Психологическое сопровождение подростков в конфликтной ситуации со сверстниками

Оглавление

Введение…………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретический обзор педагогической и психологической

литературы по проблеме конфликтов во

взаимоотношениях подростков…………………………………….8

1.1 Общая характеристика конфликтов………………………… 8

1.2. Особенности конфликтов во взаимоотношениях

подростков…………………………………………………………..21

1.3. Пути разрешения конфликта во взаимоотношениях

подростков…………………………………………………………..34

Выводы………………………………………………………………45

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и разрешения

конфликтов во взаимоотношениях подростков ………………….47

2.1. Цель, задачи, организация и методы экспериментального

исследования………………………………………………………..47

2.2.Психологический анализ результатов исследования…………49

2.3. Опытно-экспериментальная работа по разрешению

конфликтов во взаимоотношениях подростков …………………. 57

2.4. Выявление эффективности проделанной работы 70

Выводы

Введение

Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Все это сказывается на уровне образования и, в первую очередь, воспитания детей. Подростки часто оказываются предоставлены сами себе – в школе, на улице, в молодежных неформальных группах. Нарушена связь между поколениями — семья и школа не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности. То же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда появился новый феномен: «подростковые разборки» — подростки сами не ведают, что творят!

Рассматривая проблему конфликтов, педагоги и психологи в первую очередь занимаются проблемой межпоколенных конфликтов. Они касаются взаимоотношений во время социализации, между подростками и родителями, подростками и школой и т. п., и значительно меньше внимания уделяется конфликтам во взаимоотношениях подростков между собой.[21]

Однако опытные педагоги и психологи знают, что неблагополучие в отношениях подростка с одноклассниками, практический разрыв деловых и личных взаимоотношений с ними могут иметь многосторонние отрицательные последствия не только в плане возникновения у подростка тяжелых переживаний, но и для формирования его личности в целом. Поэтому вопросы регуляции и разрешения конфликтов, связанных с нарушением межличностных взаимоотношений учащихся, всегда волнуют учителя и других специалистов образования.

18 стр., 8870 слов

Конфликты и пути их разрешения

... реше­ний и развитию взаимоотношении, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называютдеструктивными. 80% конфликтов возникает помимо желания ... Джона Мейсона осуществляет подготовку студентов по специальности «Менеджер по конфликтам». Практическим разрешением конфликтов занимается Институт Мира. В 1986 г., названном Международным годом ...

Чаще всего в педагогической практике педагоги сталкиваются с конфликтами подросток – подросток, ученик – ученик. Каждому человеку свойственно ошибаться, но не каждый может найти выход, из сложившейся ситуации. Труднее в таких случаях приходится детям, так как у них, в сравнении с взрослыми, в арсенале меньше моделей поведения.

В серьезные конфликты подростков, если о них становится известно, неизбежно вмешиваются взрослые. После действий, которые они принимают, чаще всего между детьми происходит формальное примирение. В действительности же результатом такого «примирения» бывает (становится) разрыв отношений между подростками. Они могут заниматься в одном классе, будет считаться, что помирились, но не общаться. Отношения не выстроены, нет диалога. В подобных ситуациях отношения между сторонами конфликта становятся еще более напряженными. Задача педагога в работе с такими случаями – создать условия, в которых подросток начнет думать сам, а не думать за него не принимать и не навязывать свое решение.

В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того, сколь успешно протекает этот процесс (воспитание духовных, нравственных ценностей), снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками.

Практические и теоретические исследования конфликтологии показали, что возникновение конфликта в межличностных взаимоотношениях — закономерная ситуация, и стремиться со стороны педагога к созданию «бесконфликтной» атмосферы — малоперспективное занятие, так как постоянное силовое подавление конфликтов ведет лишь к обострению противоречий, латентному (скрытому) протеканию конфликтной ситуации и мощному антагонистическому взрыву при наличии малейшего инцидента, а регулярное «задабривание» конфликтных подростков — к снижению дисциплины. Поэтому педагогу важно научиться не подавлять конфликты, а конструктивно их разрешить, когда дело обучения и воспитания только выигрывает.

