№ Темы |
Содержание самостоятельной работы |
Кол-во часов |
|
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы: I. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
II. Самостоятельное изучение вопроса: «Мои представления об идеальном психологе-консультанте»: составление плана и тезисов ответа, библиографии и т.д
|
|
Итого |
|
68 ч. |
Контрольная работа №1
1.Дайте определение психологического консультирования.
2.В чем отличие психологического консультирования от психотерапии?
3.С какими методами практического воздействия на клиента применяется психологическое консультирование?
4.Сравните базовые теоретические принципы основных школ консультирования и психотерапии.
5.В чем задачи взаимодействия психолога-консультанта и клиента.
Контрольная работа №2.
1.Перечислите основные этические принципы консультирования. Дайте сравнительный анализ этических принципов в различных психологических школах.
2.Создайте модель психолога-консультанта (профессиональные умения и навыки и личностные качества).
3.Факторы, ведущие к «профессиональному выгоранию» и меры профилактики этого явления.
Контрольная работа №3.
1.Перечислите физические компоненты консультативного контакта, их значение в ситуации консультирования.
2.Перечислите эмоциональные компоненты консультативного контакта, их значение в ситуации консультирования.
3.Ценности и опасности явления «переноса» в консультировании.
4.Докажите терапевтичность и антитерапевтичность контрпереноса.
Творческие разработки №1.
Студентам предлагается описать специфику работы с различными типами психологических затруднений клиентов (по выбору):
- коррекция способностей (интеллектуальных, мнемических);
- проблемы развития коммуникативных способностей;
- улучшение организаторских способностей;
- развитие социальных способностей у клиента;
- по коррекции черт характера;
- по развитию воли;
- по совершенствованию деловых качеств характера;
- по потребностно-мотивационным проблемам;
- регуляции эмоциональной сферы личности;
- помощь в выборе профессии, условий и места работы.
Творческие разработки №2 (1-й вариант)
1.Этап, во время которого клиент рассказывает психологу – консультанту о своей проблеме, а психолог консультант внимательно слушает его, обсуждает, уточняет с ним проблему, ставит её психологически диагноз:
- контрольный этап психологического консультирования
- диагностический этап психологического консультирования
- рекомендательный этап психологического консультирования
2.Этап, на котором психолог- консультант вместе с клиентом находят и уточняют практические рекомендации по решению проблемы клиента:
- диагностический этап психологического консультирования
- рекомендательный этап психологического консультирования
- контрольный этап психологического консультирования
3.Этап, во время которого психолог-консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем проходить оценивание результатов выполнения клиентом практических рекомендаций по решению его проблемы, полученных во время консультации
- настроечный этап психологического консультирования
- контрольный этап психологического консультирования
- диагностический этап психологического консультирования
4._________________________________знания и практические умения психолога-консультанта, благодаря которым он может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем
5.Специальная работа психолога-консультанта с клиентом, проводимая, как правило, в конце психологической консультации. Эта работа заключается в том, чтобы научить клиента избегать возникновения новых психологических проблем в его жизни:
- профессиональный долг психолога
- контрольный этап психологического консультирования
- профилактическая работа психолога-консультанта
6.Процедура психологического консультирования, во время которой психолог-консультант убеждает клиента в том, что его проблема будет успешно решена при условии четкой и добросовестной реализации клиентом полученных от психолога-консультанта рекомендаций:
- процедура активизации памяти и мышления клиента
- процедура подкрепления клиента
7.Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена. Определенное время или промежуток времени дня, в течение которого проводится психологическое консультирование:
- режим работы психологической консультации
- время проведения психологического консультирования
- индивидуальный режим работы психологической консультации
8. Когда человек переполнен проблемами, он:
а) говорит не то, что чувствует;
б) не может осознать свои чувства и выразить их в слове;
в) не может понять другого человека;
г) все ответы верны.
9. Вербальные признаки типа «тяжело», «легко», «раскрыть», «разложить» и т. п. характеризуют:
а) визуальную репрезентативную систему;
б) кинестетическую репрезентативную систему;
в) аудиальную репрезентативную систему;
г) все ответы верны.
10. Трудности дезадаптации школьника связаны с:
а) трудностями в общении с одноклассниками и взрослыми;
б) плохим поведением школьника (личностные особенности);
в) плохой успеваемостью;
г) все ответы верны.
11. В задачи школьного психолога входит:
а) консультирование родителей;
б) проведение тренингов общения и личностного роста с учителями и школьниками;
в) индивидуальное консультирование детей;
г) все ответы верны.
(2-Й вариант)
1. В школьном консультировании:
а) оказывается психологическая поддержка учащимся;
б) проводятся собеседования и тесты;
в) стремятся вводить эффективные методы обучения;
г) верны все ответы.
2.Групповое консультирование предполагает:
а) дискуссии под руководством психолога;
б) контакты с членами группы на вербальном уровне;
в) выявление социальной маскировки, к которой прибегают некоторые участники группы;
г) все ответы верны.
3. Работа с высвобождением чувств, эмоций клиентами уместна в случаях:
а) отсутствия конкретного запроса, проблемы, в которой клиент хотел бы сориентироваться;
б) когда активное вмешательство психолога, предложение разобраться в том или ином моменте собеседником игнорируется, и он продолжает свое;
в) когда клиент только что пережил эмоционально напряженную ситуацию;
г) все ответы верны.
4. Интерпретация как комментарий — это:
а) переход к другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрозненных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем;
б) обнаружение причинно-следственных связей между явлениями;
в) трактовка или подача в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения.
г) ни один ответ не верен.
5. Чем сильнее у человека Я, тем выше его способность:
а) отыскивать реалистические решения проблем;
б) руководствоваться принципом реальности;
в) регулировать конфликты между Оно и Сверх-Я;
г) все ответы верны.
6. По Роджерсу равновесие реального Я нарушается, когда оно:
а) слишком полно соответствует идеальному Я;
б) деформируется под влиянием определенного жизненного опыта;
в) перестает соответствовать представлениям человека осамом себе;
г) ни один ответ не верен.
7. Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда:
а) человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц;
б) человек уверен в том, что существуют такие варианты поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей;
в) игнорируется свобода выбора, имеющаяся у других людей в той же степени, как и у обратившегося клиента;
г) все ответы верны.
8. Встречаясь с манипулятивным запросом, мы должны сообщить клиенту, что:
а) не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более, если они сами этого не хотят;
б) мы можем помочь клиенту решать его проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами;
в) исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители продолжают нестиответственность за таких детей, а их собственные ресурсы взаимодействия с таким ребенком полностью исчерпаны;
г) все ответы верны.
9.Для реализации отражения в активном слушании характерно:
а) из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, по его мнению является центральным ядром фрагмента, его цементирующим началом;
б) все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть точно повторены, при этом можно заменить вспомогательные или несущественные слова;
в) важнейшим моментом адекватного повтора является отсутствие в нем перцептивных искажений, которые могут быть допущены слушателем;
г) все ответы верны.
10. Составляющим профессионального консультативного контакта являются:
а) пространство беседы;
б) дистанция;
в) плоскость контакта;
г) все ответы верны.
11. Эффективной позицией взаимодействующих в консультировании является:
а) на равных;
б) сверху – вниз;
в) снизу – вверх;
г) ни один ответ не верен.
Тестовые задания(2-й вариант)
1.Подход, в соответствии с которым еще до начала проведения психологической консультации с клиентом оговариваются и согласовываются условия проведения консультации: время, место, ожидаемые результаты, расходы и другие вопросы:
- деловой подход к психологическому консультированию
- динамические особенности работы психологической консультации
- организация работы психологической консультации
2. Консультативная психология – это:
а) область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации;
б) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях;
в) раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования);
г) наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.
3. Возлагается максимальная ответственность на психолога и минимальная – на клиента в консультативной практике:
а) психоанализа;
б) гипноза;
в) логотерапии;
г) гуманистической психотерапии.
4. Возлагается минимальная ответственность на психолога и максимальная – на клиента в консультативной практике:
а) психоанализа;
б) гипноза;
в) логотерапии;
г) гуманистической психотерапии.
5. Возлагается равная ответственность на психолога и клиента в консультативной практике:
а) психоанализа;
б) гипноза;
в) гештальттерапии;
г) гуманистической психотерапии.
5. Основной метод консультативной психологии – это:
а) эксперимент;
б) наблюдение;
в) интервью;
г) тестирование.
6. Консультативная психология содержательно и организационно обособилась в:
а) 1850 г.;
б) 1950 г.;
в) 1912 г.;
г) 1890 г..
7. Инсайт, новое знание о себе, доверие к другому, доверие к себе – это основной механизм воздействия в практике:
а) психоанализа, логотерапии;
б) гипноза, рациональной психотерапии;
в) бихевиоризма;
г) гуманистической психотерапии, гештальттерапии.
8. Новый навык, новый образ, доверие к другому и к себе – это основной механизм воздействия в практике:
а) психоанализа, логотерапии;
б) гипноза, рациональной психотерапии;
в) бихевиоризма;
г) гуманистической психотерапии, гештальттерапии.
9. Катарсис, принятие чувств, доверие к себе больше, чем к другому, новый эмоциональный опыт, эмпатия – это основной механизм воздействия в практике:
а) психоанализа, логотерапии;
б) гипноза, рациональной психотерапии;
в) бихевиоризма;
г) гуманистической психотерапии, гештальттерапии.
10. Получить дополнительные факты, помочь всесторонне исследовать проблему – это основная цель на:
а) констатирующем этапе беседы;
б) рефлексивно-эмоциональном этапе;
в) этапе прояснения проблемы;
г) этапе подтверждения проблемы.
11. Подвести итог беседы и/или получить возможность на повторное обращение – это основная цель на:
а) констатирующем этапе беседы;
б) рефлексивно-эмоциональном этапе;
в) этапе прояснения проблемы;
г) этапе подтверждения проблемы.
12. Определить, понимают ли психолог и клиент одинаково проблему – это основная цель на:
а) констатирующем этапе беседы;
б) рефлексивно-эмоциональном этапе;
в) этапе прояснения проблемы;
г) этапе подтверждения проблемы.
13. Способ эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта больших групп людей, бессознательная спонтанная форма воздействия, вызывающая у человека определенные психические состояния; переживание общего психического состояния большой группой одновременно – это:
а) убеждение;
б) внушение;
в) подражание;
г) заражение.
14. Способ целенаправленного неаргументированного воздействия одного человека на другого или на группу – это:
а) убеждение;
б) внушение;
в) подражание;
г) заражение.
15. Способ воспроизводства одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску – это:
а) убеждение;
б) внушение;
в) подражание;
г) заражение.
16. Способ воздействия на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность (стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо) – это:
а) убеждение;
б) внушение;
в) подражание;
г) заражение.
17. «Новое видение ситуации» – это относится к описанию одного из методов интервью, который называется:
а) интерпретация;
б) самораскрытие;
в) директива;
г) отражение чувств.
18. «Указание на действие» – это относится к описанию одного из методов интервью, который называется:
а) интерпретация;
б) самораскрытие;
в) директива;
г) отражение чувств.
19. «Повторение ключевых фраз клиента» – это относится к описанию одного из методов интервью, который называется:
а) логическая последовательность;
б) поощрение;
в) обобщающее резюме;
г) обратная связь.
20. На анализе индивидуальных, личностных причин проблемы клиента, процесса складывания деструктивных личностных стереотипов, а также предотвращении подобных проблем в будущем основано консультирование:
а) личностно-ориентированное;
б) проблемно-ориентированное;
в) клинически-ориентированное;
г) решение-ориентированное.
21. На анализе внешних причин проблемы, модификации поведения клиента основано консультирование:
а) личностно-ориентированное;
б) проблемно-ориентированное;
в) клинически-ориентированное;
г) решение-ориентированное.
22. Определить, понимают ли психолог и клиент одинаково проблему – это основная цель на:
а) констатирующем этапе беседы;
б) рефлексивно-эмоциональном этапе;
в) этапе прояснения проблемы;
г) этапе подтверждения проблемы.
23. Формализованное интервью отличается от свободного:
а) психологическим содержанием;
б) стандартизацией;
в) групповой формой проведения;
г) способом обработки результатов.
24. Основное отличие индивидуального консультирования от других видов консультирования — это:
а) дифференциальность;
б) индивидуализированность;
в) прогностичность;
г) удобность.
25. Эта работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективахконсультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.
а) диагностическая;
б) профориентационная;
в) справочно-иформационная;
г) коррекционная.
26. Эта работа профконсультанта проводится на уровне информирования клиента
а) диагностическая;
б) профориентационная;
в) справочно-иформационная;
г) коррекционная.
27. Выявление психофизиологических, индивидуально-психологических особенностей, социальной и профессиональнойнаправленности консульти-руемого, мотивационной сферы — это направление работы профконсультанта:
а) диагностическое;
б) профориентационное;
в) справочно-иформационное;
г) коррекционное.
28. Понятие «психическая норма»:
а)основано на объективных данных;
б)лежит между двумя четко определенными полюсами;
в)в разных культурах почти не различается;
г)ни один из ответов не верен.
29.Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
а)с самоуважением;
б)с переоценкой собственного Я;
в)с комплексом превосходства;
г)со способностью любить.
30. Психолог-консультант:
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;
в)помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей;
г) все ответы верны.
Оценка качества тестовых заданий
После проведения пробного итогового тестирования/творческой работы из двух вариантов наступает этап статистической обработки полученных данных тестирования из двух вариантов, что позволяет определить количественные характеристики тестовых заданий. Для удобства обработки тестовых данных результаты заносятся в специальную таблицу – матрицу тестовых результатов. Пусть х– результат выполненияi-тым испытуемымj-того задания, тогдах=1, если ответ на задание правильный их=0, если ответ неправильный.
Таблица 3 — Матрица тестовых результатов
№ испытуе-мого i |
№ задания j |
Индивиду-альный балл xi |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число правиль-ных ответов yi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице в каждой строке даны результаты конкретного испытуемого, которые называются профилем ответов. В столбце занесены результаты испытуемых на каждое конкретное задание (профиль задания).
В последнем столбце представлены индивидуальные баллы каждого испытуемого (индивидуальные балл – это сумма 1, которые получены за правильный ответ).
В последней строке дано количество правильных ответов по каждому заданию теста.
Вопросы к зачету
По дисциплине « Индивидуальное консультирование теория и практика».
- Предмет индивидуальной консультативной психологии.
- Применения знания индивидуальной консультативной психологии.
- Теоретические и практические задачи индивидуальной консультативной психологией.
- Связь индивидуальной консультативной психологии с другими науками.
- Понятие индивидуального психологического консультирования.
- Цели и задачи индивидуального психологического консультирования.
- Отличие индивидуального психологического консультирования от других областей практической психологии.
- Проведение индивидуальной психологического консультирования.
- Влияние профессиональной позиции психолога на ситуацию взаимодействия с клиентом.
- Основной механизм воздействия – инсайт, новое знание о себе, доверие к другому, доверие к себе.
- Роль и место консультанта в консультировании.
- Требования к личности консультанта – модель эффективного консультанта.
- Система ценностей консультанта.
- Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
- Профессиональная подготовка консультанта.
- Влияние профессиональной деятельности на личность психолога.
- Способы предотвращения «синдрома сгорания».
- Первая встреча с клиентом.
- Условия успешного консультирования по К.Роджерсу.
- Характеристика феномена контрпереноса.
- Клинические формы сопротивления.
- Принципы и задачи консультативной деятельности психологом-консультантом.
- Основные сложности в изучении семейных отношений, конфликтов.
- Методы и техники работы психолога с семьей.
- Особенности организации консультативной помощи семейным парам.
- Психологические проблемы зрелого брака.
- Основные подходы к психотерапии и психокоррекции супружеских отношений.
- Методы диагностики семейных отношений.
- Роль семейной консультации и психотерапии в системе профилактики некоторых нервно-психических расстройств.
- Актуальные задачи работы практического психолога в системе профориентации.
- Организация психологического консультирования по вопросам профотбора и профпригодности.
- Проведения стандартизированного интервью при формировании кадрового резерва.
Самостоятельная работа (обязательно, могут входить: подготовка рефератов, докладов, эссе, проектов и т.д.)
Методические указания по подготовке самостоятельных работ по дисциплине «Индивидуальное консультирование теория и практика» ( Подготовка сообщений, доклада)
1.Основные элементы структуры профессионального психологического консультирования: клиент, специалист, теория, способы воздействия (методики), система отношений. Понятие ситуации профессионального психологического консультирования.
2.Определение клиента психологического консультирования. Характеристика специалиста, оказывающего психологическую помощь. Требования к теоретической, практической и личностной подготовке психолога, осуществляющего профессиональную психологическую помощь.
3.Теория как объяснение механизмов возникновения проблемы. Прогностическая функция психологической теории при оказании психологического консультирования. Ограничения психологических теорий в процессе психологического консультирования. Психологические техники оказания помощи как прикладной аспект психологических теорий. Характеристика отношений между психологом и клиентом при психологическом консультировании.
4.Понятие психологического контракта. Технология ведения клиента к заключению контракта на работу. Характеристика этапа установления контакта. Высказывание первичного запроса. Постановка рабочего диагноза проблемы. Психологическая диагностика как способ подтверждения и уточнения рабочего диагноза. Конкретизация и операционализация проблемы в рамках приемлемой психологической теории. Выдвижение рабочего запроса и заключение контракта на работу.
5.Динамика сессии психологического консультирования. Этап «разогрева». Актуализация проблемы и оценка текущего состояния проблемы. Поиск ресурса для решения проблемы. Поиск альтернативных решений. Инициация самостоятельного выбора клиентом одной из альтернатив. Этап завершения оказания психологического консультирования. Дебрифинг встречи или всего процесса, подведение итогов, обмен мнениями и впечатлениями, прогноз будущего состояния клиента.
6.Особенности психологического консультирования детей.
7.Оценка эффективности психологического консультирования. Уровни оценки эффективности: субъективный и объективный. Субъективный уровень: степень разрешения проблемы клиента. Объективный уровень: характеристика условий, необходимых для оказания эффективного психологического консультирования в образовательном учреждении.
8.Требования к теоретической, практической и личностной подготовке психолога, осуществляющего психологическое консультирование.
9.Роль теории в объяснении механизмов возникновения проблемы, создание объяснительной модели проблемы.
10.Характеристика отношений психолога и клиента. Понятие о рабочем контракте.
Методические рекомендации к написанию и выполнению контрольной/самостоятельной работы(Эссе)
Контрольная/самостоятельная работа должна состоять из титульного листа, содержания, введения, 2-3 пунктов, заключения, списка использованной литературы.
Важно иметь в виду следующее:
— заголовки разделов в тексте должны точно соответствовать содержанию;
— во введении следует обосновать актуальность проблемы и определить цель эссе;
— в основной части следует сравнить альтернативные точки зрения на поставленный вопрос с обоснованием каждой из них;
— в заключении на основании изложенных точек зрения (позиций) следует сделать обоснованный выбор в пользу одной из трактовок (одного из возможных ответов на дискуссионную тему) или дана собственная точка зрения.
Автор эссе должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение их применить для анализа конкретной практической ситуации. Задача эссе — сформулировать проблему и показать отношение к ней автора, а не просто описать хорошо знакомую жизненную ситуацию. В эссе важно определить собственную позицию автора.
При использовании цитат из других источников ссылка на них обязательна (либо в конце работы, либо внизу страницы).
Список литературы должен включать не менее 5 источников. Таблицы должны быть пронумерованы по порядку, озаглавлены, а под каждой таблицей дан источник с указанием страницы.
Эссе должно содержать обзор литературы, опубликованной по рассматриваемой теме. Обычно такой обзор составляет содержание основной части эссе.
Выполняется работа на стандартных листах формата А4, объемом эссе 2-5 страниц. Работа может быть выполнена в печатном или рукописном виде. Поля: верхнее -20мм, нижнее -20мм, левое-25мм, правое-15мм. Нумерация страниц сверху по центру (на титульном листе номер не ставится, но он является первой страницей).
Рекомендуется использовать шрифт — Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал -1,5, выравнивание – по ширине, абзацы с красной строки с отступом 1,25 см. В таблицах межстрочный интервал -1,0. Работа сдается в установленные сроки (не позднее недели до начала сессии).
Критерии формирования оценок. Критерии оценки материалов эссе
При оценивании материалов необходимо учитывать следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.
Все эти элементы должны быть изучения и оценены членами жюри.
Оценочный лист эссе
Схема оценивания эссе |
|
Оценка |
Описание |
5 |
во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, выполнена задача заинтересовать читателя; деление текста на введение, основную часть и заключение) в основной части; логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей не пользуется упрощённо– примитивным языком; Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены.
|
4 |
во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя; в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; уместно используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей студент не пользуется упрощённо-примитивным языком.
|
3 |
во введение тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме эссе; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; заключение выводы не полностью соответствуют содержанию основной части; недостаточно или, наоборот, избыточно используются средства связи; язык работы в целом не соответствует уровню IV курса.
|
2 |
во введение тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме эссе; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; заключение выводы не полностью соответствуют содержанию основной части; недостаточно или, наоборот, избыточно используются средства связи; язык работы в целом не соответствует уровню IV курса.2 во введение тезис отсутствует или не соответствует теме эссе; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы; выводы не вытекают из основной части; средства связи не обеспечивают связность изложения; отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение; язык работы можно оценить как «примитивный».
|
0 |
работа написана не по теме; в работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника. |
Оценочный лист защиты реферата
Наименование показателя |
Выявленные недостатки и замечания |
Отметка |
|
I. КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА, ПРОЕКТА) |
|||
1 . Соответствие содержания работы заданию |
|
||
2. Грамотность изложения и качество оформления работы |
|
||
3. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы |
|
||
4. Обоснованность и доказательность выводов |
|
||
Общая оценка за выполнение ИР |
|||
II. КАЧЕСТВО ДОКЛАДА |
|||
1 . Соответствие содержания доклада содержанию работы |
|
||
2. Выделение основной мысли работы |
|
||
3. Качество изложения материала |
|
||
Общая оценка за доклад |
|||
III. ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ |
|||
Вопрос 1 |
|
||
Вопрос 2 |
|
||
Вопрос 3 |
|
||
Общая оценка за ответы на вопросы |
|||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ЗАЩИТУ |
Шкала оценивания презентаций
Дескрипторы |
Минимальный ответ 2 |
Изложенный, раскрытый от- вет 3 |
Законченный, полный ответ 4 |
Образцовый, примерный; достойный подражания ответ 5 |
Оценка |
|
Раскрытие проблемы |
Проблема не раскрыта. Отсутствуют вы- воды. |
Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. |
Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы . |
Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы. |
|
|
Представ- ление |
Представляемая информация логически не связана. Не использованы профессиональные тер мины. |
Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Использован 1-2 профессиональный термин. |
Представляемая информация систематизирована и последовательна. Использовано более 2 профессиональных терминов. |
Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов. |
|
|
Оформле- ние |
Не использованы информационные технологии (PowerPoint). Больше 4 ошибок в представляемой информации. |
Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично. 3-4 ошибки в представляемой информации |
Использованы информационные технологии (PowerPoint). Не более 2 ошибок в представляемой информации. |
Широко ис- пользованы информационные технологии (PowerPoint). Отсутствуют ошибки в представляемой информации. |
|
|
Ответы на вопросы |
Нет ответов на вопросы. |
Только ответы на элементарные вопросы |
Ответы на вопросы полные и/или частично полные. |
Ответы на вопросы полные с привидением примеров и/или пояснений. |
|
|
Итоговая оценка: |
|
Типовые контрольные задания для самостоятельной работы студентов Тематика рефератов докладов, проектов:
- Личность и личностный рост.
- Искусство консультирования.
- Эволюция психотехнических технологий.
- Проблема застенчивости в практике консультирования.
- Работа с одиночеством в консультировании.
- Личностные ошибки как реальность психологического анализа жизненных сценариев личности.
- Психологический анализ составных детерминант жизненных ошибок.
- Проблема жестокости в работе службы телефона доверия.
- Изучения уровня притязаний у людей бизнеса и госбюджета.
- Жизненный путь человека как история развития личности и субъекта деятельности.
- Отечественные традиции в практике оказания психологической помощи.
- Психологическое консультирование: структура, динамика и техники.
- Прощение как основание личностного роста.
- Личностные ожидания в жизненно важных ситуациях.
- Проблема половой идентичности и самокатегоризации подростков в работе практического психолога.
- Поступок как исходная реальность объективного анализа мотивации человека.
- Проблемы, возникающие в работе начинающего психолога – консультанта.
- Влияние временного отрезка непрерывной работы консультанта на его эмоциональное состояние.
- Влияние условий консультирования на эффективность работы консультанта.
- Проблемы и особенности работы школьного психолога.
- Зависимость эффективности работы психолога со школьниками младших классов от взаимодействий с родителями.
- Влияние групповой работы с подростками на развитие у них коммуникативной толерантности.
- Роль понимания и принятия в семье на развитие личности подростка.
Рекомендации студентам по оформлению рефератов
Структура реферата должна включать:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Основную часть;
- Заключение;
- Список литературы;
- Приложение (если предусматривается темой реферата).
Рефераты оформляются в печатном виде. В тексте реферата предлагается постановка проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по вопросу;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень владения языковой грамотностью.
Титульный лист реферата должен содержать название факультета, специальность студента, название темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы научного руководителя, год выполнения.
Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
В реферате обязательно присутствует список использованной литературы с указанием выходных данных материалов, источников информации. Оформление списка литературы по ГОСТу.
К реферату прилагается презентация в РowerРoint. Литература а) основная литература
- Казанская К.О. Основы психологии. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: А-Приор, 2010.
- Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие [Электронный ресурс] / Г.И. Колесникова. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 241 с. — ISBN 978-5-4458-8090-5. — URL: http://biblioclub.ru/
- Коломинский Я. Основы психологии. М.: АCT, 2010.
- Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. Учебное пособие.М.: Аспект Пресс, 2009.
- Мальцева Т.В. ,Реуцкая И. Е. Профессиональное психологическое консультирование. Учебное пособие. Рекомендовано УМЦ «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» (030301) и «Юриспруденция» (030501).М.: Юнити-Дана, 2010.
- Семенова О.В. Психологическое консультирование. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: А-Приор, 2010.
Б) дополнительная литература
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Феникс, 2007.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч.1. М., 2005.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008.
- Евстигнеева-Зинкевич Т, Фролов Д. Жизнь любит тех, кто любит ее или как научиться мыслить красиво. СПб., 2008.
- Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии.М.: Когито-Центр, 2008.
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., 1997.
- Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006
- Макарова К. В. ,Таллина О. А. Психология человека. Учебное пособие.М.: «Прометей», 2011.
- Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону, 2008.
- Мухина В. С. Возрастная психология: Уч. для вузов. М., 2010.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учеб. для студ. вузов.-М.:Владос, 2010.
- Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.
- Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Учебное пособие. СПб., 2008.
- Петрушин С.В. Резонансное консультирование. М.,2008.
- Психология индивидуальности. Новые модели и концепции / Под ред. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. М.,2009.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, 3-е изд., перераб.и доп. — Санкт-Петербург: «Питер», 2007.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Института психотерапии. 2006.
- Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М., 2008.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина — М., 1989.
- Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. М., 2010.
- Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М.,2010.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М, 2008.
- Шумский Б.В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Теория, методология, практика. М., 2010.
В) Интернет-ресурсы.
Обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам (библиотека СОГУ):
— библиотеке e-library,
— электронной библиотеке диссертаций РГБ (ЭБД РГБ),
-консультант студента ЭБС,
— университетской библиотеке online;
собственным библиографическим базам данных:
— электронному каталогу,
— электронной картотеке газетно-журнальных статей,
— электронной картотеке авторефератов диссертаций и диссертаций;
— учебники на CD.
Рекомендуемые интернет-адреса по «Индивидуальному консультированию»
http://www.knigafund.ru/Режим доступа: электронная библиотечная система
http:// www.biblioclub.ru/Старшенбаум, Г.В. Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник: тесты, упражнения, ролевые игры / Г.В.Старшенбаум. — М. : Психотерапия
http.:// www.psychology.net.ru/
http.:// www.wikipedia.org/wiki/ Психологическое_ консультирование
http.://www.counseling.kiev.na/
http://www.psychologist_ru/
http.//www.psyhlad.ru/
http:// www.ru/wikipedia.org./wiki/Арт-терапия
http:// www.ru/wikipedia.org./wiki/Артсинтезтерапия
http.://www.ru/wikipedia.org./wiki/Диалог
http.://www.ru/wikipedia.org./wiki/Психодрама
http.:// www.psi.webzone.ru/
http:// www.elibrary.ru/defaultx.asp — научная электронная библиотека «Elibrary»
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ)
http://www.eknigi.org/Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. учеб. пособие
http://www.psyjournals.ru/index.shtml/Московский городской психолого-педагогический университет
http://www.twirpx.com /Айви А.Е., Айви М.Б., Саймен-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники
http://www.narrapractice.narod.ru/Жорняк Е.С. Нарративная терапия // Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарративная психотерапия
http://www.narrative.ru/Савельева Н.В. Нарративная метафора.
http://www. Intropsy.ru
http://www.Bibliofond.ru
http://www. Psychology.net.ru
http://www. univertv.ru