Оглавление
Введение
Глава 1. Литературный обзор
.1 Психологические характеристики подростков
.2 Психологические характеристики педагогов
.3 Общая характеристика феномена субкультура
.4 Восприятие как психический процесс
Глава 2. Эмпирическое исследование
.1 Объект и методы исследования
.1.1 Объект исследования
.1.2 Методы исследования
.2 Эмпирическое исследование
.2.1 Обработка и анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность
Во все времена подростки пытались выделиться из общей массы посредством причесок и одежды, с тех пор таких попыток было огромное количество, некоторые группы подростков были схожи друг с другом, некоторые кардинально отличались. Эти небольшие группы объединялись в большие неформальные движения. Основой для этих движений могло быть практически что угодно, начиная от музыкальных предпочтений и заканчивая недовольством политическим строем.
Разумеется, большим группам людей сложно без определенных правил и тех людей, которые, как бы это грубо не звучало, будут управлять остальными. Так в этих группах появились определенные правила и даже идеология. Постепенно, эти движения удостоились звания подкультуры, то есть культуры в культуре. Поскольку эти движения зародились в Англии, то и слово для их обозначения выбрали из английского языка, на английском языке «подкультура» звучит как субкультура, то есть sub — под, culture — культура.
Итак, субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Субкультуры достаточно интересное явление и с точки зрения психологии, именно поэтому мы решили заняться изучением этого явления с акцентом на их психологические характеристики. Так как изучение субкультур — вещь достаточно распространенная, то наше исследование связано с восприятием учениками и учителями представителей субкультур.
Исходя из всего вышеизложенного, мы сформулировали объект и предмет нашей работы:
Цель данной работы: Исследовать особенности восприятия современными подростками и учителями представителей субкультур.
Социометрический метод исследования групп
... которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно ... нормативной оценки его. Т.е. референтная группа – это значимая для человека группа. Группа членства – это группа, членом которой является индивид. Группа членства может не являться для ...
Объект: восприятие современными подростками и учителями представителей субкультур.
Предмет: особенности восприятия современными подростками и учителями представителей субкультур.
Гипотеза:Восприятие современными подростками и учителями представителей субкультур различаются по эмоциональным и когнитивным параметрам.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
1. Анализ научной литературы по теме;
. Создание авторской методики адекватной цели исследования;
. Проведение практического исследования;
. Обработка и анализ результатов исследования;
. Оформление результатов исследования в электронный ресурс.
Методы исследования:анкетирование,контент-анализ.
Структура работы: исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы, приложения в количестве 4.
Во введении представлены актуальность работы, сформулированы цель и гипотеза, поставлены задачи, указаны методы исследования.
В первой главе проведен теоретический анализ литературы.
Во второй главе представлены объект и методы исследования, а также дано описание эмпирического исследования.
В заключении представлены выводы и перспективы данной работы.
Приложение 1 состоит из двух опросников для учителей и учеников.
Приложение 2 содержит опросник для учеников на основании фильма.
Приложение 3 содержит описание и скриншоты разработанного электронного ресурса.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основании выводов, сделанных в ходе работы, возможно создание элективных курсов с целью просвещения учащихся и учителей средних школ по вопросам современных молодежных субкультур, а также проведение тренингов, направленных на развитие толерантности по отношению к представителям субкультур.
Глава 1. Литературный обзор
.1 Психологические характеристики подростков
Начнем с общей характеристики подросткового возраста. Подростковый, или как его еще называют, пубертатный период, начинаясь в 11-12 лет и длясь, как правило, 3-4 года, является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку сопровождается резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны личности.
Прежде всего, кризис подросткового возраста, связан с изменением социальной ситуации развития ребёнка и сменой типа ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.
В подростковом возрасте происходит переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Пока же подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение новообразований в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. По сути, именно через ведущий тип деятельности происходит основное развитие личности на том или ином этапе жизни.
Организация экспериментального исследования самооценки детей ...
... факторов. Гипотеза исследования: адекватность самооценки детей старшего до-школьного возраста зависит от типа детско-родительских отношений, стиля педагогической деятельности и положения в коллективе сверстников. Для реализации ... старательный [4]. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и объясняют задание и предлагают на ней отметить фишками уровень развития у него указанных ...
Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками осуществляется становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, и этот момент особенно важен для нас, как для исследователей выбранной темы, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто снижается школьная мотивация, и, как следствие, страдает учебная деятельность. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители ограничивают детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и необходимо для полноценного психического развития ребенка.
Подростковый период ставит перед ребенком ряд важнейших личностных задач.
В рамках нашей темы мы считаем необходимым подробно осветить те линии развития подростка, которые связаны с прохождением кризиса идентичности и кризиса отделения от семьи и приобретения самостоятельности.
Кризис идентичности
Что касается первого кризиса, то можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру.
Внешне это проявляется в активном интересе к собственной персоне: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самим себе; общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; проявляют интерес к «вечным темам» — со знанием дела рассуждают о вопросах жизни и смерти, одиночества, смысла жизни; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей. Также самопознание выражается в том, что в этом возрасте дети проявляют недюжинный интерес к психологии, которая дает им возможность познать себя. Они охотно принимают участие в олимпиадах, проходят психологическое тестирование.
Другими словами подростки пытаются понять, почему совершают те или иные поступки, и, как следствие, пытаются понять свой внутренний мир. По этим же причинам ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критике. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.
Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять свое сходство с другими людьми и свое отличие от них — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие от других зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативное отношение к любым нормам и ценностям взрослых и даже их обесценивание.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. И именно поэтому подростки очень часто по примеру своих товарищей вступают в субкультуры, ища себе, таким образом, новых друзей и восполняют недостаток общения со сверстниками.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, ... деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не принимают ... деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, ...
Часто стимулом к вступлению в субкультуру является даже не интерес к ней как таковой, не понимание и разделение её мировоззрения, а стремление не отставать от референтной группы.
Можно со всей ответственностью утверждать, что если у ребёнка два-три друга являются членами некоей субкультуры, то сам он вскоре тоже станет её участником. Для подростков настолько важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе, что они готовы поступиться личными интересами. Вот почему исследователи считают подростков конформистами.
Поиск идентичности в подростковом возрасте напрямую связан с его интересом к субкультурам. Сообщество людей, имеющих внешне яркие, бросающиеся в глаза отличия от привычного мира, не может не привлекать подростков. Становясь представителем субкультуры, подросток получает возможность заявить о себе по-другому, нежели его привыкли воспринимать окружающие, обозначить свою инаковость. И, конечно же, «испытать» запас прочности окружающих взрослых — родителей и учителей.
Становится ясно, что подросток, как таковой, «предрасположен» к вхождению в субкультуру. И тому есть сразу несколько причин: потребность в общении, стремление не отставать от значимой группы, потребность в самопознании и поиск нового «Я» и, наконец, протест, вызов миру взрослых.
Нужно отметить, что некоторые зарубежные психологи вообще выделяют подростков как отдельную субкультуру, мотивируя это тем, что тинэйджеры имеют свои определенные правила общения, специфический язык, манеру одеваться и говорить. [15]
Другие специалисты говорят о специфической сепарации подростков и от мира взрослых, и от мира детей, и поэтому наверняка можно сказать, что все подростки отчасти относятся к представителям субкультур. [7]
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности
Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста — чувство взрослости.
Важно отметить, что чувство взрослости имеет сложную природу. Будучи новым психологическим самоощущением подросшего ребёнка, оно основано, скорее, на изменениях во внешности, ускоренным ростом и половым созреванием. Видя в зеркале свой новый физический облик, приближенный к взрослому, ребёнок отказывается признавать, что в его реальной жизни никаких перемен не произошло. Он по-прежнему ученик, живущий с родителями, зависимый от них и в финансовом, и в личностном плане.
Именно это противоречие, не важно, осознаётся оно подростком или нет, создаёт почву для многочисленных конфликтов, сопровождающих взросление.
Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы.
Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы.
Субкультура, как явление современного общества
... американских социологов определяет молодежные субкультуры как способ перехода из подросткового состояния во взрослое в современном индустриальном обществе. Считается, что подростки, прежде чем стать взрослыми, ... непременно должны повариться в этой субкультурной каше[2]. Субкультура (лат. sub — под ...
Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, ненужному риску, вплоть до криминальных действий.
Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни и имея в своем жизненном опыте ошибки, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек должен учиться не только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
Легко понять, что большинство требований, идущих со стороны родителей, в этот период вызывают бурный протест. Даже искренние попытки взрослых разобраться, достучаться до внутреннего мира подростка, как правило, только усугубляют и так неладно сложившуюся обстановку. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием, и, якобы, со знанием дела поговорит о социальных явлениях, ведь он уже чувствует и осознает себя как полноценный член общества.
Именно чувство взрослости подталкивает подростка ко взрослым, по его мнению, поступкам. Эти поступки могут нести как негативный или даже криминальный характер, так и более позитивный, безопасный.
Одним из безопасных поступков можно назвать вступление подростка в субкультуру, конечно, если это не деструктивная субкультура. Таким образом подросток пытается продемонстрировать взрослым свою состоятельность и зрелость, показать, что он сам в состоянии сделать выбор и нести ответственность за принятое решение.
В таком случае родители, как правило, провоцируют конфликт с ребенком, стараясь запретить ему принадлежать субкультуре, то есть, говоря грубым языком, оспаривают его выбор. Большинство родителей понимают под самостоятельностью нечто иное, чем вхождение в «какую-то странную группировку». Для родителей проявлением самостоятельного поведения со стороны своих детей является стремление заработать деньги, вовремя возвращаться домой, заботиться о младших братьях… Нам видится, что это не совсем правильная позиция.
Если следовать логике родителей, то самостоятельность ребенка подростка — это хорошо, но когда ребенок проявляет самостоятельность и вступает в субкультуру — это плохо. На наш взгляд, целесообразнее дать ребенку возможность этого выбора и не провоцировать конфликт, ведь еще древняя пословица говорит, что «запретный плод сладок». Возможно, что подросток, вступив в субкультуру, проверяет своих родителей и себя заодно и, наткнувшись, на противодействие, начинает делать все назло взрослым.
Похожую позицию в этом споре занимают учителя. Они также провоцируют конфликты с подростками, принадлежащими к определенным субкультурам, только в рамках учебного заведения, хотя зачастую эти разногласия выходят за рамки образовательного процесса.
Чтобы понять, в чём именно заключается несогласие между подростками и учителями по данной проблеме, обратимся к психологическим характеристикам педагогов.
.2 Психологические характеристики педагогов
Учитель, осуществляя связь времен и поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Учитель — одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка. Современный учитель — это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность.
Влияние субкультуры на личность подростка: в поисках методологии
... и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему "ядро культуры". Речь идет об ... нам понять, что любые диктуемые социумом ценности трактуются через призму личного восприятия индивида. В контексте рассматриваемого культурного феномена это имеет определяющее значение. Культурно- ...
А.А.Леонтьев писал: «Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися». [4]
Велика роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения и личности учителя является стиль. Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения учителя находит выражение его личность.
Оптимальный стиль общения создает в классе атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Такая атмосфера также способствует нормальному психологическому развитию учащихся. [4]
Учителя зачастую говорят, что учащиеся сами нарушают психологическую атмосферу всеми возможными способами, а если в классе есть представители субкультур, то в большинстве случаев подозрение падает именно на этих учащихся. Кажется, что именно они ведут себя грубо и вызывающе, по крайней мере, так выглядит на поверхности.
Такие дети чаще других нестандартно одеваются, а то и вовсе отказываются носить форму, общепринятую в данной школе; высказывают мнения, отличные от других, декларируют взгляды порой непонятные, неприятные, неприемлемые для остальных.
На самом же деле таким способом подростки проявляют свою индивидуальность. Зачастую дети наоборот начинают уходить в субкультуры после того, как атмосфера в классе нарушается.
Таким образом, учитель должен постоянно следить за изменениями в классе, возможно, если в классе появляется представитель субкультуры, провести беседу, узнать мотивы подростка и, исходя из этого, выстраивать дальнейшее общение с ним, а также способствовать нормальному общению его с другими учащимися этого класса.
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
психология подростковых субкультур.История возникновения субкультур ...
... «Общая самооценка». Гипотеза исследования. Вступление в субкультуры не влияет ни положения в обществе, ни статус. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в ... косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, ...
Кроме того, педагог должен любить и уважать подростков, общаться с ним как с равными. Тем, кто ненавидит молодых, постоянно критикует и отвергает все, что бы они не сделали, не должно быть места в школе.
Лучшие учителя понимают реальные проблемы и интересы молодежи. Они отдают себе отчет в том, что отношения преподавателя с учениками — это отношения равных людей, взрослого и взрослеющих, основанные на взаимном уважении, заботе, терпимости и дружелюбии. Учитель должен уметь общаться с подростками, с сочувствием относиться к их проблемам и потребностям. Педагоги играют огромную роль в развитии социальной зрелости подростков, и чем лучше отношения между ними — тем сильнее это влияние.
