12
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Специальность 030602.65
«Связи с общественностью»
для студентов дневной формы обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛИНГВИСТИКА И ПСИХОСЕМАНТИКА»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2009
Составитель: канд.пс. наук, доцент А.Н. Кутейников
Утверждено на заседании кафедры
«01» сентября 2008 г., протокол № __
Зав. кафедрой _____________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………..3
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………..…………………4.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ……………………………4
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………..5
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………………………………6
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ……………………..……………………..…………8
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Психолингвистика:
Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы. Речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций).
Психологическая надежность или высшая психическая деятельность
... процесс, связанный с прошлым опытом, знаниями и захватывающий высшую психическую деятельность, в частности, речь. Процесс восприятия включает в себя ряд отдельных перцептивных действий: обнаружение ... систему - специфическую нервную деятельность центральной нервной системы, связанную с речевой сигнализацией, совершением действий в ответ на словесные раздражители. Речь, имеет место только у ...
Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов).
Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Психолингвистика представляет собой научную дисциплину, которая находится на стыке психологии и лингвистики, и которая изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психосемантика — раздел психологии, изучающий развитие и функционирование знаковой системы индивида.
Задачей изучения курса «Психолингвистика и психосемантика» является формирование умений распознавания, анализа и практического использования приемов мотивационного воздействия на аудиторию.
В результате освоения содержания курса: студенты должны
- Иметь представление о наиболее общих задачах, решаемых посредством применения психолингвистических и психосемантических методов;
- знать основные современные психолингвистические концепции,
- уметь анализировать степень психолингвистического воздействия на основе знания механизмов порождения и восприятия речи,
Основная цельпреподавания курса – обеспечение теоретико-практическими знаниями и умениями слушателей через усвоение ими общих основ знаний в области психолингвистики и психосемантики, необходимых для овладения навыками самостоятельного анализа различного речевых высказываний вербального и символического характера, которые могут возникать в процессе общения и совместной деятельности.
Курс состоит из 18 лекций и 18 практических занятий. Итоговая форма контроля – зачет.
2. Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Общая трудо-емкость |
Лекции |
Практи-ческие занятия |
Самостоя-тельная работа |
1 |
Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики. |
|
2 |
2 |
|
2 |
Психологические аспекты общения. |
|
4 |
4 |
|
3 |
Психология и речь. |
|
4 |
4 |
|
4 |
Основы нейро-лингвистического программирования. |
|
4 |
4 |
|
5 |
Психолингвистические аспекты пропаганды. |
|
4 |
4 |
|
|
Итого: |
75 |
18 |
18 |
39 |
|
Итоговый контроль: зачет |
|
|
|
|
3. Содержание дисциплин по темам Тема 1. Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики.
Основы психолингвистики и психосемантики как научного направления. Объект, предмет, методы психолингвистики. История психолингвистики и психосемантики. Сотношение психолингвистики и индивидуально-психологических теоpий языка. Психологические истоки отечественной психолингвистики — культуpно-истоpическая теория (концепция Л.С. Выготского, А.H. Леонтьева, А.Р. Луpия).
Речь как фактор возникновения сознания. Речевая деятельность. Знаковая теория языка.
Тема 2. Психологические аспекты общения.
Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение. Барьеры общения. Ритуальный, манипулятивный и гуманистический уровни общения. Фактор превосходства. Фактор привлекательности. Фактор отношения к наблюдателю. Виды общения: непосредственное, косвенное, массовое, псевдообщение.
Тема 3. Психология и речь.
Инструментальная функция. Трансляционная функция. Экспрессивная функция. Функция самовыражения. Функция социального контроля. Функция социализации. Внешняя, внутренняя и эгоцентрическая речь. Письменная речь.
Исторический аспект изучения афазий (pаботы П. Бpока и К. Веpнике).
Основные принципы классификации афазий. Изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга в организации речевой деятельности. Методика измерения смысловой близости слов на основе сосудистых рефлексов (А.Р. Луpия и О.С. Виногpадова).
Тема 4. Основы нейролингвистического программирования.
Труды Р. Бэндлера, Дж. Гриндера и Г. Бейтсона. Сферы применения НЛП. Концепция репрезентативных систем. Характеристика визуальной, аудиальной и кинестетичнской репрезентативных систем. Дискретный тип. Технологии воздействия на собеседника. Применение НЛП в рекламе. Психологический мерчандайзинг.
Тема 5. Психолингвистические аспекты пропаганды.
Социальные установки. Стереотипы и оценочные реакции как проявление социальных установок. Перцептивный, эмоциональный и поведенческий аспекты социальной установки. Эффекты внешнего и внутреннего влияния. Эффект вхождения в роль.
Манипулятивные возможности масс-медиа. Мифологический анализ семантического воздействия. Принципы информационной войны.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины основная литература
- Аминов И.И. Психология делового общения : учеб. пособие. — 5-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2009. — 304 c.
- Андреева Г.М. Социальная психология: [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации]. — Изд. 5-е, испр. и доп. — М. : Аспект-Пресс, 2008. — 363 c.
- Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — 4-е изд. — М. : Флинта [и др.], 2007. — 227 c.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник, рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации / Г. В. Бороздина. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 294 c.
- Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 272 c.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для вузов, рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации; Ин-т «Открытое общество». — М. : Смысл, 1997. — 287 c.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — Изд. 4-е, стер. — М. : КомКнига, 2007. — 307 c.
- Леонтьев А.А. Психология общения: [учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования РФ]. — 3-е изд. — М. : Смысл [и др.], 2005. — 365 c.
- Настин Н.В. Психолингвистика: учебно-метод. пособие; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2007. — 176 c.
- Технологии делового общения государственных служащих : учеб. пособие / [Т. Б. Маркичева и др. ; отв. ред. О. Н. Астафьева] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Изд. 2-е, стер. — М. : Изд-во РАГС, 2008. — 144 c.
- Фрумкина Р.М. Психолингвистика: [учебное пособие]. — 3-е изд., испр. — М. : Академия, 2007. — 316 c.
- Шевчук Д.А. Психолингвистика: техники убеждения- М. : ГроссМедиа [и др.], 2008. — 127 c.
Дополнительная литература
- Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя : (пособие для менеджеров, бизнесменов и политиков).
— СПб. : Бизнес-Пресса, 2004. — 367 c.
- Эффективное деловое общение и стиль профессиональной деятельности государственных служащих : Учебно-метод. пос. для гос. служащих / Н. Ф. Лукьянова, к. п. н., проф., Н. В. Махалова, М. В. Талан, доц., В. А. Толочек, д. п. н., проф.; ИПКгосслужащих РАГС при Президенте РФ. Б-ка ИПКгосслужбы. — М. : ИПК госслужбы, 2001. — 91 c.
- Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми : Практическое руководство. М., 2002. – 324 с.
- Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Флинта [и др.], 2006. — 326 c.
- Чалдини Р. Психология влияния / Роберт Чалдини ; [пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева]. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.] : Питер, 2009. — 286 c.
- Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. — М. : Ось-89, 2006. — 718 c.
- Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. — М. : КомКнига, 2006. — 355 c.
5. Планы семинарских и практических занятий Тема 1. Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики.
- Античные идеи положенные в истоки психолингвистики
- Язык и психология народа. Точка зрения Штейнталя.
- Язык и психические процессы. Концепция В.Вундта.
- Психолингвистика как наука, изучающая речевую деятельность. Предмет психолингвистики.
- Г. Гийом и создание психосемантики.
- И.А. Бодуэн де Куртенэ о психических основах языковых явлений.
- История собственно психолингвистики (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский).
Тема 2. Психологические аспекты общения.
- Вербальное общение. Паралингвистика. Экстралингвистика.
- Невербальное общение. Проксемика. Кинесика. Такесика.
- Барьеры общения.
- Проблема психологической совместимости при общении.
- Лингвистические способности.
- Кодирование и декодирование информации.
- Психолингвистические диагностические методики на основе принципа субъективного шкалирования.
Тема 3. Психология и речь.
- Знаки языка и их основные функции.
- А.Р. Лурия о мозговой организации речевой деятельности.
- Механизм порождения речевого высказывания (по А.А. Леонтьеву)
- Речевая деятельность. Структура, формы и виды речевой деятельности.
- Терия интерироризации высших психических функций по Л.С. Выготскому.
- Вклад А.Р. Лурия и Л.С.Выготского в теорию речи.
- Речь как психический процесс. Язык как средство реализации речевой деятельности.
- Понятие о соотношении внешней, внутренней и эгоцентрической речи. Дискуссия по данному вопросу между Выготским и Пиаже.
- Сравнение языка взрослых и детей.
Тема 4. Основы нейролингвистического программирования.
- Нейролингвистика.
- История создания НЛП.
- Характеристика представителя визуальной репрезентативной системы.
- Характеристика представителя аудиальной репрезентативной системы.
- Характеристика представителя кинестетической репрезентативной системы.
- Понятие ментального лексикона.
- Функционирование слова в сознании человека.
Тема 5. Психолингвистические аспекты пропаганды
- Г. Лассуэлл как классик изучения проблем пропаганды.
- Информационное пространство и работа в нем.
- Принципы информационной войны.
- Направленность психологических операций на внедрение нового типа поведения.
- Примеры применения психологических операций.
- Международные проекты по воздействию на общественное мнение.
6. Вопросы к зачету
- Л.С. Выготский — основоположник отечественной психолингвистики.
- Предпосылки для возникновения психолингвистики в работах отечественных ученых.
- Современные направления психолингвистики.
- Язык, речь и текст.
- Механизмы речевой деятельности.
- Психосемантические проблемы значения.
- Понятие ментального лексикона. Структура ментального лексикона.
- Механизмы опознавания слов и поиска их в памяти. Функционирование слова в сознании человека.
- Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность.
- Вероятностное прогнозирование в речи. Нарушения вероятностной организации речи при психических отклонениях.
- Детская речь как материал психолингвистических исследований. Общий обзор развития языковых способностей ребенка.
- Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и речевая деятельность. Методики исследования латерализации функций.
- Патология речи. Речь больных с афазией как материал психолингвистических исследований. Основные типы афазий.
- Концепция НЛП. Понятие о репрезентативной системе.