Инновационные технологии в физическом воспитании

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Управляемая самостоятельная работа №3

Инновационные технологии в физическом воспитании

Исполнитель:

студентка 512 группы

Минчук Мария Эдуардовна

МИНСК 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Инновационные педагогические технологии……………………………………4

Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….…7

Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта……………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников………………………………………….17

Введение

В настоящее время внимание специалистов все больше обращается к концептуальным аспектам развития теории и методики физического воспитания, формирования физической культуры учащейся молодежи. В связи с чем, в современных условиях реформирования системы образования, когда меняются подходы к методам обучения, существенного пересмотра требует и организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов.

12 стр., 5650 слов

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

... ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2.1 Эффективность применения инновационных технологий 2.2 Анализ результатов исследования возможностей применения инновационных технологий на уроках "Человек и мир" 2.3 Выводы и педагогические рекомендации по применению инновационных технологий ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ ... м. Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что ...

Традиционно проблемы образования жестко увязываются с деятельностью его институциональной системы (школы, колледжи, вузы и т.п.), а ее эффективность рассматривается как следствие внутренних факторов, действующих в самой системе образования. В настоящее время, в условиях высоких темпов развития общества традиционные формы и методы обучения «уже не работают». Требуется переход к более обоснованному выявлению закономерностей использования инновационных педагогических технологий в физическом воспитании студентов. Необходима выработка системной концепции, которая обеспечила бы оптимальную организацию учебного процесса на основе использования различных инновационных технологий обучения [6].

В связи с чем, выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности обучающегося; между нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, а также несоответствие реальных возможностей обучающихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны учебного заведения, преподавателей. Важно теоретическое и экспериментальное обоснование использования инновационных педагогических технологий в физическом воспитании студентов.

Инновационные педагогические технологии

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.).

Инновация — это процесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

6 стр., 2882 слов

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение ...

... интерактивных средств обучения. В течение всего образовательного проекта в пенитенциарной системе психологами и педагогами Самарского филиала СГА проводился психолого-педагогический мониторинг. Результаты ... агрессивные и сексуальные тенденции в социально приемлемое русло на сам процесс обучения). Данный сублимирующий эффект является неспецифичным. Интересны и данные опроса преподавателей ...

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта [4].

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

• разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

• обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

• совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

• улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

• проектирование новых моделей образовательного процесса;

• обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

• обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

• разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму.

Десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:

1. Разработка понятийного аппарата и измерителей состояния педагогической системы.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы.

3. Поиски образцов педагогических решений

4. Всесторонний анализ научных разработок

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы.

6. Исполнительская интеграция реформы.

7. Проработка практического осуществления.

8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств.

9. Введение в профессиональную лексику новых понятий.

10. Защита педагогической инновации [5].

Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры:

• консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);

• слепое следование традиции по типу: «У нас и так все хорошо»;

• отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

• неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др. [3].

При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

• в педагогике, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;

• «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;

• инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

• инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;

• инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

• в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

Несмотря на очевидную необходимость инноваций в педагогике, тем не менее, существует ряд причин препятствующих их внедрению в образовательный процесс, что, несомненно, в определенной степени тормозит развитие педагогики.

Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (табл. 1).

Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются, демократизация, индивидуализация и дифференциация.

Таблица 1- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений

Сравниваемые параметры педагогического процесса

Традиционное

Инновационное

Цель

Передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта

Содействие самореализации и самоутверждению личности

Ориентация

На потребности общества и производства

На потребности и возможности личности

Принципы

Идеологически трансформированы

Научные, объективные

Содержание образования

Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями

Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности

Ведущие методы и формы

Информационно-репродуктивные

Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные

Отношения обучающих и обучающихся

Субъект-объектные

Субъект-субъектные

Роль преподавателя

Источник и контроль знаний

Консультант-помощник

Основные результаты

Уровень обучения и социализации

Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений.

Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Переход системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития (ликвидация единообразия учреждения, открытие инновационных учреждений, образование и развитие системы экспериментальных площадок) во многом обеспечивается разработкой новых образовательных проектов, управленческим и педагогическим творчеством, поддержкой развивающего социума.

Развивающие ДОУ, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех ДОУ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Инновационные изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей; создание новых видов дошкольных учреждений — центров развития ребенка, прогимназий и др.

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети. Задача исследователей и руководителей ДОУ — свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в ДОУ подлежит управлению.

Анализ научно-методической литературы, а также документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений, свидетельствует о том, что одной из основных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей. Большими возможностями в этом контексте обладают организованные занятия физическими упражнениями в режиме дня дошкольников. Вместе с тем, реальные данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста указывают на наличие тревожной тенденции к увеличению числа дошкольников, страдающих от заболеваний, многие из которых переходят в хронические формы.

Наряду с актуальными проблемами состояния окружающей среды, организации медицинского обслуживания, состояния материальной базы, возникает задача качественного совершенствования подготовки физкультурных кадров для ДОУ.

К сожалению, не все современные традиционные методики, применяемые в настоящее время в ДОУ, способны реализовать в полной мере необходимый объем двигательной активности растущего организма. В связи с этим некоторыми педагогическими коллективами ДОУ реализуются программы реабилитации здоровых детей с целью создания варианта оздоровительной системы, обеспечивающей снижение заболеваемости, повышение физиологических и психологических функций организма ребенка, а, следовательно, и его образовательных способностей [1].

Несмотря на очевидность того, что при решении проблемы гармоничного развития дошкольника, его организованная двигательная деятельность должна занимать в режиме дня почти половину ежедневного бюджета времени, отношение различных отечественных и зарубежных дошкольных образовательных программ к этому не однозначное. Анализ ведущих отечественных программ: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др., показывает, что они отводят этому фактору (в среднем) от 12 до 18 % общего бюджета времени дневного пребывания ребенка в детском саду, что вряд ли может быть достаточным для решения оздоровительных, а, следовательно, и образовательных задач, поскольку эти процессы взаимосвязаны. Широко рекламируемая в настоящее время программа «Шаг за шагом» Центра развития ребенка (Джорджтаунский университет, Вашингтон, США) вообще исключает из режима дня нормированную двигательную активность ребенка, замещая ее самостоятельной, что делает процесс его развития, на наш взгляд, спонтанно-беспорядочным и хаотичным.

Созданы инновационные образовательные программы нового поколения: «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик», «Радуга», Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет и др.

Одним из инновационных направлений, дополняющих существующую систему физического воспитания детей дошкольного возраста, является реализация интеллектуальных и социально-психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор данного процесса. Результаты проведенных ими исследований дополняют содержание существующих программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях конкретными рекомендациями по освоению детьми интеллектуальных ценностей физической культуры и формированию у них стойких стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка. Прежде всего, это касается соответствия массы тела длине тела. Несмотря на то, что определению нормативных показателей, характеризующих физическое развитие здорового ребенка, посвящено большое число работ, такого рода исследования до сих пор остаются актуальными. Связано это с тем, что на физическое развитие ребенка оказывают влияние как постоянно протекающие процессы общего характера (акселерации), так и региональные факторы, связанные с климатогеографическими, социальными, экологическими и другими условиями. Вместе с тем известно, что рост и развитие ребенка — это неравномерный процесс, характеризующийся периодами ускорения и замедления. При этом считается, что этапы ускоренного роста ребенка являются периодами, когда его организм наиболее уязвим. Эти периоды специалистами определяются как критические. В онтогенезе выделяют несколько возрастных периодов, когда происходит ускоренный рост организма. Вместе с тем, следует отметить, что разными авторами указываются различные возрастные границы этих критических периодов. В особенности это касается дошкольного периода [1].

Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта

В советский период спортивная наука в стране характеризовалась интенсивным развитием. В спорте высших достижений это подтверждалось выдающимися успехами наших спортсменов практически на всех Олимпийских играх. В массовой физической культуре существовала научно обоснованная программно-нормативная база. Эти достижения получили всемирное признание. В последние годы ситуация резко изменилась. Отечественная наука утрачивает ведущее положение в мире [7].

Современные научные исследования в области физической культуры и спорта за рубежом основываются на широком использовании инновационных достижений в развитии физиологии, биологии, биохимии, генетики, фармакологии, психологии, информатики и многих других научных направлений. Широко используются наукоемкие аппаратурные и высокоэффективные компьютерные и информационные технологии [2]. Финансирование науки во многих странах осуществляется в объемах, многократно превосходящих таковое в нашей стране.

В мировой науке больший акцент сегодня делается на использование знаний и методологии таких дисциплин, как биомеханика, физиология, генетика и др. Результаты многих зарубежных спортсменов позволяют сделать вывод о существенном преимуществе научно-методического обеспечения процесса их подготовки. Обследования населения и рекомендации по коррекции направленности физической подготовки различных слоев населения проводятся во многих странах с использованием самых современных аппаратурных методик и научных разработок [6, 7].

Теоретико-методологические исследования проблемы стратегии развития физического воспитания и спорта позволили выявить ряд приоритетных направлений современной спортивной науки:

  1. Обоснование критической необходимости активизации деятельности государства и общества в освоении ценностей физической и спортивной культуры как важнейшего направления консолидации общества.
  2. Научно-методическое обеспечение процессов модернизации содержания и организации массового физического воспитания детей различного возраста в общеобразовательных учреждениях.
  3. Научно-технологическое обоснование инновационных преобразований в системе подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва.
  4. Научное обоснование приоритетных направлений совершенствования механизмов организационного, правового, ресурсного и информационного обеспечения сферы физической культуры и спорта, а также правовой, финансовой и организационной поддержки инновационных преобразований в пространствах массового физического воспитания и спортивной культуры населения страны.
  5. Теоретико-технологическое обоснование целей и направлений модернизации инфраструктуры физического воспитания, массовой физической культуры и спорта высших достижений.
  6. Разработка высоких технологий медико-биологического и психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в системах спортивной подготовки и физического воспитания.
  7. Теоретические и методические основы модернизации системы специального образования, повышения квалификации кадров с учетом перспективных тенденций развития наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки.

Каждое из указанных приоритетных направлений развития спортивной науки может быть структурировано по наиболее актуальным разделам НИОКР.

Направление 1. Обоснование критической необходимости активизации деятельности государства и общества в освоении ценностей физической и спортивной культуры как важнейшего направления консолидации общества.

  • Социально-психологическое обоснование путей формирования новой политической и культурной ментальности общества и, прежде всего, его руководящих государственных, партийных и экономических структур.
  • Содержание, методика и организация физического воспитания и оздоровления различных социальных групп населения.
  • Психолого-педагогические и медико-биологические детерминанты существенного повышения эффективности профилактики правонарушений и наркомании средствами физической культуры и спорта.
  • Мобилизация ценностного потенциала физического воспитания и спорта для социальной адаптации, коррекции физического состояния, активизации работы по оздоровлению и реабилитации лиц с ограниченными возможностями, спорта инвалидов, по совершенствованию программ и повышению эффективности реабилитационных мероприятий.
  • Создание новых условий для развития физической культуры в мегаполисах и других территориальных структурах.
  • Исследование роли спортсмена в обществе, потенциальных угроз спортсмену (допинг, зависимость от спонсоров, плотность соревновательного календаря, профессиональная патология и т.д.)
  • Научное обоснование перспективных направлений развития олимпийского движения и Олимпийских игр, международных спортивных движений и состязаний для детей, подростков и молодежи.
  • Разработка теории и методики оздоровительной тренировки трудоспособного и нетрудоспособного взрослого населения [1].

Направление 2. Научно-методическое обеспечение процессов модернизации содержания и организации массового физического воспитания детей различного возраста в общеобразовательных учреждениях.

  • Выявление и развитие спортивных талантов.
  • Разработка критериев спортивного отбора в группах видов спорта и создание региональных центров определения спортивной одаренности.
  • Обоснование социально-экономических условий вовлечения детей в спорт.
  • Разработка системы спортивной подготовки детей-инвалидов.
  • Разработка содержания физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием возможностей различных видов спорта.
  • Обоснование содержания и форм физического воспитания школьников во внеурочное время.
  • Разработка методологии оценки биологической зрелости для уточнения содержания физического воспитания и спортивной подготовки разных типологических групп юных спортсменов.
  • Разработка здоровьеформирующих технологий физического воспитания и детско-юношеского спорта.
  • Разработка национальной системы диспансеризации детей, подростков и молодежи и мониторинга состояния их здоровья и физической подготовленности [1].

Направление 3. Научно-технологическое обоснование инновационных преобразований в системе подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва.

  • Совершенствование методов прогнозирования спортивных достижений.
  • Обоснование методологии разработки модельных характеристик соревновательной деятельности и специальной подготовленности на всех этапах спортивного совершенствования.
  • Разработка организационно-методических основ оптимизации процесса подготовки спортивных резервов.
  • Разработка технологии моделирования параметров тренировочного процесса на этапах различной продолжительности для отдельных спортсменов и команд.
  • Исследование эффекта тренировки в полибарических условиях в группах видов спорта.
  • Исследование механизмов адаптации организма спортсменов к условиям жаркого климата.
  • Развитие естественных и искусственных экосистем и управляющих сред в практике подготовки спортсменов.
  • Разработка технологий непрерывного мониторинга состояния спортсмена в процессе тренировки.
  • Разработка методов экспресс-диагностики состояния спортсменов разного возраста и квалификации.
  • Создание информационных баз данных контроля состояния спортсменов и методологии прогнозирования динамики их подготовленности.
  • Обоснование методологии и педагогической технологии узконаправленных специальных (точечных) тренирующих воздействий.
  • Разработка классификации нейрофизиологических, психомоторных и кинезиологических средств и методов формирования и совершенствования двигательных действий спортсменов.
  • Разработка и внедрение кибертехнологий управления тренировочным процессом.
  • Исследование социально-психологических детерминант взаимодействий личности и коллектива в спорте.
  • Обоснование путей модификации системы научного обеспечения подготовки спортсменов сборных команд и их ближайшего и отдаленного резерва.
  • Создание технологий обучения и совершенствования двигательных действий атлета на различных этапах многолетней подготовки с использованием нейродинамического подхода к системам, основанным на знаниях.
  • Разработка методологии ранней диагностики стрессовых и соматических патологий при напряженной мышечной деятельности и иммунологической коррекции контуров адаптации к различным стресс-факторам процесса тренировки.
  • Разработка и реализация проектов создания современной и динамично развивающейся инфраструктуры спорта высших достижений и его резервов.
  • Разработка и внедрение технических средств обеспечения эффективности тренировочного процесса.
  • Разработка инновационных технологий сохранения спортивного долголетия, включающих иммунопрофилактику, коррекцию функционального состояния, лечение и реабилитацию.
  • Разработка методологии оценки и оптимизации психофизиологического состояния личности спортсменов высокой квалификации в процессе тренировочной и соревновательной деятельностей.

№ 3-Минчук — Стр 2

Направление 4. Научное обоснование приоритетных направлений совершенствования механизмов организационного, правового, ресурсного и информационного обеспечения сферы физической культуры и спорта, а также правовой, финансовой и организационной поддержки инновационных преобразований в пространствах массового физического воспитания и спортивной культуры населения страны.

  • Методология оптимизации системы организации и управления развитием физической культуры и спорта.
  • Разработка алгоритмов прогнозирования и планирования развития физической культуры и спорта в стране на основе современных статистических технологий учета и оценки показателей развития отрасли.
  • Экономическое и правовое обоснование мер по поддержке и развитию физической культуры и спорта в современном обществе.
  • Разработка технологий информационного обеспечения развития отрасли физическая культура и спорт с использованием средств массовой информации.

Направление 5. Теоретико-технологическое обоснование целей и направлений модернизации инфраструктуры физического воспитания, массовой физической культуры и спорта высших достижений.

  • Разработка принципиально новых тренировочных средств для общефизической и специальной подготовки юных спортсменов.
  • Разработка перспективных моделей тренировочных средств психофизического сопряжения, позволяющих проводить тренировки и обучение в условиях игровой ситуации.
  • Подготовка технических заданий на проектирование новых спортивных сооружений для массового физического воспитания и подготовки спортсменов с широкими возможностями использования наукоемких технологий.
  • Разработка тестирующих приборов и аппаратуры для контроля функционального состояния и техники спортсменов разного возраста и квалификации.
  • Обоснование номенклатуры спортивного оборудования и тренировочных средств для оснащения спортивных сооружений нового типа городских и сельских образовательных учреждений.
  • Разработка методик и методов контроля и инструментария для обеспечения безопасности эксплуатации спортивного оборудования и тренировочных средств, применяемых в учебных заведениях и физкультурно-оздоровительных центрах.

Направление 6. Разработка высоких технологий медико-биологического и психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в системах спортивной подготовки и физического воспитания.

  • Разработка автоматизированных алгоритмов использования генетических кодов для спортивного отбора и совершенствования.
  • Разработка современной методологии психофизиологического контроля спортсменов с целью выявления предпатологических состояний.
  • Разработка нетрадиционных технологий повышения специальной работоспособности с применением эргогенных и иных, заведомо легитимных, средств повышения биоэнергетического потенциала.
  • Обоснование технологии адаптации современных методов терапии и щадящих хирургических манипуляций в профилактике травматизма и восстановительных процедур в спорте высших достижений.
  • Разработка проблемы эпидемиологии, профилактики и терапии патологических и предпатологических состояний спортсменов.
  • Разработка и внедрение медикаментозных средств, биологически активных добавок и методов воздействия на факторы, лимитирующие спортивную работоспособность.
  • Разработка особенностей нейроэндокринной перестройки организма спортсменов разной специализации к предельным физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
  • Исследование особенностей адаптации костной системы организма спортсменов разной специализации.
  • Морфобиохимические исследования скелетных мышц спортсменов.
  • Оценка взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья и уровня функциональной подготовленности.
  • Оценка эффективности медико-биологических и функциональных параметров восстановительных средств.
  • Формирование базы данных о функциональных резервных возможностях спортсменов сборных команд.

Направление 7. Теоретические и методические основы модернизации специального образования, повышения квалификации кадров с учетом перспективных тенденций развития наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки.

  • Компьютеризация теоретического и практического обучения в сфере физического воспитания и спорта.
  • Обоснование содержания и форм дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.
  • Разработка инновационных программ повышения квалификации тренеров и других специалистов, работающих с контингентами различной направленности спортивной подготовки.
  • Разработка методики и процедур лицензирования тренеров и других специалистов спорта.
  • Обоснование форм и технологии переобучения и непрерывного совершенствования профессиональной грамотности специалистов по физическому воспитанию, детско-юношескому спорту, спорту высших достижений, их готовности к овладению инновационными технологиями и непрерывному профессиональному интеллектуальному росту.

Заключение

Анализ теоретических и практических основ физического воспитания позволяет сделать вывод, что необходимы вариативные модели, носящие личностно-ориентированный характер и позволяющие изменять, быстро и гибко перестраивать образовательные программы и содержание с учетом уровневой подготовки; способные гарантировать определенный уровень качества обучения. Используемые технологии должны реагировать на изменение ситуации на рынке труда и корректировать модель специалиста; быть демократичными в своих принципах, содержании, организации учебного процесса; обеспечивать индивидуализацию образовательных программ и способов их усвоения в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Список использованных источников

  1. www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778598
  2. www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=6109
  3. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000 – С. 440-441.
  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. — М.: 1978. –
  5. Пидкасистый, И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 – 506 с.
  6. Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
  7. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 7-е изд., стер. — Академия, 2009. — 480 с.

17