100. Что НЕ является методологическими принципами системы системной терапии:

99. Что НЕ входит в число признаков, составляющих коммуникационную проблему в семье:

100. Что НЕ является методологическими принципами системы системной терапии:

Являются: циркулярность, нейтральность и гипотетичность

101. Какие параметры НЕ являются параметрами семейной системы:

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности.

Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл., который состоит из закономерной смены стадий и кризисов

102. Соотнесите шкалы семейной психологии и терапии и их представителей:

Моррей Боуэн (Теория семейных систем), Вирджиния Сатир (техника семейной реконструкции), Сальвадор Минухин (структурный подход), Джей Хейли и Клу Маданес (Стратегическая системная семейная терапия), Сельвини Палаццолли (миланская школа), и Варга (постклассические семейные подходы).

103. Семья как система характеризуется следующими качествами: динамичностью и изменчивостью, структурой и динамикой (из конспекта).

1) система как целое больше, чем сумма ее частей,

2) что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нет,

3) расстройство или изменение в одной части единства отражается в изменении других частей и системы в целом.

104. Кризис на стадии триады обусловлен: рождением ребенка и установлением расстоянием между людьми

105. Функциональными стабилизаторами семьи Не являются: Дети, болезни, нарушения поведения

106. Преобладающим типом брачности в настоящее время является: моногамия

107. Брак и семья – это одно и то же. Нет. Семья может быть и без брака.

108. Наиболее распространенной моделью семьи является:

а) разветвленная;

б) неполная;

в) нуклеарная;

г) ни один ответ не верен.

109. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:

▪ хороший уход,

▪ воспринять социальные и культурные обычаи,

▪ усвоить опыт предшествующих поколений.

110. Лица, выросшие в полной семье разводятся реже, чем выросшие в неполной: Факт

9 стр., 4470 слов

Специфика семейного воспитания в семьях с различным достатком

... роль принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен быть содержательным, оказывать развивающее воздействие на всех ... благоприятные условия могут оказаться причиной излишне затянувшегося состояния детства: задержки развития, формирования инфантильности. Правда, беззаветная любовь матери-одиночки, посвящающей себя целиком « ...

111. Опрос состоящих в браке лиц показывает, что при выборе брачного партнера как у мужчин, так и у женщины, на первом месте оказался такой фактор, как: внешность,похожесть на папу/брата, для мужчин на маму.

112. Мужчины в большей мере, чем женщины, ориентируются при выборе брачной партнерши на:

черты, прямо или косвенно связанными с репродуктивными возможностями женщин — молодостью, привлекательной внешностью.

113. Женщины в большей мере, чем мужчины, ориентируются при выборе брачного партнера на:

материальных возможностях мужчины, его способности содержать семью и выкормить потомство.

114. К функциям предбрачного периода в отношениях партнеров относятся:

а) накопление совместных впечатлений и переживаний;

б) узнавание друг друга;

в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;

г) все ответы верны.

115. Склонность человека, усмотрев в другом какое-либо положительное качество (например, красоту), приписывать ему/ей и другие положительные качества называют эффектом: стереотип физической привлекательности

116. Изучение структуры семьи возможно через:

а) выявление статуса составляющих ее индивидов;

б) анализ межличностных отношений в семье; ???

в) выявление количественного состава группы;

г) определение индивидуального состава группы;

д) все ответы верны.

117. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамичную систему, постоянно находящуюся в развитии. Верно

118. Верно ли, что чем более откровенны супруги друг с другом в отношении своих хороших и плохих черт, тем более их удовлетворенность браком? Неверно

119. Для большинства семейных пар ключ к семейному счастью на всю жизнь – это сохраняющаяся романтическая любовь. Неверно

120. Психологическая игра, в которой партнер оказывается неправ, что бы ни сделал (например, один из супругов, попросив жену/мужа выполнить сложную работу, затем выискивает всевозможные погрешности в том, что было сделано; получается «ты виноват, что сделал это не идеально. Но еще более виновен, если отказался выполнить просьбу») называется: «Ну что, попался, негодяй»

121. В психологической игре участвуют три участника, например, муж, жена и психолог-консультант; один из супругов жалуется консультанту на поведение другого, второй оправдывается, а на психолога возлагается роль арбитра. Как называется подобная игра? «Суд»

14 стр., 6501 слов

Особенности и закономерности психологического развития женщин, страдающих функциональным бесплодием

... психологического развития женщин, страдающих функциональным бесплодием. Предметом изучения является взаимосвязь различных составляющих психологического портрета женщин и функционального бесплодия. Объект исследования - психологические особенности женщин ... женщины, не признающие свою женственность; . женщины с ролью матери, которые переносят свой материнский инстинкт на мужа; . женщины, ... крайней мере в ...

