Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

/

Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

Содержание

Введение Глава 1. Теоретические подходы к формированию знаний об окружающем мире у младших школьников 1.1 Психолого-педагогические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников 1.2 Содержание и формы внеклассной работы с младшими школьниками при изучении окружающего мира 1.3 Формы и методы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников 1.4 Роль наблюдений в формировании личности младшего школьника 1.5 Организация и методика проведения сезонных наблюдений с младшими школьниками Выводы по первой главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса в процессе внеклассной работы 2.1 Определение уровня знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса 2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса в процессе внеклассной работы (формирующий эксперимент) 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы

Введение

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, сохранение физического и психического здоровья. Младшими школьниками осваиваются новые программы. Для них разрабатываются разнообразные формы работы, при этом учитываются, как природные, так и социальные условия нашей страны — России. В процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. В методике начального обучения изучению окружающего мира младшими школьниками уделяется большое внимание. Внеклассная работа широко распространена как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников. Во внеклассную работу входят: как игра, проектная деятельность, подвижные игры, ежедневное ведение календаря природы, чтение поэзии — включающие компоненты внеклассной работы.

Внеклассная работа дает большие возможности для всестороннего развития детей, воспитания ответственного отношения к окружающему. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, школьник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

11 стр., 5460 слов

Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего ...

... особенности нарушений формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. . Осветить методику для улучшения представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями ... ней. Определены цель и задачи нашей работы. В первой главе рассмотрены особенности формирования знаний об окружающем мире у детей с нормальным интеллектуальным развитием. ...

В школу поступают дети, которые имеют психологические, поведенческие и социальные проблемы, педагогически запущены, отягощены хроническими заболеваниями и психическими нарушениями. Зачастую дети не проявляют интереса к познанию, поэтому их часто преследуют в учебе неудачи.

Получать и анализировать информацию, искать ей применение в своей жизни — самый ценный результат обучения.

Проблема совершенствования внеклассной работы по окружающему миру нашла отражение в работах педагогов и методистов: А.А. Плешакова, Е.Ф. Козиной, З.А. Клепининой, О.Н. Индюшкиной и др.

Изучение учебно-методической литературы и школьной практики показывает, что внеклассная работа не всегда достаточно эффективно используется для формирования у младших школьников знаний об окружающем мире.

Это и является обоснованием темы выпускной квалификационной работы: «Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников».

Проблема исследования: выявить, каковы пути формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в процессе внеклассной работы.

Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в процессе внеклассной работы.

Объект исследования: процесс формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Предмет исследования: организация и методика внеклассной работы по формированию у учащихся 1-го класса знаний об окружающем мире.

Задачи исследования:

1. Изучение педагогической и учебно-методической литературы;

2. Дать психолого-педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе;

3. Определить содержание внеклассной работы по формированию знаний об окружающем мире у младших школьников;

4. Разработать и провести серию внеклассных мероприятий, способствующих повышению познавательной активности у младших школьников;

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить степень влияния проведенных внеклассных мероприятий на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: процесс формирования знаний об окружающем мире у младших школьников будет эффективен при использовании направленного на это комплекса внеклассных мероприятий.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; опытно-экспериментальная работа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СОШ №1973 ЮЗАО г. Москвы в 1 классе «А».

6 стр., 2721 слов

Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых ...

... у умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Гипотезы исследования: 1. У детей младшего школьного возраста с ... – это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ... установок); - принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы ...

Глава 1. Теоретические подходы к формированию знаний об окружающем мире у младших школьников 1.1 Психолого-педагогические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

В условиях модернизации системы образования к современной школе предъявляют повышенные требования по организации умственного труда школьников. Важное значение придается развитию у учащихся познавательных интересов. Решая ее, педагогические коллективы школ призваны добиваться, чтобы каждый урок способствовал становлению познавательного интереса детей, приобретению ими навыков самостоятельного обновления знаний во внеклассной работе.

Анализ последних исследований и публикаций, показал, что в своих работах Б. Ананьев, В. Бондаревського, Г. Щукина — рассматривают познавательный интерес как один из ведущих мотивов учебной деятельности.

Развитие познавательного интереса — это внутренне необходимое движение живой системы в ее организации и функционировании, это качественные изменения в целом, переход от низших структур познания к высшим.

В психологическом словаре интерес отнесены к формам проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, способствует ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому их отражению. Субъективно же интерес проявляется в эмоциональном тоне процесса познания, во внимании к объекту интереса.

Интерес имеет и сложную психологическую структуру. В психологии он определяется как эмоционально окрашенное отношение к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности, а также как направленность человека на определенный объект или определенную деятельность вызванную положительным, заинтересованным отношением к чему-то, кого-то.

Основные знания ученики получают на уроках окружающего мира, но расширить и закрепить любопытство к окружающему миру, привить навыки самостоятельной работы и проверить свои силы в опыте — помогают внеклассные занятия и участие в коллективно- трудовых работах. Применяются все виды учебных занятий, внешкольная, внеурочная и внеклассная деятельность. Выбор учителя объектов окружающей среды так же разнообразный, как и формы, и методы, и приемы преподавания. Самым из наиболее из интересных объектов является природа, окружающая среда человека в его повседневной жизни.

Высокий результат по изучению окружающего мира можно достичь при оптимальном сочетании урочных занятий с внеклассными. Определенные рамки урока и многообразие программы не часто дают возможность ответить на природоведческие вопросы, задаваемые детьми. Проведение внеклассной работы, всецело обращенной на развитие личности младшего школьника, способствует хорошему усвоению пройденного материала на уроках, развивает заинтересованность в предмете, умение и желание самостоятельно приобретать знания.

В младшем школьном возрасте у детей преобладает познавательная деятельность. Дети открыты для познаний всего нового. Важными особенностями детей в этом возрасте являются: гиперактивность, заинтересованность, стремление быть нужным и важным, они всегда готовы помочь в любой работе, это благополучно влияет на привлечение ребят в разнообразную, но посильную для них работу.

14 стр., 6742 слов

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

... педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы - «Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития». ... эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная вес ...

Внеклассная работа выбирается педагогом как деятельность, которая производится во внеурочное время, является не обязательной и проводится на основании интересов учащихся. При выборе содержания внеклассной работы нужно отталкиваться от таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которая решает страна, область, район. Внеклассная работа должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, их умственному развитию и интересам. Содержание внеклассной работы должно быть более углубленное, чем школьный материал. Внеклассная работа должна дополнять школьный урок, потому что ее содержание может быть более обширным на основе изучения жизни человека совместно с природоведческими знаниями.