Большинство педагогов, работающих в школе, это люди зрелого возраста. Хотелось бы отметить, что для этого возраста (35-45 лет) характерны свои психологические особенности. Вкратце охарактеризуем те из них, которые интересны для нашего исследования.
Многие учителя в свои зрелые годы становятся реалистами, утрачивают юношеские иллюзии. Они знают, что мир не переделать, и вполне освоили науку принимать вещи такими, какие они есть. Другими словами, у учителей устойчива идентификация, и внутренняя, и внешняя, их жизненная позиция давно сложилась, поэтому учителя порой относятся настороженно ко всем подростковым идеалистическим мыслям и поискам. Часто не понимают их, ещё чаще не помнят о собственных «духовных метаниях».
К тому же взрослые склонны идеализировать прошлое и сравнивать его с настоящим. И с такой позиции ценности комсомольской молодежи, конечно же, проигрывают ценностям эмо или готов.
Некоторая возрастная ригидность иногда не позволяет педагогам «держать руку на пульсе», быть в курсе всех новомодных тенденций современности. Это касается одежды, музыки, современной литературы.
Это же относится и к субкультурам. Зачастую учителя очень слабо информированы о субкультурах, знания их ограничиваются сообщениями из «Новостей», поэтому, когда подростки вступают в субкультуру, учителя естественным образом чувствуют настороженность, воспринимают сей факт в штыки, не стараются понять мотивы подростка.
Не секрет также, что для тех, кто долгое время проработал в школе, характерна и некоторая доля авторитарности, стремлении настоять на своём мнении. Именно из этого вытекают и такие проблемы, как барьеры в общении, позволяющие учителям (безусловно, не всем!) наставать на своей правоте.
Таким образом, мы рискуем предположить, что учителя имеют не точные, возможно, стереотипные знания о современных субкультурах, что влечет за собой протест со стороны представителей субкультур.
.3 Общая характеристика феномена субкультура
Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
16 вопрос: Закономерности восприятия. Сравнительная характеристика ...
... возникновения ощущения является некоторое, в то время как в результате восприятия складывается образ. 17 вопрос: понятие о памяти. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные особенности ... события; находит различия между теми или иными вещами и рассуждениями; осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы; предполагает оптимальный вариант решения и последующих действий. ...
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультурами. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.
Субкультура — понятие многогранное, в науке существует несколько его трактовок. Остановимся на нескольких из них.
Субкультуру можно рассматривать как:
1. совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества. Например, субкультура уголовного сообщества;
2. особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами;
3. трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. К примеру, сейчас принято говорить о субкультуре чиновничества, учительской массы.
Как правило, говоря о субкультурах в широком, мы бы даже выразились — в традиционном смысле, подразумевают молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями; представителей таких движений иначе называют неформалами.
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал — это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я — личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.
Говоря по-научному, субкультура — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
Английский социолог М.Брейк считает, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений. Субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». [1]
Другое дело культура — массовое явление — присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и казаки или джинсы и хайратник.
Тема1 : Универсум профессиональной морали: некоторые вопросы ...
... объединяют комплекс общих идей. Аспекты этики: 1. Этика научного исследования: - выбор темы и методов исследования - вопрос рационального экономного использования средств - выполнение процедуры проверки полученных ... было исп в педагогичдеят. Древнегреч философы, кот занимались воспитанием детей известных людей того времени, вынуждены были разрабат принципы взаимоотн между воспитателем и ...
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свои способы.
В Советском Союзе было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир.
Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Однако, порой даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
С целью подытожить сказанное, ещё раз назовём основные характеристики молодежной субкультуры.
Ее главной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций.
В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.
Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.
Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.
.4 Восприятие как психический процесс
Среди психических процессов человека восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. [23]
Но это не означает, что восприятие — это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций, иначе говоря, результатом восприятия является целостный образ или представление о том или ином объекте, предмете, явлении.
Человеческое восприятие отличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира, а не только наличной ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты, которые в данный момент не отвечают никаким потребностям организма или личности. Психический образ создается «с запасом». Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается. Таким образом создается целостная перцептивная система человека.
В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности и является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Осмысленность — это свойство восприятия, позволяющее осознать и понять выделенный перцепцией объект.
Хотя процесс восприятия возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на органы чувств, получаемые в итоге образы, всегда имеют для человека смысловое значение. Благодаря пониманию сущности и назначения предмета становится возможным целенаправленное его использование, практическая деятельность с ним. Достигается осмысленность потому, что у человека восприятие тесно связано с мышлением.
В восприятии объединяются чувственное и логическое познание, ощущение и мышление. Смысловое содержание образа опирается на чувственное знание, исходит из него. В свою очередь чувственно-наглядное содержание образа уточняется благодаря осознанию значения воспринимаемого предмета.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
[24]
Наиболее интересными для изучения нашей проблемы являются как раз смысловое содержание и чувства, другими словами, когнитивный и эмоциональный аспекты восприятия.
Всё вышесказанное имеет непосредственное отношение к предмету нашего исследования.
Поскольку исследовать сам процесс восприятия не представляется возможным, мы попытались исследовать его отдельные аспекты — когнитивный и эмоциональный. Именно с этим и связана цель работы — исследовать особенности восприятия современными подростками и педагогами представителей субкультур.
Глава 2. Эмпирическое исследование
.1 Объект и методы исследования
Тема субкультур современному обществу знакома не понаслышке, современные подростки все чаще выбирают именно субкультуры как средство самовыражения. Кроме этого, таким образом они показывают то, что они уже взрослые и вольны сами выбирать свое будущее, род занятий, референтную группу и какие бы то ни было идеалы. Именно потому, что сейчас данная проблема актуальна как в рамках семьи и школы, так и в рамках всего современного общества, мы решили проводить исследование в содержании данной проблемы.
.1.1 Объект исследования
Объект исследования — восприятие современными подростками и педагогами представителей субкультур.
Предмет исследования — особенности восприятий современными подростками и педагогами представителей субкультур.
Цель исследования — исследовать особенности восприятий современными подростками и педагогами представителей субкультур.
Задачи:
. Анализ научной литературы по теме;
. Создание авторской методики адекватной цели исследования;
. Проведение практического исследования;
. Обработка и анализ результатов исследования;
. Оформление результатов исследования в электронный ресурс.
Для проведения исследования было привлечено 74 ученика из двух школ и педагоги из этих и других школ как города Красноярска (Школа №145, Лицей №11, Гимназия №13)так из Тесеевского района.
2.1.2 Методы исследования
Сбор информации для проведения психологического исследования этой проблемы нами был выбран метод анкетирование, который относится к не экспериментальным методам исследования. Анкетирование было выбрано нами потому, что в подростковом возрасте уровень рефлексии у человека уже достаточно развит для того, чтобы сказать, какова у него была мотивация для совершения того или иного поступка.
