Особенности усвоения специальных географических навыков умственно отсталых школьников

Особенности усвоения специальных географических навыков умственно отсталых школьников

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей

усвоения специальных географических навыков у школьников

1.1. Проблема усвоения специальных географических навыков

в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Характеристика детей с умственной отсталостью 18

1.3. Особенности формирования и коррекции географических

представлений учащихся специальной коррекционной школы VIII вида 24

Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы особенностей

усвоения специальных географических навыков у школьников в норме

и с умственной отсталостью

2.1. Организация и методы исследования 32

2.2. Описание констатирующего эксперимента 37

2.3. Результаты эксперимента и анализ (качественный) 44

Заключение 51

Литература 54

Приложения 57

Введение

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в педагогике и психологии. Занимаются ими, однако, не только психологи, но и олигофренопедагоги, невропатологи, дефектологи, психиатры, генетики и т.д. Внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых школьников вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. В школьном возрасте для обучения и адаптации в социуме, умственно отсталым детям необходимо усвоение знаний в различных областях, но, прежде всего, в познании окружающего мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью путем освоения ими различных знаний в области естествознания и географии, что и составляет социальную значимость нашей работы.

Вопросами изучения особенностей формирования географических навыков умственно отсталыми школьниками занимались такие отечественные ученые как Ю.В. Кузнецов, Г.В Мурашев, Т.И. Пороцкая, Н.С. Румынина, Н.С. Сапроненкова, В.И. Сиротин и др. Однако на современном этапе развития научной мысли мы можем говорить о том, что имеющиеся исследования, прежде всего, направлены на изучение особенностей развития географических знаний у детей с умственной патологией. Вопрос формирования у них географических навыков рассматривается косвенно лишь в рамках общей методологии преподавания географии в специальной коррекционной школе VIII вида. Это определяет научную значимость настоящего исследования.

5 стр., 2161 слов

Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом

... навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта Структура психики ребёнка с лёгкой степенью умственной ... и проведен на базе Казенного образовательного учреждения Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Экспериментальная выборка составила 9 ...

Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование проблемы усвоения специальных географических навыков у школьников с умственной отсталостью может помочь педагогам и воспитателям коррекционной школы, что предопределяет практическую значимость данной работы.

Итак, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей с умственной отсталостью рассматривается в научной психолого-педагогической литературе достаточно широко. Особенно важным является организация образовательного процесса в школьном возрасте, когда у умственно отсталых детей закладываются основные знания об окружающим их мире и происходит обучение основным школьным предметам. В то же время известно, что проблеме освоения школьниками географических навыков уделяется недостаточно внимания. Это и составляет проблему нашего исследования.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей усвоение специальных географических навыков у школьников специальной коррекционной школы VIII вида.

Объект исследования – знания в области географии у школьников с умственной отсталостью и условия и способы их коррекции.

Предмет исследования – особенности усвоения специальных географических навыков школьниками с умственной отсталостью.

Гипотезы исследования:

1. Уровень развития специальных географических навыков у школьников средних классов специальной коррекционной школы VIII вида и общеобразовательной школы имеют существенные отличия и выраженность.

2. Специальные коррекционные упражнения, способствуют развитию у умственно отсталых детей среднего школьного возраста географических навыков.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему особенностей усвоения специальных географических навыков детьми школьного возраста с умственной отсталостью.

2. Эмпирически изучить уровень развития специальных географических навыков у школьников средних классов.

3. Разработать и апробировать методику развития специальных географических навыков у школьников с умственной отсталостью.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования явились общеобразовательная школа МОУ «Лицей» №3446 г. Москвы и специальной коррекционной школы VIII вида № 78 г. Москвы. В эксперименте приняли участие ученики 7-го класса общеобразовательной школы и школьники 6-го класса коррекционной школы в количестве 20 человек (по 10 человек из каждого класса).

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей усвоения специальных географических навыков у школьников

15 стр., 7253 слов

Игра как средство формирования навыков общения младших школьников ...

... бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс формирования навыков общения младших школьников. Исследования И.П. Иванова, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Д.В. ... навыков общения младших школьников Глава II. Работа учителя начальной школы по формированию навыков общения на внеклассных занятиях в 1-ом классе Заключение Понятийный аппарат Библиография Приложение Введение Актуальность исследования ...

1.1. Проблема усвоения специальных географических навыков в психолого-педагогической литературе

От формирования географических представлений и от развития у учеников логического мышления современная педагогика идет к применению знания на практике, что предполагает приобретение умения и навыков. Как отмечают исследователи «если бы образовательный процесс ограничился только сообщением ученикам знаний и не осуществлялось бы перехода от знания к умениям и навыкам, то такое обучение было бы бесполезным и такие науки не могли бы быть фактором общественного прогресса. Без навыков и умений нет и не может быть образовательного процесса (Корнилов).

Не закреплённые в навыках знания не только бесплодны, но и не прочны, формалистичны, мертвы.

В психологическом словаре навык (англ. habit, skill) определяется с двух точек зрения [31]:

1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения навыка служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля).

