемость
Платон «Тимей» Онтологическое учение о «мире идей» и «мире вещей», Боге-демиурге (творце) и мировой душе
«Менон» Гносеологическая теория анамнезиса – «припоминания»
«Государство» Модель идеального общественного устройства
Аристотель «Метафизика» Концепция «причин бытия» и Бога-Перводвигателя
«Органон» Учение о категориях, логика, методе дедукции
«Политика» Учение о возникновении, природе, формах государства
Эпикур «Главные мысли» Атомистическая концепция, идея сенсуализма, этика
Марк Аврелий «К самому себе» Концепция мироустройства и судьбы, идеал мудреца
Лукреций Кар «О природе вещей» Атомистическая концепция в духе идей Демокрита

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Таблица 3. ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ЭТАП СТРУКТУРА ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ
Апологетика (2-4 вв.) Иногда рассматривается как часть патристики Ориген, Татиан, Тертуллиан Защита христианства от язычества и рационализма античной философии, идея безусловного приоритета веры над разумом
Патристика (5-10 вв.) Западная, латинская ветвь Боэций, Аврелий Августин Создание целостного, христианского философского учения (монотеизм, креационизм, супранатурализм, теизм) с опорой на идеалистическую философию Платона
Восточная, византийскаяветвь Василий Великий, Григорий Богослов
Схоластика (11-14 вв.) Ранняя (10-11 в.) Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр Начинается спор об универсалиях; влияние августиновского платонизма на взгляды Ансельма
  Зрелая (12-13 в.) Сигер Брабантский, Альберт Великий, Фома Аквинский Платонизм вытесняется аристотелизмом, возникает томизм и теория гармонии веры и разума
  Поздняя (13-14 в.) Иоанн Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам Теория двойственности истин философии и богословия, идея опытного познания природы; критический принцип «бритва Оккама»

 

 

Таблица 4. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ИХ ТРУДЫ

ФИЛОСОФ ГЛАВНЫЙ ТРУД ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД
  Тертуллиан   «О свидетельстве души» Душе человека прирожденны христианские истины. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами простой, необразованной души. Разум несовместим с верой и является ее антиподом
    Аврелий Августин         «Исповедь» Проблема самосознания личности, ее внутренней динамики. В этой философской автобиографии Августин показал становление собственной личности. Необходима божественная благодать, поскольку только она может вывести личность из инерции греховного бытия и «спасти»
  «О граде Божьем»   Учение о «граде земном», государстве, основанном на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «граде Божьем» – духовной общности, основанной на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе»
Боэций   «Утешение философией» Все происходящее, в том числе страдания, имеет высший смысл. Миром правит универсальное, божественное провидение, в подчинении которому – высшее благо для человека. Вера в Бога примиряет человека со своей участью
Фома Аквинский «Сумма теологии», «Сумма против язычников» Завершение построения системы католической теологии, отработка вероучения в рамках здравого смысла: над «естественным» рассудком надстраиваются «сверхъестественные» догмы. Доктрина христианского аристотелизма

Таблица 5. СПОР ОБ «УНИВЕРСАЛИЯХ» В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЕ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Реализм Крайний Общие понятия представляют собой идеальные сущности и существуют «до» и независимо от единичных вещей и образуют особый идеальный мир   Иоанн Скот Эриугена  
Умеренный Общие понятия существуют «до вещей» в уме Бога, «в вещах» в качестве их сущности и «после вещей» в мышлении человека   Фома Аквинский
Номинализм Умеренный (концептуализм) Общие понятия существуют в качестве общего сначала «в» единичных вещах, а затем и «после» вещей в результате абстрагирующей деятельности ума   Пьер Абеляр
Крайний Общие понятия присутствуют только «после» вещей в мышлении человека лишь как имена, данные объективно существующим единичным вещам, и не образуют особого идеального мира   Иоанн Росцелин