Актуальность проблемы конфликта во взаимоотношениях подростков в школе обусловлена тем, что работа по разрешению конфликтов в образовательных учреждениях проходит не на должном уровне. Педагоги, классные руководители в основном имеют отвлеченное представление о методах работы с конфликтами в различных системах взаимоотношений, как в качестве участника, так и в качестве посредника и нуждаются в дополнительных знаниях и подготовке к разрешению конфликтов. Недаром в современную британскую систему стандартов компетентности педагога входят такие функции, как «выявлять и улаживать межличностные конфликты», а в основные сферы их деятельности входят «социально-психологические отношения», «социальный климат в группе», что предполагает знание закономерностей общения и эффективной коммуникации, основ конфликтологии, методов борьбы со стрессом и владение соответствующими инструментальными навыками [39].

В нашей стране уже накоплен немалый опыт по изучению конфликтов в подростковой среде, в первую очередь, при рассмотрении вариантов отклоняющегося поведения. За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике, профилактике и коррекции отклоняющегося поведения и, в частности, подростковых конфликтов. Этому посвящены работы Г.С.Абрамовой, М.А.Алемаскина, Ю.М.Антонян, С.А.Беличевой, В.М. Бехтерева, А.Д.Глоточкина, И.В.Дубровиной, В.В.Знакова, Е.Я.Иванова, К.Е.Игошева, Д.Д.Исаева, Д.Н.Исаева, А.Г.Ковалёва, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, Г.М.Миньковского, И.А.Невского, В.Ф.Пирожкова, К.К.Платонова, Г.М.Потанина, Д.И. Фельдштейна и др. Существует большое количество исследований в области педагогической конфликтологии, проведенных отечественными учеными. К ним относятся работы Г. М. Болтуновой, А. Я.Клементьевой, В. Н. Лозовцевой, Н. В. Поддубного, М.М.Рыбаковой, С. О. Савостьяновой и др. На сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов конфликтного поведения подростков достигнуты именно в психологической науке. Но в этой сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

3 стр., 1421 слов

сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

... работы с лицами девиантного поведения; 5. Анализ работы образовательного учреждения по проблеме девиантного поведения подростков. Объектом исследования ... девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, ... информации, тюремная романтика, неуспеваемость в школе, конфликт с одноклассниками, неприятие его в определенной ...

Особенно остро стоит вопрос коррекции конфликтного поведения в практике работы с подростками, т.к. данные о росте конфликтности в сфере подростковых взаимоотношений говорят о том, что чаще всего они остаются без квалифицированной помощи педагогов, родителей, педагогов, психологов, когда происходит формирование конфликтогенного поведения. Поэтому поиск путей психолого-педагогической профилактики и коррекции конфликтного поведения подростков в сфере их взаимоотношений важен для специалистов, работающих в школе. [8]

Проблема исследования заключается в попытке разрешения противоречия между актуальными потребностями школы в повышении эффективности обучения и воспитания подростков и наличием конфликтов между ними, что порождает межличностные столкновения и мешает продуктивной учебно-воспитательной работе.

Объект исследования: конфликты во взаимоотношениях подростков.

Предмет исследования: обоснование и проверка эффективности занятий, включающих комплекс упражнений, направленных на формирование навыков конструктивного поведения подростков в конфликте.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить влияние специально организованных занятий на урегулирование конфликтов в межличностных отношениях подростков.

Задачи:

1) Рассмотреть теоретические основы феномена «конфликт» и особенности конфликтов во взаимоотношениях подростков, проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) Экспериментально исследовать особенности конфликтов

во взаимоотношениях подростков в условиях коллектива класса.

3) Проверить на практике эффективность занятий по оптимизации поведения подростков в ситуациях конфликта.

Практическая значимость: экспериментально доказать эффективность коррекционных занятий с подростками по снижению уровня конфликтности.

Гипотеза исследования: что при условии организации целенаправленного воздействия, сосредоточенного на формирование навыков конструктивного поведения в конфликте и умения выбирать в нём оптимальную стратегию поведения, можно ожидать улучшения взаимоотношений подростков и снижения их уровня личной конфликтности.

12 стр., 5942 слов

Психокоррекция подростков девиантного поведения

... охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых. 3. Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм ... личности, а также их генезис. В практике работы с трудными подростками, в научных исследованиях, а также при диагностике состояний и свойств личности при психологической ...

База исследования: средняя общеобразовательная школа на базе детского санатория «Городец» Нижегородской области. В экспериментальную группу вошли подростки 14-15 лет, учащиеся 8 класса школы.

