Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии

Бихевиоризм и необихевиоризм как психология поведения и теоретическая основа манипулятивного общения

Бихевиоризм- поведение или психология поведения, появился в США в начале ХХв. Это одно из направлений современной психологии, исследующая поведение людей. Выявляются их характерные реакции на те или иные воздействия внешней среды, которые называются стимулами. При этом, по сути, игнорируются процессы, протекающие в сознании людей. Бихевиористы считают, что, изучив характерные реакции людей на те или иные стимулы, можно управлять их поведением К наиболее видным представителям бихевиоризма относятся Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б.Ф.Стиннер. Представители так называемого необихевиоризма Э.Ч. Толмен и К. Холл пытались объяснить с позиции бихевиоризма психическую деятельность человека, описать психические процессы, происходящие между внешними воздействиями (стимулами) и реакцией на них человеческого организма. Однако эти процессы, которые они назвали «незримыми медиаторами», исследовались с помощью тех же объективных показателей, какие используются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Это мало, что дало для изучения собственно психических процессов. В результате возобладала позиция традиционного бихевиоризма, представленного в настоящее время прежде всего в трудах Скиннера. Бихевиоризм-создание объявляется «черным ящиком «, на входе которого сигналы, поступающие из внешней среды, стимула, на выходе — поведение, реакции. Схема анализа: S-R (стимул- реакция).

5.Когнитивная психология и ее значение в создании теоретической основы науки «Деловое общение».

Когнитивизм выступаетпротив недооценки сознания бихевиоризма, считает что основная роль в поведении человека играет его сознание, познавательная деятельность и его «мышление» (термин когнитивный означает имеющий отношение к сознанию и мышлению).Представители: швейцар. психолог Жан Пиаже, амер. Психолог Дж. Келли и Юлиан Роттер, а также канад. псих-г Альберт Бандура. Все они утверждают, что чел-к непассивное создание, чьи действия направляются исключительно внешней средой, напротив, он внутренне активен и его действия направляются его сознанием. В частности Дж. Роттер различает людей «ориентированных изнутри» и «ориентированных извне».

2 стр., 864 слов

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя

... Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя 1. Образ жизни покупателя Во все ... Так что наибольшим спросом товары жизнедеятельности человека пользуются именно в супермаркетах. 2. Поведение покупателя Покупатели образно делятся на две ... и значительно дешевле. На этом моменте построена элементарная психология человека. На таких покупателях можно повышать уровень продаж или ...

Первые более активны и сами берут на себя ответственность за то, что с ними случается. Вторые менее активны, даже пассивны, вину за свои неудачи нередко сваливают на др. людей. Однако в основе поведения тех и др. лежит их сознание, которое, как пишет Роттер, может быть развитым и неразвитым, творческим и догматическим и выражается в тех или иных побуждениях, стремлениях и целях.

Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии.

Важные проблемы социальной психологии рассматриваются в трудах Де-Роберти и Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика. Де-Роберти обращает внимание на желание, эмоции, страсти, характер, образ мыслей. Кареев обращал внимание на три основные стороны бытия человека — его ум, чувства, волю. Свой вклад внесли Плеханов и Ленин. Плеханов считал, что психический склад человека проявляется в его привычках, нравах, в образе жизни и положении в обществе. Ленин в своих работах обозначил различные проявления психики людей из-за их классового и национального самосознания. Бехтерев исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, опираясь на данные физиологии.

8.Фундаментальные психологические теории: общая психология, социальная психология, психология личности как теоретическая основа науки «Деловое общение».

ДО опирается на выводы определенных фундаментом знаний (общ психология (наука о психике как явлении), психология личности (изучающая индивидуальные свойства и качества чела), социальная психология (законом поведения личности обуславливает включение его в определенную социальную группу), когнитивная психология (исследует процент восприятия, орган, систематизирует хранения в памяти поступающей из внешней среды информации, сопоставляет её с уже имеющимися в памяти факторами, извлечение информации из памяти), этика (наука о морали её нормах и нравственности)).

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны ... ; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли ...

Основные принципы: принцип обусловленности (признание взаимосвязи и взаимодействия всех психологических явлений и процессов как между собой, так и с процессами в природе и обществе), принцип системности, принцип развития (признает динамику подвижной психологической энергии).