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

Таблица 6. ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Образ человека Человек сотворен по образу и подобию Бога Человек сам творит себя как личность
Бог и человек Человек – раб Бога Человек – «сотворец» Бога
Степень совершенства Человек несет на себе печать первородного греха и несовершенен Человек прекрасен и совершенен и телесно, и духовно
Природа человека Человек – прежде всего, духовное существо Человек – существо в единстве телесного и духовного
Судьба человека Судьба человеческого рода предопределена Богом Человек является хозяином своей судьбы и жизни
Человек в мире Место человека в иерархии бытия определено Богом и неизменно Человек – космически не закреплен, и сам определяет свое место в мире
Счастье Достижимо только в загробном мире Человек достоин счастья в земной жизни
Смысл и образ жизни Спасение души, смирение и покорность Творческая самореализация, деятельность, успех
Этика Религиозная, аскетическая мораль Гедонистическая светская мораль
Свобода Свобода человека ограничена Человек – свободное существо
Роль разума Разум человека подчинен авторитету догмата, вторичен по отношению к вере и откровению Разум обладает большими возможностями и может рассматриваться в его самостоятельном значении
Образование Должно носить религиозный характер и предполагать усвоение Божественных истин Библии Для всестороннего развития необходимо светское, гуманитарное образование с опорой на культуру античности

Таблица 7. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Модель мира Геоцентрическая Гелиоцентрическая
Бог и мир Доминирование теизма Доминирование пантеизма
Бытие Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной мир) Бытие едино, целостно и подчинено универсальным закономерностям
Возникновение мира Сотворение мира сверхприродным Богом из ничего Принцип эманации, развертывания мира из Бога
Свойства мира Мир конечен в пространстве и времени Мир бесконечен в пространстве и времени

 

 

Таблица 8. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ИХ ТРУДЫ

 

ФИЛОСОФ ГЛАВНЫЙ ТРУД ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД
П.делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» Обоснование гуманистического антропоцентризма, идея неограниченных творческих возможностей человека, его свободы
Н.Кузанский   «Об ученом незнании» Пантеистическая трактовка бытия (в ее мистической версии), идея непознаваемости Бога, но познаваемости его творений, трактовка познания как потенциально бесконечного процесса
  Н.Коперник «О вращениях небесных сфер» Обоснование гелиоцентрической модели мира (возрождение идеи древнегреческого астронома Аристарха Самосского, 3 в. до н.э)
Д.Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах» Пантеистическая трактовка бытия (в ее натуралистической версии), идея актуальной бесконечности Вселенной, множественности разумных миров в ней
«О причине, начале и едином» Существование единой бесконечной субстанции, из которой возникает все множество вещей, идея внутреннего родства и совпадения противоположностей
Э.Роттердамский «Оружие христианского воина» Идея возвращения к ценностям и идеалам раннего христианства апостольских времен, не извращенного католической церковью
«Похвала глупости» Учение о глупости в ее многообразных проявлениях, критика средневекового схоластического догматизма
М.Монтень   «Опыты» Обоснование права человека на разумное сомнение, учение скептицизма, критика средневекового схоластического догматизма за оторванность от жизни
Н.Макиавелли «Рассуждения о I декаде Тита Ливия» Обоснование теории исторического круговорота применительно к смене форм правления; Римская республика как образец политического устройства
«Государь» Искусство управления государством, учение о подчинении морали политическим целям
Т.Мор «Утопия» Модель идеального общества во имя счастья всех людей, их всестороннего, гармоничного развития
Т.Кампанелла «Город Солнца»

 

ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Сравнение СРЕДНИЕ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Онтология Теоцентризм (Бог – главное звено бытия);креационизм (сотворение мира Богом).

Супранатурализм (Бог сверхприроден); теизм (Бог постоянно управляет миром); геоцентризм (Земля – центр мира)

Антропоцентризм (человек – центр мира); пантеизм (Бог и природа едины).

Гелиоцентризм (Солнце – центр мира); гилозоизм, панпсихизм и органицизм (Вселенная – это живой и одушевленный организм)

