Федеральное агентство по образованию 68

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Рассмотрено и

рекомендовано

на заседании кафедры

социальной психологии

Протокол № _2_____

«_20__»_сентября__ 2012 г.

Зав. кафедрой _________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________

___________________

«___»_________ 200_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Психология манипуляции»

по специальности (030300) ПСИХОЛОГИЯ

(специалитет)

Составитель: доктор психол.наук, профессор

Кафедры социальной психологии Рюмшина Л.И.

Ростов-на-Дону

2012

Пояснительная записка

Спецкурс “Психология манипуляции” представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов ДО отделения психологии, специализирующихся в области социальной психологии. Основная цель: дать представление о психологии манипуляции, ее междисциплинарном характере, предмете, основных понятиях и теориях, истории и современном состоянии (в т.ч. числе и в отечественной психологии), прикладном и практическом приложении.

2. Задачи спецкурса:

1. Познакомить с манипуляцией как междисциплинарным феноменом.

2.Показать специфику манипуляций, отличие от близких понятий (лжи, полуправды, сплетен и т.д.).

3.Рассмотреть внешние и внутренние причины, провоцирующие манипуляции.

3.Познакомить с современным состоянием психологии манипуляций.

4.Ознакомить с классификацией манипулятивных приемов, особенностями их организации.

5. Обучить основным приемам противодействия манипулятивным воздействиям.

Место курса в образовательной программе специальности

Учитывая междисциплинарность изучения манипуляций, спецкурс “Психология манипуляции» строится с опорой на следующие курсы: философия, психология личности, социальная психология, психология общения. В связи с междисциплинарностью он может быть рекомендован для студентов обучающихся в магистратуре и специализирующихся в других психологических отраслях (психологии личности, юридической психологии), а также для студентов смежных наук (политологии, журналистики, философии, культурологи и др.).

Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче зачета.

Требования к уровню освоения содержания курса

Критериями освоения студентами курса “Психология манипуляции» являются понимание специфики манипуляции как междисциплинарного феноменом, усвоение основных феноменов и понятий психологии манипуляции; освоение способов и приемов противодействия манипулятивным воздействиям. В процессе изучения спецкурса студенты выполняют проектные задания, отвечают на вопросы рубежных тестов; осваивают приемы самокоррекции и коррекции межличностных отношений.

Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины

Спецкурс формирует способность и готовность к:

1. пониманию специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий,

2.осознанию роли манипуляций в культуре, жизни общества и конкретного человека,

3.осмыслению внешних и внутренних причин применения манипуляций,

4.пониманию современного состояния психологии манипуляции, как новой области психологического знания, 5.осмыслению классификаций манипулятивных приемов, областей жизнедеятельности человека, где они могут встречаться,

6.осознанию морального и психологического вреда, наносимого манипуляциями,

7.использованию основных приемов противодействия манипулятивным воздействиям в жизни.

П. Учебно-тематический план учебной дисциплины «Психология манипуляции».

№ п/п

Наименование модулей и тем

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары/ Практич. занятия

Модуль 1. Манипуляция как междисциплинарный феномен

22

1

Развитие представлений о манипуляции.

4

4

2

Манипуляция как психологический

феномен

4

6

3

Феноменология манипуляции.

4

Модуль П. Манипуляция как коммуникативное явление.

16

4

Манипуляции массовым сознанием

4

5

Субъекты манипулятивного взаимодействия

4

6

Манипуляции в межличностной сфере.

4

Личность и общение

4

Раздел Ш. Противодействие манипуляциям

59

Способы и средства противодействия манипуляциям

3

7

Приемы и методы саморазвития.

3

Способы противодействия манипуляциям в межличностном общении.

4

Методы исследования манипуляций.

8

Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе.

8

Онтологический подход к манипуляциям.

8

Диалог, игра, манипуляция.

8

Манипулятивные приемы в политической пропаганде и

рекламе

6

Манипуляции в средствах массовой коммуникации

6

Методы и приемы самопознания

5

ИТОГО: 97 16 32 49

Ш. Учебные модули.

Модуль 1. Манипуляция как междисциплинарный феномен

Комплексная цель: сформировать у студентов понимание специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий.

Тема 1.1. Развитие представлений о манипуляции

Междисциплинарность изучения манипуляций. Развитие философских представлений о манипуляциях, их роли в жизни общества и отдельного человека (Платон, Аристотель, Гоббс и др.).

Появления манипуляций в политическом словаре. Макиавеллизм и представление Н. Макиавелли о негативной природе человека, как основе манипуляций; оправдание нравственного принципа «Цель оправдывает средства».

Роль экзистенциализма в привлечении внимания к изучению манипуляции в двадцатом столетии. Экзистенциализм и идеи значимости осмысленной жизни. Атеистический и религиозный экзистенциализм. Диалог и манипуляция. Манипуляции как безнравственное общение и насильственная коммуникация.

