Федеральное агентство по образованию 94

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Электростали

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Рабочая программа дисциплины

для специальности № 032001 Документоведение и ДОУ

Электросталь 2009

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Рабочая программа

Составители: О.В. Мосягина, Е.М. Емышева.

Кафедра документоведения РГГУ, 2006 г.

Программа курса адаптирована преподавателем Е.А Трофимовой.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.

© Филиал РГГУ в г. Электростали, 2009 г.

I Пояснительная записка

Курс «Деловой этикет» предназначен для студентов специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Значимость курса обоснована постоянно возрастающим вниманием к данной проблематике в развитых странах. Актуальность данной темы подтверждается широкомасштабными психологическими и социологическими исследованиями, этическими проектами, проводимыми в данной области, потребностью в специалистах подобной квалификации.

Цель дисциплины:

  • изучение основных принципов и технологий деловых отношений, норм современной этики и особенностей проведения деловых мероприятий.

Задачи дисциплины:

12 стр., 5631 слов

Программа обучения по дисциплине (Syllabus)

... (полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану) для студентов очной формы обучения специальности(ей) 050503 - Психология Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «____» ... Пенитенциарная психология, производственная практика Тематический план Форма дисциплины СО ПГУ 7.18.2/07 8 Содержание дисциплины ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (о/о на базе ОСО) № п/п ...

  • знакомство с историческим аспектом изучаемой проблематики.
  • выявление сущностной взаимосвязи этики бизнеса с принципами универсальной общечеловеческой этики.
  • ознакомление студентов с основными положениями профессиональной этики
  • формирование навыков делового общения, организационной культуры в системе предпринимательства.
  • овладение технологиями ведения деловой переписки.
  • знакомство с основами терминологического аппарата.

Требования к уровню освоения дисциплины

Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные понятия этики поведения;
  • основные положения профессиональной этики;
  • понятие конфликта в коллективе;
  • методы предупреждения и преодоления конфликтов;
  • основные правила поведения;
  • культуру устной речи;
  • правила ведения телефонных переговоров;
  • общие правила деловой переписки;
  • правила организации деловых мероприятий;
  • Формы проведения приемов и банкетов;

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • создавать представление о себе как о компетентном и высококультурном партнере по бизнесу;
  • корректно вести деловые переговоры в офисе и по телефону;
  • грамотно составлять деловое письмо;
  • уметь эргономически правильно расставлять офисную мебель;
  • подготовить макет визитной карточки;
  • составлять меню делового обеда;
  • ориентироваться в стилях деловой одежды;

Связь с предшествующими дисциплинами:

Педагогика и психология.

Философия.

Русский язык и культура речи.

Документирование управленческой деятельности.

II Содержание программы

Тема 1.Понятие этики и этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Из истории развития этики бизнеса. Профессиональная этика.

Понятие и происхождение этики, ее сторическое развитие и национальная специфика. Философское определение этики. Понятие этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Этика деловых отношений как профессиональная этика. Определение профессиональной этики Основное содержание профессионально-этических норм. Профессионализм. Профессиональный долг.

Тема 2. Культура поведения. Речевой этикет. Культура устной речи.

Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях. Использование эффективной поведенческой техники. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение. Общение с коллегами, подчиненными, руководством Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел. Элементы системы: манера общения, поведения за столом, мимика, жесты. Прочие невербальные компоненты. Ролевое поведение. Речевой этикет, его элементы. Основные требования к деловому разговору. Система подготовки к деловой беседе. Вопросы в деловой коммуникации. Основные логические законы и их применение в деловой речи Выслушивание собеседника как психологический прием. Поведение с собеседниками различных психологических типов. Речевой этикет представления, обращения, комплимента, поздравления, прощания. Критика и комплименты в деловой коммуникации. Устная речь основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать. Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры. Гарвардский метод ведения переговоров.

12 стр., 5709 слов

Этика общения в профессиональном коллективе

... тема актуальна в современном обществе. Глава 1. Правила общения в профессиональном коллективе и поддержание имиджа делового человека .1 Имидж делового человека Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о ...

Тема 3. Деловые бумаги и переписка. Деловая беседа.

Перечень деловых бумаг. Бланки, конверты, визитные карточки, факс. Содержание и стиль деловых бумаг. Письма, гарантийные письма, договоры, протоколы, акты, приказы. Типичные фразы и выражения деловой переписки. Подготовка к проведению делового совещания. Ведение дискуссий. Этапы принятия решений, завершение беседы, составление протокола. Особенности ведения коммерческих переговоров: их техника и тактика.

Тема 4. Деловые мероприятия. Прием посетителей. Приемы, банкеты и их организация.

Понятие деловых мероприятий. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд. Порядок проведения деловых мероприятий. Общие правила организации мероприятий. Организация приема посетителей и правила общения с ними. Правила ведения делового телефонного разговора. Культура телефонных переговоров.

