содержание коррекционной работы по формированию психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 6

1.1. Понятие психологической готовности к школе в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи">старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 16

1.3. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 28

Выводы по первой главе 35

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 36

2.1. Методики изучения психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 36

2.2. Результаты изучения психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 43

Выводы по второй главе 47

Глава 3. Организация коррекционной работы по формированию психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 49

3.1. Содержание коррекционной работы по формированию психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта 49

3.2. Анализ результатов экспериментальной работы 65

Выводы по третьей главе 68

Заключение 70

Библиографический список 73

Приложение 79

Введение

Одной из важных задач воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях является формирование готовности к систематическому обучению в школе. В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Н.И. Кузина, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

24 стр., 11604 слов

Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия

... интеллектом, так и у детей с нарушением интеллектуального развития. Дети с дизартрией по клинико-психологической ... детей с дизартрией создается фонематическая готовность к полноценному усвоению письма. ... КУРСОВАЯ РАБОТА №1 «Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия» ... с дизартрией усваивать программу общеобразовательной школы [15]. Поскольку развитие артикуляционной ...

За более чем вековую историю проблемы готовности к обучению в школе накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований частных аспектов готовности детей к школе, тем не менее эта проблематика все еще остается актуальной и нуждается в поисках оптимального решения. В исследованиях готовности детей к школьному обучению имеет место значительное разнообразие используемой терминологии, что отражает, с одной стороны, сложность и многомерность самого предмета исследования и, с другой — принципиальное расхождение позиций авторов в понимании сущности и природы феноменов речевой готовности.

Для дальнейших исследований в этой области особую важность представляют обобщение результатов исследований, выполненных на разной методологической основе, систематизация накопленных знаний, определение теоретического понятия «готовность к обучению в школе», разработка концептуальной модели и методов научного анализа структурно-функциональных особенностей готовности к обучению в школе, ее системогенеза и динамики в процессе систематического школьного обучения.

Проблема готовности к обучению в школе актуальна и для дефектологии. В психолого-педагогических исследованиях выделены основные аспекты готовности детей с проблемами в развитии. В психолого-педагогической литературе разработаны вопросы подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития, с нарушением слуха, зрения, но недостаточно внимания уделено проблеме формирования психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания коррекционной работы по формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Объект исследования — психологическая готовность к обучению в школе детей с нарушением интеллекта.

26 стр., 12920 слов

Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе

... отражают основные стороны личностно-социальной готовности ребенка к школе и школьному обучению. В сфере общения со взрослыми ... симптомов, заболеваний нет · Изредка имеют место функциональные нарушения · Имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика. · ... мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается ...

Предмет исследования — содержание коррекционной работы по формированию психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: процесс формирования психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушением интеллекта будет эффективным, если:

— определено сущность понятия «психологическая готовность к школе;

— учтены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

— определено содержание работы педагога по формированию психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушением интеллекта.

В соответствии с поставленной целью и предметом сформулированы основные задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

2. Изучить особенности психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

3. Определить содержание коррекционной работы по формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и оценить ее эффективность.

Методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы, анализ, обобщение), эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент), математические методы обработки данных.

База исследования: МБДОУ ЦРР — детский сад первой категории № 73 г. Челябинска, коррекционная группа для детей с нарушением интеллекта (6 детей).

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями интеллекта

1.1. Понятие психологической готовности к школе в психолого-педагогической литературе

Проблема готовности детей к обучению в школе относится к числу фундаментальных проблем психологии. Первые экспериментальные исследования детей, начинающих систематическое школьное обучение, были опубликованы во второй половине XIX в. В этот период происходит актуализация проблемы на практическом уровне, выходят первые публикации результатов обследования дет…

2 стр., 691 слов

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе

... готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе. 2. Компоненты психологической готовности к школе. 4. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности.   Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность ...

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. — М. — Воронеж: АПСН, 1995. — 280 с.

2. Введение в психологию [Текст] / под ред. А.В. Петровского. — М.: издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.

3. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С.66−74.

4. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34−49.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. — М., 1982 — 1984. Т. 2. — 251 с.

6. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1985. — 72 с.

7. Гаврилушкина, О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Дефектология. — 1987. — № 5. — С.48−53.

8. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1991. — 134с.

9. Газман, О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] / О. Газман // Забота — поддержка — консультирование. / под ред. Н.Б. Крыловой. Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 11−38.

10. Гилевич, И.М. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха [Текст] / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. — С. 44−51.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... . В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике ...

11. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению. — М., 2002.

12. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

13. Дошкольное образование России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: ГНОМ и Д, 2001. — 472с.

14. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан и др.; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: издательский центр «Академия», 2001. — С. 26.

15. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики [Текст] / И. В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1991. — 322 с.

16. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] / Е.А. Екжанова. — СПб: Сотис, 2002. — 256 с.

17. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009. — 175 с.

18. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — № 3. — С.66−78.

19. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Д. Забрамая, О.В. Боровик. — М.: Владос, 2008. — 115 с.

20. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме [Текст] / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 83−95.

21. Ильин, Е.Н. Психология [Текст]: учебник для средних учебных заведений / Е.Н. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 560 с.

13 стр., 6229 слов

Психология воспитания 2

... понимание сущности воспитания очень близко взглядам на воспитание представителей современной гуманистической психологии и педагогики) ребенок не только ... - созда­ние условий для разностороннего развития детей. Личность ребенка - в центре всей педагогической деятельности. ... детей, эмпатийное пони­мание педагогами своих воспитанников (духовной общности воспитателей и воспитан­ников). 6. Психолого ...

22. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. — М.: ВЛАДОС, 2006.

23. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) [Текст] / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. — СПб., 1997. — 160 с.

24. Кандыбович, Л. А. Психология / Л. А. Кандыбович, М.М.Дьяченко, Минск, 1998. — 399 с.

25. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 207с.

26. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых) [Текст] / А.А. Катаева. — М., 1977. — 33 с.

27. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 7. — С.81−84.

28. Лапошина, Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина // Дефектология. — 1991. — № 6.- С.72−77.

29. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — С. 3−15.

30. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст] / Н.Н. Малофеев. — М.: Просвещение, 2009.

31. Митина, Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы [Текст] / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 3−5.

32. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.

33. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена [Текст] / Н.М. Назарова // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1. — М., 1996. — С. 28−38

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ ... действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с возникновением ... д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в ...

34. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001. — 256 с.

35. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 8. — С.95−100.

36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2006. — 203 с.

37. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. — М.: Педагогика, 2004. — 278 с.

38. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.

39. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Изд-во политической лит-ры, 1990.- 492 с.

40. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий [Текст] / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред. Ю.В.Егошкина. — Волгоград: Учитель, 2009.

41. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1−3 апреля 1998 г.).

— СПб., 1998. — 126 с.

42. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 152 с.

43. Свеженцова Г. М. Подготовка детей к школе // Начальная школа. — 2004. — № 5. — С.67−69.

44. Сводина, В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом [Текст] / В.И. Сводина // Дефектология. — 1998. — № 6. — С. 38−41.

45. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 184 с.

46. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы / Под ред. Е.Л.Инденбаум. — Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.

47. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3. — С.53−57.

48. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования — К.: Освита, 2006. — 278 с.

49. Шипицына, Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России [Текст] / Л.М. Шипицына // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. — С. 19−30.

50. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянгун, Н.Н. Яковлева; под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

51. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России [Текст] / Н.Д. Шматко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб., 1996. — С. 13−19.

52. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. — М: Учпедгиз, 2006. — 456 с.

53. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100−106.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector