«Развитие речи»(Первая младшая группа)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Раздел 1. (Теоретический) Основопологание профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

1.1 Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)

1.2 Определение цели и задачи профессиональной деятельности на современном этапе

1.3 Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога

1.4 Выводы по разделу 1

Раздел 2.(практический) Основные характеристики и содержание практического раздела итоговой аттестационной работы

2.1 Проектирование и моделирование образовательного процесса в группе младшего возраста ДОО

2.2 Планирование педагогического процесса в младшей группе

2.3 Методические оснащения образовательного процесса в старшей группе

2.4 Моделирование развивающей предметно — развивающей среды (РППС)

2.5 Организация педагогического мониторинга

2.6 Организация взаимодействие с семьями воспитанников

Выводы по разделу 2

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На что необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.

Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь — это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.

2 стр., 606 слов

Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

... знаков, являющаяся средством человеческого общения, мыслительной деятельности, передачи накопленного культурно-исторического опыта, способом выражения самосознания личности, - это: А) речь Б) жесты В) язык ... отвлекаемость, объем В) типизация, агглютинация, гиперболизация Установите соответствия между последовательностью развития мышления в онтогенезе и формами мышления 1. Первая стадия & ...

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.

В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Разные науки обращены в настоящее время к изучению речи, это психология, логопедия, физиология, психоакустика, медицина, педагогика. В этом ряду логопедия, находящаяся в системной связи со многими из названных отраслей знания, выделяется как основная для данной проблематики наука, поскольку она ответственна за познание речи. В свою очередь психология ответственна за познание всей совокупности вопросов, связанных с детской речью, за понимание самой природы речеязыковой способности, ее развития и функционирования.

Тема детской речи является сейчас в мировой психологии одной из ведущих. Во многих странах существуют сильные исследовательские коллективы, разрабатывающие эту тему; наращивается международное сотрудничество специалистов, выпускаются книги и журналы с участием психологов из разных стран: США, Германии, Италии, Финляндии, России. Предлагаются новые разработки, пересматриваются считавшиеся прежде незыблемыми позиции. Исследователи находят проявление многих принципов организации и функционирования речевого механизма, изучая дословесный этап, появление первых слов в речи ребенка, ранние формы возникновения грамматики.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Трудности мне видятся в отсутствии комментирующих методических материалов, неподготовленность развивающей предметно- пространственной среды.

Таким образом, самоанализ позволил мне сформировать собственные цели и задачи на современном этапе в русле модернизации дошкольного образования и определить содержание практического материала, необходимого для достижения поставленных задач.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВОПОЛОГАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности — познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речи. Актуальность проблемы развития речи была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы, как следствие всего этого у ребенка возникает ряд проблем с речью. При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая ситуативная речь).

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог: например: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, Г.В. Грибанов, А.В. Запарожец и другие.

Работа по развитию речи с группой раннего возраста. Как правило, требует от воспитателя индивидуального, дифференциального подхода, что объясняется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также их адаптации в условиях детского сада.

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... воспринималось и почему?»   Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми ... с особенностями развития речи детей третьего года жизни. * * * Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность ...

Изложенное выше обуславливает необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное воспитание получило теоритическое обоснование в исследованиях В.В. Давыдова, Л.М.Клариной, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, изучены различные стили общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников.

Сущность личностно-ориентированного взаимодействия в системе воспитания заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка и самоценности каждого периода его развития. В основе построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на гуманистической основе лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка. В настоящее время наблюдается недостаточное теоритическая и методическая подготовка специалистов ДОО в вопросах личностного-ориентированного взаимодействия с детьми.

Проведение занятий по развитию речи детей ясельной группы выдвигают педагогу ряд требований и условий результативности работы, среди которых личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми является базисным компонентом и тем фундаментом, на который в настоящее время опирается вся педагогическая деятельность в целом.

Личностно-ориентированный подход важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

В настоящее время личностно-ориентированная педагогика создает такую воспитательную-образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт, в частности это относится и к занятиям с детьми раннего возраста их развитием речи. Личностный подход-это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Индивидуальная работа на занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста — это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, и первоначальному, исходному уровню развития речи детей. Дифференциация направлена на изучения качеств каждого ребенка, его способностей и интересов. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в развитии основных компонентов речи, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих качеств. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы работы с каждой группой воспитанников

23 стр., 11061 слов

Особенности речевого развития детей раннего возраста

... Эмпирическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста. 2.1. Экспериментальная методика по выявлению уровня речевого развития у детей раннего возраста ……. 2.2. Обработка результатов исследования ……………………………………… 2.3. Разработка рекомендаций по развитию речи детей раннего возраста для родителей и воспитателей ...

Содержание и организация работы в рамках личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми по развитию речи раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу по развитию речи наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

И так, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1.Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Таким образом, занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторят……..