Диагностическая карта

(исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма)

Использование предложенной специальной диагно­стической карты целесообразно для исследования ре­бенка первого и второго года жизни.

Приведенные вопросы добавляются к традиционно­му психиатрическому либо патопсихологическому анам­незу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предпо­ложение о возможности РДА.

Такой прецедент в клинической, в частности психо­неврологической клинике, не единственный. Известны специальные схемы анамнеза и статуса детей и взрос­лых, страдающих эпилепсией и другими заболевания­ми. За рубежом имеется и ряд схем для обследования детей с РДА. Однако диагностические критерии РДА у детей первых лет жизни представлены в них значитель­но менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

Естественно, что у данного аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА, западения в отдельных сферах будут выступать в разной сте­пени. Поэтому представленная ниже подробная диагно­стическая карта, фиксирующая особенности развития всех нервно-психических сфер ребенка, должна способ­ствовать не только ранней диагностике и терапии РДА, но и выбору методов психологической коррекции, адек­ватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

Вегетативно-инстинктивная сфера

Неустойчивость ритма «сон — бодрствование». Длительность сна. Длительность периода засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании).

Поверхность, прерывистость сна днем. «Спокойная бессонница». Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении. Связь нарушений сна с психогениями, экзогениями.

Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизма сосания. Вялость, недостаточность време­ни сосания.

Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.

Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возмож­ность кормления лишь в особых условиях (ночью, в просоночном состоянии и т. д.).

Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление толь­ко протертой. Привычные рвоты.

Малоподвижность, пассивность. Слабость или от­сутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, при­косновение.

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...

... темы исследования: «Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности». Цель работы – теоретически ... мероприятий на предупреждение нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности. Объектом исследования является ...

Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.

Аффективная сфера

Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряжен­ность, индифферентность. Периодические «уходы в себя». Запаздывание формирования, слабость или чрез­мерность выраженности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Выраженность и характер суточного ритма.

Немотивированные колебания настроения. Дистимические расстройства с капризностью, плаксивостью, «нытьем», эмоциональной пресыщаемостью. Дисфорические расстройства с напряженностью, негативизмом, аг­рессивной готовностью. Склонность к эйфории с моно­тонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрессивные состояния с малоподвиж­ностью, гипомимией, длительным плачем, потерей аппе­тита, нарушением сна, большей выраженностью аффек­тивных расстройств по утрам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Истерифоричные реакции.

Первый возрастной криз. Время появления и дли­тельность психомоторной возбудимости, страхи, трево­га, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явление негативизма: сопротивление умыванию, одева­нию, стрижке, агрессивность.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов (звуков пылесоса, полотера, электро­бритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.).

Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения, влаги.

Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, вы­соты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.

Страхи, обусловленные ситуационно. Психогенные иллюзорные расстройства.

Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, перевоплощения и т. д.

«Феномен тождества». Трудности при введении при­корма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего (расположение мебели, предме­тов, игрушек).

Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции на перемену обста­новки (помещение в ясли, переезд): нарушение вегета­тивных функций, невротическое, психопатоподобные

расстройства, регресс приобретенных навыков, психотические явления.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие «чувства края» (свешивание за борт коляски, стремле­ние выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.).

12 стр., 5862 слов

Аффективно-шоковые реакции

... наблюдаемых в экстремальных условиях адаптацион­ных реакций относят: · кратковременную депрессивную реакцию (реакция утраты); · затяжную депрессивную реакцию; · реакцию с преобладающим расстройством других эмоций (реакцию беспокой­ства, страха, тревоги и т.д.). К основным ...

Отсутствие страха высоты, закрепления опыта контакта с горячим, острым.

Сфера влечений

Агрессия. Ее проявления. Жестокость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки.

Легкое возникновение агрессии в аффекте. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызываю­щим страх. Агрессия при радости.

Самоагрессия: спонтанная, при неудачах. Брезгли­вость. Понижение и повышение. Их сочетание.

Сфера общения

Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на гла­зах человека (взгляд вверх, «мимо», «сквозь»).

