Игровые упражнения как средство коррекции дисграфии у младших школьников сельской общеобразовательной школы

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у младших школьников

1.1. Научные основы формирования письменной речи………………………..7

1.2. Нарушение письма. Понятие «дисграфия», симптоматика, виды…………………………………………………………..…………10

1.3. Теоретические основы формирования письменной речи у младших школьников с использованием игровых приемов……………………..13

Выводы по первой главе………………………………………………………..14

Глава 2. Исследование состояния письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………16

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………20

Выводы по второй главе………………………………………………………..26

Глава 3. Формирование навыка письменной речи с использованием игровых приемов у учащихся вторых классов сельской школы

3.1. Цель, задачи, методика формирующего эксперимента………………..28

3.2. Проверка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………………………………………………36

Выводы по третьей главе…………………………………………………….…40

Заключение………………………………………………………………………42

Библиография………………………………………………………………..…..43

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного.

Одной из причин неуспеваемости детей в школе являются специфические расстройства письма, они носят системный характер, то есть оно нарушается как целостный психический процесс, что подтверждается исследованием таких авторов как Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Н.И. Садовниковой, А.Н. Корневым, А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой [19, 24, 38, 44].

Трудности овладения письмом, то есть различные виды дисграфий — явление особенно частое в начальной школе, являющиеся главной причиной школьной неуспеваемости и отклонений в формировании личности ребенка. Эффективное преодоление трудностей на письме требует не только понимания их механизмов, но и должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма, а также зоны ближайшего развития у каждого конкретного учащегося.

4 стр., 1536 слов

Письменная речь как вид речевой деятельности

Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.). В методике преподавания ИЯ различают понятия письмо и письменная речь. Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала. Для реализации письменной речи необходимы соответствующие речевые умения. ...

Проблема коррекции нарушений письма остается актуальной на сегодняшний день, и в первую очередь это связано с недостаточной эффективностью методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, и во вторую очередь с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения, проявлении у детей смешанных форм дисграфии.

Игровые упражнения стали эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма, как в дошкольной, так и школьной логопедии. Игра помогает ребенку в процессе практической деятельности, освоить употребления грамматических и орфографических норм, графомоторных умений и навыков, сформировать умение фонематического анализа и синтеза, что в свою очередь формирует чувство языка, необходимое для полноценного развития речевого общения. Игровые упражнения создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляют воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности [12].

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей направленных на коррекцию дисграфии у младших школьников, так как это средство дальнейшего обучения. Это определило тему нашего исследования: «Игровые упражнения как средство коррекции дисграфии у младших школьников сельской общеобразовательной школы».

Цель исследования: изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности игровых упражнений направленных на коррекцию дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы.

6 стр., 2933 слов

Особенности развития навыка чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ

Оглавление Введение 3 Глава I. Общая характеристика чтения учащихся младшего школьного возраста I.1. Общая характеристика понятия «письменная речь» 6 I.2. Особенности овладения чтением в младшем школьном возрасте 12 I.3. Нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста 19 Глава II. Исследование состояния чтения у учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных школ II.1. Общее ...

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

Изучить теоретически основы проблемы коррекции дисграфии у младших школьников сельской общеобразовательной школы посредством игровых упражнений.

Выявить особенности и определить уровень состояния письма у учащихся младших классов в сельской общеобразовательной школе и определить педагогические условия их развития в образовательных учреждениях.

Разработать и апробировать систему игровых упражнений направленных на коррекцию дисграфии у младших школьников сельской общеобразовательной школы

Выявить эффективность игровых упражнений в коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы

Объект исследования: коррекция дисграфии у учащихся младших классов.

Предмет исследования: процесс использования игровых упражнений при коррекции дисграфии у детей младших классов сельской общеобразовательной школы

Гипотеза исследования: возможно работа по коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы будет более эффективно, если:

— с точки зрения системного подхода использовать игровые приемы, направленные на формирование всех сторон речи и устранение специфических ошибок письма у младших школьников сельской общеобразовательной школы

— с позиции взаимосвязи речи с высшими психическими функциями применять в своей работе дидактические игры, обращенные на развитие пространственных представлений, памяти, внимания, восприятия.

