С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:
- филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;
- философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;
- логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;
- история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;
- археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;
• антропология — происхождение речи у первобытных людей;
• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;
• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;
• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.
Естественные науки, связанные с языкознанием:
- биология — сходство генетического кода и естественного языка;
- география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;
• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;
- медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;
- неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;
- психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.
Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:
• акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;
• математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;
I. Характерные черты языкознания 2-ой половины XX века.
... теоретического языкознания Института языкознания РАН: «Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи» под редакцией Елены Самойловны Кубряковой (М., 1991); «Человеческий фактор в языке: Языковые ... возможных целей высказывания. Выделение исходного набора функций способствует фундаментальному изучению употребления языка в различных условиях общения. Неофункционализм проявляется наиболее активно ...
- информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;
- кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.
Функции языка
Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.
- коммуникативная (быть средством, орудием человеческого общения) с ее производными, частными функциями:
контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго!
апеллятивная функция – функция призыва, побуждения к действию: Возьми ручку, пожалуйста.
конативная функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием, ср. магическую силу заклинаний или проклятий в архаическом обществе или тексты реклам – в современном;
эпистемическая функция – функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания; эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка);
- когнитивная функция (т.е. гносеологическая, познавательная функция) – быть средством получения новых знаний о действительности, эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли; производные этой функции:
аксиологическая функция – функция оценки;
номинативная функция – функция называния; с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (ср. в языке эскимосов существует более двадцати названий для льда, а в языке арабов – множество наименований для верблюдов, в которых актуализируются самые разные признаки) и др.
Кроме этих основных функции языка, иногда выделяют
эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения настроений и эмоций человека путем подбора слов, использования определенного типа интонации:У него такая физиономия!);
Особенности психических функций человека
... новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими ... в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком ...
эстетическую (проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя),
метаязыковую (металингвистическую, быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: Слог – это минимальная произносимая единица) и некоторые другие.
Происхождение языка (глоттогенез)
Проблема происхождения естественного человеческого языка (глоттогенеза) не является чисто лингвистической. Ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, психологии и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка».
Еще в глубокой древности человечество волновал вопрос: как и почему люди начали говорить? Древнегреческие ученые вели долгий спор о том, возник ли язык «от природы» или «по установлению».
Первый ответ на вопрос о ПЯ дает религия, церковь: это Всевышний создал человека и все сущее на Земле. Бог же, очевидно, создал и язык. Эта гипотеза получила название креационной (лат. creo – творю, создаю), теологической (божественной).
Идею получения людьми языка от каких-то высших сил разделял Платон.
Начиная с XVIII века проблема ПЯ была поставлена как научно-философская.
Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с эволюцией человеческого организма, и факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.
Биологические теории объясняют происхождение язык эволюцией человеческого организма — органов чувств, речевого аппарата и мозга. Они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две — звукоподражательная и междометная.
Звукоподражательная теория объясняет ПЯ эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных. Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете.
Звукоподражательная теория основывается на двух положениях: 1) первые слова были звукоподражаниями, 2) в слове звучание символично, значение отражает природу вещей.
Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова гав-гав, хрю-хрю и их производные гавкать, хрюканье. Однако звукоподражательных слов в языке мало и, главное, они различны в разных языках.
Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот почему утка для русского кричит кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для француза кан-кан (сапсапer), а для датчанина pan—pan (rapper). Различны и подзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например свинье, утке, гусю.
Ассоциативная теория мышления
... при помощи часов. Между реальным предметом и его отображением в мышлении всегда присутствуют действие, образ или слово. Кроме того, из всего разнообразия свойств предметов и явлений, ... но открытые глазу аналитика. Другими словами, если ощущения и восприятие позволяют судить об единичных, отдельных свойствах предметов и явлений, то мышление – об закономерных общих и существенных ...
Кроме того, наиболее употребительные слова далеки от звукоподражательных.
Междометная (или рефлексная) теория объясняет ПЯ теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории,— непроизвольные выкрики, междометия, провоцируемые чувстченным восприятием мира. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Сторонниками рефлексной теории были Ч.Дарвин, Я.Гримм.
Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более рациональные понятия.
Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Игнорирование социального фактора в этих теориях привело к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную — «теорией тфу-тфу».
Социальные теории ПЯ объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека.
Теория социального (общественного) договора рассматривает язык как сознательное изобретение и творение людей. Так, уже Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».
Теория социального договора в XVIII в. была поддержана А.Смитом и Ж.-Ж.Руссо.
В конце 70-х годов 19 столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Л.Нуаре справедливо подчеркнул, что «мышление и действие были первоначально неразрывны», так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов.
Язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности.
При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначальный язык был набором глагольных корней.
Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия
... компаний в своих стратегиях управления персоналом используют теорию поколений. Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут вам найти общий язык с представителями поколений, наиболее активных на ... несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В качестве основы своей теории ученые приняли ценности представителей разных поколений. Семейное воспитание и общественные события, ...
Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку — выкрикам, причем язык может и не сопровождать трудовое действие.
Все философы подчеркивали особую роль в становлении человеческого сознания и звуковой речи «кинетического языка» — языка жестов и пантомимы. Основателем теории ПЯ из жестов считается немецкий философ и психолог В.Вундт. Это теория близка к междометной, но дополняет ее. По Вундту, первоначальное слово – это бессознательный продукт внутреннего мира человека, психических движений этого мира. Вундт считал, что первоначально существовало как бы два языка – язык звуков и язык жестов. Постепенно звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль, как менее удобный по сравнению со звуковым. Приречевая жестикуляция начинает играть различную роль у разных народов, что соответствует их особому психическому и душевному складу.
Со второй половины XIX в. Наступило всеобщее разочарование в попытках решить проблему ПЯ. Французская Академия постановила не принимать к рассмотрению работы по ПЯ. Тем не менее проблема продолжает оставаться в поле зрения науки. В 1984 г. было основано Международное общество по исследованию глоттогенеза. Основное направление научного поиска – выявление тех материальных и социальных факторов, которые делали возникновение языка неизбежным.
Язык и мышление
Проблема «язык и мышление» — одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному: представители логического направления, например, отождествляли эти понятия; сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос по-другому, обосновывая главенство то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению; представители американского структурализма полагали, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились в том, что связь между языком и мышлением существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. «Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества» (Философский энциклопедический словарь).
Орудием мышления является язык, а также другие знаковые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве).
Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, а язык — материален (все его единицы облечены в звуки).
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...
... между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их ... [39]. Так же у детей с общим недоразвитием речи возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ...
Мысль же не имеет свойств материи (массы, протяженности, плотности и т.д.).
Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передает суждения или сообщения о предметах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире, расчленяя и закрепляя их в сознании. Таким образом, язык, с одной стороны, является средством выражения мысли, а с другой – орудием ее формирования.
Последние работы в области психологии и психолингвистики доказали, однако, что мышление может осуществляться не только с помощью языка, но и без слов, с помощью лишь наглядно-чувственных образов (ср. наглядно-образное мышление композитора, скульптора, художника или мышление животных, позволяющее им правильно ориентироваться в пространстве).
Но наличие этих несловесных форм мышления не опровергает, как представляется, языковую концепцию мышления, так как предметно-чувственные образы мышления выполняют по сути ту же функцию, что и язык.
В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным: развитие письменности, например, усиливало воздействие языка на мышление, расширялись и сами возможности языка как средства оформления мысли. Однако и развитие мышления оказывало воздействие на язык, расширяя значения слов, способствуя увеличению лексического и фразеологического состава языка.
Мышление тесно связано с познанием. Согласно теории отражения, первой ступенью познания является чувственное восприятие действительности. Внешний мир, воздействуя на органы чувств, вызывает в человеке определенные ощущения. Эти ощущения от предметов и явлений внешнего мира и являются материалом для мышления, у человека возникает представление о предмете и на его основе образуется понятие. На второй ступени познания в процессе отвлечения от чувственного восприятия конкретного предмета, когда во внимание принимаются наиболее существенные и общие его свойства, понятие облекается в форму, а именно в слово, поэтому «всякое слово уже обобщает». А поскольку на разных этапах развития человечества уровень его знаний о мире был разным, то даже в развитых языках можно найти немало слов, которые иллюстрируют «примитивное» мышление народа (ср., например, этнокультурную мотивировку названий человека в индоевропейских языках названием земли (большинство^ их соотнесено с и-е корнем *ghem-/*ghom-, ср. лат. homo ‘человек’, которое восходит к *ghem > humus ‘земля’), т.е. является выражением древних мифологических представлений «земля (люди) — небо (боги)»; или же выражение «Солнце село», отражающее первоначальное представление о том, что солнце вращается вокруг земли).