Виды приемов и банкетов. Их организация. Выбор вида приема. Составление списка приглашенных. Приглашения и их рассылка. Порядок проведения приема и банкета.. Рассадка гостей. Поведение на приеме. Презентации и их особенности Сервировка стола. Меню. Закуски, напитки. Обслуживание на приемах и банкетах.

Тема 5. Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе. Этикет в отношениях руководителя и подчиненных.

Сотрудничество: факторы, способствующие рациональному взаимодействию. Этика приказа и просьбы, этика наказания, форма увольнения. Оптимизация служебного общения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Этика руководителя. Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе. Психология коллективных взаимоотношений. Социально-психологический климат в коллективе, его формирование и коррекция. Стимулирование активности работников. Этика взаимной оценки менеджера и коллектива. Этика проведения коллективных мероприятий. Понятие «стиль руководства», классификация лидерских стилей.

Тема 6. Конфликт в коллективе

Что такое конфликт? Основные положения теории конфликтов. Возможна ли бесконфликтность? Как возникают конфликты? Как преодолеть конфликт? Компромисс. Что углубляет конфликт? Предупреждение конфликта. Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации Важность подготовки и воспитания руководителя в деловом мире. Понятие лидерства. Проблемы, возникающие в процессе руководства . Методы работы руководителя . Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Секретарь организованный центр офиса. Оборудование и оформление рабочего помещения. Роль освещения, Выбор цвета, обстановки, украшений.

Тема 7. Параметры национального стиля. Международный протокол.

Национальные особенности психологии и этики менеджмента. Параметры национального стиля. Национальные стили деловых отношений. Особенности национальной этики партнеров. Национальная культура предпринимательства. Прием иностранных делегаций: подготовка к встрече, встреча, оборудование помещений для встреч иностранных делегаций. Особенности международных переговоров. Рекомендации к ведению переговоров с представителями разных стран.

Тема 8.Имидж делового человека.

Внешний облик бизнесмена, работника фирмы. Деловая одежда. Фирменный стиль и стиль одежды. Костюм деловой женщины. Вечерний туалет. Аксессуары. Макияж. Костюм делового мужчины. Подбор цветовой гаммы. Многофункциональность одежды.

III. Тематический план

п/п

Перечень семестров, название разделов и тем

Общая трудоем.

Количество часов аудиторных занятий

Сам. раб.

К.р.

Всего

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5 курс

1

Понятие этики и этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Из истории развития этики бизнеса. Профессиональная этика.

10

1

1

9

1

2

Культура поведения. Речевой этикет. Культура устной речи.

10

1

1

9

3

Деловые бумаги и переписка. Деловая беседа.

10

1

1

9

4

Деловые мероприятия. Прием посетителей. Приемы, банкеты и их организация.

10

1

1

9

5

Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе. Этикет в отношениях руководителя и подчиненных.

10

1

1

9

6

Конфликт в коллективе.

10

1

1

9

7

Параметры национального стиля. Международный протокол.

10

1

1

9

8

Имидж делового человека.

10

1

1

9

Всего:

80

8

8

72

IV. Список литературы

Основная литература.

  1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие/ Р.Н. Ботавина – М: Финансы и статистика 2005 – 208с.
  2. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учеб. пособие для вузов и колледжей. Изд.2, перераб.: 2006.
  3. Златин П.А.   Этика деловых отношений: учебное пособие. Крекова М.М, Соколянский В.В. Под. ред. Златина П.А.  МГИУ,  2007 —  252c.
  4. Деловой этикет; Кукушин В.С.; МарТ; 2008 г.; 3000; 295 стр.
  5. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол./ Э.Я.Соловьев – М: 2006 – 208 с.

Дополнительная литература.

  1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека М. 1996. – 126.
  2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете – М. 1999
  3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.   О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами. 1981
  4. Гойхман О.Я., Надвина Т.М. Речевая коммуникация. М., «Инфра-М»,2003.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, «Питер», 2003.
  6. Даниленко Т.И. Этика делового общения/ Учеб. Пособие М. – 1997
  7. Емышев Е.М., Мосягина О.В. Истоки делового этикета/ Секретарское дело – 1999.
  8. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесмена.Ось-89, 2000
  9. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М, 2001.
  10. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М: Юнити 2003.
  11. Соловьев Э.Я. Искусство ведения переговоров — М: Ось-89, 2005.

