Анализ психологической готовности женщины к материнству

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической

готовности женщины к материнству 6

1.1. Понятие материнство в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2. Закономерности формирования материнской сферы 12

1.3. Психологическая готовность к материнству как установка на

оптимальный эмоциональный контакт с ребенком 14

Глава 2. Анализ системы отношений матери в психологической литературе 21

2.1. Понятие «отношения» 21

2.2. Самоотношение матери, его структура и функции 23

2.3. Особенности межличностных взаимодействий матери 32

Глава 3. Программа экспериментального исследования

психологической подготовки беременных к родам 35

3.1. Планирование и проведение исследования 35

3.2. Количественный и качественный анализ результатов 37

3.3. Выводы 47

Заключение 49

Библиографический список используемой литературы 51

Приложение (1-6)

Введение

В современном мире семья является социальной общностью, которая основана на родстве и члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

Семья, где осуществляются межличностные отношения, имеет свои законы и функции. Роль женщины в современной семье является многофункциональной. Репродуктивная функция определена ей самой природой. Биологическое воспроизводство в первую очередь зависит от женщины. Однако, увеличение населения зависит от многих факторов, в том числе от материального, нравственного, культурного, от характера отношений в семье и др.

Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

Репродуктивная функция тесно связана с воспитательной. Воспитание должно выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Е.М.Зуйкова по этому поводу пишет: «Наличие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек и традиций родителей – залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственно положительного примера, а также умелого словесного воздействия через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения».

28 стр., 13996 слов

Анализ социально-психологических проблем студенческих семей и ...

... стабильности и развития. Но социально - психологические трудности студенческой семьи, на наш взгляд, ... является помощь родителей, особенно выполнение хозяйственных функций и создание условий для наличия ... структуру работы: 1. в теоретическом анализе специальной литературы выявить специфику студенческой ... работа состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка, отражающих ...

Материнская сфера является вариантом более общей родительской сферы, которая сама входит в состав репродуктивной сферы (вместе с половой).

В культурных традициях роль матери в воспитании ребенка всегда признавалась ведущей и незаменимой. И культура направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для правильного воспитания ребенка. Не все правила жизни «прописаны пером». Многие из них вплетены в сам строй жизни; особенно это касается тех норм, особенностей взаимодействия и взаимопомощи, которые передаются из поколения в поколение внутри семьи. И конечно, это касается материнства. Древние китайцы считали, что «девочка не станет хорошей матерью, если не будет с детства любить своего будущего ребенка»[по Филипповой Г.Г., 1999].

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства.

Изучение материнства как психологического феномена в отечественной психологии началось сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли собой актуальную проблему для отечественной психологии развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т., Эйдемиллер Э.Г. и др.).

К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В.И.Брутман, Г.Г.Филиппова, В.А.Рамих, Н.В.Самоукина, М.С.Радионова, С.Ю.Мещерякова, О.Р.Ворошнина и др. Появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена. Предпринимаются попытки создания фундаментальной психологической теории материнства (Г.Г.Филиппова).

Повторимся, что работа отечественных психологов в этом направлении началась сравнительно недавно, поэтому наблюдается дефицит теоретических знаний в данной области.

В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть феномен материнства через особенности формирования психологической готовности женщины к материнству, в частности, исследовать отношение к себе и другим у женщин с разным уровнем выраженности феномена материнства.

Объект: психологическая готовность женщины к материнству.

Предмет: изменение психических состояний беременной женщины и пути их нормализации.

Цель: изучение динамики психических состояний беременной женщины в течении девяти месяцев вынашивания плода, а также разработка экспериментального обоснования авторской методики регуляции психических состояний с целью снижения отрицательных психоэмоционвальных перегрузок.

7 стр., 3353 слов

Диагностика состояния психической готовности спортсмена

... эмоционального состояния тремор человека изменяется по амплитуде: в возбужденном состоянии амплитуда увеличивается, в спокойном -- уменьшается. Диагностика психического состояния В лаборатории психологии ВНИИФКа ... занятий аутогенной тренировкой, что подтвердили эксперименты со сборной командой (женщины), занимавшейся аутогенной тренировкой на протяжении шести недель. Область применения ...

Гипотеза: беременность – это специфическая психоэмоциональная нагрузка на организм женщины, нередко сопровождающаяся негативными психическими состояниями и может быть нормализована при реализации авторской программы психофизиологической подготовки к родам.

Задачи исследования:

1.аналитический обзор основных исследований, взглядов и подходов к определению феномена материнства;

2. прояснение закономерностей формирования материнской сферы;

3. рассмотрение структуры показателей психологической готовности женщины к материнству;

4. определить условия, обеспечивающие эффективную регуляцию психических состояний у беременных женщин;

5. разработать и опробировать методику нормализации психических состояний беременных женщин с учетом современных представлений о перинатальной психологии.

Практическая значимость исследования – разработана и внедрена в практику программа в медицинском учреждении охраны материнства и детства г. Артемовска…….

Библиографический список используемой литературы

1. Бойко В.В. Если ты мать и жена. – М.: Сов. Россия, 1991. – 156 с.

2. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. – М.: Знание, 1980. – 64 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психодиагностике. – 2-е изд., переаб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.

4. Вишнякова Н.Ф. Создание тестовой методики на определение уровня креативности взрослой личности //Психология зрелости и старения. – 1997. – Осень. – С. 43-67.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: словарь – справочник. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.

6. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.

7. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учеб. пособие /Моск. гос. социал. ун-т. – М.: Маркетинг, 2001. – 248 с.

8. Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. – М.: Знание, 1995. – 297 с.

9. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии. – 2000. — №5. – С. 24-32.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева /Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

11. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: «Смысл», 1993. – 32 с.

12. Практическая психология. Под ред. – Райгородского Б.В. – Самара, БАХРАХ, 2000. – 435 с.

13. Психология Самосознания. Под ред. – Райгородского Б.В. – Самара, БАХРАХ, 2000. – 412 с.

14. Самоокуна Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком //Вопросы психологии. – 2000. — №3. – С. 12-19.

15. Собчик Л.Н. Дигностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Тимоти Лири. – Екатеринбург, 1992. – 25 с.

16. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. уос. ун-та, 1983. – 284 с.

17. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психология семьи. – 1999. — №5. – С. 24-38.

18. Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства //Семья и школа. – 2001. -№1. – С. 18-25.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается ... которой что-либо утвержд. или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. 3)Умозаключение – вывод Мыслительных операций: сравнения, анализа и ...

19. Чибисова М.Ю. Этологические концепции материнства в зарубежной психологии. /Кандидатская диссертация аспирантки МПГУ. – 1999.