Теория отражения согласуется с учением И.П.Павлова о двух сигнальных системах. В соответствии с этой теорией, человек в своем познании мира использует две сигнальные системы. Первая сигнальная система дает сознанию только ощущения, она включается на первой ступени познания, когда предметы и явления внешнего мира оказывают воздействие на наши органы чувств, вызывая у нас определенные ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые и др.), этой сигнальной системой обладают и животные, вторая сигнальная система включается на второй ступени познания, она и становится базой формирования понятий, суждений, умозаключений, когда восприятие внешнего мира происходит через воздействие слов, т.е. «на основе впечатлений от действительности, на основе этих первых сигналов ее, — писал И.П.Павлов, — у человека развились вторые сигналы в виде слов». Таким образом, именно вторая сигнальная система лежит в основе языкового общения. Вторая сигнальная система развилась в процессе; труда человека, поэтому ею обладает только человек как существо разумное, нуждающееся в средстве общения, т.е. в языке. Именно вторая сигнальная система обеспечивает переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, т.е. к формированию понятий, суждений, умозаключений, получающих свое выражение в слове. Слово позволяет обозначить не один только данный конкретный предмет, а целый ряд однородных предметов, т.е. оно объединяет предметы на основе общего признака или функции в классы, разряды, группы, что способствует формированию у человека понятий о вещах и явлениях внешнего мира.
Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ
... стороны. Общение как обмен информацией возможно, если люди пользуются языком, речью как средством общения. Человек, ... общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе ... языке. Обмен информацией возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.) известны участникам общения. Общение ...
Язык и речь
Как свидетельствует история языкознания, понятия язык и речь часто не различались: либо язык сводился к речевой деятельности индивидуума, либо речь и ее влияние на язык полностью игнорировалась. Между тем язык и речь, образуя единый феномен человеческого языка, не тождественны друг другу.
О необходимости разграничивать эти понятия говорил еще В. фон Гумбольдт («Язык как совокупность его продуктов отличается от отдельных актов речевой деятельности»).
Однако теоретическое обоснование этого положения дали Ф. де Соссюр и Л.В.Щерба. Швейцарский ученый, в частности, предложил различать язык (langue) и речь (parole).
Хотя в своем существовании они взаимосвязаны («Язык необходим, чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы установился язык»), однако все же не сводимы друг к другу и не могут рассматриваться в одной плоскости. «Это две вещи совершенно различные», — говорит Ф. де Соссюр. Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному («Речь – это индивидуальный акт воли и понимания»).
Поэтому он призывал разграничивать лингвистику языка (объектом которой является собственно язык) и лингвистику речи (изучающую особенности индивидуальной речи).
Творческое развитие основных изложений теории Ф. де Соссюра содержится в статье Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Щерба предложил различать не два, а три аспекта языка: речевую деятельность (т.е. процесс говорения и понимания), языковую систему (т.е. грамматику языка и его словарь) и языковой материал (т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в акте общения, или, говоря языком современной лингвистики, – тексты).
Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:
-
язык — это средство общения, речь — это производимый этим средством вид общения, т.е. речь — это воплощение и реализация языка, который через речь выполняет свою коммуникативную функцию;
4 стр., 1990 словФормирование словообразовательных навыков у младших школьников ...
... грамматической стороны языка обусловлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с ... не проведенная коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов – социально педагогической запущенности, эмоциональных, ...
- язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
- язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
- язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивидуальна, она отражает лишь опыт индивидуума;
- язык и речь имеют разную организацию: для языка характерна уровневая организация, для речи — линейная, речь представляет собой последовательность слов, связанных в потоке, язык же вносит в эту последовательность иерархические отношения;
- язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет (ср. есенинские стихи: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).
Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).
Если язык — это средство общения «в покое», то речь — это то же средство общения, но «в действии».
Термин «язык» обозначает и строение языка, и литературную норму, и индивидуальную речь, например язык Пушкина. И это в известном смысле правильно, так как язык — сложное явление, и нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления. Противопоставляя речь языку, речью называют и речевые умения, и речевой акт, и результат речи — текст, и даже саму речевую деятельность — языковую способность (компетенцию) и речевое поведение.
Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит, во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, а во-вторых, в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику.
Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента — говорение (писание), восприятие и понимание речи (текста).
Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками.
Язык и общество. Язык как общественное явление
Как явление социальное, общественное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Язык создается и развивается обществом.
Вопрос о связи языка и общества имеет разные решения.
1. Связь языка и общества отсутствует, так как язык развивается и функционирует по своим законам (польский ученый Ежи Курилович).
2. Эта связь является односторонней. так как развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (французский ученый Ж.Марузо) или наоборот – язык сам обусловливает специфику духовной культуры общества (американские ученые Сепир, Уорф).
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ...
... как в устной, так и в письменной речи является слово, однако слово, воспринимаемое в устной речи, недискретно. Этот аспект изучения речи детей в логопедических исследованиях практически не ... 5 Между тем в процессе овладения языком в онтогенезе способность порождать речь предопределяется уровнем сформированности процесса восприятия речи, и, чтобы правильно моделировать собственные речевые ...
3. Связь языка и общества является двусторонней.
Последняя точка зрения получила наибольшее распространение.