Для приобретения опыта принятия экологических решений на основе получаемых знаний и в соответствии со сформировавшимися ценностями, подходами и ориентациями: как ходить по лугу, лесу, как проложить тропу, как относиться к живой природе и ее обитателям, как вести себя на природе.

Таким образом, внеклассная работа, как средство обучения дает возможность актуализировать наиболее важные элементы знаний, способствует успешному овладению умений и навыков; познавательный интерес, как средство учения способствует встречному движению ученика к учителю, который особенно необходим для успешного процесса обучения; интерес, как устойчивая черта ученика способствует формированию любознательной, активной, поисковой, творческой личности.

При организации внеклассной работы, преподаватель должен учитывать, что при обучении ученики должны отдыхать от напряженной работы в классе. Различная деятельность предоставляет учащимся возможность изучить более подробно знания о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни и научиться простейшим знаниям по охране природы.

Н.Ф. Виноградова под внеклассной работой по курсу «Окружающий мир» понимает организованную и целенаправленную образовательно- воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой и т. д.

В младшем школьном возрасте происходит активное анатомо- физиологическое созревание детского организма. К семи годам морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий- это создает благоприятные возможности для осуществления произвольного поведения, планирования и выполнения определенной программы действий.

Нервно-психическая деятельность улучшается при обучении. Младший школьный возраст — это период ускоренного и насыщенного формирования учебной деятельности. У детей семи — десяти лет основные свойства нервной системы по своим характеристикам приближаются к нервной системе взрослых, хотя сами по себе эти характеристики еще не очень устойчивы.

Главными новообразованиями психики младшего школьника является произвольность, внутренний план действий и рефлексия. Именно благодаря психики младшего школьника достигает уровень развития, необходимый для дальнейшего обучения в средней школе.

5 стр., 2044 слов

Опытно-педагогическая работа по умственному развитию детей в ...

... ученых (генетиков, психологов) предпосылки умственных способностей заложенны в природе ребенка на 50-60%. Умственное развитие ребенка может осуществляться в различных видах детской деятельности (игровой, ... (старшая экспериментальная группа). и ДОУ № 3 «Солнышко» (контрольная группа) Апробация работы По теме исследования автор выступал: ? на методическом объединении воспитателей старших групп г. ...

У младшего школьника есть свои потребности. Ведущая способность- быть школьником. Она складывается из стремления соответствовать внешне, поведению роли школьника, желанию быть успешным в учебном процессе.

Внеклассная работа сближает детей с учителем. Общение с детьми позволяет учителю всесторонне изучить их, завоевать любовь и уважение. Это одно из условий для воспитательного воздействия учителя на ученика. Учитель в процессе этой работы направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и ее охрану, воспитывает у детей высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность за порученное дело. Внеклассная работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувство патриотизма.

Формы внеклассной работы с младшими школьниками многообразны и интересны. Это увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, на промышленные предприятия, на выставки и в музеи. Это фенологические наблюдения, опытническая работа в уголке живой природы. Это проведение природоведческих праздников, просмотр видеофильмов на экологическую тематику, чтение природоведческой литературы и многое другое.

1.2 Содержание и формы внеклассной работы с младшими школьниками при изучении окружающего мира

Внеклассная работа — важный этап проведения содержательной и интересной работы с младшими школьниками.

Уроки окружающий мира и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

При изучении окружающего мира младший школьник открывает для себя много нового и неизведанного. С пением птиц, с прогулками по лесу, с контактирующим знакомством с живой природой, ученик открывает для себя особый мир- мир природы. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В связи с этим у ребенка растет познавательный интерес, особое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у младших школьников знаний об окружающем мире.

Образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства. Как известно из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции. Внеклассные занятия позволяют выходить за строгие рамки учебных занятий, что позволяет во многом ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей.

Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:

· способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;

· обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;

· способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;

14 стр., 6794 слов

Роль внеклассной работы в формировании математических знаний ...

... удлиняется время организационного и целенаправленного совершенствования математических знаний детей; в-третьих, внеклассная работа способствует развитию у детей познавательных интересов. Одним из важнейших факторов совершенствования математических ... процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и ...

· в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах и пр.

Внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяют и углубляют эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Но при этом внеклассная работа не должна дублировать учебную работу.

Выделяют три основных формы организации внеклассной работы:

Существуют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассных работ.

Индивидуальная внеклассная работа заключается в конкретных заданиях, выполняемые конкретными учащимися, проявляющие большую заинтересованность к изучению природы. Задания могут быть разного рода и плана их выполнения. Например, это могут быть задания по уходу за растениями в классе, присмотр и ведение живого уголка в кабинете, проведение индивидуальных наблюдений вне школьной программы; постановка простейших опытов дома, чтение дополнительной литературы о природе, самостоятельные посещения музеев детьми. Хорошим стимулятором для ребенка в индивидуальной познавательной природоведческой деятельности является — поручение подготовки сообщений на урок окружающего мира.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю.Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.

Групповая внеклассная работа- это объединение учащихся со сходными интересами и склонностями в одну подгруппу. Самым широко- распространенным видом групповой внеклассной работы является организация кружков юных любителей природы. Количество учащихся в группах не должно превышать 8-10 человек. Занятия должны проводиться с определенной очередностью, раз в неделю или через неделю.

При организации работы кружка должны быть приняты педагогом во внимание индивидуальные способности и склонности учащихся. Главная задача — кружка- это расширить знания полученные учащимися на уроках знаний, влияние живой природы на не живую, но при этом изучаемый материал не повторяет школьную программу, а дополняет ее.

При работе с кружками можно пользоваться разными формами и методами наблюдения, проводить опыты, беседы, просмотры тематических кинофильмов, экскурсии и др. Собранный в ходе работы материал может использоваться в учебном процессе.

К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» следует относить:

· эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.

23 стр., 11058 слов

Организационно-педагогические условия формирования эмпатии как ...

... деятельность по взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья через работу в волонтёрском агентстве. Методы исследования: метод наблюдения (наблюдение за деятельностью студентов во ... способствующие формированию у студентов эмпатии как профессионально значимого качества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель: выявить, теоретически обосновать, опытно- ...

· основную форму внеклассной работы — организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др.