К тому же участие в различных научных исследованиях для подростка — очень увлекательное занятие, так как он осознает свою значимость для науки и общества и с удовольствием отвечает на вопросы.
Для полноты исследования мы решили провести опрос и среди учителей, чтоб выявить наиболее полную картину по данному вопросу. Для обработки опросников был выбран метод контент-анализа, поскольку он наиболее адекватен цели исследования.
Помимо этого, для того чтобы наиболее полно выявить эмоциональное отношение подростков к субкультурам мы решили воспользоваться еще одним методом — просмотр документального фильма. Этот метод также подразумевал под собой использование опросника, в котором опрашиваемые выражали свое эмоциональное состояние и отношение к представителям той или иной субкультуры до просмотра фильма и после. Итак, теперь поговорим более конкретно о каждом из методов.
Метод анкетирования
Метод анкетирования относится по классификации к не экспериментальным методам. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
· это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;
· это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;
· это анкеты — шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
. уверено да;
. больше да, чем нет;
. не уверен, не знаю;
. больше нет, чем да;
. уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более, косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Для проведения анкетирования мы попытались найти уже готовый опросник, но так как наши попытки не увенчались успехом, решили создать авторский опросник, образец которого прилагается в Приложении 1.
Большинство вопросов подразумевали под собой развернутые ответы опрашиваемых. Большая часть вопросов предполагала, что ответы будут содержать какую-либо позицию человека в данном вопросе, что и было выявлено в процессе обработки опросников.
Перед непосредственной раздачей опросного материала с каждой группой учащихся и с каждым учителем была проведена небольшая беседа, в которой говорилось о сути исследования и о том, что собственно требуется от опрашиваемых. Для учителей и учащихся были разработаны отдельные опросники, но все же костяк вопросов был одинаковым. Вопросы были разделены на несколько групп:
· вопросы о фактических знаниях о различных субкультурах,
· вопросы на принадлежность к субкультурам,
· вопросы на отношение к тем или иным субкультурам,
· вопросы, предполагающие возможный выбор определенной субкультуры опрашиваемым.
Правила составления анкет
· Такие правила достаточно полно разработаны, прежде всего, социологией, где анкетирование стоит в одном ряду с такими важнейшими методами сбора информации, как опрос, интервью, изучение документов. При составлении анкеты исключительно важно помнить о том, что опрашиваемый даст ответы только в том случае, когда будет уверен, что у авторов ее достаточно серьезные намерения. Чтобы убедить в этом читателя, в любую анкету включают небольшой раздел — вступление (обращение составителей к опрашиваемому), содержание которого определяет вопросы анкеты как имеющие важное значение для решения какого-либо социального вопроса. Как правило, в таком вступлении сообщается о намерении ее составителя, объясняются задачи, ради которых проводится анкетирование, указывается, кому адресована анкета, какие данные хотят получить с ее помощью, а порой описывается предыстория той проблемы, которой посвящено анкетирование.
· При формулировке вопросов надо избежать достаточно распространенной ошибки: не стоит смешивать несколько мыслей в одном вопросе. Правильно будет каждой отдельной мысли посвятить свой вопрос. В противном случае, может последовать ответ лишь на какую-то часть вопроса, что снижает ценность получаемой информации.
· Вопросы должны быть соразмерны восприятию аудитории. Прежде всего они не должны быть слишком сложными. Но они не должны быть и примитивными. По наблюдениям психологов, излишняя легкость вопросов может отпугнуть своей «несерьезностью» хорошо подготовленную, эрудированную аудиторию. Именно поэтому формулировке вопросов должна предшествовать необходимая работа по изучению характера аудитории, уточнению уровня ее знаний, лексической подготовленности. Вопросы не должны содержать не известных читателю терминов, имен, названий. Кроме того, они должны вызывать у него такую же интерпретацию, как и у составителей анкеты. И если при составлении анкеты используются понятия, определения, которые могут вызвать разночтения, то их следует уточнить, чтобы было ясно, что имеется в виду в конкретном случае.
· При распределении вопросов в анкете необходимо помнить о том, чтобы первые из них были несложными и интересными, не ставящими читателя перед необходимостью сразу продемонстрировать свой интеллект или затратить много времени на обдумывание. Если характер вопросов не удовлетворит опрашиваемого, то он может отложить анкету в сторону. Это чаще всего происходит в первый момент, когда еще не возникло желание сотрудничать с составителями анкеты в решении интересующей их проблемы.
· После того, как анкетируемый увлечется ответами на простые вопросы, можно предложить ему и более сложные. При таком расположении можно надеяться на то, что будут даны ответы на все вопросы.
При анкетировании используются вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используют как предварительные, то есть задаются для того, чтобы отделить тех, кто действительно обладает информацией, интересующей журналиста, от тех, кто ею не обладает. Например, прежде, чем выяснять отношение опрашиваемого к какому-то спектаклю, предварительно можно установить, а смотрел ли данный человек этот спектакль.
Метод контент-анализа
В качестве метода исследования особенностей представлений современных подростков и учителей на материалах анкетирования нами был выбран метод контент-анализа.
Контент-анализ (англ. Content analysis; от Content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в качественные и количественные характеристики. Различается качественный и количественный контент-анализ.
Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
Количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио — и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ начал использоваться в социальных науках, начиная с 30-х годов ХХ века в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами Х. Лассуэлом и Б. Берелсоном. Х. Лассуэл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Он модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 1950-х годов).
Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях, в том числе в психологии. В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:
. Выявление смысловых единиц контент-анализа (единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования), которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц. Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др.
Среди достоинств контент-анализа следует отметить его гибкость. Автор исследования может самостоятельно выбирать и выделять критерии анализа, соотнося их с предметом и целью исследования.
Выбранные методы должны подтвердить нашу гипотезу о том, что восприятие современными подростками и учителями представителей субкультур различаются по когнитивному и эмоциональному параметрам.
.2 Эмпирическое исследование
восприятие подросток учитель субкультура
В ходе проведения исследования нами были опрошены учащиеся 2 школ в возрасте от 11 до 15 лет: школы №145 и гимназии №11. Всего было опрошено 74 ребенка, 49 — в одной школе и 25 — в другой, и 22 учителя из разных школ города Красноярска и села Тасеево.
Количество учителей обусловлено тем, что численное соотношение учеников одной параллели и учителей в школе примерно равно 70:20.
Начнем с описания опросников, собранных у детей. Для полноты картины мы решили обрабатывать опросники с разных школ вместе.