122. Женщина пытается качественно выполнять десять-двенадцать разных дел, взяв на себя соответствующее число социальных ролей (Жены, Матери, Домохозяйки, Горничной, Няни и др.); эти роли конфликтны по отношению к друг другу, поэтому женщина испытывает постоянную усталость. Такую психологическую игру можно назвать: «ЗАГНАННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА»

123. Женщина выходит замуж за авторитарного мужа, который огранивает ее активность, тем самым оберегая от ситуаций, которых на самом деле она боится. Жена при этом берет максимум от ситуации, постоянно упоминая о существующих ограничениях и вызывая у мужа неловкость. Он пытается загладить вину, потворствуя желаниям жены. Такая психологическая жена называется: Психологическая игра «Если бы не ты…»,

124. Между супругами с какими темпераментами наблюдается наибольшая психофизическая совместимость? С противоположными темпераментами (сангвиник–меланхолик, флегматик–холерик)

125. Какой из приведенных ниже типов любви НЕ выделял Э. Фромм?

Выделял:

  1. любовь по принципу бытия (забота, интерес)
  2. по принципу обладания (контроль)

126. Стресс матери в период бееменности не оказывает влияние на развитие плода. Миф

127. Основные факторы, отрицательно влияющие на эмбрион и плод при стрессовых реакциях у матери, включают:

Ими могут быть обман, обида, информационная перегрузка, а также ситуации, угрожающие безопасности, социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям. Самым вредным оказался стресс, испытанный матерью в случае, если её партнер относился к ней жестоко во время беременности.

128. На развитие плода не оказывает факт желательности или нежелательности беременности для матери.

Серьезные психосоциальные стрессы во время беременности, негативное отношение матери и окружающих к не родившемуся ребенку могут нарушить его психическое и физическое развитие и оставить глубокий след в бессознательной памяти. После рождения по мере роста ребенка полученная травма начинает проявляться в виде психологических и психосоматических проблем, нарушающих нормальное функционирование человека, а вместе с ним его близких, окружающих людей.

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... супругов почти на каждом шагу – переход от романтических отношений к будничным реалиям совместной жизни, беременность, рождение первого ребенка, появление или уход из семьи членов семьи, ... многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи­тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, ...

129. Развитие у женщины материнских качеств в значительной мере зависит от условий их воспитания в детстве, в частности от: отношения к ней матери

130. Из приведенных ниже стилей воспитания оптимальным является: демократический

131. Какой из приведенных ниже факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка?

а) питание;

б) правильный физический уход;

в) воспитание родной матерью; ???

г) психическая стимуляция.

132. По Э. Эриксону второй психосоциальный кризис, соответствующий первым процессам научения у ребенка, может разрешиться развитием аномалии, или, напротив, развитием: автономности, независимости

133. Верно ли, что если ребенок видит проявление родительской любви к себе исключительно при условии выполнения нормативных требований, это способствует лучшей его адаптации к культуре? Нет

134. Верно ли, что способности целиком определяются обучением и воспитанием. Нет

135. С точки зрения бихевиоризма, самое сильное воздействие на поведение оказывает: опыт(культурное, социальное, семейное и межличностное влияние).

136. В число признаков семьи как системы НЕ входят:

характеризует следующий ряд признаков: • взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы; • холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от изначальных индивидуальных характеристик; • структурная организация, основными параметрами которой являются: иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевая структура семьи; • специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные; прерывистые, непрерывные); • динамичность, или способность развиваться; • способность к самоорганизации: наличие внутрисемейных сил, позволяющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не разрушаться; • диалектика гомеостаза и развития.

137. В дисфункциональных семьях структура семейных ролей отвечает следующим требованиям: власть и ответственность в одной и той же сфере принадлежат разным людям.

12 стр., 5924 слов

Одарённые дети и способы работы с ними

Содержание. Введение……………………………………………………………….3 Общее понятие одарённости………………………………………....6 Проблемы, возникающие в развитии одарённых детей………….11 Способы выявления одарённых детей……………………………..14 Обучение одарённых детей и подготовка педагога к нему………23 Правительственная программа……………………………………..29 Заключение……………………………………………………………31 Список литературы…………………………………………………..34 Введение. В данной ...

