Социальная защита безработных на примере ГБУ ЦЗН Заводского района г.Грозного

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «БЕЗРАБОТИЦА» 8

1.1 Понятие безработица 8

1.2 Безработные граждане как объект социальной защиты 12

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗРАБОТНЫМИ ГРАЖДАНАМИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 19

2.1 Формы и методы социальной поддержки безработных граждан 19

2.2Основные направления деятельности ГБУ ЦЗН Заводского района г.Грозного 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

ПРИЛОЖЕНИЯ 46

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема безработицы является одной из важнейших проблем современной экономики. Безработица как социальная проблема несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Потеря работы — сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В этой связи, всё большим спросом пользуются технологии социальной работы с безработными. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. С помощью специалистов центров занятости и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, получают навыки самостоятельного, активного поиска нового рабочего места; узнают секреты составления резюме, самопрезентации, учатся ведению деловых переговоров с работодателями, преодолению последствий длительной безработицы.

Данная тема достаточно подробно освещена в различных трудах. Так, Е.М. Авраамова, Н.Н. Абакумов, Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Русина описывают безработицу как неизбежное явление любого общества, виды и причины безработицы с экономической точки зрения. И.С. Березин, Болотков Ю.А. рассматривают пути снижения безработицы. Е.Е. Евстратова в своей работе акцентирует внимание на женской безработице.

И все же, осуществление эффективной и продуманной социальной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Таким образом актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Объектом исследования являются безработные граждане, нуждающиеся в социальной защите.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является: социальная работа с безработными гражданами.

6 стр., 2672 слов

Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

... в биологическом, психическом, социальном, историческом планах; влияние жизненного опыта, формирование индивидуальности, роль окружения, обучения; исследование возрастных поперечных или ... терминов, области их применения; обобщение, как компонент исследовательской работы. 7.        Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение классификаций с ...

Целью исследования является рассмотрение технологий социальной работы с безработными гражданами на примере ГБУ ЦЗН Заводского района.

Исходя из целей, необходимо решить следующие основные задачи:

– обозначить основные понятия безработицы;

– рассмотреть категорию безработных граждан как объект социальной работы;

– рассмотреть формы и методы социальной поддержки безработных граждан;

– проанализировать основные направления деятельности ГБУ ЦЗН Заводского района.

Нормативно-правовую и информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по труду и занятости и вопросы оценки эффективности, отечественные и зарубежные публикации, аналитические материалы периодических изданий, данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; отчеты органов системы занятости населения.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в описании опыта социальной работы с безработными гражданами, способствующей повышению эффективности социально-психологической помощи безработным гражданам служб занятости. Материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки программ по адаптации и психологической помощи безработным.

Новизна работы состоит, прежде всего, в обобщении современных явлений, происходящих в сфере занятости, и заключается в следующем: уточнено содержание понятия «безработица» и «безработный» в их социально-экономическом значении; проанализированы формы и методы работы с безработными гражданами в ЦЗН; выявлено, что особо эффективной формой являются социально-психологические тренинги для безработных по эффективному поиску работы.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, состоящие из четырех параграфов, заключения и приложений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «БЕЗРАБОТИЦА»

1.1 Понятие безработицы

Понятие «безработица» в исследовательской литературе получила различные трактовки.

Безработица — это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.

Безработица — это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей степени в данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека — права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

7 стр., 3364 слов

Профориентация и профобучение направления активной занятости населения

... обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в ... • на обеспечение преемственности образования и занятости; • на сокращение безработицы, особенно среди молодежи; • на заблаговременный ... Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития ...

Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами:

–трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости;

–отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);

– доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

– лица, не достигшие трудоспособного возраста;

– лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);

–лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).

–лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы.

В. А. Павленко среди основных причин, которые вызывают безработицу, выделяет:

1. Структурные изменения в экономике, которые приводят к внедрению новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению штата сотрудников;

2. Сокращение работодателем трудовых и прочих ресурсов в результате экономического спада или депрессии, что является вынужденной мерой;

3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

4. Изменения уровня производства в зависимости от сезона, касается отдельных отраслей экономики;

5. Изменения демографических показателей в структуре населения: если растет численность населения трудоспособного возраста, соответственно увеличивается спрос на труд и возрастает показатель безработицы…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От потери работы в нашей стране не застрахован ни один человек. Это социальное явление приобрело масштабы эпидемии, которая не щадит ни министра, ни квалифицированного рабочего. Человек старается не думать о том, когда он останется без работы по причине сокращения штатов, закрытия предприятия или выхода «на заслуженный отдых», поэтому реально столкнувшись с безработицей, он оказывается не готовым успешно пройти все стадии «профессиональной смерти».

К решению проблем занятости и безработицы эффективным является комплексный подход с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

6 стр., 2575 слов

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ...

... и количественный анализ результатов экспериментальных исследований. Научная новизна заключается в создании системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями. Практическая значимость исследования: ... начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда [5, с. 66]. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение ...

Социальная работа с безработными гражданами включает социальные, экономические и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний – основные направления по работе с безработными.

Социальная работа с безработными гражданами проводится в рамках Центра занятости населения, которое являются учреждением социальной сферы, и обеспечивает на территории своего района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

Безработному гражданину как объекту социальной работы помогает социальный работник, специалист службы занятости. Он выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Социальный работник-консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о возможности переобучения, проводит профессиональное консультирование.

Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная социально-психологическая помощь безработным. Для этого разрабатываются и внедряются программы социальной адаптации безработного населения, целью которых является активное содействие в смягчении психологических последствий безработицы, в трудоустройстве женщин и молодежи, в выборе специальности в соответствии с личностными возможностями и потребностями, а также требованиями рынка труда.

Социальный работник способствует направлению безработного на социально-психологические мероприятия и тренинги.

Деятельность Центра занятости населения г.Заводского района г.Грозного заключается в распространении информации о спросе и предложении на местном рынке труда, консультировании клиентов по вопросам профессионального обучения и трудоустройства, выплаты пособии по временной незанятости, оказание помощи в кадровом планировании предприятии, оказание социально-психологической помощи безработным гражданам.

Психологическая адаптация, проводимая специалистами службы занятости, предполагает освоение комплексной программы, позволяющей безработному осознать свое место в мире, ставить реальные жизненные цели и добиваться их достижения.

Основными эффективными технологиями ЦЗН является использование групповых методов работы с безработными гражданами в форме клубов и тренингов.

Таким образом, для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который

— на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами;

— на микроуровне – деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

В качестве вывода отметим также, что потерю работы надо рассматривать как шанс профессионального самоопределения, в который, конечно же, заложен элемент личной драмы человека, потерявшего не только средства к существованию, но и смысл жизни, ощущение социальной значимости и полезности. Чтобы человек мог воспользоваться этим шансом, ему предоставляется профессиональная помощь специалистов ЦЗН, а также возможность пройти программы личностной реабилитации.

9 стр., 4423 слов

Организация работы социального педагога с малообеспеченными семьями

... способы и методы организации работы социального педагога с малообеспеченными семьями; 3.   Определить виды социальной и экономической помощи малообеспеченным ... помощь носит материальный характер (пособия, выплаты и т.п.). Решая вопрос собственной занятости, родители часто исходят сегодня из ... более 32% ото всех зарегистрированных на бирже труда. Есть основания предполагать, что безработица в нашей ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф. Басов. — М.: КНОРУС, 2012.

2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. — М.: Наука, 2015.

3.Булатов А.С. Экономика: Безработица, ее измерение и регулирование: Учебное пособие / А.С. Булатов. — М.: Юристь, 2012.

4.Гулина М.А. Психология социальной работы: Учебник для вузов / М.А. Гулина. — СПб.: Питер, 2009.

5.Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. — М.: МИЭМиП, 2009.

6.Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник / М.Н. Гуслова. — М.: Академия, 2012.

7.Джиоев С.Х. О роли трудоустройства при помощи государственной службы занятости в содействии трудовой занятости граждан / С.Х. Джиоев // Право и государство: теория и практика. — 2013. — №1.

8.Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда / Е.М. Жидкова // Социологические исследования. — 2015.

9.Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие / О.В. Заяц. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2013.

10.Зибарев Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета / Д.Б. Зибарев // Моск. Гуманитарный университет. — 2016.

11.Зущина Г.М. Занятость и безработица на рынке труда России / Г.М. Зущина, Р.М. Султанова. — М.: ИНФРА-М, 2016.

12.Игнатова Т.В. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе / Т.В. Игнатова. — Ростов-н/Д: СКАГС, 2012.

13.Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 415 с.

14.Капелюшников Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва? / Р.И. Капелюшников. — М.: ГУВШЭ, 2013.

15.Кричевский Р.Л. Психология профессиональной карьеры / Р.Л. Кричевский; Под общ ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2012

16.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012

17.Кукушкин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие / В.С. Кукушкин и др. — М.: МарТ, 2014.

18.Лябах Н.Н. Проблемы молодежного рынка труда: учебное пособие / Н.Н. Лябах — Ростов н/Д: Терра Принт, 2014

19.Макаренко Н.И. Теория социальной работы: учебное пособие / Н.И. Макаренко. — Томск: ТПУ, 2012

20.Манько Ю.В. Теория и практика социальной работы / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2013

21.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. — М.: ГУ ВШЭ,2013

6 стр., 2669 слов

ТЕМЫ контрольных РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

... Этапы формирования энграмм. Системы регуляции памяти. Физиологические теории памяти. Синаптическая теория памяти. Реверберационная теория памяти. Нейронные модели памяти. Макропотенциалы мозга и ... кадрового менеджмента, Ø осуществлять самостоятельную аналитическую и научно-исследовательскую работу в области психофизиологии профессиональной деятельности, применяя адекватные психологические методы ...

22.Плюснин Ю.М. Социальная психология безработных / Ю.М. Плюснин, Г.С. Пошевнев. — Новосибирск: НГИ, 20014

23.Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учеб. Пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. — М.: Академия, 2012.

24.Новикова Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Новикова. — М.: МН ЭМП, 2014.

25.Технологии социальной работы: учебник / Под ред. В.И. Жукова. — М.: РГСУ, 2012. —

26.Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В.А. Павленков. — М.: Издательство: МГУ, 2015.

27.Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок — М.: ИНФРА-М, 2012.

28.Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. — Уфа: БИСТ, 2012.

29.Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов. — М.: Академический проект, 2014.

30.Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е.И. Холостова. — М.: ЮРАЙТ, 2012