ДО использует прикладные методы познания: опрос, наблюдение, эксперимент.

9.Специальные психологические теории: экономическая психология, профессиональная психология, организационная психология, психодиагностика и их взаимосвязь с наукой «Деловое общение».

Специальные психологические теории изучают психические процессы в конкретных условиях и ситуациях.

Экономическая психология — это отрасль психологии, изучающая психологические явления и процессы, связанные с производственными отношениями и решающая задачи повышения эффективности экономической деятельности людей психологическими методами.

Методы экономической психологии:

1) эмпирические — основаны на том, что мы сами испытываем (хотелось иметь, т.к. есть у друга, захотелось иметь).

2) метод наблюдения — система целенаправленного фиксированного восприятия внешних проявлений психики другого человека. Предполагает отдельного наблюдателя, регистрирует экономическое поведение других людей. Недостаток: неподготовленность наблюдателя.

3) Экспериментальные методы — основаны на наблюдении, но отличаются тем, что человек активно вмешивается в ситуацию.

4) Сравнительный — метод поперечного среза. В какой-то определенный момент времени за нами наблюдают, делается вывод. Как в одной ситуации ведут себя те или иные люди.

5) Интервью и беседа — мнение людей по поводу чего-то.

6) Тестирование — личные особенности и т. д.

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения.

Методы:

1) Организационная группа: сравнительный метод, комплексный метод;

2) Экспериментальные методы

3) Наблюдение и самонаблюдение

8 стр., 3610 слов

Внешний вид делового человека 2

... он должен быть.   2.Внешний вид делового человека Внешнийоблик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для ... 1. Этикет в культуре внешности 2.Внешний вид делового человека 3.Костюм делового мужчины 3.1Пиджак, рубашка, галстук 3.2 ... Она является, своего рода,визитной карточкой человека. Одежда несет партнерам по общению информацию очеловеке, его вкусах, принадлежности к ...

4) Психодиагностические методы (социометрия — теория измерения межличностных отношений; графоло́гия — направление в прикладной психологии согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности и др.).

5) Метод беседы, интервью, метод опроса, вопросы и опросники.

6) Метод математической статистики

7) Методы качественной характеристики полученного материала

8) Генетический метод (анализ фаз развития)

9) Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей).

Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она измеряет определённые качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.

10. Социальная психология и наука «Деловое общение»: соотношение и взаимосвязь.

Деловое общение находится в тесной взаимосвязи с соц. психологией (СП) — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, классы, нации. СП занимает междисциплинное положение между социологией и психологией. Включенность индивидов в различные соц. группы накладывает отпечаток на модели поведения в тех или иных ситуациях общественной жизни, на характер людей, на особенности соц. адаптации, коммуникации и готовности к общению. Знание этого обстоятельства помогает индивидам лучше разобраться в механизме воздействия общения на партнера и других параметрах делового общения с целью рационализации. В соотношении ДО и СП отмечаем две характеристики: они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Особенности делового общения и его основные виды

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в официальных статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях соц. системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего получение максимальной прибыли.

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

... общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника ... коммуникации, включая взгляд и визуальное внимание, дистанцию между людьми при общении и проксемику, жесты, позы, невербальные голосовые характеристики, выражения лица, использование времени, ...

Особенности делового общения: партнёр в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Специалисты выделяют виды общения в зависимости от целей, форм, средств, техники общения.

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. д.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает, — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики; 3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интереса дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; 5) Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации; 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыль в глаза», обман, демонстрация доброты и т. д.) в зависимости от особенностей личности собеседника; 7) Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Этапы делового общения.

В общении можно выделить такие этапы общения: 1) установление контакта — нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой, небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Далее словесное обращение, приветствие. После этого нужно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. 2) ориентация в ситуации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. Нужно сразу выяснить, каким по длительности будет разговор, и в зависимости от этого строить свою тактику. 3) вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса. Когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство. Важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. 4) для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста — указывая на отличие нашей точки зрения на возможность совместной деятельности от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него и эффект асимиляции — подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами. 5) в психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который остается в памяти партнера, и на будущее деловое общение. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость.