138. Передача информации в дисфункциональной семье осуществляется с помощью: неконгруэнтных посланий(вербальная часть не соответствует невербальной, либо различные части вербального послания противоречат друг другу)

139. Характеристики семейного кризиса НЕ включают:

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса: 1. Обострение ситуативных противоречий в семье. 2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов. 3. Нарастание неустойчивости в семейной системе. 4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

140. Выберите адекватную мотивацию заключения брака:

любовь,

духовную близость,

материальный расчет,

психологическое соответствие,

моральные соображения.

Неадекватная мотивация создания брака: • Брак как возможность восполнить дефицит. Наблюдается в случаях, когда один или оба супруга вступают в брак из-за желания перестать ощущать недостаток любви, общения, заботы, тепла, внимания, хотят избежать чувства одиночества и ненужности. • Брак как способ отделиться от родительской семьи. Стремление молодых супругов дистанцироваться от родителей является одним из наиболее частых неадекватных мотивов вступления в брак. В этом случае создание новой семьи становится специфическим коммуникативным посланием родителям о том, что их ребенок стал взрослым и имеет право на независимые решения и самостоятельную жизнь. • Брак как способ преодолеть какой-либо кризис: создание семьи из мести бывшему возлюбленному, как попытка справиться с утратой значимого человека, как способ пережить профессиональную несостоятельность и др. • Заключение брака с целью соответствовать нормам социального окружения, касающимся возраста вступления в брак и других аспектов брачного поведения. Данный брак является способом избежать давления социальной среды.

Брак как компенсация чувства неполноценности. Вступление в брак может быть способом восполнить дефекты в «Я», обусловленные, как правило, патологичной Я-концепцией, являющейся следствием неразрешенных интер- и интрапсихических задач развития. В этом случае присоединение к идеализированному партнеру позволяет повысить чувство собственной значимости и самоуважение.

8 стр., 3825 слов

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

... время беременности и родов, так и в общении с ребенком и ... Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, ... приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его ... и тенденции негативного развития семьи. Неблагополучная семья нуждается в различных видах ... не состоит в официальном браке, но отношения мужчины и ...

• Брак как достижение. Наблюдается в случае получения одним из партнеров материальной или социальной выгоды вследствие заключения брака. • Вынужденный брак. В данном случае вступление в брак является способом решить возникшие жизненные затруднения. К их числу можно отнести незапланированную беременность, жилищные или материальные проблемы одного из супругов и др.

141. Что не входит в число маркеров кризиса молодой семьи:

Маркерами первого нормативного кризиса (молодой семьи) выступают: • непринятие новых ролей (мужа и жены) и связанных с ними обязательств; • низкая дифференциация от родительской семьи хотя бы одного из супругов, что вызывает чувство ревности у другого; • практически полное отсутствие контактов с родительскими семьями, также свидетельствующее в большинстве случаев о сложностях процесса сепарации от родителей (более подробно этот феномен описан в теории М. Боуэна); • попытки одного из супругов нарушить слияние, что вызывает чувство обиды, злость, ощущение обманутости у другого; • рост напряжения в паре, обусловленный короткой психологической дистанцией между супругами, проявляющийся в необъяснимом на первый взгляд периодическом росте конфликтов между супругами взаимных претензиях, чувстве усталости друг от друга; • разочарование в браке и брачном партнере, основанное на неоправдавшихся или нереалистичных ожиданиях; • сексуальная дезадаптация супругов.

142. К деструктивным мотивам беременности не относятся:

Конструктивные мотивы беременности: *Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью *Беременность как способ принадлежать семейной системе («в нашей семье все женщины рожали первого ребенка в 22 года») — Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка» — Стремление быть матерью как результат психофизиологической готовности женщины к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства» и др.) Деструктивные мотивы беременности: — Стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери. — Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»).

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия Институт интегративной семейной терапии, Детская психиатрическая больница N 6, Москва, Россия Анализируются различные формы усыновления детей, рассматриваются психологические концепции, объясняющие различные варианты складывающихся в таких семьях ...

— Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить») — Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.) — Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его уход из семьи» и др.) — Беременность как способ достижения псевдодифференциации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»)Беременность как способ легализации брака («вынудить родителей смириться с браком») — Материальные мотивы («улучшить жилплощадь», «приобрести статус многодетной семьи и получить льготы» и др.) — Беременность ради сохранения собственного здоровья («аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после аборта не смогу иметь детей», «беременность омолаживает организм») — Беременность как отказ от прошлого, как символ нового этапа в жизни женщины или как способ перечеркнуть «бурное» прошлое.

