ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В НА-ЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 3

6

1.1. Разработка вопросов воспитания

культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых школьни-ков 6

1.2. Методика формирования культурно-гигиенических навыков

у умственно отсталых школьников в начальных классах 13

2. Состояние процесса формирования культурно-гигиенических

навыков у младших школьников в специальной (коррекционной)

школе VIII вида 21

2.1. Констатирующий этап эксперимента

2.2. Формирующий этап эксперимента 21

2.3. Заключительный этап эксперимента 26

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в связи с изменением в различных сферах жизни, активизируются вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Это обуславливает необходимость проведения коренных преобразований в системе подготовки дефектологов, и в частности, специалистов в области образования и воспитания лиц с нарушением в интеллектуальном развитии.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей младшего школьного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Анализ специальной литературы по проблеме формирования культурно-культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых школьников (Л.В. Баряева, С.М. Виноградов, Е.А. Екжанова и других) позволил выявить основные причины ухудшения здоровья младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Первая из них связана с построением образовательного процесса в школе без учета потребностей учащихся и состояния их здоровья. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих психосоматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки, в конечном итоге – ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью умственно отсталых учащихся самостоятельно заботиться о собственном здоровье.

7 стр., 3085 слов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

... образу жизни», «Суточный режим жизни» «Бодрствование», «Сон», « Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребёнок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. ...

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития является актуальной в настоящее время. Обучая культурно-гигиеническим навыкам, закладываются основы бедующей личности, воспитывается у детей уверенность в самих себе и в своих возможностях, развивается активность, инициативность, самостоятельность.

Овладение культурно-гигиеническим навыкам (ухаживать за собой, пользоваться туалетом, умываться, купаться и тому подобное) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение культурно-гигиеническим навыкам позволяет эффективно ре-шать задачи расширения представлений и знаний детей с нарушениями интеллектуального развития об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую потребность действий.

Выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех социализации в значительной степени зависит от уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта, и их способности самостоятельно организовывать свой быт.

Исходя из выше сказанного, проблемой исследования является совершенствование системы работы специальной (коррекционной) школы VIII вида по воспитанию культурно-гигиенических навыков учащихся школьников начальных классов с нарушением интеллектуального развития.

Актуальность рассматриваемой проблемы и недостаточная ее разрабо-танность обусловили выбор темы исследования: «Формирование культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых школьников в начальных клас-сах».

Методологической основой исследования явилась психологическая концепция Л.С. Выготского о структуре дефекта развития и особенностей развития при парциальных дефектах деятельности; системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллектуального развития Д.А. Виткаускайте, С.Ю. Коноплястой, Т.Н. Стариченко, Е.И. Разуван.

Цель исследования: изучение условий эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых младших школьников в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В исследовании решаются следующие задачи:

? изучить специальную научно-методическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых школьников в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;

? провести обследование культурно-гигиенических навыков у учащихся начальных классов с нарушениями интеллектуального развития;

? выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся начальных классов с нарушениями интеллектуального развития;

15 стр., 7126 слов

Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

... самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками. 1. Актуальность развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР 1.1 Характеристика функций речи Речь во всем ее ... в настоящее время специальная педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с ЗПР. Накоплен опыт организации коррективно-развивающей помощи ...

? провести коррекционно-педагогическую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у учащихся начальных классов с наруше-ниями интеллектуального развития;

? разработать рекомендации для воспитателей по формированию культурно-гигиенических навыков у учащихся начальных классов с наруше-ниями интеллектуального развития.

Объект исследования: культурно-гигиенические навыки умственно от-сталых младших школьников.

Предмет исследования: коррекционно-педагогическая деятельность по формированию у младших школьников культурно-гигиенических навыков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых младших школьников будет проходить успешно при условии:

? создания благоприятной психологической атмосферы и положитель-ного эмоционального фона;

? систематичности и целенаправленности проведения коррекционно-педагогического воздействия;

? на уроках и внеурочное время применять активные методы коррекционно-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методы исследования:

? изучение и анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования;

? наблюдение;

? анкетирование;

? изучение передового педагогического опыта работы;

? педагогический эксперимент;

? количественный и качественный анализ результатов эксперимента;

? интерпретация результатов исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян, Н.А. Валеология человека: здоровье — любовь – красота / Н.А. Агаджанян, С.В. Алексеев, В.А. Ананьев, Ю.А. Андреев. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 253 с.

2. Алферова, Г.В. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта / Г.В. Алфёрова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 1. – С. 40–42.

3. Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Валеология: новое или забытое старое? // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.

4. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н.П. Долгобородовой. – Ленинград, 1969. – 184 с.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

6. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В.В.Гладкая. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с.

7. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 2002. – 280 с.

8. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — СПб., 1993.

9. Дик, Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки / Н.Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 234 с.

13 стр., 6491 слов

Диагностика и развитие мотивации у учащихся

... и мотивации учащихся. Объект исследования – процесс диагностики и развития мотивации учащихся. Предмет исследования – мотивация учащихся. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме диагностики и развития мотивации учащихся раскрыть методы изучения мотивации учащихся наметить методику ...

10. Добротина, Н.А. Введение в экологию человека / Н.А. Добротина, И.М.Швец. – Нижний Новгород, 1994. – 198 с.

11. Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968. – 144 с.

12. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для студентов пед. вузов и институтов физ. культуры. – М.: Флинта: Ritorika-A, 1999

13. Екжанова, Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений / Е.А.Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 4. – С. 19–25.

14. Зайцев Г.К.. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб., 1998.

15. Кинаш, Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей / Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – С. 17–23.

16. Книга для учителя вспомогательной школы. / Под ред. Г. М. Дульнева. – М., 1959. – 448 с.

17. Коломинский Н. А. Развитие личности учащихся вспомогательной шко-лы. – Киев, 1978. – 87 с.

18. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982.

19. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для студентов учреж-дений сред. пед. образования, обучающихся по специальности 0312 – Нач. образование / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Академия, 2001. – 314 с.

20. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под. ред. Б. П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – М. : Academia, 2001. – 157 с.

21. Коррекционная учебно–воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. А. С. Белкина. – Свердловск, 1979. – 99 с.

22. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 // №1. — с. 11- 31

23. Мартынова В.Ф. Система валеологического воспитания учащихся в школе: [По материалам исслед., провед. в шк. г. Омска] / В.Ф. Мартынова, О.Ц. Иващенко // Наука образования. — Омск, 2001. — Вып. 19, ч.2.

24. Трещева О.Л., Осташина М.П. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно- методическое пособие.- СибГАФК. – Омск, 1999

25. Уфимцева Л.П. Занятия по личностному развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1. – С. 52–56.

26. Уфимцева Л.П. Иг