Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Электростали
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Рабочая программа дисциплины
для специальности № 032001 Документоведение и ДОУ
Электросталь 2009
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Рабочая программа
Составители: О.В. Мосягина, Е.М. Емышева.
Кафедра документоведения РГГУ, 2006 г.
Программа курса адаптирована преподавателем Е.А Трофимовой.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.
© Филиал РГГУ в г. Электростали, 2009 г.
I Пояснительная записка
Курс «Деловой этикет» предназначен для студентов специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».
Значимость курса обоснована постоянно возрастающим вниманием к данной проблематике в развитых странах. Актуальность данной темы подтверждается широкомасштабными психологическими и социологическими исследованиями, этическими проектами, проводимыми в данной области, потребностью в специалистах подобной квалификации.
Цель дисциплины:
- изучение основных принципов и технологий деловых отношений, норм современной этики и особенностей проведения деловых мероприятий.
Задачи дисциплины:
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
... (полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану) для студентов очной формы обучения специальности(ей) 050503 - Психология Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «____» ... Пенитенциарная психология, производственная практика Тематический план Форма дисциплины СО ПГУ 7.18.2/07 8 Содержание дисциплины ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (о/о на базе ОСО) № п/п ...
- знакомство с историческим аспектом изучаемой проблематики.
- выявление сущностной взаимосвязи этики бизнеса с принципами универсальной общечеловеческой этики.
- ознакомление студентов с основными положениями профессиональной этики
- формирование навыков делового общения, организационной культуры в системе предпринимательства.
- овладение технологиями ведения деловой переписки.
- знакомство с основами терминологического аппарата.
Требования к уровню освоения дисциплины
Уровень освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- основные понятия этики поведения;
- основные положения профессиональной этики;
- понятие конфликта в коллективе;
- методы предупреждения и преодоления конфликтов;
- основные правила поведения;
- культуру устной речи;
- правила ведения телефонных переговоров;
- общие правила деловой переписки;
- правила организации деловых мероприятий;
- Формы проведения приемов и банкетов;
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
- создавать представление о себе как о компетентном и высококультурном партнере по бизнесу;
- корректно вести деловые переговоры в офисе и по телефону;
- грамотно составлять деловое письмо;
- уметь эргономически правильно расставлять офисную мебель;
- подготовить макет визитной карточки;
- составлять меню делового обеда;
- ориентироваться в стилях деловой одежды;
Связь с предшествующими дисциплинами:
Педагогика и психология.
Философия.
Русский язык и культура речи.
Документирование управленческой деятельности.
II Содержание программы
Тема 1.Понятие этики и этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Из истории развития этики бизнеса. Профессиональная этика.
Понятие и происхождение этики, ее сторическое развитие и национальная специфика. Философское определение этики. Понятие этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Этика деловых отношений как профессиональная этика. Определение профессиональной этики Основное содержание профессионально-этических норм. Профессионализм. Профессиональный долг.
Тема 2. Культура поведения. Речевой этикет. Культура устной речи.
Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях. Использование эффективной поведенческой техники. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение. Общение с коллегами, подчиненными, руководством Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел. Элементы системы: манера общения, поведения за столом, мимика, жесты. Прочие невербальные компоненты. Ролевое поведение. Речевой этикет, его элементы. Основные требования к деловому разговору. Система подготовки к деловой беседе. Вопросы в деловой коммуникации. Основные логические законы и их применение в деловой речи Выслушивание собеседника как психологический прием. Поведение с собеседниками различных психологических типов. Речевой этикет представления, обращения, комплимента, поздравления, прощания. Критика и комплименты в деловой коммуникации. Устная речь основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать. Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры. Гарвардский метод ведения переговоров.
Этика общения в профессиональном коллективе
... тема актуальна в современном обществе. Глава 1. Правила общения в профессиональном коллективе и поддержание имиджа делового человека .1 Имидж делового человека Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о ...
Тема 3. Деловые бумаги и переписка. Деловая беседа.
Перечень деловых бумаг. Бланки, конверты, визитные карточки, факс. Содержание и стиль деловых бумаг. Письма, гарантийные письма, договоры, протоколы, акты, приказы. Типичные фразы и выражения деловой переписки. Подготовка к проведению делового совещания. Ведение дискуссий. Этапы принятия решений, завершение беседы, составление протокола. Особенности ведения коммерческих переговоров: их техника и тактика.
Тема 4. Деловые мероприятия. Прием посетителей. Приемы, банкеты и их организация.
Понятие деловых мероприятий. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд. Порядок проведения деловых мероприятий. Общие правила организации мероприятий. Организация приема посетителей и правила общения с ними. Правила ведения делового телефонного разговора. Культура телефонных переговоров.
