Министерство образования и науки рф
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра психологии труда, организационной и клинической психологии
УТВЕРЖДАЮ Декан ______________факультета _______________________________ «____»____________2011 г. |
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)
Направление подготовки
030300.68 Психология
Профиль подготовки – психология труда
Квалификация (степень)
Магистр
Форма обучения
Очная
Обсуждено на заседании кафедры «___»__________________ 2011 г.
Протокол № __________________
Зав. кафедрой_________________
|
Составитель: к.п.н., старший преподаватель О.В. Сучкова |
Тверь 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 |
Общие рекомендации……………………………………………………… |
2 |
2 |
Структура выпускной квалификационной работы……………………… |
5 |
3 |
Технические характеристики работы…………………………………….. |
10 |
4 |
Этапы подготовки работы…………………………………………………………. |
11 |
5 |
Речевые клише для научного текста, для написания эмпирической части………………………………………………………………………… |
12 |
6 |
План доклада для защиты курсовой/дипломной работы……………….. |
13 |
7 |
Примерные темы. Список рекомендуемой литературы. |
14 |
|
Приложение |
|
1. Общие рекомендации
«Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр.
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:
- проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;
- разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;
- разработку инструментов психодиагностики;
- обоснование, разработку и апробацию программ интервенции и превенции;
- разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;
- обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения». (Цитата по ФГОС ВПО).
Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);
выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью к:
обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);
разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);
созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);
определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);
модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);
планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);
сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);
подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);
планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);
разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);
созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25).
При выполнении выпускной работы магистрантами должны решаться актуальные проблемы. Работа может быть направлена на поиск психологических закономерностей в сфере труда, при этом должна быть решена конкретная задача научной психологии, связанная с изучаемой проблемой. Студенты осваивают и реализуют навыки эмпирической научно-исследовательской деятельности. Например, детерминанты управления карьерой, факторы снижения организационного стресса, и т. д. у различных профессиональных групп.
Исследовательская работа может быть направлена на решение прикладной задачи и быть практически ориентированной. Студенты реализуют умения в области практической психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ социально-психологического тренинга, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии. Соответствующая разработка должна обладать новизной. Например, разрабатываются и апробируются тренинги командообразования, противостояния влиянию и манипуляции, поведения в конфликте, тренинги управления временем, коммуникативной компетентности; и т. д.
Целесообразным представляется сочетание реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. Реферативные формы научной деятельности предполагают отбор, группировку и обобщение информации; также умение находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам.
Магистерская диссертация отличается от бакалаврской бỏльшим масштабом: более широким рассмотрением различных аспектов проблемы, большим количеством исследовательского инструментария, объемом выборки, глубиной интерпретации данных. Рекомендуется для достижения цели собирать и анализировать данные как количественного, так и качественного характера.
Выпускная работа являются самостоятельным, творческим исследованием научной проблемы. Тема работы и план ее выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также самим студентом с обоснованием целесообразности.
В названии работы, как правило, представлены предмет и объект исследования. Пример: «Специфика психологической защищенности сотрудников государственных и частных организаций». В работе должны присутствовать новизна, актуальность, практическая и теоретическая значимость. Иначе возникает вопрос, зачем проводить это исследование.
Стиль изложения должен быть научным, строгим, без публицистических оборотов. Положения должны быть доказательными, аргументированными.
Явления, изучаемые эмпирически (Ваши переменные), должны быть описаны в теоретической главе. Например, если эмпирически изучаете нечто конкретное, касающееся содержания удовлетворенности трудом, то в первой главе следует операционализировать данные понятия, сопоставить с более общими.
Экспериментальное и эмпирическое исследования – разные явления. Эксперимент, как известно, предполагает: воздействие, зависимую, независимую переменную, контрольную и экспериментальную группы. Влияние и зависимость можно изучить только в эксперименте. Наличие эксперимента в работе привествуется.