10 стр., 4795 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

... к человеку фрустрацию в самом общем виде мож­но определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и ... и общения. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определен­ных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса ...

12 стр., 5689 слов

Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста

... – игротерапию. Программа разработана для коррекции общения и поведения дошкольников. 2) На основе проведения ... , возбудимость, страхи, истерические реакции, навязчивые состояния, избирательный мутизм и др.) I Ритуал ... стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. ... . По команде ведущего останавливаются и принимают позу, которая изображена на показываемой ведущим карточке. ...

Кинесические и просодические средства невербального делового общения

Кинесические средства общения (мимика, взгляд, поза, походка).

Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья, позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).

Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают.

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено.

5. И, наконец, походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая — при радости, вялая, угнетённая походка — при страданиях, самая большая длина шага — при гордости.

Просодические средства общения. Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т. д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Трансактный анализ ДО Э. Берна

Берн в качестве ед. измерения берет два показателя трансакцию и психическое состояние партнера по общению. Наблюдения психологов за деят-тью людей показали, что наборы поведенческих хар-к: позы, интонация голоса, темп речи, мимика меняются в различных ситуациях. Н-р хар-ки поведения ч-ка в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком будут различны Берн выделил типичное состояние сознания. Состояние Я. определяется им как с-ма чувств выражающиеся в согласованной с ней схеме поведения. 1) Я родителя; 2) Я взрослого, 3) Я ребенка. Состояние Родителя может проявляться двояким образом как критическое (Н-р. поведение — оценивающее приказное «Ты (не) должен» манера говорить твердо высокомерно, лицо — лоб нахмурен критический взгляд, руки скрещены на груди) и кормящее, заботливое (Поведение — доброе «Успокойся» манера говорить успокаивающая, лицо — заботливое); состояние ребенка проявляет себя тоже в разной форме — как свободное («я хочу», «Прекрасно!» говорит громко быстро, возбужденно или печально) приспосабливающееся («Я хотел только…», «Почему всегда я?" — тихо нерешительно, плаксиво, выражение лица нервное, склоненная голова и опущенные плечи) и бунтарское поведение («Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое!» поведение капризное, грубое, говорит гневно громко, лицо — упрямое, угрожающее поза).

Состояние Я Родителя, Взросло и ребенка — нормальные психологические феномены. Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможность эф-ного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и ребенка и является посредником между ними. Внутренние психические процессы хар-щие актуальное состояние Я ч-к, выражаются во внешнем поведении.

36.Концепция «коллективного бессознательного» в теории К. Юнга и ее значение для делового общения.

Аналитическая психология Юнга сводится к теории коллективного бессознательного. В отличие от Фрейда, у Юнга энергия Либидо связана не только с сексуальными признаками. Это космическая энергия, лежащая в основе всех жизненных процессов Называет «жизненной энергией» и выделяет 3 структуры: Эго — уровень осмысления личностью себя. Личностное бессознательное. Коллективное бессознательное.

Л.Б. характеризуется как «мусоросборник», куда личность сбрасывает ненужное ей, т.о. Юнг сводит до минимума роль и значение Л.Б. в психике человека. КБ. это главная структурная составляющая человеческой психики, это сокровищница опыта всех предыдущих поколений, содержащих самые необходимые для человека образцы поведения и адаптация во всех возможных жизненных ситуациях, свойственных представителям всех культур. Особенности К.Б.: своим существованием КБ. обязано исключительно наследственности оно не основано наличном опыте и не развивается индивидуально его содержание в основном представлено архетипами, т. е. первичные образы, заставляющие человека вести себя в разных ситуациях тем или иным образом. 5 архетипов:

Маска (персона).

Сигнализирует нам о том, что быть всегда искренним небезопасно и проявляется в социальных ролях, Анимус — социальное различие: образцы мужского поведения. Анима — образцы женского поведения. Самость — стержневая группа архетипов, связанная с творческим формированием личности. Архетип совести — моральная реакция, проявляющаяся в невербальных сигналах Феномен синхроличности — архетип совести, локализован всегда появляйся в невербальных символах. Если спонтанные жесты партнера не совпадают с невербальной информацией, значит он врет или что-то скрывает. Архетип действует через подсознательное восприятие мельчайших признаков данного аффекта.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector