Программа обучения по дисциплине (Syllabus)

Титульный лист программы обучения по дисциплине

(Syllabus)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/37

Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Факультет ____Филологии, журналистики и искусства_________

(наименование факультета)

Кафедра__________Психологии и педагогики____________

(наименование кафедры)

__________Юридическая психология__________

(полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)

для студентов специальности (ей) 50 503- Психология

Павлодар

Титульный лист программы обучения по дисциплине

(Syllabus)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/37

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета филологии, журналистики и искусства

______________________ Ж.Т. Сарбалаев

«____» _____________ 20 __г.

Составитель: ст. преподаватель Кажикенова Г. М.

Кафедра Психологии и педагогики

____________________Юридическая психология____________________

(полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)

для студентов очной формы обучения специальности (ей)

50 503 — Психология

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «____» _____________ 20 __г.

Рекомендовано на заседании кафедры от «___"__________ 20 __г.

Протокол № ____ .

Заведующий кафедрой _________ Бурдина Е.И. «___"__________ 20 __г.

Одобрена Учебно-методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства

«___"__________ 20 __г. Пртокол № ___.

Председатель УМС _________ Жуманкулова Е.Н. «___"__________ 20 __г.

Сведения о преподавателях и контактная информация

Ф.И.О. Кажикенова Гульнар Муратовна

Ученая степень, звание, должность ст. преподаватель

Кафедра Психологии и педагогики находится в ___А_____ корпусе

(адрес), аудитория __149__, контактный телефон ___внутренний — 1139____

2. Содержание профессиональной подготовки будущих специалистов-психологов с базовым университетским образованием было бы неполным без системы специально-правовых знаний и, в частности, знаний по юридической психологии. В контексте изучения данного курса должны быть сформированы знания об объектах исследования юридической психологии, т. е. о человеке и его правовых отношениях с другими людьми, с обществом и природой, о предмете правовой и юридической психологии — системе закономерностей и механизмов психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. В связи с этим в этом курсе должна быть представлена система знаний психологии правосознания, психологии отклоняющегося и преступного поведения, психологии следственной деятельности и судопроизводства, психологии социальной реабилитации и коррекции и т. п.

Изучение курса «Юридическая психология» основывается на знаниях, полученных на предшествующих школьных курсах биологии, человек и общество, таких дисциплинах первой ступени университетского обучения как основы права, социальная психология, дифференциальная психология, основы психодиагностики.

3. Трудоемкость дисциплины

Семестр

Количество кредитов

всего

Лек ции

Практи ческие

Лабора торные

Студий ные

Индиви дуаль ные

Количество часов самостоятельной работы студента

Формы контроля

всего

СРСП

5

2

90

15

15

-

-

-

60

экзамен

4. Целью изучения курса является:

  • сформировать знания об объектах исследования юридической психологии;
  • правовые отношения с другими людьми, с обществом и природой;
  • сформировать понятия о предмете правовой и юридической психологии — системе закономерностей и механизмов психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Для достижения цели в процессе обучения реализуются следующие задачи:

— четкое уяснение места юридической психологии в системе наук и в социальной практике;

— ознакомление с различными подходами и концепциями юридической психологии;

— побуждение студентов к применению знаний по юридической психологии в повседневной жизни и профессиональной деятельности и к самостоятельному более глубокому изучению этой научной отрасли.

5. В результате изучения дисциплины студенты должны:

— знать объект и предмет юридическойпсихологии, ее основные отрасли и методы исследования первоосознания и правового поведения людей;

— должны уметь использовать полученные знания по юридической психологии в практике психодиагностики и психологического консультирования, а так же при проведении различных форм психологической экспертизы;

6. Пререквизиты:

общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, медицинская психология, психология труда, основы психодиагностики.

7. Постреквезиты: Пенитенциарная психология, производственная практика

Тематический план Форма

дисциплины СО ПГУ 7.18.2/07

8 Содержание дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (о/о на базе ОСО)

п/п

Наименование тем

Количество часов

Лек

Пр

СРС

1

2

3

4

5

1

Предмет и отрасли юридической психологии История становления юридической психологии.

2

-

6

2

Значение и место юридической психологии в системе наук. Структура и методы юридической психологии

1

2

6

3

Психологическая феноменология права и проблемы правосознания

1

1

6

4

Проблемы психологии профессиональной деятельности юриста

2

1

6

5

Психологические качества личности и способности юриста

1

2

6

6

Предмет и задачи криминальной психологии

1

-

6

7

Проблемы психологии личности преступника и преступной среды

2

4

6

8

Понятие о предмете изучения судебной психологии

1

3

6

9

Психологические аспекты поведения подозреваемого, потерпевшего и свидетеля

2

-

6

10

Социально психологическая характеристика организованной преступности

2

2

6

Итого 90ч.

15

15

60

9. Краткое содержание курса Главным тезисом всего курса юридической психологии должна быть личность — как субъект поведения, деятельности и правовых отношений. Эта проблема должна красной нитью проходить через весь курс изучения и юридической психологии. Курс юридическая психология состоит из следующих разделов: Предмет и отрасли юридической психологии История становления юридической психологии. Значение и место юридической психологии в системе наук. Структура и методы юридической психологии Психологическая феноменология права и проблемы правосознания Предмет и задачи криминальной психологии Проблемы психологии личности преступника и преступной среды Понятие о предмете изучения судебной психологии

Психологические аспекты поведения подозреваемого, потерпевшего и свидетеля Социально психологическая характеристика организованной преступности психологические качества личности и способности юриста Проблемы психологии профессиональной деятельности юриста

10 Компоненты курса

10.1 Содержание теоретического курса

Тема 1 Предмет и отрасли юридической психологии.

Сравнительный анализ и основные отличия сравнительно-житейского и научно-правового психологического знания. История становления научно-психологического знания. Возникновение экспериментальной психологии, ее достижения и воздействия на правоохранительную и правотворческую, следственную и исправительную практику. Формы, отрасли юридической психологии. Направления мировой психологической науки в 20 веке и их роль в формировании теоретической и практической основы юридической психологии. Человеческая психика как специфическая форма отражения социальной действительности. Сознание, предпосылки и причины его возникновения

Тема 2 Значение и место юридической психологии в системе наук. Структура и методы юридической психологии

Зависимость понимания предмета юридической психологии от методологии. Значение и место юридической психологии в системе наук Взаимосвязь научно-теоретических и прикладных задач юридической психологии. Объективные формы выражения психологического и их учет в правовой практике. Отрасли юридической психологии, принципы их разграничения. Методы психологического исследования, возможности и ограничения их использования в различных сферах юридической практики. Психодиагностические методы, их применения в условиях судебно-психологической экспертизы.

Тема 3 Психологическая феноменология права и проблемы правосознания.

Человеческая психика как специфическая форма отражения социальной действительности. Понятие о социальной и правовой действительности. Категория права как предмет психологического анализа. Правовое отражение объективной реальности и субъективации права. Права человека и права личности. Сознание, предпосылки и причины его возникновения. Структура и функции сознания. Соотношение сознательного и бессознательного, формы бессознательного. Культурно-исторические предпосылки формирования правосознания. Функциональная структура правосознания. Познавательный, оценочный и регулятивный компоненты правосознания человека. Правовая культура и ее социально-психологические компоненты. Правовая специфика человеческой деятельности и поведения.

Тема 4 Проблемы психологии деятельности юриста.

Профессиональная деятельность юриста (правоведа) как предмет изучения в психологии труда. Психологические критерии профессионального отбора претендентов на различные юридические специальности. Психологические особенности профессиональной деятельности следователя, обвинителя, защитника и судьи. Психологическая специфика юридического труда. Профессионально-значимые виды деятельности юриста: социальная, организаторская, удостоверительная, поисковая, реконструктивная, коммуникативная. Социально-психологический статус эксперта. Социально-психологический анализ процесса судопроизводства.

Тема 5 Психологические качества личности и способности юриста.

Анализ и формирование познавательных психических процессов в деятельности юриста. Проблема адекватности (достоверности) ощущений и восприятие при даче показаний на предварительном следствии и судебном заседании. Формирование профессиональной наблюдательности юриста и способности к эмпатии. Механизмы внимания и памяти, необходимость их учета при проведении судебных экспертиз. Внимание и память как профессиональные качества юриста. Мышление как деятельность формирования преступного преступного замысла, как процесс решения следственной задачи. Психологическая специфика правовых понятий. Речь и ее функции в юридической практики.

Тема 6 Предмет и задачи криминальной психологии

Предмет и задачи криминальной психологии. Агрессивного и конфликтного поведения. Потребности как предпосылки противоправного поведения. Социально-психологические предпосылки и условия формирования преступной личности. Эмоциональные детерминанты противоправного поведения. Правосознание преступной личности и специфика его оценки в условиях оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия, судебного процесса и пенитенциарного воздействия.

Тема 7 Проблемы психологии личности преступника и преступной среды.

Проблема личности преступника. Теории «преступной личности». Черты и акцентуации характера, виды психопатии. Анализ и учет индивидуальных особенностей личности в следственной, судебной, профилактической и исправительной работе.