2. Структура выпускной квалификационной работы
Стандартная магистерская диссертация содержит:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение (10 % от общего объема);
- главы основной части: теоретическая (20 – 30 %) – заканчивается пронумерованными выводами;
- эмпирическая, по объему она должна быть пропорциональна предыдущей, начиналась с параграфа, посвященного программе эмпирического (или экспериментального) исследования;
- выводы по эмпирической главе. Они пишутся по эмпирическим задачам;
- заключение. На последней странице заключения заканчивается нумерация страниц текста;
- список использованной литературы;
- приложение.
Оглавление
Главы и параграфы должны иметь содержательное название.
Пример: не «2.2. Анализ результатов исследования», а «2.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных различий в стиле управленческой деятельности менеджеров среднего звена». Кроме глав и параграфов указываются номера страниц, на которых их можно найти.
Введение
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, задачи, описываются предмет, объект, гипотезы, использованные методы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Формулируется научная проблема – это научный вопрос, решение которого представляет практический или теоретический интерес. Проблема фиксирует несоответствие теоретических положений новым научным фактам. Она формулируется в терминах определенной научной отрасли.
Например, «какие существуют социально-психологические детерминанты организационных изменений»; «каким образом телевизионная реклама нарушает информационно-психологическую безопасность зрителей».
Различают социальную актуальность исследования – обусловленность социальным контекстом и научную. Научная – почему именно сейчас в науке стоит взяться за решение этой проблемы, почему какое-либо психическое явление начали изучать именно сейчас, это связано с процессами, тенденциями в науке. Например, сейчас актуальны исследования психологического контракта, командообразования, в области психологии безопасности.
Социальная актуальность заключается в соответствии темы исследования современному состоянию общества, процессам, происходящим в нем, экономической, политической ситуации. (Поискать данную информацию можно в социологических публикациях, в частности в журнале «СоцИс»).
Например, появление новых профессий, субкультур. Явления: финансовый кризис, мода, отношение ко времени, доверие в Интернет-общении, чрезмерное употребление алкоголя россиянами.
Описание научного аппарата (цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы) во введении и программе исследования должны совпадать. Во введении допустимо более обобщенно формулировать, в программе – четче, конкретнее. Разделять теоретические и эмпирические задачи. Про научный аппарат см. ниже в разделе о программе исследования.
Теоретическая часть
В первой главе дается теоретический обзор по изучаемой проблеме. Операционализируется основные понятия, приводятся подходы к ним, обсуждаются результаты научных исследований. Дается характеристика разработанности проблемы. Предупреждаем, в этой главе свой текст также должен быть, как минимум это обобщения. Теоретическая глава это не нарезка из цитат. Название глав и параграфов должны быть сформулированы не односложно, а более развернуто. Например, «Теоретические подходы к….» «Социально-психологическое рассмотрение проблемы … в трудах отечественных и зарубежных исследователей».
Выводы по теоретической главе должны подводить к эмпирике/к экспериментальной части, там следует прописывать основное – операционализацию понятий, обозначать грань между известным и неисследованным. Выводы нумеруются.
Эмпирическая глава
Программа эмпирического исследования упорядочивает средства и процедуры в соответствии с поставленной целью. Начинается с обоснования.
Научный аппарат. Цель – ориентирует на конечный предполагаемый результат, он может быть теоретическим или прикладным. Целью магистерской научно-исследовательской работы может быть выявление структуры явления, взаимосвязи между явлениями, влияния, различий в чем-либо между группами, изменений в определённых условиях, динамики изменений.
Задачи представляют собой шаги к достижению цели. Они должны быть сформулированы не процедурно, а содержательно. Пример.
Процедурно: осуществить сбор эмпирических данных.
Содержательно: выявить содержание автостереотипов и гетеростереотипов французов.
