«Развитие речи»(Первая младшая группа)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Раздел 1. (Теоретический) Основопологание профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

1.1 Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)

1.2 Определение цели и задачи профессиональной деятельности на современном этапе

1.3 Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога

1.4 Выводы по разделу 1

Раздел 2.(практический) Основные характеристики и содержание практического раздела итоговой аттестационной работы

2.1 Проектирование и моделирование образовательного процесса в группе младшего возраста ДОО

2.2 Планирование педагогического процесса в младшей группе

2.3 Методические оснащения образовательного процесса в старшей группе

2.4 Моделирование развивающей предметно — развивающей среды (РППС)

2.5 Организация педагогического мониторинга

2.6 Организация взаимодействие с семьями воспитанников

Выводы по разделу 2

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На что необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.

Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь — это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.

2 стр., 514 слов

Развитие профессиональной подготовки спортсменов и футболистов.

Психология футбола и спорта. Основные направления развития. Решение проблем. Психология футбола и спорта сегодня.   Долгое время психологии футбола и спорта не уделялось должное внимание в нашей стране, это связано с тем, что психология как и другие отрасли науки были нацелены главным образом на решение социально-экономических проблем. Также следует отметить, что на протяжении десятилетий ...

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.

В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

16 стр., 7961 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения

... не сопровождаться речью. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно и речи. Общение со ...

Разные науки обращены в настоящее время к изучению речи, это психология, логопедия, физиология, психоакустика, медицина, педагогика. В этом ряду логопедия, находящаяся в системной связи со многими из названных отраслей знания, выделяется как основная для данной проблематики наука, поскольку она ответственна за познание речи. В свою очередь психология ответственна за познание всей совокупности вопросов, связанных с детской речью, за понимание самой природы речеязыковой способности, ее развития и функционирования.

Тема детской речи является сейчас в мировой психологии одной из ведущих. Во многих странах существуют сильные исследовательские коллективы, разрабатывающие эту тему; наращивается международное сотрудничество специалистов, выпускаются книги и журналы с участием психологов из разных стран: США, Германии, Италии, Финляндии, России. Предлагаются новые разработки, пересматриваются считавшиеся прежде незыблемыми позиции. Исследователи находят проявление многих принципов организации и функционирования речевого механизма, изучая дословесный этап, появление первых слов в речи ребенка, ранние формы возникновения грамматики.

Трудности мне видятся в отсутствии комментирующих методических материалов, неподготовленность развивающей предметно- пространственной среды.

Таким образом, самоанализ позволил мне сформировать собственные цели и задачи на современном этапе в русле модернизации дошкольного образования и определить содержание практического материала, необходимого для достижения поставленных задач.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВОПОЛОГАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности — познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речи. Актуальность проблемы развития речи была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы, как следствие всего этого у ребенка возникает ряд проблем с речью. При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая ситуативная речь).

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог: например: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, Г.В. Грибанов, А.В. Запарожец и другие.

Работа по развитию речи с группой раннего возраста. Как правило, требует от воспитателя индивидуального, дифференциального подхода, что объясняется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также их адаптации в условиях детского сада.

Изложенное выше обуславливает необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное воспитание получило теоритическое обоснование в исследованиях В.В. Давыдова, Л.М.Клариной, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, изучены различные стили общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников.

10 стр., 4910 слов

Психографологические особенности письменной речи детей старшего школьного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА Психографологические особенности письменной речи детей старшего школьного возраста. СТУДЕНТА II КУРСА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МУРМАНСК 2010 Оглавление Введение……………………………………………………………………………….3 ... особенности старшеклассников. (БВВ-МГГУ) Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от ...

Сущность личностно-ориентированного взаимодействия в системе воспитания заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка и самоценности каждого периода его развития. В основе построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на гуманистической основе лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка. В настоящее время наблюдается недостаточное теоритическая и методическая подготовка специалистов ДОО в вопросах личностного-ориентированного взаимодействия с детьми.

Проведение занятий по развитию речи детей ясельной группы выдвигают педагогу ряд требований и условий результативности работы, среди которых личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми является базисным компонентом и тем фундаментом, на который в настоящее время опирается вся педагогическая деятельность в целом.

Личностно-ориентированный подход важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

В настоящее время личностно-ориентированная педагогика создает такую воспитательную-образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт, в частности это относится и к занятиям с детьми раннего возраста их развитием речи. Личностный подход-это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Индивидуальная работа на занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста — это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, и первоначальному, исходному уровню развития речи детей. Дифференциация направлена на изучения качеств каждого ребенка, его способностей и интересов. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в развитии основных компонентов речи, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих качеств. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы работы с каждой группой воспитанников

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... . 171 – 175. (гл.2-46) 36. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада. [Текст] / Под ред. Ф ... .ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методика выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Средством обучения связной речи детей является рассказывание. В трудах ...

Содержание и организация работы в рамках личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми по развитию речи раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу по развитию речи наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

И так, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1.Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Таким образом, занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

7 стр., 3441 слов

1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста (ранняя юность)

... внутренний план мышления. Развитие самосознания в подростковом возрасте необходимо, так же в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя ... 18 до 23 лет). Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно ...

2. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторят……..