Несомненно, проблема человекаявляется одной из сложнейших, хотя множество различных наук с разных точекзрения рассматривали этот вопрос. “Пальму первенства” в области изучения человекаследует отдать философии, как науке древней и повсеместно распространенной. Среди важнейших мировоззренческих вопросов,которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных местзанимали проблемы человека. И вопрос о сущности человека, его происхождении иназначении, месте человека в нашем мире — одна из основных проблем в историифилософской мысли с древних времен. Именно с той эпохи можно начать изучениепоставленной проблемы. В философии Древнего времени, во время господствующего Космоцентризма,человек мыслился как органическая часть. Средневековая философия несколькосместила акценты и человек стал одним из многочисленных созданий бога. ЭпохаВозрождения сделала из человека предмет культа, возвысив его над всей природой.А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала егосложным механизмом и наделила высоким знанием.
Таковыипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромногопериода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может датьоднозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, каксам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как“индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорнуюпоследовательность этих понятий: индивид — индивидуальность — личность. Именнотак, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности исоставляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждоеиз этих понятий.
Индивидомявляется каждый человек с момента рождения (и даже раньше) до смерти. Этоттермин неотъемлем от человека, что бы с ним не происходило, при каком бы режимеон ни жил. Всё, что приобрело человечество в процессе эволюции, как физические,так и психические качества, все это плавно переходит во владение каждомуотдельному индивиду. Благодаря особенностям анатомического строения человексмог стать человеком, то есть имеются ввиду возможности беспрепятственногообмена информацией и творческого труда. На этой основе человек смог развить иуглубить свои данные природой качества, и приобрести индивидуальность. И чембольше воздействие индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность.При этом происходит так называемая “социализация” индивида — внедрение индивидав общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, позамечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но врамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждогочеловека индивидуализировано. А является ли “индивидуализированный” индивидличностью? В некотором смысле — да. Оформившаяся индивидуальность — без малоголичность, но нельзя смешивать эти понятия, так как личность — “вершина” всейструктуры человеческих свойств, а индивидуальность — это “глубина” личности исубъекта деятельности (Ананьев Б. Г.).
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик ... в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, ...
Следует также заметить, чтоиндивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойстваиндивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Таким образом,можно сказать, что индивидуальность — это оболочка, внешний облик личности,благодаря чему человек становится неповторимым. Именно индивидуальность поможетвам выявить одного близнеца из трех, четырех, даже из сотни ему подобных.Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, ноименно эти общие законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему иникому более.
Многиефилософы и психологи делают упор на то, что человек без общества — ничто,представитель приматов. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил,что “человек — животное, скованное культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибокультура — есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, иповсеместно насаждаемые, в зависимости от потребностей той или иной группылюдей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесьнельзя не упомянуть известного социолога Питирима Сорокина, утвердившеготриединство личности, общества и культуры.
Итак,формирование личности проходит в три этапа: появление индивида — первоосновыличности — здесь происходит как бы приноровление к эволюционным физиологическимособенностям человека. Далее, на эту основу биогенетических задатковнакладываются “общие” законы общества, преломленные через сознание индивида,через его психо-социальное ядро, внутренне “Я”. И вот, по прошествии известноговремени, перед нами возмутитель спокойствия выдающихся умов человечества — ЕеВеличество Личность.
Но нестоит утверждать, что к 18-21 годам процесс формирования личностиостанавливается, нет — человек как личность не есть некая законченная данность.Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.
“Ужизни нет иного смысла, чем тот, который человек придает ей сам”.
ЭрихФРОММ
“Личностьсоздается средой и событиями, но и события осуществляются личностью и носят насебе их печать — тут взаимодействие”.
АлександрГЕРЦЕН
Из всех проблем, с которымисталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутаннойявляется загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях невелись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный иточный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит втом, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешнимвидом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Средилюдей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Этигромадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачипо установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...
... исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают ... ценностями, они составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества. Вступление общества в новую информационную эпоху своего развития определило возникновение и новых ...
Теология,философия, психология, естественные и социальные науки -некоторые из течений, врусле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведенияи саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то жевремя другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблемастоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества- стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды,ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являютсяследствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как,возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколькомы продвинемся в понимании себя и других.
