МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.А. Шолохова
Факультет психологии
Сайкина Е.А.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВАРОДИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТИЛЬ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
Дипломная работа
Научный руководитель старший преподаватель КотовЛ.Н.
Москва
2002
Содержание
Ведение… 3
Глава 1. Краткий обзор психологическихподходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамкахразличных теоретических концепций 5
Глава 2. Психология развития личностиродителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей
2.1. Виды консультативной психологическойпомощи семье… 12
2.2. Факторы, влияющие на становление детскойпсихики… 15
2.3. Родительские стили воспитания и установки… 16
2.4. Факторы, влияющие на формированиеродительских установок и стилей воспитания… 23
2.5. Общение родителей и детей как детерминантразвития
ребенка… 26
2.6. Социально-психологические типы личностиребенка, которые соответствуют определенному стилю семейного воспитания… 28
Глава3.Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личностиродителя и их влияние на стиль отношенияк ребенку
3.1.Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 33
3.2.Организация и ход исследования… 34
3.3.Результаты исследования и их обсуждение… 36
Заключение… 47
Литература… 48
Приложение… 51
Ведение.
Влияниеродителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви ипонимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучениемв школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет кформированию различных психологических проблем и комплексов.
Казалось бы, никто не вправе посягать натрадиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методовродительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, чтодети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственныхродителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Жестокое отношение к детям сегодняпревратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальныхпоявляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере.Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует егопсихику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелыесоциальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей,не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошимиродителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческойпроблемой.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... 2–3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ...
В психологической литературе представленобольшое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связис их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения(Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).
В них описываются качества матери,способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка;выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери»,рассматриваются различные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюденияи исследования, посвященные влияниюнеправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнскойдепривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).
В отечественной науке и практикедетско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С.Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификациястилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями,а также указывается, какой тип родительского отношения способствуетвозникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г.Эйдемиллер, 1980).
Из обзора литературы хорошо видно, что кнарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородныхфакторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладаниемтого или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роликаждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти болееточные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка.Роль семейного фактора (особенно влияния личностных качеств родителей на стильотношения к ребенку) по сравнению с остальными, на наш взгляд вызываетнаибольший интерес. Это и определило тему настоящей работы.
Объектисследования — родители детей дошкольного возраста.
Предметисследования – личностные качества родителей и стиливоспитания.
Цельисследования – изучить влияние личностныхособенностей родителей на их стиль воспитаниясвоего ребенка.
Задачи:
1) дать теоретическое обоснованиегипотезы и замысла эмпирического изучения проблемы;
2) организовать и провестипсихологический эксперимент;
3) обосновать замысел и описатьпроцедуру экспериментального изучения личных особенностей родителей и стилей воспитания;
4) провести количественный икачественный анализ полученных на выборке испытуемых – родителей старшихдошкольников – эмпирических данных относительно выраженности определенных чертродителей и использование ими стилей воспитания;
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208 с. 22. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты ... пособий и фрагменты из специальной литературы. 2. Выбрать информацию, подтверждающую необходимость специальной работы по формированию у дошкольников с ЗПР нравственного поведения, на основании отобранной информации ...
5) содержательно обобщить результатытеоретико-экспериментального исследования.
Глава 1. Краткий обзорпсихологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями,существующих в рамках различных теоретических концепций.
Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют врамках определенных теоретическихконцепций. Рассмотрим наиболее известные из них.
Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые быладекларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугойпсихоаналитического направления является то, что его основатели обращали вниманиена ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психическойтравматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни) Сведения,полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца,Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкуюпопулярность и признание. Они подчеркиваливажность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.
В руслепсихоаналитического направления приобрела известность трехмерная теорияинтерперсонального поведения В. Шутца (1958).
По его мнению, для каждогоиндивида характерны три межличностные потребности: потребность включения,потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей можетприводить к психическим расстройствам.Сложившиеся в детстве поведенческие образцывсецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению кдругим. Это положение теории В. Шутца воспроизводит фундаментальное положениепсихоанализа об определяющей роли раннегодетства в развитии личности. Под включением Шутц понимает потребность бытьвключенным в группу. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, еслиони насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводятк минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, вдальнейшем он может проявлять недостаточноесоциальное или сверхсоциальное поведение.