Активное избегание взгляда человека. Характер взгляда: не­подвижный, застывший, испуганный и т. д.

Комплекс оживления. Отставленность. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие ка­кого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внешней характеристики: «неземная», «лучезарная». Отнесенность не к человеку, а неодушевленному пред­мету, возникновение на звук, ощущение. Отсутствие за­ражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения на­встречу при приближении).

Реакция на приход и уход близких.

Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки.

Симбиотическая связь с матерью: непереносимость ее самого кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции, невротические, психопатоподобные реакции, регресс навыков).

Симбиоз с другими чле­нами семьи, няней.

Появление слов «мама», «папа» после других. Их неотнесенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды страха кого-либо из родителей. Смена симбиоза на индифферентность, избегание, враждебность.

Реакция на нового человека. Непереносимость тре­воги, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрес­сия, игнорирование. «Сверхобщительность».

Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, актив­ное. Стремление лишь к физическому общению. Обсле­дование как неодушевленного предмета. Импульсивные действия. Игра «рядом». «Механическое» заражение поведением детей. Амбивалентность в стремлении к контакту, страх детей. Сопротивление при попытке ор­ганизации контакта извне. Агрессивность к детям. Аг­рессивная реакция на рождение сибса. Избиратель­ность контактов с детьми. Особенности их круга.

Отношение к физическому контакту. Стремление, неприязнь. Гиперсензитивность, переносимость лишь «малых доз» прикосновения, поглаживания, кружения, тормошения и т. д.

Реакция на словесные обращения. Отсутствие откли­ка на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реак­ции на другие обращения. «Псевдоглухота». Избира­тельность ответных реакций на речь. Отсутствие адек­ватного жеста.

Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Не­переносимость, страх. Предпочтение. Стремление к тер­риториальному уединению.

Отношение к окружающему. Необычность первона­чального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.).

19 стр., 9417 слов

Детско-родительские отношения: психоаналитический взгляд на проблемы

... ребенку, способствующих формированию у него тревожности. Задачи: 1. Описать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений в концепциях представителей психоаналитического направления. 2. Проанализировать ...

Индифферентность к окружаю­щему, отсутствие активности исследования предметов.

«Отсутствие» дифференциации одушевленного и не­одушевленного. «Механическое» использование руки, туловища взрослого. Диссоциация между отрешенностью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем.

Восприятие

Зрительное восприятие.

Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взгля­дом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица. Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зритель­ных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию яр­ких предметов, их движения, верчения, мелькания стра­ниц. Длительное вызывание стереотипной смены зри­тельных ощущений (при включении и выключении све­та, открывании и закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.).

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсензитивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор, стремление к тем­ноте.

Слуховое восприятие.

Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных зву­ков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми па­кетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение ти­хих звуков.

Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенса­ция поведения. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку.

Тактильная чувствительность.

Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая перено­симость одежды, обуви, стремление раздеться. Удоволь­ствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бу­маги, пересыпания круп. Обследование окружающего преимущественно v. помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность.

Непереносимость многих блюд. Стремление есть не­съедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная чувствительность.

Гиперсензитивность к запахам. Обследование окру­жающего с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная чувствительность.

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спин­ку кровати. Влечение к игре с взрослым типа верче­ния, кружения, подбрасывания.

Моторика

Нарушение мышечного тонуса на первом году жиз­ни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявле­ния. Длительность и эффективность применения мас­сажа.

Моторный облик: двигательные заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость.

Медлительность, угловатость, порывистость, марио-неточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Необычные грациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.

3 стр., 1147 слов

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...

... содержание и организация исследования у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития ______ 27 2.1. Цель, задачи исследования _____________________________________27 ... словаря у детей с нормальным речевым развитием, с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития ____________________________________________51 ГЛАВА 4. Методические рекомендации по развитию ...

Задержка в формировании навыка жевания.

Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания.

Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы).

«Внезапность» перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: «деревянность» (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу «заводной игрушки» и т. д.

Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

Двигательные стереотипии: раскачивания в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Упорное, длительное раскачивание: стенки манежа, на игрушечной лошадке, качалке. Кружение вокруг своей оси. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков и т. д. Вычурный рисунок двигательных стереотипии.

Отсутствие указательных жестов, движений голо­вой, означающих утверждение либо отрицание, жестов приветствия или прощания.

Затруднения в имитации движений взрослого. Со­противление в принятии помощи при обучении двига­тельным навыкам.

Мимика (в том числе по фотографиям в данном воз­расте).

Гипомимичность: бедность мимических комп­лексов (улыбки, испуга, плача и т. д.).

Напряженность, неадекватные гримасы.

Интеллектуальное развитие

Впечатление необычной выразительности, осмыслен­ности взгляда в первые месяцы жизни.

Впечатление «тупости», непонимания простых инст­рукций.

Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической мигра­цией, неспособностью сосредоточения, отсутствием от­клика на обращение. Сверхизбирательность внимания Сверхсосредоточенность на определенном объекте.

Беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий.

Отсутствие интереса к функциональному значению предмета.

Большой для возраста запас знаний в отдельных об­ластях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве цифре, другим обозначениям. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предме­ту над реальным. Сложность фабулы фантазий, игр, сверхценные интересы (к отдельным областям знаний, природе и т. д.).

Необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов).

Необычная зрительная память (запо­минание маршрутов, расположения знаков на листе грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего.

8 стр., 3965 слов

Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития

... несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования навыка беглого, сознательного и ... %) Обнаружены следующие недостатки качества чтения: ® общее недоразвитие речи, с частности нечёткое произношение звуков (91 % ... выразительного чтения. Мной ведётся обучение во 2 классе, по специальной (коррекционной) программе VII вида. Дети с задержкой ...

Разница «сообразительности», интеллектуальной ак­тивности в спонтанной и заданной деятельности.

Речь

Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциа­ция между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью к невербальным звукам, между «непони­манием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления. Его неинтонированность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: «плавающие» слова, регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы — аутокоманды. Фразы — эхолалии. Отставленные эхолалии. Эхолалии-цитаты. Эхолалии — обобщенные формулы.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Страхи аффективно насыщенных метафор. Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи).

Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к Оконцу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Разница развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

Игра

Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной игрушкой.

Манипулирование с неигровыми предметами, даю­щими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, так­тильный, обонятельный, проприоцептивный).

Стереотип­ность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойст­венных более раннему возрасту (щелкание пальцами, перебирание ими перед глазами).

Символизация, оду­шевление неигровых предметов в сюжетной игре. Груп­пировка игрушек и неигровых предметов, по цвету, фор­ме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орна­ментов.

9 стр., 4381 слов

Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

... возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь - сообщения, повествующая взрослому о ... Каково влияние сюжетно-ролевых игр на развитии связной речи дошкольников. Тема исследования: Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Цель исследования: Выявить и ...

Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обо­собленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность сюжета игры, трудности введения и из­менения ее фабулы извне.

Навыки социального поведения

Трудности усвоения режима. «Собственный» режим.

Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Диссоциация ме­жду владением навыками в заданной и спонтанной дея­тельности. Затруднения в имитации действий взросло­го. Отказ от помощи либо, наоборот, ее охотное ис­пользование. Регресс навыков еды и одевания.

Время появления навыков опрятности. Способ сооб­щения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации. Отсутствие сообщения, длительное «терпе­ние» до высаживания. Страх горшка. Склонность к рег­рессу навыков. Связь с невротическими и психопато-подобными явлениями.

Патологические привычки.

Психосоматическая корреляция

Предрасположенность к аллергическим заболевани­ям, аллергическим компонентам при общих инфекциях, аллергической реакции на лекарственные препараты. Связь ухудшения психического состояния с сомати­ческим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аф­фективные расстройства, стереотипии; временный рег­ресс приобретенных навыков.

Манифестация проявлений аутизма после соматиче­ского заболевания.