Кафедра теоретических основ социальной психологии

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Традиционными видами научно-исследовательской работы студентов являются реферат, курсовая и дипломная работы. Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Написание курсовой работы – вторая ступень, которая требует умений, полученных при освоении реферата. Дипломный проект базируется на двух предыдущих ступенях.

Реферат. Как его написать?

Реферат — это теоретическая научно-исследовательская работа аналитического характера, первый шаг на пути к дипломному проектированию. Прежде чем проводить собственное исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат — работа с одним или несколькими источниками информации по обобщению, анализу, сравнению сведений по выбранной теме. В процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

 

Содержание

Реферат обычно содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованной литературы.

Название реферата располагается на первом, титульном листе. В нем должны быть ключевые слова (термины, наименования понятий и психологических явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Лидерство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения лидерства. Исторический аспект», «Лидерство в трудах современных зарубежных авторов», «Отечественный подход к изучению лидерства в подростковых неформальных сообществах», «Лидерство и руководство: сходство и различие понятий», «Проблема лидерства в трудах А.В.Петровского» и т.д.

Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. Указание номеров страниц обязательно.

Введение обозначает актуальность и место рассматриваемой проблемы среди других, более общих, а также избранный вами ракурс ее рассмотрения. Например, во Введении может быть сказано, что проблема лидерства относится к социально-психологической тематике, на протяжении многих десятилетий и в современном мире она вызывает огромный интерес у исследователей, является областью столкновения различных суждений и т.д.

8 стр., 3694 слов

Научно-исследовательская работа «Сравнительный анализ «Сказки ...

... произведений нам удалось найти очень мало. И тогда мы решили сами провести сравнительный анализ двух сказок и выявить их сходства и различия. Материал, полученный в результате нашего ... что темой моей научно – исследовательской работы будет: «Сравнительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина и «Спящей царевны» Василия Андреевича Жуковского». Считаю, что ...

Оканчивается Введение формулированием цели вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы и высказать свое отношение к ним. Это делается в основном с помощью текстов используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны только для логических связок.

При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно).

Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее и т.д.

При этом мысли разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в тексте с помощью скобок, внизу страницы или в конце реферата), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник. Текст, взятый у другого автора без ссылки, считается плагиатом.

Основная часть может представлять собой один цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся подзаголовками или цифрами. Иногда в Основной части приводят схемы, графики и таблицы.

Выводы завершают основную часть. В них излагаются основные результаты работы, отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов, о путях дальнейшего исследования обозначенной проблемы, о возможностях практического применения описанных достижений и т. д. В Выводах излагаются основные результаты работы и должно быть показано, что цель вашего исследования достигнута.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами шагов. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе лидерства и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы.

Литература. Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке. Но в случае необходимости может быть составлен хронологически (по датам опубликования), по степени важности (от наиболее до наименее цитируемых работ), а также в алфавитном порядке. Например:

9 стр., 4240 слов

Реферат — Проблема лидерства в политической психологии

 Лидерство  присутствует  на  всех  уровнях  социальной  организации  -  от  малых  групп   до  больших  политических  движений.  Специфика  среды,  в  которой  проявляется  этот  феномен,  накладывает  свой  отпечаток  на  формы  его  проявления, & ...

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

2.Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

3.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

 

Оформление

Если преподаватель не предъявил собственных требований, то реферат обычно готовят в виде 5—15 страниц текста, рукописного или напечатанного на компьютере (Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева — 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу — 2см.).

Оглавление, Введение, Заключение, Выводы, Литература обычно занимают по 0,5—1 странице.

Первый лист реферата — титульный. Его можно оформить так:

 

  Московский городской психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной психологии   Реферат на тему __________________________________________ (без кавычек и без точки в конце)     Выполнил (-а) студент (-ка) группы _____ Ф.И.О. (в именит. падеже)   Научный руководитель (учёная степень, учёное звание) Ф.И.О. (в именительном падеже)     Москва, 2003г.

 

Как видите, номер страницы на титульном листе не ставится.

 

Оценка

Оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:

— умение подобрать научную литературу по теме;

— умение выделить тему из общего контекста;

— умение сформулировать цель работы;

— умение логически излагать мысли;

— полнота раскрытия темы;

— умение сформулировать выводы

— правильность оформления работы.

 

Мы изложили основные принципы написания и наиболее принятые условия оформления одного из видов научно-исследовательской работы – реферата. Следует добавить, что ваш научный руководитель может по своему усмотрению скорректировать как форму, так и содержание подготовки реферата в соответствии с конкретными задачами исследования.

 


Курсовые работы. Чем они отличаются от реферата и почему их три?

 

Как уже упоминалось, курсовая представляет собой следующий, после реферата, этап освоения навыков научно-исследовательской работы. В ней, как правило, уже содержатся описание объекта, предмета исследования, а также формулируется гипотеза. То есть ее структура соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.

Учебный план предусматривает выполнение трех курсовых работ: на втором, на третьем и на четвертом курсах. Чем они различаются?

На втором курсе это чаще всего теоретическая работа, исследование здесь заключается в сравнительном анализе подходов авторов к изучению научной проблемы. Иногда второкурсники проводят небольшой эксперимент.