Одним изпионеров исследования взаимодействия взрослогос ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направлениев работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительноймере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивалсвой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями ипреподавателями.Ансбахер полагал, что именно Адлер впервые официально и публично использовал понятие «семейная терапия».
Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первыхпсихологических работ называлась «Врач каквоспитатель» (1904).
В 1912 году вышла другая его статья — «Воспитание родителей». В этой статье, каксправедливо замечает Е. В. Сидоренко, содержатся идеи, которые во многом предвосхищаютмногие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера повоспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е. В. Сидоренко).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ... личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ...
«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка — безусловнаягарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка — его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе,его личностная смелость — величайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же каки избалованные и излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своеговоспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказанияневозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделалнеправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимальновозможной степени оставлять за ребенком свободу решения».
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны двацентральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учетпотребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и вобласти ответственности, равенство, но не тождественность. Необходимо научитьродителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста,считал Адлер. Основным принципомсемейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимостьот того, насколько его любят и уважают в семье.Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении. А. Адлер рассматривает обучение родителейне только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зренияобщества — как деятельность, результаткоторой оказывает влияние на его состояние.
Среди наиболее важных результатов общественногопризнания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установитьдемократический жизненный стиль, основанный на принципах социальногоравенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрейкуса, ученика А. Адлера. Он впервые организовалконсультирование родителей приЦентре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году.
Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связанас тем кризисом, в котором оказались семьи в первойполовине нашего столетия. Традиционные методы воспитания, устанавливающие взаимоотношения между родителямии детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольнонеэффективными. С развитием демократическойсоциальной системы и борьбы засоциальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тожесмотрят на себя как на социально равныхвзрослым, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу.Разговор с детьми «сверху вниз» приводит ктому, что дети в свою очередь так же «сверху вниз» говорят с родителями.Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с различной степенью напряженности.
Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности ...
... время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, плохой пример, непоследовательность. Необходимость и важность ... выявить современные формы работы с родителями; - продумать систему работы с родителями детей младшего школьного возраста; - разработать формы взаимодействия педагогов и родителей. Методы исследования: анализ ...
Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей (Дрейкуси Зольц, 1964).
Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одногоиз средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме.Дрейкус считал, что родителям в своей деятельностиследует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, принцип отказаот применения силы, принцип принятия и реакции на потребность детей, а такжепринцип оказания поддержки детям.
Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу, — помочь им и детям усвоить как можно больше подходящихтипов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равныхценностей и взаимного уважения. Основнаязадача семейного воспитания — помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средствадля формирования чувства собственного достоинства и достижения определенногообщественного положения.
Большая заслуга в описании и применении методов адлерианскойтерапии принадлежит в нашей стране Е. В.Сидоренко. В своих работах она отмечает следующие способы вербальноговзаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми:
констатирующиеописания;
воспроизведениедействий и слов ребенка;
воодушевляющие высказывания;
честные иоткрытые ответы.
В 50-х годах в США возникло направление групповойработы с родителями, основанное X. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название «модель группового психологического консультирования». Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развитияэмоциональной сферы родителей с помощьюосознания ими своих подлинных чувств,ценностей и ожиданий. В написанныхпособиях для родителей X. Джайнотт не предлагает никакойтеории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы: какговорить с детьми, когда хвалитьи когда ругать их, вопросы дисциплины, приучения к гигиене и т. д.
Дж. Лэм и У.Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по X. Джайнотту):
— внимательнослушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваютсяи его ценят, укрепляют уважение ребенка к самомусебе;
— избегать ине допускать таких действий и слов, которыемогут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;
— проявлять мысли и чувства без агрессивности; родители должны честноговорить о том, что онииспытывают, и при проявлении собственных чувств уважатьличность ребенка.
С точки зрения X. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь всемейном воспитании черезформирование у них навыков коммуникации
Разработка программы оказания психологической помощи молодой ...