Манипуляции в СМИ. Роль манипуляции как средства воздействия на потребителей информации.

Тема 1.2. Манипуляция как психологический феномен

Манипуляция как психологический феномен. Анализ манипуляций в общей психологии, психологии личности и социальной психологии.

Манипулятивность психологии середины 20 столетия. Отношение к манипуляциям в психоанализе (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.) и бихевиоризме (Хоманс, Бандура и др.).

Продолжение идей экзистенциализма в трудах ученых гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и др.).

Причины, провоцирующие манипуляции. Внешние (риск и неопределенной общественной ситуации, рыночные отношения, социокультурные предпосылки) и внутренние (недоверие себе и другим, преобладание рациональной деятельности над эмоциями, стремление к подтверждению своей значимости, экономия усилий и времени) причины манипуляций (Р. Мэй, Дж. Бюдженталь, Э. Шостром, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.).

Отношение к манипуляциям советской психологии. Онтология бытия человека С.Л. Рубинштейна, экзистенциальные идеи М. Бахтина. Отношение к другому как к ценности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская и др.).

Представление о манипуляциях в постсоветской психологии (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Браченко, Г.В.Грачев, И.К.Мельник, Л.И. Рюмшина и др.).

Манипулирование людьми как социально-психологическая проблема.

Тема 1.3. Феноменология манипуляции.

Выделение признаков и определение манипуляции (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Братченко, Л.И. Рюмшина и др.).

Контроль и скрытность намерений одного из партнеров, воздействие на подсознание другого, использование других в собственных целях.

Скрытность воздействия как определяющий признак манипуляции. Стремление к контролю и подчинению воли другого, лишение его свободы выбора как цель и психологический смысл манипуляции. Игнорирование нравственной оценки манипуляции в отечественной психологии. «Полезность» манипуляций. Манипуляция как нарушение прав человека на свободное волеизъявление и самовыражение (С.Л. Братченко, Л.И. Рюмшина).

Механизмы манипулирования. Специфика внушения как механизма манипуляции. Кодирование и декодирование информации. Сложная структура манипуляции. Наличие в ней явного и скрытого смысла. Условия и приемы манипулирования. Классификация приемов и условий манипулирования. Психолингвистические и психосемантические конструкты, способствующие манипулированию. Создания внутреннего дискомфорта у человека, как главное условие манипулирования. Отличие манипуляций от близких к ней понятиям (лжи, неправды, полуправды, сплетен, слухов).

Применение данных явлений с целью получения выгоды для себя за счет другого. Применение сплетен и слухов в политической пропаганде.

Манипулирование другими с позиций ценностно-смыслового подхода. Манипулирование как обесценивание себя, другого и самого общения. Получение выгоды для себя за счет другого, не осознающего этого как определяющий признак манипулирования.

Осознанное и неосознанное применение манипуляций. Манипулятивное воздействие и манипулятивная деятельность как совокупность манипулятивных воздействий (Л.И. Рюмшина).

Формирование манипулятивной деятельности на основе положительного подкрепления манипулятивных воздействий. Относительная независимость коммуникативной деятельности от внешних условий (ситуации общения, партнера по общению и др.).

Зависимость манипулятивной деятельности от ценностно-смыслового отношения человека к миру, себе и другим.

Представление о манипуляции как целостном явлении, включающем три составляющие: манипулирующего, собственно саму манипуляцию и объекта манипулирования. Методы исследования манипулятивных склонностей личности.

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.

Студентам рекомендуется при подготовке к семинарским занятиям пользоваться не только монографиями, но и учебно-методическими пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями факультета психологии (например, «Психология манипуляций», «Манипуляции общественным сознанием» и др.),

Семинарское занятие 1. Взгляд на манипуляции зарубежных психологов.

1.Оправдание манипуляций в бихевиоризме.

2.Представление о манипуляциях в психоанализе

3.Отказ от манипуляций в гуманистической психологии.

Литература

  1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. Предисловие.
  2. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
  3. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
  4. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова М.: Изд-во политической литературы, 1996. С. 29-45.
  5. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. С.5-12.

Семинарское занятие 2. Взгляд на манипуляции отечественных психологов

1.Манипуляция как воздействие и деятельность

2.Манипуляция и макиавеллизм.

3.Ценностно-смысловые детерминанты манипулирования

Литература

  1. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. С.42-48,58-62.
  2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т.2. 399 с.
  3. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т.21. №5. С. 16-22.
  4. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.
  5. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
  6. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.:Питер, 2000. С.148-170.

Методические рекомендации по подготовке и проведению проектного задания.

Желательно студентов заранее предупредить о проведении проектного занятия. В процессе его проведения необходимо уделять основное внимание активности студентов, поощряя ее вопросами, суждениями т.п.

Проектное задание к Модулю 1. Особенности понимания манипуляций представителями различных школах и направлениях.

Занятие проводится в виде ролевой игры. Студенты разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. Каждая подгруппа выражает мнение конкретного психологического направления (бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и т.д.), с позиций которого должна обосновать точку зрения на природу и специфику манипуляций.

Тест рубежного контроля №1

Тест содержит 6 заданий, на выполнение которых отводится 5 минут. Желательно, чтобы студенты не превышали этот промежуток времени при его заполнении.

Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

1. Как назывался труд Макиавелли, послуживший официальному оформлению макиавеллизма

1)

Государь

2)

Быть или иметь

3)

Я и Ты

4)

Любовь и воля

2. Сколько уровней в структуре манипуляций

1)

2

2)

4

3)

3

4)

5

3. Кому из ученых принадлежит высказывание: «Цель оправдывает средства»

1)

В. Франкл

2)

Р. Мэй

3)

Дж. Бюдженталь

4)

Макиавелли

4. Средствами манипулирования могут выступать

1)

Правда

2)

ложь

3)

Полуправда

4)

сплетни

5. Манипулятивная деятельность характеризуется

1)

целенаправленностью

2)

Осознанностью

3)

Ситуативностью

4)

Ценностно-смысловой детерминацией

6. Ученые какого направления сделали изучение манипуляций приоритетным

1)

гештальтпсихология

2)

бихевиоризм

3)

психоанализ

4)

Гуманистическая психология

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

1)

+

+

+

2)

+

+

3)

+

4)

+

+

+

+

Литература к Модулю 1

  1. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. 344 с.
  2. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т.21. №5. С. 16-22.
  3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. 272 с.
  4. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
  5. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
  6. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
  7. Рюмшина Л.И. Психологический смысл и онтологическая бессмысленность манипуляций. // Северо-Кавказский психологический вестник, 6/1, 2008.
  8. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.:Питер, 2000. С.148-170.
  9. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. 128 с.

Модуль П. Манипуляция как коммуникативное явление.

Комплексная цель: сформировать понимание и осознание роли манипуляций в культуре, жизни общества и конкретного человека,

Тема 2.1. Манипуляции массовым сознанием

Манипуляции массовым сознанием как междисциплинарная проблема. Политический аспект манипулирования общественным сознанием. Макиавеллизм как основа и оправдание манипуляций в политике. Представление о человеческой природе как негативной по своей сути.

Манипулирование общественным сознанием как сложноорганизованная осознанная и целенаправленная деятельность группу людей или их выразителей. Роль манипуляций в общении. Условия распространения манипуляций. Социокультурные и общественные предпосылки распространения манипуляций. Манипуляции как средства воздействия и подчинения людей в условиях тоталитарного режима.

Анализ отношения к манипуляциям в русской культуре. Отсутствие предпосылок для использования другого человека в собственных целях в русской культуре. Русская культура как «Я-зависимая», коллективистическая, ориентированная на значимость других. Ментальность как человеческая активность, воплотившаяся в нормах, образцах, ценностях (В.А. Шкуратов).

Отсутствие склонности к манипулятивной деятельности у героев русского фольклора как проявления национального характера русского этноса. Поляризованность, совмещение противоположностей в русском характере (бесконечной любви и жестокости, национализма и всечеловечности, слабохарактерности и героизма, религиозности и инфантилизма на фоне недостаточно развитого осознания самоценности личности) (Н. Бердяев).

Идеи любви и жертвенности, отношение ко лжи как злу в православии. Неодобрение манипуляций в русской художественной литературе. Раскаяние как характерная черта русского манипулятора. Изучение склонности к макиавеллизму у представителей русского этноса.

Конструирование субъективного образа мира под влиянием средств массовой коммуникации. Роль СМИ в манипуляциях массовым сознание. Средства и способы информационного воздействия на людей (умалчивание, утаивание информации, селекция, искажение, конструирование информации).

История становления средств массовой коммуникации. Манипулятивность продукции массовой коммуникации двадцатого столетия. Человек массы и массовая коммуникация. Манипулятивные приемы в телепередачах.

Реклама как продукция СМИ. Реклама как прагматически нацеленное общение. Дискуссия о возможностях и границах воздействия рекламы на потребителей. Манипулятивные приемы в рекламе. История развития рекламы. Появление оценочной и эмоционально насыщенной рекламы в европейской рекламе восемнадцатого века. Реклама на Руси и роль юродивых в ее распространение. Регуляция рекламной деятельности государством. Появление манипуляций в русской рекламе девятнадцатого века и отношение к ней потребителей. Психологическое оснащение рекламы двадцатого столетия. Роль психоанализа и бихевиоризма в развитии манипулятивных приемов в рекламе.

Три парадигмы современной рекламной деятельности. Реклама как целенаправленная трансляция смыслов. Информационная функция рекламы. Нарративная реклама. Использование манипуляций в печатной и радиорекламе. Роль телевидения в распространении манипуляций. Манипулятивные приемы в рекламе. Манипуляции в политической и социальной рекламе как проявление нравственных устоев общества. Скрытая реклама в телефильмах и телепередачах. Исследования манипулятивных приемов в рекламе. Проблема эффективности манипуляций общественным сознанием.

