1. Диагностические методы по выявлению личностных нарушений у детей и определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические,

1. Диагностические методы по выявлению личностных нарушений у детей и определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).

Диагностические методы позволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ МЕТОДЫ

1. Диагностика межличностных конфликтов 1. Диагностика межличностных конфликтов

Беременность, роды

Физическое развитие ребенка до 1 года

Соматический статус (группа здоровья, болезни, госпитализация

Семейный статус (мать, отец, братья, сестры)

Проблемы ребенка (нарушения сна, еды, проблемы в самообслуживании, упрямство, навязчивые движения, тики)

Семейная атмосфера (стиль воспитания, единство требований, режим дня, эмоциональные привязанности)

Темперамент ребенка напряженность

активность

чувствительность

импульсивность

адаптация в коллективе Анкета № 1 (для родителей)

Анкета №2 (для воспитателей)

Анкета № 2А (для воспитателей, педагогов)

Эмоциональное восприятие челнов семьи

Эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении»

Наличие потребности в общении

Конфронтация в семье

Проявление эгоцентризма

Сотрудничество в семье

Семейные и внутрисемейные предпочтения

Половая идентификация

Предпочитаемые половые и возрастные группы общения

Тест «Рисунок семьи»

Социометрическая проба «День рождения»

Социометрический опросник (Для детей)

П. Диагностика внутриличностных проблем ребенка П. Диагностика внутриличностных проблем ребенка

Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие)

Эмоциональные стимулы (реакции на «успех»)

Фрустрированные реакции («неудача»)

Общая удовлетворенность собой

Частные характеристики самооценки

Оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями, родителями

Родительские притязания Тест на определение уровня притязаний ребенка

Методика определения самооценки дошкольника

Методика родительских оценок и притязаний

Ш. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка Ш. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка

Характеристика развития познавательных процессов ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки)

4 стр., 1697 слов

Диагностика соц. пед

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика ...

Психологические возможности раннего обучения

Экспресс-диагностика познавательных процессов

Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка

Наличие тревоги, агрессии, страха

Особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя)

Графическая методика «Кактус»

Количественные и качественные проявления страха

Количественное и качественное проявление тревоги Тест «Страхи в домиках» (модифицированный тест А.И.Захарова)

Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

2. Психолого-педагогическая диагностика в системе мониторинга образования.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может пробрести в результате освоения Программы. Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

6 стр., 2915 слов

Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА   Астапенко Е.В.   УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ   «ПСИХОДРАМА»     («ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ») (для студентов заочной формы обучения)   Ростов-на-Дону Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодрама» («Психология и управление персоналом») разработан в соответствии с требованиями Государственного ...

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

3. Тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста на исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Представьте результаты исследования по социометрической пробе «День рождения» детей с нормальным речевым развитием и ТНР.

4. Охарактеризуйте тесты на изучение топологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР. Представьте результаты теста «Улитка» (по Ж.Пиаже) с детьми с нормальным речевым развитием и ТНР.

5. Опросники для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы. Представьте результаты исследования по социометрическому опроснику

Аня должна прислать…

6. Тесты Витцлака.

Тест Витцлака «Способность к обучению в школе» состоит из 17 заданий.

Задание 1. Истории в картинках. В этом задании предлагается две серии последовательных картинок, каждая серия содержит 3 картинки.

Первый сюжет «История о постройке башни» предлагается как вводное задание. При этом взрослый показывает ребенку на разложенные перед ним по порядку картинки, и сам рассказывает нарисованную историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фазе рассказа картинку. Затем картинки убираются, а испытуемого просят повторить рассказ, который он только что слышал, но уже без зрительной опоры на рисунки. В случае необходимости экспериментатор может задавать наводящие вопросы.

11 стр., 5045 слов

Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)

Фамилия, имя ребенка __________________________ Группа № _______ Дата проведения обследования ________________________ Зрительное восприятие Диагностические задания и вопросы Особенности выполнения ребенком заданий Уровень выполнения «Возьми кубик такого же цвета» «Возьми игрушку такого же цвета, как карточка» «Найди пирамидку названного цвета» «Какого цвета игрушка?» «Покажи картинку, на которой ...