V. Список тем контрольных работ

  1. Гражданский этикет и бизнес-этикет. Общие черты и отличия.
  2. Каждый сотрудник — лицо компании. Значение делового этикета.
  3. Составляющие профессионального имиджа. Ошибки в создании и оформлении имиджа.
  4. Деловой гардероб.
  5. Поведение в служебной и неофициальной обстановке.
  6. Оформление и использование визитных карточек.
  7. Невербальные формы статусного поведения.
  8. Культура общения в конфликтных ситуациях.
  9. Речевые особенности телефонного разговора.
  10. Подготовка, композиция деловой беседы по телефону.
  11. «Телефонная вежливость».
  12. Корпоративные стандарты телефонных переговоров.
  13. Основы ведения деловой переписки.
  14. Принципы правильного построения официального письма.
  15. Правила оформления деловой корреспонденции.
  16. Культура взаимоотношений с клиентами и партнерами фирмы.
  17. Правила приема в офисе.
  18. Этикет встреч и переговоров.
  19. Подготовка и проведение деловых переговоров.
  20. Официальный прием и его виды.
  21. Общепринятые нормы культуры в деловом мире.
  22. Переговоры «Один-на-один». Искусство ведения беседы. Неформальная беседа — Запретные темы для small talk.
  23. Переговоры «Делегация-делегация».
  24. Этикет и протокол в обеспечении делового сотрудничества Протокольные нормы в служебном общении.
  25. Деловой завтрак, обед, ужин. Гастрономический этикет.
  26. Этикетные правила в особых случаях. Отели. Спортивные заведения. Храмы. Клубы. Театры. Траурные события
  27. Поведение в конфликтных ситуациях. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
  28. Способы избегания конфликтных ситуаций. Методы выхода из них. Способы снятия напряжения и стресса.

VI. Список вопросов для зачёта по дисциплине

  1. Понятие этики и этикета. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе.
  2. Из истории развития этики бизнеса. Понятие и происхождение этики, ее сторическое развитие и национальная специфика/ Философское определение этики.
  3. Профессиональная этика. Основное содержание профессионально-этических норм. Профессионализм. Профессиональный долг.
  4. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе.
  5. Культура поведения. Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях.
  6. Использование эффективной поведенческой техники. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение.
  7. Общение с коллегами, подчиненными, руководством.
  8. Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел.
  9. Элементы системы: манера общения, поведения за столом, мимика, жесты. Прочие невербальные компоненты. Ролевое поведение.
  10. Речевой этикет, его элементы. Основные требования к деловому разговору.
  11. Система подготовки к деловой беседе. Вопросы в деловой коммуникации. Основные логические законы и их применение в деловой речи Выслушивание собеседника как психологический прием.
  12. Поведение с собеседниками различных психологических типов. Речевой этикет представления, обращения, комплимента, поздравления, прощания. Критика и комплименты в деловой коммуникации.
  13. Устная речь основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать.
  14. Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры. Гарвардский метод ведения переговоров.
  15. Перечень деловых бумаг. Бланки, конверты, визитные карточки, факс. Содержание и стиль деловых бумаг.
  16. Письма, гарантийные письма, договоры, протоколы, акты, приказы. Типичные фразы и выражения деловой переписки.
  17. Подготовка к проведению делового совещания. Ведение дискуссий.
  18. Этапы принятия решений, завершение беседы, составление протокола.
  19. Особенности ведения коммерческих переговоров: их техника и тактика.
  20. Понятие деловых мероприятий. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд.
  21. Порядок проведения деловых мероприятий. Общие правила организации мероприятий.
  22. Организация приема посетителей и правила общения с ними.
  23. Правила ведения делового телефонного разговора. Культура телефонных переговоров.
  24. Сотрудничество: факторы, способствующие рациональному взаимодействию.
  25. Этика приказа и просьбы, этика наказания, форма увольнения. Оптимизация служебного общения.
  26. Этика руководителя. Этические аспекты работы с коллективом и в коллективе.
  27. Психология коллективных взаимоотношений. Социально-психологический климат в коллективе, его формирование и коррекция. Стимулирование активности работников.
  28. Этика взаимной оценки менеджера и коллектива. Этика проведения коллективных мероприятий.
  29. Понятие «стиль руководства», классификация лидерских стилей.
  30. Конфликт в коллективе.Основные положения теории конфликтов. Возможна ли бесконфликтность? Как возникают конфликты? Как преодолеть конфликт? Компромисс. Что углубляет конфликт? Предупреждение конфликта.
  31. Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации
  32. Понятие лидерства. Проблемы, возникающие в процессе руководства.
  33. Методы работы руководителя . Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
  34. Оборудование и оформление рабочего помещения. Роль освещения, Выбор цвета, обстановки, украшений.
  35. Виды приемов и банкетов. Их организация. Выбор вида приема. Составление списка приглашенных. Приглашения и их рассылка.
  36. Порядок проведения приема и банкета.. Рассадка гостей. Поведение на приеме. Презентации и их особенности
  37. Обслуживание на приемах и банкетах.Сервировка стола. Меню. Закуски, напитки.
  38. Национальные особенности психологии и этики менеджмента. Параметры национального стиля.
  39. Национальные стили деловых отношений. Особенности национальной этики партнеров. Национальная культура предпринимательства.
  40. Прием иностранных делегаций: подготовка к встрече, встреча, оборудование помещений для встреч иностранных делегаций.
  41. Особенности международных переговоров. Рекомендации к ведению переговоров с представителями разных стран.
  42. Имидж делового человека. Внешний облик бизнесмена, работника фирмы. Деловая одежда. Фирменный стиль и стиль одежды. Костюм деловой женщины. Вечерний туалет. Аксессуары. Макияж.
  43. Имидж делового человека. Костюм делового мужчины. Подбор цветовой гаммы. Многофункциональность одежды.