... изучение гендерной идентичности актуально и необходимо. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования - психологическая помощь молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов. Цель исследования - разработать ... быть использованы для коррекции семейных и межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, могут быть использованы в средствах ...
и управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями:собственно психотерапия, психологическое консультированиеи руководство личностью. Групповая психотерапияособенно показана тем родителям, которыене в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо-психологического образования,поскольку их восприятие, ценности иустановки слишком искажены и не позволяютизменить стиль семейного воспитания.
СогласноДжайнотту, общение родителей с детьми должнобазироваться на трех основных принципах.
— Во-первых,во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я»у ребенка.
— Во-вторых,следует говорить о ситуации, поступкеребенка, избегая личностных негативныхоценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагнозаи прогноза дальнейшей судьбы ребенка.
— В-третьих, взрослый в общении всегда долженвыступать инициатором предложения кооперации.Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием насоответствующий способ действия, а должнораскрывать перед ребенком возможностисамостоятельного разрешения проблемной ситуации.
Многие положения Джайнотта согласуются с идеями другоймодели работы с родителями — программой Т.Гордона. Эта программа основывается на идеях гуманистической психологии. Взападной психологии данное направлениесуществует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.
Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практикевоспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), гдеособое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом пониманиерассматривается не просто как техника илииспользование правильных слов, а какмодель взаимоотношений взрослого с ребенком.
В последнее время в отечественной психологии многие ученые все больше основываются на гуманистическихпринципах. Основой данного направления у нас явились идеи М. М. Бахтина одиалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подходк изучению человека используется сейчас Л. А. Петровской,А У. Харашем, Г. А. Ковалевым, О. Е. Смирновой, А. Ф. Копьевым и другими. А У. Харашотмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особенности диалогического общения следующие:
— равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставатьна позиции другого;
— отсутствиеоценок, полное принятие, уважение и доверие;
— формированиеу воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;
— особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;
— способностьучастников видеть, понимать и активно использоватьширокий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Большой вклад в дело изучения взаимодействия родителейс детьми, безусловно, внесли представители бихевиористскогонаправления.
Еще в 40-е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наиболее известных психологов и специалистов, занимающихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях поведенческой технологии как средстве укрепления семьи иобщества в целом. Он разработал ряд проектов, которые опирались на принципы, способствующие совершенствованию и увеличению количества и качества взаимодействий— интеракций родителей и детей.
Жестокое обращение с ребенком в семье как социально-педагогическая проблема
... ребенок, вернее, уже взрослый, образует собственную семью. Начинается следующий цикл. Домашнее насилие способно заложить чрезвычайно неблагоприятные основы этого развития, ... поведения в них и способов их разрешения. Постепенно растет сфера общения ребенка, в нее включаются различные учреждения, общественные институты и организации, где усвоенные конфликтные модели ... обойтись без его помощи. Он у жертвы ...
Основнойакцент в этом направлении делается на изучении техники поведения родителя иформировании навыков модификации поведенияребенка.
Им принадлежатразработанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функцииподкреплений, наград, поощрений и наказаний, например, теория диадическоговзаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли.
Усилия практиков этого направления в работе с родителямисосредоточены в основном на обучении родителейметодике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. Дж. Валер, Дж. X. Винкель, Р.-Ф. Петерсон и Д.-С.Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемыхреакций, дифференциального подкрепления и таймаута.
Специалисты по наблюдению и экспериментальному изучению поведения пришли к выводу, что поощрениеи подкрепление гораздо более эффективно действуют на изменение нежелательногоповедения ребенка, чем наказания (К.-Л.Андерсон и Х.-Е. Кинг, 1979).
Б.Бухер и О.-И. Ловаас (1968) полагали, что та польза, которая получаетсяв результате методов наказания, ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями.
В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др. Сторонники бихевиоризмаориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерениюповеденческие реакции, а также факты окружающей действительности, которые поддаются коррекции с помощью методики модификации поведения. Этодолжны быть контролируемыеповеденческие реакции, которые содержат движения, поддаются внешнему наблюдению и фиксации.
В литературеможно встретить и другое название бихевиористского подхода к работе сродителями — учебно-теоретическая модель (Я. Хямяляйне).