Человек не может быть изолирован от общества. Язык тем более связан с обществом, его историей.
Социальная сущность языка хорошо видна при сравнении его со звуковой сигнализацией животных. Животные имеют органы, схожие с органами человека, в том числе мозг, органы чувств и носоглотку. Человек может научить животных произносить и воспринимать человеческие слова (попугай Коко «знал» 120 слов, собака Дурова произносила слово «мама»).
Однако животные не воспринимают и не производят звуков вне конкретной ситуации, для обозначения понятий. Показательно, что дети, оказавшиеся «на воспитании» у животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить. ни поступать так, как человек.
В 1920 году индийские охотники обнаружили в волчьей норе двух девочек. Девочки вели себя как волки, особенно старшая – Камала; она прожила с волками не менее 5 лет. Камала ходила на четвереньках, опираясь ладонями и ступнями о землю, она бегала так же быстро, как человек на двух ногах. Камала лакала воду, как собака, с жадностью набрасывалась на сырое мясо, грызла кости, а по ночам выла по-волчьи. Девочка совершенно не умела говорить.
О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык — один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т.к. язык является орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических и иных традиций.
Влияние общества на язык является опосредованным (например, в индоевропейском языке имелось прилагательное *patrio-s (patrius) ‘отцовский’, но не было прилагательного со значением ‘материнский’, т.к. в древнем патриархальном обществе владеть чем-либо мог только отец).
Одной из форм такого влияния является социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Яркой иллюстрацией такой социальной дифференциации языка являются изменения, которые произошли в русском языке после Октябрьской революции, когда в язык хлынуло огромное количество новых, социально окрашенных слов, произошло изменение традиций усвоения литературного языка, в частности, норм произношения.
Связь языка с обществом является объективной, не зависящей от воли отдельных индивидуумов. Однако возможно и целенаправленное влияние общества (и в частности, государства) на язык, когда проводится определенная языковая политика, т.е. сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык, призванное способствовать его эффективному функционированию в различных сферах (чаще всего это выражается в создании алфавитов или письменности для бесписьменных народов, в разработке или усовершенствовании правил орфографии, специальной терминологии, кодификации и др. видах деятельности, хотя иногда языковая политика государства может и тормозить развитие национального литературного языка, как было, например, в России в XIX в., когда царское правительство запрещало печатание книг на украинском языке и преподавание в школах Украины велось на русском языке).
Факты показывают, что язык, будучи важнейшим средством общения и формой национальной культуры, тесно связан с обществом, его категориями и институтами. Однако особое общественное назначение и особое строение делают язык самостоятельной общественной категорией.
Социальная и территориальная дифференциация языка
Общественная природа языка проявляется прежде всего в его связи с народом – творцом и носителем данного языка, его нормы, в частности литературно-письменной. Наличие общенародного языка – проявление социальности языка. Социальность языка проявляется также в социальной дифференциации языка, в наличии диалектов (dialektos – говор, наречие) – территориальных и социальных.
Диалект не образует сам по себе языка: он часть того или иного языка.
- Местный (территориальный) диалект
– это совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространенных на той или иной территории.
Фонетические и лексические особенности более разнообразны, чем грамматические.
1.1. Фонетические диалектные особенности
В некоторых говорах русского (и татарского) языка не различаются звуки [ц] и [ч], совпадая в одном звуке – [ц] или [ч]: цай, хоцу, цапля или чай, хочу, чапля (цоканье или чоканье).
Особенно заметны диалектные различия в произношении неударных гласных, порождающие такие фонетические явления, как разные виды оканья, аканья, яканья.
У миленка серы брюки
И такой же спинзацок.
Я наросна подмигнула
Он бяжыт как дурацок.
(Частушка, записанная П.Я.Черных в Иркутской области.)
- Лексические диалектные особенности:
гутарить – говорить, буряк – свекла, курень – дом, баз – двор.
- Грамматические диалектные особенности:
За грибам за ягодам вм. за грибами ха ягодами.
У мене, у тебе вм. у меня, у тебя.
Быват вм. Бывает
II. Жаргоны и профессиональная речь.
Жаргоны имеют узкую сферу применения – социальную. Жаргоны свойственны, с одной стороны, верхушке господствующего класса (дворянский жаргон – «салонный» язык: «ворота слуха» вм. уши; «Я обошлась посредством платка» (Н.Гоголь)), а с другой стороны, – деклассированным элементам общества (воровской жаргон: «мокрое дело»).
Отклонением от литературного языка являются молодежный сленг и детская речь (копатка, гульвар).
Жаргон представляет собой набор некоторого количества специфических слов и выражений, иностранных слов и переосмысления общих слов, некоторых отклонений в их произношении, например, добыча (шахт.), компас (морск.).