Психологизм в литературоведении

Оглавление

. Психологизм в литературоведении с.9

Введение

Основной целью данной дипломной работы является исследование психологизма в произведениях А.И. Куприна на раннем этапе его творчества, основных направлений художественно-творческой эволюции писателя, процесса совершенствования художественных произведений автора. Также целью работы является рассмотрение психологизма А. Куприна с точки зрения влияния на формирование его творческого метода предшествующих художников-психологов, таких как И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский.

Актуальность работы определяется особым местом прозы А. Куприна в литературном процессе. Несомненно, что изучение творчества такого известного русского писателя, как А.И. Куприн, который, в свою очередь, оказал огромное влияние на последующую литературу, оставалось и остаётся актуальным.

Научная новизна дипломной работы состоит именно в том, что она даёт возможность рассмотреть становление психологизма А. Куприна сквозь призму анализа не только хорошо известных его рассказов и повестей, но и мало изученных произведений, таких как «Мясо», «Воробей», «Кляча», «Лунной ночью», «Страшная минута» и других ранних публикаций. Такой подход способствует более глубокому познанию и лучшему пониманию личности самого автора и творимого им внутреннего мира. Кроме того, новизна работы заключается в том, что изучение формирования психологического метода начинающего прозаика осуществляется в сопоставлении с творчеством классиков-предшественников: И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и в естественном влиянии их на становление молодого писателя.

В исследовании используются теоретические и методологические идеи В. Белинского, Н. Чернышевского, В. Плеханова, Л. Гинзбург, А. Скафтымова, И. Страхова, А. Есина, Л. Выготского, Ф. Кулешова, В. Афанасьева, Л. Крутиковой, А. Лосева и других литературоведов.

А.И. Куприн вступил на литературную дорогу в годы, когда русская литература завершала 19-е столетие именами таких писателей, как А.П. Чехов и В.П. Короленко, когда подходил к концу своего жизненного пути Л. Толстой. Продолжая традиции своих предшественников, Александр Куприн писал в реалистической манере. Только если художники 19 века создавали свои произведения, стоя перед действительностью, наблюдая детали жизни и потом вплетая их в свои романы, то писатели начала 20-го века, в числе которых был и Куприн, находились среди самой жизни, в самом ее центре и отбирали определенный материал для своих рассказов.

14 стр., 6842 слов

Психологизм в творчестве Л. Улицкой

... Чехова, а позднее - у других писателей XX века. Таким образом, психологизм является особым приемом, формой, позволяющей ... сны и видения, персонажи-двойники, которые дают возможность автору раскрыть новые психологические состояния. Основная их функция ... данной работы является характеристика психологизма в творчестве Л. Улицкой Целью данной работы является выявление характеристик психологизма в ...

А. Куприн отличался от своих современников, писателей-бытовиков тем, что, изображая жизнь, брал не одну ее сторону, а интересовался всеми ее проявлениями — не только внешними, но и внутренними, психологическими. Осваивая достижения писателей-психологов 19 века, Куприн-художник развивает их, вносит в них свою специфику. Применяя в своем творчестве принцип анализа «диалектики души» Л. Толстого, автор фиксирует недоступные пониманию человека движения души, обогащает «диалектику» своими наблюдениями за бессознательным Его изображение психологии человека несколько отличается от психологического метода классического романа. А.И. Куприн, испытывая на себе определённое влияние новых тенденций в музыке и в живописи, изображал характеры героев в своих произведениях маленькими мазками. Вполне можно сказать, что Куприн-художник писал в духе импрессионизма.

Талант А. Куприна существенно отличался также и от той манеры, в которой писали Максим Горький, Иван Бунин, Леонид Андреев и другие его современники. У него не было ярко выраженной политической и моральной направленности М. Горького, яркой метафоричности И. Бунина, пессимистичности и трагизма Л. Андреева, точности и лаконичности А. Чехова. У Александра Куприна было свое лицо: он необыкновенно любил и чувствовал жизнь и умел передать это чувство читателю. Изображая

окружающую его действительность, писатель не стремился делать какие-либо выводы и навязывать их читателю. Его произведения говорят сами за себя.

Но всех этих художников роднит верность традициям классической литературы, все они были убеждёнными реалистами. О своих учителях Куприн отзывался с благодарностью. Восхищаясь Львом Николаевичем Толстым, писатель говорил: «Вы знаете, за что я ни возьмусь — бросать должен: старик уже сделал. У него все есть». Портрет графа Толстого с дарственной надписью он хранил всю жизнь. С М. Горьким и А. Чеховым, кроме общих литературных интересов, Александра Куприна связывали дружеские отношения. Также нельзя не упомянуть о близости отношений А. Куприна с ещё двумя его соотечественниками — Иваном Буниным и Иваном Шмелёвым, которых роднила с ним политическая и духовная солидарность.

Громкий успех и популярность появлявшихся тогда декадентских течений конца 19-го начала 20-го веков, совершенно не привлекли внимания молодого писателя, более того, он откровенно грубо отзывался о них. В противоположность этим футуристическим веяниям писательской моды, купринская проза всегда оставалась традиционной, прочно укорененной в предшествовавших русских традициях. Писатель не мог понять, каким образом можно создавать что-то новое, не учитывая накопленного годами опыта. Это противоречило его взглядам на литературу. Определяясь в своих позициях, Александр Куприн с гордостью причислял себя к тем, кто пишет «по-старинке» (А. Чехов).

Но, несмотря на то, что молодой писатель открещивался от всякого возможного воздействия на себя декадентских настроений, в его творчестве мы всё-таки без труда можем обнаружить следы этого влияния. Так, например, во многих рассказах и очерках, особенно раннего периода, этапа становления таланта А. Куприна можно отметить присутствие элементов фантастического, мистического, таинственного, требующего разгадки и заострения внимания читателя на определённых моментах повествования. Это влияние, несомненно, оказало значительное воздействие на формирование стиля писателя.

13 стр., 6456 слов

Поэтика «Звезды Соломона» А.И. Куприна

... а также занимается исследованием использования прилагательного «желтый» в языке А.И. Куприна, поскольку в творчестве писателя это прилагательное принимает такое символическое значение как «мертвый», «неприятный» [ ... уделяет особое внимание художественному эксперименту и игре в творчестве писателя. Игре и художественному эксперименту в творчестве Куприна уделяла внимание и Н.В. Абабина в своей работе ...

На становление начинающего писателя огромное влияние оказала общественная обстановка того времени. Эпоха трех революций, вызвавшая социальные противоречия и противоречия в духе самого автора, навсегда утвердила в творчестве А. Куприна демократизм и гуманистический пафос. А. Куприн писал о простом русском народе и его трудной жизни, о бесправии и пошлости мещанства, о том, что помогло бы человеку выстоять в это трудное время, сохранить чувство собственного достоинства, о любви и мужестве.

Творчество Александра Ивановича Куприна — еще один наглядный пример того, что реалистическое искусство уверенно продолжало существовать на рубеже веков.

Писатель оставил заметный след в русской литературе, привнес в нее не только блестящее знание русского быта, но и огромный всплеск гуманизма и бодрости.

Произведения А. Куприна, особенно ранние, подвергались порой сильной критике. В основном это произведения 1-й половины 1890-х годов -такие, как «Последний дебют», «Впотьмах», «Лунной ночью», «Странный случай», «Мясо» и другие.

Многие исследователи смотрели на них как на «пробу пера» (А. Куприн), а не как на серьезный литературный труд. Например, критик В. Этов считал, что эти рассказы не имели никакого историко-литературного интереса.

Сюда же можно отнести оценку А. Волкова в отношении самого первого рассказа Куприна «Последний дебют»: «Этот рассказ ученический, он никак не может считаться началом серьезного творческого пути. Сюжет и стиль мелодраматичны, образы ходульны».1

Такого же мнения придерживался и П.Н. Берков, утверждая, что «психологизм начинающего автора — неглубокий, неубедительный». Однако он отмечает, что в том же рассказе «Лунной ночью» уже присутствуют самостоятельные черты.

1 Волков А. Творчество А.И Куприна. «Советский писатель», Москва, 1962г. с.7

2 Берков П. А. И. Куприн «Издательство академии наук СССР», М.- Л, 1956. с. 15.

Извест…

**************************************************************