Федеральное государственное образовательное 2

12

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Специальность 030602.65

«Связи с общественностью»

для студентов дневной формы обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛИНГВИСТИКА И ПСИХОСЕМАНТИКА»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009

Составитель: канд.пс. наук, доцент А.Н. Кутейников

Утверждено на заседании кафедры

«01» сентября 2008 г., протокол № __

Зав. кафедрой _____________

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………..3

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………..…………………4.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ……………………………4

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………..5

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………………………………6

6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ……………………..……………………..…………8

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Психолингвистика:

Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы. Речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций).

6 стр., 2740 слов

Психологическая надежность или высшая психическая деятельность

... процесс, связанный с прошлым опытом, знаниями и захватывающий высшую психическую деятельность, в частности, речь. Процесс восприятия включает в себя ряд отдельных перцептивных действий: обнаружение ... систему - специфическую нервную деятельность центральной нервной системы, связанную с речевой сигнализацией, совершением действий в ответ на словесные раздражители. Речь, имеет место только у ...

Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов).

Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Психолингвистика представляет собой научную дисциплину, которая находится на стыке психологии и лингвистики, и которая изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психосемантика — раздел психологии, изучающий развитие и функционирование знаковой системы индивида.

Задачей изучения курса «Психолингвистика и психосемантика» является формирование умений распознавания, анализа и практического использования приемов мотивационного воздействия на аудиторию.

В результате освоения содержания курса: студенты должны

  • Иметь представление о наиболее общих задачах, решаемых посредством применения психолингвистических и психосемантических методов;
  • знать основные современные психолингвистические концепции,
  • уметь анализировать степень психолингвистического воздействия на основе знания механизмов порождения и восприятия речи,

Основная цельпреподавания курса – обеспечение теоретико-практическими знаниями и умениями слушателей через усвоение ими общих основ знаний в области психолингвистики и психосемантики, необходимых для овладения навыками самостоятельного анализа различного речевых высказываний вербального и символического характера, которые могут возникать в процессе общения и совместной деятельности.

Курс состоит из 18 лекций и 18 практических занятий. Итоговая форма контроля – зачет.

2. Учебно-тематический план

Тема

Общая трудо-емкость

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

1

Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики.

2

2

2

Психологические аспекты общения.

4

4

3

Психология и речь.

4

4

4

Основы нейро-лингвистического программирования.

4

4

5

Психолингвистические аспекты пропаганды.

4

4

Итого:

75

18

18

39

Итоговый контроль: зачет

3. Содержание дисциплин по темам Тема 1. Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики.

Основы психолингвистики и психосемантики как научного направления. Объект, предмет, методы психолингвистики. История психолингвистики и психосемантики. Сотношение психолингвистики и индивидуально-психологических теоpий языка. Психологические истоки отечественной психолингвистики — культуpно-истоpическая теория (концепция Л.С. Выготского, А.H. Леонтьева, А.Р. Луpия).

Речь как фактор возникновения сознания. Речевая деятельность. Знаковая теория языка.

Тема 2. Психологические аспекты общения.

Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение. Барьеры общения. Ритуальный, манипулятивный и гуманистический уровни общения. Фактор превосходства. Фактор привлекательности. Фактор отношения к наблюдателю. Виды общения: непосредственное, косвенное, массовое, псевдообщение.

Тема 3. Психология и речь.

Инструментальная функция. Трансляционная функция. Экспрессивная функция. Функция самовыражения. Функция социального контроля. Функция социализации. Внешняя, внутренняя и эгоцентрическая речь. Письменная речь.

Исторический аспект изучения афазий (pаботы П. Бpока и К. Веpнике).

Основные принципы классификации афазий. Изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга в организации речевой деятельности. Методика измерения смысловой близости слов на основе сосудистых рефлексов (А.Р. Луpия и О.С. Виногpадова).

Тема 4. Основы нейролингвистического программирования.

Труды Р. Бэндлера, Дж. Гриндера и Г. Бейтсона. Сферы применения НЛП. Концепция репрезентативных систем. Характеристика визуальной, аудиальной и кинестетичнской репрезентативных систем. Дискретный тип. Технологии воздействия на собеседника. Применение НЛП в рекламе. Психологический мерчандайзинг.

Тема 5. Психолингвистические аспекты пропаганды.

Социальные установки. Стереотипы и оценочные реакции как проявление социальных установок. Перцептивный, эмоциональный и поведенческий аспекты социальной установки. Эффекты внешнего и внутреннего влияния. Эффект вхождения в роль.

Манипулятивные возможности масс-медиа. Мифологический анализ семантического воздействия. Принципы информационной войны.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины основная литература

  1. Аминов И.И. Психология делового общения : учеб. пособие. — 5-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2009. — 304 c.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации]. — Изд. 5-е, испр. и доп. — М. : Аспект-Пресс, 2008. — 363 c.
  3. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — 4-е изд. — М. : Флинта [и др.], 2007. — 227 c.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник, рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации / Г. В. Бороздина. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 294 c.
  5. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 272 c.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для вузов, рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации; Ин-т «Открытое общество». — М. : Смысл, 1997. — 287 c.
  7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — Изд. 4-е, стер. — М. : КомКнига, 2007. — 307 c.
  8. Леонтьев А.А. Психология общения: [учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования РФ]. — 3-е изд. — М. : Смысл [и др.], 2005. — 365 c.
  9. Настин Н.В. Психолингвистика: учебно-метод. пособие; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2007. — 176 c.
  10. Технологии делового общения государственных служащих : учеб. пособие / [Т. Б. Маркичева и др. ; отв. ред. О. Н. Астафьева] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Изд. 2-е, стер. — М. : Изд-во РАГС, 2008. — 144 c.
  11. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: [учебное пособие]. — 3-е изд., испр. — М. : Академия, 2007. — 316 c.
  12. Шевчук Д.А. Психолингвистика: техники убеждения- М. : ГроссМедиа [и др.], 2008. — 127 c.

Дополнительная литература

  1. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя : (пособие для менеджеров, бизнесменов и политиков).

    — СПб. : Бизнес-Пресса, 2004. — 367 c.

  2. Эффективное деловое общение и стиль профессиональной деятельности государственных служащих : Учебно-метод. пос. для гос. служащих / Н. Ф. Лукьянова, к. п. н., проф., Н. В. Махалова, М. В. Талан, доц., В. А. Толочек, д. п. н., проф.; ИПКгосслужащих РАГС при Президенте РФ. Б-ка ИПКгосслужбы. — М. : ИПК госслужбы, 2001. — 91 c.
  3. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми : Практическое руководство. М., 2002. – 324 с.
  4. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Флинта [и др.], 2006. — 326 c.
  5. Чалдини Р. Психология влияния / Роберт Чалдини ; [пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева]. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.] : Питер, 2009. — 286 c.
  6. Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. — М. : Ось-89, 2006. — 718 c.
  7. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. — М. : КомКнига, 2006. — 355 c.

5. Планы семинарских и практических занятий Тема 1. Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики.

  1. Античные идеи положенные в истоки психолингвистики
  2. Язык и психология народа. Точка зрения Штейнталя.
  3. Язык и психические процессы. Концепция В.Вундта.
  4. Психолингвистика как наука, изучающая речевую деятельность. Предмет психолингвистики.
  5. Г. Гийом и создание психосемантики.
  6. И.А. Бодуэн де Куртенэ о психических основах языковых явлений.
  7. История собственно психолингвистики (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский).

Тема 2. Психологические аспекты общения.

  1. Вербальное общение. Паралингвистика. Экстралингвистика.
  2. Невербальное общение. Проксемика. Кинесика. Такесика.
  3. Барьеры общения.
  4. Проблема психологической совместимости при общении.
  5. Лингвистические способности.
  6. Кодирование и декодирование информации.
  7. Психолингвистические диагностические методики на основе принципа субъективного шкалирования.

Тема 3. Психология и речь.

  1. Знаки языка и их основные функции.
  2. А.Р. Лурия о мозговой организации речевой деятельности.
  3. Механизм порождения речевого высказывания (по А.А. Леонтьеву)
  4. Речевая деятельность. Структура, формы и виды речевой деятельности.
  5. Терия интерироризации высших психических функций по Л.С. Выготскому.
  6. Вклад А.Р. Лурия и Л.С.Выготского в теорию речи.
  7. Речь как психический процесс. Язык как средство реализации речевой деятельности.
  8. Понятие о соотношении внешней, внутренней и эгоцентрической речи. Дискуссия по данному вопросу между Выготским и Пиаже.
  9. Сравнение языка взрослых и детей.

Тема 4. Основы нейролингвистического программирования.

  1. Нейролингвистика.
  2. История создания НЛП.
  3. Характеристика представителя визуальной репрезентативной системы.
  4. Характеристика представителя аудиальной репрезентативной системы.
  5. Характеристика представителя кинестетической репрезентативной системы.
  6. Понятие ментального лексикона.
  7. Функционирование слова в сознании человека.

Тема 5. Психолингвистические аспекты пропаганды

  1. Г. Лассуэлл как классик изучения проблем пропаганды.
  2. Информационное пространство и работа в нем.
  3. Принципы информационной войны.
  4. Направленность психологических операций на внедрение нового типа поведения.
  5. Примеры применения психологических операций.
  6. Международные проекты по воздействию на общественное мнение.

6. Вопросы к зачету

  1. Л.С. Выготский — основоположник отечественной психолингвистики.
  2. Предпосылки для возникновения психолингвистики в работах отечественных ученых.
  3. Современные направления психолингвистики.
  4. Язык, речь и текст.
  5. Механизмы речевой деятельности.
  6. Психосемантические проблемы значения.
  7. Понятие ментального лексикона. Структура ментального лексикона.
  8. Механизмы опознавания слов и поиска их в памяти. Функционирование слова в сознании человека.
  9. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность.
  10. Вероятностное прогнозирование в речи. Нарушения вероятностной организации речи при психических отклонениях.
  11. Детская речь как материал психолингвистических исследований. Общий обзор развития языковых способностей ребенка.
  12. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и речевая деятельность. Методики исследования латерализации функций.
  13. Патология речи. Речь больных с афазией как материал психолингвистических исследований. Основные типы афазий.
  14. Концепция НЛП. Понятие о репрезентативной системе.