Экзаменационный билет № 26 2

  1. Понятие педагогической системы. Оценка продуктивности педагогической системы. Авторские системы деятельности.
  2. Основные современные направления консультирования. Их достоинства и ограничения.
  3. Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?». Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?». Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка – на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д. (по С.Л. Рубинштейн).

1.Понятие педагогической системы. Оценка продуктивности педагогической системы. Авторские системы деятельности.

Педагогическая система это множество взаи­мосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в цело­стном педагогическом процессе. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы — осуществление целей, которые задаются ей обществом. Существует ряд принципов, на которых строится управление педагогическими системами:1. демократизация и гуманизация;2. системность и целостность в управлении; 3. научность; 4. рациональное сочетание централизации и децентрализации; 5. единство единоначалия и коллегиальности в управлении; 6. оптимальность и эффективность в выборе методов решения задач управления;7. объективность и полнота информации.

4 стр., 1637 слов

Система педагогической работы с детьми с дислексией

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы педагогической работы с детьми с дислексией 1.1. Особенности развития и проблемы обучения у детей с дислексией 5 1.2. Проблемы развития мотивационной сферы детей младшего школьного возраста 14 Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного подхода в образовании 2.1. Организация и методы исследования 22 2.2. Анализ ...

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

Яснополянская школа Л.Н. ТолстогоЯснополянская школа, в 1859—1862 начальная школа, открытая Л. Н. Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. В комнатах школы было всегда убрано; классы побелены, вдоль стен и на стенах были развешаны и поставлены разные камни и камушки, высушенные бабочки и букашки, камыши, травы и цветы для учеников.. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В планы преподавания обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

Никаких наказаний в школе не было и в помине. Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дому и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий. По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

9 стр., 4168 слов

Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как условие становления личности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реферат на тему: "Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как условие становления личности" 1997 г. Введение. Являясь высшей ступенью живых организмов на Земле, человек, с одной стороны, зависит от природы, с другой, обладает духовно-культурным возвышением над ней. Все это привело к различным с философской ...

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию. Авторская школа В.А. Сухомлинского.Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей индивидуальной духовной деятельности и обогащаться в духовном общении. Среди различных средств воспитания, воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Для Сухомлинского культ матери — это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Другой идеал воспитания — труд как основа воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду.Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

5 стр., 2375 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГПГУ») ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Направление подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) ...

Авторская школа В.А. Караковского. Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых. Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов.Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая — это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа).

6 стр., 2981 слов

Экспериментальные школьные системы обучения

... из первых понял, что современная система обучения не соответствует требованиям времени, что выпускник школы не должен быть «заложником» ... Занков. Система Л.В. Занкова предполагает приоритет конкретного развития личности, учёт её интересов при обучении и воспитании. Таким ... первый класс, родители раздумывают, в какую школу, в какую систему обучения отдать своего ребенка – будущего первоклассника? В ...

Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа — остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила — лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. В школе реально существуют дидактические и воспитательные системы. Включение урока в воспитательную систему многое меня­ет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и зада­чам системы. Целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитания сред­ствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе воз­никает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится ак­тивным субъектом познавательного процесса. Существенной характеристикой системы В.А.

Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности. Характерной чертой школы В.А. Караковского являет­ся сочетание разнообразных форм учебной и внеучебной деятель­ности. Концепции, ориентированные на коллективное воспитание В.А. Караковского, основанны на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. Адаптивная модель школы Е.А. Ямбурга Ее суть — адаптация учебной системы к возможностям и потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделать школьную систему под ребенка — идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом и интересна.То есть это школа, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат — разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. и т. д.).Главные принципы адаптивной школы — ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе.Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, — это возможность постоянно выбирать.

4 стр., 1502 слов

влияние семьи и школы на формирование личности ребенка

... Изучить влияние семьи и школы на формирование личности ребенка Объект: семейное воспитание ... Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М.: Академия, 1993, ... и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека //Вопросы психологии.-1984.-№3.- ... индивидуально-типологические своеобразия нервной системы имеют известное значение. Но ... // Начальная школа. 1999, №6. -с.12-16. 22. Макаренко А.С. ...

В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили — в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное — чтобы он подходил детскому коллективу.Коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящие. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме — на территории начальной школы.

Авторская школа А.С. Макаренко Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.).

При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Отсюда — принцип второй: самоуправление. Принцип третий: коллективная ответственность..Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами, во многом помогает детям чувствовать себя хозяевами и творцами своей жизни Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду, что особенно актуально сегодня, когда сознание значимости труда у молодежи явно снижено. Его педагогическую концепцию можно охарактеризовать как оптимистическую (с приоритетом категории будущего), социально-личностную (первенство общности) и как концепцию целостного развития личности (основанного на волевой активности).

Душа общинно-коллективистской педагогики Макаренко — социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

2.Основные современные направления консультирования. Их достоинства и ограничения

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.

Адлеровское направление акцентирует внимание на человеке. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни и сам творит свою судьбу поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересам. Жизненные трудности способствуют неблагоприятному стилю жизни, нормальным развитием личности предполагается нормальные цели.

Поведенческое направление – человек продукт среды и одновременно его творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают не средствами подкрепления и имитации. Проблемы возникают в процессе плохого обучения.

Рационально-эмоциональная терапия – человек рождается со склонность к рациональному мышлению. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных утверждений. А в основе нормального поведения лежат рациональное мышление.

Ориентированное на клиента терапия – акцентируется позитивная природа человека, свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажения оценок своего личностного опыта.

Экзистенциальное направление – способность человека познать свой внутренний мир, свободно выбрать свою судьбу, а также ответственности и экзистенциальной тревоги, как основному мотивирующему фактору, поиску в бессмысленном мире, одиночеству и отношению с другими.

Гуманистическая психология – основная ее концепция создана Роджерсом. В ее основу были вложены анализ собственных чувств, которые возникли у него при общении с клиентом. Благодаря открытым им условиям, которые способствуют процессу ПТ они приводят клиента к изучению своих внутренних переживаний к более реалистичному пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно это теории человек приобретает способность решать проблемы, с которыми столкнулся.

Поскольку в ПК нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, ПК можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в ПК. Интимно-личностное ПК – консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания. Семейное ПК – по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или семьях других, близких для него людей. Психолого-педагогическое ПК обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, педагогического руководства. Деловое консультирование – связано с решением деловых проблем, вопросов выбора профессии.

Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. Каждый консультант выбирает ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения.

3.Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?». Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик». обобщение (Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства)

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?». Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти». Анализ (Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы.)

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка – на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д. (по С.Л. Рубинштейн).

Классификация (классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.)