Формулировка задачи начинается примерно с таких слов: «рассмотреть, выявить, определить, изучить, раскрыть, установить …»
Объектами исследования по психологии труда могут быть некие явления, например, социально-психологический климат в трудовом коллективе. Объект – это то, на что направлено исследование.
Предмет – те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании. В целом – процессы, состояния, свойства, проявляющиеся в трудовой деятельности. В программе предмет исследования определяется исходя из уточнения того аспекта проблемы, который интересует исследователя.
Гипотеза – это научное предположение. Любая гипотеза должна быть верифицируема (проверяема на истинность научными методами).
Гипотезы должны следовать из теории, быть обоснованы. «Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения» (Вернадский).
Они могут касаться существования явления, взаимосвязи между явлениями различий между определенными группами, влияния. Гипотеза должна быть конкретной. Пример.
1. Существуют различия в представлениях об эффективности у сотрудников государственных и коммерческих организаций, у вторых содержание представлений характеризуется большей широтой.
2. У военнослужащих с различным сроком службы (при отсутствии между ними отношений подчиненности) существуют различия в проявлении неуставных взаимоотношений, в большей степени их проявляют лица двух лет службы.
Выборка исследования. Выборка должна быть репрезентативной, отражать характеристики генеральной совокупности, повторять их «в миниатюре». Ее объем от 80 человек и выше. Желательно больше, поскольку на больших выборочных совокупностях лучше видны закономерности, эффективнее работают некоторые статистические критерии, соответственно выше вероятность подтверждения гипотез.
Кроме объема прописываются другие характеристики выборки: количество мужчин и женщин (должно быть пропорциональным), возраст респондентов, род занятий, другое в зависимости от темы. Например, трудовой стаж, этническая, конфессиональная принадлежность. Если вы решили сравнить две (три) группы по каким-либо признакам, количество представителей в них должно быть равным. Это правило касается контрольной и экспериментальной групп.
Например, члены политических партий и аполитичные граждане, руководители на производстве и в сфере обслуживания, телефонные операторы в сфере телемаркетинга и сотрудники телефона доверия и др.
Различают и прописывают методы сбора и обработки данных. Метод и методика – разные явления. Например, метод – тестирование, наблюдение, фокусированное групповое интервью и т. д. Методика – конкретная тестовая методика (либо анкета, интервью), направленная на выявление определенного психического явления (например, социального интеллекта, жизнестойкости, и т. д.).
Применяемые методики должны быть валидны и надежны. Желательно прописать обоснование выбора именно этого инструментария, например, для изучения ценностных ориентаций личности их явно больше, чем одна.
Самостоятельная разработка инструментария приветствуется. Если это анкета или интервью должен быть проведен пилотаж, обосновано содержание. Если это тест, то он должен пройти процедуры стандартизации и валидизации.
Собственно эмпирическая часть
Здесь приводятся описание, анализ и интерпретация эмпирических данных. Данные, как правило, описываются по задачам. Результаты сопоставляются с гипотезами. «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово, но не стоит принимать леса за здание» (Г. Гете).
Вы должны четко знать свои основные результаты. Что нового получили именно Вы? Или в чем подтвердили ранее известное? Это важно. Можно сравнить с результатами предыдущих исследований по схожей проблематике.
Интерпретация данных – это объяснение результатов. Интерпретировать можно, исходя их специфики объекта и предмета исследования. Сопоставлять свои результаты с теми фактами, исходя из которых формулировали гипотезы; с теориями, законами, парадигмами.
Вы пишете про то, чем Ваша исследовательская работа обогатила науку, о чем стало известно несколько больше, чем раньше. Результаты можно объяснить спецификой ситуации, социального контекста, особенностей деятельности. Существуют виды объяснения.
Структурное – установление места объекта в общей системе. Например, менеджер среднего звена является руководителем.
Функциональное – способ функционирования, присущий объекту. Например, трудовая деятельность испытуемых в системе «человек – человек».
Генетическое причинное – установление связи объекта с предшествующими ему во времени явлениями. Например, в результате изменения экономической ситуации изменились ценностные ориентации россиян. Вследствие изменения социально-психологического климата изменились межличностные отношения в группе.
Генетическое следственное – анализируются результаты деятельности, поведения объекта. Например, проекты, результаты творческой деятельности кого-либо.
Существенным плюсом для работы будет разработка на основе исследования практических рекомендаций. Они должны быть адресными – обозначается, кому они предназначены. Это могут быть специалисты и носители обыденного сознания. Рекомендации направлены на улучшение сторон социальной жизни и повышение эффективности поведения личности и групп.
Например, предназначаться для психологов-консультантов, бизнес-тренеров, коуч-консультантов; руководителей организаций, лидеров общественных движений, представителей определённых профессий и др. Рекомендации могут касаться противостояния манипуляции, адаптации, поведения в конфликте, переговоров, и т. д.
Выводы. Здесь представляются основные результаты исследования.
Заключение
Заключение пишется по работе в целом. Подводятся итоги Вашего теоретического и эмпирического исследования, представляются новые важные результаты. Это обобщение всей работы.
Кроме того, здесь прописывается практическая значимость, где и каким образом можно применить результаты. Например, для разработки тренингов, социальных программ, в индивидуальном, организационном консультировании. О практической значимости желательно подумать с самого начала, ещё при планировании исследования.
Обозначается перспектива исследования, то, что осталось неизученным, непонятным. Это может быть изучение других социальных групп, рассмотрение других явлений в связи с исследуемой проблемой.
Список литературы
В алфавитном порядке приводятся источники, которые использовались для написания выпускной работы. Количество – не менее 70. Это: монографии, научные статьи из журналов и сборников, психологические словари, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы и публикации в сети Интернет. Наличие литературы на иностранных языках обязательно. На каждый из источников должна быть хотя бы одна ссылка в тексте.
Примеры библиографического описания источников
Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2005.
Глебова Т.Н. Психологический портрет религиозности в Америке.URL // http:// www.fapsyrou.ru
Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сб. науч. ст. по материалам Первого международного форума (Санкт-Петербург, 5 – 7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш; Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 11 – 12.
Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: Дис. д-ра психол. наук. М., 2006.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С. 20 – 29. 149
Российский менталитет: вопросы психол. теории и практики / Под. ред К.А Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1997. 33 с. 74
Edmonson A. Psychological Safety in a learn teams. URL: http: // www. guilford.com
Mindell A.A. Safety as a Psychological and Political Process //http://www.aamindell.net/safety.htm 195
Приложение
В приложение выносится информация, которая перегружает текст, но является нужной, информативной, справочной.
Приложение содержит бланки методик, матрицы эмпирических/экспериментальных («сырых») данных. Результаты статистической обработки – распечатки страниц из статистических программ, где видны результаты. Например, таблицы описательной статистики, корреляционная матрица, результаты факторного, кластерного анализа и т. д. Таблицы, графики, рисунки, схемы, на которых наглядно представлены основные результаты исследования. Таблицы и рисунки должны быть подписаны. Также в приложение можно вынести некоторую информацию по своему усмотрению (например, практические рекомендации, программу тренинга, протоколы и т. п.).
3. Технические характеристики работы
Работа должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4, текст расположен с одной стороны листа. Шрифт 14 Times new Roman, интервал – полуторный (в приложении допустимо более произвольно).
Абзацный отступ – 1,25. Объем текста магистерской диссертации 80 – 120 страниц.
Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы – нет. Точка в конце заголовка, расположенного посередине, не ставится. Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена аккуратно (можно даже красиво).
Библиографическая ссылка – сведения о цитируемом или рассматриваемом источнике. Рекомендуемый способ – использовать в тексте квадратные скобки, в которых содержится номер источника и страница, например [7, с. 105], если это цитата. Только номер источника, если ссылка не дословная, автор пишет своими словами [55], если автор формулирует свою мысль, опираясь на несколько источников, то в скобках указывается примерно следующее: [10; 48; 55].
Каждое приложение нумеруется и начинается с новой страницы. В верхнем правом углу пишется Приложение 1 и т.д. Страницы приложений не нумеруются.
Существуют правила оформления таблиц и рисунков. Рисунок подписывается внизу, выравнивание по центру, таблица наоборот – вверху в правом углу. Пишется название графического изображения, номер и содержательное название. Пример.
Рис. 5. Различия в ценностях у лиц, принадлежащий и не принадлежащих к общественным организациям
Таблица 11
Различия в ценностях у респондентов с разной выраженностью удовлетворенности трудом (разность рангов)
Заметим что, чем нагляднее представлены важные результаты исследования, тем легче оценить Вашу работу, увидеть ее сильные стороны. Осуществляется сплошная нумерация по тексту таблиц и рисунков. На графику даются ссылки в тексте. Например, «Результаты выявленных различий представлены на рис. 5». Или «см. табл. 11».
4. Этапы подготовки работы
Согласно образовательному стандарту, «вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
- планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
- проведение научно-исследовательской работы;
- обсуждение хода работы на сопровождающем научно-исследовательскую работу семинаре, корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
- составление отчета о научно-исследовательской работе;
- публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры». (Цитата по ФГОС ВПО).
Процесс подготовки магистерской диссертации.
- Определение темы и первичная постановка проблемы.
- Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме. Подготовка текста теоретической части.
- Разработка программы исследования. Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез. Планирование исследования, выбор методов и методик.
- Пилотажное исследование (если необходимо).
Апробация анкеты, интервью. Проводится на других респондентах, не на основной выборке.
- Проведение исследования, сбор эмпирических данных. Первичный анализ данных, их математическая обработка.
- Описание, анализ и интерпретация результатов. Подготовка текста эмпирической (экспериментальной) части работы.
- Формулировка выводов и обобщений.
5. Речевые клише для научного текста
Примечание – курсивом обозначены примеры формулировок.
В соответствии с эмпирической задачей были получены данные об уровне (коммуникативности). Разброс результатов (например, изучения ценностных ориентаций предпринимателей) представлен широким спектром (vs диапазоном).
Согласно эмпирическим данным во всей выборке (N=175) обнаружены лица с высокой выраженностью показателей качества жизни – 10 %…
Анализ эмпирических данных показал, что… Мы (vs определили) выявили… (например, содержание социальных представлений о безопасности). Психологическая диагностика респондентов дала следующие результаты… Было установлено…
Среднее значение показателя толерантности по выборке (vs группе лиц) составило… Уровень (например, субъективного благополучия) варьирует в выборке от… и до…
Следует отметить, что… Следует подчеркнуть, что…
Представляется интересным… Можно отметить тот факт, что…
Важно обратить внимание на то, что… Эта группа испытуемых характеризуется… Отмечаются следующие тенденции в (в динамике изменения финансовых установок молодежи)…
Про взаимосвязь между переменными (про корреляцию)
Проверка распределения на нормальность по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова показала, что оно для всех переменных, достоверно отличается от нормального (р от 0,000 до 0,004) поэтому применены непараметрические критерии.
Вследствие (vs в результате) корреляционного анализа переменных было установлено… Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена показали, что существует тесная взаимосвязь между А и Б.
Подтвердилась гипотеза о наличии взаимосвязи между А и Б. Об этом говорит величина коэффициента корреляции и уровень значимости (r=0,3 при р< 0,01).
Взаимосвязь между А и Б носит (умеренный) характер. Наблюдается (имеет место) сильная взаимосвязь между А и Б.
Наиболее значимая корреляция была выявлена между А и Б.
А и Б коррелируют на высоком уровне значимости 0,01.
Про различия
Существуют достоверные (vs статистически значимые) различия в А между двумя группами испытуемых.