Природа противостоит человеку; укрепление позицийматериализма; деизм (Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие по его собственным законам); атеизм; механицизм (универсальность законов механики)
  Антропо-логия     Человек сотворен по образу и подобию Бога; учение о первородном грехе. Сотериология (спасение души); трехсоставная сущность человека – тело, душа, дух. Дуализм тела и души, бессмертие души; свобода воли человека (выбирает и добро, и зло) Гуманизм; свобода, разум и творчество как сущность человека; реабилитация телесного начала. Подобие микрокосмоса (человека) макрокосмосу (Вселенной); титанизм (культ творческой, всесторонне развитой личности); ценность земной жизни человека Человек – разумное существо, преобразователь природы и общества; идея господства человека над природой на основе познания ее законов; механицизм в трактовке человека; соматизм (природа человека телесна); натурализм (сущность человека предзадана природой)
  Гносеология «Философия – служанка богословия»;приматверы над разумом; догматы веры сверхразумны;откровение – путь познания; экзегетика – толкование Библии; познание Бога – через самопознание человека Укрепление позиций разума, развитие научных методов; свободомыслие и скептицизм; роль эксперимента и математики в познании природы; познание бесконечно; познание Бога – в познании природы Природа познаваема (гносеологический оптимизм); роль науки в раскрытии законов природы; противостояние эмпиризма и сенсуализма с рационализмом; обоснование в их рамках методов индукции и дедукции
  Этика Религиозный характер морали, приоритет христианских ценностей; заповеди Бога – основа поступков человека; аскетизм – ограничение материальных и телесных потребностей в пользу духовных Секуляризация морали; гражданский гуманизм (служение общему благу); трудкак фактор развития человека; гедонизм (удовольствия); благородство по личным качествам и заслугам; идея Фортуны Рационализм в понимании мотивов поступков человека; индивидуализм (идея автономии личности); утилитаризм (принцип полезности); гедонизм. Доктрина неотъемлемых (естественных) прав человека
Социальная философия Приоритет богоустановленных законов над людскими; социальная иерархия должна отражать небесную; теократия (превосходство церкви над государством) Критика идеи теократии, идея возвышения светской власти, государства, концепция автономии сферы политики от религиозной санкции; модели идеального общества Критика клерикализма, феодальных порядков, деспотизма; теория общественного договора, идея разделения властей; механицизм; революционная идеологияпреобразования общества
Философия истории Телеологизм (идея цели исторического процесса); провиденциализм (ход истории определяется Богом); эсхатология (конец света и Страшный суд); идея исторического прогресса, линейная модель исторического времени Идея объективных законов истории; рациональный поиск причинно-следственных связей, объяснения событий; теория исторического круговорота, циклическая модель времени; роль великой личности в истории Теория общественного прогресса и этапов развития общества; телеологизм (идея существования цели исторического развития); линейно-стадиальная модель исторического времени; концепция объективных законов исторического процесса

 

ТАБЛИЦА 12. «КРИТИЧЕСКИЙ» ЭТАП ФИЛОСОФИИ И.КАНТА

 

СРАВНЕНИЕ ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОГО ЭТАПА
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
Способность души Познание Моральное сознание, нравственность Чувство удовольствия
Вопрос Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Чему посвящен Гносеология Этика Эстетика
Проблема Вопрос об источниках и границах познания: как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии? Учение о воле и ее автономии от природы и Бога.«Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета

ТАБЛИЦА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ И.КАНТА

 

СРАВНЕНИЕ МАТЕМАТИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ФИЛОСОФИЯ
Способность Чувственность Рассудок Разум
Основа познания Ощущения поступают в сознание при воздействии материального мира на органы чувств Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного Порождает абстрактные умопостигаемые идеи о мире как целом, Боге, душе и свободе
Процесс познания Априорные формы – пространство и время – упорядочивают, систематизируют ощущения Рассудокподводитупорядоченные ощущения под определенную априорную категорию Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы
Характер знания   Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает объективные законы природы, а сам устанавливает их: «Рассудок законодательствует в природе» Рассудок ограничен пределами опыта, а высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за его антиномий. Поэтому философия не может быть наукой о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а только наукой о границах познания
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем лишь мир как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема

 

 

ТАБЛИЦА 14. И.КАНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

СРАВНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
Предмет Природа Нравственность
Основа Мышление Воля
Взгляд на человека Вводит человека в феноменальный мир природы: человек как природное существо подчинен необходимости Вводит человека в умопостигаемый мир свободы: человек как нравственное существо свободен и способен к выбору

Таблица 15. Г-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА

 

ЭТАП СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА
«Логика»     Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи «Учение о бытии». Саморазвитие начинается с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между этих полюсов. «Учение о сущности». Противоречие – это движущая сила всего. Оно выражается в противоположных парных категориях, например, сущность – явление, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность и других. «Учение о понятии». Понятие является не просто одной из форм мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все существующее.
«Природа» Развитие Идеи в форме «инобытия»: природа – это проявление саморазвивающихся категорий ее мышления. Идея нематериальна, но, воплощаясь в материальной природе, она утрачивает свою идеальную сущность «Механика». Здесь рассматриваются категории материи, движения, пространства и времени и другие. «Физика». Речь идет об общих и частных свойствах материи, их соединении, различных «стихиях» природы, исследуются понятия света, физического тела, удельного веса, звука, теплоты и другие. «Органическая физика». Содержит три восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм.
«Дух»     Абсолютная Идея возвращается к себе самой (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности     «Субъективный дух». Учение о нем состоит из антропологии (ее предмет – душа), феноменологии (ее предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психологии (ее предмет – личность).

«Объективный дух». Это социально-историческая жизнь человечества. Ключевыми здесь являются понятия права, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Исторический процесс понимается как «прогресс духа в сознании свободы». «Абсолютный дух». Он раскрывается в трех формах общественного сознания – в искусстве в форме созерцания, в религии в форме представления и в философии в форме понятия как «мыслящего рассмотрения». Философия – это «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается.

 

 

Таблица 16. Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

 

ЗАКОН КАТЕГОРИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА
Единства и борьбы противоположностей     Тождество Различие Противоположность Противоречие   Закон раскрывает источник саморазвития на основе разрешения противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, но при этом не существуют друг без друга, а также переходят друг в друга. Результатом разрешения противоречия является появление качественно нового состояния объекта, т.е. развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д.
Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот   Количество Качество Мера Скачок Закон раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в определенный момент достигает границы меры и переходит ее; в результате путем скачка возникает новое качество (превращение воды в пар или лед при количественном изменении температуры)
Отрицания отрицания     Отрицание Снятие Характеризует направление развития: старое относительно повторяется на новом уровне развития в новом качестве в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». Пример: зерно – стебель – колос. Звено «зерно – стебель» – это первое отрицание (появление стебля означает исчезновение зерна).

Звено «стебель – колос» – это второе отрицание (появление колоса означает исчезновение стебля в его прежнем виде).

При этом синтезис (колос) в снятом виде вбирает в себя и тезис (зерно), и антитезис (стебель).

Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка

 

Таблица 17. ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ И Л.ФЕЙЕРБАХА

 

СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА
Система Объективный идеализм Материализм (натурализм)
Принцип Тождество мышления и бытия Мышление – это образ, отражение бытия
Метод Диалектика Метафизика
Познание Рационализм Материалистический сенсуализм
Человек Духовное существо Природное существо
Религия Это одна из высших форм духа Это разрушение, «свертывание» духа

 

 

Таблица 18. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Л.ФЕЙЕРБАХА И К.МАРКСА

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

СУБСТАНЦИЯ – МАТЕРИЯ – ДЕТЕРМИНИЗМ

Таблица 1. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ

УЧЕНИЕ ИДЕЯ РАЗНОВИДНОСТИ ИДЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Монизм   Существует только одна субстанция, образующая основу бытия мира Материалистический Эта субстанция есть материя Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Т.Гоббс, Б.Спиноза,Ф.Энгельс
Идеалистический Эта субстанция есть сознание, дух Августин, Фома Аквинский, Г.Гегель
Диалектический Эта субстанция находится в движении, изменении, развитии   Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс
Метафизический Эта субстанция неподвижна и неизменна Б.Спиноза, Л.Фейербах
Дуализм Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух Онтологический Исходит из противопоставления этих двух субстанций   Р.Декарт
Гносеологический Исходит их противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту     Д.Юм, И.Кант
Плюрализм Существует множествонезависимых друг от другасубстанций, образующих основу бытия мира Материалистический Эти субстанции являются материальными   Эмпедокл
Идеалистический   Эти субстанции являются духовными     Г.Лейбниц

Таблица 2. ПЕРЕХОД ОТ ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНОГО ПОНИМАНИЯ МАТЕРИИ

К ФИЛОСОФСКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ

СРАВНЕНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Физические свойства материи Материя есть вещество Открыто поле как невещественная форма материи
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы Открытие микромира и обнаружение частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра
Атомы неизменны   Атомы изменяются (открытие явления радиоактивности)
Материя непроницаема Материя проницаема (открытие рентгеновского излучения)
  Масса тела – величина постоянная Масса тела – это величина переменная и зависит от скорости его движения (идея теории относительности)
    Взгляд на мир Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира
Абсолютность пространства и времени Относительность пространства и времени
Механистический детерминизм Вероятностный детерминизм
Материя исчерпаема и сводится к конкретным состояниям и формам Материя неисчерпаема и не сводится к конкретным состояниям и формам