На третьем курсе студенты распределяются по выпускающим кафедрам, на которых им предстоит изучать дисциплины специализации и писать дипломный проект. Поэтому желательно выбирать для курсовой работы тему, имеющую непосредственное отношение к научному направлению предпочитаемой кафедры. Курсовая работа этого этапа, как правило, содержит экспериментальную часть или отличается большей, по сравнению с работой второкурсника, глубиной теоретической проработки проблемы.

На четвертом курсе студент готовится к дипломному проектированию, поэтому курсовую работу этого этапа целесообразно стремиться выстраивать как теоретическую главу и пилотажное исследование будущего диплома.

В случае если студент уже в первые годы обучения планирует свой будущий дипломный проект, курсовые могут стать этапами работы над ним: знакомство с тематикой (2-й курс) → конкретизация темы и формулирование рабочих гипотез (3-й курс) → написание теоретической главы и пилотажное исследование → (4-й курс).

Содержание

В отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая имеет следующую структуру.

Названиеформулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему курсовой работы следует выбирать такую, которая вас интересует, волнует и обещает обогатить ценной информацией.

Оглавление или План содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц.

Введение посвящено описанию актуальности, объекта, предмета, целей, гипотез, задач исследования.

Если актуальность в работе над рефератом могла носить только теоретический характер, то здесь, возможно, у нее появятся и практические аспекты: актуальность может быть продиктована, например, необходимостью прояснить малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации, адаптировать методику и т.д.

Отмечают также теоретическую и практическую значимость курсовой работы. Например, можно указать, что результаты исследования вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.

В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен ваш исследовательский интерес. В качестве объекта может выступать молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д.

Предмет — это элемент, сторона или аспект объекта, который вы изучаете. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя, особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.

Цель курсовой работы может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.

Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере взаимосвязей между изучаемыми явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза должна быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей; о том, что психологическая компетентность руководителя — необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития.

Могут быть сформулированы задачи исследования. Их не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи — это те микроцели, которых необходимо достичь в процессе выполнения каждого этапа работы. Они должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы.

Если в рамках курсовой работы проводится эксперимент, то целесообразно представить ее основную часть двумя главами: теоретической и эмпирической.

Теоретическая глава — это обзор специальной литературы по избранной и смежным научным областям. Обзор проводится логически, от общего к частному, отвечая на вопросы: в чем заключается теория? для чего, когда и кем она была предложена? какая критика выдвигалась против нее? и т.д. Не забудьте о необходимости делать сноски на источники использованной литературы.

Эмпирическая глава — это отчет о проведении экспериментальной части работы, который содержит программу эмпирического исследования, результаты и их обсуждение, а также выводы.

В программе эмпирического исследования содержится описание базы, на которой проводилось исследование, излагаются его этапы и процедуры, а также способы обработки первичных данных. Программа должна быть изложена настолько подробно, чтобы по ней и другой человек мог повторить ваше исследование и получить те же результаты. Если ваше исследование содержит объемный материал в виде первичных результатов, а также таблицы промежуточных вычислений, их можно поместить в «Приложении» в конце курсовой работы.

Результаты и их обсуждение — это описание полученных данных с необходимыми таблицами, графиками и диаграммами, а также интерпретация этих данных с точки зрения теории.

Выводы содержат обобщение выполненной работы, отражают связь ее результатов с теоретическими положениями и результатами аналогичных исследований. Из Выводов должно быть ясно, что цель вашей исследовательской работы достигнута.

Заключение — это общая оценка проделанной работы, подытоживание ее смысла и содержания. Здесь можно наметить пути и цели развития вашего исследования, а также возможности применения его результатов. Отдельно или в Заключении могут быть изложены практические рекомендации.

Литература. Список использованной литературы составляют по тому же принципу, как и в реферате.

 

Оформление

Если преподаватель не предъявил собственных требований, то объем курсовой работы обычно составляет около 1 печатного листа (22-24 страницы текста, рукописного или напечатанного на компьютере. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева — 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу — 2см.).

Первый лист курсовой работы — титульный. Он оформляется по той же схеме, что и в реферате.

 

Оценка

Курсовую работу, как правило, оценивают по следующим критериям:

— умение подобрать научную литературу по теме;

— полнота раскрытия темы;

— умение выделить объект, предмет, цель и гипотезу работы;

— умение логически излагать мысли;

— умение проводить эксперимент и обрабатывать результаты;

— качество интерпретации результатов;

— умение сформулировать выводы;

— правильность оформления работы.

 

* * *

Мы изложили классическую схему курсовой работы. В зависимости от характера и целей конкретного исследования, ваш научный руководитель может скорректировать ее по своему усмотрению.

В заключение добавим, что возможности научно-исследовательской работы в вузе не исчерпывается написанием реферата, курсовой и дипломного проекта. Для того, чтобы плодотворно использовать время своей учебы, студентам надо стремиться выступать с докладами на внутрифакультетских и внешних конференциях, писать тезисы и научные статьи. Курсовая работа может стать основой для подготовки подобных устных и печатных выступлений.

Ежегодно в апреле проводится Научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов факультета социальной психологии. Заявки и тезисы для участия в ней принимаются до конца марта. Для обмена идеями и опытом научно-исследовательской работы на факультете создается студенческое научное общество.

 

ЖЕЛАЕМ ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Кафедра теоретических основ социальной психологии