Департамент образования г.Москвы
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей
с нарушениями слуха и речи «Благо»
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Составители:
директор, к.пс.н Любимов М.Л.
зам.директора Любимова М.М.
методист, к.пс.н. Староверова М.С.
методист Шевченко Ж.Н.
Москва — 2006
Данный комплекс психодиагностических методик является необходимым инструментарием для практического решения актуальнейшей проблемы – выявления адаптационных возможностей детей и подростков с целью предупреждения школьной дезадаптации.В концепции профилактики отклоняющегося поведения (1993, 1999) отмечается, что решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации, является первоочередным условием превенции отклоняющегося поведения детей и подростков.
С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов адаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение «ситуации социального развития», вызывающие необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения. В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляют следующие возрастные периоды:
Основные и профессиональные компетенции специалистов работающих ...
... задачи повышения уровня профессиональной и личностной компетентности специалистов, работающих с детьми подростками и молодёжью. Социальная работа требует особой профессиональной компетентности ... в реальном профессиональном становлении. Объект исследования - учреждения социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи. Предмет исследования - кадровый потенциал учреждений социально- ...
— от 6/7 до 11лет – этап первичного усвоения требований, предъявляемых школьной ситуацией;
— от 11 до 16 лет – этап «манифистации» отклонений личностного развития, которые существовали ранее в латентном состоянии. Именно в эти возрастные периоды как биологические, так и микосоциальные факторы риска из источника потенциальной угрозы нормальному психическому развитию превращаются в реально действующие патогенные факторы, обуславливающие заметное повышение нервно – психической и соматической патологии по сравнению с другими возрастами (L.A.Arnold,D.J.Smeltzer,M. Сhasan,E.Zedler, А.Божанов, С.М.Громбах, Г.В.Козловская, Л.Ф. Кремнева, Л.С.Куликов, О.А.Трифанов, И.А.Шашкова и др.).
В этой связи, особое внимание при подборе психодиагностических методик, направленных на выявление адаптационных возможностей, мы уделяли данным возрастным этапам, что нашло отражение, как в подборе основного комплекса методик, так и в необходимости разработкикомплекса для экспертной оценки состояниядетей и подростков.
При подборе психодиагностических методик мы ориентировались на основные параметры дезадаптации детей и подростков, которыми являются:
- трудности коммуникации:
- тенденция к изоляции
- затруднения при установлении контакта
- непродуктивность контактов
- нестабильность эмоциональной составляющей:
- выраженная тревожность
- неадекватная самооценка
- расстройство фона настроения
- выраженные проявления «трудного характера»/акцентуаций
- отсутствие познавательного интереса:
- низкая познавательная мотивация/неустойчивый познавательный интерес, переживание школьной скуки.
- нейродинамические нарушения:
- возбуждение или заторможенность в двигательной сфере
- соматическая ослабленность
- неконструктивные поведенческие реакции
Перечень психодиагностических методик для выявления адаптационных возможностей детей и подростков.
Возрастной период
Характеристика |
Параметры дезадаптации |
Основной комплекс психодиагностических методик |
Экспертная оценка состояния |
От 6 до 7 лет, поступление в школу Ведущая деятельность: переход от игровой деятельности к учебной. Новообразования возраста: комплексы готовности к школьному обучению:
Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом, то есть должно быть сродни игре. |
трудности коммуникации |
— Методика «Два домика» — от 4 до 7 лет (по Т.Д.Марцинковской). — Контурный CAT-H — от 3 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). — Тест «Рука» — с 4 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). — Методика «Нарисуй человека» (по Гуденау-Харрис). |
— Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). — Детский апперцептивный тест/ САТ — от 3 до 10 лет (по Л. Беллак). |
нестабильность эмоциональной составляющей |
— «Тест тревожности» — от 4 до 7 лет (Р. Треммел, М. Дорки, В.Амен). — Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн – от 5 лет и старше (по А.М. Прихожан). — Рисунок несуществующего животного/РНЖ — от 4,5 лет и старше (по Т.Д.Марцинковской). |
— Детский апперцептивный тест/ САТ — от 3 до 10 лет (по Л. Беллак). — Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). |
|
отсутствие познавательного интереса: |
— Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Н.И.Гуткина): Субтест № 1 «Сказка» Субтест №2 «Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника» |
||
От 7 до 10-11 лет, младший школьный возраст Ведущая деятельность: учение Новообразования возраста:
Дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. Кризис 11/12 лет – это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. Возраст характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. |
трудности коммуникации |
— Контурный CAT-H – от 3 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). — Тест «Рука» — с 4 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). — Социометрический опрос — от 6 лет и старше (по С.А. Беличевой). — Методика «Нарисуй человека» (по Гуденау-Харрис). |
— Контурный апперцептивный тест/ САТ — от 3 до 10 лет (по Л. Беллак). — Субъективная оценка межличностных отношений ребенка /СОМОР — от 4 до 11 лет (по Н.Я.Семаго, М.М. Семаго). — Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). |
нестабильность эмоциональной составляющей |
— «Тест школьной тревожности Филлипса» — от 9 до 14 лет. — «Шкала самооценки» — от 7 до 10 лет (по Т.Д. Марцинковской). — Методика «Дом Дерево Человек/ ДДЧ» — от 5 лет и старше (по А.Л. Венгер). — Рисунок несуществующего животного/РНЖ — от 4.5 лет и старше (по Т.Д.Марцинковской). — Методика «Незаконченные предложения» — от 7 лет и старше (по А.И.Захарову). — Самочувствие Активность Настроение /САН (под ред. Р.Р.Римского, С.А. Римского). |
— Субъективная оценка межличностных отношений ребенка /СОМОР – от 4 до 11 лет (по Н.Я.Семаго, М.М. Семаго). — «Опросник Айзенка детский» (по Т.Д.Марцинковской). |
|
отсутствие познавательного интереса: |
— Методика «Оценка уровня школьной мотивации» – от 7 до 10 лет (А.Г. Лусканова) — Методика «Рисунок класса», «Нарисуй учителя» — от 7 до 10 лет и т.д. |
||
От 10-11 до 16 лет, подростковый возраст Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками Новообразования возраста:
Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. |
трудности коммуникации |
— Социометрический опрос — от 6 лет и старше (по С.А. Беличевой). — «Тест Томаса» — от 12 и старше (под ред. Р.Р.Римского, С.А.Римского). — «Тест руки» — от 12 и старше (Т.Н.Курбатова). — Методика Q-сортировки (под.ред.А.И. Андрианова и др.) |
— РАТ – от 13 лет и старше (по Л.Н.Собчик). — «Тест подростки о родителях» — от 13 до 18 лет (Л.И.Вессерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына). — Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (по Л.Н.Собчик). |
нестабильность эмоциональной составляющей |
— «Тест школьной тревожности Филлипса» — от 9 до14 лет. — Тест-опросник Шмишека — с 13 лет и старше (под ред. Р.Р.Римского, С.А.Римского) — Методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер/ адаптация Ю.Л.Ханина) |
— Модифицированный подростковый диагностический опросник /МПДО — с 13 лет и старше (по А. Личко). — «Методика многофакторного исследования личности»( Р.Кеттел). |
|
отсутствие познавательного интереса: |
— Методика «Незаконченные предложения» — от 10 до 16 лет (по Е.В.Ковалеву). — «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах» — от 10 лет и старше (А.Д.Андреева, А.М.Прихожан) |
||
От 16 -18 лет, юношеский возраст Ведущая деятельность: учебно-производственная Новообразования возраста:
Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). |
трудности коммуникации |
— «Тест руки» — от 12 и старше (Т.Н.Курбатова). — Методика Q-сортировки (под.ред.А.И. Андрианова и др.) |
— «Тест подростки о родителях» — от 13 до 18 лет (Л.И.Вессерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына). — Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (по Л.Н.Собчик). |
нестабильность эмоциональной составляющей |
— Методика многофакторного исследования личности/ ММИЛ – от 16 лет и старше (по Ф.Б.Березину). |
— Модифицированный подростковый диагностический опросник /МПДО — с 13 лет и старше (по А. Личко). — Модифицированный цветовой тест Люшера — от 11 лет и старше (по Л.Н.Собчик) |
|
отсутствие познавательного интереса: |
— Методика «Ценностные ориентации» — от 16 лет и старше (М.Рокич) |
В случае выраженного проявления нарушения адаптации у детей младшей и средней школы с целью изучения содержания и природы дезадаптивного поведения можно использовать карту наблюдения Стотта (Рабочая книга школьного психолога. // под ред. Дубровиной И.В. М., 1991).
В качестве самостоятельной единицы диагностики адаптационных возможностей ребенка младшего школьного возраста может быть использована «Комплексная экспресс диагностика социально-педагогической запущенности детей» (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996).
3