Проблема конфликта между желаниями человека и возможностями их реализации.

Тема 8 Понятие о предмете изучения судебной психологии.

Объект и субъект, объективная и субъективная стороны преступления. Психологические и природные предпосылки агрессивного и конфликтного поведения. Мотивация преступного поведения. Эмоциональные детерминанты противоправного поведения.

Тема 9 Психологические аспекты поведения подозреваемого, потерпевшего и свидетеля.

Психологические особенности поведения свидетеля (очевидца).

Психологический анализ личности потерпевшего. Виктимность и виктимное поведение. Психологический анализ личности осужденного и возможности его реабилитации. Анализ личностных черт человека в практике судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертизы.

Тема 10 Социально психологическая характеристика организованной преступности

Проблемы асоциальных неформальных групп и сообщества. Семья как исходная единица организованной преступности. Внутрисемейные конфликты и бытовые преступности. Уровни социально-психологического развития групповых отношений и их эффективность в условиях правового противосостояния. Психологические особенности межличностных взаимодействий в организованных преступных группах. Особенности ролевого поведения личности в условиях организованной преступности. Лидерство в преступных группах и сообществах. Социально-психологические возможности легализации организованной преступности и ее сращивание с общественными, официальными и властными структурами.

10.2 Содержание семинарских (практических) занятий

Тема 2 Значение и место юридической психологии в системе наук. Методологические принципы и методы юридической психологии

План занятия:

  1. Юридическая психология — как одна из сравнительно молодых отраслей психологии.
  2. Значение и место юридической психологии в системе наук.
  3. Взаимосвязь научно-теоретических и прикладных задач юридической психологии.
  4. Объективные формы выражения психологического и их учет в правовой практике.
  5. Три уровня интеграции юриспруденции и психологии.
  6. Двойственный, психолого-правовой характер предмета юридической психологии.
  7. Проблемы и задачи юридической психологии — оказание психологической помощи юристам в по­вышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.
  8. Методологические основы юридической психологии, ее историческое развитие как науки, связь со смежными науками, предмет, задачи, структура, методы (основная часть).
  9. Особенная часть: правовая психология, криминальная психология, судебная психология (психология предварительного следствия, психология судебного разбирательства), исправительная психология (пенитенциарная), психология гражданского правового регулирования.
  10. Специфика общепсихологических методов исследования, используемых в юридической психологии.
  11. Характеристика методов юридической психологии, достоинства и недостатки каждого метода.
  12. Методы: структурного анализа, естественного эксперимента, включенного наблюдения, изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок (психо­логический анализ уголовного дела), интервью (беседы).
  13. Анкетирование и судебно-психологическая экспертиза.
  14. Вспомогательные методы юридической психологии: метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок (психологический анализ уголовного дела); биографический; общения независимых; изучения отдельного случая (монографический метод).

Тема 3 Психологическая феноменология права и проблемы правосознания

План занятия:

  1. Правовая специфика человеческой деятельности и поведения.
  2. Познавательный, оценочный и регулятивный компоненты правосознания человека.
  3. Права человека и права личности.
  4. Сознание, предпосылки и причины его возникновения.
  5. Структура и функции сознания.
  6. Соотношение сознательного и бессознательного, формы бессознательного.

Тема 4 Психологический анализ различных форм профессиональной деятельности юриста

План занятия:

  1. Социально-психологический анализ процесса судопроизводства.
  2. Психологическая специфика юридического труда.
  3. Психологические критерии профессионального отбора претендентов на различные юридические специальности.
  4. Психологические особенности профессиональной деятельности следователя, обвинителя, защитника и судьи.

Тема 5 Психологические качества личности и способности юриста

План занятия:

  1. Внимание и память, и их учет в профессиональной деятельности юриста.
  2. Внешние и субъективные факторы, определяющие направленность внимания.
  3. Внимательность как свойство личности.
  4. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключение.
  5. Индивидуальные различия памяти у людей.
  6. Причины, влияющие на продуктивность памяти.
  7. Психологические факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение обстоятельств происшествия.
  8. Пути развития памяти у сотрудников ОВД (мнемонические приемы запоминания).
  9. Сущность мышления и его особенности в деятельности юриста. Содержание процесса мышления.
  10. Интеллект и его структура.
  11. Эмоции, чувства, психические состояния: их психолого-правовая оценка.
  12. Психические состояния и многообразие их проявлений.
  13. Фрустрация, аффекты, состояние эмоциональной напряженности, состояние тревоги, состояние психической напряженности (стресс).