Таблица 3. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

СРАВНЕНИЕ СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Отношение пространства и времени Пространство и время не связаны между собой и существуют отдельно друг от друга Пространство и время связаны между собой и образуют единый континуум «пространство-время»
Отношение пространства и времени к материи Пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе наряду с ней как самостоятельные субстанции; если материя вдруг исчезнет, то пространство и время продолжат существовать Пространство и время неразрывно связаны с материей и не могут существовать независимо от нее, зависят от динамики материальных систем; если материя вдруг исчезнет, то и пространство-время прекратит свое существование
Сторонники среди философов   Демокрит, Эпикур   Аристотель, Г.Лейбниц
Сторонники среди ученых И.Ньютон обосновал понятия абсолютного пространства как бесконечной протяженности, вмещающей в себя материю и не зависящей от процессов в ней, и абсолютного времени как текущей равномерной длительности безотносительно к изменениям материальных систем А.Эйнштейн отверг понятия абсолютного пространства и абсолютного времени и показал в рамках теории относительности, что они представляют собой не самостоятельные сущности, а особые отношения, связанные с динамикой материальных систем

 

Таблица 4. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ И ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

 

СРАВНЕНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Характер детерминации Детерминизм отождествляется с отношением причинности Признает наличие соотношений, не имеющих прямого причинного характера
Степень однозначности причинения Зная состояние объекта в данный момент, можно определить любое его состояние в прошлом и будущем Состояния объекта имеют вероятностный характер и поэтому однозначно их предсказать невозможно
Отношение к случайности Преувеличение роли необходимости, отрицание случайности в природе Признает большую роль случайности в природных процессах
Законы Динамические: имеют характер однозначной детерминации и абстрагированы от учета случайных факторов Статистические: имеют характер вероятностной детерминации и учитывают действие случайных факторов

 

ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

 

 

Таблица 5. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ

 

СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА ТИП ОТРАЖЕНИЯ НОСИТЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ ПРИМЕРЫ
  Неживая природа По форме движения: Механическое     Любой объект   Снег и ботинок Ручка и лист бумаги
Физическое Атом   Испускание ядром атома частиц
Химическое Молекула Окрашивание ткани
По характеру отражения: Контактное – непосредственное взаимодействие   Любой объект     Отскок мяча от стены
Дистантное – опосредованное взаимодействие Любой объект Соударения трех бильярдных шаров
Живая природа Раздражимость Растения Реакция на свет
Простейшие Огибание препятствия
  Элементарная чувствительность нервной ткани   Насекомые, черви, моллюски и др. Организм реагирует на изменение параметров окружающей среды
  Психика животных   Животные, в особенности, высшие Зачатки интеллекта, способность к научению и решению простых логических задач
Общество   Сознание   Человек Чувственные и абстрактные идеальные образы и т.д.

ПОЗНАНИЕ

Таблица 6. НАУКА И РЕЛИГИЯ

СРАВНЕНИЕ НАУКА РЕЛИГИЯ
Цель Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, причинно-следственных связей и объективных закономерностей Постижение смысла бытия мира, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентируется на осмысление внутреннего духовно-нравственного опыта личности
Возникновение мира Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо
Основание В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию
Что отражает Реальное, естественное Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним
Разум и вера Опирается на разум, логику и доказательство Опирается на веру в сверхъестественное, его неограниченные возможности
Ценность Объективное знание о мире Духовный опыт личности
Познание Процесс получения объективного знания о мире, содержит истины относительные и абсолютные Опирается на получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной
Динамика Находится в постоянном развитии, принципиально не завершена, происходит смена картин мира Остается незыблемой в своих догматах, которые не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума
Взгляд на человека Человек – это объект среди других объектов Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия
Регуляция поведения Знание объективных законов природы не требует от человека придерживаться определенной модели поведения Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека
Характер Принципы научного познания универсальны для всех ученых Пронизана культурными традициями различных народов
Проверка Научные знания проверяемы Религиозные убеждения не проверяемы
Доступность Наука как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим Имеет массовый характер и поэтому доступна всем