Виды приемов и банкетов. Их организация. Выбор вида приема. Составление списка приглашенных. Приглашения и их рассылка. Порядок проведения приема и банкета.. Рассадка гостей. Поведение на приеме. Презентации и их особенности Сервировка стола. Меню. Закуски, напитки. Обслуживание на приемах и банкетах.
Тема 5. Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе. Этикет в отношениях руководителя и подчиненных.
Сотрудничество: факторы, способствующие рациональному взаимодействию. Этика приказа и просьбы, этика наказания, форма увольнения. Оптимизация служебного общения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Этика руководителя. Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе. Психология коллективных взаимоотношений. Социально-психологический климат в коллективе, его формирование и коррекция. Стимулирование активности работников. Этика взаимной оценки менеджера и коллектива. Этика проведения коллективных мероприятий. Понятие «стиль руководства», классификация лидерских стилей.
Тема 6. Конфликт в коллективе
Что такое конфликт? Основные положения теории конфликтов. Возможна ли бесконфликтность? Как возникают конфликты? Как преодолеть конфликт? Компромисс. Что углубляет конфликт? Предупреждение конфликта. Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации Важность подготовки и воспитания руководителя в деловом мире. Понятие лидерства. Проблемы, возникающие в процессе руководства . Методы работы руководителя . Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Секретарь организованный центр офиса. Оборудование и оформление рабочего помещения. Роль освещения, Выбор цвета, обстановки, украшений.
Тема 7. Параметры национального стиля. Международный протокол.
Национальные особенности психологии и этики менеджмента. Параметры национального стиля. Национальные стили деловых отношений. Особенности национальной этики партнеров. Национальная культура предпринимательства. Прием иностранных делегаций: подготовка к встрече, встреча, оборудование помещений для встреч иностранных делегаций. Особенности международных переговоров. Рекомендации к ведению переговоров с представителями разных стран.
Тема 8.Имидж делового человека.
Внешний облик бизнесмена, работника фирмы. Деловая одежда. Фирменный стиль и стиль одежды. Костюм деловой женщины. Вечерний туалет. Аксессуары. Макияж. Костюм делового мужчины. Подбор цветовой гаммы. Многофункциональность одежды.
III. Тематический план
№ п/п |
Перечень семестров, название разделов и тем |
Общая трудоем. |
Количество часов аудиторных занятий |
Сам. раб. |
К.р. |
||||
Всего |
Лек. |
Сем. |
Пр. |
Лаб. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
5 курс |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Понятие этики и этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Из истории развития этики бизнеса. Профессиональная этика. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
1 |
2 |
Культура поведения. Речевой этикет. Культура устной речи. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
3 |
Деловые бумаги и переписка. Деловая беседа. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
4 |
Деловые мероприятия. Прием посетителей. Приемы, банкеты и их организация. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
5 |
Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе. Этикет в отношениях руководителя и подчиненных. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
6 |
Конфликт в коллективе. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
7 |
Параметры национального стиля. Международный протокол. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
8 |
Имидж делового человека. |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
|
|
Всего: |
80 |
8 |
8 |
|
|
|
72 |
IV. Список литературы
Основная литература.
- Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие/ Р.Н. Ботавина – М: Финансы и статистика 2005 – 208с.
- Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учеб. пособие для вузов и колледжей. Изд.2, перераб.: 2006.
- Златин П.А. Этика деловых отношений: учебное пособие. Крекова М.М, Соколянский В.В. Под. ред. Златина П.А. МГИУ, 2007 — 252c.
- Деловой этикет; Кукушин В.С.; МарТ; 2008 г.; 3000; 295 стр.
- Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол./ Э.Я.Соловьев – М: 2006 – 208 с.
Дополнительная литература.
- Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека М. 1996. – 126.
- Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете – М. 1999
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами. 1981
- Гойхман О.Я., Надвина Т.М. Речевая коммуникация. М., «Инфра-М»,2003.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, «Питер», 2003.
- Даниленко Т.И. Этика делового общения/ Учеб. Пособие М. – 1997
- Емышев Е.М., Мосягина О.В. Истоки делового этикета/ Секретарское дело – 1999.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесмена.Ось-89, 2000
- Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М, 2001.
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М: Юнити 2003.
- Соловьев Э.Я. Искусство ведения переговоров — М: Ось-89, 2005.
V. Список тем контрольных работ
- Гражданский этикет и бизнес-этикет. Общие черты и отличия.
- Каждый сотрудник — лицо компании. Значение делового этикета.
- Составляющие профессионального имиджа. Ошибки в создании и оформлении имиджа.
- Деловой гардероб.
- Поведение в служебной и неофициальной обстановке.
- Оформление и использование визитных карточек.
- Невербальные формы статусного поведения.
- Культура общения в конфликтных ситуациях.
- Речевые особенности телефонного разговора.
- Подготовка, композиция деловой беседы по телефону.
- «Телефонная вежливость».
- Корпоративные стандарты телефонных переговоров.