Тема 7 Социально-психологические предпосылки и условия формирования преступной личности Психологические типы преступной личности Анализ личностных черт человека в практике судебно-психологической и комплексной психологической экспертизы Психологические механизмы формирования преступного замысла и его реализация

План занятия:

  1. Потребности как предпосылки противоправного поведения.
  2. Социально-психологические предпосылки и условия формирования преступной личности.
  3. Применение знаний о личности субъекта в правоохранительной деятельности.
  4. Уголовно-правовые задачи, использующие психологические данные о преступной деятельности правонарушителя (установление психического состояния в период совершения деяния, т. е. определение вменяемости; вид преступных действий (умысел или неосторожность); мотивы преступления (побуждающие причины); эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности).
  5. Понятие личности преступника (комплекс социально-демографических элементов; комплекс социально-ролевых (функциональных) элементов; комплекс социально-психологических элементов).
  6. Основные элементы психологической структуры личности преступника.
  7. Совокупностью признаков, характеризующих личность преступника.
  8. Комплекс личностных особенностей, отличающий преступников от законопослушных граждан (механизм смыслообразования, оценка преступного деяния, самооправдание, высокий уровень притязаний, особенности потребностей лиц, совершивших преступления)
  9. Система криминально значимых особенностей личности (мера криминальной зараженности личности; криминальная направленность; криминальная мотивация; устойчивые способы совершения преступления; общие дефекты (аномалиями) психической саморегуляции).
  10. Характеристика типов личности преступника: по характеру, степени общественной опасности (случайный тип, ситуационный тип, неустойчивый тип, злостный тип, особо опасный тип личности преступников);
  11. по степени социальной адаптации: социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности преступника (нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость личности, интеллектуальный уровень развития, мотивационная сфера личности);
  12. по объекту посягательства и характеру преступных действий (корыстные, насильственные и корыстно-насильственные).
  13. Особенности корыстных и насильственных преступников.
  14. Рецидивная преступность. Особенности преступников-рецидивистов.
  15. Проблема вменяемости лиц, совершивших преступление.
  16. Девиантное поведение и причины его обуславливающие. Особенности девиантного поведения.
  17. Психологическая сущность преступного поведения. Причины преступного поведения.
  18. Особенности делинквентного поведения.
  19. Механизмы, обуславливающие антисоциальное поведение: подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы.
  20. Структура преступного поведения: объект; объективные стороны состава преступления; субъективные стороны состава преступления, субъект преступления.
  21. Классификация действий в зависимости от степени их осознанности. Структура простого преступного действия (ситуативные обстоятельства; антисоциальные установки, стереотипное действие, преступный результат).
  22. Структура преступного деяния, совершенного в форме сложного волевого действия: мотивация и мотивы преступного действия; формирование цели преступного действия; принятие решения о совершении конкретного деяния; способы осуществления преступного деяния; достижение результата и отношение субъекта к этому результату.
  23. Возможные варианты дальнейшего поведения субъекта в зависимости от степени достижения цели.
  24. Особенности процесса самооправдания преступников.
  25. Виды и особенности безмотивных преступлений.

Тема 8 Психологические механизмы общения, их значение в следственной и судебной практике Средства и способы психологического воздействия в следственной и судебной практике, их ситуативно-правовые последствия

План занятия:

  1. Понятие общения.
  2. Процессуальное и непроцессуальное общение.
  3. Виды общения (социально-ориентированное, групповое, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное).
  4. Информационно-коммуникативная, регуляторно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции общения.
  5. Каналы и особенности общения.
  6. Специфика профессионального общения сотрудников правоохранительных органов.
  7. Коммуникативная сторона общения.
  8. Вербальные и невербальные коммуникации.
  9. Схема общения.
  10. Ролевые отношения и ролевые ожидания.
  11. Барьеры общения (барьер непонимания; социокультурный барьер, барьер отношения (авторитета)).
  12. Виды защит: избегание, авторитет и непонимание (фонетическое, семантическое, стилистическое и логическое).
  13. Перцептивная сторона общения.
  14. Субъективные и объективные факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению.
  15. Процессы, происходящие в ходе познания другого человека.
  16. Условия восприятия и эмоциональные состояния: эмпатия, рефлексия, идентификация, аттракция, каузальная атрибуция.
  17. Интерактивная сторона общения.
  18. Основные формы взаимодействия в общении: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное.
    1. Психологический контакт.
  19. Условия успешного установления психологического контакта.
  20. Этапы психологического контакта при общении
  21. Общие социально-психологические условия проведения допроса.
  22. Психологические особенности формирования показаний.
  23. Позиция активного слушания.
  24. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших (бесконфликтная ситуация).
  25. Психологические особенности подозреваемого и обвиняемого (конфликтная ситуация).
  26. Характеристика стадий допроса.
  27. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
  28. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса.
  29. Мнемоническая помощь в оценке показаний.
  30. Учет психологических особенностей допрашиваемых лиц.
  31. Психология активизации допрашиваемого и постановка вопросов следователем.

