С П Р А В К А
по результатам психодиагностического обследования
учащихся5-х классов Лицея
Причины обследования: запрос администрации на предмет изучения адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в лицее.
Цель обследования: Изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально- педагогическим условиям обучения.
Используемые методики:
1. Тест школьной тревожности Филлипса
2. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой (в модификации
Е.И.Даниловой)
3. Тест по изучению ведущей модальности(Гордиевская Н.А.)
Дата проведения: октябрь 2009 года
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
При обследовании пятиклассников учитывалась система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 4-5 классов и обращалось внимание на следующие аспекты.
— Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности
— Особенности мотивационно-личностной сферы, под которой подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность)
— Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами.
Особенности обследования гериатрического пациента. Особенности сбора анамнеза.
... им возрастных закономерностей стареющего человека и, прежде всего, его нейро-психологических особенностей. Глубокое понимание возрастных изменений соматического и психического статуса больного старшего ... взаимоотношений между медицинским работником и пациентом гериатрическая медицина имеет свои особенности. В первую очередь, должно быть исключено отрицательное, нигилистическое отношение к ...
— Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, использовались следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса,анкета школьной мотивации Н.Г Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой), тест выявления ведущей модальности (Гордиевская Н.А.)
В психологическом обследовании приняли участие 93 учащихся.
Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дали нам представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы
По результатам обследования выявлено, что 9 % учащихся имеют высокий уровень общей тревожности , а 26 % — повышенный уровень. Но анализируя результаты четырехлетних наблюдений, мы можем сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегдаповышены. В среднем, не более 65 % учеников 5-х классов имеют нормальные значения по этому показателю.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость.
Сравнительные показатели диагностики общей тревожности учащихся пятых классов
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, новые одноклассники. Кроме того, дети переходят из одного здания школы в другое, и им приходится привыкать еще и к новому зданию. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы с пятиклассниками. Наиболее высокие показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. По приведенной диаграмме можно оценить распределение значений по этим показателям.
Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников
... детей исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем исследований успеваемости как фактора формирования тревожности недостаточно. В данной связи целью исследования является изучение взаимосвязи тревожности и уровня школьной ... анализ тревожности. 2. Теоретический анализ школьной успеваемости 3. Организация исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости ...
Сравнительные показатели диагностики видов школьной тревожности учащихся пятых классов
Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют своих детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.О перегрузке учащихся домашним заданием свидетельствует
Сравнительные показатели диагностики перегрузки учащихся домашними заданиями
Тревожащим фактором являются выявленные у 44 % пятиклассников высокие показатели по фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», т.е. негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании. Вместе с тем учителям необходимо более эффективно использовать здоровьесберегающие технологии на уроке, чтобы дети достаточно хорошо чувствовали себя на уроке.
Сравнительные показатели диагностики школьной тревожности по фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями»
Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ...
... не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться. Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев ... характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления ...
При этом только 19 % учащихся ( 17 человек) имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу . У данной группы детей особенности психофизической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Сравнительные показатели диагностики школьной тревожности по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»
Анализ показателей тревожности у школьников позволил выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. В этом случае для них очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.
Эффективность работы учителя в классе во многом зависит от стиля обучения. Желательно учить детей многосенсорно, но такое бывает редко. Каждый учитель должен уметь определить свой стиль обучения и сенсорный канал учащегося, через который поступает в мозг информация . Он может быть визуальным, аудиальным , кинестетическим и смешанным. Задача учителя и психолога состоит в нахождении для каждого ученика сильных (оптимальных) и слабых комбинаций.
Сравнительные показатели диагностики ведущей модальности пятиклассников
Ученики, которые используют только одну модальность для поступления информации, называются «трансляторы», т.к. им приходится прилагать больше усилий для усвоения учебного материала, поскольку информация. Идущая в их сенсорную систему должна транслироваться в их единственную ведущую модальность. Учителю для работы с такими учениками можно попробовать дать одну и ту же информацию в разной модальности трем трансляторам: визуалу, аудиалу, кинестетику. Используя данную методику можно добиться хороших результатов, что также снизит уровень школьной тревожности учащихся.
Так как в подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться, мы определили особенности мотивационно-личностной сферы, под которой подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность)
Дифференцирование пятиклассников по уровню школьной мотивации
Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя чаще, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность учителя, классного руководителя и их отношения с классом.
Сравнительные показатели диагностики по критерию «Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем».
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализировались ответы учащихся на вопросы «Есть ли у тебя друзья в классе?» и «Как ты относишься к своим одноклассникам?». О полной изоляции или отвержении ребенка свидетельствует выбор ответов у 2 % учащихся(2 чел.) У остальных 38 % учащихся (34 чел.) можно предположить либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу.
Сравнительные показатели диагностики эмоционального самоощущения пятиклассников в учебном коллективе
На классных часах классному руководителю можно использовать нетрадиционные формы работы, которые в силу своей игровой специфики могут особенно эффективно способствовать знакомству детей, развитию сплоченности, позитивного отношения друг к другу.
В целом, по результатам обследования, можно сделать вывод, что процесс адаптации пятиклассников в основном протекает адекватно ситуации обучения в новых условиях.
Выявленные высокие показатели по некоторым шкалам обеспечиваются возрастными и психологическими особенностями школьников. Следовательно, процесс адаптации в целом проходит стабильно, учащиеся адекватно воспринимают учебно-воспитательный режим лицея.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
1. Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности.
2. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу ( «переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними.
3. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
5. На классных часах можно использовать нетрадиционные формы работы, которые в силу своей игровой специфики могут особенно эффективно способствовать знакомству детей, развитию сплоченности, позитивного отношения друг к другу.
6. На семинарах для классных руководителей и учителей-предметников психологу необходимо напомнить основные задачи и трудности периода первичной адаптации, тактику общения с детьми и помощи им.
7. На первом родительском собрании психологу и классному руководителю следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе, о том, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители.
8. Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее эффективно проходит в форме тренинга, цель которого – адаптация учащихся к условиям средней школы (проводится с согласия родителей)
9. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации индивидуально и в микрогруппах.
10. . Педагогам следует отказаться от авторитарного стиля педагогического воздействия, строить партнерские отношения, создавать ситуацию успеха, помогать в преодолении трудностей в обучении, оказывать посильную психологическую поддержку.
11. Администрации школы необходимо учитывать наличие многих стрессогенных факторов, вести работу по снижению дополнительных нагрузок, более равномерному их распределению в течение учебной недели.
12. Своевременно информировать родителей о реальных возможностях учащихся, что приведет к отказу от завышенных ожиданий от родителей, возлагаемых на пятиклассников, что уменьшит тревожность учащихся, вызванную боязнью не соответствовать этим ожиданиям.
Педагог-психолог Мазур Г.И.
С П Р А В К А
по результатам психологического обследования
учащихся 10-х классов Лицея г.Сызрани
Причины обследования: запрос администрации на предмет изучения адаптированности
учащихся 10-х классов к условиям обучения в лицее.
Цель обследования: Изучение степени и особенности приспособления учащихся к
новым социально- педагогическим условиям обучения.
Используемые методики:
3. «Шкала тревожности» Кондаша
4. Изучение общей самооценки (по О.В.Турусовой)
Диагност: педагог-психолог Мазур Г.И.
Дата проведения: октябрь 2007 года
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий) необходимо исследование адаптации.
Специфика адаптации десятиклассников определяется психологическими особенностями юношеского возраста и спецификой профильного обучения.
Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
В психологическом обследовании приняли участие 93 учащихся.
Все учащиеся адекватно прореагировали на ситуацию психологического обследования.
В рамках нашего обследования мы рассматривали адаптацию с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьника.
Сравнительная характеристика общего уровня тревожности учащихся 10-х классов
Таким образом, по результатам обследования выявлено, что 6% учащихся (6 чел.) имеют высокий уровень общей тревожности. При этом основными источниками тревоги для учащихся являются, во–первых, ситуация межличностного общения. 17% школьников имеют высокий уровень, 16% — несколько повышенный уровень тревожности связанный с межличностным общением. Это может быть вызвано психологическими особенностями юношеского возраста, когда у школьников особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении.4 % опрошенных показали «чрезмерное спокойствие», что можно рассматривать как компенсаторный защитный характер, и это может препятствовать полноценному формированию личности, либо как пренебрежительное отношение к окружающим.
Сравнительная характеристика уровня тревожности связанного с межличностным
общением учащихся 10-х классов Лицея.
Во-вторых, школьная ситуация. 11% десятиклассников имеют высокий уровень, 19%- несколько повышенный уровень школьной тревожности. Данная тревожность порождается не только реальным неблагополучием школьника в учебной деятельности, но и вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием личностной тревожности, т.е. тревожности как черты, склонности ребенка испытывать это состояние. Выявлены учащиеся у которых тревожность возникла вторично не как причина, а как следствие низкой успеваемости.( 5 %)
Сравнительная характеристика уровня школьной тревожности учащихся 10-х классов
Для 1% учащихся с высоким уровнем и 5% -повышенным уровнем тревожность связана с самооценочной деятельностью. Тревожность в этих случаях вероятнее всего, порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.
Низкую самооценку имеют 3 % десятиклассников. Остальные школьники имеют средний (48 %) или высокий (49%) уровень самооценки, что является благоприятным условием для их развития.
В целом, по результатам обследования, можно сделать вывод, что процесс адаптации десятиклассников в основном протекает адекватно ситуации обучения в новых условиях.
Выявленные высокие показатели по некоторым шкалам обеспечиваются возрастными и психологическими особенностями школьников. Следовательно, процесс адаптации в целом проходит стабильно, учащиеся адекватно воспринимают учебно-воспитательный режим лицея. Для 4 % десятиклассников высокий уровень школьной тревожности показывает, что выбранное направление в обучении не соответствует психофизическим и личностным особенностям.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы следующие этапы его организации
1. Принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла.
2. Создание классным руководителем программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы
3. Промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классным руководителем в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
4. Школьному психологу оказывать психологическую поддержку учащимся по формированию адекватной самооценки, обучать приемам самооценки и релаксации, конструктивному выражению негативных переживаний.
5. Педагогам следует отказаться от авторитарного стиля педагогического воздействия, строить партнерские отношения, создавать ситуацию успеха, помогать в преодолении трудностей в обучении, оказывать посильную психологическую поддержку.
6. Администрации школы необходимо учитывать наличие многих стрессогенных факторов, вести работу по снижению дополнительных нагрузок, более равномерному их распределению в течение учебной недели.
7. Своевременно информировать родителей о реальных возможностях учащихся, что приведет к отказу от завышенных ожиданий от родителей, возлагаемых на старшеклассников, что уменьшит тревожность учащихся, вызванную боязнью не соответствовать этим ожиданиям.