Итак, в процессе работы с опросниками у нас получились следующие результаты:
· Представители субкультуры эмо или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 7 человек;
· Представители субкультуры готов или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 5 человек;
· Представители субкультуры панков или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 3 человек;
· Представители субкультуры паркур или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 1 человек;
· Представители субкультуры анимэ или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 3 человека;
· Представители субкультуры неформалов или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 2 человека;
· Представители субкультуры райдеров или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 1 человек;
· Представители субкультуры рокеров или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 1 человек;
· Представители субкультуры раста или те, кто хотел бы примкнуть к этой субкультуре — 1 человек;
· Подростки, которые определенно не примкнули бы ни к одной из известных им субкультур — 26 человек;
· Подростки, которые не проявили должного отношения к опросу — 25 человека.
Путем несложных математических вычислений можно увидеть то, что количество опрошенных не совпадает с той цифрой, которая получается в результате сложения всех ответов. Дело в том, что один из учеников Гимназии не определился, к какой субкультуре он бы примкнул, поэтому его ответ находится сразу в двух колонках (райдеры и рокеры).
Таким образом, мы видим, что лишь 24 подростка имеют отношение к субкультурам. Причём половина из них, то есть 12 человек, просто при возможности выбора примкнули бы к какой-либо субкультуре.
Получив подобные сведения, мы были удивлены, поскольку, приступая к исследованию, были уверены, что число представителей субкультур среди современных подростков велико.
Всех опрошенных мы решили разделить на 3 группы.
Определяющим критерием для этого явились фактические знания о субкультурах, которые испытуемые показали, заполняя предложенные опросники. Именно они позволили нам дать условные названия выделенным группам.
Однако изучая литературу по теме, мы не нашли в источниках никаких подходящих терминов, которыми могли бы назвать, обозначить выделенные нами группы. И мы взяли на себя смелость предложить собственные названия, отражая в них определенные особенности той или иной группы.
Итак, мы обозначили их — «Продвинутые», «Информированные» и «Невключенные».
К «Продвинутым» мы отнесли тех подростков, чьи фактические знания и представления о субкультурах выглядят наиболее полными и убедительными. Кроме этого, эти опрошенные достаточно хорошо знают идеологию некоторых субкультур. И, что показалось нам заслуживающим уважения, они объясняют мотивы вступления подростков в субкультуры, что и послужило основополагающим фактором выделения этих опрошенных в отдельную группу.
К «Информированным» отнесли тех, кто знает о субкультурах только какие-то поверхностные вещи, и знания эти в основном стереотипны. Также в эту группу вошли подростки, чьи ответы были достаточно полными, но на вопросы о сущности субкультур и их идеологии должных ответов не было дано.
А в третью группу «Невключенные» вошли подростки, которые знают о субкультурах меньше всех и, как следствие, их представления о субкультурах скудны и отрывисты. Также в эту группу вошли те подростки, чьи ответы содержали нецензурную брань, неприкрытую агрессию и отвращение к субкультурам, и те ребята, которые либо пропускали вопросы и не отвечали на них либо писали ответы типа «это не я», «ко мне это не относится», «я таким не буду».
Из 74 опрошенных подростков у нас получились следующие результаты:
Продвинутые — 4 человека;
Информированные — 11 человек;
Невключенные — 59 человек.
Легко заметить, что подавляющее большинство опрошенных относится к третье группе, которая меньше всех осведомлена о современных субкультурах и проявляет по отношению к ним агрессию и пренебрежение.
Сей факт снова вызвал у нас, как исследователей, большое удивление, хотя он вполне соотносится с результатами о числе подростков — непосредственных представителях субкультурных сообществ, полученными ранее.
Так же мы заметили, что число участников субкультур (12 человек) весьма разнится с числом «Продвинутых» подростков (4 человека).
Это даёт нам все основания предполагать, что даже среди членов субкультур очень немного тех, кто действительно разбирается в идеологии, понимает мотивы вступления в субкультурные сообщества. А не просто копирует поведение и носит одежду соответствующих цветов.
Более подробно данный факт мы объясним далее.
Перейдем непосредственно к описанию каждой из групп и описанию выявленных нами особенностей и закономерностей.
Учитывая то, что мы объединили результаты с разных школ, мы решили и здесь считать результаты вместе.
Опросник, составленный нами, относится к группе нестандартизированных, что позволяет испытуемым давать развёрнутые ответы на предложенные вопросы. А это, в свою очередь, позволило нам обработать полученные результаты методомконтент-анализа.
За единицу анализа мы взяли такую качественную характеристику как фактические знания о субкультурах, которые выражаются в словах и предложениях, из которых становится понятно о представлении подростков о субкультурах.
Для удобства восприятия мы оформили результаты обработки опросников в таблицу.
Группа |
Единица анализа (фактические знания о субкультурах). |
Примеры из текста ответов на вопросы |
Продвинутые |
Достоверные и глубокие знания о всех субкультурах, понимание идеологии и выбора атрибутики и одежды у определенной субкультуры, сдержанное эмоциональное отношение (в основном — принятие и уважение). |
«настоящие эмо не плачут по пустякам», «скинхеды протестуют против существующей политики», «быть готом — вовсе не значит быть мрачным», «атрибутика и одежда связана с идеологией субкультуры», «готы и эмо — это субкультуры, которые в последнее время очень сильно поддались влиянию стереотипов», «скинхеды — одна из самых агрессивных субкультур, им присущ расизм», «субкультура — это выбор взгляда на жизнь», «многие считают, что готы ходят по кладбищам, это ошибочное мнение», «скинхеды питают неприязнь еще и к другим субкультурам, например, эмо», «панки протестуют против общепринятых в обществе правил и создают свои», «эмо зачастую сами выдумывают себе проблемы», «субкультура проявляется больше внутри, чем снаружи, во взглядах на жизнь, в поведении», «субкультура — это выделение себя видом и мировоззрением», «эмо выделяются своим сентиментальным поведением и ярким внешним видом», «панки стремятся к свободе и независимости», «все субкультуры выражают себя по разному», «показать индивидуальность можно разными способами», «человек хочет показать свое истинное «Я», «это изменяет мое мировоззрение», «это дает мне путь к самовыражению», «родители боятся, что их ребенок меняется», «взрослые хотят, чтоб их дети выглядели и поступали так, как им угодно» |
Информированные |
Фактические знания неплохие, но основаны они исключительно на стереотипах |
«готы любят смерть», «эмо любят плакать», «панки слушают рок и носят ирокез», «быть готом — ходить на кладбища, носить черную одежду», скинхеды ходят лысыми и бьют людей других национальностей», «быть эмо — значит быть всегда грустным, резать вены, издеваться над лицом, прицепляя всякие кольца и туннели», «быть готом — значит считать, что смерть — не конец, а только начало», «эмо ненавидят жизнь», «быть панком — ничего не бояться, потому, что у них есть братки», «готы слушают тяжелый рок и носят черные кресты» |
Невключенные |
Знания о субкультурах отрывисты или же совершенно неверные |
«эмо постоянно плачут», «скинхеды — фашисты», «панки не моются», «панки прокалывают части тела, чтобы вставить серьгу», «эмо — просто накрашенные люди», «эмо — это те, кто плачут и носят челку набок», «скинхеды лысые», «быть скинхедом — значит получать от кавказцев», «эмо кончают жизнь самоубийством от несчастной любви», «панки — очень миролюбивые люди», «быть готом — значит радоваться дьяволу и всякой нечисти», «панки и скинхеды носят берцы» |
В примерах из текста у «Продвинутых» мы также отметили фразы, которые дети добавили самостоятельно, помимо заданных вопросов. Это в основном рассуждения о причинах вхождения подростков в субкультуры, о том, что субкультуры участвуют, хоть и косвенно, в формировании мировоззрения подростков. Также представители этой группы выдвинули предположения, объясняющие причины неприязни к субкультурам со стороны взрослых (родителей и учителей).
