Экзаменационный билет № 26 2

  1. Понятие педагогической системы. Оценка продуктивности педагогической системы. Авторские системы деятельности.
  2. Основные современные направления консультирования. Их достоинства и ограничения.
  3. Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?». Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?». Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка – на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д. (по С.Л. Рубинштейн).

1.Понятие педагогической системы. Оценка продуктивности педагогической системы. Авторские системы деятельности.

Педагогическая система это множество взаи­мосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в цело­стном педагогическом процессе. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы — осуществление целей, которые задаются ей обществом. Существует ряд принципов, на которых строится управление педагогическими системами:1. демократизация и гуманизация;2. системность и целостность в управлении; 3. научность; 4. рациональное сочетание централизации и децентрализации; 5. единство единоначалия и коллегиальности в управлении; 6. оптимальность и эффективность в выборе методов решения задач управления;7. объективность и полнота информации.

3 стр., 1077 слов

О наиболее интересной педагогической системе (Педагогическая ...

... переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить ... обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы ... учителю и воспитателю, но и родителю в том числе. Антон Семенович был одним из ... промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один ...

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

Яснополянская школа Л.Н. ТолстогоЯснополянская школа, в 1859—1862 начальная школа, открытая Л. Н. Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. В комнатах школы было всегда убрано; классы побелены, вдоль стен и на стенах были развешаны и поставлены разные камни и камушки, высушенные бабочки и букашки, камыши, травы и цветы для учеников.. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В планы преподавания обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

Никаких наказаний в школе не было и в помине. Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дому и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий. По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию. Авторская школа В.А. Сухомлинского.Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

4 стр., 1637 слов

Система педагогической работы с детьми с дислексией

... на организацию педагогической работы с ним в школе. Предмет исследования – особенности мотивации учебной деятельности детей с дислексией, как фактора успешного построения системы педагогической работы с ... обучения ребенка в школе. К таким факторам, прежде всего, относится школьная мотивация. Литература 1. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности. ...

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей индивидуальной духовной деятельности и обогащаться в духовном общении. Среди различных средств воспитания, воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Для Сухомлинского культ матери — это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Другой идеал воспитания — труд как основа воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду.Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

3 стр., 1401 слов

Воспитание здорового образа жизни обучающихся 1-2классов во внеурочной ...

... главе…………………………………………………………….17 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 1-2 КЛАССОВ……………….………………………..19 2.1. Внеурочная деятельность в начальной школе…………………19 2.2. Формы и методы ... содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В системе внеурочной деятельности большое значение имеют спортивные совершенствование учащихся, развитие их ...

Авторская школа В.А. Караковского. Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых. Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов.Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая — это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа).

Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа — остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила — лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. В школе реально существуют дидактические и воспитательные системы. Включение урока в воспитательную систему многое меня­ет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и зада­чам системы. Целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитания сред­ствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе воз­никает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится ак­тивным субъектом познавательного процесса. Существенной характеристикой системы В.А.

6 стр., 2981 слов

Экспериментальные школьные системы обучения

... мир. «Школе предстоит сыграть выдающуюся роль в воспитании нового человека, в формировании всесторонне развитой личности. … Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует ... осмыслены современными педагогами. От правильной реализации этих принципов зависит эффективность системы обучения. 1. Обучение должно быть трудным, но посильным для освоения ребёнком в зоне ...

Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности. Характерной чертой школы В.А. Караковского являет­ся сочетание разнообразных форм учебной и внеучебной деятель­ности. Концепции, ориентированные на коллективное воспитание В.А. Караковского, основанны на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. Адаптивная модель школы Е.А. Ямбурга Ее суть — адаптация учебной системы к возможностям и потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделать школьную систему под ребенка — идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом и интересна.То есть это школа, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат — разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. и т. д.).Главные принципы адаптивной школы — ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе.Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, — это возможность постоянно выбирать.

В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили — в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное — чтобы он подходил детскому коллективу.Коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящие. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме — на территории начальной школы.

Авторская школа А.С. Макаренко Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.).

При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Отсюда — принцип второй: самоуправление. Принцип третий: коллективная ответственность..Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами, во многом помогает детям чувствовать себя хозяевами и творцами своей жизни Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду, что особенно актуально сегодня, когда сознание значимости труда у молодежи явно снижено. Его педагогическую концепцию можно охарактеризовать как оптимистическую (с приоритетом категории будущего), социально-личностную (первенство общности) и как концепцию целостного развития личности (основанного на волевой активности).

8 стр., 3698 слов

3. Роль обучения и воспитания в развитии личности

... воспитания подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают ... и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае ...

Душа общинно-коллективистской педагогики Макаренко — социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

2.Основные современные направления консультирования. Их достоинства и ограничения

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.

Адлеровское направление акцентирует внимание на человеке. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни и сам творит свою судьбу поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересам. Жизненные трудности способствуют неблагоприятному стилю жизни, нормальным развитием личности предполагается нормальные цели.

Поведенческое направление – человек продукт среды и одновременно его творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают не средствами подкрепления и имитации. Проблемы возникают в процессе плохого обучения.

Рационально-эмоциональная терапия – человек рождается со склонность к рациональному мышлению. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных утверждений. А в основе нормального поведения лежат рациональное мышление.

Ориентированное на клиента терапия – акцентируется позитивная природа человека, свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажения оценок своего личностного опыта.

Экзистенциальное направление – способность человека познать свой внутренний мир, свободно выбрать свою судьбу, а также ответственности и экзистенциальной тревоги, как основному мотивирующему фактору, поиску в бессмысленном мире, одиночеству и отношению с другими.

Гуманистическая психология – основная ее концепция создана Роджерсом. В ее основу были вложены анализ собственных чувств, которые возникли у него при общении с клиентом. Благодаря открытым им условиям, которые способствуют процессу ПТ они приводят клиента к изучению своих внутренних переживаний к более реалистичному пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно это теории человек приобретает способность решать проблемы, с которыми столкнулся.

9 стр., 4123 слов

Сущность проблемы применения дифференциации в обучении

... анализ психолого-педагогических и методических источников с целью изучения состояния исследуемой проблемы; · разработать варианты разноуровневых заданий для уроков технологии в основной школе.   Сущность проблемы применения дифференциации в обучении ... ученые определяют индивидуальность человека. В гуманистических философских ... постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения ...

Поскольку в ПК нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, ПК можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в ПК. Интимно-личностное ПК – консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания. Семейное ПК – по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или семьях других, близких для него людей. Психолого-педагогическое ПК обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, педагогического руководства. Деловое консультирование – связано с решением деловых проблем, вопросов выбора профессии.

Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. Каждый консультант выбирает ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения.

3.Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?». Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик». обобщение (Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства)

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?». Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти». Анализ (Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы.)

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка – на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д. (по С.Л. Рубинштейн).

Классификация (классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.)