ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Теоретический анализ понятия «здоровье», «здоровый образа жизни», и «мотивация» в научной литературе ………………………………8
1.2 Возрастные особенности детей подросткового возраста ….…23
1.3 Роль спортивной школы в устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей подросткового возраста…………………………….36
Вывод по первой главе…………………………………………………….39
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи и процедура опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………40
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………45
Вывод по второй главе……………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……..60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….62
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Мотивация к здоровому образу жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией к здоровому образу жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления себя в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармоничного развития.
Мотивация объясняет направленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. В настоящее время изучение мотивации к здоровому образу жизни у подростков без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем. Актуальность исследования обусловлена постановленной задачей формирования мотивации у подростков здорового образа жизни для развития у них активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области ценностного отношения к своему здоровью связаны с отсутствием мотивов к здоровому образу жизни у основной массы подростающего поколения следствием чего является снижение базовых показателей здоровья, и из этого важность названного критерия становится очевидной. Здоровый образ жизни для разных подростков имеет различный смысл. Например выявление характера мотивации к здоровому образу жизни у подростков занимающихся в спортивных школах, в каждом конкретном случаи играет решающую роль в определении мер по воздействию на формирование мотивации.
Формирование здорового образа жизни
... деятельности. Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни - это воспитание у подростков осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому ... воспитания. На состояние психологического и физического здоровья учащихся, их мотивации на здравосозидающий образ жизни влияет умение педагогического коллектива создавать положительный эмоциональный фон ...
Мотивационная составляющая здоровья личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики как мотивация опираясь на анализ научно-методической литературы по проблеме исследования можно констатировать что актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью формирования у подростков потребности в здоровом образе жизни и слабой разработанностью вопросов формирования мотивации к здоровому образу жизни у подростков, занимающихся в спортивной школе.
Цель исследования: особенности мотивации к здоровому образу жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет и у детей подросткового возраста 14-15 лет не занимающиеся спортом.
Объект исследования: уровень сформированности мотивации к здоровому образу жизни подростков занимающиеся конькобежном спорте.
Предмет исследования: личностные особенности к здоровому образу жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет.
Гипотеза исследования: спортивная школа по конькобежному спорту будет играть важную роль в формировании здорового образа жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет, так как спорт положительно влияет на мотивацию к здоровому образу жизни подростков, они растут здоровыми, потому-что с детства ведут здоровый образ жизни, правильно питаются, соблюдают режим дня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.
Задачи исследования:
1) На основании анализа научной литературы раскрыть сущность и содержание понятия «мотивация к здоровому образу жизни».
2) определить методы опытно-экспериментального исследования мотивации у подростков к здоровому образу жизни занимающихся в спортивной школе и у детей подросткового возраста 14-15 лет не занимающиеся спортом.
3) Провести исследование мотивации к здоровому образу жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет и у детей подросткового возраста 14-15 лет не занимающиеся спортом.
Методы исследования:
Теоретические: анализ нормативных и законодательных документов РФ, психолого-педагогической, научно-методической, философской литературы по теме работы, литературы по организации сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни, работ, раскрывающих теоретическое моделирование, организацию и проведение педагогического эксперимента; Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, статистическая обработка, систематизация данных по оценке сформированности мотивации к ЗОЖ, опытно-поисковая работа и обобщение ее результатов.
Достоверность полученных результатов:
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью исходных позиций исследования; научной логикой исследования, выбором научной методологии; использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого феномена, цели и задачам изыскания; комплексным осуществлением опытно-экспериментальной работы; результатами количественного и качественного анализа полученных данных; воспроизводимостью результатов исследования.
Исследование динамики мотивации профессиональной деятельности ...
... округа г.Комсомольска-на-Амуре, обучающиеся в МОУ МУК-3. Предмет исследования: динамика мотивации профессиональной деятельности у учеников старших классов, обучающихся в МОУ МУК ... ориентированный на действительность план деятельности. Для удовлетворения возникающей на рубеже подросткового и юношеского возраста потребности в самоопределении (Л.И.Божович) служит обучение старшеклассников ...
Методологическая основа исследования:
При рассмотрении проблемы формирования здорового образа жизни подростков мы опирались на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, теорию валеологического образования (Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.).
Здоровье понимается нами как процесс сохранения и развития его психических и физических качеств человека, его оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровый образ жизни в психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Мы понимаем здоровый образ жизни комплексно и рассматриваем его как типичные способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.
Теоретическая основа исследования:
Теоретическую основу исследования составили: положения о физиологических закономерностях развития детей (М.В. Антропова, И.А. Аршавский, М.М. Безруких, А.А. Гуминский, А.Г. Хрип-кова); положения о закономерностях становления личности в онтогенезе (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, И.С. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психологические теории мотивации (И.А. Васильев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Мас-лоу, B.C. Мерлин, X. Хекхаузен); положения о физиологических механизмах мотивации (П.К. Анохин, А.С. Батуев, Н.Н. Данилова, П.В. Симонов); теоретические основы ЗОЖ (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.М. Ка-зин, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын); исследования, посвященные формированию здорового образа жизни (В.И. Баль, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и А.И. Суббето);
Практическая значимость результатов исследования: заключается в разработке диагностических методик, выявляющих сформированность мотивации к ЗОЖ у школьников;
Организация исследования: исследование было проведено на базе спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва им. Скобликовой по конькобежному спорту г. Челябинска. В нем учавствовали 20 детей, занимающихся конькобежным спортом, из них 10 девочек и 10 мальчиков, в возросте от 14 до 15 лет.
Ход исследования:
На первом этапе на основе теоретических методов осуществлялось изучение и анализ физиологической, педагогической, психологической, философской, научно-методической литературы, выпускной квалификационной работы, касающихся проблемы исследования сформированости ЗОЖ подрастающего поколения и мотивации. На основании вышеизложенного были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, объект, предмет, задачи, научный аппарат исследования, намечены методики исследования.
На втором этапе проводилось уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования, апробировались результаты исследовательской работы, выявлялась сформированность мотивации к ЗОЖ у подростков, проверялись и внедрялись в практику результаты исследования.
Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов
... 5. Математические методы обработки данных. Методики исследования: модификация методики Чесноковой «исследование мотивации первокурсников» Практическая значимость исследования. В использовании полученных данных могут ... и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н.Мясищев), соотношение смысла и ...
На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследовательской работы, формулировались выводы и рекомендации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
1.1Теоретический анализ понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», и «мотивация» в научной литературе
Здоровье человека выступает как целостное многоуровневое состояние, основополагающим компонентом его личности. Становление здоровья ( как и других компонентов личности) происходит в процессе систематической работы над собой, направленной на формирование побудительной (мотивационной) сферы образа жизни человека. В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой учеными позиций граней этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [21, с. 114].
Другие авторы придают здоровью фундаментальное значение как условие успешности жизни: «здоровье означает свободу деятельности …обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни» [21, с.115].
Н. М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В. П. Казначеев [21, с.115]. трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Н. И. Брехман[21, с.115] определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению В. Т. Лободина, [21, с.115] здоровье ? это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы [36, с. 182].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, то есть здоровье ? это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Психическому здоровью можно дать три определения: во-первых, это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [35, с. 46].
Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности
... воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Важнейшей тенденцией в развитии личности Адлер считал стремление сохранить в ... интереса является показателем психологического здоровья. 2.2 Сравните основные исходные положения К. Юнга и А. Адлера в отношении природы человека Адлер. Человек – это единое, самосогласующееся ...
Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность) факторов.
Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни ? биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного пути ? позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь, определяются ? обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами, проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и приумножения здоровья.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье ? важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Так же, ряд ученых философов (Дж. Локк, А. Смит, К .Гельвеций, М. В. Ломоносов, и другие), [21, с.115] психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), [21, с.115] ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, Б. Н. Чумаков и другие), [21, с.116] педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) [21, с.116] пытались решить проблему здоровья, и формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия [35, с. 60].
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле ? вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» (8.,с. 54).
Французский философ Клод Гельвеций [21, с.117]в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству». «При мудром государственном устройстве нужно стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства» [1, с. 43].
Таким образом, великие философы — мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов в 18 веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу.
Инновационные направления развития системы физического воспитания ...
... играет главную роль в развитии физического потенциала человека, формировании его жизненно важных умений ... с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и ... физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста [14]. В перечне причин, определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни ...
М. В. Ломоносов придавал большое значение анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении [40, с. 162].
Ученые С. П. Боткин, П. Ф. Лесгафт заложили основы современной валеологии. С. П. Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии [40, с. 164].
В. М. Бехтерев [3, с.69]много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались В. М. Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против алкоголизма [21, с. 114].
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка ? это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [45, с. 92].
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По мнению С. В. Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».
В 1968 году Всемирная Организация Здравоохранения приняла следующую формулировку: «Здоровье ? свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным [42, с. 110].
Г. Л. Билич, Л. В. Назарова [5, с.15] взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье ? это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [25, с. 40].
Задания по психологии развития человека
... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм [25, с. 44].
Академик Н. М. Амосов [12, с.13]полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [25, с. 46].
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Таким образом, из приведенных определений видно, что развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни — это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.
Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние. Однако сам феномен здоровья зависит от множества факторов, среди которых особое значение приобретает ценностно-мотивационная сфера личности и ценности здоровья в этой структуре. Согласно концепции самосохранительного поведения оно имеет универсальный характер, который проявляется в его соотнесёности со всеми сферами жизни.
Анализ научной литературы позволил рассматривать здоровый образ жизни как активную целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение, укрепление и развитие здоровья. В настоящее время накоплено значительное количество знаний о здоровом образе жизни и здоровье.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Влияния цвета на физиологическое и психологическое состояние человека
... большинства опрошенных нами респондентов цвет оказывает влияние на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Об этом говорят результаты опроса по методике семантического дифференциала. Практически ... и продаваемого товара необходимо учитывать его влияние на физиологическое и психоэмоциональное состояние человека. В заключении необходимо отметить, что наиболее предпочитаемые цвета по своим ...
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [30, с. 68].
Признаками здоровья являются:
— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. — М.: Знание, 1983.
6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. — М.: Просвещение, 1968.
8. Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
9. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
10. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978.
11. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
12. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение, 1967.
13. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 2007
14. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. проф. В.И.Ильинича . — М.: Гардарики, 2006
15. Лях В.И. Силовые способности школьников // Физическая культура в школе. -2005.- № 1.- С. 6.
16. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского.- М.: Просвещение, 2007
17. Минбулатов В.М. Физическая культура в школе: Очерки дидактических основ. — Махачкала: Дагучпедгиз, 2005
18. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б.Кофмана. — М.: Физкультура и спорт, 2005
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... культуры; • принцип ненасилия и толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия; • принцип связи воспитания ... к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей ...
19. Основы теории и методики физической культуры : Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 2006
20. Столяров В.И., И.М.Быховская, Л.И.Лубышева. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры. — 2004.- № 5.- С. 11.
21. Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007
22. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов по спец. 0303 “Физическая культура” / Под ред Б.А.Ашмарина. — М.: Просвещение, 2007
23. Физическая культура: Учеб. для учащихся Х-Х1 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И.Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.- М.: Просвещение, 2006
24. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. — М.: Физкультура и спорт, 2006