Что такое психотерапия? (краткий доклад)

Если исходить из классического определения, то психотерапия — это система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это метод лечения, особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами, с возможным назначением лекарственных препаратов.

Психотерапия находится на стыке медицины, психологии, психиатрии, педагогики, социальных наук и клинической психофармакологии. Психотерапия, по сути объединяет все эти дисциплины. Поэтому очень часто специальность психотерапевта путают с психологом, педагогом, парапсихологом, народным целителем и т.д.

Психотерапия, как научная дисциплина зародилась 200 лет назад, во времена исследования электричества, магнетизма и так называемого гипнотизма. Именно из понятий «животный магнетизм» и «гипнотизм», в конце 19 века выделили гипноз. По сути, гипноз- это историческая основа психотерапии. На основе исследования гипноза Фрейдом, в начале 20 века, были выявлены основные принципы психоанализа и зародилосьпсиходинамическоенаправление современной психотерапии. Позднее (30- 50 годы прошлого столетия), выделились в самостоятельные направленияповеденческаяиэкзистенциально-гуманистическияпсихотерапия. С середины прошлого века в психотерапию пришлаклиническая психофармакология.

Существует бесчисленное количество методов и техник психотерапии, которые укладываются в рамки этих трёх направлений (психодинамического, поведенческого и экзистенциально-гуманистического).

Основная задача психоанализа- осознать конфликт между сознанием и подсознательными влечениями и импульсами. Конфликт возникает, когда у человека появляются два устремления жизненного характера, которые противоречат друг другу и настойчиво требуют разрешения. Расстройство, связанное со стрессом или внешней ситуацией называется неврозом. Невроз с точки зрения психоанализа возникает, когда первичные влечения человека вытесняются в подсознание.

Поведенческий подход рассматривает невроз как заученное неадаптивное поведение, основная задача — обучение новым адаптивным (приспособительным) способам поведения.

Экзистенциально-гуманистическое направлениесчитает, что невроз — это следствие блокирования потребности в самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. К базовым потребностям относятся:

  • физиологические (питьё, еда, сон, и т.д.);
  • потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок);
  • потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
  • потребность в уважении (самоуважение, признание).

Психотерапией имеет право заниматься врач-психотерапевт, имеющий базовое медицинское образование и прошедший специализацию по психиатрии и психотерапии. Врач-психотерапевт хранит врачебную тайну, соблюдает этику и деонтологию взаимодействия.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... человека в российской психоаналитической традиции, отметим, что адаптация и развитие психоаналитических идей в России происходили одновременно по трем направлениям: 1) использование и распространение психоанализа как метода психотерапии; ...

На сегодняшний день, к психотерапевту обращаются с самым широким спектром проблем — от проблем в общении (социальная фобия), любви, конфликтов в семейных отношениях — до выраженных психосоматических нарушений.

Психотерапия показана при таких расстройствах как неврастения, тревожные расстройства и фобии, депрессия и психосоматические нарушения.

Наиболее часто используемые методы психотерапии:

  • Семейная психотерапия — отношения с родителями и детьми, супружеские отношения.
  • Эриксоновский гипноз — для широкого круга невротических расстройств.
  • Поведенческая психотерапия  — особенно эффективна при социальной фобии.
  • Личностно-ориентированная психотерапия — для тех, «кто ищет себя, но пока не нашёл».
  • Гештальт — терапия.
  • Современные компьютерные системы психодиагностики — точное определение душевного состояния, отслеживание эффективности психотерапии.

Министерство здравоохранения российской федерации

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Реферат:

Психотерапия

Выполнил: студент 105 группы стоматологического факультета ВОЛЫНКИН Сергей Евгеньевич

Красноярск 2006

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) — область практического применения психических средств и методов с целью лечения и коррекции души, психики, разных форм психологических проблем, психических отклонений, патологий характера и психосоматических недугов. Психотерапия предполагает лечение словом, т.е. посредством процесса словесного взаимодействия между психологом и пациентом.

В современном мире психотерапия занимает важное место в общественной жизни, тесно соприкасаясь с психиатрией, консультированием, образованием, религией. Она может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно, в консультациях.

Психотерапия может быть индивидуальной, семейной и групповой (в зависимости от задач и условий проведения), а также поверхностной или глубинной, поддерживающей, суггестивной, интерпретативной, обучающей, телесно или вербальноориентированной.