Проблемачеловека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развитияявляется одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особуюзначимость в период революционного обновления нашего общества. Главноенаправление возрождения — это его гуманизация.3
Рассмотрение поставленныхвопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выясненияразличия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являютсяодно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.
И вэтой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что “личность- есть общественно развитый человек”. Как мы увидим далее, вышесказанноеявляется кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так какпочти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.
Потеории Пьера Тейяра де Шардена, человек не может видеть ни себя внечеловечества, ни человечество — вне универсума, а феномен человека заключаетсяв том, что он — человек — в природе есть настоящий факт, к которому приложимытребования и методы науки, причем из всех фактов, с какими имеет дело нашепознание, ни один не является столь необыкновенным, озаряющим. Выводом явилосьвысказывание, что “человек — не статический центр мира, как он долго полагал, аось и вершина эволюции”.
ПитиримСорокин обособил и выделил структуру социокультурного взаимодействия, состоящуюиз трёх аспектов, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъектвзаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидовс его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура каксовокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица,и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают этизначения.
Подчеркиваяместо и роль социальных факторов в жизни человека, К. Маркс отмечал, что“сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельностиона есть совокупность всех общественных отношений”.
Средиважнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решалафилософия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. И вопрос оприроде (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека вмире — одна из основных проблем в истории философской мысли с древних времен.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек - понятие родовое, отмечающее принадлежность существа к самой высокой степени развития живой природы ... изменениям в течении человеческой жизни. Темперамент являет собой общебиологическую основу, на которой осуществляется формирование личности в качестве социального ...
Апроблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философиидревнего мира. В ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философскогомышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, ачеловек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человекнесвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко ивраждебен. Идеальное существование человека — это жить в согласии с этим миром.Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умениичеловека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основыгуманизма — идейного течения, которое рассматривает человека как существоуникальное, высшую ценность и цель общества.
В философиисредних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения,представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бограссматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из егомногочисленных созданий. Смысл жизни человека состоял в постижениибожественного, приближении к нему и тем самым — в спасении себя. Человек неверил в себя, он верил в бога. Философия средних веков в большей мере, чемдревняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самымсоздавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира ипостепенного противопоставления ему.
Вотличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратилачеловека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризмкак специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход отрелигиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическаяориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрожденияутверждала идею всемогущества и всесилия человека.
ЭпохаВозрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека надостальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничногоиндивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала, чточеловек — это продукт окружающей природы, а не результат собственнойдеятельности.
В целомдля философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человекаприроде. Человек ставится выше природы.
В философииНового времени человек исследовался с позиций механизма как философскогомировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм,сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительнойэволюции. Главное качество в человеке — это его разумность. Можно сказать, чтопризвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.
“Величиечеловека — в его способности мыслить. Человек — всего лишь тростник, слабейшееиз творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе ненадо всей Вселенной, достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже егоуничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, чторасстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает… Толькомысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто…” — Б.Паскаль.
Говоряо личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Словоличность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”.Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское “личина”), которыенадевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утратусвоего места и статуса в определенной иерархии.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...
Нужноотметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личностисвязывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. Вевропейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицосимволизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие“жизненность” куда входят и духовные, и телесные качества индивида.
Как ввосточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, т.е. личности — это категорический императив человеческого достоинства, без чего нашацивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это сталоподлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальныхконфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека слица земли.
Такимобразом, самого начала в понятии “личность” был включен внешний, поверхностныйсоциальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенныежизненные роли — некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Марксизмисходит из того, что люди никогда не жили, не живут и не будут житьизолированно друг от друга: “Индивид есть общественное существо. Поэтому всякоепроявление его жизни … является проявлением и утверждением общественной жизни”.13В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельностьвзаимообуславливается, именно в своем взаимодействии люди и составляюторганическое целое — общество. Общественные отношения, взятые в их единстве,формируют человека как личность. Личность — это человеческий индивид васпекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкурирующихвидов деятельности и общественных отношений. Однако это положение нельзяпонимать таким образом, что в личности нет ничего, кроме “совокупностиобщественных отношений”. Нет, личность, будучи сформирована под воздействиемсреды, становится активным деятелем, субъектом всех общественных отношений. Сэтих позиций личность представляет собой динамичную, относительно устойчивуюцелостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевыхкачеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания идеятельности.
Личностьпредставляет собой диалектическое единство общего (социально-типического),особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального,неповторимого, присущего только данной личности).
Сущностнаяхарактеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли,характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав иобязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной идействовать свободно.
Первымпонятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является«индивид». Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-тоцелого. Или, другими словами — представитель рода человеческого.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...
Человек,с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальныйиндивид, член конкретного общества. Человек как биологическое существоразделяет судьбу своих “меньших братьев”, то есть животных: рождается, болеет,испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает…
Однакоэто не означает, что биологическое в человеке — это только то, что генетическисближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чеммы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследственные особенностичеловеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь:прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучшеохватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения — свободныеруки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшеннойориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система;сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующиеразвитию речи.
Списокможно продолжать очень долго, и хотя все вышеизложенное есть у каждогочеловека, тем не менее “…сущность “особой личности”, — писал К. Маркс, — “составляет не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальноекачество…” Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальнымособенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальномпреломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойстваиндивида, то есть свойства, характеризующие его как личность.
В этомотношении советские философская и психологическая школы справедливо утверждали,что индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения досмерти. Приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальныхпреобразований и становится личностью лишь по достижению определенных вершин всвоем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлениемличности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств),которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными былавыдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждыйчеловек проходит так называемый “кризис рождения”, который имеет не толькофизиологическое значение, но во многом определяет параметры психическойдеятельности взрослого человека. Первый крик — крик “нет!”: отказ от того, чтоназывают жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своейприроде обстановки рождения человека исследовал Станислав Гроф. Онсистематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов и выработалметодику “второго рождения”, дав тем самым пищу для размышлений другим людям,выдвинувшим версию об одновременном рождении личности и человека.
Новорожденный- можно сказать уже индивидуальность: буквально с первых дней жизни, с первыхкормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошоузнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-, трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоениюсобственного “Я”. Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые“критические” моменты, во время которых происходит запечатление яркихвпечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека.Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными,например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-тособытия или внешним видом человека.
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
... других людей, своеобразие человека как индивида и личности. Каждый человек обладает и общими с другими людьми и индивидуальными качествами. На развитие индивидуальности человека сильное влияние оказывают обстоятельства его жизни. Личные качества человека изменяются ...
Дальнейшее развитие личностисвязано с “прохождением” других возрастных периодов и с, другой стороны, — сособенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст,профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном путинеизбежны и взлеты, — как правило, в юности и в возрасте 30 — 40 лет и застои(25 — 30, 40 — 45).
Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительскойсемьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.
Формированиеличностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе,но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит отиндивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретногочеловека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от егоиндивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей ипотребностей.
В рамкахобщественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Как уже былосказано ранее, индивид — представитель человеческого рода и личностью он нерождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но исубъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид иподнимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании итворчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнееон проявляет себя как личность. Здесь необходимо отметить, что личность ииндивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что онинеразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности).Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: “…Если личность — “вершина”всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это “глубина”личности и субъекта деятельности”.16
Поэтому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, существует множествомнений, так как индивидуальность не только обладает различными способностями,но еще и представляет некую их целостность, — как и личность (богато одаренныйчеловек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различныхзадатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всемидругими, определяя оригинальный способ их сочетания).
Таким образом, еслииндивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, толичность не может обрести свое самостоятельное бытие, не ставиндивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна поспособу своего существования.
Человек- продукт и субъект общественных отношений. Становление личности происходит впроцессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, чтоназывают социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е.учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д.: всеони имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят отстереотипа мышления и русский психолог Леонтьев А. Н. отмечает, что “роль — неличность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается”.
Еслинет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовойтравмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человекаи общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратитьличностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании,тяжелых заболеваний ЦНС и т.п.; в принципе личность может “умереть” в еще живомчеловеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения
... создает науку и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет жизни. Описаны случаи, когда находили детей, выросших в ... звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия. На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно ...
Активностьличности формирует ее жизненную позицию, состоящую в самоопределении личности,прогнозировано реализует ее во времени как линию жизни и ценностно определяетжизненную позицию и линию жизни на основе смысла жизни.
Жизненнаяпозиция — это обобщенный избранный личностью на основе своих ценностей способосуществления жизни, это созданное личностью на основе взаимодействия сусловиями жизни вторичное образование, которое выступает как основнаядетерминанта всех ее жизненных проявлений. Жизненная позиция заключает в себепотенциал развития личности, совокупность объективных и субъективныхвозможностей, которые открываются на основе такой позиции.
Жизненнаяпозиция и линия жизни могут находиться в различном отношении к социальнымтенденциям и структурам: они могут выражать уже сформулированные, выявленныесоциальные проблемы или еще назревающие; они могут быть характерными, но неперспективными для социального развития данного общества, поколения, класса,нации и т. д.
Причемдля психологии, жизненная позиция — это не совокупность социальных ролей, аспособ их осуществления личностью. Или, как заметил в своем докладе проф. А.Эскола: “Можно изучать чтение как жизненное занятие, но не учитывать, когда ипочему оно становится внутренней потребностью для одной личности и нестановится ею для другой, когда это занятие выступает в качестве решающего дляжизненной (профессиональной) позиции личности”.
Такимобразом, жизненная позиция определяется самой личностью, а не обществом, испособ личностного разрешения ситуаций, указывающий на жизненную позицию,создает новые возможности, что открывает дальнейшую жизненную перспективу.
Личность- понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенныепризнаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человекаличностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерныхдля человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает своевлияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальностьчеловека не возникает на пустом месте или только на основе биологическихпредпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальномпространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личностькак социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез ивзаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем вбольшей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в своюочередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности вфилософии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ееместо в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальноевыражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений,деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельностина личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодарякоторой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролейв обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается какличность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе чтоугодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только вделе. Этой же теории придерживается Б. Паскаль: “Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть…”
Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре ...
... деятельности социального работника, а также описанию личности представителей данной профессии посвящено немало исследований [1, 2 и др.]. Поскольку важность социальных служб и людей, работающих ... выявить степень выраженности следующих факторов: (1) — «Цели в жизни»; — «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни»; — «Удовлетворенность самореализацией»; (4) — «Локус контроля-Я (ЛК ...
Выделяют,в первую очередь, так называемую физическую личность или физическое “Я”. Этотело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности,основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый“предмет” для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека,как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могутбыть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человекеможно сказать по данным элементам. Это же относится и к произведениям ручногоили интеллектуального труда человека — украшение его быта, коллекциям,рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равнокак и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностныхкачеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г.Гейне: каждый человек есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним …”
Социальнаяличность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения материс ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролейчеловека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формысамоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социальнуюструктуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собойвсецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительныйуспех, а знаменатель — наши притязания.
Духовнаяличность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на которомдержится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность копределенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всейполноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностногоразвития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизниначинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путемобразования или подражания даже лучшим примерам.
Зачастуюона не только “держит” личность, подобно стержню, но и является высшим благом,верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность вдуховном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзясказать о физических и социальных потребностях. В знаменитом выражении Паскаляо человеке как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самыхсуровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, какинтенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства,религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но иактивного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживалии в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.
Выделениефизической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующихпотребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личностиобразуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизничеловека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленнойзаботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальныхсвязей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то чертапринимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личностина данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания,болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести ксвоеобразному ее “расщеплению” или деградации.
Личность- это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков,воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциальногоядра — “Я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности,ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способсоотношения своих интересов с общественными. Она же является основойформирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства,ответственности, совести. Таким образом “Я” есть сущностный элемент структурыличности, это высший духовносмысловой ее центр. Процесс соотнесения образа “Я”с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания,развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченнаяданность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.
РазработаннаяЗ. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярна в странах Запада.Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит вдуше человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Тольконебольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять иобъяснить.
Структураличности по Фрейду имеет три состояния.
“Оно” — собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы ипотребности.
“Я” — сознание.
“СверхЯ” — представлено на сознательном и бессознательном уровне.
Эти, выделенные Фрейдомпонятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать наповедение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можновыявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.