Студента: II курса 4 группы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ «Психология образования»

Эссе

По предмету: Психологическое сопровождение профессионального обучения.

На тему: «Мотивация подростков профильной школы.»

заочного отделения

Семенова Г. В.

Проверил:

доц. Кузнецова О. В.

Москва, 2014

Переход школы на профильное обучение поставил учащихся старших классов перед первым в их жизни серьезным выбором: определить направление будущего обучения и тем самым, во многом будущую профессию. Зачастую в профессиональном самоопределении не малую роль играют родители, которые задолго до рождения ребенка берут на себя право в выборе за него его будущей профессии. Давят на ребенка своим авторитетом. В дальнейшем выпускника ждут 2 пути:

— Следовать совету родителей и получать то образование, которое ему «навязали» или

— Отказаться от совета родителей и выбирать свой жизненный путь самостоятельно по собственному желанию.

Готовность старшеклассника к самостоятельному решению зависит от его знания 3-х составляющих выбора профессии: «Хочу», «Могу», и «Надо».

«Хочу» включает запросы, профессиональные интересы и склонности учащегося.

«Могу» — физиологические и психические возможности.

«Надо» — востребованность профессии на рынке труда, пути и средства достижения цели.

В идеале все они должны быть согласованны или хотя бы не противоречить друг другу. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решение, нести ответственность, умеющий искать, творить, созидать. Для этого прежде, чем выбрать профессию подросток должен изучить самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы – словом, все что делает каждого человека единственным и неповторимым. Поэтому подросткам на стадии выбора профессии необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

3 стр., 1204 слов

Таким образом, будущую профессию во многом определяют юношеские ...

... что гадание частично сбылось: мальчик действительно избрал военную карьеру (предложения 7-10, 23). На самом деле, на выбор рассказчика повлияло вовсе не гадание. Не ... ста: «Я из­брал во­ен­ную ка­рье­ру. Было ли это след­стви­ем га­да­ния? Не знаю...» 15.3 Как ... по­чер­ком. СОЧИНЕНИЕ Что может повлиять на выбор будущей профессии? Можно ли предугадать свой жизненный путь? Об этом размышляет герой ...

Уже к концу 9 класса школьники должны сделать выбор между 3-мя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностям и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. В основе отношений к миру профессий у них как правило лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов и телепередач. Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность того, что их дети продолжат учебу после школы и, что эти планы будут реализованы. Таким образом, выбор профессии – сложный и длительный процесс.

Мотивация при выборе профессии – это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, т. е. на что ориентируется молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно-социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет он получить от дальнейшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Выбор профиля обучения во многом зависит от мотивации учащегося. Можно выделить несколько типов мотивации, которые оказывают влияние на первый профессиональный выбор:

— Мотивация с ориентацией на интересы и профессиональные склонности подростка, его способности, возможность углубленного изучения определенных предметов, успеваемость.

— Предрешенная мотивация: мнение родителей.

— Рекомендации учителей, иногда учительские установки, например , когда учитель не верит в способности по математике и дает совет заниматься литературой и т. д.

— Мотивация с ориентацией на сверстников, возможность учиться с друзьями в одном классе.

— Прагматическая и престижная ориентация: стремление к высокооплачиваемой работе, престижной должности и т. д.

— Мотивация с ориентацией на успех или избегание неудач.

У старшеклассников происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимаются решения на деятельность, т. е. происходит самоопределение.

У старшеклассников происходит рождение новых мотивов – профессиональных, за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных ранее выполнявшихся ими действий. Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

8 стр., 3731 слов

Психофизиология мотивации

... устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая ... активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную.           Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных ...

— Настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

— Прошлое: история индивида, его собственный опыт;

— будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т. д.

От уровня сформированности мотивов зависит зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах. Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого ученика, однако она имеет ряд черт обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, общей структурой мотивационной сферы личности и профессионального выбора в связи с возрастными особенностями.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

— Мотив, четко и аргументированно обосновывающей целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности.

— Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная.

— Мотивация неуверенная, неаргументированная.

— Никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид деятельности. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.

На мой взгляд современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, основным для многих из них являются экономические факторы, прежде всего зарабатывание денег, а на втором месте престижность профессии. Большинство школьников имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией, и к окончанию обучения в школе у значительной части выпускников не сформированы профессиональные планы.

Список литературы

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: 2003. – 186 с.
  2. Пряжников Н. Профессиональное личностное самоопределение. – М.: Академия, 2001. – 672 с.
  3. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2004. – 235 с.

План работы психологической службы на год в восьмых классах школы.

Диагностическое

Направление.

Диагностика уровня Методика Сентябрь

Мотивации. «Структура

Мотивации»

Матюхина М. В.

(Выявление мотивов

долга и ответственности,

самоопределения и самосо-

вершенствования) и т. д.

Диагностика интересов, Методика «Карта Октябрь,

склонностей, способностей. интересов» А. Е. в течении

Голомшток. года.

«Ценностные ориентации»

Рокич.

(Изучение мотивационной сферы

Направленности личности, жизнен-

ные ценности учащихся.)

Выявление детей группы

риска. «Акцентуация характера» Ноябрь-декабрь

К. Леонгард.

«Социально-психологическая

адаптация» Даймонд-Роджерс.

«Тест исследования агрессивности»

Басс-Дарки.

Тест Айзенка.

(Формирование групп коррекции)

Исследования психологичес- Опросник «Уровень психологичес- Январь-

кой безопасности, стрессо- кого здоровья». февраль устойчивости личности Тест тревожности Филлипса,

школьника. Тест Кэттела.

(выявление учащихся груп-

пы риска, неадектватных

форм поведения, несформирован-

ности социальных навыков).

Исследование уровня «Самоконтроль в Март-

субъектного развития в общении» М. апрель

Снайдер.

«Оценка самоотноше-

ния личности» В. В.

Столин.

Измерение мотивации

достижения, тест «Мотивация

к успеху» Т. Элерса.

«Мотивация к избеганию неудач»

Т. Элерса.

Коррекционно-развива-

ющая работа.

Развитие коммуникативных Тренинги и развивающие С декабря

навыков учащихся. занятия. в течении

года.

Занятия по коррекции Тренинги По запросу

детско-родительских родителей

отношений.

Формирование Развивающие занятия С марта

устойчивости (выработка навыков эф- до конца

личности школьников фективного поведения года

к кризисным ситуациям в сложных ситуациях.

Коррекционно-развиваю- Групповые и ндивидуальные С января в

щие занятия с детьми «груп- занятия. течении

пы риска» (Коррекция отклоняющегося года.

поведения, работа с выявленными

трудностями в обучении и воспитании)

Коррекционно-развивающие Развитие отдельных качеств По запросу

Занятия с детьми с ОВЗ личности, способностей, поз- родителей

навательных процессов с целью

ускорения формирования личности

и преодоление недостатков в развитии

отдельных качетств.

Консультативно-профилакти-

ческое направление.

Классные часы:

«Кладезь народной мудрости Беседа-игра Февраль

о здоровом образе жизни»

«Здоровый образ жизни – Беседа Март

это модно?!»

«Ради чего человек живет на Беседа Апрель

на земле?»

Родительские собрания: Беседа по Ноябрь

«Родители подростка: радости результатам диагности-

и трудности». ки, рекомендации роди-

телям.

Техника взаимодействия с Беседа Январь

детьми с акцентуациями характера,

различных типов личности.

Подросток в мире вредных привычек Рекомендаци Март

Предпрофильная диагностика ученика 9 класса «а» краюшкина а. В. Анкетирование (результаты анализа)

На основе анализа анкетирования ученика 9 класса «А» Краюшкина Андрея, можно сделать вывод, что он определился с выбором профильного класса. Это гуманитарный класс. Он выбирал профильный класс, исходя из своих интересов и способностей. Также на выбор профильного класса повлияли советы родителей. Но с выбором профессии Андрей еще не определился. Он не знает в какой ВУЗ будет поступать, но точно знает, что продолжит обучение в гуманитарном ВУЗе. Андрей понимает, что для выбора ему необходимо больше знать о мире современных профессий и особенностях рынка труда (анкета прилагается).

Анализ результатов по изучению статусов профессиональной идентичности.

№ варианта

Профессиональная идентичность

Неопределенная

Навязанная

Мораторий

Сформированная

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Сумма

а-2

a-1

d-1

b-1

5

b-1

b-1

2

b-1

b-1

d-1

c-1

c-1

a-1

a-1

d-2

c-1

d-2

a-1

b-1

14

a-1

d-1

2

Неопределенное состояние профессиональной идентичности – количество баллов – 5, т.е. выраженность статуса ниже среднего уровня.

Навязанная профессиональная идентичность – количество баллов – 2, статус не выражен.

Мораторий (кризис выбора) – количество баллов – 14, средняя степень выраженности.

Сформированная идентичность – количество баллов – 2, статус не выражен.

Таким образом, анализируя статус профессиональной идентичности Краюшкина Андрея, можно сделать вывод, что выбор жизненного пути еще не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но ученик явно ставит перед собой такую проблему. Статус навязанной профессиональной идентичности у Андрея отсутствует, он прислушивается к мнению родителей, но хочет сделать выбор профессии самостоятельно. Наиболее выражен кризис выбора профессии, средняя степень выраженности. Андрей пытается выйти из этого состояния, он исследует альтернативные варианты выбора профессии. Стремится узнать о разных специальностях и путях их получения. Он склонен перейти к состоянию сформированной идентичности, хотя пока этот статус у него не выражен. личество баллов тичногстьидентичность — дентичностиой идентичности.ром професии Андрей еще не определился

Результаты по опроснику профессиональных склонностей.

Учитывая количество баллов в первом столбце, можно сказать, что у Андрея есть склонность к профессиям, связанным с управлением. Обучением, воспитанием, обслуживанием.

Склонность к исследовательской работе не выявлена. Нет склонностей и к практической деятельности.

Слабо выражена профессиональная склонность к эстетическим видам деятельности.

Кроме того, есть склонность к экстремальным видам деятельности, т.е. к профессиям связанным с занятиями спортом, путешествиями, охранной службой, службой в армии.

Нет склонностей к планово-экономическим видам деятельности.

Общие итоги диагностики

Подводя итоги анкетированию и диагностике Андрея Краюшкина, можно сделать вывод, что Андрей определился с выбором предпрофильного обучения. Он выбрал углубленное изучение гуманитарных предметов, которые отвечают его интересам и способностям. Но в выборе дальнейшего обучения он затрудняется, хотя и нацелен на получение высшего образования. У Андрея не сформирована профессиональная идентичность. Однако, он осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не выбрал. Наибольшие склонности у Андрея к профессиям, связанным с управлением, обучением, воспитанием. Есть у него и склонности к экстремальным видам деятельности, но учитывая, что его интересы лежат в гуманитарной плоскости, то наиболее подходящими для него могут быть профессии, связанные с обучением, воспитанием, управлением. Тем более, что результаты диагностики и анкетирования показывают, что он общителен и его интересуют взаимоотношения людей.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ «Психология образования»

Практическое задание

По предмету: Психологическое сопровождение профессионального обучения.

На тему: «Диагностика учащегося предпрофильного класса.»

Студента: II курса 4 группы

заочного отделения

Семенова Г. В.

Проверил:

доц. Кузнецова О. В.

Москва, 2014