Навык может быть не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т.п………………

Заключение

Данная работа была посвящена проблеме изучения особенностей усвоения специальных географических навыков у школьников с умственной отсталостью. Теоретическая и эмпирическая части работы позволяют сделать следующие выводы.

Географические навыки – это автоматизация применения географических знаний в результате упражнения. Географические навыки представляют собой умения работать с картой, исследовать географическую среду и разбираться в географических комплексах, наблюдать над погодой и обрабатывать научные материалы.

Занятия географией и освоение географических навыков способствуют развитию у ребенка процессов внимания, воображения, логического, абстрактного и пространственного мышления, памяти и т.д. особенно важны занятия географией для умственно отсталых школьников.

Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. У умственно отсталых детей наблюдаются нарушения нормального развития психических и особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Формирование и коррекция географических навыков – это процесс, затрудненный особенностями развития умственно отсталого ребенка.

В эмпирической части нами были исследованы дети общеобразовательной школы МОУ «Лицей» №3446 г. Москвы и специальной коррекционной школы VIII вида № 78 г. Москвы. В эксперименте приняли участие ученики средних классов в количестве 30 человек

Для анализа нами было выбрано 5 шкал: скорость работы с картой, правильность поиска по карте, правильность называния объектов, правильность поиска по глобусу, определение по компасу направления местонахождения предметов.

В первой части исследования нами было выявлено, что дети без патологии в развитии гораздо лучше владеют географическими навыками, чем умственно отсталые школьники. Так если школьники с нормальным развитием показывали по шкалам тестирования высокие и средние баллы, то дети с умственной отсталостью часто не могли выполнить задание и показывали низкий результат.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. ... коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и ...

По результатам опроса нами была подтверждена первая часть гипотезы о том, что уровень развития специальных географических навыков у школьников средних классов специальной коррекционной школы VIII вида и общеобразовательной школы имеют существенные отличия и выраженность.

На этапе формирующего эксперимента нами были разработаны 7 тем, направленных на развитие географических навыков детей с умственной патологией.

Повторное тестирование показало, что у определенной части детей произошли значительные изменения в освоении географических навыков. Так анализ исследования по всем шкалам помог выявить нам группу из 4 школьников (26,7%), набравших высокое количество баллов. 8 человек показали средний результат (53,3%).

Группа из трех опрошенных учащихся (20%) не смогла повысить свой уровень развития географических навыков.

Таким образом, нами была подтверждена и вторая часть гипотезы о том, что специальные коррекционные упражнения, способствуют развитию у умственно отсталых детей среднего школьного возраста географических навыков. Процесс развития географических навыков оказывает на детей с умственными отклонениями в развитии значительное влияние и способствует не только развитию познавательной, но также и коммуникативной сферы. Игровые методы, которые мы применяли, помогали детям лучше находить контакт друг с другом.

В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема требует дальнейшего исследования.

Литература

1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М., 1997.

2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1998.

3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. — М.: Учпедгиз, 1999. — 390с.

4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1997. — Т.5. — 275с.; — Т.3. — 301с.

5. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1995.

6. Горощенко В. П., Никитина В.С., Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2003.

7. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми//Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 2000. С. 5—14.

8. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 176 с.

9. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. — М., 1995.

10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова, М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.

11. Кузнецов Ю.В. Работа с календарем природы и труда во вспомогательной школе // Дефектология. –1997. –№6.

12. Липецкая Е.И., Использование дидактического приема сравнения на уроках географии во вспомогательной школе/ Е.И. Липецкая.- СПб., 2002.- 45с.

12 стр., 5850 слов

Система профориентационной работы во вспомогательной школе

... предпочтений у умственно отсталых школьников (беседа, опрос, анкетирование). Беседа, интервью с администрацией и педагогами вспомогательной школы. Раздел I. Система профориентационной работы во вспомогательной школе 1.1 Профессиональная ... раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися или работы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят об элементах профессиональной ...

13. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1994. — №3.

14. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 1998.

15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2006.

16. Мурашев Г.В. Как умственно отсталые школьники применяют географические знания на практике/ Г.В. Мурашев.- «Известия» АПН 1998, вып.19.- 116с.

17. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. Воронковой В. В. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

18. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение, 1990.

19. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей — олигофренов. — М.: Педагогика, 1999. — 231с.

20. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В.Г. Петрова.- М., 1998.- 76с.

21. Пороцкая Т.И., Янчева Л. В. Наблюдения за природой в 1-8 классах вспомогательной школы // Специальная школа. –1995. –вып.1.

22. Пороцкая Т.И. Обучение географии в вспомогательной школе/ Т.И. Пороцкая.- М., 2004.- 87с.

23. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 2005. — 188с.

24. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. — М., 1996.

25. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика М., 1998.

26. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии VI-X классы / Н.С.Румынина Н.С. Сапроненкова.- М., «Школа-Пресс», 2001.- 76с.

27. Cинев В.Н., Стожок Л.С.Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Радянська школа, 2002.

28. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (VI-X кл.): пособие для учителя/ В.И. Сиротин- М.:Аркти, 1997.-98с.

29. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 2002.

30. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1995.

31. Яцкевич Я.Н. Экспериментальная программа факультативных занятий для учащихся VI – Х классов общеобразовательных учреждений. – Мн., 2007.