Эгон Фабиан Глоссарий основных понятий динамической психиатрии

Egon Fabian

GLOSSAR DER GRUNDBEGRIFFE DER

DUNAMISCHEN PSYCHIATRIE

GLOSSARY OF BASIC TERMS OF

DUNAMIC PSYCHIATRY

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

ДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ

1994

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий глоссарий я составил по поводу 10-го мирового конгресса Динамической психиатрии в Санкт-Петербурге в ок­тябре 1994 г., являющегося первым таким конгрессом, состояв­шимся в России. Цель глоссария познакомить широкий круг русско- и англоязычных читателей и заинтересованных лиц с основным словарем Динамической психиатрии.

С первого дня прикосновения к учению Гюнтера Аммона я всегда заново обнаруживал, что — не в последнюю очередь благодаря ясной и простой речи, которой он пользуется,— его мысли доступны. Понятность его речи также отражает его глу­бокую научную ценность. Он презирает интелектуализирующую смутность в стиле, порождающую ненужную дистанцию и тем самым служащую духовным “белым халатом”. Он по­нимает функцию терапевта как первого слуги больного.

Концепция Берлинской школы Динамической психиатрии во всех своих высказываниях по поводу здоровья и болезни основывается на эксплицитном образе человека как внутренне свободного, способного к контакту и развитию, живущего в группах и носящего в этическом и политическом отношении ответственность существа. Интегрированная психодинамическая и терапевтическая концепция Аммона по отношению к психиче­скому заболеванию является результатом десятилетнего тера­певтического контакта с больными людьми и не представляет собой плод теоретизирующей спекуляции из-за письменного стола.

Динамическая психиатрия не ориентирована исключитель­но на Европу, ибо ее взгляд направлен прежде всего на внут­реннее ядро человека, на групповую динамику и на имеющуюся в каждой группе социальную энергию, т. е. элементы, которые, несмотря на все транскультурные различия, являются общим достоинством. Учение Динамической психиатрии универсально в смысле романтической и гуманистической традиции культуры и науки, сторонником которой признает себя Аммон.

Поэтому этот глоссарий является скорее не собранием объ­яснений понятий, а приглашением ознакомиться с учением Ди­намической психиатрии и путеводителем. Отдельные объясне­ния основаны на концепции самого Аммона в глоссариях его книг “Psychoanalyse und Psychosomatik” (Piper, 1974), “Der mehrdimensionale Mensch (Pinel, 1986) и “Vortrage 1969—1988” (Pinel, 1988), которые были расширены и подняты на новейший уровень концептуального развития. Данные объяснения поня­тий, конечно, не исчерпывающие. Для углубленного понимания понятий в общем контексте Динамической психиатрии я пред­лагаю просмотреть перечень литературы в конце глоссария.

8 стр., 3932 слов

Социальные аспекты психиатрии (вопросы социальной реабилитации,

Семиотика психических болезней и частная психиатрия составляют единое целое. Знание психопатологии помогает в постановки диагноза нозологической формы. Постановка ...

Мое желание — внести свой вклад в распространение мыс­лей в согласии с идеями Динамической психиатрии. Составле­ние глоссария также связано с надеждой, что он послужит ка­тализатором для дальнейших переводов трудов Аммона на другие языки.

Эгон Фабиан

ГЛОССАРИИ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ1

Д-р мед. (университет Тель-Авив, Израиль)

Эгон Фабиан

Агрессия

В отличие от Фрейда, который понимает агрессию (а.) как разрушительную силу в смысле стремления к смерти, Аммон воспринимает агрессию как центральную гуманную функцию, расположенную в несознательном ядре личности: изначальная конструктивная агрессия в смысле первоначальной открытости ребенка к окружающей среде и в смысле обнаруживающего контакта и любопытства (ad gredi — подходить к чему-нибудь) под влиянием деструктивной динамики первичной группы (семьи) превращается в деструктивную агрессию. Она играет важную роль при всех архаичных болезнях личности. Деструк­тивная агрессия может быть направлена наружу (деструктив­ное отреагирование, деструктивная сексуальность, преступ­ность, а также разрушительные фантазии, чувства местицинизма и т.д.) или внутрь (психосоматика, депрессия, мания, суицидальность или отреагирование несчастными случаями, са­моповреждениями или запущенностью).

Терапевтическая об­работка деструктивной а. представляет собой основное звено динамико-психиатрическои терапии идентичности. Деструктив­ная а. выражается в разрыве контактов и отношений, цели и задачи всегда заново ставятся или разрушаются. Дефицитная а обозначает отсутствие потребностей, интересов и задач, а также пассивное уединение от людей и вещей. Она проявля­ется часто в чувстве внутренней пустоты и скуки, в чувствах вины и склонности к быстрым уступкам в конкурентных и конфликтных ситуациях, в общем, в неспособности к установ­лению контактов. Конструктивная а. означает установление контактов, выражение точки зрения, способность к отношениям, она позволяет конструктивное столкновение с лицами и груп­пами. “Человеческие отношения требуют агрессивного столкно­вения …, чтобы они были плодотворными. Конструктивно-агрес­сивный подход к человеку представляет собой настоящее уста­новление контакта, которое может привести к развитию отно­шений и дружбы. Конструктивная, плодотворная а. всегда обо­значает также выражение точки зрения и идентичности и вклю­чает в себя социально-энергетическое столкновение”. Три разных аспекта а. (конструктивный, деструктивный, дефицитный) можно установить с помощью шкалы ИСТА.

Андрогинность

“Человек рассчитан андрогинно, т. е. в виде двух полов, как в телесном, так и в психическом отношении. У него возмож­ность чувствовать и вести себя или по-мужски или по-женски”. Андрогинность (а.) относится к человеку в целом и “касается всех сфер идентичности не только сексуальной структуры, а также структуры образа жизни, телесности, эмоциональности, сферы профессии и работы, выбора партнера и т. п.”. Любая абсолютная зафиксированность на роли полов является пато­логией. Человек может проявлять разные мужские и женские стороны в области профессии, сексуальности, интересов, пере­живаний, чувств и мышления. С помощью диагностического теста АДА (размер андрогинности по Аммону) эти аспекты можно установить в самооценке и в оценке других и сравни­вать друг с другом.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

Архаичные болезни Я

Архаичные болезни Я (а.) —психические или физические (пси­хосоматические) заболевания, генезис которых связан с нару­шенным симбиозом в раннем детстве (комплекс симбиоза) в рамках патологической первичной группы, в частности в смыс­ле патологического симбиоза между матерью и ребенком. В осо­бенно тяжелых случаях не достигается симбиотической фазы. Первичная группа не может содействовать в соответствующей мере развитию функций Я ребенка и отмеживанию его иден­тичности. А. представляет собой болезни идентичности, к ко­торым на скользящем спектре относятся психозы, заболевание, бордерлайн, деструктивная сексуальность (так называемое половое извращение), заболевания навязчивостями и манией и психосоматика. “Симптом а. в важных областях испытания заменяет коммуникацию все неудающейся саморазорительной попыткой, “чувствовать самого себя” в смысле восприятия соб­ственного существования”. Лечение а. должно сосредотачи­ваться в первую очередь не на симптомах, а, в рамках навер­тывающего развития Я, на постройке и интеграции расщеп­ленной и обладающей проблемами личности (дыра в Я).

Болезнь

Болезнь (б.) обозначает не только лишение здоровья, а также временную потерю равновесия или дезинтеграцию разных функций личности (гуманные функции) и, тем самым, аррегирование в развитии. Б.— это отчужденность “в контакте человека с самим собой, с собственным несознательным, со своими потребностями в идентичности, отчужденность в его контакте с другими людьми, с окружающей средой, с собственной исто­рией, культурой и с природой. Так что б. представляет собой не данное от природы роковое явление, а начатое в раннем детстве ущемление ребенка в его потребности в признании как индивидуального человека. Психически больные лица в раннем детстве главным образом испытывали деструктивный, ограни­ченный отдельными аспектами их личности контакт, или рав­нодушие. Связанные с этим деструктивные и дефицитные про­цессы обмена социальной энергией создают гуманную струк­туру, которая, главным образом деструктивно-дефицитная, что обозначает, между прочим, “блокирование” нужных для раз­вития человека процессов дифференцирования и интеграции несознательной центральной структуры личности. Болеть с этой точки зрения обозначает иметь повреждения в регуляции соз­дающих структуру и приводящих к перемене процессов обмена социальной энергией между отдельным человеком и группой. Симптомы болезни ввиду этого надо понимать как компенса­цию структурального дефицита в центральном ядре личности (дыра в Я) и как замену регуляции и интеграции”.

Болезни Я (см. архаичные болезни Я)

Вспомогательные функции Я

5 стр., 2417 слов

Взгляды Выготского Л.С. по проблеме высших психических функций человека

... в качестве средства дальнейшего развития поведения. 1.2 Строение высших психических функций Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся ... Ш социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова). Ш опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на ...

“Временное принятие на себя не развитых или еще неразвитых или поврежденных гуманных функций (например, страх, агрес­сия, Я-отмежевание) одного человека другими лицами, напри­мер, членами группы, терапевтом или во время симбиоза в ран­нем детстве первичными контактными лицами. Путем предо­ставления здоровых гуманных функций можно стабилизиро­вать личность людей с дефицитной гуманной структурой, так чтобы они могли бы лучше справляться с реальностями и с ком­муникацией в группах. Этим принятием на себя вспомогатель­ных функций Я (в.) другими пациентами, например, в группе, работающей в среде в динамично-психиатрической клиники, играет важную роль в лечении, например, психотических па­циентов. Такие пациенты часто приходят на лечение только тогда, когда отпадает их в., например, вследствие разлуки с партнером или его болезни.

Время

Понятие время (в.) в концепции гуманной структурологии от­носится к отдельному человеку и индивидуально, в зависимости от группы. В. может обозначать депрессивное, бесконечное, пу­стое, отчужденное, мертвое в., а также настоящее живое, интен­сивное заполненное в “человеческой встрече и деятельности”.

Время жизни — это время, которое зависит от группы, время, заполненное социальной энергией и основанное на собственной идентичности в., достижение чего должно являться более глу­бокой целью любой терапии.

Группа

Сеть межчеловеческих отношений, матрица (Фоукс), в которой имеет место жизнь и развитие индивида. Каждый человек со­стоит в различных группах (группа семьи, коллег по работе, политические группы, группы, преследующие совместные инте­ресы), по воздействию которых он меняется, и которые он сам меняет. “Human beings are group beings. The group, its dyna­mics, its atmosphere, its social energy as well as its social dy­namics and cultural dependence on larger social groups, deter­mine man’s life and identity.”

В соответствии с пониманием Динамической психиатрии, группа и, прежде всего, первичная группа семьи, это то место, где образуется на основе группово-динамических и социально-энергетических процессов идентичность и, тем самым, болезнь или здоровье. Для терапии лиц с архаичной болезнью Я (архаичные болезни Я) группа представляет средство, которым он отреагирует на деструктивную динамику своей болезни так, что она выявляется. Несознательно он переносит всю семью и отдельных ее членов в группу, которая, в свою очередь, комп­лексным образом — отображением и обратным переносом — представляет аспекты его семьи. В терапевтической группе, на­пример, в группе по терапии в среде в динамично-психиатриче­ской клинике (см. групповая динамика, см. психосоматика, см. терапия в среде) собственная динамика становится явной и мо­жет изменяться под руководством терапевтов со специальной подготовкой по групповой динамике. Таким образом, пациент испытывает эмоциональное исправление (Ф. Александр) или повторение и навертывание, которые позволяют ему постоянно выйти из принуждения повторения болезни в пользу развития идентичности в смысле наверстывающего развития.

Групповая динамика

5 стр., 2383 слов

Взаимоотношения людей в группе и их динамика

... группах людей, и конечно, рассмотреть динамику взаимоотношений между людьми. Объект исследования - взаимоотношения людей и их динамика. Предмет – взаимоотношения людей в группе государственных служащих. Цель – изучить взаимоотношения людей в группе ... представлен в Приложении 3). В нем приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемому предлагается описать психологическую ...

“Динамика, т. е. сплетение отношений в виде процесса, которая спонтанно образуется во всех человеческих группах. Первым обнаружил и описал этот феномен социолог Курт Левин. С. X. Фоукс ввел его в аналитическую групповую терапию. В Динамической психиатрии групповую динамику понимают не как пересекающиеся интеракции, а как группово-динамическое поле. “Познания” групповой динамики (г.) нужны не только для психотерапии, но также для политических групп учреждений, партий, совместно проживающих групп, университетов, научно-исследовательских групп, судебных заседаний и для педагогики”. Болезнь в смысле Динамической психиатрии понимается как освоенные деструктивно-дефицитные г. и со­циальная энергия первичной группы. В условиях патологиче­ского принуждения повторения в жизненных и терапевтических группах больного она возобновляется или агируется. Поэтому имеет огромное терапевтическое значение и представляет со­бой один из китов гуманструктурального лечения.

Гуманные функции (функции Я)

Расположенные в сознательной или несознательной области личности функции, находящиеся во взаимосвязи между собой. Они могут быть либо конструктивными, либо деструктивными, либо дефицитными. К центральным (несознательным) гуман­ным функциям (г.) относятся агрессия, страх, нарциссизм, Я-отмежевание, интеграция Я, творческая сила, телесное Я, сек­суальность, способность к группам, регуляция фрустрации как и идентичность как вышепоставленная и придающая динами­ку г. К вторичным г. (или г. поведения) относятся: мышление, память, интеллект, аффекты, язык, моторика, способность к сно­видениям, вытеснение и другие оборонительные функции Я. Концептуализация г. представляет собой главный элемент кон­цепции гуманных структур Динамической психиатрии (гуманструктурология).

Депрессия

Как в случае шизофрении (шизофреническая реакция) и психо­соматики Динамическая психиатрия различает депрессию как симптом и депрессивную структуру. Депрессия как симптом не­специфически является частью любой архаической болезни. Де­прессия как структура см. нарцисстическая депрессия.

Диагностический процесс

Для индивидуально рассчитанной терапии надо сначала поста­вить индивидуальный диагноз, охватывающий как больные (де­структивные и дефицитные), так и здоровые (конструктивные) аспекты личности в смысле “профиля гуманной структуры” (концепция гуманной структуры).

Динамическая психиатрия исходит из принципиальной изменяемости психической струк­туры человека. При этом поставленный в один момент диагноз или диагностическое описание человека не имеет статистиче­ский характер, а понимается процессуально в согласии с тера­певтическим процессом развития, т. е. диагноз изменяется входе терапевтического процесса в смысле “diagnostic process”. “The patient’s paradigms represent his repetition-compulsion and his ego autonomy status. The understanding of the patient’s para­digms begins at the time the patient enters the hospital and dis­continues when the patient is discharged… Developing parallel to the diagnosing process, which understands the patient’s intra-psychic process and describes it, is the treatment programm pro­cess. The treatment programm corresponds to the diagnosis”.

10 стр., 4827 слов

Человек и смысл его жизни

... так или иначе, но всегда выступает как мифологическое (символическое) выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной жизни. Проблема бога в религии – это в итоге ... знания. Не совсем удачным кажется и такое толкование философского смысла понимания человека, специфики философского подхода к человеку, который видится в комплексной, целостной характеристике последнего. Немало авторов, ...

Динамическая психиатрия

“Первоначально разработанная в США психиатрическая кон­цепция эклектического характера, пытающаяся привлечь по­нятия психоанализа к применению психиатрии. Главные пред­ставители: Карл Меннингер, Франц Александер, Херр Стэк Салливэн, Фрида Фромм-Рейхманн, Бруно Беттельхейм, Мар­тин Гротян. Здесь понятие используется, исходя из определений Аммона (Динамическая психиатрия Берлинской школы, гуманструктурология) и обозначает интеграцию психиатрии психоанализа, групповой динамики и психосоматики в рамках творческой терапевтической концепции, которую можно рас­сматривать как смену парадигм, как “смену в подходе к нау­ке, к человеку, смену в подходе к тому, что раньше обознача­лось болезнью и ее категориями, смену в подходе к самому себе вплоть до нового восприятия организационных форм об­щества”. Поэтому при смене парадигм в психиатрии речь идет об изменении подхода к человеку как таковому. “Динамиче­ская психиатрия противопоставляет догме непонятности тера­певтического пессимизма по отношению к психическим болез­ням парадигму понятности и терапевтического оптимизма… Дискуссия о наследственности конституциональности и уязви­мости для нашей концепции и наших представлений психоте­рапии не имеют значения. Лечить может только тот, кто верит в возможность вылечивания, также если понятие о том, как можно лечить, в ходе процесса развития науки все меняется”. (Это касается, конечно, не только понятия и терапии психозов, а также остальных архаичных болезней Я (см. также Этика).

Дыра в Я

Впервые описанный Аммоном в 1971 г. структурально-нарцисстический дефицит архаично больного человека. Дыра возни­кает в смысле дефекта границы Я на основе отклоняющейся, не отвечающей на потребности ребенка первичной группы, что приводит к отщеплению целых областей переживания в разви­тии ребенка. Эта структуральная дыра в зависимости от груп-пово-динамической констелляции поврежденной преэдиповской группы, так сказать, “восполняется” специфической симптома­тикой: психосоматическим заболеванием психотической (ши­зофренической или манически-депрессивной) симптоматикой, симптоматикой бордерлайн, манией или деструктивной сек­суальностью.

Здоровье

Здоровье (з.) в понятии Динамической психиатрии надо пони­мать не как статическое хорошее самочувствие, а как “дина­мически и в виде процесса развивающееся событие”. Быть здоровым обозначает быть способным к развитию. Здоровье обо­значает целостный процесс гомеостаза в смысле текущего рав­новесия тела, духа, души и окружающей среды. С точки зре­ния гуманной структуры (концепция гуманной структуры) это обозначает постоянный процесс интеграции первичных, цент­ральных и вторичных структурных долей (гуманная функция) со способностью принимать и отдавать (социальную энергию) в группах, в которых живет человек, и которые он так же фор­мирует. 3. обозначает многомерность и идентичность, направ­ленные на личные вышепоставленные цели жизни. Переходы между здоровыми и больными долями Я, между з. и болезнью, надо понимать в смысле скользящего спектра (архаичные бо­лезни Я, спектральная теория).

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности ... – механизмы овладения поведен. 18 16.1 Поиск смысла и принятие волевого решения о его реализации ... терапии 40 29.1 Стиль жизни и типология установок в индивидуальной психологии Адлера 41 29.2 Слагаемые личности ...

Идентичность

В центре понимания человека в смысле гуманной структурологии и вытекаемой из нее науки, практики лечения и профи­лактики стоит концепция идентичности (и.).

“И. представляет собой процесс, постоянный поиск, постоянное развитие”. Группово-динамический момент и. можно понять как “сумму накоп­ленного в ходе жизни опыта и идентификации”. Она является суммой освоенных групповых отношений с рождения до смер­ти и находится в постоянном динамическом движении. И. и группа обозначают “…принципы человеческой жизни как та­ковые”. С энергетической точки зрения и. можно понять как манифестировавшуюся социальную энергию, если эта энергия в процессе обмена между отдельными лицами и лицами и груп­пой создает структуру. Архаичные болезни Я всегда представ­ляют собой болезни идентичности и их терапия должна, в це­лях изменения структуры, представлять собой терапию иден­тичности.

ИСТА (см. текст структуры Я по Аммону).

Концепция гуманной структуры (гуманструктурология)

Разработанная Гюнтером Аммоном “концепция личности со своими биологическими (в частности нейрофизиологическими) сознательными и несознательными структурами, со своими важными для человека гуманными функциями”. Разработанный Аммоном и его сотрудниками тест структуры Я (ИСТА) позволяет создать тест-психологическую картину “индивидуаль­ного профиля с соответствующими конструктивными, деструк­тивными и дефицитными гуманными функциями”.

Многомерность

Концепция многомерности (м.) человека отменяет дуалистиче­ское мышление в пользу парадигматически нового холистского понимания. Человека воспринимают как одно целое со своими синергическими сферами тела, духа и души. Полярные катего­рии больной—здоровый, сома—психика, друг—враг — узкие и поощряют одномерное каузальное мышление. Болезнь, вместо этого, надо понимать как стеснение первоначальной м. чело­века, его развития и способностей, его творчества и целей, его духовных способностей и социальных контактов и его пережи­вания времени. Признание включенных в человека многомер­ных возможностей и потребностей имеет лечебное воздействие и, наряду с принципами андрогинности, первично конструктив­ной агрессии социальной энергии, образует основу принци­пиального терапевтического оптимизма Динамической психиат­рии.

Нарциссизм

В отличие от Фрейда, который понимает нарциссизм (я.) а смысле либидонозного добавления к эгоизму инстинкта само­сохранения, и от Когута, который имеет инстинкт инстинктпси-хологическую концепцию н„ применяя ее к биологической кон­ституции человека, Аммон считает н, одной из центральных гу­манных функций в “смысле исходного потенциала развития ре­бенка”, патологические формы которого образуются на основе несознательного отвержения ребенка и недостаточной нарцисстической поддержке со стороны первичной группы во время симбиотической фазы развития ребенка. Н. можно понимать как регулятор остальных гуманных функций. Конструктивный н. — это “неприватистская форма любви самого себя”, вклю­чающая в себе автономию Я и чувство собственного достоин­ства, одобрение как собственного тела и эротики, так и собст­венной духовности. Н. “может образоваться только в живой группе необладающей гибкими границами” и “невозможен без отношения к группе”. Дефицитный и деструктивный н. как па­тологическое искажение н. образуются в первичных группах, которые неспособны к новым восприятиям, неспособны предо­ставить младенцу или маленькому ребенку адекватную защиту и теплоту и заимствовать за него границы Я. Такая группа предоставляет ребенку искаженное или противоречивое вос­приятие реальности (как, например, в виде так называемой коммуникации “давль байнд”).

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.   2. Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в ...

Деструктивный н. наружу про­является аутистическими формами приватизма, изолирован­ностью, неспособность к контакту и к отношениям, вовнутрь — бредовыми идеями, галлюцинациями или психосоматическими реакциями. Дефицитный н. представляет собой часть дефицит­ной личности со скромной самооценкой, самоотвержением и внутренней чистотой. Обе патологические формы н. обусловли­вают постоянную зависимость человека от нарцисстической поддержки извне и препятствуют на основе контактных повреж­дений и аутизма получению социальной энергии.

Нарцисстическая депрессия

Психотическое заболевание, феноменологически отвечающее диагностической категории “мейджер депреши” (PSM 111 R).

По модели гуманной структорологии оно характеризуется де­фицитной агрессией, дефицитным страхом и нарциссизмом, де­фицитным отмежеванием наружу и, главным образом, жестким, деструктивным отмежеванием вовнутрь. Такая, в общем, де­фицитная идентичность (и агрессия) проявляется в виде “внут­ренней пустоты — не действовать, не реагировать, неспособ­ностью к контакту и к отношениям, “отсутствием потребностей, желаний и фантазий, …подхода к собственному несознатель­ному”. Деструктивно — жесткое отмежевание вовнутрь служит “последним бастионом” для защиты от дезинтеграции личности, от самоубийства. Первичная группа н. больного человека ха­рактеризуется, прежде всего, дефицитной социальной энергией.

Невроз

В смысле гуманной структурологии невроз (н.) проявляется у довольно интегрированной и функционирующей личности, ко­торая, однако, повреждена в отдельных областях восприятия и поведения с “более или менее серьезным ограничением пси­хических функций”. Из-за поврежденного отмежевания невро­тик страдает поврежденной способностью к вытеснению непре­одолимых эдиповских конфликтов. На скользящем спектре психических заболеваний (спектральная теория) н. находится как более стабильная структура Я между “здоровой” и “ар­хаично больной” структурой. В терапевтической практике это понимание поддерживается наблюдением, что успешная тера­пия психически больных, больных бордерлайн или психосома­тически заболевших пациентов может привести к н. Благодаря своего в “принципе когерентного и функционирующего Я”, страдающий неврозом пациент, в отличие от архаичного боль­ного Я (архаичные болезни Я), “может испытывать свои симп­томы как Я — чужие”. Его сопротивление направлено на осо­знание ставших несознательными конфликтов групповой динамики семьи в раннем детстве”, что можно преодолеть на ос­нове эдиповского переноса в психоаналитической терапевти­ческой ситуации.

Невербальные (нонвербальные) формы терапии

К применяемым в Динамической психиатрии н. относится раз­работанная Аммоном с 1982 г. гуманструктуральная терапия танцем, как и терапия музыкой, искусством, верховой ездой и театром. Наряду с отдельными специфическими признаками они имеют общим то, что в них используются средства, кото­рые расположены вне области речи, позволяя человеку собст­венную архаичную коммуникацию. Для многих пациентов, осо­бенно с архаичными заболеваниями Я, которые имели повреж­дения в области речи (недосягаемые н. представляют собой существенно важную часть терапии и разрешают поддержку (во многих случаях мало используемых) конструктивных спо­собностей пациентов. Они имеют интегрирующее и социально-энергетически стимулирующее воздействие (например, терапия танцем, музыкой или театром), у боязливых пациентов они могут установить контакт и понизить уровень боязни (напри­мер, терапия музыкой или верховой ездой), и они поощряют воображение. У больных с архаическим Я, заболевание кото­рых всегда связано с тяжелыми повреждениями телесности и сексуальности, телесный аспект невербальных форм терапии н. имеет большое значение. При этом важно, чтобы н. через язы­ковые средства также вербально зафиксировались в группе, их надо точнее называть, “в первую очередь невербальные” терапии. Я. в рамках гуманструктурологической терапии при­меняются не отдельно, а как часть терапевтической сети вер­бальных и невербальных форм терапии программы лечения. В динамико-психиатрической клинике практикуется интеграция на уровне терапевтического коллектива в виде совместных контрольных групп, супервизионных заседаний, больших групп, в которых участвуют все пациенты клиники, и, особенно, в рам­ках так называемых кейс-конференций, на которые собираются все сведения о пациенте с учетом феноменов отображения и Балинта.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...

Недосягаемые

Получившие в раннем детстве тяжелые нарцисстические по­вреждения люди, которые кажутся неспособными к более глу­бокому человеческому контакту. Речь идет о больных со струк­турой бордерлайн с “неутолимым патологическим, нарцисстическим чувством, с дырой в нарцисстическом ядре личности”, лечение которых особенно сложно из-за большого нарциссти-ческого сопротивления, страха перед страхом, молчания в группах с делегацией ярости и тенденцией к обольщению. Важные требования к терапевту недосягаемых (н.) — эмпатия и пони­мание экстенционального страха пациента, поддержка конст­руктивных и живых долей и использование (невербальных) форм терапии.

Образ человека

Образ человека (о.) —центральное основное понятие, придаю­щее, как красная нить, любому терапевтическому старанию цель и направленность. “Только тот, кто обладает пониманием не только здорового развития человека, но также пониманием разнообразных сторон человеческого бытия и пока не исчер­панных возможностей человека, начиная с сексуальности до работы, с искусства до религии и философии, может надеять­ся, что он сможет помочь больным людям найти собственную, по настоящему человеческую идентичность”. О. представляет собой существенную часть гуманструктуральной концепции (гуманструктурология), так как она понимает “человека как единое целое, многомерно рассчитанное во всех душевных, ду­ховных и телесных отношениях, в его здоровых и больных до­лях и в развитии его идентичности”. Он включает в себя раз­витие как “непрерывный процесс, начинающийся с рождения и кончающийся смертью”. О. и образ жизни терапевта конкре­тизирует его отношение к этике и являются за пределами лю­бой терапевтической методики существенными факторами для эффективности терапии.

Эгон Фабиан Глоссарий основных понятий динамической психиатрии — Стр 2

(Психоаналитическая) терапия в среде

Терапия в среде (т.)—психотерапевтический способ лечения, возникший “из последовательного расширения психоаналити­ческой стандартной ситуации”. Она является дальнейшим раз­витием труда Эрнста Зиммеля, Карла и Уиллиама С. Меннингера. Т. резко отличается от трудовой терапии, в которой на аспекты групповой динамики, на несознательные процессы и их использование для терапии внимания не обращается. Т. пред­ставляет собой “попытку понять и соответственно встречать проблемы тех пациентов, тяжелое повреждение Я которых не дозволяет им делать собственное поведение сюжетом зарефлектированных наблюдений и которые также неспособны получить доступ к собственному поведению и собственным конфликтам с помощью терапевтической группы, представляющей бывшую и настоящую ситуацию их жизни”. Поэтому она показана как важная часть терапии особенно у пациентов с архаичными бо­лезнями Я. “Здесь терапия должна пойти на шаг дальше от символического изображения ситуации жизни терапевтической группой к настоящему изменению актуальной жизненной си­туации путем перенесения в терапевтическую среду, охватыва­ющую жизненную ситуацию пациента как во временном аспек­те, так и в аспекте пространства. Жизненная и терапевтическая ситуация сливаются”. Таким образом, “почти все жизненные выражения пациента становятся доступны наблюдению и тол­кованию”. Пациенты несознательно повторяют их роль в груп­повой динамике первичной группы и реагируют на свою па­тологию в рамках патологического принуждения повторения. Поэтому т. под руководством хорошо обученных специалистов по терапии в среде представляет собой важный инструмент для того, чтобы понять и лечить пациентов с тяжелыми поврежде­ниями Я. Сначала терапевты и другие пациенты принимают на себя важные функции Я пациента, которые он несознатель­но делегирует им, кроме того, поле терапии в среде дает про­странство для переносов, которое “свободно от патогенной ди­намики первичной группы и которое на основе этого реагирует на поведение пациента не враждебно-деструктивно, а с пони­манием и с желанием защититься”, так что оно представляет не только возможность сплошного повторения, но также “воз­можность новых переживаний в смысле наверстываний” и мо­жет “часто впервые дать больному возможность ощутить чув­ство удачи и положительно воспринять собственное существо­вание”. “Таким образом, можно создать основу чувства Я, на которой он постепенно может акцептировать вербальное ана­литическое толкование своего поведения и своих конфликтов и работать над этими толкованиями”. Т. представляет группово-динамическое и социально-энергетическое поле, которое сплетено с общим полем амбулаторной или стационарной те­рапии с ее разнообразными возможностями вербальных форм терапии (индивидуальная и групповая терапия) и, в первую очередь, невербальных форм терапии (как терапия танцем, му­зыкой, театром, верховой ездой, искусством и т. д.).

Централь­ное значение имеет осуществление и использование конструк­тивных долей Я, талантов и способностей человека в рамках т. Группа пациентов в рамках т. выбирает и выполняет реаль­но осуществимые проекты (в первую очередь художественные, строительные или комбинированные проекты, но всегда со смыс­лом для группы или клиники).

Здесь пациент может исполь­зовать свои способности для того, чтобы испытывать собст­венную творческую силу как средство для межчеловеческого контакта, для признания со стороны группы и для укрепления самочувствия. Терапевтическое поле т. имеет временные и про­странственные границы. Т. в виде экстрамуральной терапии в среде успешно проводится вне клиники или в рамках амбу­латорной терапии.

Психосоматика

Динамическая психиатрия различает психосоматику (п.) как болезнь и п. как структуру. Психосоматические заболевания, по нашему мнению, представляют собой не только так назы­ваемые “классические” психосоматические заболевания как asthma bronchiale, colitis ulcerosa или ulcus duodeni, но и каж­дое соматическое, а также часть травматических заболеваний, если понять тело и психику, т. е. первичные, центральные и вторичные гуманные функции как разные аспекты одного це­лого. Психосоматические заболевания не типичны для лиц с психосоматической структурой, но часто встречаются у па­циентов с другой структурой (прежде всего со структурой бордерлайн и навязчивой и манической структурой).

П. с точки зрения структуральных заболеваний относится к архаичным заболеваниям Я. Первичная группа психосоматически струк­турированного человека характеризуется холодностью чувств, доминирующим поведением, эмоциональной заброшенностью и неспособностью адекватно реагировать на попытки отмежева­ния ребенка. Эмоциональное внимание ребенок получает в ре­зультате физического заболевания или возникновения симп­томов. Структурально манифестировавшиеся деструктивно-де­фицитные— групповая динамика и социальная энергия — про­являются в виде тяжелого дефицита (“дыра в Я”) в централь­ном ядре личности. Эта дыра “заполняется психосоматическим заболеванием, которое становится как бы заменительной иден­тичностью больного. Итак, гуманструктуральная терапия п. как и терапия шизофрении и синдрома бордерлайн должна быть терапией идентичности, должна содействовать прираще­нию и стабилизации структуры личности в несознательном своем ядре. Терапия симптома обозначает совместное агирование и не ведет к лечению, а лишь перемещает симптомы по направлению другого возможного заболевания или психоза (как, например, так называемая “форсированная нормализа­ция” в рамках симптоматической терапии бронхиальной астмы или эпилепсии).

По структуре п. тесно сплетено с психозом и с депрессией в смысле спектральной теории. Из-за неспособ­ности к вербальной коммуникации, конкретистского поврежде­ния мышления (“pensee operatoire” Парижской школы психо­соматики) и из-за сложной эмоциональной доступности (алекситимия по Сифнеозу) пациента в рамках терапии п. особенно важны невербальные способы терапии, интегрированные в груп­повую психотерапию в гетерогенно составленной группе.

Психозы

Тяжелые архаичные болезни Я, которые “характеризуются не­способностью пациентов различать внешний и внутренний мир. Последствие этого — довольно существенная потеря реальности, связанная с содержательными и формальными помехами в мышлении, в аффектах, в поступках и с потерей контроля. В отличие от невротической реакции здесь речь идет не о градуальном ограничении психических функций, а о качественно измененных психических структурах в смысле более или менее серьезной дезинтеграции личности”. В соответствии с задерж­кой в раннем детстве развития структуры личности как послед­ствия деструктивно-дефицитной групповой динамики и социаль­ной энергии, в первичной группе различаются клинические формы шизофренического психоза и нарцисстической депрес­сии со скользящими переходами в рамках скользящего спект­ра психических заболеваний (спектральная теория).

Сексуальность

Сексуальность (с.) по Аммону представляет собой одну из укоренившихся в несознательном человеке центральных гуман­ных функций, проявление которой “всегда тесно связано с данной концепцией идентичности человека”. Как центральная гуманная функция с. находится в органической взаимосвязи с остальными гуманными функциями, т. е. с агрессией, со стра­хом, с нарциссизмом, с отмежеванием наружу и внутрь и с те­лесным Я. В согласии с этим, ее развитие определяется группово-динамическими условиями, и она проявляется в группово-ди-намических условиях партнерства и группы. Конструктивная с. всегда включает в себя настоящий контакт, настоящее от­ношение, которое основывается у партнеров на чувствах любви, т. е. заботы, теплоты, преданности и совместной ответственно­сти. Конструктивная с. имеет момент шутливости, воображения и творческой силы в обращении с собственной эротикой, она свободна от зафиксированных половых ролей и клише. Дест­руктивная с, наоборот, отщеплена от аспекта идентичности, контакта и партнерства, она служит средством для достижения цели. Ее варианты — садомазохизм, эксгибиционизм, фетишизм, проституция и т. д. — имеют зафиксированные, аутистские чер­ты мании и приводят к ранениям, к деградации и к разруше­нию себя. Они не обладают аффективным моментом сексуаль­ной встречи. Дефицитная с. носит характер освоенного запрета на жизнь и проявляется в виде отсутствующей или симбиотически лишенной силы воображения с. Она часто связана со страхом перед контактом и прикосновением, с дефицитной агрессией и дефицитным нарциссизмом и может принимать формы импотентности, фригидности или отказа от с.

Симбиотческий комплекс

“Освоенная, ушедшая в несознательное, конфликтная ситуация в отношении к преэдиповской матери (и первичной группе), которая на основе собственных неосознанных потребностей не может дозволить ребенку отмежевание собственной идентично­сти. Впоследствии возникают структуральные дефекты в обра­зовании границ Я и функций Я (гуманные функции).

Неразре­шенный симбиотический комплекс (с.) определяет возникно­вение симптомов (и психогенезис) архаичных болезней Я”.

Симптом

“Стереотип поведения и переживания”, часто в виде принуж­дения повторения несознательно и коммуникативно направлен на окружающую группу как информация или призыв. Симво­лически с. представляет (например, в случае невроза или пси­хосоматики) “недостаточно обороняемый конфликт”, выражая “как обороняемую потребность, так и обороняемую тенденцию”. В виде манифестации архаичных болезней Я он носит струк­туральный характер замены идентичности (псевдоидентич­ность) заполняющей “дыру в Я” и, тем самым, препятствует развалу личности в целом. Поэтому ориентированное на симп­томы лечение только облегчает или перемещает симптом (symp­tomatic shift).

Синдром бордерлайн (заболевание бордерлайн)

Структура больного бордерлайн находится на скользящем спектре (спектральная теория) между невротической и психо­тической структурами личности. Синдром бордерлайн (с.) пред­ставляет собой все более распространяющуюся болезнь нашего времени, которая характеризуется “обществом бордерлайн”, не имеющим почти никаких обязательных ценностей, возмож­ностей к идентификации и примеров для подражания, теряю­щим свою структуру и болеющим отсутствием идентичности. На основе структуры больного, бордерлайн (б.) находится в рамках архаичной болезни Я, повреждения несознательного ядра личности. Структура б. отличается от структуры психо­тического больного тем, что дефицитная идентичность (по Аммону “дыра в Я”) компенсируется довольно здоровым, то и дело избыточно компенсированным фасадом гуманных функ­ций, т. е. способностей и талантов. Личность, которая снаружи выглядит “здоровее, чем здоровая”, несмотря на все конструк­тивные стороны, остается несинтегрированной и реагирует на требования идентичности, как, например, при разлучениях или ситуациях заброшенности, как при распущенном партнерстве или при шагах идентичности в профессиональной области, ча­сто с психотической симптоматикой или депрессией. На уровне симптоматики у больных бордерлайн проявляются, при той же самой основной структуре, разные картины болезни, на перед­нем плане которых могут находиться депрессия, паранойя, психосоматика, мания, навязчивость, истерия, преступность или деструктивная сексуальность, иногда в смысле “double” или “multiple personality”. Есть пересечения с “нарцисстическими повреждениями личности” (Кохут, Кренберг, Баттегаи) или с ранее названными психопатией (Шнайдер) картинами болез­ни. В ИСТА показываются дефицитные или деструктивные ка­чества центральных гуманных функций при конкретистских, касающихся, прежде всего, левой гемисферы мозга, неисправ­ностях мышления. Терапией Б. должна быть терапия идентич­ности, причем важную роль играют невербальные формы те­рапии и применение языка картин.

Социальная энергия

Концепция социальной энергии (с.) представляет собой один из фундаментов теории и терапевтической практики Динами­ческой психиатрии. Она создает экономическую модель психи­ческой энергии, заменяющую интраиндивидуально-биологическое либидо Фрейда межчеловечески генерирующейся, завися­щей от отдельных групп энергией. Таким образом, с. перестала быть психической константой, повинующейся как бы термоди­намическим законам, а стала зависимой от актуальной груп­повой динамики и поэтому может изменяться. Итак, с. может быть, прежде всего, конструктивной, дефицитной (как в семьях депрессивных пациентов) или деструктивной (как в семьях шизофренически структурированных больных) или имеет сме­шанные формы. С. создает и изменяет структуру человека и манифестируется в гуманной структуре человека. На этой кон­цепции базируются как этиологическое толкование архаично больных Я, так и терапевтическая практика Динамической психиатрии с возможностью наверстывающего развития Я (те­рапия идентичности) в терапевтической среде, предоставляю­щей больному, главным образом, конструктивную с. “Давать с. обозначает нечто иное, чем проявлять понимание, иметь ин­терес в других лицах и группах, связываться с другим чело­веком, сталкиваться с ним, принимать другого человека всерьез в его радостях, достижениях, интересах, а также в его заботах и трудностях. С. образуется в контакте, в плодотворном столк­новении, в требованиях к идентичности, в требованиях и по­буждении к действию, к делу, к принятию на себя задач.

Социально-энергетическое поле

По системной теории (фон Берталанффи) социально-энергети­ческие процессы надо понимать не как сложение отдельных интеракций в группе, как бы в виде векторов (Курт Левин), а как энергетическое поле, подчиняющееся групповым, дина­мическим законностям. Оно обладает собственными тонкостями и качествами (конструктивным, дефицитным) (социальная энергия) и определяет род происходящих в нем процессов энергетического обмена.

Спектральная теория

Холистское понимание скользящего спектра психического здо­ровья и заболевания, базирующееся, в отличие от понимания единого психоза Целлер-Гризингера или от модели “степеней организационных расстройств, на структуральной основе лич­ности. За здоровьем, как самой большой степени интеграции структуры личности по направлению к дезинтеграции и к са­мым большим структурным дефицитам, следуют невроз и ар­хаичные болезни Я, бордерлайн, деструктивная сексуальность (“половое извращение”) и мания, психозы и психосоматика. Терапевтический опыт показывает, что в ходе успешного лече­ния шизофренический психоз может преобразоваться в забо­левание бордерлайн и, позже, в невроз. Спектральная теория (с.) отменяет образ мышления в категориях и дуализм здо­ровый/больной и позволяет понимать психогенезис как про­цесс, а также изменяемость психического заболевания.

Страх

Страх (с.) как агрессия представляет собой центральную гу­манную функцию, расположенную в несознательном ядре лич­ности. С. имеет большое значение для того, чтобы справиться с реальностью, для контакта человека с самим собой, со своим несознательным и, тем самым, для контакта с другими лицами и группами. “Конструктивный с. делает человека человеком”. Конструктивный с. имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке опасности. С. делает человека способным устанавливать контакт с дру­гими лицами, принимать помощь, справляться с разлучениями, границами, со смертью и, тем самым, далее развивать собст­венную идентичность. Дефицитный с, наоборот, обозначает невоспринимаемый самим собою страх, который приводит к то­му, чтобы избежать столкновения с другими лицами, с погра­ничными ситуациями и с разлучениями и, в конечном итоге, столкновений с собственной идентичностью. Он всегда обозна­чает страх перед страхом. Он приводит к эмоциональной посторонности и поверхностным отношениям. Дефицитный С. мо­жет, как оборона от страха, служить основой для разных идео­логий силы. Деструктивный С, например паника или неспо­собность к восприятию в опасных ситуациях, препятствует кон­такту с внутренней и внешней реальностью, например в виде разрыва контактов. Он проявляется в виде затопляющего страха без очерченной цели, грозящего дезинтеграцией Я, в виде страха перед контактом, близостью и прикосновением к другим лицам. Часто он сопровождается телесными реакция­ми— потением, тахикардией или головокружением. Психоло­гический тест ИСТА охватывает три аспекта гуманной функции с. В то время как с. шизофренически реагирующего человека в основном представляет собой свободно плавающий, затапли­вающий, экзистенциальный с, С. у больного бордерлайн обо­значает прежде всего с. перед ответственностью, контактом и отношениями. Одной из целей гуманструктуральной терапии является превращение с. в конструктивную силу, т. е. восприя­тие его как нужного средства для развития человека. В общем, на с. можно смотреть как на двигатель развития идентичности,, ибо каждый новый шаг по направлению собственной идентич­ности связан с открытием границ Я и, тем самым, со страхом. Предел готовности терпеть страх также определяет возмож­ность к изменениям в ходе терапии.

Структура Я (см. гуманная структура)

Творческая сила

По модели гуманной структуры творческую силу (т.) понимают как “центральную функцию Я, развитие которой не обоснована на отказ от инстинкта или подавление его, она, наоборот, пи­тается облегчающей средой (facilating environment окружаю­щей группы”. Она не питается подавленной либидинозной энергией или агрессией, а она образуется “в связи со свобод­ным развитием сексуальности и конструктивной агрессии”. Т. охватывает такие области человеческого бытия, как мышление, поступки, профессия, цели, свободное время, межчеловеческие контакты, отношения, другими словами, весь образ жизни.

Телесное Я

Центральная функция Я — “психическое представительство соб­ственного тела, которая становится исходной точкой для раз­вития Я. Восприятие и исследование собственного тела, его функций и границ позволяет первое различение Я от не-Я внут­ри и вне, телесное Я (т.), с одной стороны, обладает функцио­нальным аспектом, потому что оно относится к функциям тела и его координатам и, с другой стороны, аспектом идентичности, потому что оно относится к чувству и восприятию тела как одной уникальной, связанной единицы”. При любой архаичной болезни Я т. и сексуальность повреждены, т. е. деструктивны (как в случае деструктивной сексуальности, так называемом сексуальном извращении) или дефицитны (как в случае пси-хотически больных).

Комплексная, интегрированная гуманструктуральная терапия должна учитывать также аспект тела в рамках лечения. В первую очередь невербальные терапии, как терапия танцем, верховой ездой, музыкой, театром явля­ются также телесными терапиями, потому что они используют язык тела как средство выражения и коммуникации.

Терапия идентичности

Терапия идентичности (т.) рассчитана на возможность навер­стывающего развития гуманной структуры в смысле повторе­ния и наверстывания в группе. “Гуманструктуральная терапия всегда должна быть терапией идентичности, которая может быть осуществлена путем требующих идентичности и поощря­ющего развития идентичности процесса обмена социальной, энергией в группах”. “В центре любой т. поставлен вопрос, кем на самом деле является человек и кем он может являться. Понимание человеческого страдания на основе модели струк­туры Я (модель гуманной структуры) позволяет избежать по­верхностной работы на фасаде личности, т. е. постройки лишь вторичных функций Я, остающихся в конечном итоге несинегрированными, что практикуется во многих формах терапии приспособления. Т. должна достичь человека в своем ядре, она обозначает постоянное столкновение с вопросом, кем является человек в группе, кем он может являться, и как он может жить с другими людьми.

Тест структуры Я по Аммону (ИСТА)

“ИСТА формулировался на основе гуманструктуральной тео­рии” испытывался на клиническом опыте и используется для гуманструктуральной диагностики. С помощью отдельных зна­чений шкал гуманных функций агрессии, страха, отмежевания Я внутрь и наружу и нарциссизма в конструктивном, деструк­тивном, дефицитном выражениях он пытается узнать качество и структуру гуманных функций в несознательной области личности” ИСТА представляет собой тест-анкету, “вопросы ко­торого ставят испытуемого в ситуацию, в которой манифести­руется несознательная структура Я в самооценке воображае­мого поведения”.

Треугольник сопротивления

Терапевтическое сопротивление, состоящее из агрессии, пара­нойи и сильно патологического нарциссизма, связанное с боль­шим страхом перед контактом. Обработка треугольника сопро­тивления имеет решающее значение для лечения архаичных болезней Я.

Функции Я (см. гуманные функции)

Шизофрения (шизофренический психоз)

Аналогично случаю психосоматики можно отличать шизофре­нический психоз как болезнь или реакцию (который может появляться, например, в рамках структуры бордерлайн или психосоматической структуры) от шизофренической структуры. В рамках гуманной структурологии шизофреническую структу­ру надо считать тяжелой формой архаичных болезней Я, кото­рая обусловлена неудавшимся отмежеванием симбиоза в ран­нем детстве в группово-динамическом и социально-энергетиче­ском отношении от прежде всего деструктивной первичной группы. Первичная группа шизофренически структурирован­ного пациента характеризуется сводящей с ума динамикой “дабл-байнд” по отношению к ребенку. Из этого вытекает как результат воздействия групповой динамики первичной группы на центральное ядро личности, арретирование психического развития и структуры личности (гуманная структура) в смысле сильного дефекта (“дыра в Я) и дезинтеграционности, которые обороняются известными симптомами шизофрении (ш.).

Из-за дефицитной гуманной структуры, особенно в центральном не­сознательном ядре личности, шизофренически структурирован­ный пациент нуждается в вспомогательных функциях Я со стороны окружающей группы (партнера, родителей и т. д.) в виде заново восстанавливаемых симбиотических отношений. Они, например, предоставляют пациенту функцию отмежева­ния Я и связи с реальностью. Если они отпадают — в связи с за­болеванием партнера или разлукой и т. д. — то страх перед заброшенностью и дезинтеграцией одолевает больного. Это мо­жет привести к тому, что сам больной или его окружение ищут помощи у врача, причем шизофреническая симптоматика имеет характер призыва и последней попытки отмежевания от дезин­теграции. К симптоматике шизофренически структурированного человека относятся тяжелые конкретистские повреждения мыш­ления, мания преследования, саморазрушительная агрессия, ко­леблющиеся чувства и амбивалентность (Блойлер. Э.), повреж­дения телесной схемы и повреждения способности к сновиде­ниям. В отличие от больных бордерлайн у шизофренически структурированных пациентов вторичные гуманные функции лишь малоразвиты или не могут служить опорой структуры личности, для того, чтобы он функционировал в реальности. Терапевтическая концепция лечения ш. в гуманструктуральном отношении соответствует структурному, группово-динамическому и социально-энергетическому пониманию болезни. Целью терапии является в первую очередь не лечение симптома, а по­строение дефицитной структуры личности в смысле терапии идентичности. Такое лечение может иметь место в динамично-психиатрической клинике, где проводятся интегрированные, выбранные для индивидуального пациента, вербальные и не­вербальные формы терапии. Важные моменты успешной те­рапии ш. — эмпатия терапевта и обработка деструктивной фор­мы агрессии. Терапия заканчивается только успешной обработ­кой комплекса Эдипа.

Экстрамуральная стационарная терапия в среде

“Экстрамуральная стационарная терапия в среде (э.) пред­ставляет собой расширение окружения в рамках терапии в сре­де вне динамично-психиатрической клиники. Смена места, стра­ны и ландшафта, другая ситуация, в которой будут находить­ся пациенты несколько недель, … играют особенно важную роль”. Так, э. “продолжает терапевтическую работу стационар­ной терапии, перемещая сосредоточенную на проектной работе терапию в среде в новое окружение и, тем самым, изменяя и обогащая ее новой, специфической характеристикой”. Новая си­туация далеко от клиники у некоторых пациентов может при­вести к исчезновению переноса на клинику, которая часто не­сознательно вызывает чувства закрытой, тесной семейной груп­пы”. Кроме того, важные факторы э. — более тесное сожитель­ство, чем в клинике, более тесные и интенсивные контакты, совместные цели и деятельность, больше ответственности друг за друга и за себя, открытость по отношению к духовным взаимосвязям, что для многих пациентов может стать пово­ротным пунктом в ходе терапии. “Э., по сути, отличается от повторно описанных в специальной литературе с начала 60-х го­дов форм терапии отпуском и путешествиями”, у которых не хватает концептуализированной структурности экстрамуральной терапии и ее интеграции в общетерапевтический процесс, а также использования психопатологических и группово-динамических наблюдений отдельных пациентов в дальнейшей пси­хотерапевтической работе. “В э. десять и более пациентов и три терапевтических руководителя (один врач и два специали­ста по терапии в среде) работают и живут вместе в одной груп­пе. Все покупки, приготовление еды, финансы, организация проектной работы и поездок, вечерние лекции производят па­циенты под наблюдением руководителей. Центральной задачей группы в э. является планирование и исполнение одного или нескольких рабочих проектов, которые выполняются в ограни­ченных временных рамках э. По вечерам проводятся групповые заседания под терапевтическим руководством с чтением до­кладов на культурные, политические и духовно-исторические темы. Как групповая подготовка под руководством одного вра­ча и двух вспомогательных терапевтов, так и заседания для подведения итогов и терапевтической обработки и интеграции прожитого проходят внутри клиники”.

Этика

Основные концепции Динамической психиатрии: а) человеку органически свойственна изначально конструктивная агрессия; б) что человека надо понимать как существо, которое живет в группах и вносит свой вклад в эти группы — человек в любом возрасте принципиально способен изменяться и развиваться, болезнь надо понимать как ограничение, а не как исчезновение способности к развитию, болезнь и симптомы обозначают так­же призыв к окружающей среде больного для того, чтобы снова приобрести свою способность к развитию; в) что идентичность человека (тем самым, и здоровье) всегда включает в себя пре­следование вышепоставленных целей, имплицируют этику, ко­торая находится в традициях гуманизма. По образу человека, которым руководствуется динамично-психиатрическая терапия, человек представляет собой социально активного “homo politicus”, находящегося во взаимосвязи с другими людьми, с при­родой, с космосом и обладающего религиозностью в этимоло­гическом смысле re-ligio. Динамическая психиатрия не при­знает поляризующий образ мышления и его последствия, на­силие, и пропагандирует введение групповой динамики в целях гуманизации работы учреждений и политики. Она пытается установить связь с корнями истории и духовности. Терапия всегда обладает духовным аспектом, развитие идентичности и, тем самым, выздоровление больного нельзя представить себе без этической цельности терапевта. Как и социальная психиат­рия Динамическая психиатрия определяет себя как гуманисти­ческая наука лечения, содействующая общению людей между собой и, тем самым, миру.

Эгон Фабиан Глоссарий основных понятий динамической психиатрии — Стр 3

Я

Аммон под влиянием Я-психологии Хартмана, Криза, Левенштейна и Рапапорта сменил топографическую модель инстан­ций “Я—Оно—Сверх—Я” Фрейда концепцией гуманной струк­туры. “Я. представляет собой нуждающуюся в развитии силу также в трансличном отношении. Оно не имеет ничего общего с традиционными понятиями об эгоизме и себялюбии”. Оно соз­дает отношение и зависимость человека от группово-динамического (социально-энергетического) окружения на все продол­жение жизни.

Я-отмежевание

Я-отмежевание (я.) является центральной гуманной функцией. В ходе своего развития ребенок строит собственные границы Я. Они ему позволяют “переживать чувство и сознание собст­венной идентичности, что обозначает отмежевание от мира фантазий, от окружающего мира, т. е. необходимость челове­ческого общения”. П. Федерн понимал я как место непрерыв­ного психического переживания, т. е. чувства Я” как передвиж­ную границу Я, отмежевывающуюся внутрь и наружу Я от не-Я. Конструктивное отмежевание внутрь обозначает восприя­тие и одобрение собственных фантазий, сновидений, мечтаний, боязней при способности отличать их от реальности. Конструктивное отмежевание внутрь гибко, оно регулирует границы между психическими процессами, сновидениями, рабочими и другими отношениями — оно позволяет неневротическое вытес­нение. Деструктивное я. — жесткое, замкнутое и обозначает недостаточный подход к собственному несознательному, недо­статочную способность к сновидениям, бедность воображения и чувств, недостаточный подход к собственной истории. Контак­ты с другими лицами из-за этого деловые и формальные. Де­фицитное я. внутрь обозначает негибкое открытое отмежевание, приводящее к затоплению сюжетами собственного несознательного, (дневными) мечтаниямии (бесплодными) размышления­ми, к беззащитности перед чувствами и, тем самым, к без­мерному воплощению чувств в реальность настоящего времени. Конструктивное я. наружу обеспечивает безопасность собст­венной личности от слияния или переидентификации. Оно обо­значает отмежевание Я от не-Я, собственных чувств от чувств других людей, и, тем самым, способность к регулировке отно­шений, конструктивное преодоление проблематики симбиоза и автономность собственных решений. Деструктивное я. наружу обозначает жесткое отмежевание от других лиц и от окружаю­щей группы, контактный барьер, который препятствует заин­тересованному участию в других событиях. Дефицитное Я на­ружу обозначает неспособность к регулировке близости и дис­танции в отношениях с другими лицами, с окружающим миром, неспособность различать Я и не-Я, сказать нет, оставаться в симбиозе с другими лицами. Я. вовнутрь и наружу можно из­мерить соответствующими шкалами ИСТА.

ЛИТЕРАТУРА

Alexander F., Ross H. (1952) Dynamic Psychiatry (Chicago: Univ. Chicago Press)

Ammon G. (1959/1977) Theoretical Aspects of Milieu Therapy (Berlin: Pinel-Publikationen).

— (1970) Gruppendynamik der Aggression (Berlin: Pinel-Publikationeh).

— (1971) Freizeitgestaltung im Rahmen einer gryppendynamischen Arbeits-therapie. In: Praxis der Psychotherapie 3, 152—161.

— (1972) Zur Genese und Struktur psychosomatischer Syndrome unter Be-riicksichtigung psychoanalytischer Technik. In: Dyn. Psychiat. 5, 223—25L

— (1973) Dynamische Psychiatrie (Darmstadt: H. Luchterhand).

— (1974a) Psychoanalyse und Psychosomatik (Miinchen: Piper).

— (1974b) Gruppendynamik der Kreativitat (Miinchen: Kindler).

— (1979a) Handbuch der Dynamischen Psychiatrie. Bd. 1 (Munchen: Ernst Reinhardt).

— (1979b) Das ich-strukturelle und gruppendynamische Prinzip bei Depres­sion und psychosomatischer Erkrankung. In: Dyn. Psychiat. 12, 445—463.

— (1980) Dynamische Psychiatrie (Miinchen: Kindler).

— (1982) Handbuch der Dynamischen Psychiatrie, Bd. 2 (Munchen: Ernst Reinhardt).

— (1983) Das Prinzip der Sozialenergie im holistischen Denken der Dyna­mischen Psychiatrie. In: Dyn. Psychiat. 16, 169—187.

— (1984a) Die Unerreichten — Zur Behandlungsproblematik des Urnarzifimus. In: Dyn. Psychiat. 17, 145—164.

— (1984b) Das Konzept der Zeit und ihre Bedeutung fur die Behandlung: in der Dynamischen Psychiatrie. In: Dyn. Psychiat. 17, 317—338.

— (1986) Der Mehrdimensionale Mensch (Munchen: Pinel).

— (1988a) Vortrage 1969—1988 (Munchen: Pinel).

— (1988b) Zur humanstrukturellen Verwobenheit von Psychosomatik und Schizophrenic in einem ganzheitlichen Krankheitsverhtandnis. In: Dyn. Psy­chiat. 21. 1—19.

— (1992) Neurose und Schizophrenie — Theoretische und klinische Erfahrun-gen und Konsequenzen. In: Dyn. Psychiat. 25, 147—164.

— (1993) Dynamic Psychiatry and Human-Structurology. In: Dyn. Psychiat. 26, 279—287.

Ammon G., Burbiel I. (1992) Grundzuge der klinischen Humanstrukturellen Therapie. In: Dyn. Psychiat. 25, 1—22,

Burbiel I., Fabian E., Etnmert Chr., Wolf rum G. (1989) KHnisch-psychologi-sche Effizienzuntersuchung bei der stationaren Behandlung von Borderline-Patienten in der Dynamisch-Psychiatrischen Klinik Menterschwaige. In: Dyn. Psychiat. 22, 343—366.

Burbiel I., Apfelthaler R., Fabian E., Schanne U., Seidler G., Wolf rum G. (1990) Die Effizienz stationarer Psychsstentherapie in der Klinik Menter-schwaige — KHnischpsychologische Untersuchungen. In: Dyn. Psychiat. 23, 247—301.

Burbiel I., Apfelthaler R., Fabian E., Schanne U., Wolfrum G, (1992) Statio-nare Psychotherapie der Psychosen. Eine testpsychologische katamnestische Untersuchung. In: Dyn. Psychiat. 25, 214—267.

Burbiel I., Vogelbusch W. (1981) Die Personlichkeitstheorie nach Gflnter Ammon ais Grundlage psychometrischer Untersuchungen. In: Dyn. Psychiat. 14, 16—37.

Fabian E., Schanne U. (1993) Die Extramurale Stationare Milieutherapie im Behandlungsspektrum der Dynamischen Psychiatrie. In: Dyn. Psychiat. 26„ 183—200.

Federn P. (1952) Ego Psychology and the Psychosis (New York: Basic Books).

Foulkes S. H. (1948) Introduction to Group-Analytic Psychotherapy (London: Heinemann).

Freud S. (1914) Zur Einfuhrung des NarziSmus. GW (S. Fischer), Bd. X,

Menninger K. (1938) The Vital Balance. The Life Process in Mental Health. and Illness (New York: Viking Press).

Гюнтер Аммон

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

Редактор Н. С. Рязанцева

Корректор К. П. Тарутина

Сдано в набор 25.10.95. Подписано к печати 07.02.96. Формат 60Х90 1/16

Бумага тип. № 1. Печ. л. 12,5. Заказ № 962.

Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева

193019, С.-Петербург, ул. Бехтерева, 3.

ГППП-3. 191104, С.-Петербург, Литейный пр., 55.

1 Перевод с немецкого Гертруд Виттвер.