Массовая внеклассная работа позволят участвовать в работе практически всех учащихся начальных классов. К этому виду работы относятся: тематические просмотры научно-популярных и художественных фильмов о природе, чтение книг о природе, проведение различных мероприятий. Такие мероприятия связаны с длительной подготовкой, заключаются в разнообразной подготовке детей: наблюдения за природой, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных мероприятиях и т.д. Работа данного рода подготовки должна заканчиваться организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги о проделанной работе.

Уголок живой природы играет важную роль для младших школьников. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение каждодневных обязанностей по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают уровень ответственности и прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, способствующие правильному пониманию от чего зависит рост и развитие, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.

Внеклассная работа по «Окружающему миру» направлена на развитие интереса детей к изучению природы, применение ими знаний на практике, формирование исследовательской деятельности в целом.

Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с миром живой природы, научиться простейшим умениям по охране природы. Внеклассная работа целенаправленна на всестороннее развитие младшего школьника, развитие интереса к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения. Бережное отношение и любовь к природе, к ее богатствам не приходят сразу. Это результат кропотливой работы не только при изучении природы на внеклассных занятиях, но и вовлечение учащихся в посильное участие в охране природы (озеленение школьной территории и дворов, выращивание комнатных растений в школе и дома, заготовка корма для птиц, изготовление скворечников и т. д.)

При целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Большое значение в развитии познавательных интересов и склонностей младших школьников имеют прогулки, экспедиции и походы, в природу. Эти мероприятия чаще всего носят краеведческий характер и имеют целью познакомить детей с особенностями местных водоемов, местами добычи полезных ископаемых, исчезающими видами растений и животных. Во время похода дети закрепляют умения ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой. Наблюдения и впечатления записываются в походные дневники.

4 стр., 1799 слов

Организация наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися ...

... наблюдений учащиеся получают практические умения и навыки § изучая природу, дети познают её § наблюдения вносят вклад в решение задач трудового воспитания младших школьников § помогают формировать элементы экономических знаний § способствуют умственному развитию детей § наблюдения ...

Для младших школьников чаще всего организуются кружки юных натуралистов, цветоводов, фенологов, краеведов, геологов, экологов и др. Тематика кружковой работы по годам обучения была предложена в трудах Б.В.Всесвятского, Б.Е. Райкова, П.И. Боровицкого, И.Д.Зверева, М.Н.Скаткина, А.Н.Захлебного и др.

Успех внеклассной работы, её результативность будет зависеть от подбора материала к каждому занятию, плана его построения и методики проведения, активного участия учащихся.

1.3 Формы и методы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок в данном возрасте сохраняет много детских качеств: наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже понемногу утрачивает детскую непосредственность в поведении, приобретает другую логику мышления.

Социальная ситуация развития ребенка изменяется с началом обучения в школе. Школьник становится «общественным» субъектом, приобретает социально значимые обязанности и соответственную им оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и теперь определяется тем, как успешно он справляется с новыми для него требованиями.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится — учебная. Она и определяет те изменения, которые происходят в развитии психики детей на этом возрастном этапе. Во время учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые результаты в развитии ребенка и являющиеся тем фундаментом, который обеспечивает это развитие на очередном возрастном этапе.

Младший школьный возраст — это период активного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают приобретать опосредованный характер, становясь осознанными и произвольными. Ребенок постепенно начинает овладевать и учится управлять такими психическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением.

Интерес детей привлекает очень многое и не обязательно из его личного опыта. Другие страны, другие народы, их культура и деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора ребенка, тем самым развитие как личности. Интересы имеют большое значение в жизни ребенка. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях ребенка, то они вызывают чувства удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточить внимание на работе, увеличивают работоспособность.

Одной из основных задач работы педагогов школы является создание условий для реализации творческих возможностей и способностей учеников.

Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Все дети, а особенно младшие школьники, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках, викторинах. Именно поэтому во внеклассной работе учитель должен использовать элементы детского творчества. Необходимо помочь ребенку попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себя, не потерять заложенные природой задатки; все это осуществимо в процессе коллективной творческой деятельности.

Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.

Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения:

-Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе. Осознавать задачу.

-Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

-Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах.

-Понимать сведения, представленные с модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при

решении разнообразных задач.

Внеклассное мероприятие поможет в развитии творческого потенциала.

Различные конкурсы, викторины, КВНы, турниры, познавательные игры, в которых нужно попытаться как можно лучше соединить учебный (дополнительный) материал и занимательную форму проведения, чтобы развить интересы и способности ребят.

Развитие младшего школьника в процессе обучения во многом зависит от его возможностей. Одна и та же тема, понятие усваиваются по-разному детьми младшего возраста, в зависимости от метода обучения. Методы обучения для каждого предмета задач должны соответствовать формированию действий для их решения.

Эффективность развития значительно зависит от целенаправленного процесса обучения учащихся, самоанализа впечатления от воспринятых объектов, осознавать их свойства и свои действия с ними, выделять важные признаки объектов, осознавать общее в своих действиях при решении различных видов задач и т.д.

Ведущей задачей внеклассной работы является расширение кругозора и умственного развития учащихся, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к окружающему миру. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней. Внеклассная работа не ограничена жесткими временными и возрастными рамками обучения. Продолжительность внеклассных занятий в каждом отдельном случае выбирается самим преподавателем.

1.4 Роль наблюдений в формировании личности младшего школьника

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Ребенок по-новому воспринимает мир по мере того, как он глубже его познает.

Восприятие природы вызывает у ребенка живой интерес и эмоциональный отклик, общаясь с ней, он открывает для себя неизвестное, удовлетворяет потребность в новых впечатлениях. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия природы, создают основу для развития не только любознательности, но и высших чувств, нравственных качеств.

Общение с природой доставляет детям много радости и содействует развитию у них сенсорных и мыслительных процессов, наблюдательности. В процессе наблюдений у детей формируются знания о природных явлениях; о растениях (строение растений, потребности, основные стадии развития, сезонные изменения); о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).

Общение с воспитателем и сверстниками по поводу впечатлений от наблюдений объектов природы, а также выполнение разнообразных заданий оказывает стимулирующее воздействие на речевое развитие ребенка.

Наблюдения являются эффективным методом формирования у детей бережного, заботливого, гуманного отношения к природе. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей наблюдать, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Человек — часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Мир природы является мощным средством всестороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Наблюдения — это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.

Например, по системе обучения Д.Б. и В.В. Давыдова рассматриваемый аспект здесь обширен. В частности, младшие школьники обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека.

Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения.

Обыкновенно такая программа задается учителем. Однако овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников. Для этого целесообразно подвести их к мысли о необходимости планирования (составления программы) наблюдений.

Прежде чем достичь конечную цель наблюдений — найти ответ на предварительно заданный вопрос, часто бывает необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, придать им такой вид, который облегчал бы процедуру поиска ответа.

В практике систематических наблюдений в природе для этого обыкновенно составляются обобщающие таблицы, в которых называются наблюдаемые характеристики (ясные дни, пасмурные дни, дни без ветра и т.д.) и подсчитывается количество таких дней за определенный период (месяц, сезон).

школьник знание окружающий мир

Упорядоченная таким образом информация дает возможность сравнивать месяцы, сезоны между собой, отвечать на поставленные ранее вопросы и делать выводы. На этом, как правило, приучение учащихся к предварительному упорядочению полученной информации и заканчивается. Однако возможностей для формирования у младших школьников умений первичной обработки результатов наблюдений гораздо больше.

Наблюдения, опыты и практические работы способствуют умственному развитию младших школьников, так как увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. В связи с наблюдениями, опытами и практическими работами у учащихся возникают многочисленные “почему”, с которыми они обращаются к учителю или на которые стремятся найти ответ сами. При этом дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи.

1.5 Организация и методика проведения сезонных наблюдений с младшими школьниками

Сезонные наблюдения являются необходимой формой внеклассной деятельности по формированию экологической культуры младших школьников.

В ходе познания окружающей среды младшие школьники должны научиться наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, а также наблюдать за явлениями природы и фиксировать их изменения.

В процессе формирования данных умений большую роль играет изучение сезонных закономерностей, когда ребенок воспринимает и оценивает происходящие каждый день вокруг него изменения в природе.

Организация и методика проведения сезонных наблюдений с младшими школьниками педагоги обычно заменяют различными формами моделирования (в том числе с применением информационных коммуникативных технологий), а то и вовсе исключают из учебных планов в связи с необходимостью обеспечения безопасности.

Однако сезонные наблюдения можно провести и на пришкольной территории без потери ее познавательной роли. На пришкольном участке можно найти деревья и кустарники, газоны из травянистых растений, цветники. Среди этих растений можно найти различных насекомых, червей, а в кронах деревьев и в кустарнике увидеть и услышать птиц. Возможно, разнообразие видов не будет большим, но этот недостаток можно компенсировать проведением сезонных экскурсий. Экскурсии такого рода должны раскрыть перед детьми важнейшие периоды в жизни живых существ в различные времена года.

Очень важно при подготовке сезонных наблюдений составить подробное описание территории по следующему плану.

1. Нарисовать план территории, где отметить дорожки, здания, расположение деревьев, кустарников, открытые пространства (газоны,

цветники).

2. С помощью учителя биологии, озеленителя и других работников школы, а также интернета, установить точные названия растений. Целесообразно начать эту работу весной, когда деревья и кустарники одеваются листвой и цветут, и продолжить летом, изучая плоды этих растений.

3. На плане следует отметить расположение выходов из подземных муравейников, расположение кормушек и гнезд птиц и т. п.

Описание и план участка являются документами, на основе которых можно проводить долговременные сопоставимые наблюдения.

Сезонные наблюдения в любой сезон начинается с вводной беседы. Продолжительность и место проведения такой беседы может быть различно: в школе или на открытом воздухе. Вводная беседа способствует актуализации знаний и умений, опыта младших школьников. Не лишним будет напомнить о правилах поведения детям.

В беседе учитель отмечает особенности времени года, погоды, состояние растительности. Если это не первые сезонные наблюдения, то нужно попросить детей самих рассказать об изменениях в природе, произошедших со времени предыдущей экскурсии. Педагог или кто-то из детей может процитировать стихотворения с описанием природы, посвященных этому времени года.

В заключение беседы учитель разделяет детей на группы по 4-5 человек и распределяет карточки с заданиями между группами учащихся, дает дополнительные инструкции.

На карточке указаны 2-3 задания по наблюдению за состоянием растений и поведением животных.

Например, на весенней экскурсии карточки содержат вопросы о состоянии почек или развернувшихся побегов у различных пород деревьев, регистрация прилетевших птиц и появившихся насекомых. Запись наблюдений осуществляется одним из учеников в каждой группе в специальную тетрадь наблюдений. Неизвестных птиц и насекомых с помощью учителя надо постараться сфотографировать для дальнейшего определения. Убедившись, что все дети справились с заданием, учитель может перейти к итоговой части экскурсии. Можно проводить обобщающую беседу после представления полученных данных учениками в классе.

Данные наблюдений заносятся в календарь природы, в котором отмечают не только температуру, направление ветра, освещенность, влажность, но и состояние деревьев и кустарников, поведение животных. По материалам календаря природы можно будет проследить переход к цветению или появление осенних желтых листьев у различных пород деревьев, время вылета первых бабочек весной или появление зимой кочующих северных птиц (снегирь).

Далее, при реализации методики «Комплексная характеристика сезона» в организации деятельности учащихся работа с дневниками наблюдений и общеклассным календарем природы и труда сочетается с графическим выражением итогов этих наблюдений, а также с выполнением фенологических проектов и с составлением схем причинно -следственных связей.

Примерный план анализа наблюдений может быть следующим:

1. Установить фенологические сроки наступления и окончания сезона, сравнить с календарными. Выделить смену периодов.

2. Определить самый холодный и самый теплый день каждого месяца. Вычислить среднюю температуру каждого месяца и общую среднюю температуру сезона. Обратить внимание на постоянное устойчивое повышение или понижение температуры.

3. Выявить, какой тип облачности преобладал в сезоне — сколько было дней ясных, пасмурных, с переменной облачностью. Построить для каждого месяца круговую диаграмму облачности: круг имеет 30-31 сектор, подсчитывается количество дней с разными типами облачности, затем круг соответственно делится на три части и каждая часть закрашивается условным цветом, например: ясно — красный, переменная погода — зеленый, пасмурно — синий.

Определить преобладающий тип облаков (перистые, кучевые, слоистые) для каждого месяца.

Подобрать народные приметы, предсказывающие изменения погоды по облачности, например: если облака высокие и быстро плывут — к хорошей погоде; солнце садится в сплошной слой облаков — к осадкам.