Тема 10 Психологические особенности организованной преступности

План занятия:

  1. Понятие малой группы, ее основные характеристики.
  2. Виды малых групп.
  3. Функции группы (социализация, инструментальная функция, экспрессивная роль, поддерживающая функция).
  4. Структура социальной группы.
  5. Динамика (три этапа) формирования социальных групп.
  6. Классификация групп по социальной направленности. Влияние группы на личность.
  7. Общая характеристика преступной группы.
  8. Факторы экономического и соци­ально-политического порядка, влияющие на формирование и деятельность преступных групп.
  9. Понятие примитивной группы.
  10. Структура примитивной группы. ричины объединения в преступную группу.
  11. Правила, действующие в примитивной группе.
  12. Типология преступных групп (предкриминальная, случайная, организованная).

    Характеристика преступных групп:

  • простая организованная группа
  • структурная (сплоченная) организованная группа
  • организованная преступная группировка
  • бандитское формирование
  • преступная организация (сообщество)
  • мафия
  • кооперация профессиональных преступных лидеров («воров в законе»).

13 Меры по нейтрализации и пресечения преступной деятельности организованных преступных формирований.

10.3 Содержание срс (о/о на базе осо)

Вид СРС

Форма от­чётности

Вид контроля

Объем в часах

1

Подготовка к лекционным занятиям

Конспект

Заготовка необходимых таблиц и другие

Доклад, защита

15

2

Подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий

Рабочая тет­радь, конспект

Участие на занятии

15

3

Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий

Отчёт

Доклад

20

4

Подготовка к контрольным

мероприятиям

Письменная работа

РК 1, РК 2,

Тестирование

Экзамен

10

Всего:

60

Темы, предлагаемые студентам для самостоятельного обучения

Тема 1 Психологические особенности межличностного взаимодействия и ролевого поведения в условиях преступных групп. Уровни социально-психологического развития групповых отношений и их эффективность в условиях правового противостояния. Психологические особенности межличностного взаимодействия в организованных преступных группах.

Рекомендуемая литература: [1], доп. Литер [10], [11].

Тема 2 Лидерство в преступных группах и сообществах. Лидерство в преступных группах и сообществах.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 25−46, [3] стр. 39−60, [6] стр. 58−84.

Тема 3 Социально-психологические аспекты «сращивания» олигархических преступных группировок с коррупционными властными структурами. Социально-психологические возможности легализации организованной преступности и ее «сращивания» с общественными, официальными и властными структурами.

Рекомендуемая литература: [2] стр. 128−189, [4] стр. 96−107, [5] стр. 87−103, [6] стр. 108−122.

Тема 4 Психологические основы профилактической и исправительной работы с преступной личностью. Условия содержания преступников. Принципы и методы исправительной работы в тюрьмах, колониях общего и особого режима и т. д.

Рекомендуемая литература: [1], доп. Литер [10], [11].

10.4 Вопросы к 1 Рубежному контролю

  1. Психология как наука. Предмет психологии.
  2. Предмет и задачи юридической психологии
  3. Структура юридической психологии
  4. Методы юридической психологии
  5. Психика человека. Основные функции психики
  6. Формы психического отражения действительности. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.
  7. Уровни психического отражения. Сознание: функции, качества, формы
  8. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
  9. Характеристические свойства личности. Личность как субъект межличностных отношений.
  10. Черты и структура личности
  11. Проблема соотношения биологического и социального в личности
  12. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания.
  13. Понятие об ощущениях. Виды ощущений
  14. Свойства ощущений.
  15. Восприятие, его виды и свойства
  16. Отличие восприятия от ощущений. Особенности восприятия различных объектов
  17. Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия
  18. Функции и виды внимания
  19. Свойства внимания.
  20. Общее представление о памяти (процессы памяти, характеристика памяти, формы запоминания)
  21. Виды памяти и их особенности
  22. Индивидуальные различия памяти у людей
  23. Сущность мышления, его особенности. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов
  24. Виды мышления.
  25. Содержание мышления. Мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
  26. Содержание мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия, их характеристика. Способы мышления: индукция, дедукция.
  27. Влияние эмоций на процесс мышления. Реалистическое и аутистическое мышление.
  28. Качества мышления: широта, глубина, самостоятельность, гибкость, быстрота и критичность ума.
  29. Интеллект, его особенности. Четыре стадии развития интеллекта
  30. Структура интеллекта. Невербальный и вербальный интеллект
  31. Определение и виды воображения (активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, произвольное, непроизвольное).