Выявлены (vs обнаружены, установлены) статистически достоверные различия в социально-психологических особенностях А между респондентами с различным уровнем выраженности Б – низким, средним и высоким.
С помощью статистического критерия (Крускала-Уоллеса, Манна-Уитни, Стьюдента) выявлены статистически достоверные различия в выраженности финансовых установок у лиц. Об этом говорит уровень значимости 0,000.
Различия, отражающие выраженность у молодежи толерантности до и после тренинга, статистически доказаны с помощью критерия Вилкоксона.
Интерпретация данных
Полученные данные можно интерпретировать следующим образом.
Эту закономерность можно объяснить следующим образом (vs, опираясь на теорию социальной идентичности), опираясь на положения (концепцию позитивного психического здоровья) гуманистической и экзистенциальной психологии.
Интерпретировать эти данные можно с позиции социального конструкционизма. …Исходя из теории самодетерминации, это явление можно объяснить, обращаясь к теории когнитивного диссонанса …
Что касается …, то это можно проинтерпретировать, ссылаясь на (vs с позиции, vs согласно функциональному подходу к религии) принцип субъектности …
В целом результаты исследования объяснимы тем, что…Этот факт можно объяснить тем, что… На наш взгляд… Это связано с тем, что…
Вероятно (vs возможно) это обусловлено (vs детерминировано)…
Можно предположить… Закономерно предположить… Правомерно предположить… Можно допустить, что…
Можно предложить следующую версию объяснения этого феномена…
…, но этот вариант носит гипотетический характер.
Опираясь на научные воззрения в области …, мы можем содержательно интерпретировать результаты…
6. План доклада для защиты выпускной работы
Название работы – тема. Актуальность.
Основные понятия. Научная проблема. (Все это кратко).
Новизна. Что есть в вашем исследовании, чего не было ранее. (Это может быть малоизученное психическое явление, это могут быть результаты, полученные на социальной группе, ранее не изучаемой).
Программа исследования (научный аппарат: цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы).
Ваши результаты: (излагаются согласно поставленным задачам), подтвердились ли гипотезы, насколько достигнута цель. Почему получены такие данные, ваши варианты интерпретации. Результаты – это самый большой раздел.
Практическая значимость, перспектива исследования (что еще не изучено).
Благодарность за внимание.
Раздаточный материал может включать: определения основных понятий, программу исследования, основные результаты в графическом исполнении (таблицы, графики, диаграммы).
Регламент 12 – 15 минут.
7. Примерные темы
Формирование представлений о видах профессий в профконсультировании.
Профессиональная мотивация менеджеров сферы услуг как фактор успешности их совместной деятельности (на примере производственной компании).
Особенности развития профессионального стресса у юристов разных специализаций.
Становление профессиональной идентичности у работающих студентов (на примере журналистов).
Динамика представлений об эффективности труда на разных этапах становления специалиста.
Организационная культура как фактор эффективности деятельности коллективных субъектов труда.
Разработка психодиагностических методик по изучению привлекательности труда.
Методика конструирования тестов удовлетворенности трудом с использованием Интернет-технологий.
Коррекция профессиональной деформации сотрудников МЧС.
Список рекомендуемой литературы
- Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2006.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. СПб,, 2003.
- Залесская С.Н. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ. Тверь, 2003.
- Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. М., 2007.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб., 2001.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб., 2007.
Студент несет ответственность за представленный в работе материал. Использование заимствованного текста без ссылок на его источник является плагиатом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец оформления титульного листа работы
Министерство образования и науки рф
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра психологии труда, организационной и клинической психологии
Выпускная квалификационная работа
Психологический контракт сотрудников организаций с разной формой собственности
|
Выполнила студентка 2 курса магистратуры А.В. Данилевская
Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Н.Н. Демиденко |
Допущена к защите
«____» _______________ 2011 г.
Тверь, 2011
15