Главными задачами психотерапии являются поиск и выявление внутренних скрытых смыслов, лежащих в основе тех или иных психологических проблем (путем расширения сферы сознания или осознания психического материала и корректировки отношения человека к нему), а также помощь в самоактуализации, в раскрытии своего внутреннего потенциала и психологическая коррекция.

Психотерапия имеет широкий арсенал средств и приемов работы. Современные взгляды на психотерапию различают в ней несколько важных разделов: — теорию — представление о природе человеческой психики и внутренних движущих силах, механизмах разных форм нарушений; — технические приемы и методы работы; — сам процесс и искусство психотерапии; — проблемы личности самого психотерапевта и его профессиональная подготовка; — вопросы психологической диагностики; — проблемы научного исследования психотерапии.

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... работы: курсовая работа из введения, глав, заключения, списка используемых источников. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 психолого-педагогической литературы проблеме ... и расширять кругозор ; 3) повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу эстетического воспитания дошкольников. В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость ...

Теоретические представления в общем философском плане отвечают на вопросы о том, что есть человек, какие врожденные тенденции ему свойственны, свободен ли его жизненный выбор, может ли он изменить себя и свою жизнь. Более конкретно теория психотерапии рассматривает следующие вопросы:

— характера внутреннего мира; — механизмов его функционирования (сознательных и бессознательных); — причин возникновения и развития внутреннего конфликта; — структуры защитных механизмов; — процесс формирования, психических отклонений, болезней и различных патологий характера; — что и как происходит во внутреннем мире человека в результате тех или иных событий его жизни.

Ценность теории для психотерапии состоит в том, что она является основой для создания рабочих гипотез, постановки психологического диагноза и соответственного выбора приемов работы. Она объясняет сложные явления и помогает предсказывать возможные следствия тех или иных действий психотерапевта. Позволяет строить тактику и стратегию работы с клиентом.

Теоретических подходов существует несколько, и исторически они связаны с определенными философскими традициями. Условно можно выделить наиболее крупные. К ним относятся:

— психоаналитический; — гуманистический; — экзистенциальный; — поведенческий; — рационально-когнитивный; — трансперсональный.

Исторически все они возникли более или менее независимо друг от друга, в отличие от более поздних и более эклектических, объединяющих в себе разнородные теории и взгляды. При этом следует различать школы психотерапии и теоретические подходы. Последние различаются по тому, какие процессы являются наиболее важными — рациональное мышление человека или бессознательные процессы, поведение или вопросы свободного выбора и ответственности. Школы психотерапии больше различаются по приемам и формам работы и скорее отвечают на вопросы о том, как лучше работать.

Разные подходы акцентируют важность различных аспектов в человеке. Такие как: — психоанализ — важность бессознательного; — поведенческий — поведения и его изменения посредством обучения, — рационально-когнитивный — важность построения правильного мышления и принятия правильных решений; — гуманистический — врожденного положительного начала в человеке и его способности к самоизменениям при определенных условиях (принятия его другим человеком); — экзистенциальный — важность свободы выбора, ответственности и переживания своей экзистенции (существования) в мире; — трансперсональный — важность «надличностного» существования человека, его духовной жизни.

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

... человек, он способен нанести клиенту весьма сущест­венный вред. Актуальность данной проблемы определила тему реферативной работы, а именно «Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами». Цель работы ... — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей ... и явно отрицательные. Личность развивается, не только ...

При всей разнице в воззрениях все эти подходы объединяет единый круг проблем, связанных с общими правилами поведения психотерапевта в процессе работы, его подготовленности, с закономерностями построения психотерапевтической сессии, этическими нормами взаимоотношений с клиентами. Вне зависимости от подхода психотерапевт должен владеть навыками грамотного выслушивания клиента, совместного формулирования (или переформулирования) проблемы, установления эмоционального контакта, доверия, определенных временных рамок совместной работы и т.д. Одной из задач психотерапии, одновременно этической и профессиональной, является помощь клиенту в достижении независимости от терапевта и способности к дальнейшей самостоятельной жизни. Обязательным в профессии психотерапевта является сохранение конфиденциальности, уважение пациента и его жизненных ценностей, а также неиспользование работы с пациентом для решения своих собственных психологических проблем.

Если раньше считалось, что главным фактором лечения было понимание клиентом причин своих проблем, то научные исследования последнего времени показывают — основным фактором психотерапевтического процесса и результата являются прежде всего отношения между терапевтом и клиентом. Чем эмоционально интенсивнее отношения, тем эффективнее психотерапия независимо от подхода, школы, приемов работы. Это контрастирует с воззрениями на психотерапию начала века, когда она считалась профессией медицинской, пациент воспринимался как больной, а взаимоотношения между врачом и пациентом считались не главными.

Основателем психотерапии справедливо считается австрийский врач Зигмунд Фрейд, разработавший новый метод работы с неврозами и создавший целостный системный подход в понимании природы психического и личности. По мере развития психоаналитической концепции лечения Фрейдом была одновременно создана теория личности и, главное, раскрыта важность бессознательного, наличия определенной динамики внутрипсихической жизни человека, введено понятие внутреннего конфликта и психологических защит. Он выделил три компонента психического — эго, ид и супер-эго соответственно: сознательное регулирующее и контролирующее начало, бессознательное динамическое и наполненное страстями, совесть или моральный императив. Эти компоненты находятся в сложных динамических отношениях, направленных на компромисс между удовлетворением принципов удовольствия и реальности, что порождает конфликт, тревогу, страхи и соответственно новые компромиссные образования в виде неврозов, психозов патологий характера и других психологических проблем.

Исторически психоанализ был первой школой и первым подходом в истории психотерапии, задавшим определенную парадигму рассмотрения человека в динамике его жизни и попытавшимся выстроить не только теорию личности, но и соответствующий ей метод лечения психических нарушений. Этот метод лечения совершенствовался и прошел путь развития от гипноза до метода свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретаций. В сущности, он не изменился с тех пор и существует в современном психоанализе и психоаналитической психотерапии, что по сей день. Параллельно З. Фрейд начал понимать и выявлять значимость отношений между психотерапевтом и клиентом, поскольку эти отношения оказывались значительно более интенсивными, сложными и влияющими на процесс лечения.

12 стр., 5592 слов

Познание человека человеком как научная проблема

... характера, определяют общий рисунок поведения при общении с другими людьми. Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание и ... индивид он характеризуется определенными морфоконституционными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями. Как личность – представитель определенной социальной группы. Как индивидуальность – неповторимый продукт, ...

В любой психотерапии происходит перенос клиентом на терапевта собственных отношений, чувств, страхов и желаний. Ныне перенос является одним из краеугольных факторов психотерапии, хотя различные подходы (в зависимости от исходных позиций) работают с ним по-разному. Например, в классическом психоанализе основная работа проводится именно с переносом, в динамической психотерапии он исследуется только по мере необходимости, а в других школах с ним работают как с любым рядовым материалом жизненных проблем пациента.

Главным направлением развития современной психоаналитической или психодинамической психотерапии является расширение возможностей метода. Если раньше круг пациентов составляли в основном невротики, то к настоящему времени существует широкий спектр форм психических нарушений, включая психозы, шизофрению и тяжелые формы патологии характера. Это, безусловно, влияет на теорию личности и ее развития, дающую основание для понимания факторов, участвующих в возникновении патологии, и механизма психологических защит, лежащих в основе формирования патологических компромиссных образований, выражающихся в разных клинических формах и симптомах. Многие годы психоаналитическая традиция обладала значительным влиянием в западной клинической практике, пока в ранние послевоенные годы не получили бурное развитие другие направления и, в первую очередь, гуманистическое. Книга Карла Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942) произвела переворот в сознании психотерапевтического сообщества. Главной идеей в ней, стала ответственность психотерапевта за качество отношений между ним и клиентом. Здесь эмоциональные расстройства личности были не показателем болезни, а отображением того, что потребность человека в любви и принятии не была удовлетворена. Поэтому перед психотерапевтом ставилась задача передать страдающему человеку опыт любви и понимания. Главными условиями такой терапии были искренность, эмпатия и безусловно положительное отношение.

Одним из выводов роджеровского подхода является то, что главное в подготовке психотерапевта не изучение книг, а опыт непосредственных переживаний, получаемый в тренинге. В нем происходит обучение будущего терапевта сопереживанию, умению быть естественным и искренним, возможности прийти к соглашению со своими скрытыми предубеждениями и обидами и освободиться от них. Роджерс исходил из того, что человек может сам себя изменить, если захочет. Необходимым условием для этого является лишь присутствие другого человека, способного услышать и принять его (без оценок и с эмпатией).

Идеи Роджерса оказали значительное влияние и на психоаналитическую традицию, которая вобрала их в себя и включила в расширившееся видение метода психотерапевтической работы. Современная психоаналитическая психотерапия и психоанализ существенно обогатились также работами таких авторов, как Г. Кохут и М. Гилл, обосновавшими важность раскрытия человечности психотерапевта, его принципиальной незащищенности от собственных переживаний (связанных с психотерапевтическим процессом) и получившей название контрпереноса.

9 стр., 4492 слов

Исследование коммуникационных моделей в психотерапии

... процесса. Многие психотерапевты предпочитают считать своих клиентов вполне здоровыми людьми, но имеющими некоторые коммуникативные проблемы. К тому же психотерапия предполагает ... для нейтрализации негативных психологических последствий физических заболеваний. Психотерапия – межличностное, относительное взаимодействие между терапевтом и клиентом, с целью устранения психологических проблем ...

Традиция западной психотерапии, развиваясь непрерывно и поступательно на протяжении почти всего XX века, пришла к пониманию психотерапии как процесса, происходящего между двумя людьми, в котором в равной мере участвуют сознательное и бессознательное начала (как терапевта, так и пациента), где к личности терапевта предъявляются требования самосознания, рефлексии, открытости к собственному опыту и многие другие.

Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии, но особенно важны в той парадигме психотерапевтического видения человека, которая приобрела название «педагогической», в противовес так называемой «медицинской». Эти два понятия возникли как выражение контроверзы (разногласия, расхождения) между классическим подходом психоанализа и психоаналитической психотерапии с более современными течениями, возникшими в 60-е годы под знаменем гуманистического подхода. Справедливости ради надо отметить, что эти две парадигмы, когда-то выступавшие как непримиримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми.

Многие другие направления психотерапии выросли как результат борьбы с психоанализом, с его ограничениями и недостатками. В целом в истории психотерапии можно выделить два этапа: до Второй мировой войны — развитие психотерапии как психоанализа, и после войны — развитие психоанализа и возникновение ряда других направлений

К таким направлениям следует отнести гештальт-терапию, основанную Ф. Перлзом, где главным принципом работы является «здесь и сейчас», а предметом изучения — мысли и переживания человека непосредственно в данную минуту. Этот метод, по существу, отвергает всякую теорию и историю жизни человека как несущественные, но предъявляет высокие требования к самому психотерапевту и его личности. После войны возникают и развиваются и другие подходы, такие как НЛП (нейролингвистическое программирование), эриксоновский гипноз, семейная психотерапия, психодрама, арттерапия, психосинтез и многие другие расширяющие круг приемов работы, включающие в свой арсенал новые способы и одновременно перерабатывающие и ассимилирующие классические позиции психодинамического подхода. В современной психотерапии насчитывается большое разнообразие подходов — до 350 и даже более, основными отличиями которых (не считая философских концепций) являются разные приемы работы, зачастую скомпонованные из техник различных направлений. Исторически главным и центральным методом психотерапии является интерпретация, т.е. указание человеку на внутренний смысл или связь нескольких главных для него вещей. Однако используются и такие методы, как эмпатическое выслушивание, поддержка или конфронтация (прием разговорной терапии, заключающийся в показе человеку определенных несоответствий или противоречий).

В различных подходах используются либо только какой-то один прием (как в гуманистической психотерапии — только метод выслушивания при максимальном молчании терапевта), либо все вышеперечисленные, но с добавлениями, разработанными в данном подходе. К ним относятся: — выявление и закрепление внутренних ресурсов; — проигрывание определенных жизненных ситуаций; — использование «второго стула»; — персонификация отдельных проблем и выделение так называемых «субличностей» или «голосов» в сознании человека; — свободный рисунок; — медитации, фокусировка; — наведение транса; — управляемое воображение; — свободная импровизация; — диалог с несуществующим человеком; — воображаемые диалоги; — письма, скульптура; — игры в группах; — физические упражнения и др.

4 стр., 1712 слов

Стрессовые состояния у людей, потерявших работу

... изучали эту проблему, используя преимущественно метод интервьюирования. Проведено обследование широкого круга людей, потерявших работу или находящихся под угрозой ее потери, которые связаны с предприятиями области ... с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. ...

Но главной задачей всех приемов остается помощь клиенту в осознании и связывании воедино своей психической реальности и психологическая коррекция.

Литература

М.В. Макарова, «Что такое психотерапия?», статья, Петербург, 2006

И.Ю Рассказов, «Что такое психотерапия», статья, Москва, 2006

Дж. Хейли «Что такое психотерапия», Петербург 2003

В.М. Банщиков и др. «Медицинская психология», Москва, 1967

Ю.Г. Тюльпин «Медицинская психология», Москва, 2004