Целью учебно-теоретической модели обучения родителей являетсяпривитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Под«социальными навыками» понимают такоесформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид можетосуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя ссоциальной средой.
Одной из популярных и часто используемых моделейработы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анализа применяли в работе с родителями такие психологи,как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, атакже у нас в стране Е. В. Сидоренко.Техника работы в русле трансактногоанализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направленияи перенесения их на семейную почву.
Условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в семье
... следующей проблемы: определить формы и методы организации познавательного общения в семье, способствующее развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Работу предполагалось вести на материале математики. Объект ... в работе педагогов на всех уровнях обучения и воспитания детей. С другой стороны, такая модель принесет максимальную пользу и даст положительные результаты в том ...
Описание методов работы с родителями детей-невротиков, можно найти в работахотечественных психологови психотерапевтов А. Я. Варги, А С. Спиваконской, А. И.Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителейс детьми, которое, как утверждают авторы,происходит в процессе групповойработы, повышает эффективность психокоррекционныхмероприятий с детьми.
Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями,имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделейневозможно без знания терминологии и теории — бихевиористскаямодель, трансактный анализ; другие моделив значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построениедемократических взаимоотношений сдетьми и уделяют много внимания элементамконкретного взаимодействия.
Глава 2.Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей идетей.
2.1. Видыконсультативной психологической помощи семье.
Существующие сегодня в мировойпрактике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайноразнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характеромоказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различияформируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделейопирается на собственную теоретическую базу и предопределяетиспользуемые методы работы.
По своей ориентированностипсихологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одномучлену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваныего семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям;е) ребенку или подростку. По своемухарактеру психологическая помощьможет состоять: а) в рекомендации организационныхмер, связанных с воспитанием ребенка, таких,как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительныеконсультации у психоневролога, логопеда,психолога-консультанта другого профиля ит. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) вопределении готовности ребенка кшкольному обучению и выявлении причинтрудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционныхвоздействий.
Все указанные виды помощиявляются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы,вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическомвоздействии.
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогическойкомпетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей.При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляетсявоздействие, является тот член семьи, на которого жалуются, прежде всего ребенок.Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатываетпрограмму мёр, направленных на ее изменение.
Консультант выступает в ролиспециалиста, которому лучше консультируемого известны проблемы, приемы и способывоспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т. д.По своей профессиональной подготовке и ориентации консультанты, работающие вэтой модели,— педагоги и социальные работники, реже психологи.
Семья как фактор развития ребенка
... темы данной работы. Цель работы: рассмотреть семью как фактор развития ребенка Задачи: Изучение психолого – педагогической ... ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели ... семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь ...
Диагностическая модель основывается на предположениидефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильноерешение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностическогозаключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе исостоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рамках этой моделиобъектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, струдностями в учебе, с отклонениями в поведении, а помощь оказываетсяродителям в виде рекомендаций тех или иных решений.
Социальная модель помощи основывается на предположении,что семейные трудности — результат неблагоприятных обстоятельств, ипомимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственноевмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов. Такогорода помощь оказывается, например, службой знакомств, котораяпредоставляет реальную возможность клиентам создать семью.
Медицинская модель помощи предполагает, что в основе семейныхтрудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитиеличности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия специалистовнаправлены на излечение этой болезни, реабилитацию больных членовсемьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных.
Психологическая (психотерапевтическая) модель помощипредполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий всемье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностяхчленов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезникого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя и негативное,следствие развития членов семьи и семьи в целом. Другимисловами, психологическая модель рассматривает семейныедисгармонии, в том числе связанные с развитием личности ребенка, его поведением,в рамках самодвижущегося процесса. В этом процессе исходныепредпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения ребенка,стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системыотношений к людям и событиям, личностных черт и т. д. порождаютсистему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении.Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылкамивнутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватногореагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая модельпредполагает анализ семейной ситуации клиента и его личностии создание на его основе «диагноза», который позволяетпсихологу-консультанту, психотерапевту помочь семье и ее членам. Этапомощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликтыпорождают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь,порождают конфликтное общение.
Психологическая(психотерапевтическая) модель в качестве своего основного«орудия» использует не сами по себе абстрактно взятые знания, не авторитетнауки и не силу и влияние социальных институтов, а закономерностичеловеческого бытия и общения — как общения в семье, так и общениямежду консультантом и его клиентами. Основываясь на этих закономерностях,специалист пытается усилить внутренние ресурсы семьи в целом и еечленов, необходимые им для того, чтобы самим справлятьсяс возникающими затруднениями.
Психологическая(психотерапевтическая) модель помощи используется прежде всегов работе психологов, психиатров, психотерапевтов, чьи представления окризисных состояниях человека позволяют распознавать сложнуюсистемную природу семейных, дисгармоний.
Использование методов психологического воздействия. В ситуации оказанияпсихологической помощи в рамках психотерапевтической модели консультантопирается прежде всего на 1) личностные ресурсы своего клиента и на своиличностные ресурсы; 2) на закономерности и психотерапевтический потенциалобщения как в диаде консультант — клиент, так и в группе, в том числе всемье. Психолог-консультант, таким образом,апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так жекак к его способности общаться с людьми, при этом используя различныетехники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.
Использование потребности впомощи. Психотерапевтическая модель помощи предполагает работу с семьями ичленами семей, которые не только объективно, но и субъективноиспытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т. е.мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию.
Профессиональный характер помощи. Помощь, оказываемаяпсихологом, строится на базе профессиональной подготовки в области индивидуальногои семейного консультирования, индивидуальной или групповой психотерапии,а также в области психологии развития, психологии личности, социальнойи медицинской психологии и других специальных дисциплин.
Таким образом,психотерапевтическая модель консультативной психологическойпомощи предполагает: 1) установление контакта с клиентом, который здоровс медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучиев семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; 2) проведениепсихологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучияи определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативнуюработу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные наснятие имеющегося неблагополучия путем активации собственныхпсихологических ресурсов клиента или семьи в целом.
2.2.Факторы, влияющие на становление детской психики.
Психологияразвития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детскойпсихики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитиюличности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение кребенку со стороны родителей могут формировать эффективнуюпотребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самогосебя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могутприводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению,недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты психического развития сточки зрения консультативной практики удобно представить как расположенные наоси, заданной двумя полюсами.
На одном полюсе группируются факторыобъективные, выступающиекак предпосылки или условия развития. Ктаким детерминантам относятся макросоциальныефакторы — экономический икультурный уровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень социальнойзаботы о ребенке, этнокультурные традиции воспитания. Другой подкласс объективных детерминант психического развития — это микросоциальные процессы, возникающиев малых группах, включающих ребенка, — всемье, в группе детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы соматопсихические, которые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее представляют собой объективные предпосылки егоразвития. К ним относятся наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития,болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.
Перечисленные объективные факторы психического развития объединяютсятем, что сам ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят вдействие эти объективные детерминанты.
Другой полюс образуют субъективныефакторы, которые, хотя и находятсяпод воздействием и в зависимости отпервых, составляют внутреннюю логику развития, точнее — саморазвития ребенка. Эти факторы включают специфику развития потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и самосознания, его поведенческого стиля.
Промежуточное положение занимают факторы, которые возникают на пересечениидействия факторов объективных исубъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с другими людьми — в семье и в других коллективах.
Обобщающие теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант всех трех перечисленных типов, которое образует реальную, эмпирически выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития по Э.Эриксону (Л.Ф.Обухова, 1995).
Дляпрактики психологической консультациитакое синтетическое видение важно, но,однако, не менее необходим и аналитический подход. Действительно, выявлениегруппы факторов, преимущественноповлиявших на возникновение нарушений детского развития, в конкретном случае предопределяет и выбор одной из трех принципиальных стратегий психотерапевтической консультативной помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личностных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах, 3) центрации на взаимоотношениях детей и родителей, их общении.
2.3. Родительские стили воспитания и установки.
Родительскиеустановки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система,
или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерныеспособы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства иметоды педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манересловесного обращения и взаимодействия. (В.М. Минияров, 2000)
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося