Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

  1. Понятие общения
  2. Структура общения
  3. Виды общения
  4. Уровни общения
  5. Средства общения

  1. Понятие общения.

В процессе жизнедеятельности человек вступает в контакты с природой и с другими людьми

Контакты с природой — это деятельность, контакты с другими людьми—это общение.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью.

Общение — это связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимопереживании.

Итак, общение—это обмен информацией между людьми. Причем человек может вступать в отношения непосредственно, а может опосредованно (просмотр телепередач, чтение книг и т.п.).

процесс общения — сложный, многогранный. Он может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. То есть, общение— вид самостоятельной человеческой деятельности. Общение—атрибут других видов деятельности ( игры, учебы, труда).

Общение— взаимодействие субъектов.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы человек с рождения был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым, он оставался бы полуживотным (дети Маугли).

В общении большое значение имеет вопрос о субъекте и объекте.

Субъективность проявляет себя в способности человека выразить критическое преобразующее отношение к окружающему миру и собственной жизнедеятельности, стать самостоятельным распорядителем собственной жизни.

11 стр., 5088 слов

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

... курсовой работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере России и Китая. ... происходит с глазами, бровями, губами, лбом. Глаза помогают коммуникантам устанавливать визуальный контакт. Глядеть на говорящего значит не лишь заинтересованность, это помогает нам ...

Объект предстает как предмет приложения активности субъекта, который допускает и терпит, чтобы его преобразовывали, познавали, оценивали и манипулировали им.

Субъективно- субъективное взаимодействие— это отношения, где люди воспринимают друг друга в качестве равноправных партнеров общения. Этим общение как специфический вид деятельности отличается от других видов деятельности, где действия субъекта совершаются в отношении объекта.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности: побуждение к действию, предупреждение о чем-то, передача знаний, обучение и воспитание, установление деловых и личных контактов. У животных цели общения не выходят за рамки биологических потребностей, у человека цели представляют собой средство удовлетворения многих потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных, моральных и др.

Содержание общения— это информация, которая передается от одного человека к другому. Содержанием могут быть ЗУН, сам человек, его внешний вид, характер, манеры поведения, сведения о мотивах, эмоциональном состоянии, отношения и многое другое. Чем больше конкретных тем у человека, чем они разнообразнее, чем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

  1. Структура общения.

По своей структуре общение включает 3 стороны:

  1. коммуникативная— обмен информацией
  2. интерактивная — взаимодействие людей, вступающих в общение
  3. перцептивная — восприятие и понимание друг друга.

Рассмотрим эти стороны.

Общение как обмен информацией возможно, если люди пользуются языком, речью как средством общения. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и ото, кто ее принимает (реципиент) должны говорить на одном языке. Обмен информацией возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.) известны участникам общения.

Общение как взаимодействие людей представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение Б, вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Ориентировка на нормы позволяют человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися. Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию ( по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...

Каждая роль должна отвечать определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Успешность общения зависит от соответствия поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и оценка человеком человека. Общение возможно, если люди могут понять, что представляет собой партнер по общению и оценить уровень взаимопонимания. Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсальных психологических механизмов, объясняющих как происходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних особенностей. Эти механизмы можно разделить на 3 группы:

  1. механизмы познания и понимания других: идентификация, эмпатия, аттракция
  2. механизмы познания самого себя: рефлексия
  3. механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению: каузальная атрибуция.

Идентификация — способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. (н-р, можно представить, что чувствуют другие перед экзаменом).

Идентификация дает возможность понять нормы, ценности другого человека, его поведение, вкусы, привычки; дает возможность строить свое поведение как партнер.

Эмпатия —стремление эмоционально откликнутся на проблемы партнера. Эмпатия предполагает: стать на место другого, рассмотреть проблему с точки зрения другого. Но эмпатия не означает отождествления с другим. Человек воспринимает, понимает, принимает во внимание линию поведения другого, но свою может строить по-другому ( в отличии от идентификации).

Эмпатия является основой содействия, помощи друг друга. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого, сопереживать, сочувствовать. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого, что он переживает, как оценивает окружающий мир (читаешь книгу, смотришь фильм—чувствуешь то, что герой).

Аттракция (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра чувств разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви. Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутренне сходство. Водитель большегрузного транспорта и водитель автобуса лучше поймут друг друга, чем мотоциклист; подросток подростка, чем подросток взрослого.

Рефлексия — способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. То есть, представить как партнер воспринимает меня. Получается зеркальное отражение. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого.

Человек не всегда может знать все о поведении, причинах поведения других людей. Это вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... себя иначе в присутствии трудных людей. Изменить собственное поведение Поменяйте свою манеру общения с трудными людьми и «заставьте» их иначе относиться к вам. Трудные люди Танк Ваша цель – ... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ...

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется каузальной атрибуцией или причинной интерпретацией. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, то есть приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем соотнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, то есть отвечающим социальным стереотипам.

Стереотип— сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Н-р, носящие очки кажутся более умными, улыбающиеся—добрыми. Есть этнические стереотипы (образ кавказца), профессиональные (военный всегда дисциплинирован, прокурор— строг) педагогу надо помнить о стереотипе в отношении «плохих» и «хороших» учеников.

3 Виды общения.

По содержанию:

  1. материальное (обмен предметами, продуктами деятельности)
  2. когнитивное (обмен знаниями)
  3. кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять настроение)
  4. мотивационное ( обмен целями, интересами, мотивами, потребностями)
  5. деятельностное ( обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

  1. биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма; удовлетворение основных органических потребностей.
  2. социальное — расширение и укрепление межличностных контактов, личностного роста индивида.

По ступени опосредованности:

  1. непосредственное (прямое) — с помощью естественных органов: рука, голова, туловище, голос; общение лицо в лицо
  2. опосредованное (косвенное) — с использованием специальных средств, через предметы (телефон, телевидение, радио), через посредников ( на конференции, съезде).

По длительности:

  1. кратковременное — по одной теме и на небольшой отрезок времени
  2. долговременное— длительное ( может привести к взаимопониманию, а может к пресыщению).

По законченности:

  1. законченное — когда исчерпана тема
  2. незаконченное — не доведено до конца.

По средствам :

  1. вербальное — на основе речи
  2. невербальное— при помощи жестов, мимики, пантомимики, телесных контактов.

По контингенту участников:

  1. межличностное — общаются два участника между собой
  2. личностно-групповое — руководитель и группа
  3. межгрупповые — между группами; если цели групп совпадают, то есть объединение, общение носит мирный характер, если нет— возникает конфликт.

Выделяют еще деловое общение — для совместного решения задач, выполнения деятельности

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов и сделать их достоянием всех. «…Одним из самых первых открытий ...

И личностное —сосредоточено для решения проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.

  1. Уровни общения ( по А.Добровичу)
  1. Примитивный уровень — учет только своих потребностей, игнорирование личности партнера.
  2. Манипулятивный — учет личности собеседника с целью манипулирования. Можно прикинуться слабым, больным, чтобы заставить других что-то выполнять.
  3. Стандартизированный— контакт масок. Скрывают истинные чувства за «маской» шута, тигра, зайца. Когда не желаем общаться, а вынуждены ( инспектор и правонарушитель, учитель и неуспевающий ученик).
  4. Конвенциальный — договор, соглашение. Конвенция о ненападении ( я вам не мешаю и вы мне не мешайте).
  5. Игровой — когда знаем человека, желаем ему понравиться, произвести впечатление. (влюбленные, сверстники).
  6. Деловой — ради общего дела.
  7. Духовный — партнер настолько значим и желаем для другого, что общение с ним воспринимается как высшее благо, праздник души. Готовы уступить друг другу, пожертвовать ради другого( любящие).

  1. Средства общения.

Выделяют такие средства общения:

  1. Язык, речь — смысл слов, темп, тембр, ритм, интонация, смех, плач, шепот, кашель.
  2. Облик: физиогномическая маска ( господствующее выражение лица), одежда, манера держаться.
  3. Жест—движение, передающее психическое состояние;

Мимика —динамическое выражение лица.

  1. Обмен вещами, предметами.
  2. Тактильно-мышечная чувствительность: рукопожатие, ребенок на коленях матери и т.п.
  3. Изображение: фото, картины, фильм, рисунки.
  4. Положение партнеров (дистанция).

    Коммуникативное значение дистанции изучает наука проксемика.

Существует понятие личностного пространства.

Личностное пространство— это пространственная сфера вокруг человека, ограниченная мысленно чертой, за которую другим не следует входить. Это та часть пространства, которая находится непосредственно вокруг тела человека и с которой человек считает себя отождествленным.

Межличностное пространство—это та дистанция, которая должна разделять собеседников друг от друга и от остальных.

Основатель проксемики Э. Холл выделил 4 пространственные зоны:

  1. Интимная зона ( от 15 до 45 см).

    Эту зону человек охраняет как свою собственность и допускает туда самых близких людей: дети, родители, супруги, влюбленные, друзья.

  2. Личная зона (45-120 см) — для обыденного общения со знакомыми людьми, коллегами. Предполагает визуально-зрительный контакт между партнерами.
  3. Социальная зона (120-400 см)— обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских помещениях (вызов к доке).

    6 стр., 2551 слов

    Общение как условие развития личности

    ... Характеристика понятия общения; . Исследование развития общения у детей; . Выявление роли общения в психическом развитии человека; . Исследование роли диалога в развитии личности. 1. Понятие общения Общение - это ... деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению ...

    Используется с людьми, которых мы не очень хорошо знаем.

  4. Общественная или публичная зона (более 4 метров).

    При общении с большими группами людей (лектор и слушатели, на митинге).

Исследования показали, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове, учащение дыхания ( в автобусе в часы пик).

Учителю необходимо помнить об этом и правильно строить процесс общения с учащимися.