Контрольная работа по Философии

Контрольная работа

ПО ФИЛОСОФИИ

Вариант №10

Работу выполнил студент 1 курса

Тюмень – 2010

Вариант №10

Содержание

1.Типы мировоззрения 3

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 6

3. Проблема бытия в философии XX века 10

4. Познание и творчество 11

5. Сознание и бессознательное 15

6. Ценности, идеалы и святыни человека 19

7. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса 24

8. Человек – это 25

9. Позитивизм – это 25

Список использованной литературы 26

1.Типы мировоззрения

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский.

11 стр., 5351 слов

Мировозрение и её исторические типы

... Исторические типы мировоззрения Обыденное мировоззрение Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение - это простейший вид мировоззрения. ... лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), ...

Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Следует сказать, что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения. Рассмотрим их более подробно:

  • Обыденное мировоззрение

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

  • Религиозного мировоззрения

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.

Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

  • философское мировоззрение

Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... объективную реальность 3) сверхъестественный разум 7. Что является определяющим для религиозного мировоззрения? 1) доброта 2) знание 3) вера 4) мудрость 8. Выделите признак, необходимый для философского ... мировоззрения? 1) конкретность 2) наглядность 3) системность 4) абстрактность 9. В какой картине ...

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

  1. концептуальная обоснованность;
  2. систематичность;
  3. универсальность;
  4. критичность.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVII и философии xviii века">xviii века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

11 стр., 5037 слов

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление ...

... ………………………………………………………………..9стр. 3.3 Восприятие……………………………………………………………..10стр. 3.4 Мыслительная деятельность…………………………………………..11стр. 4. Ознакомление с окружающим миром…………………………………….19стр. 4.1 Проведение опытов…………………………………………………….20стр. 5. Заключение………………………………………………………………...24стр. 6. Список литературы………………………………………………………..25стр. ...

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

6 стр., 2901 слов

Педагогические взгляды французских материалистов XVIII века Гельвеций Дидро

... силу ограниченности французской материалистической философии XVIII века Дидро ошибочно рассматривает человеческую природу ... подготовке к изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Энциклопедия, вокруг которой он собрал ... Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной ... воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных ...

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.

Философия для Х.Вольфа — это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант).

Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.

Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве).

Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.

Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

10 стр., 4823 слов

Проблема человека в философии XX века

...   Социальная компонента Человек как представитель общества или общественная компонента в человеке. 1. Предметная деятельность связывает человека с природой и ... хотя, говоря об идеальном, он учитывает элемент преобразующей деятельности мозга. В социологизаторских теориях влиянию воспитания на формирование личности ... таки пытались делать в 40-е года XX века в Германии и в России во времена ГУЛАГов ...

3. Проблема бытия в философии XX века

В XX в Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании бытия. Люди вдруг ощутили себя живущими в мире, где нет никаких гарантий и никаких опор, где все зыбко и плохо устроено. Разум не сумел предотвратить страшных войн XX в. и более того, сам поработал над созданием средств массового уничтоже­ния людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог обеспечить гармонию и порядок в мире. Возникло ощу­щение безопорности во всех сферах жизни в экономике, политике, морали и т.д. Сформировалась эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценно­стей. Плюрализм (лат, pluralis — множественный) стал главной идеей общественного устройства, согласно которой общественно-политическая жизнь есть состязание множест­ва социальных групп и представляющих их интересов, плю­рализм ценностей стал основой жизни человека и общества: все стало равно всему, исчезли приоритеты; нравственные, политические, государственные, экономические, классовые и т.д.; общество автоматизировалось в атомы-индивиды, разрушив ценностную вертикаль, где был низ — верх, конец — начало, спроецировали все ценности на горизонтальную поверхность, уравняв их в пространстве и времени своего бытия. Возникло огромное разнообразие ценностей, каждая из которых замыкается на личностное «я так хочу», претендуя на свое право утверждать себя без оглядки на другие ценности, без попытки соотнести себя с ними; если нет вертикали – иерархии ценностей, то нет и надобности примерять свое содержание к тому, что выше и, следовательно, более истинно.