- Основы ведения деловой переписки.
- Принципы правильного построения официального письма.
- Правила оформления деловой корреспонденции.
- Культура взаимоотношений с клиентами и партнерами фирмы.
- Правила приема в офисе.
- Этикет встреч и переговоров.
- Подготовка и проведение деловых переговоров.
- Официальный прием и его виды.
- Общепринятые нормы культуры в деловом мире.
- Переговоры «Один-на-один». Искусство ведения беседы. Неформальная беседа — Запретные темы для small talk.
- Переговоры «Делегация-делегация».
- Этикет и протокол в обеспечении делового сотрудничества Протокольные нормы в служебном общении.
- Деловой завтрак, обед, ужин. Гастрономический этикет.
- Этикетные правила в особых случаях. Отели. Спортивные заведения. Храмы. Клубы. Театры. Траурные события
- Поведение в конфликтных ситуациях. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
- Способы избегания конфликтных ситуаций. Методы выхода из них. Способы снятия напряжения и стресса.
VI. Список вопросов для зачёта по дисциплине
- Понятие этики и этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе.
- Из истории развития этики бизнеса. Понятие и происхождение этики, ее сторическое развитие и национальная специфика/ Философское определение этики.
- Профессиональная этика. Основное содержание профессионально-этических норм. Профессионализм. Профессиональный долг.
- Место и роль этики деловых отношений в современном обществе.
- Культура поведения. Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях.
- Использование эффективной поведенческой техники. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение.
- Общение с коллегами, подчиненными, руководством.
- Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел.
- Элементы системы: манера общения, поведения за столом, мимика, жесты. Прочие невербальные компоненты. Ролевое поведение.
- Речевой этикет, его элементы. Основные требования к деловому разговору.
- Система подготовки к деловой беседе. Вопросы в деловой коммуникации. Основные логические законы и их применение в деловой речи Выслушивание собеседника как психологический прием.
- Поведение с собеседниками различных психологических типов. Речевой этикет представления, обращения, комплимента, поздравления, прощания. Критика и комплименты в деловой коммуникации.
- Устная речь основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать.
- Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры. Гарвардский метод ведения переговоров.
- Перечень деловых бумаг. Бланки, конверты, визитные карточки, факс. Содержание и стиль деловых бумаг.
- Письма, гарантийные письма, договоры, протоколы, акты, приказы. Типичные фразы и выражения деловой переписки.
- Подготовка к проведению делового совещания. Ведение дискуссий.
- Этапы принятия решений, завершение беседы, составление протокола.
- Особенности ведения коммерческих переговоров: их техника и тактика.
- Понятие деловых мероприятий. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд.
- Порядок проведения деловых мероприятий. Общие правила организации мероприятий.
- Организация приема посетителей и правила общения с ними.
- Правила ведения делового телефонного разговора. Культура телефонных переговоров.
- Сотрудничество: факторы, способствующие рациональному взаимодействию.
- Этика приказа и просьбы, этика наказания, форма увольнения. Оптимизация служебного общения.
- Этика руководителя. Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе.
- Психология коллективных взаимоотношений. Социально-психологический климат в коллективе, его формирование и коррекция. Стимулирование активности работников.
- Этика взаимной оценки менеджера и коллектива. Этика проведения коллективных мероприятий.
- Понятие «стиль руководства», классификация лидерских стилей.
- Конфликт в коллективе.Основные положения теории конфликтов. Возможна ли бесконфликтность? Как возникают конфликты? Как преодолеть конфликт? Компромисс. Что углубляет конфликт? Предупреждение конфликта.
- Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации
- Понятие лидерства. Проблемы, возникающие в процессе руководства.
- Методы работы руководителя . Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
- Оборудование и оформление рабочего помещения. Роль освещения, Выбор цвета, обстановки, украшений.
- Виды приемов и банкетов. Их организация. Выбор вида приема. Составление списка приглашенных. Приглашения и их рассылка.
- Порядок проведения приема и банкета.. Рассадка гостей. Поведение на приеме. Презентации и их особенности
- Обслуживание на приемах и банкетах.Сервировка стола. Меню. Закуски, напитки.
- Национальные особенности психологии и этики менеджмента. Параметры национального стиля.
- Национальные стили деловых отношений. Особенности национальной этики партнеров. Национальная культура предпринимательства.
- Прием иностранных делегаций: подготовка к встрече, встреча, оборудование помещений для встреч иностранных делегаций.
- Особенности международных переговоров. Рекомендации к ведению переговоров с представителями разных стран.
- Имидж делового человека. Внешний облик бизнесмена, работника фирмы. Деловая одежда. Фирменный стиль и стиль одежды. Костюм деловой женщины. Вечерний туалет. Аксессуары. Макияж.
- Имидж делового человека. Костюм делового мужчины. Подбор цветовой гаммы. Многофункциональность одежды.