4. Выделить преобладающие направления ветров в сезоне. Построить для каждого месяца «розу ветров». Рисуется диаграмма из восьми лучей, обозначающих направление на основные и промежуточные стороны горизонта. Наносятся деления. Пользуясь обобщающей таблицей, подсчитать количество дней с преобладанием северного ветра, северо-восточного и т.д. и обозначить точками на лучах. Если ветра каких-либо направлений не наблюдались, то количество дней равно нулю. Затем точки соединяются прямыми линиями.

Подобрать народные приметы, предсказывающие ветреную погоду, например: красные облака до восхода солнца — к ветру; в радуге больше красного цвета — к ветру; воробьи летают стайками с места на место перед сильным ветром.

5. Отметить, когда, какие и при каком ветре были осадки. Подсчитать общее количество дней с осадками и без осадков по каждому месяцу сезона. Определить преобладающий вид осадков. Подобрать народные приметы, предсказывающие осадки, например: туман над лесом стоит — к дождю; капельки росы утром висят на кончиках листьев или травы — к дождю; вечерняя радуга — к хорошей погоде, а утренняя — к дождливой; чем зеленее радуга — тем сильнее будет дождь.

6. Используя дневники наблюдений и «фенологическое дерево», назвать дни, когда были отмечены явления в неживой природе как наиболее существенные признаки данного сезона, например: первые заморозки, первый снег, ледоход, первая весенняя гроза, последние заморозки и т.п.

7. Выявить изменения, происходившие в живой природе по мере прохождения сезона, например: установить сроки начала и конца листопада, исчезновения насекомых, появления первоцветов, озеленения деревьев и кустарников и т.п.

8. Построить обобщающую схему причинно-следственных связей по сезону, указав его главные признаки и существенные изменения в неживой и живой природе.

9. Подобрать дополнительный литературный материал по природным явлениям для данного сезона (загадки, стихи, пейзажные описания), например:

Солнце светит — дождь идет, Струйка каждая поет!

Чтоб грибы зазеленели, Зажелтели, закраснели, Льется, льется дождь грибной, Словно радуга цветной!

А. Чепуров

Свой самый первый листопад Встречает этот клен.

В свой самый праздничный наряд Переоделся он.

Надеты на его сучки Пять листьев вырезных. Они красны и широки,

Совсем как у больших. (В. Берестов).

Выводы по первой главе

Современные ученики получают огромное количество различной информации. Задача учителя состоит в том, чтобы донести полезную информацию до ребенка в такой форме, чтобы она, во-первых, хорошо усвоилась, во-вторых, могла бы помочь в дальнейшем ученику, как на уроках, так и вне школы.

Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию.

Систематическое проведение сезонных экскурсий и наблюдений приводит к тому, что школьники постепенно приобщаются к исследовательской деятельности с помощью проблемных или творческих заданий. Деятельность учащихся направлена на то, чтобы осмыслить задание в целом и последовательно решить все задачи.

Содержанием наблюдений является то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной организации наблюдений педагогом.

Преимущество внеклассной работы заключается в том, что в ней учитываются потребности, жизненные ориентиры, увлечения учащихся.

При правильной организации внеклассной работы учащиеся чувствуют себя комфортно, создается атмосфера непринужденности, раскованности, так как нет отметок и отрицательных эмоций.

Проведение внеклассных мероприятий способствует повышению интеллектуального уровня, интереса к учебно-познавательной деятельности; развитию межличностного общения, воспитывает чувства любви и бережного отношения к природе и ее богатствам.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса в процессе внеклассной работы 2.1 Определение уровня знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса

Опытно-исследовательская работа проводилась на базе ГБОУ СОШ №1973 ЮЗАО г. Москвы в 1 классе «А». Преподаватель Посадская Марина Владимировна. В классе обучается 21 человек, в возрасте 7-8 лет, из них 10 мальчиков и 11 девочек. Эксперимент проводился в рамках государственной преддипломной практики.

Опытно экспериментальная работа проводилась с сентября 2015 по май 2016 г. Педагогический эксперимент состоял из следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в ходе внеклассной работы. Была организованна работа кружка: составлена программа и план внеклассных мероприятий. В этой работе дети участвовали на добровольной основе. В работе кружка изъявили желание участвовать все учащиеся класса.

Опытно-экспериментальное исследование предусматривало разработку и проведение внеклассных мероприятий: экскурсий, викторин, КВН и организацию самостоятельных наблюдений школьников над растениями и животными.

Первый — этап эксперимента констатирующий. Цель этого этапа определить уровень знаний об окружающем мире у учащихся. Для этого был использован метод тестирования и анкетирования учащихся.

Второй этап — формирующий. На этом этапе были разработаны и проведены внеклассные мероприятия, способствующие повышению уровня знаний окружающем мире у школьников.

Третий этап — контрольный. Он был направлен на выявление динамики процесса формирования знаний об окружающем мире и оценки эффективности разработанной системы внеклассных мероприятий. В связи с этим повторно применялся метод тестирования и анкетирования учащихся. Также были использованы методы обработки данных, обобщение и анализ.

В процессе развития детей младшего школьного возраста происходит постепенное формирование знаний об окружающем мире, умений и навыков. Ступень в развитии знаний, на которую поднимается ученик первого класса определяется приобретениями личного опыта:

1. Наблюдения объектов окружающего мира.

2. Сравнение своих действий с действиями других людей;

3. Поиск знаний о конкретных объектах природы;

4. Накопление знаний об окружающем мире.

На первой ступени показатели сформированности знаний об окружающем мире следующие:

— Интерес учащихся к объектам окружающего мира;

— Потребность в приобретении знаний об окружающем мире и ориентация на их практическое применение;

— Участие в практической деятельности по охране природы;

— Выполнение правил поведения в окружающей среде.

В связи с этим можно обозначить критерии сформированости знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста:

— Уровень усвоения знаний об окружающем мире и их практическое применение;

— Знание и применение норм и правил поведения на природе;

— Умение видеть красоту природы, проявление эстетических чувств.

— Степень просветительской и деятельностной активности ребенка.

Уровни сформированности знаний об окружающем мире у учащихся определялись по следующим критериям:

Тестирование №1: 0-1 ошибка — высокий уровень; 2-3 ошибки — средний уровень; 4 и более ошибок — низкий уровень.

Анкетирование №1: 0 ошибок — высокий уровень; 1-2 ошибки — средний уровень; 3 и более ошибок — низкий уровень.

Тестирование №2: 0-1 шибка — высокий уровень; 2-3 ошибки — средний уровень; 4 и более ошибок — низкий уровень.

Ниже приведены тест №1 «Живая и не живая природа», тест №2 и анкета, разработанные и проведенные на констатирующем этапе эксперимента, с целью выявления уровня знаний учащихся об окружающем мире.

Тест №1 «Живая и не живая природа» Вопрос № 1

Носорог — это …

/

живая природа

/

неживая природа

/

не знаю

Вопрос № 2

Что может произойти с растением если его не поливать?

/

расцветёт

/

засохнет

/

не знаю

Вопрос № 3

Какая птица не остаётся зимовать?

/

воробей

/

сорока

/

синица

/

ласточка

Вопрос № 4

Как помочь птицам зимой?

/

сделать кормушки

/

развесить скворечники

/

развести костёр

/

расчистить землю от снега

Вопрос № 5

Кто не является насекомым?

/

лягушка

/

бабочка

/

стрекоза

/

муха

Тест№2

Вопрос № 1

Сколько месяцев в году?

/

18 месяцев

/

3 месяца

/

12 месяцев

/

6 месяцев

Вопрос № 2.

Как называется обильное опадание листвы осенью?

/

гниение

/

осыпание

/

облетание

/

листопад

Вопрос № 3

Какое животное впадает в спячку?

/

лиса

/

рысь

/

кабан

/

ёж

Вопрос № 4

Какое природное явление не относится к осадкам?

/

град

/

снег

/

гром

/

дождь

Вопрос № 5

Какое растение является кустарником?

/

яблоня

/

сирень

/

осина

/

дуб

Анкета №1

1. Нравится ли тебе бывать в природе?

2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

5. Какие книги о природе ты читал?

Анализировалась 21 работ по двум тестированию и анкетированию.

Ниже приведены таблицы уровня сформированностий знаний об окружающем мире. По результатам тестирования и анкетирования.

Таблица 1. Таблица уровней сформированности знаний об окружающем мире по результатам тестирования №1 « Живая и не живая природа»

Уровень знаний об окружающем мире

Количество школьников

Процентное соотношение

Высокий

4 чел.

19%

Средний

12 чел.

57%

Низкий

5 чел.

23%

Таблица 2. Таблица уровней сформированности знаний об окружающем мире по результатам анкетирования

Уровень знаний об окружающем мире

Количество школьников

Процентное соотношение

Высокий

2 чел.

9%

Средний

16чел.

76%

Низкий

3 чел.

14%

Таблица 3. Таблица уровней сформированности знаний об окружающем мире по результатам тестирования №2

Уровень знаний об окружающем мире

Количество учащихся

Процентное соотношение

Высокий

3 чел.

14%

Средний

12 чел.

57%

Низкий

6 чел.

28%

Обобщение результатов констатирующего этапа эксперимента показало, что большинство учащиеся класса «А» обладают средним уровнем знаний об окружающем мире.

Диаграмма 1. Диаграмма уровней сформированности знаний об окружающем мире школьников на констатирующем этапе эксперимента (21 человек)

Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал необходимость целенаправленного формирования знаний об окружающем мире у младших школьников, путем проведения различных внеклассных мероприятий. Чтобы содействовать развитию познавательного интереса, внеклассные мероприятия должны включать различные формы и методы. Они должны быть интересными, увлекательными, и носить игровой характер. В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента была разработана серия внеклассных мероприятий.

2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса в процессе внеклассной работы (формирующий эксперимент)

В рамках формирующего этапа эксперимента, были разработаны и проведены следующие внеклассные мероприятия:

1. Внеклассное мероприятие на тему: КВН«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».;

2. Внеклассное мероприятие: Проектная деятельность

3. Внеклассное мероприятие: Викторина «Знакомые незнакомцы»

В процессе проведения внеклассных мероприятий использовались различные методы и приемы обучения. При этом учитывались следующие требования:

— Предлагаемые задания по уровню сложности должны находиться в зоне ближайшего развития школьников;

— Задания должны быть дифференцированы и посильны всем учащимся;

— Задания должны быть тщательно продуманны и в полной мере отражать тематику уроков.

В процессе формирования знаний об окружающем мире предполагалось решить следующие задачи:

— Расширить представления об окружающем мире у первоклассников;

— Углубить теоретические и практические знания;

— Сформировать ряд основных понятий;

— Обеспечить широкий спектр разнообразной деятельности школьников по охране окружающей среды.

КВН «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Цель: закрепить умение определять животных; повторить признаки животных и их приспособленность к окружающему миру; развивать

наблюдательность, внимание; расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации с животными, музыкальное сопровождение песня «Красной шапочки», карточки, большие пазлы.

Участники: учащиеся 1 класса

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Приветствие команд.

«Черепашки» Девиз: «Тише едешь, дальше будешь»

«Кря , кря » Девиз: «Кря, кря, кря, не крякай зря»

2. Разминка.

(Загадки про животных)

— С ветки на тропинку, с травки на былинку Прыгает пружинка — зеленая спинка. (Кузнечик)

— По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

— Зимой белый , летом серый. (Заяц)

— Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Осел)

— Спереди пятачок, сзади крючок,

Посередине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)

— Без станка, без рук, а холст ткет. (Паук)

— Под соснами под елками Лежит мешок с иголками. (Еж)

— Кто осенью спать ложиться, а весной встает? (Зимой спит, а летом улья ворошит) (Медведь)

— Хотя не любит света он, И очень мало видит днем. Зато дорогу к дому,

Найдет он под землей. (Крот)

— Рыжий маленький зверек

С ветки — прыг, на ветку скок. (Белка)

— Зверек живет в норе глубокой,

Он толстосум и толстощекий. (Хомяк)

— Желтый крошка Ищет хлеба крошку.

Если встретит червяка — Наклюет ему бока . (Цыпленок)

3. Веселые задачи. 2 рыженьких лисиц, 3 ежа и 5 зайчат —

На качели все спешат Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте. (10)

На солнышке 2 свинки Лежали, грели спинки А с ними 3 ягнят Копытцами стучат.

Играют, отдыхают И не подозревают,

Что ребятишки их считают. (5)

На березе 3 синички Продавали рукавички Прилетело еще 5.

Сколько будут продавать. (8)

5 мышат в траве шуршат, 3 забрались под ушат,

2 мышонка спят под елкой, Сосчитай мышей недолго. (10)

4. Собрать картинку.

Ребятам предлагаются разрезные картинки с животными (пазлы) по 2 каждой команде.

Чья команда быстрее соберет картинки.

5. Из слогов составить названия животных.

На доске прикреплены слоги, из которых ребята составляют названия животных и записывают на листочках.

КО ДИ ТИК ША РО КА БЕЛ ВА ЛО КО

6.По порядку становись.

На обратной стороне доски прикреплены по порядку картинки животных больших размеров, точно такие же картинки, только меньше размеров, находятся у детей на партах. Открываются картинки на 3мин. , ребята запоминают расположение животных на картинках, доска закрывается. Команды должны в таком же порядке разложить животных на картинках. Чья команда быстрее и правильно разложит картинки на своих партах

7. Буквы потерялись.

Командам на листочках предлагаются названия животных, но с пропущенными буквами. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание.

Л…СА КО…ШКА Л…ША…Ь В…ЛК К…Р…ВА ОБ…ЗЬЯ…А КЕ…ГУРУ С…Б…КА ЗА…Ц КР…ЛИК

Ф И З М И Н У Т К А

Топните столько раз сколько у кошек лапок (4) Хлопните столько раз, сколько слогов в слове собака.(3) Топните столько раз, сколько хвостов у тигра.(1) Хлопните столько раз, сколько букв в слове бобр.(4) Топните столько раз сколько ножек у жука.(8) 8.Назвать детенышей у животных.

СЛОН — СЛОНЕНОК ТИГР — ТИГРЕНОК КОШКА — КОТЕНОК СВИНЬЯ — ПОРОСЕНОК КОРОВА — ТЕЛЕНОК ЗАЯЦ — ЗАЙЧОНОК ЛОШАДЬ — ЖЕРЕБЕНОК ВОЛК — ВОЛЧОНОК ОВЦА — ЯГНЕНОК СОБАКА — ЩЕНОК

9 .Угадать героев сказок.

Многодетная мать, у которой произошло покушение на детей. (Коза) Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подруги.(Волк)

Героиня русской народной сказки, съевшая много мучного. (Лиса)

Назовите зверька, который помог большой семье вытащить гиганта, выращенного на грядке. (Мышка)

10 .Конкурс пантомимы.

Один из членов команды показывает животное, а команда соперников должна догадаться, какое животное изобразили соперники. (Заяц, медведь).

11 .Подведение итогов, награждение.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент)

На заключительном контрольном этапе эксперимента была проведена проверка уровня сформированности знаний об окружающем мире у учащихся первого класса после проведения серии внеклассных мероприятий. Школьникам были вновь предложены тесты с анкетами, которые были использованы на первом, констатирующем этапе исследования.

При повторном проведении двух тестирований и анкетирования учащихся, анализировалось 21 работа.

Ниже приведены таблицы уровня сформированности знаний об окружающем мире в рамках контрольного эксперимента.

Таблица 4. Таблица уровней сформированности знаний об окружающем мире по результатам тестирования №1 « Живая и не живая природа»

Уровень знаний об окружающем мире

Количество учащихся

Процентное соотношение

Высокий

15 чел.

71%

Средний

4чел.

19%

Низкий

1 чел.

5%

Таблица 5. Таблица уровней сформированности знаний об окружающем мире по результатам анкетирования

Уровень знаний об окружающем мире

Количество учащихся

Процентное соотношение

Высокий

16 чел.

76%

Средний

3 чел.

14%

Низкий

2 чел.

10%

Таблица 6. Таблица уровней сформированности знаний об окружающем мире по результатам тестирования №2

Уровень знаний об окружающем мире

Количество учащихся

Процентное соотношение

Высокий

15 чел.

71%

Средний

4 чел.

19%

Низкий

2 чел.

10%

Диаграмма 2 Диаграмма уровней сформированности знаний об окружающем мире у учащихся 1-го класса на конторольном этапе эксперимента (21 человек)

Таблица 7. Уровни сформированности знаний об окружающем мире у учащихся 1 класса на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Уровни знаний об окружающем мире

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Высокий

19% (4 человек)

68% (14 человек)

Средний

73% (15 человек)

21% (6 человек)

Низкий

8% (2 человека)

11% (1 человека)

Анализ результатов экспериментальной работы показал, что предложенные детям серии внеклассные мероприятия, с целью повышения знаний об окружающем мире дали положительный результат. Учащиеся работали с большим интересом. У детей прослеживалась заинтересованность в подобных занятиях и в дальнейшем, а это значит, что следует продолжать работу в этом направлении, искать новые пути повышения эффективности внеклассной работы.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

1. На констатирующем этапе эксперимента в знаниях учащихся об окружающем мире преобладал средний уровень (Диаграмма 1).

2. На формирующем этапе эксперимента была разработана и проведена серия внеклассных мероприятий, которая способствовала: формированию у учащихся знаний об окружающем мире, применению этих знаний в практической деятельности, развитию бережного, заботливого отношения к природе.

3. На контрольном этапе эксперимента, после повторных тестирований и анкетирования, было зафиксировано повышение уровня знаний об окружающем мире у учащихся (Диаграмма 2).

Выводы по второй главе

1. Необходима целенаправленная и систематическая работа по формированию знаний об окружающем мире, учет индивидуальных психологических особенности детей, а также сочетание различных методов обучения.

2. Для развития познавательного интереса школьников при изучении курса «Окружающий мир» важно включить в процесс обучения внеклассные мероприятия: игры, конкурсы, и викторины.

3. Использование творческого подхода к обучению и воспитанию детей, дает более широкий спектр возможностей, для более эффективного изучения окружающего мира.

4. Проведение внеклассных мероприятий позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, закрепить полученные знания и навыки.

Заключение

Проводимая под руководством учителя внеклассная работа способствовала формированию у школьников познавательных интересов.

Внеклассная работа помогает детям открыть для себя прекрасный мир природы, открывает большие возможности для формирования основ научного мировоззрения, развивает творческие способности детей.

Внеклассная работа, являясь составной частью учебного процесса способствует развитию мышления, памяти, устойчивого внимания и таких качеств личности как любознательность, наблюдательность, трудолюбие.

Важную роль в накоплении знаний о природе играет склонность детей к запоминанию ярких образов.

Интерес к учению снимает перегрузки учащихся, создает эффект личностного причастия в учебном процессе, является источником активной творческой деятельности, основой их ответственного и действенного отношения к учению.

Понимание детьми красоты природы невозможно без яркого, эмоционального слова учителя. Важной составной частью внеклассной работы являются природоведческие экскурсии. В ходе которых, дети под руководством учителя проводят наблюдения, выполняют задания, осуществляют сбор краеведческого материала, который затем может быть использован на занятиях в школе. Учитель организует так же самостоятельные наблюдения школьников над растениями и животными. Это дает возможность детям получить новые знания о жизни природы. Внеклассная работа с ее разнообразными формами и методами дает широкие возможности для удовлетворения различных индивидуальных запросов детей и развития их интереса в области изучения природы, развитию познавательных интересов и творческих способностей.

Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута. Гипотеза, выдвинутая на начальном этапе исследования, подтвердилась: процесс формирования знаний об окружающем мире у младших школьников будет эффективен при использовании направленного на это комплекса внеклассных мероприятий.

Список использованной литературы

1. Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б., — М.: Дрофа — 2008. 120 с.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях современной школы /Под ред. П.Л. Васильченко — Усть- Каменогорск 2004.- 164 с.

3. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. — СПб.: СпецЛит, 2008.-223с.

4. Альмухамбетов Б.А., Айдарова З.Ш., Диркан Л.Г. Программа для 1 — 4 классов — Алматы: Ронд, 2010. — 34 с.

5. Большой словарь. Текст / под ред. Е.Ф. Илюшина. — М.: Академия, 2014.-345 с.

6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания: учеб, пособие для студ. среднего проф. образования / Е.В. Бондаревская. — 5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 147с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. — 352 с.

8. Бондаревский В. Воспитывать глубокий интерес к знаниям у каждого школьника. — Пермь, 2013. — 22 с.

9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. — М., 2003.150 с.

10. Гагарин, А.В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». / А.В. Гагарин // Биология в школе. — 2003. — №3

11. Горячев А.В. Административное управление образованием Текст: пособие для учителей / Н.И. Иглина. — П.:БАЛАС, 2013. — 34с.

12. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Стандарты второго поколения:

Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. — М.: «Просвещение», 2010. — 321с.

13. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий Текст: учеб. Пособие для студ. среднего проф. образования / В.В Гузеев.- Вып. 2.- Минск: РИВШ БГУ, 2012.- 88с.

14. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. — М.: Вербум-М, 2000. 148 с.

15. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. — М.: «Вако», 2007. 160 с.

16. Добротин Д.Ю. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст]: Учебник и практикум / Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Т.М. Смирнова, Н.А. Рыжова, М.В. Нехлюдова; ред. М.С. Смирнова. — М.: Юрайт, 2016. — 306 с.

17. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013. 90 с.

18. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. — М.: Аcadema, 2008. — 464 с.

19. Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение -2014. 120 с.

20. Живая природа. Дэвид Эттенборо. Москва, мир книги 2001. 200 с.

21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Бурменская Г.В. и др. Просвещение 2014. 80 с.

22. Карпов Е. Проектная работа в школе: это возможн: учебник для студ. Пед. Вузов: в 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения / Е. Карпов. — М.: ШЭЖ, -2013.- 116с.

23. Концепция ФГОС НОО: проект/Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — с.29.

24. Мальковская П.Н. Социальная активность старшеклассников. — М. Педагогика. — 2011. — 165 с.

25. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников: учебник для студ. Пед. Вузов / Н.В. Матяш. — М.: Знание, 2014.-16 с.

26. Метод проекта в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3521 свободный — Загл. с экрана.

27. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: Учеб. пос. Ростов н/Д, 2013. 130 с.

28. Мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия школьника /Я познаю мир (животные).

— М: АСТ 2009. 300 с.

29. Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011. 110 с.

30. Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., // Учитель — 2014. 100 с.

31. Нехлюдова М.В. Курс лекций по экологии, физиологии и основам медицинских знаний [Текст] / М.В. Нехлюдова, М.В. Зверева. — М.: Спутник+, 2008. — 103 с.

32. Нехлюдова М. В. Методика проведения сезонных экскурсий в начальной школе [Текст] / М.В. Нехлюдова, В.Н. Давыдова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7).

33. Пинкевич А. П.Основные проблемы современной школы: учебник для педагогов/ А.П. Пинкевич. — Петроград: Прибой, 2010. — С.107-110.

34. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. 78 с.

35. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2007. — 540с.

36. Полат Е.С. Проектная деятельность школьников. Работаем по новым стандартам: учебник для студ. и педагогов/ Е.С. Полат. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. — 57с.

37. Прагматическое обучение по методу проектов Дж. Дьюи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tany000.narod.ru/index/0-2 свободный — Загл. с экрана.

38. Смирнов Д.В. «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011. 90 с.

39. Рабочая программа по окружающему миру. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.org/text/79/346/7511.php

40. Рахимов, А.З. Философия психодидактики: моногр. / А.З. Рахимов. — Уфа: БГПУ, 2008. — 290 с.

41. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. — М.: ГИЦ Владос, 2002. 170 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. 2011. — 705с.

43. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. / Сиденко А.С //Завуч. — 2013. — №6.-С.42.

44. Смирнова М.С. Естествознание [Текст]: Учебник и практикум / М.С. Смирнова, М.В. Нехлюдова, Т.М. Смирнова; ред. М.С. Смирнова. — М.: Юрайт, 2015. — 306 с.

45. Смирнова М.С. Естествознание [Текст]: Учебник и практикум / М.С. Смирнова, М.В. Нехлюдова, Т.М. Смирнова; ред. М.С. Смирнова. — М.: Юрайт, 2015. — 306 с.

46. Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений: учеб, пособие для студ. вузов / М.А. Ступницкая. — 3-е изд. — М.: Центр «Школьная Книга», 2013. — 52 с.

47. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?: учеб, пособие для студ. среднего проф. образования / М.А. Ступницкая. — 3-е изд. — М.: Первое Сентября, 2010. — 32-35 с.

48. Учебно-методический комплект «Проектная деятельность»: учеб, пособие для высш. учеб. Заведений / под общ. ред. Б.Э. Антонова. — М.: Маска, 2015. — 45с.

49. Учусь создавать проект. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., — М.: РОСТкнига 2012. 130 с.

50. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — М.: Гранд — Фаир, 2012. 90 с.

51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. 210 с.

52. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. — 2011. — 215 с.

53. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. — М., 2006. — 157с.

54. Царство цветов. — М. — 2008. 110 с.

55. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2009. — 204 с.

56. Экологические сказки, Фадеева Г.А., / Учитель — 2004. 60 с.

57. Я познаю мир (растения), Москва — АСТ 2000. 80 с.

58. Я — исследователь. Савенков А.И., изд. ДомФ — 2014. 90 с.

Размещено на