Таблица 7. НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

СРАВНЕНИЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Основа Понятия Художественные образы
Абстрактность Научные понятия абстрактны и обобщенны Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными
Характер Вырабатывает объективное знание о действительности Творец отражает объективный мир, но через призму субъективного восприятия
Рациональность Опирается только на обоснованные разумом принципы и методы, имеет логический характер Является в значительной степени алогичным и иррациональным

Таблица 8. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

ТИП ПОЗНАНИЯ ЕГО ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Чувственное познание   Ощущение Конкретно-чувственный образ, отражающий какое-либо одно свойство предмета, является составной частью восприятия как более сложного образа
  Восприятие Конкретно-чувственный образ, отражающий сумму свойств предмета, является синтезом ощущений и без них не существует
  Представление Чувственный образ, возникающий на основе памяти и воображения без непосредственного взаимодействия субъекта с предметом в данный момент
Рациональное познание   Понятие Форма абстрактного мышления, являющаяся результатом обобщения, выделения совокупности общих признаков класса объектов
  Суждение Форма абстрактного мышления, когда с помощью связи понятий что-то утверждается или отрицается; не ведет к получению нового знания
  Умозаключение Форма абстрактного мышления, в которой в ходе рассуждения логически выводится новое суждение; ведет к получению нового знания

 

Таблица 9. КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ

 

КОНЦЕПЦИЯ ТРАКТОВКА ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Классическая (корреспондентская) Соответствие знаний объективной действительности Аристотель
Метафизическая Вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов Платон, Августин
Субъективистская То, что каждый человек считает истинным для себя Софисты
Конвенционалистская Результат договора, соглашения между людьми А.Пуанкаре
Субъективно-идеалистическая Это соответствие мышления ощущениям субъекта; наиболее простая взаимосогласованность ощущений Д.Юм, Б.Рассел; Э.Мах, Р.Авенариус
Когерентная Согласие мышления с самим собой, взаимное соответствие идей друг другу Р.Декарт
Марксистская Объективное и достоверное знание, обусловленное уровнем развития практики К.Маркс, Ф.Энгельс
Прагматистская То, что полезно и позволяет добиться успеха в конкретной ситуации Ч.Пирс и др.
Неопозитивистская Согласованность положений науки с чувственным опытом М.Шлик и др.
Экзистенциалистская Особая форма психологического состояния личности Ж.-П.Сартр

 

Таблица 10. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

СРАВНЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Цель Сбор фактов, в которых фиксируются количественные и качественные характеристики объектов Абстрактно-теоретическое объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов
Способ получения знания Опыт (эксперимент) Абстрактное мышление
Связь с действительностью Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта
Глубина познания Ограничен сферой явлений – видимого, кажущегося Ориентирован на движение от явления к сущности изучаемого
Степень абстракции Имеет дело с конкретным чувственным материалом Создаются гипотезы, абстрактные, идеализированные модели, теории
Законы Устанавливаются эмпирические законы, фиксирующие устойчивую повторяемость явлений в опыте Формулируются теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются
Методы познания Существуют методы, применяемые только на эмпирическом уровне Существуют методы, применяемые только на теоретическом уровне

 

ЧЕЛОВЕК – ЦЕННОСТИ – ОБЩЕСТВО

Таблица 11. ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

 

СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
Форма отражения Психика Сознание
Мышление У высших животных имеются зачатки интеллекта Абстрактное мышление
Производство Ничего не производит Производит в труде материальные и духовные блага
Способность к творчеству Не способно к созданию нового Способен к созданию принципиально нового, не бывшего ранее
Характер активности Активность как способность совершать определенные действия Деятельность как целенаправленная активность
Коммуникация Язык тела, нет речи Язык в речевой форме
Ценности Нет оценочного отношения к миру и другим особям Вырабатывает систему ценностей, оценивает мир, себя, других людей
Регуляция поведения Инстинкты Ценности и нормы культуры
Отношение к среде Приспособление, отношение к действительности обусловлено биологически, телесной организацией, которую животному не преодолеть Преобразование, отношение к действительности обусловлено знаниями и умениями, преодолевающими биологическую ограниченность
Самосознание   Не обладает самосознанием, не выделяет себя из окружающей среды Обладает самосознанием, выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя ему (отношение субъект – объект)