— с позиции учета ведущей формы деятельности введение в учебную деятельность учащихся игровых приемов.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, психологической, нейропсихологической и психолингвистической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования: углубление, расширение, обобщение материала по коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с использованием игровых упражнений.

Практическая значимость исследования: разработанная нами система упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников сельской общеобразовательной школы может быть использована учителем в учебном процессе при работе с детьми с особенностями на письме.

5 стр., 2484 слов

Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией

... в развитии базовых для письменной речи психических функций могут служить причиной трудностей освоения навыков чтения и письма младшими школьниками. Механизм нарушения чтения и ... и неуспешных в письме, общих характеристик письма у детей с дисграфией; — определение степени совпадения / несовпадения ПЛО у детей с дислексией и дисграфией. Исследование проводилось в ...

База исследования: исследование проводилось с учащимися второго класса в СОШ «Удимской средней школы №2» посёлка Удимский. Всего в эксперименте принимали участие 20 детей.

Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы; проиллюстрированная таблицами, схемами, рисунками, гистограммами, снабжена приложениями, в которых представлены работы учащихся.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Научные основы формирования письменной речи

Современные представления о письме базируются на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, АР. Лурия, Л.С. Цветковой, рассматривающих высшие психические функции (в том числе и письмо) как сложные системы многоуровневого иерархического строения. Согласно исследованиям данных ученых в функциональной системе письма задействованы различные структурные компоненты, каждый из которых, входят в состав других психических процессов, вносит специфический вклад в формирование определённых операций письма [3].

Рассмотрим понятие письменной речи с точки зрения различных ученых.

В настоящее время письменная речь определяется как передача языковой информации посредством буквенных обозначений звуков, слов, фраз. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, и более совершенная форма речи, возникающая у детей лишь после формирования устной речи [19].

А.Р. Лурия в соответствии с принципом системного строения высших психических функций письменную речь, рассматривал как сложные функциональные системы, в состав которых входит работы речедвигательного и речеслухового анализатора [3].

Согласно теории речевой деятельности, предложенной А.А. Леонтьевым, В. П. Глуховым, Н.И. Жинкиным, письменная речь проходить те же этапы, что и устная речь, но она более сложная, так как требует от ребенка реализацию на письме, и более точное грамматическое и лексическое программирование. Важно также отметить что согласно исследованиям А.Н. Корнева, Л.С. Цветковой, А.Н. Леонтьева, письменная речь включает в себя два навыка — это навык письма и навык чтения, тесно взаимосвязанных между собой [19, 25].

20 стр., 9724 слов

Преодоление специфических ошибок письма у школьников с системными нарушениями речи

... требует особого подхода к обучению детей письму. Логопед не может игнорировать проблемы грамотности, совершенствуя письменную речь школьника. Дисграфия представляет серьёзную проблему. От уровня ... и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: . Подбор диагностических методик. . Установление ...

Формирование письменной речи и успешность овладения данным видом речевой деятельности с точки зрения Р.Е. Левиной, Г.А.Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной обусловлена сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, а также в течение осознания и обучения ребенка процесса навыка письма и чтения [3,19].

Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности.

Как по своему возникновению и пути развития, так и по своему психологическому содержанию, по входящим в его состав психологическим операциям процесс письма резко отличается от процесса устной речи. При этом многие авторы рассматривают процесс письма с точки зрения психологии, психофизиологии и лингвистики. Проанализируем письменную речь с этих позиции, используя исследования Л.С. Цветковой.

Л. С.Цветкова говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие [44].

Согласно исследованиям Л.С. Цветковой письменная речь имеет свои звенья на каждом уровне. Так на психологическом уровне письменная речь проходит работу от этапа возникновение мотива к письменной речи, затем идет создание замысла, затем непосредственно создание замысла содержания письменной речи, и наконец, последним звеном будет осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Психофизиологический уровень состоит из двух подуровней: сенсоакустико-моторного и оптико-моторного. Каждый из этих уровней обеспечивает перевод зрительного образа букв, в их моторную реализацию на письме.