Тема 2.2. Субъекты манипулятивного взаимодействия

Влияние личностных характеристик на процесс и результат общения. Пол и возраст как факторы общения. Проявление тенденций к хитрости и лжи у мужчин и женщин. Философское обоснование женской неискренности как стремления к самозащите. Алогичность женщин и рациональность мужчин. Женский флирт. Склонность женщин к эмоциональности, их ориентация на понимание, сопереживание. Ситуативность и малая осознанность манипулятивных воздействий женщинами. Ориентация мужчин на дело и формальные отношения, рациональную деятельность, стремления к осознанности и контролю над ситуацией как предпосылки манипулирования у мужчин. Различия мальчиков и девочек в выборе и проявлении манипулятивной тактики. Гендерный аспект манипулирования.

Возрастные исследования выраженности макиавеллизма (Криси, Гейс, В.В. Знаков).

Приверженность детей и молодежи к макиавеллизму и понижение склонности к манипуляциям с возрастом.

Экстраверсия и интроверсия как личностные факторы. Коммуникабельность экстравертов и успешность в обработке качественной и количественной информации интровертов. Коммуникативная компетентность как совокупность знаний и умений, обеспечивающая эффективность протекания общения (Л.А. Петровская).

Ограниченность коммуникативной компетентности. Сензитивность как эмоциональная чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям и целям (Емельянов).

Малая устойчивость к стрессу, выраженная невротичность, истеричность, склонность к асоциальному поведению как проявление лживости (В.В. Знаков).

Личностные черты манипулятора. Макиавеллистический тип личности (Кристи и Гейс).

«Синдром эмоциональной холодности» как основная характеристика макиавеллистического типа личности.

Представление о личности манипулятора в гуманистической психологии (Э. Шостром, Ф. Перлз).

Бесчувственность и успешность в деловой сфере манипуляторов. Их стремление к контролю и подчинению себе других. Безответственность и нецелостность их личности.

Внутренний мир лиц, склонных к манипуляциям. Личностные ценности. Самоотношение личности. Ценностно-смысловая сфера как иерархия смысловых структур. Роль ценностно-смысловой сферы в выборе манипулятивного взаимодействия, ее противоречивость и негармоничность как внутриличностная основа манипулирования. Непонимание себя, недооценивание и недоверие к себе как факторы, провоцирующие манипулятивное поведение. Страх перед настоящим и личностная нецелостность. Коммуникативная направленность личности как конкретизация ценностно-смысловых отношений в сфере общения (С.Л. Братченко).

Манипулятивная деятельность как проявление манипулятивной коммуникативной направленности. Эмоциональная холодность, бесчувственность, недоверие, стремление к контролю как главные черты лиц, склонных к манипуляциям. Переживания лиц, с выраженными тенденциями к манипуляциям.

Объективизация и овеществление человека в процессе манипуляции. Внешние и внутренние причины, делающие человека объектом манипуляций. Неестественность поведения как главный индикатор манипулятивной ситуации. Отстроченность осознания манипуляции. Личностный портрет лиц, ставших объектом манипуляций: внушаемость, негативная Я-концепция (самоценность, неуверенность и недоверие себе), их переживания.

Тема 2.3. Манипуляции в межличностной сфере

Манипуляция как неконструктивная попытка «гармонизации» собственных представлений и внешнего поведения. Зависимость межличностного общения от общественной ситуации. Теория игр как оправдание манипуляций в бихевиоризме. Нулевая и ненулевая игра.

Субъект-субъектное и субъектное-объектное общение. Диалог как норма человеческого общения. Трансформации общения. Манипулятор как субъект общения. Первое впечатление как проявление неосознанных представлений о другом человеке. Особенности восприятия и понимания других лицами с манипулятивной коммуникативной направленностью. Жесткость видения другого человека, объектное отношение к нему лиц, склонных к манипуляциям. Роль взаимопонимания в процессе общения. Взаимопонимание как условие, результат и цель общения. Влияние манипулятивных склонностей личности на процесс взаимопонимания. Отрицание лицами, склонными к манипуляциям, важности эмоциональной составляющей взаимопонимания, стремление остаться непонятыми собеседником. Недоверие, скрытность, нежелание общения лиц, склонных к манипуляциям и их партнеров. Переживания личности и неудовлетворенность отношениями субъектов, ставших объектом манипуляций. Выраженность склонности к манипуляциям супругов как фактор, понижающий удовлетворенность браком.

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.

Студентам рекомендуется при подготовке к семинарским занятиям пользоваться не только монографиями, но и учебно-методическими пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями факультета психологии (например, «Психология манипуляций», «Манипуляции общественным сознанием» и др.).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Личность и общение

1. Роль общения в развитии личности.

2. Причины и средства манипулирования.

3. Личность манипулятора и манипулируемого.

Литература

1. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. Т.21 2000, № 5., С.16-22.

2.Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. Предисловие.

3. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.

4.Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры).

LAPLAMBERTAcademicPublishingGmbH&Co, Германия, 2010. 68 с.

5.Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.

6.Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

7.Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.:Питер, 2000. С.148-170

8. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. С. 5-14, 22-32.

.

Методические рекомендации по подготовке и проведению проектного задания.

Желательно студентов заранее предупредить о проведении проектного занятия. В процессе его проведения необходимо уделять основное внимание активности студентов, поощряя ее вопросами, суждениями т.п.

Проектное занятие 1. Манипуляция как социокультурное явление.

Студентам предлагается подобрать пословицы, афоризмы, высказывания великих людей, иллюстрирующие представление о манипуляциях в различных культурах (например, “на всякого мудреца довольно простоты”, “Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком” (Наполеон 1), “Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея” (Хун Цзычэн ), “Без совести и при большом уме не проживешь” (М.Горький).

Проектное задание 2. Психологический портрет манипулятора

Студенты в группах по четыре-пять человек составляют портрет «манипулятора». Затем проводится обсуждение и сопоставление этих портретов. Итогом работы является составление обобщенного образа «манипулятора» (пол, возраст, личностные характеристики и т.д.), который сравнивается с существующими в литературе портретами «манипуляторов» (Э.Шостром, Ф. Перлз, Кристи и Гейс, В.В. Знаков, Л.И. Рюмшина).

В продолжение этой темы студентам предлагается выбрать человека из числа российских политиков, общественных деятелей настоящего или прошлого, который мог бы быть охарактеризован как манипулятор. Наличие у него манипулятивных склонностей доказывается на основании биографических данных, его высказываний, конкретных поступков.

Тест рубежного контроля к модулю № 2

Тест содержит 6 заданий, на выполнение которых отводится 3 минуты. Желательно, чтобы студенты не превышали этот промежуток времени при его заполнении.

Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

1. Черты манипулятора, выделяемые всеми исследователями

1)

Бесчувственность

2)

Стремление к контролю

3)

Эффективность в делах

4)

эмпатичность

2. Русская культура может быть отнесена к

1)

Я-зависимым культурам

2)

коллективистическим

3)

Монологичным

4)

Я-независимым культурам

3. Кто из русских философов писал о противоречивости русского национального характера

1)

В. Франкл

2)

С. Франк

3)

Н.Бердяев

4)

В. Соловьев

4.Для манипулятора является важным

1)

отношение к другим

2)

отношение к себе

3)

получение выгоды

4)

продолжение отношений с партнером

5. Манипулирование общественным сознанием характеризуется

1)

целенаправленностью

2)

Осознанностью

3)

Ситуативностью

4)

сложностью

6. Ученые какого направления считали манипулятора несчастным человеком

1)

гештальтпсихология

2)

бихевиоризм

3)

Психоанализ

4)

Гуманистическая психология

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

1)

+

+

+

2)

+

+

+

3)

+

+

+

4)

+

+

Литература к Модулю П

  1. .Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. 344 с.
  2. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т.21. №5. С. 16-22.
  3. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
  4. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т. 2. 399 с.
  5. Мурсалиева Г. Междуцарствие в головах: новейшая история российского сознания. М. Смысл, 2006. – 399 с.
  6. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры).

    LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. 68 с.

  7. Рюмшина Л.И. Образ манипулятора в художественной литературе. Художественная антропология: Сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. С.26-31
  8. Рюмшина Л.И. Психологический смысл и онтологическая бессмысленность манипуляций. // Северо-Кавказский психологический вестник, 6/1, 2008.
  9. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.
  10. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М. 2004.240 с.
  11. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.

Модуль Ш. Противодействие манипуляциям

Комплексная цель: сформировать знания и умения использования основных приемов противодействия манипулятивным воздействиям.

Тема 3.1. Способы и средства противодействия манипуляциям

Развитие в общественном сознании необходимости отказа от манипуляций и противодействия им. Проблема информационно-психологической безопасности населения. Недоверие, недовольство и раздражение как реакция потребителей информации на применение в ней манипулятивных приемов. Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе. Проблема двадцать пятого кадра. Общность и различия в отношении государств различных стран к манипулятивным приемам в рекламе. Российский закон о рекламе.

Способы противодействия манипуляциям общественным сознанием и манипуляциям в межличностной сфере: сходство и отличие. Личностное развитие как основа противодействия манипулятивным воздействиям. Развитие самосознания, повышение личностной автономии и свободы, способности к распознаванию манипуляций и готовность активно противодействовать им, формирование защиты от суггестивных влияний. Развитие доверия к себе и другим. Позитивная Я-концепция личности. Гуманистически ориентированная психотерапия как способ развития способности к построению конструктивных отношений с миром.

Тема 3.2. Приемы и методы саморазвития.

Внутриличностный дискомфорт как условие манипулирования личностью. Понимание самого себя как необходимая основа противодействия манипуляциям. Осознание личностных достоинств и недостатков, личностных особенностей, на которые могут воздействовать другие и манипулировать человеком. Возможности гуманистически ориентированной психотерапии в оказании помощи манипулирующему и манипулируемому.

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.

Студентам рекомендуется при подготовке к семинарским занятиям пользоваться не только монографиями, но и учебно-методическими пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями факультета психологии (например, «Психология манипуляций», «Манипуляции общественным сознанием» и др.).

Семинарское занятие 1. Способы противодействия манипуляциям в межличностном общении.

Вопросы

1. Способы противодействия манипуляциям общественным сознанием и манипуляциям в межличностной сфере: сходство и отличие.

2. Личностное развитие как основа противодействия манипулятивным воздействиям.

3. Гуманистически ориентированная психотерапия как способ развития способности к построению конструктивных отношений с миром.

Литература

  1. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием. М., 2000. Глава 18..
  2. Майкл Джордж. Искусство релаксации. Снятие напряжения, преодоление стресса, самопомощь. Лондон-Москва. 1998.
  3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. Предисловие
  4. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
  5. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
  6. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.
  7. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

Методические рекомендации по подготовке и проведению проектного задания.

Желательно студентов заранее предупредить о проведении проектного занятия. В процессе его проведения необходимо уделять основное внимание активности студентов, поощряя ее вопросами, суждениями т.п.

Проектное заданиек Модулю 3. Способы противодействия манипуляциям.

Студентам предлагается описать наиболее типичные жизненные ситуации, провоцирующие манипуляции. Некоторые из них (например, покупка вещей в магазине или на рынке) разыгрываются в группе. В процессе их обсуждения обращается внимание на то, почему человек избрал именно этот способ взаимодействия, какие средства использовал «манипулятор» и как противодействовал им «объект» манипуляций.

Дальнейшая работа проводится в парах, где студенты вспоминают и рассказывают друг другу конкретные случаи из собственной жизни, в которых они оказались объектом манипуляций. При этом особое внимание обращается на переживания этой ситуации, желание или отказ в дальнейшем сотрудничестве с «манипулятором». Если ситуация оказалась неразрешенной, студентам предлагается в группе проиграть ситуацию, выбрав более адекватные способы противодействия манипуляциям.

Тест рубежного контроля к Модулю № 3

Тест содержит 6 заданий, на выполнение которых отводится 3 минуты. Желательно, чтобы студенты не превышали этот промежуток времени при его заполнении.

Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

1. В каком году был принят первый закон Российской Федерации о рекламе

1)

1990

2)

1996

3)

1995

4)

1998

2. Жертвой манипуляций чаще всего становятся люди

1)

Неуверенные в себе

2)

Внушаемые

3)

С ощущением самоценности

4)

С позитивной Я-концепцией

3. Проблема информационно-психологической безопасности населения связана с

1)

Агрессивностью СМИ

2)

Распространением СМИ

3)

Искажением действительности

4)

Манипулятивностью СМИ

4.Для противодействия манипуляциям важно

1)

Оградить себя от манипуляций

2)

Развивать логическое мышление

3)

Повышать самооценку

4)

Стремиться к гармонии рационального и эмоционального

5. Внимание к возможности манипулирования посредством СМИ было привлечено

1)

Применением 25 кадра

2)

Распространением телевидения

3)

Появлением рекламы

4)

Появлением Интернета

6. Приемы противодействия манипуляциям разрабатывались в

1)

Гештальтпсихологии

2)

бихевиоризме

3)

психоанализе

4)

Гуманистической психологии

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

1)

+

+

+

+

2)

+

3)

+

+

+

4)

+

+

+

Литература к Модулю ш

  1. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996.344 с.
  2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
  3. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т. 2. 399 с.
  4. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием. М., 2000. 688 с.
  5. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
  6. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры).

    LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. 68 с.

  7. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
  8. Рюмшина Л.И. Образ манипулятора в художественной литературе. Художественная антропология: Сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. С.26-31
  9. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. 128 с.

Указания по самостоятельному изучению теоретической

части дисциплины

Студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с программой спецкурса. Желательно изучать учебный материал последовательно в соответствии с рабочим планом. Основой изучения спецкурса могут стать учебно-методическое пособие, разработанное для данного курса.

В нем рассматриваются вопросы, связанные с манипуляцией как социально-психологическим феноменом. Обращается особое внимание на структуру манипуляции, отличие ее от лжи, сплетен, полуправды и других близких к ней понятий, а также средства и способы манипулирования другим человеком. Наконец, в нем анализируются манипуляции в непосредственном и опосредованном общении. В связи с тем, что обозначенные вопросы тесно пересекаются, особенностью их рассмотрения является то, что по мере погружения в проблему, студенты все время возвращаются к усвоенному ранее материалу. В процессе изучения темы студентам также предлагаются для обсуждения дискуссионные вопросы. После их совместного обсуждения в группе дается анализ тех или иных мнений ученых по данным вопросам. Учебно-методическое пособие отличается междисциплинарным характером и может способствовать осмыслению многих проблем, поднимаемых психологией личности, социальной психологией и другими психологическими отраслями и науками.

При самостоятельном изучении дисциплины студентам также рекомендуется обращать внимание как на список рекомендуемой литературы к модулям, так и литературу, представленную в учебно-методическом обеспечении курса. Особое внимание следует обратить на освоение основополагающих идей спецкурса, в связи с чем рекомендуется использовать труды зарубежных и отечественных ученых-классиков. Для лучшего понимания терминов и понятий, используемых в спецкурсе, рекомендуется пользоваться энциклопедическими словарями.

Темы для самостоятельной работы студентов

  1. Методы исследования манипуляций.

Вопросы

1.Какие существуют методы изучения манипуляций?

2. Чем отличается методическое оснащение изучения манипуляций в зарубежной и отечественной психологии?

Литература

  1. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. 68 с.
  2. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т.21. №5. С. 16-22.
  3. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.
  4. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
  5. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

2. Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе.

Вопросы

1. Каково отношение к манипуляциям классиков отечественной литературы?

2.Каким предстает манипулятор в произведениях русских писателей?

3.В чем отличие и сходство представлений о манипуляциях в зарубежной и отечественной литературе?

Литература

  1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. С.44-53.
  2. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. С.252-261.
  3. Рюмшина Л.И. Образ манипулятора в художественной литературе. Художественная антропология: Сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. С.26-31
  4. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.
  5. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры).

    LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. 68 с.

3. Онтологический подход к манипуляции.

Вопросы

1.Какова роль манипуляций в бытие личности и общества?

2.Каковы бытийные причины и последствия появления манипуляций?

3.Возможно ли бытие личности без манипуляций?

Литература

1..Леонтьев Д.А. Психология смысла. М. 1999. С.107-113.

2.Рюмшина Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. Диссерт. ни соискание докт. психол.наук. Ростов-на-Дону. 2006. Глава 2.

3.Рюмшина Л.И. Психологический смысл и онтологическая бессмысленность манипуляций. // Северо-Кавказский психологический вестник, 6/1, 2008.

4.Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

5.Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. С.15-21.

. 4. Диалог, игра, манипуляция.

Вопросы

1.Почему манипуляция – антипод диалога?

1.В чем отличие и сходство игры и манипуляции.

2.Каковы условия, механизмы и средства взаимопереходов между игрой и манипуляцией?

Литература

1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992. С. 8-15..

2.Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. 272 с.

3.Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.

4.Рюмшина Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. Диссерт. ни соискание докт. психол.наук. Ростов-на-Дону. 2006. Глава 3.

5. Манипулятивные приемы в политической пропаганде и

рекламе

Вопросы

  1. Какова цель применения манипулятивных приемов в политической пропаганде и рекламе.
  2. Слухи и сплетни как средства манипулирования сознанием избирателей.
  3. Причины применения манипулятивных приемов в предвыборных компаниях.

Литература

  1. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
  2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т. 2. 399 с.
  3. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием. М., 2000. 688 с.
  4. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб: Питер, 2005. – 336 с.
  5. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М. 2004. 240 с.
  6. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
  7. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

6. Манипуляции в средствах массовой коммуникации

Вопросы

  1. В какой продукции средств массовой коммуникации больше всего манипуляций?
  2. Возможна ли продукция средств массовой коммуникации без манипулятивных приемов?

Литература

  1. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
  2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т.2. 399 с.
  3. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 362 с.
  4. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
  5. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

7. Методы и приемы самопознания

Вопросы

1. Какова роль самопознания в развитии личности и ее отношений с другими?

2. Какие существуют классификации методов и приемов работы над собой?

Литература

  1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. 272 с.
  2. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
  3. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
  4. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие о манипуляции
  2. История формирования представлений о манипулировании людьми
  3. Социокультурные предпосылки манипулирования
  4. Представление о манипулировании людьми в зарубежной психологии
  5. Представление о манипуляциях в гуманистической психологии
  6. Представление о манипулировании людьми в отечественной психологии
  7. Причины манипулирования
  8. Механизмы манипуляции
  9. Манипулирование как воздействие и как деятельность
  10. Структура манипуляции
  11. Отличие манипуляций от лжи, полуправды, сплетен и слухов.
  12. Слухи и сплетни как средства манипулирования массовым сознанием.
  13. Отличие манипуляции от диалога
  14. Манипуляция и игра: сходство и отличие
  15. Способы и приемы манипулирования людьми
  16. Условия манипулирования
  17. Манипуляции общественным сознанием
  18. Роль СМИ в манипулировании общественным сознанием
  19. Манипулятивные приемы в рекламе
  20. Манипулятивные приемы в политической и социальной рекламе
  21. Специфика манипулятивных приемов в телерекламе
  22. Проблема информационно-психологической безопасности населения
  23. Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе
  24. Эффективность манипулятивных приемов в рекламе
  25. Характеристика манипуляций в межличностной сфере
  26. Личность манипулятора
  27. Манипулятор как субъект общения
  28. Манипулятивная направленность личности в общении
  29. Пол как фактор манипулирования
  30. Возраст как фактор манипулирования.
  31. Личностные характеристика объекта манипуляций
  32. Влияние манипулятивных тенденций личности на взаимопонимание
  33. Противодействие манипуляциям
  34. Роль самопознания в противодействии манипуляциям.
  35. Классификации методов и приемов работы над собой.
  36. Значимость общественного отпора манипуляциям
  37. Методы изучения манипулятивных склонностей личности

Глоссарий

Так как спецкурс «Психология манипуляции» представляет собой междисциплинарный курс, при его чтении учитываются понятия из различных областей знания. Поэтому при его изучении студенты в той или иной мере сталкиваются с самыми разнообразными терминами. Наиболее важные и часто встречаемые из них следующие.

— Внутренний мир – своеобразно преломленная и обобщенная

внешняя реальностью, окрашенная тем смыслом, который

она имеет для человека.

— Коммуникативная компетентность — совокупность знаний и

умений, обеспечивающая эффективность протекания общения.

— Коммуникативная направленность — совокупность более

или менее осознанных личностных смысловых установок

и представлений о смысле общения, его целях, средствах, формах.

— Личностные ценности — устойчивые отношения с миром,

обобщенные и переработанные совокупным опытом социальных

групп.

Манипулирование людьми — использование другого человека в своих целях, для получения собственной выгоды

  • Манипулирование общественным сознанием- сложно организованная манипулятивная деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.), или личностей (лидеров религиозных сект и т.п.), выражающих мнение и желания какой-то социальной группы. Не исключая возможности неосознанного применения отдельных манипулятивных воздействий, в целом это вполне осознанное использование для своей выгоды широких масс населения, не подозревающих об этом.
  • Массовая коммуникация– процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, норм и т.д.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение, интернет) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
  • Ментальность- человеческая активность, воплотившаяся в нормах, образцах, ценностях
  • Ложь- намеренное искажение истины, неправда, обман.
  • Полуправда- сообщение или группы сообщений, в которых отсутствуют некоторые элементы необходимой информации, вследствие чего у принимающего возникает (или может возникнуть) ошибочное, ложное представление об отражаемом объекте.
  • Слух- сообщение, исходящее от одного или более лиц, о некоторых событиях, еще ничем не подтвержденных, устно или СМИ, передающееся в массе людей от одного лица к другому (другим).
  • Реклама– распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
  • Сензитивность- эмоциональная чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям и целям.
  • Ценности– «консервированные», переживаемые отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта.

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. 344 с.
  2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т.2. 399 с.
  3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. 272 с.
  4. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
  5. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
  6. Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми. Ростов-на-Дону. 2003. 144 с.
  7. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М. 2004. 240 с.
  8. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры).

    LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. 68 с.

  9. Рюмшина Л.И. Образ манипулятора в художественной литературе. Художественная антропология: Сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. С.26-31
  10. Рюмшина Л.И. Психологический смысл и онтологическая бессмысленность манипуляций. // Северо-Кавказский психологический вестник, 6/1, 2008.
  11. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во «Владиаль», 2010. С.254 – 258.
  12. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
  13. Рюмшина Л.И. Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
  14. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.:Питер, 2000. С.148-170
  15. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. 128 с.

Дополнительная литература

  1. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. 68 с.
  2. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М.: Форум, 1991. 192 с.
  3. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. 288 с.
  4. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 38-49.
  5. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. 208 с.
  6. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении //Вопросы психологии. 2002. №6.
  7. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С.9-16
  8. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т.21. №5. С. 16-22.
  9. Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья // Социальная психология в трудах отечественных психологов. / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого.- СПб.:Питер, 2000. С.394-412.
  10. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1.335 с.
  11. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием.М., 2000. 688 с.
  12. Майкл Джордж. Искусство релаксации. Снятие напряжения, преодоление стресса, самопомощь. Лондон-Москва. 1998. 158 с.
  13. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.430 с.
  14. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 362 с.
  15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. 1999. 425 с.
  16. Мурсалиева Г. Междуцарствие в головах: новейшая история российского сознания. М. Смысл, 2006. – 399 с.
  17. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997. 376 с.
  18. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М. 1993.240 с.
  19. Роджерс Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
  20. Свинцов В.И. Полуправда // Вопросы философии.1990. № 6. С. 53-61.
  21. Уэллс У, Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. Изд-ие 2, исправленное. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 736 с.
  22. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб.: Азбука-Терра, 1997. 368 с