В исследовании использовались следующие методы:

— теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

— опрос, тестирование, социометрия;

— констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

— количественный и качественный анализ данных, их статистическая обработка.

Структура работы:

Введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, библиография, приложения.

Введение обосновывает актуальность исследуемой проблемы.

В теоретической части представлена общая характеристика конфликтов, приведены особенности конфликтов во взаимоотношениях подростков и рассматриваются различные пути коррекции конфликтного поведения подростков.

В практической части показан один из способов выявления конфликтности подростков, представлена опытно-эксперементальная работа по коррекции конфликтов во взаимоотношениях подростков, приведена работа по выявлению эффективности специально организованных занятий.

Заключение содержит обобщение материала дипломного исследования……………

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.– М.: ЮНИ-ТИ, 2002.-382 с.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск: Наука, 1989. – 210 с.

3. Аралова М.П. Коррекция личностного развития в подростковом возрасте: опыт интеграции в гештальттерапевтической работе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону, 1998. — 98 с.

4. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов в подростковой среде. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.

5. Безруких М. М. Я и другие, или правила поведения для всех. М., 1991. — 124 с.

6. Белланже Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.-294 с.

7. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л., 1992. – 234 с.

8. Боцманова М. Э., Захарова А. В. Подросток и его друзья. М., 1976. 144 с.

9. Вахромов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков // Прикладная психология и психоанализ. № 3. 2000, с 16-21

10. Вересов Е.Г., Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе, М., Изд-во Флинта, 1998, 112 с.

11. Витис Кариса Вилинас, Психологические механизмы мотивации человека, М., Изд-во МГУ, 1990.

12. Гилева В.Л. Восстановительный подход в разрешении конфликтов между подростками// Школьный психолог №24 1999 с.3

13. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. М.: Изд-во Триада X, 1999. 126 стр.

14.Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Тамбов, 2002. – 22 с.

15. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 456 с.

16. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов Л, 1977 стр.27

6 стр., 2896 слов

Конфликт как основная категория конфликтологии. Объект и предмет, ...

... человека. 12.Что является объектом изучения конфликтологии: А) Причины возникновения конфликта В) Закономерности возникновения конфликтов С) Конфликты D)Способы разрешения конфликтов 13. Что является предметом изучения конфликтов: А) Конфликты В) Общие закономерности развития ...

17. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование Л,1982 стр.118

18 Громова О.Н. Конфликтология. М.: ЭКСМО, 2000. – 288 с.

19 Григорьева Г.Е Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб, 1992.223с.

20. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Альфа-М, 2003. – 332 с.

21. Джонсон Д., Джонсон Р. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству лиц равных по статусу в начальной и средней школах: обзор исследований.// Социальный конфликт. №1 1997 64-68с.

22. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии . № 2 2001. С. 25—39.

23. Емельянов С.М.Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.

24. Зайцева А.К. Элективный курс психологии в школе Калуга. 1993. 145 стр.

25. Зеленков М.Ю. Социально-психологические проблемы конфликтов. – М.: МИИТ, 2003.-362 с.

26. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 26

27. Крылов В.И. Актуальные проблемы диагностики и систематики психических расстройств, связанных с чрезвычайными ситуациями. Война и психическое здоровье. СПб., 2002; с. 189–92.

28. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. М.: Экзамен, 2004.-359 с.

29. Килимашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ, 2004.-338 с.

30. Крэйг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000-992 с.

31. ЛевитовА.И., Психология характера, М., Просвещение, 1969, 424с.

32. Лозовцева Е.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками М Просвещение 2001- 24 с.

33. Лозоцева В. Н. Сверстник как образец для подростка // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 131 — 134.

34. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993.

35. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте М. Просвещение 1984 191 стр.

36. Мелибруда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения М, 1986 стр.2

37. Немов Р.С. Психология т. 3 М Владос 1997

30. Нечипоренко В.В. Психопатии молодого возраста (клиника, диагностика, военно-врачебная экспертиза).

Л., 1989.

38. Оливер Д. Как победить в переговорах. СПб.: Нева, 2003.-222 с.

39. Павлов И.В. Предупреждение отклоняющегося поведения и правонарушений школьников // Мир психологии. № 2. 1998, с. 12-17

40. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анал