Лингвистический уровень обеспечивает письмо языковыми средствами, то есть реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы [3].

Таким образом, совместная работа, согласованность этих основных уровней создает оптимальные условия для осуществления целостного процесса письма.

4 стр., 1920 слов

Особенности обучения письму младших школьников с умственной отсталостью

  Под умственной отсталостью в отечественной дефектологической науке понимают стойкие нарушения познавательной деятельности, возникшие вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный разлитой характер (В.В.Воронкова, 2016). Психическое недоразвитие препятствует накоплению жизненного опыта и обучения и определяет способность детей к социальной адаптации или обучению ...

Считаем необходимым, также рассмотреть функциональную структуру письма с точки зрения различных авторов.

А. Н. Корнев выделяет 3 уровня функциональной структуры письма.

1. 3-й уровень (нижний):

· интеллектуальное развитие

· развитие условных рефлексов

· уровень развития сукцессивных способностей

· развитие пальцевого праксиса

2. 2-й уровень:

· способность к символизации

· фонематическое восприятие и представления

· операции фонологического структурирования слов

· операции трансформации временной последовательности звуков

· пространственная последовательность букв

· зрительно-моторная координация

3. 1-й уровень:

· навык звукобуквенной символизации

· навык моделирования звуковой структуры слов

· графомоторные навыки [19].

А.Р. Лурия определял, что собственно письмо включает ряд специальных операций:

• анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Первое условие письма — определение последовательности звуков в слове. Второе -уточнение звуков, то есть превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекает при ближайшем участии артикуляции;

• перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения элементов;

• «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы) [19].

Взаимодействие фонетической и лексико-грамматической сторон речи раскрывается в теории механизмов речи Н.И.Жинкина, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена: 1) образование слов из звуков и 2) составление сообщений из слов. Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова («решётка фонем»).

Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решётка морфем». По теории Н.И.Жинкина, слова становятся полными только в операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их в памяти в такой комбинации. Как только определена тема сообщения, сужается круг лексики. Правила отбора конкретных слов определяются целью данного конкретного сообщения. Все речевые обозначения и их перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т.к. слог — основная произносительная единица языка. Именно поэтому, как считает Н.И.Жинкин, то главное, с чего начинается речевой процесс и чем он заканчивается, есть код речедвижений (отбор требуемых речедвижений), и в этом его великая роль на пути от звука к мысли [28].

30 стр., 14596 слов

Формирование связной письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

... . Данное противоречие определило актуальность проблемы в формировании связной письменной речи у младших школьников. Объект - формирование связной письменной речи. Предмет - система занятий. Цель - создание системы ... три специалиста: психиатр, психолог и логопед. (10) На основе письма и чтения можно проверить уровень сформированности письменной связной речи, используя следующие диагностики. (2) ...

Итак, подводя итоги, мы можем отметить, что письменная речь это наиболее сложная форма речи, требующая от ребенка сформированности всех сторон речи и работы всех анализаторов, высших психических функций. Данный вид речевой деятельности является наиболее сложным и онтогогнетически поздним в развитии речи детей, поэтому и требуют его формирования и помощи детьми при освоении.

1.2. Нарушение письма. Понятие «дисграфия», симптоматика, виды

На сегодняшний день у многих учащихся младших классов выявляются различные нарушения письменной речи, которые отрицательно сказываются на формировании навыка чтения и как следствие на школьной успеваемости детей как по русскому языку, так и по другим предметам.

Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, О………

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии- М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.

2. Баранок О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией // Логопед 2009, № 8.- с. 108

3. Визель Т.Г. Нарушение чтение и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т.Г. Визель. — М.: АСТ,М.: Астрель; М.: Транзиткнига, 2005. — 126 с.

4. Гетманский М.И. Исправление недостатков речи у школьников / Под ред. Р.Е. Левиной. — Минск: «Высшая школа», 1970. — 192 с.

5. Голубихина Ю.Е., Стужук Ю.О. Взаимосвязь психолога и логопеда при коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов // Логопед, 2006. — №9

6. Гомбоева Н.В. Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников // Логопед, 2012, № 10.- с. 76

7. Долгик Т.А. Коррекция моторной дисграфии в у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида //Логопед, 2008. — №2

8. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед 2004, №3.- С.18.

9. Елецкая О.В. Особенности учебной деятельности школьников с дизорфографией // Логопед, 2012, № 2. — с. 64

10. Елецкая О.В. Пути совершенствования учебной деятельности школьников с дизорфографией в процессе логопедической работы // Логопед, 2012, № 5 .- с. 101

11. Елецкая О.В. Совершенствование и автоматизация навыка письма у школьников с дизорфографией // Логопед, 2012, № 6. — с. 113

12. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихолгом. -СПб., 2008-96с.

13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.

14. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. — с. 41-46

15. Зорина О.В. Нейропсихологические факторы неуспешности детей младшего школьного возраста в обучении русскому языку и чтению // Логопед 2010, № 6 .- с. 88

16. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ // Практическая психология и логопедия. — 2003. — № 1-2;

17. Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед 2004,№.1. — С.105.

18. Киселева Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // Логопед, 2008. — №7

19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

20. Кувыкина Е.М. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью основных функций фонематической системы // Логопед 2011, № 6.- с. 90

21. Лагутина С.А. Коррекция нарушений письменной речи у школьников 2-4 классов // Логопед 2010, № 8.- с. 64

22. Лагутина С.А. Коррекция нарушений письменной речи у школьников 2-4 классов // Логопед 2011, № 1.- с. 101

23. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб.: «Образование», 1997. — 172 с.

24. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. — СПб.: СПб ГУПМ, 1999. — 36 с.

25. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.

26. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.

27. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед, 2004. — №2

28. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы // Логопед, 2004, № 1. -С.4.

29. Набатникова Е.В. Сюжетно-ролевая игра на логопедических занятиях с младшими школьниками // Логопед, 2012, № 4. — с. 96

30. Оглоблина И.Ю. Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников // Логопед 2009, № 5.- с. 118

31. Поварова И.А., Гончарова В.А. Дисграфия. Методичесое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности 031800 «Логопедия» по курсу «Логопедия (нарушения письменной речи) — СПб.: ИСПиП им.Р.Валленберга, 2005

32. Подобед С.О. Система коррекционной помощи слабоуспевающим младшим школьникам // Логопед 2006, № 2.- с. 95

33. Поникарова В.Н., Котляр Л.Я., Сереброва О.И. Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи // Логопед 2010, № 6.- с. 99

34. Прищепова И.В. Особенности учебно-практической деятельности младших школьников с дизорфографией // Практическая психология и логопедия, 2007. — №1 (24).

— 22 — 30 с.

35. Решетова И.А. Приемы развития речи младших школьников (игра-соревнование для родителей и детей) // Логопед 2008, № 7.- с. 114.

36. Родькина Л.А. Развитие фонематического слуха в системе работы по коррекции нарушений письма у младших школьников // Логопед 2011, № 9.- с. 80

37. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Владос, 1995.

38. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV кл.).

— М.: «Педагогика», 1980. — 192 с.

39. Танцева Н.А. Приемы и методы предупреждения нарушений письменной речи // Логопед 2009, № 2. — с. 106

40. Устюгова Е.В. Проведение логопедических занятий на основе деятельностного метода // Логопед 2008, № 3.- с. 74.

41. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических исследований методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.

42. Фуреева А.П. Нарушение речи у школьников: корреционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Шипилова Е.В., Филиппова О.В.. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 208 с.

43. Шаевская Н.А. Условия повышения эффективности логопедической работы с младшими школьниками // Логопед 2009, № 3.- с. 90

44. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996.