 

Таблица 12. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ

 

МОДЕЛЬ СТОРОННИКИ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
Гуманитарная Сократ, Конфуций и др. Культура – это способ совершенствования человека как духовно-нравственного существа
Натуралистическая   Французские Просветители XVIII века Культура – это человеческое продолжение природы, этап ее эволюции; благодаря культуре человек как природное существо не исключается из природы, а образует высшее звено ее развития. Культура – это степень развитости разумного начала
Классическая (деятельностная) Идеалистический вариант: И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер Творец культуры – человек как духовное существо, культура – это прогресс морального (И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер), философского сознания (Г.Гегель).

Культура противоположна природе (И.Кант), есть форма саморазвития духа (Г.Гегель)

Материалистический вариант: К.Маркс, Ф.Энгельс Творцом культуры является человек как существо, удовлетворяющее, прежде всего, материальные потребности; культура – явление социальное, предполагает всестороннее развитие человека; культура – это и сам процесс деятельности, и ее результаты
Аксиологическая В.Виндельбанд, Г.Риккерт Культура – это мир ценностей, идеалов и смыслов, способ реализации идеально-ценностных целей
Семиотическая Э.Кассирер, К.Г.Юнг, Ю.Лотман Культура – это небиологический, знаковый механизм передачи социального опыта, знак – это средство реализации ценностей и смыслов, обеспечивающий символическую коммуникацию
Социологическая М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон Культура – это социальный институт, придающий обществу системное единство, определяющий степень его упорядоченности и управляемости
Структуралистская   Б.Малиновский, К.Леви-Строс Культура – это совокупность определенным образом связанных элементов – носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность людей, их отношение к миру и отношения между собой
Технологическая   А.Тоффлер Культура – это технология адаптации человека к развитию общества и одновременно – сфера создания технологий как рациональных способов оптимизации деятельности людей
Релятивистская Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби Имеет место многообразие культурно-исторических типов (Н.Данилевский), локальных культур (О.Шпенглер), локальных цивилизаций (А.Тойнби), не имеющих под собой единой ценностной основы
Универсалистская   Э.Гуссерль, К.Г.Юнг, К.Ясперс В любой частной культуре скрыто универсальное содержание по причине универсальности структур сознания (Э.Гуссерль), «архетипического» единства человечества (К.Г.Юнг), «осевой изначальности» культуры человечества (К.Ясперс)
Иррационалистическая (неклассическая)     Иррационалисты XIX-XX вв. В основе культуры лежит не разум, а нечто иррациональное – интуиция (А.Бергсон), переживание (экзистенциализм) и т.д. Реальность хаотична, ее невозможно упорядочить, привести в «разумное состояние», и в культуре нет ни субъекта, ни порядка, ни единой основы (постмодернисты)

Таблица 13. КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

 

КОНЦЕПЦИЯ СТОРОННИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ
Натуралистический психологизм     Д.Дьюи   Биологические и психологические потребности человека Ценности – это специфические факты наблюдаемой предметной реальности, позволяющие удовлетворить имеющиеся потребности людей (предметное понимание ценностей)
Аксиологический трансцендентализм     В.Виндельбанд, Г.Риккерт     Духовные потребности человека Ценности – это не предметная эмпирическая реальность, а идеальное бытие, образованное идеальными сущностями, нормами, соотносимыми с «чистым нормативным сознанием»
Персоналистический онтологизм     М.Шелер     Бог как абсолютный идеал Ценности – это абсолютный онтологический фундамент личности, гарантированный Богом. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей
Социологизм     М.Вебер   Социальная деятельность человека Ценности – это нормы, способом бытия которых является их значимость для субъекта, регулирующие социальные действия и придающие обществу единство
Марксизм     К.Маркс, Ф.Энгельс     Материальные потребности людей Ценности – это нормы, имеющие социально-историческую, экономическую и классовую обусловленность, без которых невозможна социально-преобразующая деятельность людей
Культурно-исторический релятивизм   В.Дильтей, Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин   Вырабатываются на разной основе в рамках различных социокультурных образований Ценности – это совокупности множественных идеалов и норм, познаваемых с помощью исторического метода (В.Дильтей).

Они свойственны определенным культурно-историческим типам (Н.Данилевский), локальным культурам (О.Шпенглер), локальным цивилизациям (А.Тойнби), культурным суперсистемам (П.Сорокин).

Ценности каждого их этих образований уникальны, неповторимы и относительны

 

 

Таблица 14. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

СРАВНЕНИЕ «БИОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕРХОРГАНИЗМ» ОБЩЕСТВО
Регуляция отношений Отношения между особями регулируются генетически заданными правилами, которые, как правило, не нарушаются Поведение людей регулируется системой ценностей и социальными нормами, которые передаются не генетически, а в рамках культуры как социальной, а не генетической памяти
Спектр отношений   Отношения между особями являются чисто биологическими Формируется слой надбиологических, общественных отношений, которые связаны с удовлетворением не только биологических потребностей людей (например, отношения собственности); отношения в обществе богаче и шире
Коммуникация Особь с особью непосредственно не связана, имеет место отношение доминирования: лидер определяет поведение особей, их иерархию, а само лидерство зависит от биологических факторов Люди связаны между собой непосредственно через взаимное общение, поэтому огромную роль играют в обществе коммуникативные системы и, прежде всего, язык как речь; в обществе тоже существует отношение лидерства, но оно определяется не биологическими, а социальными качествами личности
Характер действий Животное активно и способно совершать определенные действия, но эта активность зависит от генетических, биологических факторов Люди способны к деятельности как целенаправленной активности, что невозможно без сознания как высшей формы психического отражения; в обществе существует общественное сознание как источник коллективных целей
Образ жизни У животных он изменяется в жесткой зависимости от биологической эволюции: животное вынуждено существовать в имеющейся среде и выйти за ее рамки оно не может У людей он изменяется вне зависимости от биологической эволюции: люди благодаря труду и творческим способностям могут создавать принципиально новое, чего нет в природе, создавать для себя благоприятные условия существования в окружающей среде

Таблица 15. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

 

СРАВНЕНИЕ ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Символ Соха Заводская труба Компьютер
Базовая сфера экономики «Первичная»: сельское хозяйство «Вторичная»: промышленность «Третичная»: сфера услуг, наукоемкие отрасли
Движущая сила развития Технологии ручного труда Машинная индустрия Наука, знания, интеллект
Главный ресурс развития Земля и власть Собственность и капитал Информация и управление
Структура общества Сословное деление Классовое деление Профессиональное деление
Базовые формы социальной организации   Церковь и армия   Фирма и корпорация Университеты и научно-исследовательские организации
Базовые социальные группы Священники и феодалы Бизнесмены Ученые и другие профессиональные специалисты
Социальный конфликт   Строится вокруг личной зависимости человека от человека; линия борьбы – личная свобода Возникает между трудом и капиталом, наемным работником и собственником; линия борьбы – обладание собственностью Возникает между «классом интеллектуалов» и интеллектуально «низшим классом»; линия борьбы – доступ к знанию и контроль над ним
Социальные связи Личные, патерналистские отношения Централизованные, иерархические организации   Гибкие сетевые структуры
Тип семьи Патриархальная Нуклеарная Многообразие форм
Технологии коммуникации     Устная речь и письменность Массовое книгопечатание, возникновение печатных, а затем и электрических СМИ – телеграфа, радио, телефона Возникновение электронных СМИ – телевидения, новых средств связи, сети Интернет; формирование глобальной информационной среды
Тип власти и ее ориентация «Заслуженная власть» по происхождению с ориентацией на личность и наказание «Компенсирующая власть» с ориентацией на собственность и вознаграждение «Регулирующая власть» с ориентацией на согласование интересов различных социальных групп путем убеждения
Тип мышления   Иррациональный с ориентацией на религию Рациональный, с ориентацией на теоретико-идеологические доктрины Свободный и гибкий, с признанием права человека на самостоятельный выбор системы ценностей
Базовые ценности   Коллективизм, традиционализм, авторитаризм Приоритет материальных ценностей, индивидуализм, рационализм, утилитаризм Приоритет духовных ценностей, ценность человеческой свободы и выбора, гуманизм, экологические ценности
Отношение к природе   Слияние человека с природой Преобразование природы в интересах общества Коэволюция общества и природы, достижение новой гармонии человека с природой