Анкетирование для изучения нравственных ценностей учеников средней школы

Анкетирование для изучения нравственных ценностей учеников средней школы.

Квитковская А. А.

Кузьмин А. Ю.

Москва; РГСУ 2015

Для количественной оценки динамики изменений в поведении школьников, для оценки изменений их взглядов на мир, их переживаний, не существует единой методики.

В процессе работы над магистерской диссертацией, потребовалось создать опросник, посвященный изучению динамики нравственных качеств школьников средней школы.

После анализа многочисленных существующих методик было решено создать опросник, учитывающий уровень развития школьников 4 — 5 классов, их способности отвечать на вопросы, заполнять анкеты.

За основу были взяты следующие методы:

методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера.

На основе этих методик был создан опросник для школьников из 30 высказываний, которым предлагается дать оценку от 0 до 10 баллов.

Внешний вид анкеты:

Анкета: поставьте «галочку» þ

— «совершенно не согласен»; 10 — «полностью согласен»; 5 — «не знаю» или «все равно».

ВысказываниеОценка по 0-10 балльной шкале0123456789101Наша группа ушу дружная2У многих моих знакомых есть враги3Все любят своих родных4Кто сильнее — тот и прав5Уважаю ребят, которые уступают девочкам6Уступает — значит слабый7Кто честен — добьется успеха в жизни8В жизни нужно уметь обманывать9Кто любит ругаться, у того мало друзей10Хочу, чтобы меня все боялись11В ушу важно уважать своих товарищей12Кто слабо бьет, того не будут уважать13Справедливости нет нигде14Я уважаю справедливых людей15Меня никто не поддерживает16Меня поддерживают только друзья17Я всем симпатичен (симпатична)18Ко мне все безразличны19Одному всегда хорошо20Одному всегда плохо21Вместе безопаснее22Я рассчитываю только на себя23Мне охотно помогают другие24Я помогаю, когда меня попросят25У меня есть цель в жизни26Неважно, что будет через несколько лет27Сразу после школы я добьюсь успеха28Десять лет — это очень долго для успеха29Когда малыш плачет, надо ему помочь30Человек может стать лучше

5 стр., 2055 слов

Особенности использования наглядных методов на уроках трудового ...

... использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной коррекционной школе». Целью исследования является рассмотрение особенностей использования наглядных методов на уроках ... о себе. В процессе овладения новыми знаниями и применением их в своей жизни формируется мировоззрение ребенка. При работе с наглядной опорой на уроках трудового ...

Принцип ответов: полное согласие — 10 баллов; абсолютное отрицание — 0 баллов. «Не знаю» или «все равно» — 5 баллов. Оценки от 0 до 5 — «скорее, не согласен»; от 5 до 10 — «скорее, согласен».

Перед анкетированием с детьми проводилась беседа-тренировка, объясняющая на простых примерах принципы ответов на вопросы. Допустим: «все крокодилы прекрасно летают» — 0 баллов. «Вслед за весной наступает лето» — 10 баллов.

Анкета заполняется простым карандашом, можно пользоваться ластиком. Каждый отвечающий сидит за отдельной партой, советоваться нельзя. Время заполнения анкеты от 5 до 20 минут. Анкеты не подписываются.

В данной статье показаны некоторые результаты контрольного исследования в двух корпусах гимназии №1554 г. Москвы.

Было проведено анкетирование двух пятых классов во втором и четвертом корпусах гимназии. Исследовались две группы по 26 человек. Разные корпуса были выбраны, чтобы сравнить исходные данные, и оценить разницу в моральных качествах учеников из разных корпусов школы.

Для интерпретации результатов теста мы можем опереться на мнение Карен Хорни, которая разработала теорию, в которой показала индивидуальные отличия в поведении людей, которые стремятся справиться с тревогой. [7, стр 259].

Здоровую стратегию она назвала «совместное движение» — это сотрудничество. Сотрудничество — это основная стратегия развития отношений между здоровыми людьми. Три «невротические» стратегии — уступчивость, обособленность и враждебность являются переразвитием естественных защитных реакций до патологических масштабов.

Мы можем согласиться с трактовкой Хорни, в том смысле, что сотрудничество действительно является лучшей стратегией взаимодействия — как между взрослыми людьми, так и между учениками в школе. От индивидуальных психологических качеств и обстоятельств зависит то, по какому пути пойдет патологическая стратегия справления с жизненными трудностями — будет ли это уход в себя, либо в альтернативную реальность игр и фантазий (Избегание), эмоциональная черствость (Обособленность), либо агрессия (Враждебность).

Причиной перехода к таким патологическим стратегиям поведения у школьников мы можем считать срыв адаптации в школьном коллективе, неспособность добиться уважения, утомление, стресс, трудности в учебе.

Агрессию, избегание, и обособленность мы рассматриваем как варианты развития дистресса, выбор патологической защитной реакции.

Единичные результаты теста, показывающие отрицательные моральные качества, в противоположность общему позитивному тренду, мы можем расценивать как сигнал начинающейся дезадаптации, которая пойдет либо по пути агрессии (вопрос 10), либо по пути избегания (вопрос 21), либо по пути эмоциональной черствости, обособленности (вопрос 29).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... соответствия между ключевыми элементами организации (люди, структура, задачи, технология) и стратегия. Факторы, влияющие на проект организации: состояние окружающей среды (стабильное, постепенно ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

В 1962 году в психологической литературе появился термин «coping» -«копинг» от английского слова «cope» — «совладать, справляться».

Л. Мэрфи употребил его при изучении способов преодоления кризисов развития у детей.

Достаточно трудно измерить количественно гуманность, доверие, справедливость. Но мы можем отслеживать сигналы выбора негативных копинг-стратегий — это более очевидные показатели.

Вопросы лидерства, агрессии, самооценки, целепологания представляют собой частные случаи копинг-стратегий. Анализ результатов показал, что для более стандартизированного и четкого подхода к проблеме, лучше всего рассмотреть четыре пары стратегий избегания стресса:

Это конфронтация — кооперация; избегание — планирование; самообвинение — принятие ответственности; дистанцирование — эмпатия.

Первая пара: конфронтация — кооперация (вопросы 22, 23).

Стратегия конфронтации, которая может приносить кратковременные плюсы в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе обычно приводит к ухудшению адаптации. Мы согласны с тем, что изначальной причиной выбора такой стратегии является стремление к силовому доминированию, представление о лидерстве, как о подчинении. Позитивное лидерство, когда лидер выстраивает командные отношения взаимной поддержки, более перспективно в долгосрочном плане.

Вторая пара: Избегание — планирование (вопросы 25, 26).

Данное исследование недооценило важность этой проблемы, и выбранная методика тренировок не повлияла заметно на целеполагание. Более того, выбранная методика тестирования не учла фактора избегания, и этот фактор не был изучен должным образом. Тем не менее, именно стратегия избегания, которая часто выбирается именно в детском возрасте, может иметь фатальное значение для судьбы человека. Избегание дает кратковременные преимущества в преодолении стресса в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе избегание приводит к замене реальности различными суррогатами — от простых фантазий до компьютерных игр, и далее — вплоть до развития разнообразных зависимостей. Альтернативная стратегическая концепция — планирование, настрой на постоянное совершенствование, готовность переносить трудности ради достижения поставленной цели — улучшает адаптацию в долгосрочном плане.

Третья пара копинг-стратегий: самообвинение — принятие ответственности. Проблема самообвинения, поведения, направленного на деконструкцию, становится очень важной в подростковом и юношеском возрасте. В данном исследовании эта проблема изначально не ставилась, и не нашла отражение в анкете.

14 стр., 6765 слов

Взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих ...

... защиты и копинг-стратегий будущих педагогов-психологов. Объект : психологическая защита и копинг-стратегии. Предмет : взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих педагогов- ... ……………………………………..………………….….38 ВВЕДЕНИЕ Актуальность . Изучение взаимосвязи психологической защиты и копинг-стратегий у будущих педагогов-психологов представляется важным и закономерным, поскольку ...

Четвертая пара копинг-стратегий: дистанцирование — эмпатия (вопросы 3, 29).

По данным американского психолога Дэниэла Голдмана, существует «заражение эмоциями», «во время взаимодействия двух людей настроение передается от того, кто более экспрессивен в проявлении своих эмоций, тому, кто пассивнее». [1, стр. 215] Наиболее активно передаются те эмоции, которые сильнее выражаются. Так как носители позитивных эмоций более воспитаны и сосредоточены, то негативные эмоции передаются больше. Поэтому «заражение цинизмом» может произойти и непосредственно, так и в результате «закрытия» от неприятных эмоций, как реакция на избыточное эмоциональное окружение, скученность, избыток эмоциональных контактов. В любом случае, этот параметр заслуживает более внимательного изучения.

В заключение можно обобщить, что морально-нравственные ценности в детском коллективе перспективно изучать в более широком плане копинг-стратегий. Разделение по четырем противоположным копинг-стратегиям даст более цельную и стандартизованную картину, предоставит данные в виде, более удобном для математического анализа.

Примеры: Данные вопросы информативны, понятны детям, показывают тенденцию, выявляют случаи отклонения от средних значений:

Рис 1. Утверждение: Все любят своих родных.

Рис 2. Утверждение: Уступает — значит слабый.

Рис 3. Утверждение: Кто честен — добьется успеха в жизни.

Рис 4. Утверждение: В жизни нужно уметь обманывать.

Рис 5. Утверждение: Справедливости нет нигде.

опросник нравственный школьник психологический

Правильно составленное утверждение, показывает разницу в разных подгруппах. В обоих подгруппах есть позитивное ядро, но в 4-м корпусе явно больше разочаровавшихся в справедливости, мы можем расценить это, как сигнал о начале дезадаптации.

Рис 6. Утверждение: я уважаю справедливых людей.

Правильно составленный вопрос, дает сходные результаты в разных группах, позволяет выявить наличие отклонений. При индивидуальном тестировании будет еще более полезен.

Примеры неудачно составленных вопросов:

7 стр., 3441 слов

Тема : Нейрофизиология эмоций 4 страница

... цели. Некоторые авторы называют эту формулу «общим законом человеческих эмоций». Ее справедливость была подтверждена многочисленными примерами из авиакос­мической, управленческой и педагогической ... роли норадренергических, дофаминерегических, серотонинергических и опиоидергических нейронов в развитии эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Согласно этой те­ории, существует некоторое число (от 4 ...

Рис 7. Утверждение: Меня поддерживают только друзья.

Результат ответа сходен в обоих группах, но как его интерпретировать — непонятно. Такой вопрос следует признать неудачным.

Рис 8. Утверждение: Я всем симпатичен (симпатична).

Данный вопрос тоже составлен неудачно. Дети избегают давать себе самооценку даже анонимно. Для исследования самооценки такой вопрос неинформативен.

В результате критического анализа, анкета изменена на более информативную, которая и предлагается для последующих исследований:

Анкета: поставьте «галочку» þ

— «совершенно не согласен»; 10 — «полностью согласен»; 5 — «не знаю» или «все равно».

ВысказываниеЧто оцениваем1Наша группа ушу дружнаяКонфликтность2У многих моих знакомых есть враги3Все любят своих родных4Кто сильнее — тот и прав5Уважаю ребят, которые уступают девочкамУступчивость6Уступает — значит слабый7Кто честен — добьется успеха в жизниОтношение к обману8В жизни нужно уметь обманывать9Кто любит драться, у того мало друзейАгрессия10Хочу, чтобы меня все боялись11Важно уважать своих товарищейУважение12Кто слабо бьет, того не будут уважать13Справедливости нет нигдеОтношение к справедливости14Я уважаю справедливых людей15Я иду на занятия с удовольствиемДистресс (выгорание)16Я иду на занятия через силу17Я вновь и вновь переживаю свою винуКопинг стратегии: самообвинение — позитивная переоценка (самооценка)18Я исправляю ошибки, и это придает мне сил19Я часто мечтаю о мире, где я успешенКопинг стратегии: избегание — планирование20Я много планирую, если ожидаю проблемы21Вместе безопаснееЭгоизм — коллективизм22Одному всегда хорошо23Мне охотно помогают другиеКопинг стратегии: кооперация24Я охотно помогаю другим25У меня есть цель в жизниЦелеполагание26Неважно, что будет через несколько лет27Сразу после школы я добьюсь успехаДолгосрочная стратегия28Десять лет — это очень долго для успеха29Когда малыш плачет, надо ему помочьКопинг стратегии: дистанцирование — эмпатия30Человек может стать лучше

ЛИТЕРАТУРА

1.Голдман, Д., Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Дэниэл Голдман, перевод с английского А. П. Исаевой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012.

.Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. — М.: Издательство Эксмо 2005. — 958с. — (Антология мысли).

.Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. -269 с.

8 стр., 3989 слов

Выготский Л. — К вопросу о психологии творчества актера

... в виду работы нового типа, в этом смысле мы и назвали проблему психологии актера вопросом совершенно новым и почти не исследованным. Легче всего определить новый подход ... в общий круг исследований по психологии профессий, выдвигая на первый план психотехнический подход к актерскому ремеслу. В центре внимания обычно вопрос о том, как должны быть ...

.Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой Педагогическая психология: Учебное пособие. — СПБ.: Питер, 2011.

.Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2009.

.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — Спб.: Питер, 2013.