Независимо от качества полученного рассказа исследователь кратко еще раз формулирует основное содержание сюжета. Применительно к данной истории это выглядит следующим образом: «Девочка построила башню из кубиков. Мальчик споткнулся, задел башню, и она упала. Поэтому девочка очень огорчена».

Рассказ испытуемого оценивается в баллах: максимальная оценка – 4, минимальная – 0. При оценивании обращают внимание на следующее: правильно ли отражены основные смысловые моменты, добавляются ли при рассказе второстепенные детали и какое внимание им уделяется (т. е. не затмевают ли они основную линию сюжета), не происходит ли мозаичное описание отдельных картинок без учета их взаимосвязи; особо выделяются случаи отказа от пересказа.

Вторая сюжетная серия картинок предлагается в качестве основного задания. Перед испытуемым раскладывают по порядку 3 картинки и просят его составить по ним рассказ. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После окончания рассказа картинки убирают и ребенка просят еще раз коротко повторить историю.

При оценивании ответа обращают внимание на те же моменты, что и в первой серии картинок при выполнении вводного задания,

Задание 2. Знание цвета.

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами и поочередно (в любом порядке) предлагают ему назвать тот или иной цвет.

Максимальное количество баллов – 12.

Задание 3. Заучивание четверостиший.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

Значение и место психологической подготовки в системе подготовки спортсмена. Волевая подготовка спортсмена как часть общей психологической подготовки. Структура волевых качеств спортсменов различных видов спорта. Препятствия и трудности в спорте. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте характеристику воли как процессу сознательного регулированного поведения? 2. В чем заключаются особенности ...

Ребенку предлагают выучить стихотворение, чтобы потом он мог дома рассказать его родным.

Сначала взрослый выразительно один раз читает все стихотворение, а затем начинается заучивание, для которого четверостишие делится на три части. Взрослый читает каждую часть отдельно, после чего ребенок повторяет ее. При наличии ошибок повторение одной части происходит максимум три раза, после чего переходят к следующему отрывку.

Максимальное количество баллов (6) выставляется только при полном правильном повторении всех трех частей стихотворения.

Задание 4. Знание предметов.

Перед ребенком кладут 9 аппликаций, содержательно представляющих фрукты, овощи и цветы. Испытуемый должен назвать каждый предмет, причем при ответе «это цветок» экспериментатор просит уточнить название цветка (то же самое относится и к остальным группам предметов).

После того как ребенок ответил на все вопросы, исследователь еще раз сам правильно называет все предметы.

Максимальная оценка—9 баллов.

Задание 5. Процесс счета.

Используются те же 9 аппликаций, что и в задании 4. Ребенка спрашивают: «Скажи мне теперь, сколько тут лежит предметов?»

Если испытуемый не может прийти ни к какому решению или дает неправильный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». При повторном неправильном решении предлагается: «Посчитай еще раз». Больше никаких указаний для счета не дается, но целесообразно проверить, может ли ребенок считать, если указательный палец исследователя соскальзывает с предмета на предмет.

Максимальная оценка 5 баллов ставится при счете «глазами» без видимых моторных компонентов. Чем больше моторных компонентов (начиная от беззвучного движения губами и кончая дотрагиванием до предметов) употребляется при пересчете предметов, тем меньшее количество баллов получает испытуемый. В случае полного отказа от работы или неправильного решения ставится 0 баллов.

Задание 6. Порядок счета.

Используются те же аппликации, что и в предыдущих двух заданиях.

7 стр., 3259 слов

Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки. Психолого-педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки«Психология и социальная педагогика» (ДФО) по курсу Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» на 2 сем. 2011/2012 уч. г.   Вид работы Количество баллов Текущий контроль 1 (устный ответ на к/в семинарских занятий к темам 1-10)-9х5 баллов Текущий контроль 2 (опрос на последнем семинаре по терминологии) Премиальные баллы: & ...

Всех детей, которые решили задание 5, просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь начинает считать: «I, 2,3… «. Затем испытуемому предлагается начать самостоятельно сначала. При прекращении счета экспериментатор говорит: «Правильно, а какое число дальше?» При продолжении испытуемым счета прервать его на числе 22.

В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал. Соответственно, максимальная оценка –22.

Задание 7. Классификация предметов.

Используются все те же 9 аппликаций, что и в предыдущих заданиях, соответственно представляющих фрукты, овощи и цветы, а также доска с изображенными на ней тремя корзинами (одна под другой).

Ребенку предлагается рассортировать все предметы по корзинам так, чтобы в верхнюю попали только фрукты, в среднюю – только овощи, а в нижнюю—только цветы.

Максимальная оценка – 9, означающая, что все предметы разложены по соответствующим корзинам.

В случае ошибок необходимо объяснить ребенку, что именно он неправильно сделал. Например, указать, что яблоко относится не к овощам, а к фруктам и т. д.

Задание 8. Восприятие количества.

Используются те же материалы, что и в задании 7, плюс лист однотонной бумаги.

В результате правильно выполненного задания 7 перед ребенком находятся три корзины, соответственно наполненные фруктами, овощами и цветами.

Нижняя корзина (с цветами) закрывается листом бумаги, после чего испытуемого спрашивают: «Скажи, пожалуйста, сколько всего фруктов и овощей, вместе взятых, в этих двух корзинах?»

Если при подсчете ребенок ошибется, то необходимо предоставить ему еще одну или несколько попыток достичь правильного результата.

Если испытуемый считает только фрукты или только овощи, то те и другие следует вынуть из корзин и разложить перед ним в цепочку. Причем вначале между фруктами и овощами делается разрыв, если этот разрыв мешает ребенку воспринимать все предметы вместе как одно множество, то разрыв убирается, фрукты придвигаются к овощам, а ребенка опять просят сосчитать, сколько всего предметов.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... получает 12 баллов. При неполном соответствии критериям оценка снижается вплоть до 0 баллов («неудовлетворительно»). Дополнительно 1-3 балла (оценка «пять ... и родов Как подготовиться к рождению ребенка? Появление ребенка: что меняется в жизни родителей? ... подростково-юношеский возраст; зрелый возраст). Виды заданий: Мультимедиа-презентация Аннотированная подборка интернет-источников Подборка ...

Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, т. е. теперь испытуемому надо сосчитать, сколько всего вместе взятых фруктов, овощей и цветов во всех трех корзинах.

Максимальная оценка за все задание — 6 баллов складывается за первую часть задания в случае правильного решения без помощи и 3 баллов за вторую часть задания. При выполнении с помощью взрослого количество баллов уменьшается – чем больше оказанная помощь, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неправильном результате ставится 0 баллов.

Задание 9. Размещение фигур.

В качестве экспериментального материала используются 3 карточки с нарисованными на них кругом, треугольником и квадратом, а также 9 вырезанных геометрических фигур, представляющих собой разнообразные круги, треугольники и квадраты.

Сначала проверяют, знает ли ребенок названия фигур, изображенных на карточках. Допустимо, если вместо «квадрата» он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названия фигуры, то ее следует назвать. Затем испытуемого просят объяснить, почему треугольник, четырехугольник и круг называются именно так. Предполагается, что в объяснении ребенок будет ссылаться на наличие и количество углов у фигуры. Если он не может сам этого сделать, то ему объясняют, что фигура называется треугольником, потому что у нее три угла (показать), четырехугольником – потому что 4 угла (показать), а кругом – круглый.

Затем перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур, а несколько поодаль от них три карточки с нарисованными кругом, треугольником и квадратом. Ребенку предстоит выбрать из 9 фигур треугольники, четырехугольники и круги и положить их на соответствующие карточки. Каждый этап работы оценивается отдельно.

I этап—количество правильно названных нарисованных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); максимальное количество баллов – 3.

II этап—количество правильных объяснений названия той или иной нарисованной геометрической фигуры; максимальное количество баллов – 3.

III этап—количество правильных наложений; максимальное количество баллов – 3.

Задание 10. Сравнение картинок.

Экспериментальным материалом служат 4 пары картинок. В каждой паре картинки почти идентичны, но вместе с тем имеют некоторые различия, которые испытуемый должен обнаружить.

Если ребенок не может самостоятельно найти различия или называет несуществующие отличия, то ему оказывается помощь.

Каждая пара картинок оценивается по следующей шкале: правильное решение без помощи – 2 балла; с помощью – 1 балл; отсутствие решения – 0 баллов. Таким образом, за 4 пары картинок ребенок может получить максимально 8 баллов.

Задание 11. Воспроизведение четверостиший.

В этом задании ребенку предлагают воспроизвести по памяти четверостишие, которое он учил наизусть в задании 3.

Если испытуемый допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и в задании 3.

Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, что и в задании 3.

Задание 12. Понимание цвета и формы.

В этом задании ребенку предлагается достроить незаконченную фигуру определенного цвета, подобрав к ней недостающую часть из предлагаемого

набора форм, различающихся по цвету. Таким образом, для решения задачи ребенку необходимо совместить два признака: форму и цвет.

Всего испытуемому предлагается решить 4 задачи. Максимальная оценка за все задания – 4 балла.

Задание 13. Нахождение аналогий.

Ребенку предлагается некоторое утверждение, а затем задается вопрос, на который можно ответить путем аналогичного утверждения. Например, «Днем светло, а ночью?» Предполагается, что ребенок ответит: «Ночью темно».

Всего испытуемому задают 6 вопросов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания – 6 баллов.

Задание 14. Описание картинки.

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке.

При оценивании рассказа отдельно учитываются 4 аспекта: а) разговорная речь (беглая или запинающаяся)—максимальная оценка 2 балла; б) построение предложений (простые или сложные) – максимальная оценка 4 балла; в) артикуляция (четкое или нечеткое произношение звуков) –максимальная оценка 2 балла; г) фантазия, воображение (повествуется только о том, что изображено на картинке или по ходу рассказа домысливается о том, что было и что будет, о переживаниях и мыслях героев и т. д. ) – максимальная оценка—1 балл.

Таким образом, рассказ по картинке максимально может быть оценен в 9 баллов.

Задание 15. Учебный тест на сравнение величины.

В качестве экспериментального материала используются листы с нарисованными на них предметами разной величины. Например, на одном листе мячи разной величины по мере убывания, на других – другие предметы. На каждом листе предметы изображены в два ряда. Верхний ряд представляет собой образцы величин данного предмета, а в нижнем ряду отсутствует один предмет определенной величины.

Ребенок должен определить, какой именно величины должен быть недостающий предмет исходя из имеющихся в верхнем ряду образцов.

Всего для исследования используются один учебный лист и 7 экспериментальных.

За ошибочное решение ставится 0 баллов, а правильное можно помечать знаком +.

Задание 16. Срисовывание.

Для срисовывания предлагаются фигуры (для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей группы – треугольник и крест) и два узора, напоминающие прописной шрифт.

Ребенок должен как можно точнее срисовать все образцы. При оценивании обращается внимание на степень соответствия рисунка образцу по форме и пропорциям. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются. При полном соответствии с образцом ставится 3 балла, когда рисунок в общем похож – 2 балла, если частично похож 1 балл, вообще не похож – 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов за все задание – 12.

Задание 17. Раскладывание по образцу.

В качестве экспериментального материала используются 6 картинок-образцов и 8 квадратов (2 черных, 2 желтых и 4 черно-желтых), из комбинации которых можно получить имеющиеся образцы.

Первая картинка – образец используется как тренировочная и в общую оценку выполнения задания не включается.

Перед ребенком кладут образец и в беспорядке все квадраты, из которых ему предлагается собрать точно такую же фигуру, как на образце. На выполнение одного задания дается приблизительно от 30 до 60 секунд. Если за это время ребенок не может справиться с задачей самостоятельно, то ему оказывается помощь. Если, несмотря на помощь, испытуемый не может выполнить подряд два задания, эксперимент прерывается.

Оценивание каждого задания проводится по следующей шкале: решение без помощи – 3 балла; решение с помощью – 2 балла; решения нет, но испытуемый самостоятельно подобрал нужные детали – 1 балл; нет решения – 0 баллов. Таким образом, максимальная оценка за все 5 заданий (тренировочное исключается) – 15 баллов.

С точки зрения отечественных исследователей Г. Н. Досмаевой и А. Г. Лидерса (1985), работавших с тестом Г. Витцлака, этот тест позволяет выявить актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: 1) способности к научению; 2) развития мышления; 3) развития речи.

Основываясь на этих показателях интеллектуального развития, психологи в случае необходимости составляют для ребенка индивидуальную коррекционную программу, осуществляемую воспитателями и педагогами.

7. Тест «Семья»

Тест “Рисунок семьи”

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

Порядок заполнения свободного пространства.

Порядок появления персонажей рисунка

Время начала и окончания работы.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

Кто в семье самый хороший и почему?

Кто самый счастливый и почему?

Кто самый грустный и почему?

Кто больше всех нравится ребенку и почему?

Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.

Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам: он изображается первым и помещается на переднем плане;

он выше и крупнее остальных персонажей; выполнен с большей любовью и тщательностью; остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребенок о себе

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

8. Методика определения самооценки дошкольников и младших школьников. Представьте результаты обследования детей с нормальным речевым развитием и тнр

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА

Теоретическая и практическая значимость изучении самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использовании этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур), где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждой ступеньке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «Здоровья», «ума», «характера» «счастья», «красоты», «доброты», Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». (здоровый- больной, умный – глупый, хороший (характер) – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой, счастливый – несчастный).

Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…) Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначение (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровне (например, большой – маленький)

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

9. Методика исследования связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с тнр на материалы картин. Приведите примеры обследования детей на основе методики ключевых слов (нкс).

10. Опишите задания и методику их проведения для исследования ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса.- из речевых карт (в дисграфии хорошая)

Таня должна прислать…

11. Изучение особенностей речевого и неречевого общения детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития.

Оля должна прислать…

12. Методика проведения исследований словаря детей с ТНР Охарактеризуйте несколько заданий.- методика аспирантки(как вариант) методика Лалаевой,Серебряковой

13. Опишите задания и методику их проведения для исследования пространственного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР.

14. Определите круг того, что включается в методику исследования формирования общефункциональных механизмов речевой деятельности в соответствии с Программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР (логопедическая работа).

15. Определите круг того, что включается в методику исследования формирования специфически речевых механизмов речевой деятельности в соответствии с Программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР (логопедическая работа).

16. Тесты диагностики страхов у детей и подростков. Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой).

Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Инструкция: В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком доме они будут жить. Дом мы закроем на замок, а ключ выбросим, и никогда страх из дома не выйдет!

Страхи:

1. когда остаешься дома один

2. нападения, бандитов

3. заболеть, заразиться

4. умереть

5. того, что умрут твои родители

6. каких-то людей

7. маму или папу

8. того, что они тебя накажут

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, БАрмалея, Змея Горыныча, чудовищ

10. опоздать в детский сад

11. перед тем, как заснуть

12. страшных снов

13. темноты

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты)

18. когда очень глубоко (страх глубины)

19. маленькой, тесной комнаты, помещения, туалета(страх замкнутого пространства)

20. воды

21. огня

22. пожаров

23. войны

24. больших улиц, площадей

25. врачей (кроме зубных)

26. крови

27. уколов

28. боли (когда больно)

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

17. Методика «Домик» (н.И. Гуткина)

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика).

Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки).

Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

быстро или медленно проводит линии;

отвлекается ли во время работы;

высказывания и вопросы во время рисования;

сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание).

Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

18. Охарактеризуйте результаты изучения связной речи дошкольников (сравнительный анализ) по проведенному исследованию.

Соня должна прислать…