143. Признаки, НЕ свидетельствующие о переживании семьей кризиса включения детей во внешние социальные структуры:

Среди признаков, указывающих на переживание семьей данного норматив­ного кризиса, можно назвать следующие:

□ трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выража­ющиеся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учебой;

□ соматизация ребенка: частые простудные заболевания, энурез, аллерги­ческие заболевания, гастриты и т. д.;

□ перевернутая иерархия, которая проявляется через поведенческие про­блемы ребенка в семье (манипулятивность, капризность, упрямство, не­управляемость) и поддерживающие данное поведение реакции одного из родителей (межпоколенная коалиция);

□ ригидность ролевой структуры семьи, характеризующаяся непринятием ее членами новых обязанностей;

□ рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периоди­ческом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, чаще всего предъявляемых другому партнеру как родителю;

□ перегруженность супруги как следствие ее двойной занятости, сказыва­ющаяся на физическом и психоэмоциональном состоянии: появление чувства усталости, раздражительность, опустошенность, желание все бросить и одновременно страх изменений, отчаяние и др.;

□ проблемы с внешними социальными институтами;

П разочарование в брачном партнере, чувство усталости от брака.

144. Областями конфликтов в семье с ребенком-подростком являются:

— социальная сфера (выбор друзей)

— школа (оценки в школе)

— поведение в семье

— внешний вид и манера поведения (вредные привычки, курение)

145. Кризис, обусловленный повторным браком, связан с: • конфликты, возникшие в результате ролевой неопределенности членов новой семьи; • конфликты, связанные с неадекватными установками, ожиданиями и притязаниями к новому брачному партнеру, основанные на опыте прежних брачных отношений; • нарушение внешних границ новой семьи, выражающееся, как правило, в практически полном отсутствии контактов с расширенными семьями, вызванное непринятием ими нового брака, партнера или его детей; • проблемы в детско-родительских отношениях (перевернутая иерархия, проявляющаяся в виде неподчинения ребенка неродному родителю; конкуренция между родным и неродным родителями одного пола за право быть «лучшим родителем» ребенку; высокий уровень конфликтности между родителем и приемным ребенком и др.); • отсутствие близости между членами объединившихся семей; • разочарование в новом браке и брачном партнере, основанное на неоправдавшихся или нереалистичных ожиданиях.

146. Что Не относится к числу распространенных семейных мифов о повторном браке:

 Наиболее распространенными семейными мифами о повторном браке являются: • если партнер любит меня, то будет любить и моих детей; • супруг (супруга) должен любить моих детей, как собственных; • мачеха (отчим) никогда не будет любить моего ребенка, как собственного; • ребенок никогда не сможет полюбить мачеху (отчима), так как он должен любить своего родного отца (мать); • ребенок будет страдать от присутствия в семье чужого мужчины (женщины); • мачеха (отчим) не должна вмешиваться в воспитание неродного ребенка; • повторный брак всегда успешнее предыдущего; • каждый последующий брак всегда хуже, чем предыдущий, и др.

147. К ненормативным семейным кризисам не относятся:

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3.Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

148. Функции, которые выполняет супружеская измена, следующие:

• способ завершения супружеских отношений и констатации факта несостоятельности брака; • способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему мета-послания о неудовлетворении определенных потребностей; • способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребностей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно остро; • проигрывание семейных сценариев; • способ компенсировать чувство неполноценности, повысить самооценку.

149. Психологическая помощь при разводе сходна с работой, которая проводится при: переживании утраты близкого человека.

150. В случае символического инцеста для поведения ребенка Не характерны следующие признаки:

характеризуется следующими признаками: • амбивалентные чувства любви и ненависти в адрес родителя: с одной стороны, ребенок чувствует себя в особом, привилегированном положении, а с другой — постоянно ощущает неуверенность в связи с невозможностью соответствовать ожиданиям. У него может появляться чувство ярости, злости, отчаяния, когда он ощущает неадекватность адресованных ему посланий; • чувство вины, неспособность определить собственные потребности и ожидания, что вызывает трудности в самоидентификации; • хроническое чувство неадекватности, недостаточной значимости, несамостоятельности; • стремление устанавливать поверхностные и кратковременные отношения с большим числом лиц. Становясь взрослыми, такие люди впоследствии испытывают трудности в создании глубоких, основанных на взаимности, отношений, легко вступают в поверхностные контакты и, не получая удовлетворения, легко их прерывают, что способствует развитию аддикций, сексуальных дисфункций, компульсивности. Это связано с хроническим страхом быть покинутыми людьми, которые сопереживают и заботятся о них. Характерен постоянный поиск «совершенного» партнера, желание установления уникальных отношений, основанных на взаимной любви. После прекращения очередных отношений, как правило, возникает чувство вины, сожаления, угрызения совести и недовольство собой.