Предположим, что ребенок и социально, и личностно готов к школе. Может ли это являться достаточной гарантией его дальнейших успехов? Увы, нет.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Сказанное дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольника имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств желаний.
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане ученый рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое собственное поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольника не только средством общения, но и средством организации поведения.
Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является произвольность поведения.
Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Эта способность проявляется в различных формах.
Формы произвольности
А – умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
Значение этой способности для эффективной работы в школе на уроке очевидно, так как практически любая работа на начальных этапах обучения и грамоте, и математике, и на любом другом уроке требует от ребенка умения самостоятельно, без посторонней помощи, подсказки и контроля взрослого, выполнять ту или иную последовательность действий и операций.
Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе
... том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий: - психолого-педагогического просвещения ... стандартов определяет ряд высоких требований к современному дошкольнику. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими ...
Так, чтобы «просто» переписать упражнение из учебника, нужно по крайней мере его найти, прочитать целиком, разбить на кусочки, легкие для запоминания, записать по памяти каждый кусочек, сверить с текстом, найти и исправить пропуски или ошибки, при этом писать ровно по строке, стараться писать красиво и аккуратно, не заезжать за поля и т.д. Причем все эти шаги нужно разделить для себя и выполнить самостоятельно, без помощи взрослого.
B – воспроизведение наглядных образцов.
Значение этой способности для успешности обучения в младших классах также не вызывает сомнений. Значительный объем материала предлагается первоклассникам именно в виде наглядных образцов, которые они должны воспроизводить как можно более точно и аккуратно (вспомним хотя бы прописи).
Взрослым воспроизведение наглядного образца иногда кажется легким делом. На самом деле это не так. Ведь сам по себе образец не несет никакой информации о способе его воспроизведения. Сам способ выполнения задания должен быть полностью реконструирован и осуществлен самим ребенком.
Важно также отличать это умение от умения самостоятельно выполнять последовательность действий, так как за этими способностями лежат разные механизмы. Во втором случае они связаны именно с соблюдением правильной последовательности выполнения которого важно не просто записать все буквы, в него входящие, но и расположить их в правильном порядке. Первая ситуация соответствует, например, заданию выполнить определенный рисунок. Здесь важно только, чтобы все детали рисунка присутствовали, но в каком порядке они появятся, не имеет принципиального значения.
C – умение ребенка действовать по устной инструкции взрослого.
В практике школьного обучения большинство заданий, которые выполняют дети, дается в форме устной инструкции учителя. И даже если ребенок интеллектуально развит, но не умеет организовать свое поведение по устной инструкции взрослого, это может привести к низким результатам работы.
Каждому, кто когда-то учился в школе, легко представить последовательность действий, когда учитель говорит: « Дети, откройте учебник на странице 25, прочитайте текст внизу страницы и подготовьте ответы на вопросы после текста». Однако для первоклассника это совсем не просто. Ситуация значительно усложняется, когда в форме устной инструкции учитель перечисляет не просто последовательность конкретных предметных действий (открыть книгу, прочитать текст), а обэъясняет способ решения задачи. И если ребенок пропустит хотя бы одно промежуточное действие, то не просто получит неверный результат, а не сможет понять, как решать другие задачи такого типа, как анализировать условие, как составить уравнение, как использовать грамматическое правило и тому подобное.
D – умение подчинить свои действия правилу.
Как правило, все инструкции учителя в классе представляют собой некоторые правила, которым должны подчиняться учащиеся. Задания, предшествующие упражнениям в учебнике, это тоже правила, которые ученик должен соблюдать при выполнении домашней работы. Правила ограничивают действия учащихся, иногда имея содержательное отношение к самой работе, а иногда только формальное. Формальные ограничения: переписать текст, не заезжая за поля, ответить на вопрос, но продемонстрировать свое знание ответа только поднятой рукой. Содержательные ограничения: записать слово, не забыв проверить орфограмму, посчитать результат, не забыв о правиле сложения с переходом через десяток, и тому подобное.
Волевая сфера личности и развитие воли
... развитие воля личность 1. Волевая сфера личности Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели [5, с.292]. Воля является ... помощью цели предварительно намечается тот результат, который достигается в конце действия. Способы действия служат такому преобразованию предмета, которое приведет к достижению цели. Условия ...
Работа по правилу требует от ребенка распределения внимания между содержанием той работы, которую он выполняет, и ограничениями, которые накладываются правилом. Типичным проявлением несформированности этого компонента произвольности поведения является то, что ребенок правильно воспроизводит правило написания слова, даже приводит примеры, а пишет слово с ошибкой. Или правильно вставляет пропущенную букву (орфограмму), но при этом пропускает другие буквы и так далее.
Уже из перечисленных выше примеров видно, насколько важным компонентом готовности к школе является сформированность произвольности поведения.
Несколько иначе трактовал вопрос о происхождении воли С.Л. Рубинштейн. Как известно, от рождения ребенку свойственны инстинктивные и безусловные рефлекторные движения. Чтобы выполнить волевое действие, он должен, прежде всего, научиться произвольным движениям. А это совершается по мере того, как малыш начинает связывать свои импульсивные и рефлекторные движения с определенными видимыми результатами. Именно овладение простейшими произвольными движениями по Рубинштейну, является основой для возникновения волевых действий.
Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью. А.В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющие ее поступки.
Одним из центральных вопросов проблемы воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Ставится также вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции личности дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется, главным образом, вы возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинением их. Наиболее полно воля ребенка проявляется в ситуациях столкновения мотивов. Ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия.
В развитии волевых действий большинство исследователей выделяют три взаимосвязанных аспекта: это – целенаправленность действия, установление цели относительно мотива и возрастание регулирующей роли речи. Большое влияние на формирование целенаправленности действий имеет успех и неудача при их выполнении, стремление во чтобы то ни стало преодолеть трудности (Батурин Н.А.).
Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка
... других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему. Объект: личность ребенка. Предмет: социальная среда как фактор, влияющий на формирование личности дошкольника. Цель: Изучить влияния средовых факторов на развитие личности ребенка. Гипотеза: Среда ...
Волевое становление личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных волевых качеств и развитие волевой регуляции личности в целом. Важное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет:
1) становление самостоятельности;
2) развитие самооценки.
Становление самостоятельности
Самостоятельность в отечественной психологии рассматривается как свойство личности, формирующееся на протяжении всего дошкольного возраста и зависящее от особенностей деятельности и всего режима жизни ребенка. Оно достигает в своем развитии разных уровней в зависимости от системы предъявляемых требований. Отечественными психологами исследованы разные стороны проблемы самостоятельности, что позволило раскрыть ее природу, структуру, уровни развития, взаимосвязи с другими волевыми качествами личности (С.Л Рубинштейн, В.И. Селиванов, А.А. Люблинская).
В.И. Селиванов отмечает, что названное качество проявляется, прежде всего, в инициативе, независимости, ответственности. Это свидетельствует о том, что самостоятельность предполагает определенный уровень развития интеллектуальной и волевой сфер личности.
Говоря о самостоятельности как о способе деятельности, некоторые авторы ставят ее в зависимость от уровня развития мыслительных операций ребенка (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), другие связывают это качество с наличием соответствующих знаний и умений, необходимых для выполнения определенной деятельности (Л.А.Порембская), третьи подчеркивают зависимость самостоятельности от системы отношений личности к окружающему (В.С.Котырло, Е.В. Субботский).
В зарубежной психологии также значительное количество исследований посвящено этой проблеме (Р. Крачфилд, США).
Проблема формирования самостоятельности как свойства личности в отечественной психологами базируется на теоретических позициях о взаимодействии человека с окружающей средой (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) как решающем факторе.
Работы Эльконина Д.Б., Ананьева Б.Г., Лисиной М.И. свидетельствуют о том, что хотя роль взрослого в развитии личности дошкольника остается ведущей, поведение ребенка становится с годами все более независимым, в силу чего происходит «распад» его совместной деятельности со взрослыми и формируется тенденция к самостоятельности.
Итак, динамика самостоятельности зависит от требований, предъявляемых ребенку взрослыми, от ситуации, в которой он действует, от личности в целом. Поэтому структуру данного качества необходимо рассматривать всесторонне, анализировать поведение ребенка в различных ситуациях, в связи с условиями его жизни и воспитания в семье и дошкольном учреждении. (Ананьев Б.Г.).
Развитие самооценки
Важнейшим волевым качеством личности, обеспечивающим связь с окружающим и регуляцию поведения, является самооценка.
Психологические исследования становления самооценки в дошкольном возрасте позволили обнаружить ее большую неустойчивость и противоречивость. Р.Б. Стеркина, выявив определенную специфику в этом процессе, рассматривает:
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического ...
... - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» Развитие восприятия 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия ... - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» Развитие мышления 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) ...
– общую самооценку, проявляющуюся в оценке собственных достоинств, при сравнении себя с другими;
– конкретную самооценку своих возможностей в определенном виде деятельности;
– динамическую самооценку в самом процессе деятельности в виде выбора заданий определенной трудности.
Развитие самооценки идет в направлении от динамической через конкретную к общей. Формирование этого важнейшего качества личности происходит под влиянием оценки, высказанной окружающими, особенно взрослыми.
Роль родителей в становлении эмоционально-волевой готовности и формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность. Если у ребенка в 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть еще очень простые, такие, как убрать свои игрушки или подмести в комнате, помыть посуду, сходить в магазин за хлебом, то такой ребенок оказывается гораздо более готовым к школе, чем тот, за которого все это делает мама или бабушка.
Таким образом, хотя мы привели не самый полный список психологических требований, которые предъявляет ребенку наша школа, уже из вышесказанного можно сделать несколько важных выводов.
Во-первых, чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа и детского сада, родителей и учителей. Причем эта работа не может ограничиваться только обучением читать, писать, считать.
Во-вторых, традиционные, принятые в нашей школе формы работы не позволяют учителю распознать, какие психологические трудности мешают данному конкретному ребенку справиться с учебным заданием. Поэтому учитель, как правило, оказывается беспомощным сам и не может подсказать родителям, как помочь первокласснику, над чем работать. Отсюда и общие жалобы на невнимательность или плохую память и общие рецепты: больше заниматься.
В-третьих, только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой, может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Граммотное использование результатов диагностики позволит исправить ситуацию.
Наконец, в-четвертых: если своевременно проконсультироваться со специалистами–психологами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить развернутые рекомендации, то можно подготовить ребенка к школе таким образом, чтобы он туда ходил с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.
литература
Основная
1. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
2. Иванова О.Н.Обучаемость, как принцип развития умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1968
3. Кравцова Е.Е.Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: Педагогика, 1991.
Периоды развития теории управления
... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа научного управления. Фредерик Тейлор внес вклад, внес изучение времени, ...
4. Выготский Л.С.Проблема возраста. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
5. ЛубовскийД.О. Психологические проблемы диагностики аномального развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
6. Морфа-функциональное созревание функциональных систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Феникс, 1981.
7. Непомняшая Н.И.Структура произвольной деятельности у дошкольников. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. – М.: Наука, 1965.
8. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
9. Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1986.
11. Салмина Н.Г.Знак и символ. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
12. Шванцара.Диагностика психического развития. Школьная зрелость. – М.: Педагогика, 1973.
Дополнительная
1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.
2. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. – 1988. – №9.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994.
4. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т 4.
5. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. – 1990. – №3.
6. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.
7. Змановский Ю. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 1983. – №2.
8. Кеэс Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. – 1983. – №6.
9. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Педагогика, 1983.
10. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.
11. Кравцов Г. Царевна Несмеяна и другие или формирование произвольности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №11.
12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.
13. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Феникс, 1998.
14. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //Семья и школа. – 1987. – №4.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. – М.: Россиское педагогическое агентство, 1996.
16. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
17. Рахметжаева В. Рассеянный первоклассник. Что делать? // Семья и школа. – 1987. – №10.
18. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Наука, 1998.
19. Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе // Дошкольное воспитание. – 1987. – №2.
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...
... дети дошкольный воспитатель Введение Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте ...
20. Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное воспитание. – 1989. – №3.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед.учебных заведений. – М.: Академия, 1996.
22. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирование начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. – 1988. – №3.