Теоретические аспекты проблемы воспитания старших дошкольников в детском саду.Практические аспекты проблемы воспитания старших дошкольников в детском саду

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания старших дошкольников в детском саду 5

1.1. Понятие воспитания в научной литературе 5

1.2. Содержание воспитательного процесса в детском саду 9

1.3. Психолого-педагогические условия воспитания старших дошкольников в детском саду 16

Глава 2. Практические аспекты проблемы воспитания старших дошкольников в детском саду 24

2.1. Анализ работы детского сада по воспитанию детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Методические рекомендации по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском саду 32

Заключение 36

Список литературы 37

Приложение 40

Введение

На протяжении исторического развития педагогической мысли процесс воспитания находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики.

Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Одним из первых общественных институтов воспитания, с которым сталкивается человек, является детский сад. Воспитание в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должно осуществляться с учетом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Современное ДОУ, соответствуя изменившейся социальной ситуации, может и должно строиться на определенной платформе, которую обосновывает предлагаемый вариант образовательной среды в образовательном учреждении.

Цель воспитательной работы в ДОУ – создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста ...

... и младшего возраста к условиям детского сада особенно актуальной. Объект исследования - адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Предмет исследования - психоэмоциональные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Цель ...

Задачи воспитания детей в ДОУ – это укрепление психологического и физического здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей, корректировка недостатков развития, оказание психологической помощи ребенку и его семье; формирование потребности в здоровом образе жизни; развитие художественных способностей детей; создание потенциальных возможностей посредством развития различных видов художественной деятельности; формирование духовных потребностей детей, родителей, педагогов через общение к искусству и природе.

Несмотря на то что проблема воспитания детей в ДОУ рассматривается в научной литературе, недостаточно разработан вопрос о психолого-педагогических условиях воспитания старших дошкольников в детском саду.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Психолого-педагогические особенности воспитания старших дошкольников в детском саду».

Цель исследования – рассмотреть психолого-педагогические особенности воспитания старших дошкольников в детском саду.

Объект исследования – процесс воспитания в детском саду.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия воспитания старших дошкольников в детском саду.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме воспитания детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть психолого-педагогические условия воспитания старших дошкольников в детском саду.

3. Проанализировать опыт работы детского сада по воспитанию старших дошкольников.

4. Разработать рекомендации по воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы), обобщение и систематизация методических рекомендаций по индивидуальному подходу в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания старших дошкольников в детском саду

1.1. Понятие воспитания в научной литературе

Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие — определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

24 стр., 11705 слов

Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей ...

... эстетический театрализованный игра дошкольник 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольника 1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Важнейшей стороной воспитания ребенка дошкольного возраста является эстетическое воспитание. По мнению А.Ю. ...

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский) [32]. То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практ……

Список литературы

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1990. – 280 с.

2. Выготский, Л.С. Психология: учебник / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 — 1008 с.

3. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

4. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. – 424с.

6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 60-68.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2004. — 456 с.

8. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

9. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.

10. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец — М.: Сфера, 2001. — 228с.

11. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 434 с.

13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 1997.

15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 320с.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: Юрайт, 2000.

17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2010. — 541 с.

18. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.

19. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. — М., 2004. — 156 с.

20. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л. Н. Павлова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 208 с.

21. Парамонова, Л.А. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Раннее детство. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца / Л.А.Парамонова и др. — М., 2001. – 220 с.

22. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

23. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М:Педагогическое общество России, 2004.

15 стр., 7496 слов

Силлабус Дисциплина: Педагогика Специальность: Педагогика и психология

... теория и методика воспитательной работы Краткое описание дисциплины: Курс «Педагогика» по специальности «Педагогика и психология» является базовой дисциплиной и важнейшим компонентом общей системы психолого– ... и детского коллектива в педагогическом процессе. 2 13 Воспитательная система класса как результат творческой деятельности классного руководителя. 2 14 Основы семейного воспитания. 2 ...

24. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М., 2003. — 211 с.

25. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже — М.: Рипол классик, 2007. — 425 с.

26. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2001. – 48с.

27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. — 2010. -№ 4.

28. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.

29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2004. – 424 с.

30. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

31. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): ранняя диагностика умственного развития / Е.А. Стребелева. – М.: Рипол классик, 2010. — 48 с.

32. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т.8. – М., 1990.

33. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. — М: Учпедгиз, 2006. – 456 с.