    Образы воссоздающего и творческого воображения

  32. Функции воображения. Роль воображения в жизни человека
  33. Сновидения, мечта, фантазии, галлюцинации и грезы как виды воображения
  34. Виды и роль эмоций в жизни человека
  35. Характеристика, функции, и виды чувств
  36. Психические состояния. Фрустрация, аффекты, состояние эмоциональной напряженности
  37. Психические состояния. Состояние тревоги, состояние психической напряженности (стресс).
  38. Общая психологическая характеристика деятельности. Виды деятельности
  39. Формы и способы организации человеческой деятельности (умения, навыки).

    Особенности человеческой деятельности

  40. Внешнее и внутреннее проявление деятельности. Деятельность как совокупность действий. Виды действий.
  41. Понятие о потребностях. Виды потребностей. Пирамида иерархии потребностей (по А. Маслоу).
  42. Понятие о воле. Виды волевого действия. Виды волевых качеств личности
  43. Функции и механизм волевой регуляции поведения. Компоненты волевого регулирования: когнитивный, эмоциональный, поведенческий (деятельностный).

    Основные пути формирования воли.

  44. Понятие темперамента. Динамика психических процессов (темп, ритм, продолжительность, интенсивность) и свойства темперамента.
  45. Свойства процессов возбуждения и торможения (сила, уравновешенность, подвижность).

    Характеристика сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического темпераментов.

  46. Общее представление о характере. Формирование и развитие характера.
  47. Черты характера. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
  48. Типология характеров. Социальные типы характеров Э.Фромма.
  49. Виды акцентуаций характера (А.Е.Личко, К. Леонгард): характеристика, место наименьшего сопротивления.
  50. Структура направленности (потребности, мотив, ценностные ориентации, интерес, идеал, убеждения, мировоззрение, цель).

Вопросы ко 2 Рубежному контролю

  1. Диспозиционная и ситуационная мотивация. Уровень притязаний. Индивидуальные различия между людьми, ориентированными на успех и неудачу.
  2. Девиантное поведение и причины его обуславливающие.
  3. Классификация действий в зависимости от степени их осознанности. Виды и особенности безмотивных преступлений.
  4. Психологическая сущность и причины преступного поведения.
  5. Структура преступного поведения. Механизмы, обуславливающие антисоциальное поведение: подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы.
  6. Преступное деяние. Структура простого преступного действия
  7. Структура преступного деяния, совершенного в форме сложного волевого действия
  8. Возможные варианты дальнейшего поведения субъекта в зависимости от степени достижения цели. Особенности процесса самооправдания преступников.
  9. Применение знаний о личности субъекта в правоохранительной деятельности. Уголовно-правовые задачи, для решения которых особенно необходимы психологические данные о преступной деятельности правонарушителя
  10. Понятие личности преступника (комплекс социально-демографических элементов; комплекс социально-ролевых (функциональных) элементов; комплекс социально-психологических элементов).

    Основные элементы психологической структуры личности преступника.

  11. Система криминально значимых особенностей личности (мера криминальной зараженности личности; криминальная направленность; криминальная мотивация; устойчивые способы совершения преступления; общие дефекты (аномалиями) психической саморегуляции).
  12. Характеристика типов личности преступника: по характеру, степени общественной опасности.
  13. Социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности преступника (нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость личности, интеллектуальный уровень развития, мотивационная сфера личности)
  14. Насильственный тип преступников.
  15. Корыстный тип преступников.
  16. Психологические особенности лиц совершающих неосторожные преступления.
  17. Рецидивная преступность. Особенности преступников-рецидивистов.
  18. Терроризм как социальное явление. История терроризма.
  19. Психология личности террориста. Роль общественного мнения и средств массовой информации в борьбе с терроризмом.
  20. Психологическая характеристика ситуаций захвата заложников (стрессогенные факторы для заложников и для участников специальной операции).

    Объективные психологические законы, которые определяют человеческое поведение в экстремальных условиях.

  21. Мотивы, признаки и психологические особенности ситуаций захвата заложников.
  22. Четыре основных этапа операций по освобождению заложников
  23. Профессиональный психологический отбор сотрудников. Психологические и психофизиологические противопоказания к включению в состав оперативны групп ведения переговоров и захвата.
  24. Субъекты массового поведения: публика; масса; толпа. Условия их формирования. Свойства толпы
  25. Виды толпы. Характеристика случайной, экспрессивной, конвенционной, действующей толпы.
  26. Особенности и структура агрессивной толпы. Состав толпы с криминологической точки зрения.
  27. Проявление особой психологии людей в условиях массового поведения. Процесс обезличивания или деиндивидуализации человека в толпе.
  28. Оперативно-предупредительные меры для профилактики массовых беспорядков. Этапы формирования действующей толпы и методы контроля на каждом этапе. Ликвидация массовых беспорядков.
  29. Факторы возникновения паники. Этапы возникновения паники.
  30. Понятие малой группы, ее основные характеристики. Виды малых групп. Функции группы. Структура социальной группы.
  31. Классификация групп по социальной направленности. Влияние группы на личность.
  32. Общая характеристика преступной группы. Состав и психология преступной группы.
  33. Типология преступных групп.
  34. Структура преступной группы. Психологические типы членов группировок.
  35. Виды подростковых групп с девиантным поведением. Психологические типы членов преступных молодежных группировок.
  36. Психологическая характеристика потерпевшего.
  37. Психологический анализ показаний потерпевшего.
  38. Понятие и виды профессионального общения юриста.
  39. Коммуникативная сторона общения.
  40. Перцептивная сторона общения
  41. Интерактивная сторона общения.
  42. Общие социально-психологические условия проведения допроса. Психологические особенности формирования показаний.
  43. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших (бесконфликтная ситуация).
  44. Психологические особенности подозреваемого и обвиняемого (конфликтная ситуация).
  45. Психологические особенности отдельных стадий допроса.
  46. Виды показаний, содержащих ложь. Критерии оценки искренности и неискренности человека. Признаки ложности показаний.
  47. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства.
  48. Стереотипы подросткового поведения. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
  49. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних. Анализ личности и общие правила допроса несовершеннолетнего правонарушителя.

11. Политика курса

Политика академического поведения и этики преподавателя и студентов должна соответствовать правилам внутреннего распорядка университета. Необходимо принимать активное участие в учебном процессе (постановка вопросов по изучаемому учебному материалу и предоставление взвешенных и логичных ответов, своих собственных наблюдений является важным для обучения).

Уважительно относиться к преподавателю и однокурсникам. Когда говорит преподаватель, разговоры вслух не допускаются, после второго предупреждения студент удаляется из аудитории. Не пропускать занятия (в случае болезни или по другой уважительной причине необходимо предоставить справку), пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время. Не опаздывать на занятия (возможно опоздание до 5 минут, в противном случае студент не допускается к занятию. Объективную причину опоздания или пропуска необходимо сообщить заранее).

Старательно выполнять домашние задания. Своевременно сдавать подготовленные письменные материалы. Списывание во время контрольной работы, тестирования, экзамена запрещено. Обязательно посещение консультаций преподавателя. Сотовые телефоны во время занятий должны быть отключены. Жевать жевательную резинку во время занятий запрещено.

Критерий выставления оценок по отдельным компонентам курса.

Максимальный балл выставляется при точном и своевременном выполнении заданий и стопроцентном посещении занятий курса.

При учёте посещения и работы студента на лекции, практическом занятии:

— присутствие на лекции, конспектирование материала — 2 балла (присутствие 1 балл, наличие конспекта 1 балл);

— присутствие на практическом занятии и активная работа в группе — 2 балла

— выполнение и защита домашнего задания — 4 балла.

При оценивании рефератов учитываются следующие критерии:

— полное, четкое изложение материала -5 баллов;

— использование дополнительных литературных источников — 4 балл;

— умение анализировать и систематизировать научные факты — 1 балл;

— своевременность оформления и сдачи реферата — 1 балл;

— устное изложение основных идей (защита реферата) и ответы на вопросы слушателей — 1 балла.

При проведении тестирования баллы выставляются по следующему расчету:

Предусмотрено 25 вопросов;

1 верный ответ = 1 балла;

Количество верных ответов умножается на 30 и делится на количество вопросов;

Например: 18×30: 25= 22. Итого: РК1=22 балла

Каждый рубежный контроль составляет 30 баллов, он проводится в виде тестирования. Предусмотрено 30 вопросов:

— правильно ответ на вопрос — 1 балл.

Количество верных ответов суммируются.

При невыполнении указанных требований выставляются неполные или штрафные баллы

Штрафной балл устанавливается исходя из схемы оценки знаний.

Например:

непосещение лекции (без уважительной причины) соответствует (- 2 балла);

неполный конспект лекции соответствует (- 1 балл);

присутствие на практическом занятии без участия в работе группы (- 1 балл) и т. д.

Завершающая курс оценка выводится с учетом соотношений максимальных и штрафных баллов. Курс завершается сдачей зачёта по дисциплине. Если студент набрал максимальное количество баллов по 2 рейтингам, то зачёт выставляется без опроса, по итогам текущей успеваемости и приравнивается к 100 баллам. На зачёте будут учитываться следующие критерии: на поставленный вопрос определяется 100 баллов, из них:

100 баллов — последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы;

85−75 баллов — твёрдо знает материал, и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме;

74−50 баллов — знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, на заданные вопросы отвечает недостаточно полно;

49−0 баллов — не может достаточно полно и правильно ответить, в том числе и на заданные вопросы, не знает литературу по проблеме.

Итого на завершающем курс экзамене студент должен набрать 100 баллов.

Календарный график контрольных мероприятий

по выполнению и сдаче заданий на СРС и работе на занятиях по дисциплине «Юридическая психология» для студентов очной формы обучения специальности 50 503 Психология.

1 рейтинг (8 семестр)

Недели

Макс, балл за 1 занятие

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Максимальный балл

10

40

20

30

100

Посещение и подготовка к лекциям

Вид СРС/форма отчётн.

ДЗЛ 1,2

ДЗЛ 3,4

ДЗЛ 5,6

ДЗЛ 7,8

8

Форма контроля

У

У

У

У

Макс балл

1

2

2

2

2

Посещение и подготовка к практич. занятиям

Вид СРС/форма отчётн.

ДЗП 1,2

ДЗП 3,4

ДЗП 5,6

ДЗП 7,8

32

Форма контроля

У

У

У

У

Макс.балл

4

8

8

8

8

Самостоятельное изучение материала

Вид СРС/форма отчётн.

Дз

СИ1

ДЗ

СИ2

20

Форма контроля

к

к

Макс.балл

10

10

10

Контроль знаний по темам дисциплины

Вид СРС/форма отчётн.

птд

птд

40

Форма контроля

Т1

Т2

Макс.балл

20

20

20

2 рейтинг (8 семестр)

Недели

Макс.балл

за 1 занятие

1

2

3

4

5

6

7

Всего

Максимальный балл за неделю

12

41

26

21

100

Посещение и подготовка к лекциям

Вид СРС/форма отчётн.

ДЗЛ 1,2

ДЗЛ 3,4

ДЗЛ 5,6

ДЗЛ 7,8

7

Форма контроля

У

У

У

У

Макс балл

1

2

2

2

1

Посещение и подготовка к практич. занятиям

Вид СРС/форма отчётн.

ДЗП 1,2

ДЗП 3,4

ДЗП 5,6

ДЗП 7,8

35

Форма контроля

У

У

У

У

Макс.балл

5

10

10

10

5

Самостоятельное изучение материала

Вид СРС/форма отчётн.

Дз

СИ1

ДЗ

СИ2

28

Форма контроля

к

к

Макс.балл

28

14

14

Контроль знаний по темам дисциплины

Вид СРС/форма отчётн.

птд

птд

30

Форма контроля

Т1

Т2

Макс.балл

15

15

15

Условные обозначения: ДЗЛ 1 -домашнее задание на подготовку к лекциям № 1; У — участие в учебном процессе; ДЗП 1 — домашнее задание на подготовку к практическим занятиям№ 1; ДЗлаб 1 -домашнее задание на подготовку к лабораторным занятиям № 1; Д — допуск; О — отчет; ЗЛ1 — защита лабораторной работы № 1; РКР1 — раздел № 1 курсовой работы; П — проверка; ДЗСИ1 — домашнее задание № 1 на самостоятельное изучение материала; К — коллоквиум; Т1- тест № 1.

Рекомендован на заседании кафедры от «__"_______20_г. протокол №____.

Заведующий кафедрой __________ Бурдина Е.И. «___"_______20_г.

12. Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука, 1991.

2. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений).

— Д.: Сталкер, 1998.

3. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М.: Юридическая литература, 1991.

4. Еникеев М.Х. Общая и юридическая психология. -М.: Юридическая литература, 1998.

5. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юрист, 1998. — 488 с: ил.

7. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. — М: Юрист, 1995.

Дополнительная литература:

8 Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А.Крылова. -Л.: ЛГУ, 1990.

9 Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред .Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М.: МГУ, 1982.

10 Психология личности. Тексты /Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: МГУ, 1982.

11 Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1984.

12 Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. — В кн.: Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977.

13 Фрейд 3. Психология бессознательного /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1989.

14 Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

15 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев, 1989.

16 Раттер К. Помощь трудным детям. — М., 1995.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector