Утверждаю 62

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной работы

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОГРАММА Преддипломной практики»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 040400.62 Социальная работа

профиля подготовки «Социальная работа в системе здравоохранения»

Екатеринбург

РГППУ

2012

Рабочая программа дисциплины «квалификационной практики». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 14 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа.

Авторы:

канд. фил. наук, доцент

Л.Э. Панкратова

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент

А.Е. Авдюкова

Одобрена на заседании кафедры социальной работы. Протокол от 29 февраля 2012 г. № 6.

Заведующая кафедрой социальной работы

Н. Ю. Масленцева

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12 марта 2012 г. №7.

Председатель методической комиссии СоИн

С.П. Миронова

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ

С. В. Пеннер

Директор СоИн

А.И. Ткаченко

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Панкратова Л.Э., 2012

  1. ЦЕЛИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Целями квалификационной практики являются формирование общекультурных, профессиональных и профильно-специализированными компетенций необходимых для получения квалификации бакалавр, а также подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

  1. ЗАДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

— развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке органи­зационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задачах по месту прохождения практики;

— изучение организационной структуры учреждения и действующей в нем системы управления;

— ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в учреждении по месту прохождения практики;

— изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования кон­кретных технологических процессов;

— разработка плана выпускной квалификационной работы;

— сбор практического материала по теме выпускной квалификационной работы на объектах практики;

— проведение собственных исследований по проблеме выпускной квалификационной работы;

— изучение литературы по теме исследования;

— составление текста выпускной квалификационной работы;

— определение степени соответствия выпускника — квалификации бакалавр социальной работе.

Задачи квалификационной практики, соотнесены с видами и зада­чами профессиональной деятельности.

  1. МЕСТО КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Программа квалификационной практики содержит цели практики, соотнесенные с общими целями ООП ВПО по направлению подготовки 040400 Социальная работа, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Квалификационная практика базируется на освоении студентами всего комплекса изучаемых дисциплин, так как является итоговой формой, завершающей учебную деятельность. Квалификационная практика предполагает прохождение студентами всех предшествующих практик: ознакомительной, учебной, производственной.

Требования к «входным» знаниям и готовностям студента, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП и необходимых при освоении данной практики:

  • Студент должен уметь вести практическую работу (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т.д.;
  • Оказывать социальную помощь и услуги различным категориям клиентов;
  • Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами;
  • Проводить исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;
  • Участвовать в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
  • Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

4. Форма проведения квалификационной практики

Форма проведения: практика проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

  1. Место и время проведения квалификационной практики

Квалификационная практика проводится на базе социальных учреждений различной ведомственной принадлежности и социальной направленности (территориальные центры социальной защиты населения, дома-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, дома ночного пребывания, приюты, учреждения здравоохранения, образования и т.д.).

Протяженность данного вида практики 8 недель. Реализуется квалификационная практика в заключительном семестре накануне государственной аттестации.

Режим квалификационной практики: деятельность студентов на объекте практики 7 часов в день.

  1. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения квалификационной практики

В результате прохождения данной квалификационной практики студент должен приобрести следующие практические навыки и умения:

— разрабатывать и эффективно применять социальные технологии, учитывающие особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

— целенаправленно и эффективно разрабатывать и реализовать модели современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

— лично участвовать в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;

— анализировать специфику социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

— представлять результаты исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;

— организовывать деловое общение, приносящее максимальную пользу социальной защите населения;

— участвовать в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;

— участвовать в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;

— участвовать в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

В результате прохождения данной квалификационной практики студент должен приобрести следующие компетенции:

— владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (OK-1);

— уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

— быть способным находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

— уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

— уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

— осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

— использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

— использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OK-10);

— владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (OK-12);

— быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

— владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

— быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (OK-17);

— владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (OK-18);

— быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социо-инженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (OK-19);

— быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-­государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20);

— быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-l);

— быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-­социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

— быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-З);

— быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и

поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК -4);

— быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК -9);

— быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-I0); быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-l1);

— быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

— быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-IЗ);

— владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

— быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

— быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК -1 б);

— быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

— быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

— быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

быть способным к осуществлению прогнозирования,

— проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);

— быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24); быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);

— быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);

— быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);

— быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);

— быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29);

— быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);

— быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, поло возрастных и социально-классовых групп как объектов социально­-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК -31);

— быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);

— быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);

— быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);

— быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

Кроме того, студент должен приобрести следующие профессионально-специализированные компетенции:

— Грамотно владеть методическими подходами, способами, приемами в деятельности социальных служб, быть готовым варьировать их в зависимости от типа и направленности социальных учреждений (ПСК-1).

— Владеть современными методами и технологиями работы с клиентами социальных служб, критично оценивать зарубежный опыт социальной работы и возможности его трансформации в условиях российской специфики (ПСК-2).

— Анализировать имеющиеся методы, способы и приемы в деятельности социальных служб, дополнять их, вносить авторские коррективы, владеть технологией создания авторских программ (ПСК- 3).

  1. Структура и содержание квалификационной практики

Общая трудоемкость квалификационной практики составляет 8 зачетных единиц, 288 часов

Разделы (этапы) практики

Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1.

Подготовительный этап

Ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, самостоятельный сбор информации — 40 часов

Составление плана выпускной квалификационной работы и плана исследования

2.

Диагностический этап

Сбор и обработка фактического и литературного материала, проведение эмпирического исследования – 200 часов

Составление аналитического отчета по проведенным диагностикам

3.

Аналитический этап

Анализ полученных данных, разработка предложений по устранению выявленных проблем, оформление результатов исследования – 48 часов

Написание отчета по практике и текста выпускной квалификационной работы

  1. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на квалификационной практике

При подготовке к прохождению квалификационной практике используются следующие технологии: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, технологии деловой и ролевой игры, кейс-стади, круглый стол, проблемный семинар, диспут, проектирование и моделирование ситуаций, упражнения, наблюдение, имитация, драматизация, моделирование, консультирование, дискуссии, собрание, разработка программ и проектов.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ

Контрольные задания для самостоятельной работы студента на подготовительном этапе практики:

  1. Составить план выпускной квалификационной работы.
  2. Собрать теоретический материал по выбранной проблеме.
  3. Составить план проведения исследования.
  4. Подобрать диагностические методики по теме исследования.

Контрольные задания для самостоятельной работы студента на диагностическом этапе практики:

  1. Составление репрезентативной выборки ля проведения исследования.
  2. Проведение диагностических исследований.
  3. Аналитический отчет по результатам исследования.

Контрольные задания для самостоятельной работы студента на аналитическом этапе практики:

  1. Оформление отчета и дневника по практике.
  2. Написание текста выпускной квалификационной работы, обобщающей результаты практики.

  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

Формами отчетности по практике являются:

— итоговая конференция, в ходе которой защищается отчет по практике;

— предоставление текстов отчетов по практике, с характеристикой и оценкой руководителя с базы практики.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Основная литература

  1. Валеология с основами деонтологии [Текст] : программа и темы семинарских занятий / Рос. гос. ун-т им. И. Канта ; [сост.: В. Н. Клейменов, И. Г. Шалагинова]. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта. – 2009 -345 с.
  2. Зеленкова, Л. Этика [Текст] / Л. Зеленкова.- М. : Тетра Системс, 2009 — 352 с.
  3. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: [Текст] / Учеб. Пособие, М., Флинта. Наука, 1999.
  4. Кузнецов, И. Н. Риторика. [Текст] / Минск, 2000.
  5. Кукушкин, В. С. Деловой этикет: [Текст] / В.С. Кукушкин . — М. : 2003 -224 с.
  6. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н Ширяева. М.: Изд-во Норма, 2001.
  7. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология [Текст] / М. : Наука, 1999 -190 с.
  8. Медведева ГП. Этика социальной работы. [Текст] / Г. П. Медведева — М. : Владос, 2002 – 208 с.
  9. Медведева, Г. П. Деонтологические аспекты социальной работы. [Текст] / Г. П. Медведева.- М. : МосГУ, 2005 – 83 с.
  10. Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы [Текст] / Г. П. Медведева.- М. : Академия, 2010 – 272 с.
  11. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы [Текст] : учеб. пособие для вузов / П. Д. Павленок. — 9-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К, 2010. — 565 с.
  12. Поршнев, А.Г. Управление организацией: [Текст] : Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008 .
  13. Румынина, Л. А. Документационное обеспечение управления [Текст] : учебник для сред. проф. образования [Гриф Минобразования РФ] / Л. А. Румынина. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2007. — 224 с
  14. Скворцова, И. П. Организация и управление социальной защитой населения в регионе. Социальная политика региона: теория и практика[Текст]: Учеб. пособие для вузов / под ред. И. П. Скворцова. – М.: КноРус, 2010. – 404 – 437с.
  15. Соколова, М. С., Неволина Н.А.Особенности труда менеджеров организаций социальной сферы. Оценка эффективности менеджмента: отечественный и зарубежный опыт.Учебное пособие — Москва: АТиСО, 2007г.- 146
  16. Тебекин, А. В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007
  17. Ткаченко, В. С. Организационно-административная работа в системе социальных служб [Текст] : В. С. Ткаченко. Дашков и КО, 2010
  18. Ярская-Смирнова, Е. Профессиональная этика социальной работы: [Текст] / Е. Смирнова-Ярская Учебник. М., 1998.

Дополнительная литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире [Текст] : учебное пособие для вузов/Г.М.Андреева, Т.Л.Алавидзе, Е.В.Антонюк и др. ; под.ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002. – 270 с.
  2. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы [Текст]: учебное пособие для вузов / Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубовская. М.: Аспект.Пресс, 2001. – 490 с.
  3. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: Схемы и комментарии / В.Г.Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 320 с.
  4. Леньков, Р.В. Социальное прогнозирование: предметная область и методы: [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М. : ГУУ, 2006.-234 с.
  5. Луков, В.А. Социальное проектирование: [Текст]: учеб. пособие. М. : Изд-во Моск.гуманит-социальн.академии: Флинта, 2010 – 258 с.
  6. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 420 с.
  7. Роббер, М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы [Текст] / А. Роббер, Ф. М. Тильман. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 360 с.
  8. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст]: курс лекций / Е.В. Руденский. — М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
  9. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М. : издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
  10. Степанов, С. Язык внешности [Текст] / С.Степанов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 370 с.
  11. Субботина, Л.Ю. Конфликты [Текст] / Л.Ю.Субботина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 87 с.
  12. Троцкий, М. Груча Б. Огонек К. Управление проектами. [Текст]: М. : «Финансы и статистика», 2006 – 27 с.
  13. Хелдман, К. Профессиональное управление проектом. [Текст]: М. : БИНОМ, 2007 — 492 с.

8. Материально-техническое обеспечение квалификационной практики

Реализация квалификационной практики требует наличия учебной аудитории и технических средств обучения (мультимедийной установки), а также учреждений для прохождения практики.

Рабочая программа дисциплины

  1. «Программа преддипломной практики»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.