особенности формирования культурно-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 5

1.1 Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в педагогике и психологии 5

1.2 Особенности овладения культурно-гигиеническими навыками 8

1.3 Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте 13

Глава 2. Изучение особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 22

2.1 Общие положения в организации и проведении исследования 22

2.2 Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы по изучению особенностей развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 24

2.3 Организация работы воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 29

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Введение

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи (Р. Заззо, например), размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл.

Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет — решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми — практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания [5].

7 стр., 3085 слов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

... его воспалению. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, ...

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка.

Анализ процесса психологического развития ребенка раннего возраста является оной из наиболее актуальных проблемы возрастной психологии. Одно из направлений, а именно формирование культурно-гигиенических навыков определило и тему работы.

Цель работы: проанализировать особенности формирования культурно-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования культурно-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. изучить и проанализировать психологическую литературу по теме работы;

2. проанализировать особенности формирования у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков;

3. определить особенности формирования культурно-гигиенических навыков;

4. экспериментально изучить эффективность условий, создаваемых для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала; тестирование, наблюдение.

Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в педагогике и психологии

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств [3].

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».

9 стр., 4072 слов

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного ...

... организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Глава I. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью ...

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые ус……

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Владос, 2007.

2. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2007. – 58с

3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю, Белая. — М, «Сфера», 2005 — 288 с.

4. Березина, В. Воспитание чудом [Текст] // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. — М.: Вита-Пресс, 2007. Выпуск № 6. — С. 54-63.

5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 2006.

6. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2007. – 316 с.

7. Голицына, Н.С.Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына — М: «Скрипторий 2003», 2008 — 104 с.

8. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М., 2002

9. Деркунская, В.А., Поведенок, Н.П., Тимофеева, Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы [Текст] / В.А. Деркунская, Н.П. Поведенок //Управление дошкольным учреждением.- 2005. — №5. – С.24

10. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ. Методическое пособие под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевеной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007

11. Дьяченко, Л.П., Косова, Л.В. Организация социально-личностного развития детей в ДОУ [Текст] / Л.П. Дьяченко, Л.В. Косова //Управление ДОУ. — 2009. — № 8. – с.43

12. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

13. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

14. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.

15. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2005.

16. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. — 2008-№10-53-59с.

17 стр., 8116 слов

Методические рекомендации по организации работы с одаренными детьми в школе

... подчеркивал Э.Торренс, придется исключить из рассмотрения около семидесяти процентов наиболее одаренных детей. Этот процентный показатель устойчив и практически не зависит ни от метода ... всё это тормозит развитие креативности. Использование награды за необычные ответы, соревнование между детьми, специальная тренировка и упражнение умственных способностей – стимулирует ее. В добавление к мнению ...

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону, 2003.

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по детской писхологии. – М.. 1995.

19. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2008.