В XX в. люди пытаются уйти от переживания стра­ха, сопровождающего разочарование в возможностях ра­зума быть опорой, в разрушении иерархий ценностей, а в конечном счете — в игру, правила которой создаются людьми и ими же произвольно изменяются. ХХ век рекомендует людям не быть очень серьезными, ибо никто не знает, как правильно жить, никто не вправе диктовать, какой должна быть жизнь. Все оправдано тем, что ничего в этом мире нет навеки. Надо жить, но знать, что ни в чем нет опоры, и нет таких ценностей, которые выступали бы в качестве эталонов истинности и меры бытии.

Изменение мировоззрения в XX в. повлекло за собой не только новую постановку вопроса о бытии, по пересмотр стиля и правил интеллектуальной деятельности.

4. Познание и творчество

В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют независимо от воли и сознания чело­века. В чем же специфика нерациональных механизмов познания? Зачем они нужны, какую роль играют в процессе познания?

24 стр., 11586 слов

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

... Согласно Фрейду, они являются “королевской дорогой к бессознательному”. В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сны могут стать путем понимания скрытых аспектов ... на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни. Главная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит в помощи клиенту ...

Для ответа на эти вопросы нам нужно выяснить, что такое интуи­ция и творчество.

В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на обще­принятых нормах поведения, им приходится принимать нестан­дартные решения. Такой процесс обычно и называется творчеством.

Платон считал творчество божественной способностью, родст­венной особому виду безумия. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Огромное значение придавали творчеству как особой личност­ной характеристике философы-экзистенциалисты. Представители психоанализа, особенно Фрейд, Юм и Кречмер, относя творчество целиком к сфере бессознательного, гипертрофировали его непов­торимость и невоспроизводимость и, по существу, признавали его непознаваемость и несовместимость с рациональным позна­нием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт эволюции человека. Уже в поведении высших животных наблюдаются, хотя и в эле­ментарной форме, акты творчества. Крысы после многочисленных попыток находили выход из крайне запутанного лабиринта. Шим­панзе, обучавшиеся языку глухонемых, усваивали не только не­сколько сот слов и грамматические формы, но и конструировали иногда отдельные, совершенно новые предложения, встречаясь с нестандартной ситуацией, информацию о которой они хотели передать человеку. Очевидно, что возможность к творчеству за­ложена не просто в биофизической и нейрофизиологической структуре мозга, но в его “функциональной архитектуре”. Она представляет собой особую систему организованных и взаимосвя­занных операций, осуществляемых различными участками мозга. Поскольку по своей биологической и нейрофизиологической структуре мозг человека качественно сложнее мозга всех высших животных, то и его функциональная архитектура качественно сложнее. Это обеспечивает необычайную, практически не поддающуюся, оценке возможность переработки новой информации. Особую роль здесь играет память, то есть хранение ранее полученной информации.

В каком же соотношении находятся рациональный и твор­ческий процессы в познавательной и практической деятельности? Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью типовых рациональных приемов. Для решения других требуется создание или изобретение нестан­дартных, новых правил и приемов. Это происходит, когда мы стал­киваемся с принципиально новыми ситуациями, не имеющими точных аналогов в прошлом. Вот здесь-то и необходимо твор­чество. Оно представляет собой механизм приспособления чело­века в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. Творчество не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Одно без другого просто не могло бы существовать. Творчество, протекая подсознательно или бессоз­нательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам, в конечном счете, на уровне результатов может быть консолиди­ровано с рациональной деятельностью.

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

... креативности.      С учетом вышесказанного была определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии».      Цель исследования: выявить и раскрыть условия и ... определяется рядом значений: - социальным, так как формируется не просто новый человек с особым складом мышления, способный к радикальным изменениям и преобразованиям, а ...

Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо­собностями, то есть способностями к выработке новых приемов дея­тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного. Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая языком, нормами и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверен­ному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной получен­ных результатов в масштабах их исторической значимости.

Что же образует механизм творчества, его пружину, его отли­чительные особенности? Важнейшим из таких механизмов явля­ется интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особен­но Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не пред­ставляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека. Декарт считал, что интуиция позволяет отчетливо и ясно усматривать идеи, заклю­ченные в нашей душе. Но как именно “устроена” интуиция, никто из них не пояснял. Несмотря на то, что последующие поко­ления европейских философов по-разному толковали интуицию, мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и меха­низмов. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил.