Интересной особенностью первой группы является то, что все ее представители — девочки. Очевидно, что девочки больше проявляют интерес к субкультурам, нежели мальчики.
Возможно, это связано с тем, что девочки эмоционально более терпимо относятся к представителям субкультур. Девочки и в других группах более полно и развернуто отвечали на вопросы, в их ответах отсутствовала агрессия, что также подтверждает наше предположение о терпимости и интересе.
Говоря об этой группе, не можем не отметить еще и тот факт, что среди «Продвинутых» оказалась только одна!! представительница субкультур.
Это говорит о том, что далеко не все подростки, находясь в субкультуре, знают, с чем связан выбор тех или иных атрибутов в субкультуре, знают об идеологии и философии субкультуры.
Также можно отметить и то, что мало подростков вообще знают о субкультурах что-то большее, чем-то, что диктуют современные стереотипы.
Во второй группе мы тоже заметили несколько закономерностей.
Сюда относятся все остальные одиннадцать представители субкультур и те двенадцать человек, кто присоединился бы к ним при возможности выбора.
Вновь получается, что современные подростки стереотипно относятся к субкультурам и выражают свою принадлежность к ним либо посредством одежды и атрибутов, либо высказывают примитивное одобрение. Говорят, что определенная субкультура им просто «нравится» или «не нравится».
Кроме этого мы заметили то, что почти все представители субкультур высказываются положительно только о своей субкультуре, а об остальных субкультурах говорят с пренебрежением и порой даже агрессивно.
При детальном разговоре выясняется, что агрессия и негативное отношение связано с тем, что опрошенным просто, например, не нравится розовый цвет или лысина, то есть это отношение вновь связано с внешними проявлениями той или иной субкультуры, а не с их взглядами и идеологией.
В третьей группе нами были также выявлен ряд особенностей.
Во-первых, в этой группе достаточно много опрошенных проявили явную агрессию по отношению к субкультурам, во-вторых, многие из опрошенных либо не захотели отвечать на вопросы (ответы типа «не знаю», «ко мне это не относится»), либо отвечали достаточно скупо и отрывисто («эмо — девочки-припевочки», «выбор одежды связан с тупыми мозгами», «они все — дуры»).
Кроме этого достаточно большое количество опросников содержали либо пустые ответы, либо ответы типа «хз» и т.п., то есть содержали нецензурную брань.
Подавляющее большинство опрошенных из данной группы — мальчики.
Попытки поговорить с ними отдельно, задать наводящие или уточняющие вопросы, результатов не принесли. Подростки отвечать отказались, реагировали иронично, молчали или грубили.
После завершения работы с первой частью опросников хотим сказать о тех выводах, которые мы сделали в процессе обработки:
· Большинство подростков знают о субкультурах только незначительные, часто стереотипизированные факты;
· Представители субкультур также обладают незначительными фактическими знаниями;
· Подростки в большинстве своем относятся к субкультурам пренебрежительно;
· Девочки более терпимо относятся к представителям субкультур и проявляют к ним больший интерес, нежели мальчики;
Для начала отметим тот факт, что многие учителя, которых мы просили ответить на вопросы, отказались принимать участие в исследовании, сославшись на различные причины, поэтому нам пришлось проводить опрос в нескольких школах.
При обработке опросников мы также стремились разбить опрошенных на 3 группы, на которые мы распределили подростков.
При этом данные, полученные нами, вызвали большое удивление.
После обработки результатов опроса методом контент-анализа у нас получились следующие результаты:
Продвинутые — 0 человек;
Информированные — 4 человека;
Невключенные — 18 человек.
При обработке результатов мы использовали те же критерии отбора в группы, какие использовали при обработке подростковых опросников.
Интересен тот факт, что большинство учителей, также как и подростки, оказались в последней группе, и достаточно большое количество учителей разных возрастов проявляют явную агрессию по отношению к представителям субкультур.
За единицу анализа мы, как и в первом случае, взяли такую качественную характеристику как фактические знания о субкультурах, которые выражаются в словах и выражениях, из которых становится понятно о представлении учителей о субкультурах.
Для удобства восприятия мы оформили результаты обработки опросников в таблицу.
Группа |
Единица анализа (фактические знания о субкультурах). |
Примеры из текста ответов на вопросы |
Информированные |
Фактические знания неплохие, но основаны они исключительно на стереотипах |
«субкультура — культура, которая характеризует отдельные общности, отличающиеся своими традициями и языком», «готы — молодежная субкультура, имеющая мрачный имидж, интересующаяся мистикой, фильмами ужасов», «главное правило эмо — выражать эмоции, быть ранимым и депрессивным человеком», «быть панком — критически относится к обществу, политике», «скинхеды выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы», «субкультура — группа людей, объединенных общей идеологией», «готы одеваются в черное, поклоняются загробному миру и всему, что с ним связано», «эмо — это люди с повышенной эмоциональностью», «скинхеды — жестокие люди, пропагандирующие фашизм», «выбор одежды и атрибутики в субкультуре связан со стремлением выделится, быть непохожими на остальных, с ее идеологией», «готы верят в мистику, используют мрачный макияж», «панки грязные, любят музыку и пьют пиво», «субкультура — сообщество никому не нужных подростков, они сами себя поддерживают и понимают», «готы читают, знают и молятся о смерти», «эмо наряжаются и закрывают лицо челкой», «панк — в переводе «свинья», они протестанты», «быть панком — шокировать людей, делать ирокез, носить драные джинсы» |
Невключенные |
Знания о субкультурах отрывисты или же знания совершенно неверные |
«субкультура — это правила, традиции и язык определенной группы людей», «быть скинхедом — быть нацистом», «быть готом — быть страшным, неопрятным, свернутым на роке и ужасах», «эмо — молодежная субкультура основанная на эмоциях», «быть скинхедом — считать свою нацию превыше других», «у панков прически «ежиком», «скинхеды ненавидят выходцев с южных республик», «у панков много пирсингов», «скинхеды — фанаты футбола», «эмо любят черный и розовый цвета», «готы воспевают смерть, жизнь после смерти, конец света, вампиризм», «у скинхедов преобладает в одежде свастика», «эмо очень похожи на готов», «панки живут на улице», «быть эмо — встречаться с друзьями в подъездах», «эмо присуща эмоциональная окраска жизни вплоть до самоубийства», «скинхеды — люди, не знающие как их предки боролись за свою страну, считают, что обрить голову достаточно, чтоб спасти свою страну, это наигранная крутость с тупым следованием моде», «скинхеды — мирные люди, негативный образ которых создали СМИ», «панки — балбесы» |
Интересной особенностью группы «Информированные» является то, что в отличие от подростков из этой группы, учителя пытались объяснить причины вхождение ребенка в субкультуру, но дело в том, что в опроснике для учителей это вопрос стоял прямо, поэтому наличие ответа учитывалось меньше чем в подростковых опросниках. На самом деле уровень фактических знаний у всех учителей очень не велик, но на фоне остальных эта группа выделилась тем, что ответила на вопросы обо всех субкультурах в той или иной степени правильно.
У группы «Невключенные» мы тоже выявили несколько закономерностей. Многие представители этой группы отвечали на вопросы о субкультурах простыми прочерками или ответами типа «не знаю», кроме того, у некоторых представителей представления о субкультурах абсолютно не соответствуют действительности. Агрессия и пренебрежительное отношение также присутствовали в ответах учителей, это такие ответы как, например, «расстрелять, убить их всех, чтоб их больше не было» или «представители субкультур — это люди с неустойчивой слабой (ненормальной) психикой, душевными расстройствами». Нас очень сильно поразило наличие таких ответов от учителей, которые работают в школах и по определению должны проявлять толерантность. Возможно, наличие прочерков говорит о нежелании проходить опрос, но присутствие явной неприкрытой агрессии заставило нас задуматься об этой проблеме.
После проведения обработки опросников методом контент-анализа мы перешли к, собственно, самому сравнению особенностей восприятия представителей субкультур подростками и учителями.
Мы начали с того, что провели аналогию между соотношениями количества опрошенных в группах, и получили следующие результаты:
Подростки:
· Продвинутые — 5, 5% от общего числа опрошенных учеников;
· Информированные — 24, 2%;
· Невключенные — 70, 3%.
Учителя:
· Продвинутые — 0%;
· Информированные — 18, 2%;
· Невключенные — 89, 8% от общего числа опрошенных учителей.
Если приглядеться, то цифры не так уж и сильно расходятся, что говорит о том, что современные подростки и учителя в большинстве своем имеют очень скудное представление о субкультурах, и, если говорить о сравнении особенностей восприятия представителей субкультур, то в когнитивном плане они не очень расходятся, но расхождения, безусловно, есть. И учителя и сами подростки обладают слабыми знаниями о субкультурах, и эти знания основаны, как правило, на стереотипах.
Таким образом, мы сравнили когнитивный параметр восприятия подростками и учителями представителей субкультур. Различия в фактических знаниях достаточно сложно выделить, различия только в том, что учащиеся более полно и осознанно отвечают на вопросы о мотивах вхождения подростков в субкультуры. В основном и по количественным характеристикам, и по качественным восприятия подростков и учителей сходны и о каких-то кардинальных различиях мы не можем сказать.
То же самое можно сказать и об эмоциональной окраске восприятия: и у той и у другой группы превалирующее число опрошенных проявляют к представителям субкультур пренебрежительное отношение и во многих случаях явную агрессию. Это говорит о том, что по когнитивным и эмоциональным параметрам восприятия подростками и учителями представителей субкультур сходны и можно смело говорить о том, что наша гипотеза не подтвердилась.
После того как мы обнаружили, что фактические знания подростков о представителях субкультур достаточно скудны и отношение к ним в большинстве случаев негативное, мы решили воспользоваться еще одним методом.
Мы предложили ученикам посмотреть документальный фильм о субкультурах производства телеканала «Афонтово», который называется «Разные», и пройти еще один небольшой опрос сначала до просмотра фильма и затем после. Для проведения опроса мы не нашли никаких готовых анкет, поэтому также составили авторский опросник, пример его находится в приложениях.
Просмотр фильма осуществлялся в лицее №11 вместе с учениками двух 6 классов.
После просмотра фильма и сбора опросников мы приступили к обработке. Методом обработки также был выбран метод контент-анализа. В качестве единицы анализа мы выбрали количественные характеристики, которые выражали те или иные чувства и знания опрошенных. Для начала мы посчитали количество опрошенных, которые испытывали те или иные чувства во время проведения опроса, и у нас получились следующие результаты:
Интерес — 20 человек (из них 8 человек испытывали ярко выраженное чувство);
Радость — 11 человек (из них 3 — испытывали ярко выраженное чувство);
Удивление — 14 человек (из них 10 — испытывали ярко выраженное чувство);
Отвращение — 24 человека (из них 13 — испытывали ярко выраженное чувство);
Презрение — 19 человек (из них 5 — испытывали ярко выраженное чувство);
Страх — 3 человека (из них 1 — испытывал ярко выраженное чувство).
Обработка результатов второго опроса, проведенного после просмотра фильма, дала следующие результаты:
Интерес — 24 человека (из них 11 человек испытывали ярко выраженное чувство);
Радость — 13 человек (из них 6 — испытывали ярко выраженное чувство);
Удивление — 18 человек (из них 14 — испытывали ярко выраженное чувство);
Отвращение — 18 человека (из них 9 — испытывали ярко выраженное чувство);
Презрение — 14 человек (из них 5 — испытывали ярко выраженное чувство);
Страх — 2 человека (из них никто не испытывал ярко выраженное чувство).
Данные результаты говорят о том, что большинство опрошенных испытывали интерес по отношению к опроснику и просмотру фильма, также большая часть подростков испытывала такое чувство как удивление, в особенности после просмотра фильма, это говорит о том, что фильм в некотором роде удивил опрошенных.
Помимо положительных чувств подростки испытывали по отношению к фильму и опросу и негативные чувства. Возможно, это связано с нежеланием отвечать на вопросы и негативным отношением к представителям субкультур.
Помимо этого мы обратили внимание на то, как изменилось отношение учащихся к представителям субкультур после просмотра фильма.
Интересным фактом является то, что у некоторых опрошенных (6 человек) отношение к субкультурам после просмотра фильма ухудшилось. Но в большинстве случаев (16 человек) отношение к субкультурам улучшилось после просмотра фильма.
Кроме отношения мы еще обратили внимание на то, какими знаниями о субкультурах обладают учащиеся. Мы выявили то, что до просмотра фильма у большинства подростков (17 человек) фактические знания были слабыми, а после просмотра фильма это число снизилось до 4 человек, то есть фактические знания о субкультурах у опрошенных улучшились.
Таким образом, мы можем сказать, что произошло некоторое, незначительное улучшение эмоционального восприятия подростами представителей субкультур и также изменился уровень знаний подростков о субкультурах.
Обобщая эмпирическую часть, хотелось бы еще раз отметить, что большая часть опрошенных из обеих групп практически ничего не знает о субкультурах либо их знания основаны на стереотипах и, ко всему прочему, негативно, порой даже враждебно к ним относится. Также это подтвердилось исходя из результатов второго опроса, достаточно большая группа опрошенных подростков испытывает чувство отвращения и презрения по отношению к представителям субкультур. Просмотром фильма мы в некотором роде изменили представление и отношение подростков к представителям субкультур.
Заключение
В современном обществе субкультуры уже стали неотъемлемой его частью, поэтому тема субкультур достаточно актуальна для проведения исследований. Мнение общества по этому поводу категорично, большинство людей продолжают с опаской относится к представителям субкультур, так как знает очень немного о самих субкультурах. Это связано с одной стороны с тем, что взрослое поколение боится новизны этих движений, а с другой стороны с тем, что сами представители субкультур ведут достаточно обособленный образ жизни и не особо распространяются о своей идеологии.
Этот факт определил выбор темы данного исследования.
Мы провели качественный и количественный контент-анализ материалов, собранных методом анкетирования у подростков и учителей школ.
На основе этих результатов нам удалось выявить некоторые закономерности восприятий учащихся и учителей, и мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась, то есть восприятия подростками и учителями представителей субкультур в большинстве своем сходны и по когнитивным и по эмоциональным параметрам.
Большинство опрошенных из обеих групп относятся к представителям субкультур негативно и даже проявляют неприкрытую агрессию, к тому же около 75% процентов всех опрошенных не знают о субкультурах практически ничего, в противном случае их знания сугубо стереотипны.
Данный факт дает нам перспективу для дальнейшей работы в этом направлении. Например, возможно создание просветительской программы или элективного курса, целью которого будет являться информирование в вопросах субкультур.
Помимо всего этого мы с учащимися одной из школ просмотрели документальный фильм о субкультурах и тем самым повлияли на их эмоциональное отношение к представителям субкультур и несколько изменили уровень знаний в этом вопросе.
Этот метод также можно применить в дальнейшей работе с учащимися и учителями в рамках просветительской работы.
Результаты нашей работы также могут лечь в основу более масштабного исследования.
С этими же целями, просветительскими и исследовательскими, можно использовать сайт, разработанный нами.
1. Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. — London, Boston & Henley: Routledge & Kegan Paul, 1995.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. — Ростов на Дону: Феникс, 2000. — 384 с.
. Божович Е. Д. Психология особенного развития личности подростка. — М.: Знание, 1969. — 349 с.
. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008. — 672 с.
. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб.: Питер, 2008. — 283 с.
. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Просвещение, 1997. — 189 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 352 с.
8. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1976. — 68 с.
9. Обухова. Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Высшее образование, 2009. — 460 с.
. Петровский А.В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. — М.: Академия, 2003. — 528 с.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с.
14. Алисов, Е. А. Формирование сенсорно — экологической культуры подростков и современное молодежное искусство / Е. А. Алисов // Искусство и образование. — 2005. — №4 (36).
— С. 69-75. — Библиогр.: с. 75.
15. Антипова, Т. В. Портрет подрастающего поколения / Т. В. Антипова, Ж. Э. Попова, Е. Е. Федотенко // Классный руководитель. — 2006. — №4. — С. 102-105.
. Бобахо, В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 1996. — №2. — С. 35-45.
. Григорьева, Е. С. Толерантность и молодежные субкультуры / Е. С. Григорьева // Вестник Воронежского института МВД России. — 2003. — №1. — С. 19-22.
. Громов, Д. В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы / Д. В. Громов // Этнографическое обозрение. — 2008. — №1. — С. 3-7. — Библиогр.: с. 6-7.
. Дьячкова, Ж. В. Молодежные субкультуры / Дьячкова Ж. В. // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. — 2003. — №1. — С. 114-118.
. Затулий, А. И. Современный костюм и проблемы молодежи: от конформизма до бунта / А. И. Затулий // Изобразительное искусство в школе. — 2007. — №6. — С. 33-40.
. Коряковцев, А. Что такое «молодежная субкультура»? / А. Коряковцев // Урал. — 2006. — №9. — С. 86-99.
. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 158, [1] с. — Библиогр.: с. 158-159.
. Куликова, М. Всегда против / Майя Куликова // Огонек. — 2005. — №10. — С. 46-47.
. Мильдзихова, Л. Толерантность как терпеливое внимание / Ляля Мильдзихова // Смена. — 2007. — №1. — С. 120-123.
. Сергеева, С. А. Тусовка на любой вкус / С. Сергеева // Студенческий меридиан. — 2003. — №9. — C. 62
. Соколова-Сербская, Л. Молодежные субкультуры / Лидия Соколова-Сербская, В. Сороковикова // Народное образование. — 2008. — №7 (1380).
— С. 265-268.
. Тюляева, Т. И. Молодежь в современном обществе / Т. И. Тюляева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. — №10. — С. 63-67.
. Зинченко П. Восприятие [Электронный ресурс]/ Режим доступа: #»654014.files/image001.gif»>
О субкультурах
Исходя из названия страницы понятно, что эта страница содержит информацию о феномене «субкультура».
Об исследовании
На этой странице содержится основная информация об исследовании: предмет, объект, цель и задачи исследования.
Опрос
Данный раздел сайта содержит опросники для учителей и подростков, которые при желании пользователи могут скачать, ответить на вопросы и отправить готовый вариант на электронную почту.
Фильм
На этой странице размещен фильм о субкультурах, который можно посмотреть прямо на сайте.
Форум
Этот раздел выполняет функцию обратной связи, участники могут обмениваться мнениями о сайте и информацией об исследовании.