Нередко новое решение приходит в самое неожиданное время, когда соз­нательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый математик Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

Однако ничего таинственного в творческой деятельности нет, и она подлежит научному изучению. Еще чет­верть века назад была обнаружена так называемая право-левая асимметрия мозга. Экспериментально было доказано, что у выс­ших млекопитающих правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические, правила. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых этими полушариями.

9 стр., 4306 слов

Человек как центральная проблема философии

... А. Гелена, Э. Ротхакера. 1. Проблема происхождения человека  Антропология и философия занимаются проблемой происхождения человека (антропогенез – это процесс происхождения человека). В решении данной проблемы можно выделить ... жизни, ее цель? Тысячи ответов дает на эти вопросы человек. Но в истории философии можно выделить два концептуально различных подхода к проблеме предназначенности ...

В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функ­циональные переходы, в которых на каком-то этапе разрознен­ная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к озарению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности.

5. Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного. Подробнее об этом в соответствующем разделе.

К сфере бессознательно — психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

  • Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
  • Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
    • Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.
    • В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
    • Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

В 14 параграфе первой главы третьей книги Топики Аристотель говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего — то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

6. Ценности, идеалы и святыни человека

Человек самим своим существованием выделен из мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоя­нии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?». Человека инте­ресует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для челове­ка, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференци­рует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реа­лизует ценностное отношение к миру.

Ценностью является для человека все, что имеет для него оп­ределенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оцен­ка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям лич­ности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно ус­тойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требу­ют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориен­тации приобретают характер норм, они определяют формы по­ведения членов данного общества. Ценностное отношение лич­ности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. В переводе с греческого «аксиос» озна­чает «ценность».

Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политиче­ские, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ста­вил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетво­рением чувственных наклонностей человека.

В мире ценностных ориентации человека непреходящее зна­чение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как ис­тинного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в ве­ру в результате целого ряда психологических актов. Философы в отличие от теологов традиционно уделяют значительное вни­мание соотношению сомнения и веры. Религиозная вера обыч­но рассматривается как непосредственный результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании.

Кант справедливо подчеркивал, что вера не сводится к дея­тельности разума, о ней нельзя дать отчет исключительно на язы­ке понятий. Вера — это эйдос. Вера есть некоторый смысл субъ­ективного ориентирования человека в его предрасположенности к действию. Итак, вера — один из наиболее значимых феноме­нов духовной жизни человека.

Вера — это тот мост, который связывает человека с миром. Это непременная характеристика личности, она требует веры в себя, веры, переходящей в уверенность в своих возможностях.

Вера как ценностный феномен имеет свои градации, на выс­шей ее отметке мы находим идеал. Идеал — это признающийся максимально целостным образ (эй­дос) желаемого будущего. Ясно, что содержание идеала зависит от жизненного опыта субъекта, степени его образованности, уровня культуры.

Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических и других представлений, которые могут быть пе­ресмотрены. Таким образом, идеалотворчество, если оно проводится не­достаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается в идолотворчество. Вместе с тем идеалотворчество — непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима развитая филосо­фия, современная философия.

7. Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых

После создания Ч.Дарвином эволюционной теории, со второй половины XIX в., полу­чила распространение трудовая теория происхождения че­ловека и общества. Согласно этой теории, труд, начав­шийся с изготовления простейших орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более умелой и свободной, наряду с рукой развивается мозг человека, возникают возможность и необходимость коммуникации и межличностных отношений. Таким образом, орудийная деятельность, речь и мышление, сплочение в общность становятся решающими факторами ста­новления человека.

Почему предки человека начали трудиться? Ведь живот­ные в природе не испытывают в этом никакой потребнос­ти и вполне способны поддерживать свое существование. Даже тогда, когда животные осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими гра­ниц животного мира.

Если выводить мышление из труда, а не труд из мыш­ления, у нас не будет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных к целеполагающим формам труда. Но поскольку труд возник, мы по­лучаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Речь идет о возникновении принципиально новой формы насле­дования, открывшей возможности становления человека. Животные в ряде случаев тоже осуществляют орудийную деятельность с элементами целеполагания. Однако этот опыт не аккумулируется, передача его от поколения к по­колению не происходит, развития животных не наблюда­ется. Существенной чертой антропосоциогенеза является то, что человек изготовляет орудия труда, а не только ис­пользует удобные природные предметы, и придает изго­товляемому орудию целесообразную форму. Эта форма сохраняет, аккумулирует способы деятельности с этими орудиями, и так осуществляется социальное наследование. Но из этого вытекает, что не мышление должно выво­диться из труда, а наоборот — труд из мышления.

Американский философ Л. Мамфорд критически про­анализировал трудовую теорию становления человека и предложил иную концепцию антропосоциогенеза. Он об­ращает внимание на важный факт: способность к изготов­лению орудий труда не требовала остроты ума и не создава­ла развитого черепно-мозгового аппарата у древних людей (судя по археологическим находкам черепов древних лю­дей).

И если бы уровня технических умений было доста­точно для определения активности интеллекта, то по срав­нению с бобрами и термитами, демонстрирующими технически сложные строительные способности, человек дол­гое время выглядел бы как неудачник. По мнению Мамфорда, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально об­ладал одним универсальным орудием — собственным те­лом, движимым умом, т. е. являлся самосовершенствую­щимся животным, использующим свой ум. Орудийная техника служила лишь вспомогательным средством в про­цессе самотрансформации, самопостроения человека.

7. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса

Примене­ние нового оружия массового уничтожения произвело громадное впечатление на все население планеты. Стало ясно, что произош­ла действительно революция в средствах воздействия человека на других людей и на окружающую его природную среду. Никогда ранее не было такого, чтобы человек был способен уничтожить самого себя и почти все живое на Земле, т. е. в глобальном мас­штабе.

Первая из глобальных проблем — проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Компьютерное моделирование по­казало, что если в возникшем ядерном конфликте будет исполь­зована только часть смертоносного потенциала атомного и водо­родного оружия, то и тогда на Земле наступит «ядерная зима», или «ядерная ночь». От совокупного действия радиации, взрывом и пожаров в воздух попадет огромное количество пылевых частиц, которые резко уменьшат попадание солнечных лучей на поверхность Земли и снизят температуру воздуха до такого уровня, что сделает­ся невозможным существование на Земле человека и большин­ства растительных и животных видов. Количество стран, имеющих или могущих стать обладателями ядерного оружия, неуклонно растет, и вместе с тем растет опасность термоядерной войны.

Вторая глобальная проблема, также возникшая в эпоху НТР, — экологическая. В наше время проблема отношения человека к природе при­влекает к себе пристальное внимание. Тому есть важные причины. Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и откры­ло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаи­модействии человека с природной средой его обитания прояв­ляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Име­ются в виду негативные аспекты современной НТР (прогресси­рующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изме­нение климата и т.д.), а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятель­ствами.

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием совре­менного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми происходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминается в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. В самом широком смысле слова экологический взгляд на мир предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

8. Человек – это

Человек — это космобиопсихосоциокультурное существо

9. Позитивизм – это

Позитивизм — это направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия./ П.В. Алексеев — М.: ЮНИТИ, 2004. – 534 с.
  2. Алексеев П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии/ П.В. Алексеев — М.: Дело и Сервис, 2005. – 367 с.
  3. Алексеева А.П. Философия в вопросах и ответах / А. П. Алексеев, Л.Е.Яковлева — М., 2005. – 385 с.
  4. Горелов А.А. Основы философии: Учебн. Пособие для студентов сред. проф. учебн. Заведений. – 2-е изд./ А.А. Горелов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  5. Губин В. Д. Философия. Учебник./ В.Д. Губин — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 324 с.
  6. Губин В.Д. Философия: Учебник. 2-е изд. / В.Д. Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. — М.: ТОН-Остожье, 2001.
  7. Кармин А.С, Бернацкий Г. Г. Философия: основные пробле­мы, идеи, концепции./ Кармин А.С. — СПб., 2003. – 256 с.
  8. Метрошенков О.А. Философия: Учебник / О.А. Метрошенков. — М.: Гардарики, 2004. — С. 589.